Научная статья на тему 'Социальные сети Интернета в контексте теории автопоезиса Н. Лумана'

Социальные сети Интернета в контексте теории автопоезиса Н. Лумана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
616
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТА / МАСС-МЕДИА / АВТОПОЕЗИС / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL NETWORKS OF THE INTERNET / MASS MEDIA / AUTOPOIESIS / CULTURAL CODE / PERSONAL INFORMATION / INTERPERSONAL INTERACTION / SOCIAL SYSTEMS / SOCIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юдина Елена Николаевна, Захарова Светлана Арменовна

Социальные сети, существовавшие веками как социальные общности семейного и дружеского общения, получили новые возможности самоактуализации и публичного выражения с появлением Интернета и формированием в нем социальных сетей. Для того, чтобы раскрыть особенности каждого из этих феноменов, авторами дается два определения социальной сети. Одно из них характеризует сеть как особую социальную общность, другое подчеркивает специфику социальных сетей Интернета. При рассмотрении сетевого взаимодействия в Интернете как социальной системы авторы опираются на концепцию автопоэзиса Н. Лумана. В социальных сетях Интернета, по мнению авторов, возникает автопоэзийная, саморазвивающаяся и самопроизводящая система, которая зависит от передачи информации в процессе взаимодействия между членами сети. Система социальных сетей Интернета в отличие от масс-медиа существует за счет межличностных коммуникаций. Личная, персональная информация является ее языком и культурным кодом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS OF THE INTERNET WITHIN THE THEORY OF AUTOPOIESIS BY NIKLAS LUHMANN

The social networks existing for centuries as social communities in family and companionship, achieved new opportunities of self-updating and public expression with the emergence of the Internet and formation social networks in it. To reveal features of each of these phenomena authors give two definitions of social network. One of them characterizes the social network as a special social community, another emphasizes specifics of social networks of the Internet. By consideration of network interaction in the Internet as a social system authors are guided by the concept of an autopoiesis of N. Luman. Within the social networks of the Internet, according to authors, there is an autopoesis, spontaneous and self-making system which depends on information transfer in the course of interaction between members of network. The system of social networks of the Internet unlike mass media exists due to interpersonal communications. Privacy, personal information is its language and a cultural code.

Текст научной работы на тему «Социальные сети Интернета в контексте теории автопоезиса Н. Лумана»

УДК 316.772.3 Е.Н. Юдина С.А. Захарова

Elena Yudina Svetlana Zakharova

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ АВТОПОЕЗИСА Н. ЛУМАНА

Аннотация. Социальные сети, существовавшие веками как социальные общности семейного и дружеского общения, получили новые возможности самоактуализации и публичного выражения с появлением Интернета и формированием в нем социальных сетей. Для того, чтобы раскрыть особенности каждого из этих феноменов, авторами дается два определения социальной сети. Одно из них характеризует сеть как особую социальную общность, другое подчеркивает специфику социальных сетей Интернета. При рассмотрении сетевого взаимодействия в Интернете как социальной системы авторы опираются на концепцию автопоэзиса Н. Лумана. В социальных сетях Интернета, по мнению авторов, возникает автопоэзийная, саморазвивающаяся и самопроизводящая система, которая зависит от передачи информации в процессе взаимодействия между членами сети. Система социальных сетей Интернета в отличие от масс-медиа существует за счет межличностных коммуникаций. Личная, персональная информация является ее языком и культурным кодом.

Ключевые слова: социальные сети Интернета, масс-медиа, автопоезис, культурный код, личная информация, межличностное взаимодействие, социальная систем, социальные отношения.

SOCIAL NETWORKS OF THE INTERNET WITHIN THE THEORY OF AUTOPOIESIS BY NIKLAS LUHMANN

Annotation. The social networks existing for centuries as social communities in family and companionship, achieved new opportunities of self-updating and public expression with the emergence of the Internet and formation social networks in it. To reveal features of each of these phenomena authors give two definitions of social network. One of them characterizes the social network as a special social community, another emphasizes specifics of social networks of the Internet. By consideration of network interaction in the Internet as a social system authors are guided by the concept of an autopoiesis of N. Luman. Within the social networks of the Internet, according to authors, there is an autopoesis, spontaneous and self-making system which depends on information transfer in the course of interaction between members of network. The system of social networks of the Internet unlike mass media exists due to interpersonal communications. Privacy, personal information is its language and a cultural code.

