Научная статья на тему 'Инкорпорирование социальных сетей в процесс принятия политических решений'

Инкорпорирование социальных сетей в процесс принятия политических решений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЕТИ / ИНКОРПОРИРОВАНИЕ В ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ПУБЛИЧНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕСУРСЫ И БАРЬЕРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ / SOCIAL AND POLITICAL NETWORKS / INCORPORATING IN POLICY MAKING PROCESS / PUBLIC ADMINISTRATION / RESOURCES AND BARRIERS OF MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко Инна Валерьевна

В статье выявляются и интерпретируются механизмы инкорпорирования социальных сетей в процесс принятия политических решений, оцениваются позитивные и негативные эффекты интеграции социальных сетей в сферу публично-государственной политики. Автор анализирует результаты инкорпорирования социальных сетей в процесс принятия политических решений с позиции модернизации современной России. В качестве ресурсов модернизации рассматриваются проблемные политические сети и краудсорсинг, в качестве барьеров институционализированные сетевые характеристики политического режима (вертикально интегрированные политические сообщества и коррупция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks incorporating in process of policy making

Thе mechanisms of social networks incorporating in process of policy making are analyzed in the article. The author estimates positive and negative effects of integration of social networks in public policy, taking into account processes of modernization in today Russia. Problem political networks and crowdsourcing are considered modernization resources, and some institutionalized characteristics of the political regime, such as vertically integrated political networks and corruption, are proved to be barriers.

Текст научной работы на тему «Инкорпорирование социальных сетей в процесс принятия политических решений»

Политические технологии

И. В. Мирошниченко

ИНКОРПОРИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ1

В статье выявляются и интерпретируются механизмы инкорпорирования социальных сетей в процесс принятия политических решений, оцениваются позитивные и негативные эффекты интеграции социальных сетей в сферу публичногосударственной политики. Автор анализирует результаты инкорпорирования социальных сетей в процесс принятия политических решений с позиции модернизации современной России. В качестве ресурсов модернизации рассматриваются проблемные политические сети и краудсорсинг, в качестве барьеров — институционализированные сетевые характеристики политического режима (вертикально интегрированные политические сообщества и коррупция).

Ключевые слова: социальные и политические сети, инкорпорирование в процесс принятия политических решений, публично-государственное управление, ресурсы и барьеры модернизации.

Современные процессы глобализации и связанное с ними развитие многочисленных сетей обуславливают в политологической науке исследование различных аспектов политики с помощью сетевой методологии, в которой социальные сети, с одной стороны, представляют собой аналитическую модель познания, с другой стороны, выступают объектом социальной реальности.

Для исследования публичной политики этот подход приобретает еще большее значение в результате того, что «государственная политика сегодня включена во все шире разветвляющуюся и все более плотную сеть транснациональных и внутриобщественных зависимостей и договорных отношений» (Scharpf, 1991, S. 621). При этом, как отмечает М. Кастельс, сетевая форма общественной организации, в том числе и публичной политики, становится доминирующей, образуя новую общественную морфологию, где «власть структуры оказывается сильнее структуры власти» (Кастельс, 1999, с. 494).

Осмысление политических практик сетевых структур невозможно без исследования механизмов их инкорпорирования в процесс

1 Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ «Конструктивный потенциал социальных сетей в сфере публичной политики в условиях модернизации современного российского общества».

© И. В. Мирошниченко, 2011

принятия политических решений. Социальная сеть как явление, обладающее объективной предметностью, представляет собой совокупность социальных взаимоотношений и социальных связей, действующих в различных средах (offline и online) между определенными индивидами, и самих индивидов, позволяющих обмениваться различными видами ресурсов в процессе их взаимодействия. Субъектность и роль социальных сетей в процессе принятия политических решений зависит от механизмов их инкорпорации в систему публично-государственной политики. Согласно определению А. А. Дегтярева, публично-государственная политика «представляет собой целеориентированную и управляемую, комплексную и организованную совместную деятельность индивидов и их групп по легитимному разрешению общественных проблем при руководящей и интегративной роли институтов государственной власти и на основе использования коллективных ресурсов общества, которая включает в себя совокупность публичных целей и задач, условий и норм, решений и действий, а также их социальных результатов и последствий» (Дегтярев, 2004, с. 19).

