Институциональные ограничения трудовой активности молодежи на рынке труда России
18. Кодекс законов о труде. М.: Политиздат, 1973.
19. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2012.
20. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 16 . Официальный сайт Российской Газеты. URL: http ://www. rg.ru/2004/07/31/gossluzhba-dok.html (дата обращения 09.06.2013.)
21. Маркс К. Экономико-фгаософс^е рукописи 1844 года II Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.
22. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен II Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-воМГУ, 1984.
23. Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. М.: Фонд экономической инициативы, 1995.
24. С. Лэш, Дж. Урри. Хозяйства знаков и пространства» (Введение) / Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004.
25. Дж. Б. Кларк. Распределение богатства. М.: Гелиос АРВ, 2000.
УДК 316.334.23 ББК С5 60.5
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА Г. ГАТЧИНА
А.А. Юдина
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Современное общество вполне можно сравнить с паутиной или сетью, сплетенной из множества различных по содержанию и структуре нитей или связей. Теперь социальные группы зачастую не имеют четких границ, границы становятся размытыми, а люди погружены в слабо связанные, часто меняющиеся сети. Именно поэтому интерес к исследованию социальных сетей в последнее время так вырос как у западных, так и у отечественных социологов. Между тем исследования социальных сетей малого предпринимательства представляются несколько ограниченными, так как концентрируются в рамках довольно узкого контекста: либо на определенных отраслях промышленности [10, р. 409-422; 12, р. 390-405], либо на конкретных географических регионах [14, р. 109-136.] или же сосредоточены на изучении влияния социальных сетей на создание предпринимательской фирмы [13, р. 295-312; 9, р. 17-30], а комплексного исследования социальных сетей малого предпринимательства пока, к сожалению, нет, что ак-
туализирует комплексное исследование подобных сетей.
Между тем проведение таких исследований осложняется тем, что в современной социологии еще нет единого определения, что же такое социальная сеть. Так, по определению У. Пауэлла и Л. Смит-Дора, «сеть образована некоторым набором отношений, или связей, между акторами (будь то индивиды или организации). Связь между акторами характеризуется содержанием (тип отношений) и формой (сила отношений). В содержание связей могут входить потоки информации или ресурсов, помощь советом или дружеское участие, наличие общего персонала или членов в советах директоров» [3, с. 69]. Таким образом, любой тип социальных отношений можно представить как связь. То есть социальная сеть это объединение акторов, социальных отношений между ними и потоков информации или ресурсов.
Дж. Барнс характеризует социальную сеть следующим образом: «Каждый человек имеет определенный круг друзей, и
эти друзья в свою очередь имеют собственных друзей. Некоторые из друзей одного человека знают друг друга, другие нет. Я счел удобным говорить о такого рода социальных полях как о сетях. Под этим мне видится система точек, некоторые из которых соединены между собой. Точками этой системы являются люди, и линии соединения этих точек указывают, какие люди взаимодействуют друг с другом» [8, р. 43-44].
Данное определение перекликается с определением отечественного специалиста М. Стрежневой, считающей, что социальные сети представляют собой сложное сочетание относительно стабильных, децентрализованных, неиерар-хичных отношений, которые связывают разных по природе акторов, обменивающихся ресурсами для достижения общей цели [5, с. 74].