Keywords: social networks of the Internet, mass media, autopoiesis, cultural code, personal information, interpersonal interaction, social systems, social relations.

Сегодня социальное взаимодействие все больше перемещается в виртуальное пространство. Но это не кажется странным, поскольку большую часть времени современный молодой человек проводит в социальных сетях Интернета. Таким образом, формируется новый вид взаимодействия - сетевого - отражающего, соответственно, новую систему социальных отношений. В современном российском обществе находят применение сетевые информационные технологии, которые пронизывают различные сферы жизни. Сетевое взаимодействие становится важным фактором формирования новых общественных отношений, решения важных задач, посредством сети и даже способствует образованию качественного нового уровня отношений, к примеру, в политической сфере, обратной связи между государственными органами и населением. Чтобы ответить на вопрос: что такое сетевое взаимодействие как система отношений, необходимо рассмотреть понятия «социальное взаимодействие» и «социальные отношения».

© Юдина Е.Н., Захарова С.А., 2016

По определению В.И. Добренькова и А.И.Кравченко «индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс. Только регулярно повторяющиеся действия кристаллизуются в социальные отношения» [1, с. 62]. Таким образом, социальное взаимодействие лежит в основе социальных отношений.

В социологическом словаре взаимодействие определяется «...как любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т.д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует» [3, с. 93-94].

Социальное взаимодействие обладает двойственной природой: объективной и субъективной. Объективная сторона социального взаимодействия определяется как связи, независящие от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их интеракций. А субъективная сторона взаимодействия отражает сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. В таком взаимодействии складываются социально-психологические (или межличностные) отношения, представляющие собой непосредственные связи между индивидами в конкретных условиях, месте и времени. Процесс взаимодействия связан с определенным механизмом регулирования, а его основные элементы: индивиды, совершающие те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию. Таким образом, способ социального взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом, определяется, исходя из свойств взаимодействующих сил, и через «преломление» социальных норм и ценностей в сознании индивида. А реальное действие во время социального взаимодействия индивид совершает на основе осмысления этих норм и ценностей. Такой способ социального взаимодействия включает в себя следующие аспекты: передачу информации, ее получение, реакцию на нее, передачу переработанной информации, ее получение и реакцию на нее. Иначе выражаясь, социальное взаимодействие можно представить в виде процесса обмена: передачи действия от одного социального актора - другому, получения ответного действия как реакции на него, а также возобновление действий социальных акторов. Таким образом, социальное взаимодействие приобретает социальное значение для участников и предполагает обмен их действиями в будущем, благодаря социальным отношениям.

Социальные отношения, в отличие от социального взаимодействия, формируются в процессе взаимодействия людей и являются результатом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму. В то время, как последние представляют собой не «застывшие» социальные формы, а «живые» социальные практики людей, которые обусловливаются, направляются, структурируются, регламентируются социальными отношениями, но способны воздействовать на них и изменять их.

Способ социального взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом, определяется, исходя из свойств взаимодействующих сил, и через «преломление» социальных норм и ценностей в сознании индивида. А реальное действие во время социального взаимодействия индивид совершает на основе осмысления этих норм и ценностей. Такой способ социального взаимодействия включает в себя следующие аспекты: передачу информации, ее получение, реакцию на нее, передачу переработанной информации, ее получение и реакция на нее.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия: физическое, вербальное, невербальное (жесты, мимика), мысленное, которое выражается только во внутренней речи. Три первых вида относятся к внешним действиям, четвертый вид - к внутренним действиям. Все названные виды социального взаимодействия обладают следующими свойствами: осмысленностью, ориентированностью на другого человека, мотивированностью. Все перечисленное выше имеет место быть и в социальных сетях, так как действия определяются поведением индивидов, которые их составляют.