Субъектность социальных сетей в процессе принятия политических решений зависит от механизмов их инкорпорации в систему органов власти (см.: Морозова, Мирошниченко, 2009, с. 60-76), к которым относятся:

1. Рекрутирование элит на основе местнических сетей (земляческих, этнических, мигрантских и т. д.), когда представительство интересов сводится к включению в процесс принятия решения членов социальных сетей путем обретения ими бюрократического капитала. Тогда горизонтальные сетевые взаимодействия, основанные на доверии, могут трансформироваться в патрон-клиентарные формы, где доверие выстраивается на основе иерархических принципов «авторитет-подчинение». К ним мы можем отнести криминально-мафиозные группировки, тюремные сообщества и патрон-клиентарные отношения в политике, столь распространенные в «плотных» сетевых обществах. Е. С. Алексеенкова определяет данные процессы как «отологические практики социального взаимодействия», которые существенно влияют на процесс интеграции социальных сетей и формирование в них властной иерархии на основе ритуализации поведения. Ритуал выполняет несколько функций: запрет на борьбу между членами группы; удержание членов групп в замкнутом сообществе; отграничение этого сообщества от других подобных групп (Алексеенкова, 2007, с. 92-114).

2. Инкорпорация посредством сетевых форм коррупционных практик, при которых коррупция выступает альтернативным спосо-

бом выдвижения политических интересов. Коррупционные практики получают свое развитие с помощью социальных сетей в условиях дефицита возможностей повлиять на принятие публичных решений. В этих условиях политико-административные решения превращаются в товар (административный рынок), который распространяется с помощью сетевого маркетинга, где сети являются каналами распространения бюрократических услуг. Как указывает Я. Карнаи (Карнаи, 1990, с. 454), дефицит автоматически порождает «серые» и «черные» рынки, а их функционирование и защита поддерживается коррупцией. Так, например, созданию механизмов теневой политики и экономики способствуют формы сотрудничества власти и бизнеса по смягчению неблагоприятной институциональной среды. Если интересы сетевого сообщества игнорируются формальной политической системой, то коррупция с этих условиях становится альтернативным каналом политического влияния (Борьба, 2007, с. 29-36), с помощью которых возможно воздействие на процесс уже имплементации политического решения.

Инкорпорирование социальных сетей в систему публичногосударственной политики посредством сетевых форм рекрутирования политических элит и коррупционных практик способствует формированию политических сетей как, используя терминологию Р. Роудза и Д. Марша, «политические сообщества», характеризующихся следующими чертами:

• ограниченное число участников, с намеренным исключением некоторых групп;

• интенсивное и регулярное взаимодействие между всеми членами сообщества по поводу любой проблемы, относящейся к государственной политике;

• общность ценностей, чувство причастности и согласие по поводу результатов политики, которое не меняется со временем;

• консенсус, при котором участники придерживаются общей идеологии, общих ценностей и предпочтений, относящихся к государственной политике;

• все члены данного сетевого сообщества обладают ресурсами, и их отношения представляют собой либо обмен, либо торг ресурсами;

• существует равновесие сил, что не всегда предполагает ситуацию, при которой все члены сообщества получают одинаковые преимущества, но все члены всегда считают, что участвуют в игре с положительной суммой;

• структура участвующих групп является иерархической, что позволяет их лидерам гарантировать подчинение (Marsh, Rhodes, 1992, p. 176). Как правило, политико-управленческие сообщества

152 ______________________________________________________

воспроизводят существующий институциональный порядок, ориентируясь при этом на достижение не общественных, а частных интересов.

3. Инкорпорация социальных сетей в систему принятия политических решений с помощью создания институционализированных форм сотрудничества органов власти и сетевого гражданского общества. Как правило, это находит свое отражение в виде функционирования проблемных политических сетей, которые представляют собой «подвижное взаимодействие» акторов различных по уровню (институционализированные, коллективные, индивидуальные) и по статусу (органы власти, общественность) для решения общественно-значимой проблемы в условиях конфликтной ситуации. Основным инструментом согласования различных групп интересов в проблемных сетях являются консультации. М. Липски, называя непосредственное взаимодействие с населением «уличным уровнем» политики, отмечает приближенность к проблемам граждан чиновников низшего звена управления, высокую скорость принятия решений (Липски, 2003). Наибольшую роль проблемные сети играют на этапах рассмотрения управленческих альтернатив, выдвижения целей и согласования позиций.

