Научная статья на тему 'Социальные сети как агенты институциональных изменений в публичной политике регионов: межрегиональные исследования'

Социальные сети как агенты институциональных изменений в публичной политике регионов: межрегиональные исследования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / SOCIAL CAPITAL / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / POLITICAL CAPITAL / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / INSTITUTIONAL CHANGES / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COLLECTIVE ACTION / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гнедаш Анна Александровна, Мирошниченко Инна Валерьевна

В данной статье описывается как региональные социальные сети, ориентированные на развитие и производство социального капитала как общественного блага, наращивают в процессе их публичной деятельности политический капитал, и, вследствие данного процесса, могут инициировать институциональные изменениям в тех сферах, где институты не в состоянии обеспечить достижение коллективных или индивидуальных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks as agents of institutional changes in public policy: inter-regional researches

This article describes how the regional social network focused on the development and production of social capital as a public benefit, in the process of building up their political capital in their public activity, and, as a result of this process, can initiate institutional changes in those spheres where institutions are not able to achieve collective or individual purposes.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как агенты институциональных изменений в публичной политике регионов: межрегиональные исследования»

А.А. Гнедаш1

кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета И.В. Мирошниченко кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета

Социальные сети как агенты институциональных изменений в публичной политике регионов: межрегиональные исследования3

В условиях «управляемой демократии» институты, навязываемые «сверху», препятствуют складыванию эффективных и легальных социальных практик, которые могли бы придать обществу стабильность и стать основой для его инновационной активности в экономической и социально-политической сферах.

В тоже время основными регуляторами индивидуального поведения и общественной жизни становятся неформальные социальные и политические институты. Неформальные институты вырастают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов и являются частью социокультурной и политико-культурной подсистемы общества. Благодаря политико-культурным паттернам, отраженным в неформальных институтах возможна непрерывность в ходе длительных социальных и политических трансформаций. Неформальные институты определяют набор альтернатив доступным субъектам действия. По мнению Д.Ш. Ткачева, легитимация неформальных институтов происходит благодаря возникновению

1 Анна Александровна Гнедаш, anna_gnedash@inbox.ru

2 Инна Валерьевна Мирошниченко, mirinna78@mail.ru

Работа выполнена в рамках проекта «Социальные сети как ресурс модернизации современного российского общества: концептуальные основы и методология межрегиональных сравнений» (МК-2122.2011.6) при финансовой поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых -кандидатов наук

когнитивных и нормативных интерпретаций политико-культурных паттернов конкретного общества или когнитивных моделей устоявшихся форм восприятия действительности4. Агентами распространения когнитивных моделей, обуславливающих воспроизводство, ограничение или социокультурное вызревание неформальных институтов являются социальные сети.

При исследовании социальных сетей как агентов институциональных изменений, способствующих формированию акторов и практик в публичной политике, использовалась парадигма четырех объяснительных «концепций» (четырех «К»)5. Фундаментальным основанием для данной парадигмы являются концепция социального капитала П.Бурдье и концепция Дж. Коулмена, над которыми надстраиваются концепция «реципроктности» М. Грановеттера6, концепция «сетевой адаптивности» 7 и концепция «сетевого

о

общества» М. Кастельса .

Диспозиции индивидов в социальном поле распределены в соответствии с совокупностью имеющихся у них социальных отношений и полезных связей, которые представляют собой социальный капитал. Социальный капитал состоит из «социальных связей, которые могут быть конвертируемые в другие формы капитала»9, в том числе и политического. Социальный капитал, в определении П. Бурдье, является дифференцирующим и конструирующим фактором социального поведения с проекциями с политическую, экономическую, культурную сферы жизни.

4 Ткачев Д.Ш. Особенности функционирования институтов и социальных сетей на постсоветском пространстве// Полис. 2006. № 2. С.81.

5 Штейнберг И.Е. Парадигма четырех «К» в исследованиях социальных сетей поддержки// Социс. 2010. № 5. С.40-50.

6 Granovetter M. The Strength of Weak Ties// American Journal of Sociology. Vol. 78 (1973), № 6. P.1360-1380.

7 Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 279.

8 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть// Альманах THESIS. 1993.

Т.1. вып.2. С.45.

Дж. Коулман рассматривает социальный капитал как потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целенаправленно формируемый в межличностном пространстве. Социальный капитал есть сеть отношений, основанных на доверии и уверенности в том, что другие члены сети добровольно выполняют свои обязательства10.

