Научная статья на тему 'Социальные сети как саморазвивающаяся информационная образовательная среда'

Социальные сети как саморазвивающаяся информационная образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / СТАТИСТИКА / STATISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорожков Никита Дмитриевич, Дунаева Янина Олеговна, Юдалевич Наталья Владимировна

Представлены результаты исследования социальной сети как информационной образовательной среды, статистическими методами проанализированы результаты опросов целевых групп, на основе построения доверительных интервалов сделаны оценки доли представителей целевой аудитории, использующих социальные сети для обучения и самообучения. На основе результатов анализа сделаны выводы о том, что социальную сеть можно рассматривать как саморазвивающуюся информационную образовательную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорожков Никита Дмитриевич, Дунаева Янина Олеговна, Юдалевич Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Networks as Self-Developing Informational Environment

The article is the outcome of a research on social networks as informational and educational environment. By applying statistical methods, the authors made a study of questionnaires offered to designated groups. By means of confidence intervals are evaluated the shares of designated group representatives who use social networks for instruction and self-teaching. Based on the results obtained, the authors came up with a conclusion that social networks could be perceived as the self-generating informational educational environment.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как саморазвивающаяся информационная образовательная среда»

УДК 316.74:004.946

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

© Дорожков Н. Д., Дунаева Я. О., Юдалевич Н. В., 2015

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Представлены результаты исследования социальной сети как информационной образовательной среды, статистическими методами проанализированы результаты опросов целевых групп, на основе построения доверительных интервалов сделаны оценки доли представителей целевой аудитории, использующих социальные сети для обучения и самообучения. На основе результатов анализа сделаны выводы о том, что социальную сеть можно рассматривать как саморазвивающуюся информационную образовательную среду.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, социальные сети, статистика.

Н

а сегодняшний день в сфере внимания протяжении жизни. Уже создано и продолжает со-учёных всё чаще оказывается организация здаваться множество программ, обучающих сред, эффективной системы обучения людей на порталов, площадок, бизнес-решений и прочих со-

№ 1 • 2015

Би знес-образование в экономике знаний 45

временных средств, дающих человеку возможность учиться, как под руководством, так и самостоятельно.

Обучение под руководством преподавателей, тьюторов и другого персонала в специально организованных для этого условиях проводится на протяжении многих веков. Это система известная и является довольно хорошо изученной областью методики преподавания. Но в наше время всё более актуальным становится самообучение и самообразование, люди всё чаще получают новые знания не стандартными способами, а обучаясь там и тогда, где и когда им удобнее, находя для этого подходящие среды обучения. В этой связи пристального внимания заслуживает вопрос формирования информационных обучающих сред, изучается педагогическая сущность, подходы к интерпретации понятия «информационно-образовательная среда», а также оценивается эффективность различных информационных образовательных сред для различных образовательных целей.

Существует также большое разнообразие определений того, что следует называть информационной образовательной средой. В самом широком контексте, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — «это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение» [1]. Согласно ФГОС и «с точки зрения образовательного процесса современная ИОС — это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности» [2]. Кроме того, согласно Е. В. Трубицыной, «информационно-образовательная среда — это проектируемая и создаваемая субъектами образования система, способная к саморазвитию, в которой между субъектами и компонентами устанавливаются связи и отношения на основе информационной деятельности по достижению образовательных целей. Информационно-образовательная среда определяется с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система, следовательно, при проектировании, моделировании и развитии среды должны ставиться и решаться не только вопросы «информационно-программно-технического» характера, но и «социально-психолого-педагогические» вопросы» [3].

Резюмируя различные подходы, информационной образовательной средой можно назвать некую, основанную на научно-технических и педагогических достижениях среду, позволяющую в той или иной мере осуществлять образовательный процесс.

Интересно, что в настоящее время стали развиваться самоорганизующиеся и саморазвивающиеся информационные образовательные системы. Они формируются на базе различных коммуникационных систем и служат образовательным целям субъектов коммуникации. Одним из классов таких систем являются социальные сети, которые являются на сего-

дня самым популярным средством и местом коммуникаций молодёжи и людей среднего возраста, то есть людей, наиболее способных к обучению и наиболее нуждающихся в постоянном обновлении знаний.

По данным компании РаШштЬаЬ «первое место по популярности среди социальных сетей, как и прежде, занимает ВКонтакте, посещаемость которой в ноябре 2014 года выросла до 54,6 млн человек» [4], что в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики [5] составляет около 38 % от общей численности населения России на 2014 год.

