Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР РИСКА СТОЛКНОВЕНИЯ МОЛОДЕЖИ С РАДИКАЛЬНЫМИ ИДЕЯМИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР РИСКА СТОЛКНОВЕНИЯ МОЛОДЕЖИ С РАДИКАЛЬНЫМИ ИДЕЯМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / КРИТИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ / РАДИКАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сиврикова Надежда Валерьевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Рослякова Светлана Васильевна, Перебейнос Артем Евгеньевич, Павленко Елена Федоровна

Актуальность исследования определяется тем, что социальные сети оказались удобным инструментом для распространения новых идей и обмена передовым опытом в манипулировании сознанием. Целью данной работы стало изучение связи между фактом использования различных социальных сетей и риском столкновения студентов с радикальными идеями. Исследование проводилось методом онлайн-опроса, в котором приняли участие 3297 студентов в возрасте от 16 до 24 лет. Результаты исследования показали, что респонденты критично относятся к представленной в сети информации и демонстрируют установку на проверку полученной в интернет-сообществах сомнительной информации; редко встречаются в интернет-пространстве с группами, распространяющими радикальные идеи. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что особенности медиапотребления студентов связаны с вероятностью встретить призывы к радикальной деятельности в сети интернет. При этом наиболее существенным фактором является доверие к собственному опыту как источнику информации. Этот фактор усиливается или ослабляется за счет уровня критичности восприятия информации, степени доверия к различным источникам информации, а также использования различных социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сиврикова Надежда Валерьевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Рослякова Светлана Васильевна, Перебейнос Артем Евгеньевич, Павленко Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS A RISK FACTOR FOR YOUTH RADICAL IDEAS

The relevance of the study is determined by the fact that social networks have turned out to be a convenient tool for disseminating new ideas and sharing best practices in manipulating consciousness. The purpose of this work was to study the relationship between the fact of using various social networks and the risk of students colliding with radical ideas. The study was conducted by the method of an online survey, in which 3297 students aged 16 to 24 took part. The results of the study showed that the respondents are critical of the information presented on the network and demonstrate an attitude to verify the dubious information received in the Internet communities; rarely found in the Internet space with groups spreading radical ideas. The results of the study led to the conclusion that the characteristics of students’ media consumption are associated with the likelihood of meeting calls for radical activity on the Internet. At the same time, the most significant factor is trust in one’s own experience as a source of information. This factor is strengthened or weakened by the level of criticality of perception of information, the degree of trust in various sources of information, as well as the use of various social networks.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР РИСКА СТОЛКНОВЕНИЯ МОЛОДЕЖИ С РАДИКАЛЬНЫМИ ИДЕЯМИ»

Социальные сети как фактор риска столкновения молодежи с радикальными идеями

Сиврикова Надежда Валерьевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: bobnv79@mail.ru

Пташко Татьяна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: ptashko75@mail.ru

Рослякова Светлана Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

E-mail: roslyakovasv@cspu.ru

Перебейнос Артем Евгеньевич,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: nos75@mail.ru

Павленко Елена Федоровна,

кандидат географических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, Челябинский государственный университет

E-mail: pavlenkoef@cspu.ru

Актуальность исследования определяется тем, что социальные сети оказались удобным инструментом для распространения новых идей и обмена передовым опытом в манипулировании сознанием. Целью данной работы стало изучение связи между фактом использования различных социальных сетей и риском столкновения студентов с радикальными идеями. Исследование проводилось методом онлайн-опроса, в котором приняли участие 3297 студентов в возрасте от 16 до 24 лет. Результаты исследования показали, что респонденты критично относятся к представленной в сети информации и демонстрируют установку на проверку полученной в интернет-сообществах сомнительной информации; редко встречаются в интернет-пространстве с группами, распространяющими радикальные идеи. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что особенности медиапотребления студентов связаны с вероятностью встретить призывы к радикальной деятельности в сети интернет. При этом наиболее существенным фактором является доверие к собственному опыту как источнику информации. Этот фактор усиливается или ослабляется за счет уровня критичности восприятия информации, степени доверия к различным источникам информации, а также использования различных социальных сетей.

