72
Социальная сфера
УДК 316.42 ББК 60.561.22
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ГАТЧИНЕ: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
А.А. Юдина
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21
Социальная структура современного российского общества претерпела огромное количество изменений за два последних десятилетия. Так, появились новые элементы, которые оказывают значительное влияние на социальные отношения и социальные процессы в российском обществе. Все это в первую очередь относится к социальной группе предпринимателей, которой отводится роль преобразователя, своеобразного трансформатора российской экономики и всех общественных отношений в целом. Именно поэтому предпринимательство находится в фокусе внимания отечественных ученых. Оно является объектом исследования экономики, психологии, социологии. При этом особое внимание уделяется малому бизнесу как ресурсу для развития общества. Ученые отмечают, что малое предпринимательство открывает возможность проявления инициативы, раскрытия творческого потенциала, самореализации, улучшения материального положения. Ко всему прочему малое предпринимательство в нашей стране является одним из способов решения проблем занятости, экономического роста и преодоления гендерного неравенства. Современные исследования демонстрируют, что малый бизнес участвует в преумножении общественного продукта, способствует росту разнообразия общественных потребностей и реализации потенциала человека [1, с.8], таким образом, малый бизнес и предпринимательство являются факторами развития человека в его взаимосвязи с обществом.
Между тем российское малое предпринимательство пока значительно отстает от мировых параметров, как по количественным показателям, так и по качественным. Данная ситуация свидетельствует о наличии проблем, не позволяющих малым предпринимателям раскрыть свой потенциал полностью. Российская наука пытается осмыслить сложившуюся ситуацию. Социологи и экономисты уделяют значительное внимание таким проблемам, как социальный генезис и история развития предпринимательства, его современный статус, общественные функции и перспективы дальнейшего развития предпринимательства в России [2, с.62; 3, с. 7]. Но, к сожалению, многие проблемы малого предпринимательства до сих пор не осмыслены учеными. Это в первую очередь относится к социальной структуре, стратификации и гендерным особенностям малого предпринимательства. Почему необходимо осмысление этих проблем? Потому что, решая их, можно в деталях рассмотреть саму социальную группу, ее внутренние связи, отношения, механизмы функционирования и процессы, которые в ней проистекают. Данные знания могут стать научной базой как для разработки адекватных программ
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.
73
помощи и поддержки малых предпринимателей, так и для создания программ, направленных на решение проблем занятости, экономического роста и преодоления гендерного неравенства в России.
Для того чтобы получить новые знания о малом предпринимательстве, автором были использованы такие методы сбора эмпирических данных, как анкетный опрос (N = 945) и полуформализованное глубинное интервью с представителями малого бизнеса потребительского комплекса города Г атчи-на (5 интервью общей продолжительностью 287 минут).
В гендерном разрезе в малом предпринимательстве преобладают мужчины - 71%, тогда как женщин-предпринимательниц всего 29%. Существующий гендерный дисбаланс малого предпринимательства Гатчины соответствует общероссийским тенденциям, согласно которым лишь одна треть малого предпринимательства представлена женщинами [5]. Но стоит отметить следующее: именно в потребительском комплексе представлены типично женские ниши, такие, как торговля и сфера услуг, что подталкивает нас к мысли о том, что, если рассматривать всю совокупность малого бизнеса, число женщин окажется еще меньше заявленной правительством цифры. Данная ситуация является следствием целого ряда причин, которые требуют дальнейшего научного осмысления.
Большинство мужчин сосредоточены в группах от 25 до 30 лет (42,6%) и от 41 до 50 лет (29,6%), женщины в основном сконцентрированы в группах 31-40 (52,1%) и 41-50 лет (36,8%). В группе 18-24 лет женщин нет совсем, тогда как мужчины там присутствуют (4,1%). Таким образом, можно предположить, что женщинам в возрасте от 18 до 24 лет сложнее открыть свое дело, чем мужчинам этого возраста. Это предположение подтверждается распределением ответов на вопрос о том, сколько лет предприниматели в бизнесе. Так 44,1% мужчин малых предпринимателей занимаются бизнесом от года до трех лет; 20,9% от 4 до 7 лет; 19,5 % - более 12 лет, 15,5% занимаются бизнесом от 8 до 12 лет. Большинство женщин малых предпринимателей (31,8%) занимаются бизнесом от 4 до 7 лет; 27,4% - от 8 до 12 лет; 24,1% занимаются бизнесом менее года, а 2,2% - от года до 3 лет.