Если рассматривать людей, которые хотят и могут обучаться самостоятельно, то вполне допустимо рассматривать людей в возрасте от 15 до 55 лет, численность которых составляет 81,85 млн человек [6], то есть 56.8 % от общего числа населения.

Исходя из этого, в социальной сети Вконтакте авторами статьи был проведён опрос, который должен был подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что социальную сеть Вконтакте можно рассматривать как саморазвивающуюся информационную образовательную среду. Опрос был проведён среди аудитории, подходящей под описанную выше возрастную группу, то есть среди людей, имеющих потенциальные возможности и желание обучаться. Результаты рассматривались в трёх возрастных группах в рамках выбранного диапазона: люди в возрасте до 18 лет, от 18 до 35 лет и старше 35 лет.

Респондентам были заданы вопросы со следующим распределением ответов:

1) Является ли «Вконтакте» для Вас социальной сетью, в которой Вы проводите времени больше, чем в других?

a) Да — 86 %.

b) Нет — 14 %.

2) Подписаны ли вы на какие-либо обучающие сообщества?

a) Да — 78 %.

b) Нет — 22 %.

3) Считаете ли Вы полезным использование с социальных сетей в образовательной программе школ и (или) высших учебных заведений?

a) Да — 65 %.

b) Нет — 35 %.

4) Используете ли Вы ВК для обмена учебной информацией с друзьями?

a) Да — 86 %.

b) Нет — 14 %.

5) Считаете ли вы, что социальные сети можно использовать для обучения?

a) Да — 66 %.

b) Нет — 8 %.

c) Не уверен - 27 %.

6) С какой целью Вы подписываетесь на обучающие сообщества в ВК?

a) Получение знаний — 38 %.

b) Общение — 6 %.

c) Чтение новостей — 42 %.

а) Другое — 14 %.

46 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2015

Из полученных ответов, даже не проводя анализа, можно видеть, что тенденция положительна, и социальные сети являются информационной образовательной средой, которая, так или иначе, используются для самообучения. Даже те люди, которые говорят, что используют обучающие сообщества лишь для чтения новостей, так или иначе, обучаются, читая познавательную информацию. То есть, ответы на вопрос № 6 можно сгруппировать следующим образом: получение знаний — 80 %, другое — 20 %. Саморазвивающейся средой сеть Вконтакте можно с уверенностью назвать по причине того, что в ней нет централизованного узла разработчиков учебных площадок и централизованной системы контроля и анализа результатов обучения. Однако следует отметить, что сеть Вконтакте предоставляет довольно удобный инструментарий для отслеживания подобного рода результатов и анализа деятельности.

Рассматривая количество пользователей Интернета в целом по России, можно увидеть, что, по данным Яндекса, ФОМ, Т^и ТЦИ [7], в разных федеральных округах России на сегодня наблюдается примерно одинаковый процент людей, пользующихся услугами Интернет (рис. 1) — разброс составляет всего 12 % (при минимальном значении в 49 % и максимальном в 61 %). В целом примерно половина населения пользуется услугами сети интернет. Используя расчёты доверительных интервалов для пользователей Интернет, проживающих в Сибирском федеральном округе, в котором проводился опрос, мы видим, что с уверенностью 95 % доверительный интервал доли пользователей Интернет в России находится в пределах от 45 % до 67 %, что не противоречит выше приведенным данным.

Рис. 1. Процент использования Интернет по ФО России

На основании вышеизложенного можно предположить, что выводы по теме данного исследования, справедливые для СФО, будут также справедливы для всей РФ.

При рассмотрении результатов опроса (табл. 1) видно, что в целом респонденты дают больше положительных ответов. 86 % опрашиваемых проводят в сети «ВКонтакте» больше времени, чем в других сетях, 78 % подписываются на сообщества, содержащие учебный либо познавательный контент, 80 % подтверждают, что подписываются на обучающие сообщества с целью получения знаний, 86 % используют данную социальную сеть для обмена учебными материалами с друзьями и коллегами. 66 % полагают, что социальные сети полезно было бы использо-

вать для обучения, при этом почти такой же процент (65 % опрашиваемых) считает, что было бы целесообразно использовать социальные сети в качестве образовательного инструмента в учебных заведениях.