Гэри Файн и Шерил Клейнман определяют социальную сеть как «набор социальных отношений, которые люди наделяют значением и используют для личных и/или коллективных целей» [4, с. 264]. А наш соотечественник Н. Бритвин считает, что «социальная сеть - это социальная структура, состоящая из узлов/акторов (примерами узлов могут быть отдельные люди, группы людей или сообщества), связанных между собой одним или несколькими способами (главным образом нецентрализованного типа) посредством социальных взаимоотно-шений» [1, с. 46]. Это лишь малая часть определений социальной сети. Именно поэтому на основе анализа имеющихся определений мы выделили основные характеристики социальных сетей, чтобы определить, какой смысл вложен различными учеными в термин «социальная сеть»:
1. Социальная сеть часто меняется, и границы ее размыты;
2. Отношения в сетях персонифицированы;
3.Структуру и качество социальных связей между элементами сети определяют экономические действия, которые открывают уникальные возможности и обеспечивают доступ к этим возможностям;
4. Социальные отношения в сети строятся на доверии;
5. Между участниками сети происходит постоянный обмен различными ресурсами;
6. Структура отношений между акторами и местоположение отдельных акторов в сети имеет значение как для отдельных элементов, так и для сети в целом;
7. В социальной сети преобладают децентрализованные, неиерархичные отношения между акторами;
8. Нахождение в сети всегда нацелено на получение выгоды, как материальной, так и нематериальной.
Выявив основные характеристики социальной сети, мы можем дать собственное определение социальной сети - это набор персонифицированных, децентрализованных, неиерархичных, основанных на доверии отношений с размытыми границами между акторами, целью которых является обмен различными ресурсами для извлечения выгоды. Таким образом, из нашего определения видно, что, для того чтобы исследовать социальные сети малого предпринимательства, можно в качестве основной переменной, характеризующей наличие социальной сети, использовать такой показатель, как знакомство предпринимателей с другими предпринимателями [6, с. 18]. Чтобы узнать об особенностях социальных сетей малого предпринимательства в городе Гатчина, нами был проведен опрос малых предпринимателей в форме анкетирования и использована серийная гнездовая выборка. По развитию сферы потребительского рынка Гатчина является одним из лидеров в Ленинградской области [7], именно поэтому в качестве обследуемого гнезда был выбран потребительский комплекс, куда входят такие сферы предпринимательской деятельности, как розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, здравоохранение и предоставление социальных услуг. В результате было опрошено 945 предпринимателей г. Гатчины, из них 671 мужчина и 274 женщины. Анализировались социальные сети с помощью структурного подхода, утвер-
ждающего, что социальные сети предпринимателей обеспечивают им доступ к ресурсам и информации [11, р. 345-362], то есть с помощью данного подхода можно определить, как предприниматели Гатчины используют социальные взаимоотношения для получения советов, ресурсов развития и поддержания своего бизнеса, а также описать структуру и особенности этих сетей.
Для того чтобы определить наличие социальной сети малого предпринимательства в Гатчине, нами был задан вопрос о вовлеченности предпринимателей в социальные сети. Безусловно, как мы и предполагали, все предприниматели в той или иной степени знакомы с другими предпринимателями, различия наблюдались лишь в количестве знакомых предпринимателей. Так, лишь у 15% предпринимателей Гатчины знакомых предпринимателей совсем мало, тогда как 50,9% отмечают, что у них много знакомых предпринимателей, при этом 24,1 % из них не смогли определиться с количеством знакомых предпринимателей. Кроме того оказалось, что такой признак, как пол, оказывает влияние на количество социальных связей в социальных сетях малого предпринимательства Гатчины и соответственно на размер социальной сети. Так, 50,4% предпринимательниц Гатчины отмечают, что знакомых предпринимателей у них совсем мало, и только 20,5% предпринимательниц могут похвастаться обильными связями в предпринимательской среде. У мужчин все несколько иначе. Так, лишь 0,6% предпринимателей мужского пола обладают скудными связями с другими предпринимателями, а 77,5% отмечают, что у них много знакомых предпринимателей. Таким образом, можно констатировать, что в Гатчине размер социальных сетей редпринимателей-мужчин больше, чем у предпринимателей-женщин.