При этом из наших данных видно, что к представителям молодого бизнеса (до трех лет) относятся женщины возрастных групп 31-40 и 41-50 лет и незначительное количество в возрасте от 18 до 30 лет (0,6%) , тогда как молодой бизнес мужчин представлен более младшими возрастными группами -от 25 до 30 лет и от 18 до 24 лет. Данный факт свидетельствует о более позднем приходе женщин в бизнес.
Что можно сказать об образовательном уровне малого предпринимательства? Как у большинства женщин (79,5%), так и у большинства мужчин (64,3%) высшее образование. Между тем большинство женщин считают, что им совсем не хватает (45%) или скорее не хватает (20%) специальных знаний для ведения бизнеса, в отличие от мужчин предпринимателей (3% и 7% соответственно). Такое распределение ответов подтверждает выводы отечественных ученых о заниженной самооценке женщин, что становится основанием слабой солидарности в деловом мире [4, с.56]. Полученные данные заставля-
74
Социальная сфера
ют задуматься о необходимости создания для женщин специализированных учебных курсов основ предпринимательской деятельности при центрах развития предпринимательских инициатив, что может стать действенным инструментом повышения деловой солидарности в женском бизнесе.
Г оворя о семейном положении, стоит отметить, что большинство мужчин состоят в фактическом и зарегистрированном браке (56,9% и 41% соответственно), женщины в основном замужем или разведены (43,1% и 32,8% соответственно). У большинства мужчин один ребенок (60,4%), а у большинства женщин (58,4%) двое детей.
При анализе малого предпринимательства как относительно нового элемента социальной структуры российского общества представляется актуальным узнать о каналах рекрутирования в эту социально-профессиональную группу, о предыдущих позициях самих предпринимателей. Так, в результате исследования мы выяснили, что большинство мужчин пришли в бизнес из промышленности (22,9%), транспорта и связи (20,5%), торговли и сферы услуг (18,7%), большинство же женщин ранее работало в торговле (36,4%) и образовании (22,9%). Среди других сфер, в которых до этого были заняты предприниматели, мужчины отмечали строительство, страхование, милицию или нигде ранее не работали, женщины же - финансы и аудит, полиграфию, адвокатуру. Сейчас же мужчины из сферы управления и финансов открыли свое дело в сфере бытового обслуживания, мужчины из торговли ушли в сферу общественного питания, промышленники занялись парикмахерскими услугами, мужчины из сферы транспорта ушли в ремонт транспортных средств и транспортные услуги, в торговле же представлены предприниматели из всех заявленных сфер, как мужчины, так и женщины. Женщины-предприниматели, ранее работавшие в промышленности, занялись бытовым обслуживанием населения, из сферы управления ушли в общественное питание, из торговли в организацию праздников и парикмахерские услуги.
Таким образом, мы видим, что почти все предприниматели кардинально изменили сферу своей деятельности, что обусловливает усложнение процесса адаптации, связанное с наличием неизвестной и новой среды. Известно, что процессы адаптации связаны не только с психологическим потенциалом личности, но и с внешними факторами, именно поэтому возникает необходимость помощи новичкам.
Полноценное восприятие социальной группы невозможно без анализа ее положения в экономическом измерении стратификационной системы, так как без этого аспекта нельзя понять возможности группы, ее состояние, проблемы и перспективы. Мы решили проследить динамику экономического статуса представителей малого предпринимательства г. Гатчины. Так у 7,7% женщин-предпринимателей раньше уровень дохода был «низкий»; у 33% предпринимательниц - «ниже среднего»; у 57,1% раньше уровень дохода был «средний» и только у 2,3% доход был «выше среднего». У мужчин картина несколько другая: 14,3% - «низкий», 44,7% - «ниже среднего», 40,9% -«средний», 3% мужчин вообще ранее нигде не работали, соответственно доход свой не указали.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.