Ключевые слова: социальные сети, медиапотребление, критичность восприятия информации, радикализация молодежи.

<п

о Статья выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» о по договору на выполнение НИР № 16-389 от 15.06.2022 г. ¡^ по теме «Исследование особенностей медиапотребления сту-2 дентов как фактора распространения экстремистских идей».

Сегодня российское общество столкнулось с вызовом обусловленным идеологией и практикой экстремизма и терроризма. Статистические данные из официальных источников свидетельствуют об увеличении числа преступлений экстремистского и террористического характера [1]. Сказанное определяет важность изучения вопроса радикализма и факторов, влияющих на распространение данных идей среди молодежи.

Несмотря на то, что проблема экстремизма широко обсуждается в научной литературе, единого понимания этого термина не существует. В большом толковом словаре «экстремизм» трактуется как склонность к крайним мерам и взглядам. Однако такое определение является весьма размытым, упор должен быть сделан на совершение противоправных действий [2]. Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под описание экстремистской, т.к. экстремизм по своей природе сложнейший социально-политический феномен [3]. Выделяют основные черты экстремизма в молодежной среде: а) формирование в маргинальной среде;

б) формирование в группах, которые приняли идеологию насилия и проповедуют нравственную неразборчивость;

в) проявление на фоне низкого уровня самоуважения и культуры [4].

М.Н. Горфин, В.Л. Горфин [5] делят факторы, которые оказывают влияние на формирование экстремизма и терроризма в России на три группы: социально-экономические, идеологические, миграционные. Т.Ю. Иванова считает, что значительную роль в распространении экстремизма играет проблема преемственности поколений, а также упадок патриотизма среди молодежи [6]. Особое значение в распространении экстремизма играет интернет. Например, А. Нагорный отмечает изменения, которые происходят под влиянием виртуального мира компьютерных игр. Дети и подростки в силу незрелости личности путают виртуальный мир с реальным. Они начинают играть в реальность, разрушая себя и общество [1].

В последние двадцать лет в зарубежной научной литературе наблюдается всплеск научных исследований экстремизма [7, 8 и др.]. Исследователи отмечают, что на социальном уровне происходит манипуляция общественным мнением [9]. В частности, обсуждение спорных вопросов разбивает любое сообщество как минимум на два хорошо обособленных под-сообщества с несовпадающими мнениями по текущим проблемам, а онлайн-социальные сети нагнетают уровень полемики с помощью различных фильтров, а также выборочной экспозиции пользователей, в которой каждая сторона дебатов получает доступ только к контенту, созданному другими пользователями со схожими идеями [10; 11]. Это позволяет исследователям констатировать, что становление новой цифровой рациональности определяется репертуарностью медиапотребления [12].

Отечественные исследователи добавляют, что степень наносимого обществу вреда будет зависеть не только от содержания противоправной информации, но и от особенностей самой социальной сети [13]. Фактически социальные сети стали «новым полем боя» [14; 15]. Однако до недавнего времени исследователи

не проводили анализ того, какие именно социальные сети представляют большую угрозу в контексте распространения экстремизма. Зачастую в поле исследования попадает какая-то конкретная сеть, например, Twitter [16]. Мало внимания уделяется и степени доверия к социальным сетям, как фактору, опосредующему процесс радикализации молодежи.

В этой связи целью статьи является изучение связи между фактом использования различных социальных сетей и риском столкновения студентов с экстремистскими идеями.

Сбор эмпирических данных проводился в течение двух лет (2021-2022 гг.). Всего было опрошено 3297 студента (46% мужского и 54% женского пола). Опрос проходил в следующих регионах России: Свердловская область, Курганская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Пермский край и Оренбургская область. Возраст участников исследования варьировался от 16 до 24 лет.

Для сбора эмпирических данных проводился онлайн-опрос. Исследование носило анонимный характер, что дало возможность студентам быть откровенными при выборе ответов. Опрос включал 12 вопросов и состоял из нескольких блоков: 1) степень распространения экстремистских идей; 2) особенности медиапотребле-ния студентов; 2) биографические данные. В опросник вошли закрытые вопросы с возможностью множественного выбора (например, «Какие из перечисленных социальных сетей Вы используете чаще всего?»), вопросы, предполагающие ранжирование объектов (например, «Какому из перечисленных источников информации Вы доверяете больше всего?» Распределите по степени доверия (1 место сверху «доверяю» и на 6 место «не доверяю»), вопросы, ответы на которые представлены в шкале Лайкерта (например, «Как часто в интернете Вы встречаетесь с тематическими группами, связанными с экстремистскими идеями?»).