Такая переменная, как возраст, также оказывает влияние на количество социальных связей в социальных сетях малого бизнеса Гатчины и на размер социальной сети. Так, лишь 14,3% мужчин в возрасте от 18 до 24 лет отмечают, что у них мно-
го знакомых предпринимателей, в возрасте от 25 до 30 лет обилием знакомых предпринимателей могут похвастаться уже 74,8%, в возрастной группе 31-40 лет - 77,1%, в возрастной группе 41-50 множеством знакомых предпринимателей обладают 88,9%, а почти все мужчины старше 50 лет отмечают, что у них много знакомых предпринимателей (90%). У женщин-предпринимателей Гатчины с возрастом также прослеживается увеличение количества связей с другими предпринимателями. Так, у женщин-предпринимателей в возрасте от 25 до 30 лет обилием знакомых предпринимателей могут похвастаться лишь 9,1%, тогда как 90,9 % отмечают, что у них совсем мало знакомых среди коллег, в возрастной группе 31-40 лет всего 0,7 % отмечают, что у них много знакомых предпринимателей, в возрастной группе 41-50 лет обилием знакомых предпринимателей обладают 34,7% предпринимательниц, а в возрасте старше 50 лет все 100% женщин отмечают, что обладают многочисленными знакомыми в этой сфере. Таким образом, предприниматели Гатчины старших возрастных групп имеют больше знакомых предпринимателей, чем более молодые, а значит можно утверждать, что у предпринимателей Гатчины младших возрастных групп (до 30 лет) размер социальных сетей намного меньше, чем у предпринимателей старших возрастных групп, и это касается как мужчин, так и женщин.
Между тем, если мы посмотрим, сколько лет гатчинские предприниматели занимаются бизнесом и соотнесем это с количеством их знакомых в этой сфере, мы не увидим прямой зависимости как в ситуации с возрастом. Так, предприниматели-новички, которые в бизнесе до одного года, отмечают, что у них много знакомых предпринимателей (48,5%), тогда как тех, у кого таких знакомств нет, всего 16,7%. Предприниматели, занимающиеся бизнесом от года до 3 лет, являются группой с наибольшим количеством связей с другими предпринимателями -66,2% отмечают, что у них много знакомых в этой сфере. 60,3% предпринимате-
лей, занимающиеся бизнесом от 4 до 7 лет, отмечают то же самое. В группе предпринимателей, занимающихся бизнесом от 8 до 12 лет, процент предпринимателей, обладающих большим количеством знакомых в этой сфере несколько снижается и равен 55,9%, а в группе предпринимателей-старожилов (тех, кто в бизнесе более 12 лет) доля тех, у кого много знакомых коллег, составляет 62,6%. Таким образом, для предпринимателей при построении социальной сети или вхождении в нее важным фактором выступает наличие знакомых в этой сфере еще до открытия своего собственного дела, что также влияет и на размер социальной сети.
Что можно сказать о структуре социальных сетей малого предпринимательства Гатчины? Существуют два основных вида социальных связей в сети, описанных современной наукой: сильные связи - постоянные контакты, существующие между членами семьи и близкими друзьями, и слабые связи - менее регулярные контакты, охватывающие круг знакомых [2, с. 33-35]. В группах, основанных на сильных связях, поддерживаются интенсивные и тесные контакты всех участников друг с другом, что придает им характер относительно закрытых систем. В свою очередь, слабые связи представляют собой систему нерегулярных контактов, распространяющихся за пределы круга близких друзей и семьи индивида на представителей других тесно связанных групп, к которым он не принадлежит. Межгрупповые контакты разных групп, с которыми связан данный индивид, не поддерживаются, а вероятность существования общих знакомых невелика. Таким образом, конкретный человек может установить контакты с членами большого количества взаимно непересекающихся групп, не принадлежа к каждой из них. Данный тип контактов будет являться слабой связью. Какие же виды социальных связей превалируют в социальных сетях малого предпринимательства Гатчины? Как отмечают мужчины-предприниматели, в качестве их поставщиков, партнеров, консультан-