75
Каков же сейчас материальный уровень наших предпринимателей? Так, теперь у 49,8% мужчин доход «средний», у 45,8% доход «выше среднего», у 4% «высокий» уровень дохода, у 0,3% «ниже среднего» и у 0,1% мужчин-предпринимателей доход низкий. У женщин же картина несколько иная: так, у 8,4% предпринимательниц доход «низкий», у 15,3% доход «ниже среднего», у 61,7% предпринимательниц доход «средний», у 13,9% доход «выше среднего» и всего у 0,7% предпринимательниц «высокий» уровень дохода. Таким образом, можно отметить, что мужчинам удалось существенно улучшить свое экономическое положение после прихода в бизнес в отличие от женщин.
Кроме того, неравномерное распределение доходов в гендерном разрезе отмечают и сами предприниматели. Так, нами был задан вопрос: считаете ли вы, что уровень дохода женщины-предпринимателя ниже уровня дохода мужчины-предпринимателя? Ответы показали, что 58% мужчин считают, что женщины в бизнесе зарабатывают меньше, 23% так не считают. Сами же женщины считают следующим образом: 65% соглашаются, что уровень дохода женщины предпринимателя ниже уровня дохода мужчины предпринимателя, 20% с этим не соглашаются. Это говорит о том, что действительно женщина как субъект малого предпринимательства имеет доход ниже мужчины-предпринимателя, с чем согласны и мужчины, и женщины.
Данная ситуация схожа с общей картиной доходов женщин и мужчин, когда женщины получают меньше, работая на тех же позициях, что и мужчины. Таким образом, после прихода в малый бизнес мужчинам- предпринимателям удалось повысить свой материальный уровень, в отличие от большинства женщин, что косвенно свидетельствует об их более успешных адаптационных стратегиях.
Для ситуации неравномерного распределения доходов в гендерном разрезе имеется целый ряд причин. Одной из таких причин является неадекватное восприятие женщины в роли предпринимателя. Так, предприниматели отмечают, что женщинам в бизнесе в основном тяжелее. Предприниматель из сферы торговли говорит: «Нет, ну если за ней стоит спонсор, то у нее и будет все тип-топ, а так-то ей тяжело придется. Моим знакомым всем кто-то да помогал открыть то магазинчик, то кафе, одной салон сделали, а так, чтобы с нуля все сама, таких единицы по всей России!»
Предпринимательница из сферы парикмахерских услуг отмечает: «Лично мне было очень тяжело и страшно, и сейчас бывает иногда страшно, тогда вложила все и боялась, что все потеряю и останусь с ребенком и мамой на улице. Но ничего, потихоньку, потихоньку и вроде более-менее. Главное, задаться целью и быть более жесткой... Тяжело от того, что мы все на себе тянем, хотелось бы, конечно, чтобы кто-нибудь помог, но просто так лишь бы кому не доверишься».
Предприниматель, занимающийся инструментальным производством, отметил: «Все зависит от личности, есть такие женщины, которые любого мужика заткнут за пояс, а если она еще и красавица, так просто поэзия. У меня есть знакомая - это нечто. Благодаря ей я в свое время не поставил зубы на полку. Это она вытащила тендер по рекламным щитам, она молодец, но
76
Социальная сфера
таких мало, а жаль. Да и с такими дураки не хотят работать, им же обидно, что их могут уделать. У мужиков же больное самолюбие. Приходишь, а она начинает учить. Многим не нравится, но, конечно, смотря кто как женщин воспринимает, вот я, например, абсолютно нормально, если она профессионал в своем деле».