Исходя из парадигмы четырех «К», под социальной сетью в данном исследовании понимается совокупность социальных взаимоотношений и социальных связей позволяющих обмениваться различными видами ресурсов в процессе их взаимодействия. Социальная сеть, в отличие от иерархических структур, представляет собой совокупность горизонтальных связей между индивидами, поддерживаемых неформализованным способом, позволяющим большинству акторов сети осуществлять восходящую мобильность и наращивать собственный уровень благосостояния.

Социальный капитал способствует формированию действенных солидарностей и складывающихся на ее основе сетевых формах самоорганизации. Важно подчеркнуть, ценностно-нейтральную трактовку данного термина, акцентирующей внимание на сетевых основаниях солидарностей, действия которых в различных институциональных условиях могут влечь за собой как позитивные, так и негативнее эффекты в сфере публичной политики. Социальный капитал как общественное благо11 порождает обширные положительные внешние эффекты в сфере публичной политики, проявляющихся в публичных политических практиках.

Актуализация социальных сетей в публичной политике обусловлена конвертацией сетевых ресурсов в различные формы политического капитала. Под политическим капиталом понимается инкорпорированная способность представителей социальных сетей, взаимодействующих на основе межличностного доверии и разделяемыми всеми участниками норм и

10 Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий// Общественные науки и современность. 2001. № 3. С.129.

11 Патнэм Р. Чтобы демократия сработала: Гражданские традиции в современной Италии. М, 1996; Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию/ Пер.с англ. М.: АСТ, 2008.

ценностей, к мобилизации коллективных действий и участию в этих действиях; способность институционализированного социальной сетью

коллективного субъекта репрезентировать интересы других агентов, которые

12

делегируют ему права на представительство своих интересов . Согласно П. Бурдье, как и другие виды капитала, политический капитал может существовать в трех состояниях: инкорпорированная форма; объективированная форма; институционализированная форма политического капитала - данные состояния отражаются в формальных и неформальных практиках в публичной политике, которые освоены участниками и

-13

структурами социальных сетей .

Эмпирические исследования актуализации социальных сетей в публичной политике Краснодарского края и Астраханской области, а также триангуляция полученных результатов с другими региональными случаями сетевой активности в публичной политике, позволили типологизировать структуры социального капитала, их конвертируемости в различные формы политического капитала посредством публичных и неформальных политических практик.

Методика нашего эмпирического исследования основывалась на сочетании таких традиционных методов сбора социологической информации как глубинное интервью и кейс-стади, а также интерактивный качественный анализ электронных ресурсов и onПne-интерактивный сбор и анализ социологической информации в режиме реального времени.

В качестве объектов эмпирического исследования были выбраны сетевое пространство публичной политики Краснодарского края и Астраханской области, что позволило реализовать технику бинарного сравнения. Выбор регионов обоснован следующими факторами:

• оба региона имеют много общих характеристик: пограничный геополитический статус, развитая система взаимодействия с приграничными

12

Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003.

13

Морозова Е.В., Мирошниченко И.В. Инвесторы политического капитала»: социальные сети в политическом пространстве региона // ПОЛИС. 2009. № 2. С. 69.

территориями, диверсифицированный характер региональной экономики и значительная роль в ней коммуникаций, выраженные интересы топливно-энергетического и туристического комплекса, полиэтничный и поликонфессиональный состав населения, выраженность региональной и локальной идентичности, высокая плотность межличностных связей;

• регионы имеют весомые отличия: социокультурная гетерогенность в Астраханской области выражена больше, в этом регионе значительней роль политической оппозиции, в то же время Краснодарский край демонстрирует большую динамику в области инновационного развития территории, привлечения инвестиций, внедрения принципов социально-ориентированного территориального маркетинга.

Данные основания позволяют гипотетически утверждать, что при развитости социальных сетей в обоих регионах и их значительном влиянии на политический процесс, стратегии и механизмы политической институционализации социальных сетей будут отличаться.

Отобранные нами в ходе исследования сетевые структуры позволяет расширить научные знания о конструктивном и деструктивном потенциалах сетевых структур гражданского общества как в offline, так и в online-среде, механизмах их политической институционализации и инкорпорирования в процесс принятия политических решений.

Российские регионы и территориальные сообщества внутри них отличаются значительным разнообразием социально-экономических, демографических и политических характеристик, влияющих на формирование и активность социальных сетей. На развитие социальных сетей в Краснодарском крае и Астраханской области действуют факторы глобального уровня, такие как глобализация и информатизация общества, плюрализация общественных структур, падение авторитета традиционных политических институтов. В регионах проявляется влияние характеристик современного российского общества, способствующих распространению сетевых эффектов - необходимость компенсации определенного

институционального и нормативного вакуума, высокие риски «входа» на экономический и политический рынок. В то же время, существует комплекс факторов, определяющихся специфическими условиями исторического развития территорий и современным состоянием их социально-политического ландшафта: феномен «консервативного Юга», широкое распространение патрон-клиентарных связей, высокая предпринимательская активность населения, полиэтничный состав, притягательность для миграционных потоков.