тов довольно часто и практически постоянно выступают лично им незнакомые люди (90,9%), тогда как только 2,8% предпринимателей отмечают, что никогда или довольно редко используют непроверенных, неизвестных им людей. У женщин ситуация обратная. 74% предпринимательниц Гатчины отмечают, что они практически никогда не связывались с незнакомыми лично им поставщиками, партнерами, консультантами, и только 17,8% говорят о том, что довольно часто в качестве их поставщиков, партнеров, консультантов выступают лично им незнакомые люди. Кроме того, большинство женщин-предпринимателей Гатчины уверены, что именно семья, родственники и близкие друзья их главные помощники в бизнесе, мужчины же считают наоборот. Так, 67,2% мужчин отмечают, что семья, родственники и близкие друзья не являются их главными помощниками в бизнесе, при этом 7,6% соглашаются, что именно семья и близкие люди помогают им в бизнесе, а 25,1% отмечают, что семья как является главным помощником в бизнесе, так и не является. 70,4% предпринимателей-женщин Гатчины отмечают, что семья, родственники и близкие друзья являются их главными помощниками в бизнесе, при этом 3,6% не соглашаются с этим, а 25,9% отмечают, что семья как является главным помощником в бизнесе, так и не является. Нами было решено установить, существует ли какая-то связь между такими показателями, как «Считаете ли вы, что семья, родственники, близкие друзья ваши главные помощники в бизнесе» и «Много ли у вас знакомых предпринимателей» в рамках общей выборки. Так как сравниваемые переменные были получены в порядковой шкале, мы решили рассчитать коэффициент корреляции Спир-мена. Коэффициент корреляции Спирме-на между двумя нашими исследуемыми переменными равен -0,528, уровень значимости для двух сторон равен 0,01. Следовательно, можно сделать вывод о том, что между количеством знакомых предпринимателей и признанием в качестве главного помощника в бизнесе семьи и
родственников существует статистически значимая умеренная (средняя) отрицательная зависимость, то есть количество знакомых предпринимателей в достаточно высокой степени (коэффициент Спир-мена = -0,528) зависит от того, является ли для предпринимателя семья главным помощником в бизнесе, причем при росте количества знакомых предпринимателей уменьшается число предпринимателей, считающих, что семья их главный помощник в бизнесе. Таким образом, можно заключить, что в структуре социальных сетей у предпринимателей-мужчин превалируют слабые связи, у предпринимателей-женщин Гаттаны — сильные. Каким образом малые предприниматели Гатчины используют имеющиеся у них связи с другими предпринимателями сети? Они обращаются к своим знакомым за различной помощью. Между тем здесь имеются некоторые тендерные особенности. Так, 50,2 % предпринимателей-мужчин за помощью к знакомым предпринимателям обращаются довольно часто, тогда как только 1,5% женщин-предпринимателей за помощью к знакомым предпринимателям обращаются довольно часто, что, собственно говоря, не удивительно, ведь женщины-предприниматели Гатчины обладают более скудными знакомствами с другими предпринимателями, нежели мужчины. Нами было решено установить, существует ли какая-то связь между такими показателями, как «Считаете ли вы, что семья, родственники, близкие друзья ваши главные помощники в бизнесе» и «Часто ли вы обращаетесь за помощью к знакомым предпринимателям» в рамках общей выборки. Так как сравниваемые переменные были получены в порядковой шкале, при этом в качестве значения «1» для переменной «Часто ли вы обращаетесь за помощью к знакомым предпринимателям» выступало полное несогласие с нашим утверждением («практически никогда не обращаюсь за помощью к знакомым предпринимателям»), а в качестве значения «1» для переменной «Считаете ли вы, что семья, родственники, близкие друзья ваши главные помощники в бизнесе» вы-