Предпринимательница из сферы торговли: «К сожалению, у нас не всегда есть необходимые знакомства, без них, конечно, тяжелее. Зато такая независимость приносит удовлетворение, пускай и доход не очень большой, но ты сама это сделала, без чьей-либо помощи». Предприниматель, занимающийся транспортными услугами, отметил: «Дело в том, что женщины, как кошки, гуляющие сами по себе, они тяжелее идут на контакт, от них не знаешь, что ожидать. Не все предложения их устраивают, они не готовы рискнуть. Нет, есть и исключения, наверное. Но у меня не было подобного опыта».
Таким образом, можно заключить, что женщинам в бизнесе тяжелее из-за большей склонности к самостоятельности и независимости, не позволяющей им расширить круг полезных знакомств, и меньшей склонности к авантюрам и рискованным предприятиям. Кроме того, как следует из рассуждений предпринимателей, до сих пор сохраняются стереотипы относительно женщины в бизнесе, а неадекватное восприятие женщины-предпринимателя делает невозможным полноценное деловое сотрудничество с ними, что ограничивает возможности женского бизнеса.
Используя субъективный метод, мы составили общую социально-стратификационную структуру малого предпринимательства в Гатчине. Так, 2,5% предпринимателей относятся к низшему слою, 4,6% относятся к слою ниже среднего, 35,3% отнесли себя к среднему слою, чуть больше предпринимателей - 36,5% выше среднего и 3 % предпринимателей отнесли себя к высшему слою. Таким образом, социально-стратификационная структура малого предпринимательства Гатчины принимает форму ромба с большинством индивидов в серединных частях. Кроме того важным фактором социальной стратификации социальной группы выступает пол, так как именно женщины находятся на нижних этажах стратификационной пирамиды, тогда как такой признак, как образование, не оказывает значительного влияния в рамках данной социальной группы.
Субъекты малого предпринимательства не единственные элементы социальной структуры малого бизнеса в России, также такими элементами являются ассоциации предпринимателей и представители государственной власти, причем наличие связей с этими структурами крайне важно для представителей малого предпринимательства. Между тем лишь немногие предприниматели имеют эти связи. Так, по данным нашего исследования, большинство предпринимателей не состоят в Союзе малых предпринимателей. Например, 86,2% мужчин отмечают, что не состоят в Союзе малых предпринимателей, 93,7% женщин показывают то же самое. Такое положение вещей говорит о том, что предприниматели не готовы к официальному объединению и общему отстаиванию интересов, у них существуют другие специфические методики решения наболевших проблем. Между тем те немногие (20,1%
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.
77
состоящих в Союзе) имеют ряд преимуществ, которые формируют экономические ресурсы и повышают их материальное положение: состоящие в Союзе обладают более высоким материальным уровнем, по сравнению со своими коллегами (87% - материальный уровень выше среднего и 11% - высокий).
Как отмечают представители малого бизнеса, личные знакомства с другими предпринимателями, чиновниками, силовыми структурами положительно сказываются на бизнесе, открывают многие возможности, исключают лишние проблемы в бизнесе. Причем в данной ситуации важно не количество, а качество связей. Так, предприниматель из сферы торговли говорит: «Конечно, такие знакомства очень полезны, желательно даже не просто знакомство, хорошо бы родня, тогда тебе и аренда льготная, и проверки не страшны, ну а мы крутимся». А предприниматель, занимающийся инструментальным производством, отметил: «Любое знакомство может пригодиться, главное, обо всех помнить и вовремя их использовать, а это уже зависит от личности».
Какие же возможности предоставляют официальные объединения предпринимателей? Как отмечают предприниматели, союз предпринимателей необходим тем, «кому тесно в своей нише», предпринимателям, желающим расширения своего бизнеса. В таком случае союз предпринимателей дает такие возможности, как более широкая реклама, мобильность, необходимые связи, между тем имеются и недостатки, такие, как дополнительные издержки, на которые в большинстве случаев не готовы идти предприниматели. Так, предприниматель, занимающийся инструментальным производством, отметил: «Зачем он нам? Все зависит от того, чего хочешь добиться. У нас есть своя орбита, но уйти в сторону, в союз предпринимателей... Да, это дополнительное движение, реклама, но за это надо платить. Пока наша ниша нас устраивает». А предприниматель, занимающийся транспортными услугами, указал: «Вообще все эти объединения - это лишний контроль государства, оно и так не дает продохнуть. Конечно, там можно завязать полезные знакомства, но появятся и лишние издержки. Нам пока и так хорошо». А предпринимательница из сферы парикмахерских услуг отметила: «Нет, мне это не надо, да и времени свободного на союз нет».