Самой распространенной формой политического капитала исследованных социальных сетей является институционализированный. Институционализированные формы политического капитала дают дальнейший толчок развитию сетей и возможность с помощью собственных лидерских структур артикулировать, агрегировать и позиционировать собственные интересы в сфере публичной политики. Рассмотрим позитивные эффекты институционализированного политического капитала на примере родительской сети по поддержке детей-инвалидов в Астраханской области.

Родительская сеть по поддержке детей инвалидов была создана в г. Астрахани в 1990 г. и включала семь родительниц, имеющих детей-инвалидов с заболеванием ДЦП. В течение года сеть функционировала для обмена информационными и эмоциональными ресурсами. В январе 1991 года сеть институционализировалась в Астраханскую региональную общественную организацию по оказанию помощи детям-инвалидам и их семьям14. Первоначально организаторы поставили перед собой такие задачи деятельности как представлять и защищать права и интересы детей -инвалидов, реализовывать в жизнь установленные для них действующим законодательством льготы и преимущества, решать их социально-бытовые вопросы. В процессе своей деятельности данная сеть смогла не только конструктивно выстроить свои отношения с региональными и местными

14 Астраханская региональная общественная организация по оказанию помощи детям-инвалидам и их семьям. URL: http://aroopopdiiis.ucoz.ru/

органами власти, но и привлечь ресурсы других сетевых структур и некоммерческих организаций. Ее деятельность поддерживается Министерством социального развития и труда Астраханской области, Центром занятости населения г.Астрахани: «Мы никогда не шли кричалкой..., а шли и конструктивно разрабатывали с властью наши предложения..». Так, например, был создан многофункциональный социально-реабилитационный центр «Русь» санаторного типа, с отделением для молодых инвалидов, где апробируются инновационные методики по реабилитации детей инвалидов. Организация максимально использует ресурсы других сетевых структур: «Примерно 10% родителей в нашей сети -успешные предприниматели. Им не нужна материальная поддержка, но для них важно, чтобы их дети были востребованы обществом, задействованы в различных мероприятиях. Для этого они мобилизуют ресурсы предпринимательских сетей, нам помогает региональное отделение «ОПОРА Росси», «Экспресс Волга-Банк» и т.д.».

Астраханская региональная общественная организация по оказанию помощи детям-инвалидам и их семьям встроена с сетевое сотрудничество практически со всеми организациями некоммерческого сектора Астраханской области для решения заявленных ими задач. Организацией проводится большая благотворительная работа: создаются группы волонтёров по работе с детьми, проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия, организуются учебные и ознакомительные мероприятия как для детей, так и для родителей. Способность данной организации репрезентовать интересы родительской сети и мобилизовать ее участников на коллективные действия привели к существенным изменениям в реализации социальной политики Астраханской области: создана региональная система поддержки инвалидов, внедрены образовательные и реабилитационные программы для людей с ограниченными возможностями. За годы существования сеть увеличилась с 42 до 1070 семей, имеющих детей инвалидов. За этот период разработано и действуют 9 региональных

программ, помогающих детям-инвалидам и их семьям адаптироваться к существующим условиям жизни15.

Позитивные эффекты институционализированного политического капитала демонстрирует и проблемная сеть «Реконструкция центра Краснодара», заложившая механизмы для конструктивного сетевого межсекторного сотрудничества16. Так, в 2005 г. администрацией города Краснодара было принято стратегическое решение о реконструкции центральной части Краснодара. В зону реконструкции вошли 274 квартала с населением около 250 тыс. чел. Основные участники ситуации - население, администрация города и крупнейшие инвесторы - сформировали проблемную сеть, отличающуюся всеми видовыми признаками: конфликтность, подвижность, асимметрия ресурсов, консультации как основа отношений, существование «барьера компетентности», большое количество участников с ограниченной степенью взаимозависимости.