4. Краудсорсинг является механизмом инкорпорирования online социальных сетей в процесс принятия политикоуправленческих решений. Краудсорсинг, согласно терминологии американского экономиста Э. фон Хиппеля (Eric von Hippel), — «инновация с расчетом на пользователя» (Crowdsourcing). Особенности технологии краудсорсинга в публичной политике заключается в том, что органы власти, в отличие от экономических субъектов, полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении эффективных управленческих практик, которые бы удовлетворили эти потребности с использованием информационных технологий. Перефразируя фон Хиппеля, можно сказать, что это направление создано в расчете на предполагаемое желание граждан бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с властями, исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощенными в публичной практике. Краудсорсинг позволяет интегрироваться членам социальных сетей в экспертное политическое сообщество и продуцировать инновационные проекты, способствующие не только распространение эффективных управленческих практик, но и модернизации отдельных сфер жизнедеятельности человека (Мирошниченко, 2011, с. 99-109).

Перечисленные механизмы инкорпорирования социальных сетей играют важную роль в модернизации современной России. В

данном случае под модернизацией понимается «обусловленный необходимостью и сформированными потребностями и спросом реально функционирующих компаний и физических лиц и осознанный на уровне государства процесс: а) создания новых видов экономической деятельности, отвечающих специфике момента; б) обновления и приоритетной поддержки основных производственнотехнологических систем и отраслей социальной сферы, являющихся ключевыми с позиции сохранения, развития и воспроизводства человеческого, социального и промышленного капитала; в) совершенствования и трансформации системы государственного и муниципального управления в сторону развития публичной политики и действительно партнерских отношений с бизнес-структурами и гражданскими объединениями для повышения эффективности работы, роста уровня и качества жизни населения и сохранения и защиты окружающей среды (см.: Якимец, 2009, с. 19).

Ресурсный потенциал социальных сетей в модернизационных процессах современной России обусловлен, в первую очередь, их динамическими характеристиками, ведущих к активизации и актуализации скрытых отношений в сфере публичной политики, наполнению существующих связей различных акторов новым содержанием или к ориентированному на определенную цель поиску новых связей (см.: Шуберт, 2004, с. 212). Как отмечает Р. М. Эмерсон, сети возникают не как самоцель, а формируют «opportunity structures» (политическую структуру возможностей), которая предлагает субъектам возможности преследовать их цели, намерения и т. д. (Emerson, 1992, p. 38-47).

В этом случае государственное управление предстает не столько исполнительской функцией государства, очень отдаленно связанной с непосредственным общественным влиянием, сколько одним из субъектов общественно-политического процесса по выработке согласованного политического решения совместно со структурами гражданского общества, в том числе и сетевыми. «Современное управление характеризуется системами принятия решений, в которых территориальные и функциональные дифференциации преобразуют эффективную организацию разрешения проблем в набор субсистемных акторов со специальными задачами и ограниченной компетенцией и ресурсами» (см.: Hanf, O’Toole, 1998, p. 66). Для публичного управления эта особенность выражается во включении в процесс принятия решений внешних общественных и частных акторов, в развитии отношений общественной коммуникации, дискурса, договора (см.: Сморгунов, http://politanalysis.narod.ru/smorgunov2.html).

Будучи структурами гражданского общества, социальные сети, инкорпорированные в процесс принятия политических решений,

участвуют в формировании государственной политики, отвечающей потребностям общественного развития и целям социальноэкономической и политической модернизации государства. Интеграция социальных сетей в сферу публичной политики способствует формированию политических сетей, которые Д. Ноуком были концептуализированы в термине «политико-управленческий домен». Базовыми компонентами политико-управленческого домена выступают акторы, политические интересы, властные взаимоотношения и совместно-коллективные действия. При этом соблюдаются следующие принципы:

• В число политико-управленческих акторов включаются только организованные группировки с осознанными интересами, к которым принадлежат групповые объединения граждан или чиновников, их зонтиковые ассоциации и государственные организации.