ступало полное согласие с нашим утверждением, мы решили рассчитать коэффициент корреляции Спирмена. Коэффициент корреляции Спирмена между двумя нашими исследуемыми переменными равен 0,492, уровень значимости для двух сторон равен 0,01. Следовательно, можно сделать вывод о том, что между частотой обращения за помощью к знакомым предпринимателям и признанием в качестве главного помощника в бизнесе семьи и родственников существует статистически значимая умеренная (средняя) возрастающая зависимость. То есть частота обращения за помощью к знакомым предпринимателям в достаточно высокой степени (коэффициент Спирмена = 0,492) зависит от того, является ли для предпринимателя семья главным помощником в бизнесе, причем при росте частоты обращения за помощью к знакомым предпринимателям уменьшается число предпринимателей, считающих, что семья их главный помощник в бизнесе. Таким образом, те предприниматели, которые считают семью, родственников и друзей своими главными помощниками в бизнесе (а это в большинстве случаев женщины), крайне редко обращаются за помощью к своим знакомым предпринимателям. Также мы решили посмотреть, есть ли какая-то связь между такими показателями, как «Часто ли в качестве ваших поставщиков, партнеров, консультантов выступают лично вам незнакомые люди» и «Часто ли вы обращаетесь за помощью к знакомым предпринимателям» в рамках общей выборки. Так как сравниваемые переменные были получены в порядковой шкале, мы рассчитали коэффициент корреляции Спирмена, который оказался равен 0,701, уровень значимости для двух сторон равен 0,01. Следовательно, можно сделать вывод о том, что те предприниматели, которые почти постоянно в качестве своих поставщиков, партнеров, консультантов используют лично им незнакомых людей, почти постоянно обращаются за помощью к знакомым предпринимателям. Таким образом, можно заключить, что степень развития сотрудничества между мужчинами-
предпринимателями Гатчины внутри социальной сети гораздо выше, чем между малыми предпринимателями-женщинами.
Что же социальные сети дают предпринимателям в малом бизнесе? По идее, чем больше размер социальной сети, тем к большему количеству ресурсов имеет доступ предприниматель. Именно это мы попытались проследить в нашем исследовании. Во-первых, оказалось, чем больше количество знакомых предпринимателей, тем выше материальный уровень предпринимателей. Об этом свидетельствует коэффициент корреляции Спирмена, который мы рассчитали в рамках общей выборки между переменными «Много ли у вас знакомых предпринимателей» и «Ваш материальный уровень сейчас», полученными в порядковой шкале, где за «1» принималось полное отсутствие знакомых предпринимателей и низкий материальный уровень. При расчете получился коэффициент корреляции Спирмена равный 0,560 (уровень значимости для двух сторон равен 0,01), указывающий на статистически значимую умеренную (среднюю) возрастающую зависимость. Кроме того размер сети также оказывает и влияние на уверенность предпринимателей в завтрашнем дне своего бизнеса. Так, в группе малыхпредпринимателей с малым количеством знакомых предпринимателей лишь 13,3% отмечают, что через год их бизнес продолжит успешно существовать, доля тех, кто считает, что через год их бизнес перестанет существовать, составляет 45,7%, при этом 41% затруднился с ответом, также проявив свою неуверенность в будущем. В группе предпринимателей с большим количеством знакомых предпринимателей 66,8 % отмечают, что через год их бизнес продолжит успешно существовать, а доля тех, кто считает, что через год их бизнес перестанет существовать, составляет 26,7% и затрудняются с ответом о будущем всего 6,4%. Таким образом, можно констатировать, что чем больше размер социальной сети предпринимателя в малом бизнесе Гатчины, тем выше его ма-
териальный уровень и выше уверенность в будущем своего бизнеса. Во-вторых, структура связей предпринимателей оказывает влияние на их материальный уровень. Так, предприниматели, рискующие иметь дело с непроверенными поставщиками, партнерами, консультантами, имеют материальный уровень выше среднего (34,5%), высокий (64,9%) и ниже среднего материальный уровень в этой группе всего у 0,5%, а те, кто предпочитают не связываться с лично им неизвестными поставщиками, партнерами, консультантами, имеют материальный уровень средний — 67,8%, высокий -12,1%, а ниже среднего у 19,4%. Предприниматели, отмечающие что семья, родственники и близкие друзья их главные помощники в бизнесе, в большинстве случаев имеют материальный уровень средний и ниже среднего (68,9% и 23,6% соответственно). Те же предприниматели Гатчины, которые не считают, что семья, родственники и