Интересы населения состояли в улучшении жилищных условий, соблюдении прав собственников и максимальной информационной открытости проекта, получении нового жилья в центральной части города. Интересы администрации муниципального образования - реконструкция центральной части, развитие инфраструктуры, увеличение объемов вводимого жилья, строительство нового жилого района для отселяемых из

17

ветхого фонда, изменение имиджа города . Интересы инвесторов -обеспечение стабильности бизнеса и его развития, получение новых площадок под застройку, рост спроса на жилье. Каждый из участников имеет еще и латентные интересы, например, отселяемые граждане стремятся получить максимальную компенсацию за ветхое жилье, а администрация стремится с помощью целевой программы «Краснодару - столичный облик»

15 15 Астраханская региональная общественная организация по оказанию помощи детям-инвалидам и их семьям. URL: http://aroopopdiiis.ucoz.ru/

16 Морозова Е.В., Мирошниченко И.В. Инвесторы политического капитала»: социальные сети в политическом пространстве региона // ПОЛИС. 2009. № 2. С. 69.

17 Краснодар. Непарадный портрет. URL: http://glava.krd.ru/documents/speech/10/?print_page=1

повлиять на свой рейтинг. Данная сеть представляет собой яркий пример конвертируемости ресурсов в различные институционализированые формы политического капитала. Поскольку ни один из участников не может реализовать свои интересы без одобрения/согласия остальных, совместными действиями были предприняты меры, повышающие прозрачность проекта и создающие основу для постоянных консультаций сторон:

• со стороны населения: была создана инициативная группа «Прожектор реконструкции», которая постоянно проводила информационный мониторинг и выявляла «черные дыры» в реализации проекта реконструкции;

• со стороны органов власти: администрация инициировала проведение публичных слушаний, было открыто специальное подразделение в структуре аппарата администрации МО г. Краснодар по взаимодействию с заинтересованной общественностью; первые лица города регулярно проводили «горячие линии» для граждан;

• со стороны бизнеса: инвесторы открыли общественные приемные в своих корпорациях; были организованы публичные встречи с гражданами в кварталах, отнесенных к зоне реконструкции; велась активная PR-кампания проекта в региональных и местных печатных СМИ.

Наиболее активно участники проблемной сети проявляли себя в самом начале ее существования, когда региональные и местные власти заявили о масштабных и оперативных сносах жилья. Затем очевидная активность сети начала падать, хотя план реконструкции города одобрен на публичных слушаниях и принят городскими властями. Очевидно, некоммерческие организации и жители Краснодара еще заявят о своих интересах в тот момент, когда начнется активный снос жилья (первая очередь - к 2015 году, вторая очередь - к 2025 году).

Данные кейсы демонстрируют каким образом региональные социальные сети, ориентированные на развитие и производство социального капитала как общественного блага, наращивают в процессе их публичной

деятельности политический капитал. Социальные сети, способствующие развитию социального капитала как общественного блага, имеют открытый характер, ориентированы на постоянное включение новых акторов в сетевое взаимодействие и потребление общественного блага. Конвертируя сетевые ресурсы в различные формы политического капитала, акторы сетей демонстрируют эффективность публичных практик в решении общественно значимых проблем.

В изученных кейсах социальные сети продемонстрировали способности к конвертации социального капитала в политический. Категория политического капитала дает инструментальные возможности для изучения институциональной среды сетевой публичной политики. Результаты эмпирических исследований показывают, что эффективность конвертации социального капитала как общественное благо определяется различными публичными практиками институционалированного, организационного и инкорпорированного политического капитала. Ориентируясь на развитие, открытые социальные сети, обнаруживая нереализуемые в рамках существующей институциональной среды публичной политики возможности, изменяют институты, которые впоследствии обеспечат закрепление нового политического порядка. Способность институтов и социальных сетей обмениваться функциями получает мощный импульс к развитию: в тех сферах, где институты не в состоянии обеспечить достижение коллективных или индивидуальных целей, их подменяют, либо компенсируют механизмы социальных сетей.

Гнедаш А.А., Мирошниченко И.В. Социальные сети как агенты институциональных изменений в публичной политике регионов: межрегиональные исследования. В

данной статье описывается как региональные социальные сети, ориентированные на развитие и производство социального капитала как общественного блага, наращивают в процессе их публичной деятельности политический капитал, и, вследствие данного процесса, могут инициировать институциональные изменениям в тех сферах, где институты не в состоянии обеспечить достижение коллективных или индивидуальных целей.

Ключевые слова: социальные сети, социальный капитал, политический капитал, институциональные изменения, коллективные действия, публичная политика

Gnedash A.A., Miroshnichenko I.V. Social networks as agents of institutional changes in public policy: inter-regional researches. This article describes how the regional social network focused on the development and production of social capital as a public benefit, in the process of building up their political capital in their public activity, and, as a result of this process, can initiate institutional changes in those spheres where institutions are not able to achieve collective or individual purposes.

Keywords: social networks, social capital, political capital, institutional changes, collective action, public policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.