Для математической обработки данных использовались: факторный и кластерный анализы. Расчеты проводились с помощью пакета статистических программ IBMSPSSStatistics 23.

Согласно полученным данным среди студентов наибольшей популярностью пользуется социальная сеть «ВКонтакте». О том, что пользуются ею, сказали 88,9% опрошенных студентов. Около 60% опрошенных пользуются социальными сетями Instagram и YouTube. Около 50% опрошенных используют такие социальные сети как TikTok и Telegram. Только несколько процентов из числа опрошенных используют социальные сети Twitter и Face-book.

Для оценки степени доверия к различным источникам информации студентов попросили проранжировать их в порядке убывания. Оказалось, что наибольшее доверие у участников опроса вызывает информация, полученная благодаря собственному жизненному опыту. Также к вызывающим доверие источникам информации студенты относят семью и интернет. Меньшей степенью доверия у них пользуется информация, полученная из СМИ и от учителей.

Применение процедуры факторного анализа данных позволило установить, что степень доверия различным источникам информации образует 2 фактора: первый объединил недоверие интернету и доверие учителям и семье, а второй - доверие друзьям и собственному опыту и недоверие СМИ.

Результаты исследования показали, что подавляющее большинство опрошенных (83,7%) относятся к информации, размещенной в интернете, критично (подозревают, что она может быть недостоверной). Только

7,4% считают, что не сталкиваются с недостоверной информацией. Студенты указали, что, встретившись с недостоверной информацией, они стремятся проверить ее через обращение в интернет-сообщества. Так поступят 57,4% опрошенных. К своим родственникам обратятся за проверкой информации только 13,6%. Мнение друзей в качестве возможного критерия достоверности информации рассматривают и того меньшее число студентов - 6,1%.

Согласно полученным данным, студенты оценивают влияние, которое оказывает на них информация из интернета как частичное (3 балла выбрали 37,9% опрошенных; 1 балл - 13,4%; 2 балла - 23,7%; 4 балла - 19,3%; 5 баллов - 5,7%).

В ходе исследования определялась частота встречаемости в информационном пространстве студентов сообщений, содержащих националистические идеи, призывы к противоправным действиям, экстремистской деятельности. Оказалось, что с призывами к радикальным действиям в социальных сетях студенты сталкиваются редко или вообще не встречаются.

В ходе исследования анализировалась связь между исследуемыми переменными. В качестве метода математической обработки данных использовался CHAID анализ. В результате была построена модель, ошибка классификации для которой оказалась в пределах 15,217,6%.

Согласно полученной модели, факторами столкновения студентов с призывами к экстремистским действиям являются: 1) степень доверия своему личному опыту, учителям, СМИ и семье, 2) уровень критичности восприятия информации; 3) использование социальных сетей TikTok, Instagram, Telegram, YouTube и ВКонтакте (рисунок 1).

Самая высокая степень вероятности встречи с призывами к противоправным, экстремистским и радикальным действиям наблюдается у студентов, которые не используют YouTube и TikTok, а также не доверяют своему опыту как источнику информации. Несмотря на то что доля таких студентов в общей выборке составляет всего 4%, именно у них шанс встретиться с призывами к радикальным действиям составляет 45%. Практически 40% -шансы услышать призывы к экстремистским действиям составляют у пользователей Telegrams TikTok, которые либо совсем не доверяют учителям, либо наоборот сильно им доверяют, но при этом мало доверяют собственному опыту как источнику информации.

С другой стороны, практически нулевая вероятность (5%) столкнуться с призывами к радикальным действиям отмечается у студентов, которые не пользуются Telegram, не критично воспринимают информацию, отчасти доверяют учителям и доверяют своему опыту как источнику информации. Доля таких студентов в общей выборке исследования составила 5%.