близкие друзья их главные помощники в бизнесе, в большинстве случаев имеют материальный уровень средний и выше среднего (46,2% и 51,4% соответственно). Таким образом, у предпринимателей, опирающихся на слабые связи в социальной сети, материальный уровень выше, чем у предпринимателей, в структуре сети которых преобладают сильные связи. В-третьих, слабые связи в социальных сетях предпринимателей Гатчины в большей степени открывают им доступ к разным сферам деятельности, капиталу и ресурсам, чем сильные связи. Так, предприниматели, отмечающие, что семья, родственники и близкие друзья их главные помощники в бизнесе, считают, что им затруднен доступ к определенным сферам предпринимательской деятельности (71%) и к капиталу и ресурсам для развития своего бизнеса (65,9%), тогда как предприниматели, часто имеющие дело с лично им неизвестными поставщиками, партнерами, консультантами, отмечают, что им не затруднен доступ к разным сферам предпринимательской деятельности (65,4%) и не ограничен до-
ступ к капиталу и ресурсам для развития своего бизнеса (64,3%). В-четвертых, размер социальной сети оказывает влияние на наличие у предпринимателей специальных знаний для успешного ведения своего дела. Так, предприниматели с большим количеством знакомых в сети отмечают, что им хватает специальных знаний для успешного управления бизнесом, тогда как те, кто знаком лишь с малым количеством предпринимателей, в большинстве случаев отмечают, что таких знаний им не хватает (88,8% и 80,9% соответственно). То есть чем больше социальная сеть, тем больше у предпринимателя, находящегося в ней, специальных знаний, помогающих успешно управлять бизнесом. В-пятых, степень развития сотрудничества между предпринимателями внутри социальной сети оказывает влияние на длительность рабочего дня предпринимателя Гатчины. Так, предприниматели Гатчины, часто обращающиеся за помощью к своим знакомым предпринимателям, то есть находящиеся в социальных сетях с высокой степенью развития сотрудничества, отмечают, что их рабочий день в большинстве случаев длится 8 часов (55,4%), а предприниматели, находящиеся в сетях со слабо развитым сотрудничеством, говорят в большинстве случаев, что их рабочий день длится от 13 до 16 часов (23,2%), тогда как тех, кто трудится по 8 часов, всего 6,9%. Таким образом, с помощью сотрудничества в социальной сети удается быстрее и качественней решать многие проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, что уменьшает длительность рабочего дня.
В результате проведенного исследования мы описали социальные сети малого предпринимательства в Гатчине. Так, оказалось, что пол, возраст предпринимателей Гатчины и наличие знакомых предпринимателей до организации собственного бизнеса оказывают непосредственное влияние на размер социальной сети малого предпринимательства. При этом структура социальных сетей малого бизнеса в тендерном разрезе различается, и у женщин в сети преобладают сильные связи, а у мужчин - слабые. Кроме того, степень развития сотрудничества между мужчинами-предпринимателями Гатчины внутри социальной сети гораздо выше, чем между женщинами-предпринимателями, что сокращает их рабочий день на несколько часов по сравнению с рабочим днем предпринимателей-женщин Гатчины. Размер и структура социальной сети оказывает влияние на доступ предпринимателей Гатчины к разным сферам бизнеса, к дополнительному капиталу, дополнительным знаниям и ресурсам для расширения и развития бизнеса, а также сказываются на их материальном уровне, причем более благотворное влияние в сети оказывают слабые связи предпринимателей с их коллегами. Таким образом, исследование социальных сетей малого предпринимательства несет в себе огромный теоретический и практический потенциал, так как позволяет не только описать социальные процессы, происходящие как в сфере бизнеса, так и в обществе в целом, но и определить причины их возникновения, выявить те проблемные зоны малого предпринимательства, которые для него наиболее актуальны, и оценить перспективы развития малого предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бритвин Н. Социальные сети как прообраз общественного устройства // Власть. 2008. №1. С. 46.