• Их интересы проявляются в таких областях, как отраслевые объекты регулирования в целом (образование, рыночное регулирование и т. д.), отдельные управленческие проблемы (повышение зарплаты, условия для малого бизнеса и т. д.) и «события», заключающиеся в оформлении той или иной совокупности интересов в рамках политического решения.

• Под властными взаимоотношениями понимаются два базовым обмена ресурсами — информационный (идеи, факты, проекты и т. д.) и материальный (деньги, услуги и т. д.).

• Коллективные действия сетевой структуры могут быть выражены в формах совместной мобилизации (строительство коалиций или массовых движений), PR-компаний (через печатные и электронные СМИ и/или другие каналы), а также посредством скоординированного прямого лоббирования и продвижения их представителями общественных интересов в соответствующих государственных органах (см.: Дегтярев, 2004. с. 126-127).

При этом политико-управленческие домены открыты для иерархических и неиерархических форм взаимодействия между различными государственными структурами, а также между ними и частными группами интересов. Будут ли обозначенные сетевые структуры «работать» на модернизацию в качестве ее ресурсов зависит от существующего институционального дизайна политической системы. Разделяя позицию А. И. Соловьева, отметим, что «именно институциональный дизайн отражает практически действующие законы и формы координации действий, предопределяет свод институционализированных, а равно неформальных правил, которых придерживаются люди, участвующие в принятии и реализации государственных решений» (Соловьев, 2010, с. 5).

Институциональный дизайн современной России представляет собой «особые правила игры», характеризующиеся переплетением формальных и неформальных норм и правил при определяющей роли последних и использованием внелегальных практик представителями органов власти для реализации своих «публичных» функций. Возникновение вышеописанных практик можно рассматривать в контексте преобладания в ряде транзитных обществ процессов «деформализации правил», которые рассматриваются как трансформация институтов, где формальные правила в значительной мере замещаются неформальными и встраиваются в неформальные сетевые отношения (Радаев, 2003, с. 135) — патрон-клиентарные сети и основанные на них вертикально интегрированные во властные структуры политические сообщества. В этом случае политико-управленческие домены становятся структурами, подчиненными частным интересам патрон-клиентарных и вертикально интегрированных политических сообществ, с помощью которых осуществляется жесткий административный контроль и давление над различными формами гражданской активности. В данной ситуации политико-управленческие домены в условиях непроницаемости для общественности системы принятия политических и государственных решений становятся значимым барьером для решения модернизационных задач, так как активизируют полутеневые и теневые механизмы распределения общественных ресурсов.

В то же время, если интересы сетевого сообщества игнорируются формальной политической системой, то коррупция в этих условиях становится альтернативным каналом политического влияния (Борьба..., 2007, с. 29-36), с помощью которого возможно воздействие на процесс уже имплементации политического решения. В этом случае коррупция, выполняет диагностическую функцию в оценке качества системы государственного и муниципального управления, что важно для формулирования последующих задач политической модернизации.

На сегодняшний день важным модернизационным ресурсом для России являются социальные сети, инкорпорированные в проблемные политические сети. Они способствуют созданию эффективных механизмов решения социальных проблем отдельных территорий/сообществ за счет вовлечения всех заинтересованных сторон, что способствует повышению эффективности политических мер в повседневной практике, как с точки зрения процесса, так и результата. Социальные сети становятся организованными структурами в процессе принятия политических решений, инструментами осуществления целей и намерений политических субъектов. Как отмечает К. Шуберт, широкомасштабное, а в тенденции и нарастающее про-

изводство политики в современных демократиях предполагает осмысление многообразных политических интересов и объективных аргументов с учетом двух центральных условий. Это, во-первых, соблюдение демократических принципов и процедур в ходе принятия политических решений, во-вторых (в значительной мере) транспарентная, безупречная с формально-правовой точки зрения, однако эффективная с точки зрения как результата, так и процесса подготовка политических решений и их воплощение в жизнь (Шуберт, 2004, с. 202).