Сопоставляя данные, полученные в ходе исследования, с результатами других авторов, изучавших особенности медиапотребления российских студентов, можно отметить, что в целом они совпадают [17]. И закономерным видится то, что они не совпадают с результатами оценки использования социальных сетей в зарубежных странах [18]. Несколько иная картина складывается при анализе использования социальных сетей взрослыми людьми (18-60 лет). Например, отмечается, что в данной категории в 2019 году YouTube обогнал Facebook как самую популярную социальную сеть в США. Instagram при этом оставался третьей по популярности социальной сетью оба года [19].

Результаты предшествующих исследований [17], как и представленные в статье данные, говорят о том, что

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

молодежь доверяет онлайн-источникам информации. В то же время, Д.В. Голоухова отмечает, что контент внутри социальных сетей, с точки зрения студентов, различается по степени достоверности [11]. Исходя из пред-

ставленного автором подхода, можно сделать вывод, что структура использования различных социальных сетей студентами отражает их основную возрастную задачу, а именно получение профессионального образования.

Частота встречи с призывами к противоправной,радикальной и экстремистской деятельности

I ";>"•. 84 I

Степень доверия личному опыту

высокая и средняя (1-5 балла)

I__

87%:

Степень доверия учителям

V

21%;

Использование инстаграм

Р-.

Степень доверия СМИ

Использование телеграмм

ТЗз^

±

средняя

Уровень критичности восприятия информации

Г7Г

Использование инстаграмм

Использование телеграмм

да

Использование ВКонтакте

да

Степень доверия семье

выше среднего

высокая и низкая

Степень доверия интернету

— средняя

87

4% *:—

низкая и высокая

\ 81/'"\ 92~Т

1-^ 4% ^-1

1

низкая (>5 баллов)

Использование Тик Ток

Использование УоиТиЪе

да

22.78

Степень доверия учителям

— средняя

низкая и высокая

Использование телеграмм

- да I

Ч 20.1--Ч —■' 2%

со

I_

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

еч

Условные обозначения:

Доля (%) студентов, которые сталкивались с призывами к

экстремистским и

радикальным действиям

Доля (%) студентов, которые сталкивались с призывами к экстремистским и радикальным действиям

%

'••. Доля целевой группы во

У всей выборке (п=3708)

Рис. 1. Дерево решений для анализа опосредованности встречи с информацией, призывающей к противоправной, радикальной или экстремистской деятельности, особенностями медиапотребления у студентов

Итак, проведенное исследование позволило сделать

следующие выводы:

1. Студенты являются активными пользователями социальных сетей. При этом наибольшей популярностью среди опрошенных пользуются социальная сеть «ВКонтакте». Наибольшее доверие у участников опроса вызывает информация, полученная на собственном опыте. Также доверие вызывает информация, полученная от членов семьи и через интернет. Меньшей степенью доверия пользуется информация от СМИ и от учителей.

2. Более 80% студентов критично относятся к информации, поступающей к ним, и стремятся проверить ее. При этом они прибегают к помощи интернет-сообществ. В целом студенты считают, что информация, поступающая из интернета, оказывает на них умеренное влияние.

3. Студенты редко слышат призывы к противоправной, радикальной деятельности. Они редко встречают в социальных сетях тематические группы, связанные с националистическими идеями.

4. Наиболее существенным фактором является доверие к собственному опыту как источнику информации. Этот фактор усиливается или ослабляется за счет уровня критичности восприятия информации, степени доверия к различным источникам информации, а также использования различных социальных сетей.

Литература

1. Нагорный А. Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи России // Ученые записки Крымского федерального университета имени

да

- да

п

B.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. № 7 (1). С. 105-115.

2. Тхабисимова Л.А. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Актуальные проблемы противодействия экстремизму: материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 36-40.

3. Будко Д. В., Нежинская К.С. Проблема профилактики экстремизма среди молодёжи // Парадигма-ДВ 2019: материалы Регионального конкурса научных работ в сфере психолого-педагогической профилактики негативных явлений среди молодежи. 2019.

C.15-19.

4. Борисов С.В., Вагутин Д.В. Надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму в молодёжной среде // Законность. 2013. № 4 (942). С. 9-14.