2. Грановеттер М. Сила слабых связей / Пер. 3. В. Котельниковой II Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 33-35.
3. Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь / Пер. М.С. Добряковой II Экономическая социология. 2003. Т.4. №3. С. 69.
4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002. С. 264
5. Стрежнева М. Сетевой компонент в политическом устройстве Евросоюза // Международные процессы. 2005. №3. С. 74.
6. Широкова Г.В., Молодцова М.Ю., Арепьева М.А. Влияние социальных сетей на разных этапах развития предпринимательской фирмы: результаты анализа данных Глобального мониторинга предпринимательства в России: Научные доклады. № 3 (R)—2009. СПб.: Центр предпринимательства ВШМ СПбГУ, 2009. С. 18
7. Отчет главы администрации Калугина А.Р. о деятельности за 2010год II Администрация МО «Город Гатчина». URL: http://www.gatchina-meria.ru/administration/speech.php?id=2 (дата обращения 07.05.2012)
8. Barnes J. A. Class and Committees in a Norwegian Parish Islands // Human relations. 1954. №7. P. 43^4.
9. Bashkirova E. Russian society: changing values // Social Sciences, A Quarterly Journal of the Russian Academy of Science. 2001. №32. P. 17-30.
10. Elfring, T., Hulsink W. Networks in entrepreneurship: The case of high-technology firms // Small Business Economics. 2001. 21(4). P. 409-422.
11. Liao J., Welsch H. Roles of social capital in venture creation: Key dimensions and research implications // Journal of Small Business Management. 2005. 43(4). P. 345-362.
12. Perren L. 2002. The entrepreneurial process of network development in small biotechnology firms: the case of Destiny Pharma Ltd. // International Journal of Entrepreneurship and Innovation Management. 2002. 2(4/5). P. 390—405.
13. Rogers N. Social networks and the emergence of the new entrepreneurial ventures in Russia: 1987-2000 // American Journal of Economics and Sociology. 2006. 65(2). P. 295—312.
14. Johannisson B., Monsted M. Contextualizing entrepreneurial networking - The case of Scandinavia // International Studies of Management and Organization. 1997. 27(3). P. 109-136.
УДК 314.74 ББК 60.5 60.7
ДИНАМИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
П. А. Бабаева
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Санкт-Петербург является не только административным центром СевероЗападного региона, но и миграционно привлекательным районом как для внутреннего населения страны, так и для международной общественности. По прогнозу Петербургского экономиста Александра Ходачека, к 2020 году в Петербурге мигранты займут четыре рабочих места из десяти [1].
Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, численность населения стра-
ны на начало 2025 г. составит 142,8-145,6 млн. человек, и переселение мигрантов на постоянное место жительство в Россию становится в данном процессе «одним из источников увеличения численности населения страны и ее регионов» [2].
Согласно официальной статистике УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за 2012 год в Санкт-Петербурге поставлено на миграционный учет 1 690 805 человек, из них 168 073 человек въехало на территорию города с целью трудоустройства (табл. 1).
Таблица 1. Результаты деятельности УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской об-
ласти за 2012 год [3]
№ Показатель 2012 год, чел. Соотношение с АППГ1,
п/п чел.
1. Поставлено на миграционный учет 1 690 805 +143 782
2. Снято с миграционного учета 1 033 252 +16 329
3. Оформлено разрешений на временное проживание 8 748 +1 110
1 Анадогттга период прошлого года