Таблица 1

СТРУКТУРА ОТВЕТОВ НА ПРОВЕДЁННЫЙ ОПРОС

Вопрос Варианты ответов

Да Нет Не уверен

Является ли «Вконтакте» для Вас социальной сетью, в которой Вы проводите времени больше, чем в других? 86 % 14 %

Подписаны ли вы на какие-либо обучающие сообщества? 78 % 22 %

Считаете ли Вы полезным использование с социальных сетей в образовательной программе школ и (или) высших учебных заведений? 65 % 35 %

Используете ли Вы «Вконтакте» для обмена учебной информацией с друзьями? 86 % 14 %

Считаете ли вы, что социальные сети можно использовать для обучения? 66 % 8 % 27 %

66 % 34 %

Да Нет

Получение знаний Чтение новостей Общение Другое

С какой целью Вы подписываетесь на сообщества в «Вконтакте»? 38 % 42 % 6 % 14 %

80 % 20 %

Обучение Другое

Для рассматриваемых возрастных групп был проведен анализ зависимости положительных ответов от возраста респондентов и были подсчитаны коэффициенты корреляции для возрастных групп (табл. 2).

Группа до 18 лет. Полученный коэффициент корреляции (минус 0,77) говорит о достаточно сильной обратной линейной зависимости, т. е. при уменьшении возраста опрашиваемых количество положительных ответов на вопрос об использовании социальной сети для обучения и самообучения будет увеличиваться. Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодежь в возрасте до 18 лет ещё не в полной мере готова использовать социальные сети как инструмент для образования или самообразования.

Группа от 18 до 35 лет. Данные показывают среднюю прямую линейную зависимость между об-

№ 1 • 2015

Би знес-образование в экономике знаний 47

щим количеством положительных ответов и количеством положительных ответов респондентов возрастной группы (0.56). Можно сделать вывод о том, что эта группа пользователей использует социальные сети как инструмент для самообразования, но сильной зависимости положительных ответов от возраста не наблюдается. Причиной этому может служить сравнительно небольшой объем выборки и достаточно широкий возрастной интервал, в который попадают школьники, студенты и работающие люди.

Таблица 2 КОРРЕЛЯЦИЯ: ЗАВИСИМОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТВЕТА НА ВОПРОС ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И САМООБУЧЕНИЯ ОТ ВОЗРАСТА

Группа старше 35 лет. В данной возрастной группе прослеживается достаточно сильная прямая линейная зависимость (0,72) между общим количеством положительных ответов и количеством положительных ответов респондентов. Это говорит о том, что люди старшего возраста в большей мере считают социальные сети образовательным инструментом. Они часто или постоянно посещают группы в целях самообучения и, более того, создают группы с образовательным контентом по собственному усмотрению, в соответствии с запросами определенной целевой аудитории и в необходимый для этого момент времени. В результате они способствуют развитию социальной сети как информационной образовательной среды.

На основании данного исследования можно сделать вывод о том, что социальные сети в целом и сеть «ВКонтакте» в частности можно рассматривать как саморазвивающуюся информационную образовательную среду, что люди имеют потребность в обучении и самообучении и используют для этого удобные и комфортные для них информационные образовательные среды. ■

Х.Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т. Н. Щербакова //

Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 545-548.

2.URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0% B4%D 0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1%8B?keywords=360.

3.Трубицына Е. В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды / Е. В. Трубицына // Вестник Марийского гос. ун-та. — 2009. — № 3. — С. 3436.

4.URL: https://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-zima-2014-2015-cifry.

5.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/#.

6.Там же.

7.URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Трубицына Е. В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды / Е. В. Трубицына // Вестник Марийского гос. ун-та. — 2009. — № 3. — С. 34-36.

Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т. Н. Щербакова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 545548.

URL: https://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-zima-2014-2015-cifry.

URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0% B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5% D0%BD%D1%82%D1%8B?keywords=360.

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#.

URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151.

Social Networks as Self-Developing Informational Environment

© Dorozkov N., Dunayeva Ja., Judalevich N., 2015

The article is the outcome of a research on social networks as informational and educational environment. By applying statistical methods, the authors made a study of questionnaires offered to designated groups. By means of confidence intervals are evaluated the shares of designated group representatives who use social networks for instruction and self-teaching. Based on the results obtained, the authors came up with a conclusion that social networks could be perceived as the self-generating informational educational environment.

Keywords: informational and educational environment, social networks, statistics.

ОПРАШИВАЕМОГО

До 18 лет От 18 до 35 лет Старше 35 лет

минус 0.7700 0.5637 0.7248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.