5. Горфина М.Н., Горфин В.Л. Сущностные характеристики экстремизма и терроризма среди молодежи в России // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 109-117.

6. Мусаева Г.М. Актуальные проблемы молодежного экстремизма и терроризма // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. 2017. № 32 (1). С. 215-233.

7. Lafree G., Freilich J.D. Bringing Criminology into the Study of Terrorism // The Handbook of the Criminology of Terrorism, edited by Gary LaFree, Joshua D. Freilich. Oxford: John Wiley & Sons, Ltd, 2017. P. 1-14.

8. Silke A., Brown K. Radicalisation: The Transformation of Modern Understanding of Terrorist Origins, Psychology and Motivation. State, Society and National Security Edited By: Shashi Jayakumar. London: World Scientific Publishing Co Pte Ltd, 2016. P. 129-150.

9. Allcott H., Gentzkow M. Social media and fake news in the 2016 election // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31. P. 211-236.

10. Messing S., Westwood S.J. Selective exposure in the age of social media: endorsements trump partisan source affiliation when selecting news online // Communication Research. 2014. Vol. 41. P. 1-22.

11. Голоухова Д.В. Дифференциация функций социальных сетей в медиасреде студентов (на примере студентов МГИМО // Коммуникология. 2021. Том 9. № 4. C. 15-25.

12. Kravchenko S.A. From formal rationality to the digital one: Side-effects, ambivalences, and vulnerabilities // RUDN Journal of Sociology. 2021. Т. 21. Vol. 1. P. 7-17.

13. Суходолов А.П., Лебедев А.В., Торопов Б.А., Бабкин А.А., Спасенников Б.А. Математические методы в правоохранительной деятельности: вопросы противодействия экстремизму в социальных сетях // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 4. C. 468-475.

14. Zhaksylyk K., Batyrkhan O., Shynar M. Review of violent extremism detection techniques on social media. 16th International Conference on Electronics Computer and Computation (ICECCO). 2021. P. 1-5.

15. Nouh M., Nurse J.R.C., Goldsmith M. Understanding the Radical Mind: Identifying Signals to Detect Extremist Content on Twitter. IEEE International Conference on Intelligence and Security Informatics (ISI). 2019. P. 98103.

16. Wei Y., Singh L., Martin S. Identification of extremism on Twitter. IEEE/ACM International Conference on Advances in Social Networks Analysis and Mining (ASONAM). 2016. P.1251-1255.

17. Попова О.В. Политическая онлайн-коммуникация молодежи российских мегаполисов // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. Т. 3. № 2. С. 2854.

18. Umegaki Y., Higuchi A. Personality traits and mental health of social networking service users: A cross-sectional exploratory study among Japanese undergraduates // Computers in Human Behavior Reports. 2022. Vol. 6. P. 376-389.

19. Gambo S., Ozad B. The demographics of computermediated communication: A review of social media demographic trends among social networking site giants // Computers in Human Behavior Reports. 2020. Vol. 2. P. 476-486.

SOCIAL NETWORKS AS A RISK FACTOR FOR YOUTH RADICAL IDEAS

Sivrikova N.V., Ptashko T.G., Roslyakova S.V., Perebeynos A.E., Pavlenko E.F.

South Ural State Humanitarian Pedagogical University; Chelyabinsk State University

The relevance of the study is determined by the fact that social networks have turned out to be a convenient tool for disseminating new ideas and sharing best practices in manipulating consciousness. The purpose of this work was to study the relationship between the fact of using various social networks and the risk of students colliding with radical ideas. The study was conducted by the method of an online survey, in which 3297 students aged 16 to 24 took part. The results of the study showed that the respondents are critical of the information presented on the network and demonstrate an attitude to verify the dubious information received in the Internet communities; rarely found in the Internet space with groups spreading radical ideas. The results of the study led to the conclusion that the characteristics of students' media consumption are associated with the likelihood of meeting calls for radical activity on the Internet. At the same time, the most significant factor is trust in one's own experience as a source of information. This factor is strengthened or weakened by the level of criticality of perception of information, the degree of trust in various sources of information, as well as the use of various social networks.