Таким образом, малый бизнес пока не готов к формальным объединениям, так как они могут привлечь лишнее внимание к их деятельности со стороны государства. Предприниматели предпочитают опираться в большей степени на неформальные отношения с другими предпринимателями в своей деятельности, которые строятся на доверии и обоюдном интересе. Так, предприниматель из сферы торговли говорит: «Вообще, чем меньше бизнес, меньше про него знают всякие объединения, меньше и с проверками лезут, а нас пока и то, что есть, устраивает». Данная ситуация не удивительна, учитывая, что в большинстве проблем представители малого бизнеса обвиняют правительство. Так, предприниматель, занимающийся транспортными услугами, отметил: «Когда в стране все плохо, и у нас плохо. Заказов нет, работы нет, влезаем в долги. А когда чуть наладится, тогда уже можно долги раздать». Предприниматель из сферы торговли указал: «Государство вперед - и
78
Социальная сфера
мы вперед, государство падает, и мы падаем, мы неразрывно связаны именно с государством. Что ты только не делай, если нет у народа денег, выручка не станет больше». А предприниматель, занимающийся инструментальным производством, отметил: «Сейчас много таких совсем малых предприятий, как наше. Они очень продуктивны. Мы можем работать и с крупнейшими, мы это можем, умеем делать. Но в нашей стране о нас не вспомнят, поэтому часто первые договора на кабальных условиях. Если бы государство нашло общий язык с такими предприятиями, срывов бы заказов не было». Таким образом, малый бизнес не готов на диалог с правительством, так как пока не доверяет государству.
Проведенное нами исследование позволило вскрыть некоторые проблемы гатчинского малого бизнеса. Так оказалось, что важным фактором социальной стратификации малого предпринимательства выступает пол, тогда как образование не оказывает значимого влияния на стратификационный профиль малого бизнеса. При высоком образовательном уровне женщин -предпринимательниц они отмечают, что им не хватает специальных знаний для успешной деятельности. Кроме того адаптационные процессы в предпринимательстве, как новом виде деятельности, у мужчин проходят легче. Еще одной существенной проблемой именно женского бизнеса является то, что женщин до сих пор неадекватно воспринимают в роли предпринимателя их коллеги, что существенно затрудняет развитие женского предпринимательства. Стоит отметить, что существенным тормозом к развитию легального бизнеса в России является недоверие к правительству и любым правительственным структурам, занимающимся объединением субъектов малого предпринимательства и их поддержкой.
Таким образом, полученные результаты заставляют задуматься о пересмотре существующих программ поддержки и помощи малому предпринимательству. Они наталкивают на мысль о необходимости включения в соответствующие программы наиболее уязвимых элементов малого предпринимательства: работу с женщинами-предпринимателями, с предпринимателя-ми-новичками. Такие меры могут стать способом уменьшения теневого сектора, безработицы и гендерного дисбаланса предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурганова Э. Ф. Малый бизнес: социальный потенциал, управление: Дис. ... канд. социол. наук. Санкт-Петербург: СПбГУ, 1999. 138 с.
2. Журавлёв А. Л., Позняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // СОЦИС. 2005. № 5. С. 61-69.
3. Нельсон Л. Д., Бабаева Л. В., Бабаев Р. О. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение // СОЦИС. 2003. № 1. С. 7-18.
4. Чирикова А.Е. Успешный менеджмент не имеет пола // Протокол и этикет. 2003. №4. С. 56-64.
5. Женское предпринимательство в Санкт-Петербурге: Данные Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: http://www.spb-mb.ru/index.php?page=304 (дата обращения: 17.11.2013).