Инкорпорирование социальных сетей в процесс принятия решений посредством краудсорсинга, позволяет решить несколько задач политической модернизации современных государств, в том числе и России. Во-первых, краудсорсинг консолидирует и активизирует «сетевое гражданское общество» в решении реально существующих социальных проблем. Во-вторых, интегрирует членов социальных сетей в экспертное политическое сообщество, которые продуцируют инновационные проекты, способствующие не только распространению эффективных управленческих практик, но и модернизации отдельных сфер жизнедеятельности человека.

Насколько будет реализован модернизационный потенциал социальных сетей в процессе «производства публичной политики», зависит деятельности политико-административного аппарата в целом и от политического курса. Согласно исследованиям А. И. Соловьева, современные тренды эволюции политики в компаративном срезе «наглядно показывают, что и качество управления государством, и перспективы развития общества напрямую зависят от характера вовлеченности граждан в управление государством. Именно этот показатель, предполагающий полное использование всех общественных ресурсов для разработки выигрышных управленческих стратегий, становится ключевым в условиях нарастания неопределенностей» (Соловьев, 2009, с. 16).

Если же актуализация интересов социальных сетей в сфере публичной политики не найдет своего отражение в различных формах сотрудничества с органами власти, то модернизационные ориентиры найдут свое отражение в других сетевых политических практиках, которые будут уже носить протестный характер.

Литература

Алексеенкова Е. С. Когнитивные механизмы интеграции социальных сетей // Полис. 2007. № 3. С. 92-114.

Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции / Сост. и отв. ред. И. Б. Олимпиева, О. В. Паченков. СПб.: Алетейя, 2007. 234 с.

Дегтярев А. А. Принятие политических решений: Учеб. пособие. М.: КДУ, 2004. 416 с.

Карнаи Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. 607 с.

Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая индустриальная волна на Западе / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. 494 с.

Липски М. «Уличный» уровень бюрократической системы управления: важнейшая роль чиновников данного уровня // Классики теории государственного управления: американская школа / Под ред. Д. Шафритца, А. Хайда. М.: Из-во МГУ, 2003.

Мирошниченко И. В. Политическое измерение краудсорсинга в условиях модернизации современной России // Экстраординарность, случайность и протест в политике: тематическое и методологическое поле сравнительных исследований: сб. науч. ст. / Под общ. ред. Л. В. Сморгунова, Е. В. Морозовой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2001. 370 с.

Морозова Е. В., Мирошниченко И. В. «Инвесторы политического капитала»: социальные сети в политическом пространстве региона // Полис. 2009. № 2. С. 60-76.

Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003. 325 с.

Сморгунов Л. В. Сетевая методология исследования политики // http://politanalysis.narod.ru/smorgunov2.html

Соловьев А. И. Диалог государства с обществом: проблемы и направления // Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации России. Материалы Всероссийского научно-практического симпозиума с международным участием. Истра-М; Фонд имени Ф. Эберта, 2011.

Соловьев А. И. Институты власти и управления в стратегии российской модернизации: проблемы и перспективы // Вестник Московского ун-та. 2010. № 3. Сер. 21. Управление (государство и общество). С. 3-30.

Шуберт К. Логика структуры, логика субъектов и логика инновации: концепции сетей и анализ сфер политики // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное введение / Сост. Н. Конеген, К. Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. 220 с.

Якимец В. Н. Оценка и направления использования потенциала гражданских инициатив и возможностей межсекторного социального партнерства // Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации России. Материалы Всероссийского научно-практического Симпозиума с международным участием. Истра-М; Фонд имени Ф. Эберта, 2011.

Crowdsourcing // http://ru.wikipedia.org/wiki/Crowdsourcing

Emerson R. M. Exchange Theory Part I and II // Sociological Theory in Progress. Boston. 1972. Vol. II.

Hanf K., O’Toole L. Revisiting Old Friends: Networks, Implementation Structures and the management of Inter-Organizational Relations // European Journal of Political Research. Special Issue. Vol. 21. N 1-2.

Marsh D., Rhodes R. F. W. Policy Networks in British Government. Oxford, 1992.

Scharpf F.W. Die Handlungsfahigkeit des Staates am Ende des zwanzigsten Jahr-hunderts // Politische Vierteljahresschrift. 1991. 32 Jg., Heft 4. S. 621.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.