Keywords: social networks, media consumption, critical perception of information, youth radicalization.

References

1. Nagorny A. Prevention of extremism and terrorism among the youth of Russia // Uchenye zapiski V.I. Vernadsky. Legal Sciences. 2021. No. 7 (1). pp. 105-115.

2. Tkhabisimova L.A. Prevention of extremism in the youth environment // Actual problems of countering extremism: materials of the international scientific and practical conference. 2018. S. 36-40.

3. Budko D.V., Nezhinskaya K.S. The problem of preventing extremism among young people // Paradigma-DV 2019: materials of the Regional competition of scientific works in the field of psychological and pedagogical prevention of negative phenomena among young people. 2019. S. 15-19.

4. Borisov S.V., Vagutin D.V. Supervision over the implementation of laws on countering extremism in the youth environment // Legitimacy. 2013. No. 4 (942). pp. 9-14.

5. Gorfina M.N., Gorfin V.L. Essential characteristics of extremism and terrorism among young people in Russia // Dynamics of the relationship between various fields of science in modern conditions: a collection of articles based on the results of the International Scientific and Practical Conference. 2018. P. 109-117.

6. Musaeva G.M. Actual problems of youth extremism and terrorism // Bulletin of the Dagestan State University. Series 3. Social Sciences. 2017. No. 32 (1). pp. 215-233.

7. Lafree G., Freilich J.D. Bringing Criminology into the Study of Terrorism // The Handbook of the Criminology of Terrorism, edited by Gary LaFree, Joshua D. Freilich. Oxford: John Wiley & Sons, Ltd, 2017. P. 1-14.

8. Silke A., Brown K. Radicalisation: The Transformation of Modern Understanding of Terrorist Origins, Psychology and Motivation. State, Society and National Security Edited By: Shashi Jay-

C3

о

u~

IE

0

1

—I

У

IE

u~

tional Conference on Electronics Computer and Computation (ICECCO). 2021. P. 1-5.

15. Nouh M., Nurse J.R.C., Goldsmith M. Understanding the Radical Mind: Identifying Signals to Detect Extremist Content on Twitter. IEEE International Conference on Intelligence and Security Informatics (ISI). 2019. P. 98-103.

16. Wei Y., Singh L., Martin S. Identification of extremism on Twitter. IEEE/ACM International Conference on Advances in Social Networks Analysis and Mining (ASONAM). 2016. P. 1251-1255.

17. Popova O.V. Political online communication of the youth of Russian megacities // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. V. 3. No. 2. S. 28-54.

18. Umegaki Y., Higuchi A. Personality traits and mental health of social networking service users: A cross-sectional exploratory study among Japanese undergraduates // Computers in Human Behavior Reports. 2022. Vol. 6. P. 376-389.

19. Gambo S., Ozad B. The demographics of computer-mediated communication: A review of social media demographic trends among social networking site giants // Computers in Human Behavior Reports. 2020. Vol. 2. P. 476-486.

F7

U

CM

CM

CM

'S;

z

22

akumar. London: World Scientific Publishing Co Pte Ltd, 2016. P. 129-150.

9. Allcott H., Gentzkow M. Social media and fake news in the 2016 election // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31. P. 211-236.

10. Messing S., Westwood S.J. Selective exposure in the age of social media: endorsements trump partisan source affiliation when selecting news online // Communication Research. 2014. Vol. 41. P. 1-22.

11. Goloukhova D.V. Differentiation of the functions of social networks in the media environment of students (on the example of MGIMO students // Communicology. 2021. Vol. 9. No. 4. P. 1525.

12. Kravchenko S.A. From formal rationality to the digital one: Side-effects, ambivalences, and vulnerabilities // RUDN Journal of Sociology. 2021. T. 21. Vol. 1. P. 7-17.

13. Sukhodolov A.P., Lebedev A.V., Toropov B.A., Babkin A.A., Spasennikov B.A. Mathematical methods in law enforcement: issues of countering extremism in social networks // All-Russian criminological journal. 2018. V. 12. No. 4. C. 468-475.

14. Zhaksylyk K., Batyrkhan O., Shynar M. Review of violent extremism detection techniques on social media. 16th Interna-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.