Существование социальной сети связано с процессами социального обмена, ее функционирование напрямую зависит от действий входящих в нее акторов. Поэтому жизнедеятельность данной системы будет определяться не событиями, произошедшими в прошлом, и не тем, чем она могла бы стать в будущем, а тем состоянием и теми ресурсами, которые она имеет в настоящем. Социальные сети являются особым видом социальной общности, характеристики которой не вполне прояснены. Однако социологическая традиция предполагает именно такой подход: изучение социальных сетей как специфической общности людей, влияющей на многие стороны жизнедеятельности. По мнению авторов, сетевая структура - это особая социальная общность, сложившаяся естественным путем в процессе достижения ее членами своих жизненных целей и действующая без формального контроля. Это сообщество характеризуется многочисленными горизонтальными связями, предполагающими взаимозависимость и обмен ресурсами и основывающих свою деятельность на взаимной поддержке, взаимной выгоде, общих для всех участников сети социальных нормах и ценностях.

Социальные сети, существовавшие веками как социальные общности семейного и дружеского общения получили новые возможности самоактуализации и публичного выражения с появлением Интернета и формированием в нем социальных сетей. Для новой трактовки сетевой социальной общности авторами дается новое определение. Сетевое взаимодействие - это взаимодействие индивидов в социальных сетях Интернета, исполняющих определенные социальные роли, которые постепенно кристаллизуются в постоянные социальные отношения. Это регулярный, повторяющийся процесс, основанный на процессе обмена информацией и приводящий к образованию особой социальной общности. Этот процесс является важным фактором формирования качественно новых отношений в обществе и используется во многих его сферах для решения важных задач.

При рассмотрении сетевых взаимодействий в Интернете как социальных системы отношений авторы опираются на выдающуюся концепцию автопоэзиса (саморазвития и самовоспроизводства) Н. Лумана. Эту концепцию можно применить к самым разнообразным системам - от биологических клеток до всемирного сообщества. Луман использует этот термин, в частности, применительно к таким системам, как система массмедиа, экономика, политическая система и т.п. Общество в целом также есть автопоэзийная система. Оно производит свои собственные базовые элементы; создает собственные границы и структуры; оно самореферентно и замкнуто. Базовым элементом общества выступает коммуникация, которая порождается обществом [2].

В социокультурных системах поддержание коммуникаций основано на информационном обмене. В социальных сетях Интернета также возникает автопоэзийная, саморазвивающаяся и самопроизводящая система, которая зависит от передачи информации в процессе взаимодействия межу членами сети. Благодаря этому возникает ее оперативная замкнутость, вследствие которой система воспроизводит собственные операции из себя самой. Если система массовой информации исключает личный контакт с ее адресатами: письма читателей, зрителей звонки в студию, по сути дела, инспирированы ведущими и их использование приобретает массмедийную форму, то система социальных сетей Интернета существует за счет межличностных коммуникаций. Личная, персональная информация является ее языком и культурным кодом.

С точки зрения этой концепции, социальные сети Интернета являются одной из функциональных систем современного общества, которая подобна всем остальным, своей усиливающейся производительностью обязана своему системному обособлению. Луман, следуя традиции Канта, считал, что современные массовые коммуникации, к которым без сомнения относится Интернет, производят трансцедентальную иллюзию [2]. В таком понимании деятельность сети Интернет рассматривается не просто как последовательность операций, но как последовательность наблюдений или, точ-точнее, как последовательность наблюдающих операций. По Луману, для изучения социальных сетей Интернета следует, занять позицию наблюдателя второго порядка. В таком случае происходит определенное удвоение реальности: речь может идти о системе, которая может проводить различие между самореферецией и инореферецией.

Важную роль в концепции Лумана играет понятие кода. Код - это способ отделения элементов системы от элементов, которые системе не принадлежат. Код представляет собой основной «язык» функциональной системы. Он помогает отличить, какие операции принадлежат системе, а какие протекают во внешнем мире. Код системы социальных сетей Интернета - это различение между информацией и не информацией. Каждая коммуникация, использующая введенный код, становится частью системы, кодовый знак которого применяется. Код используется для ограничения способов возможной коммуникации. Любая коммуникация, не использующая код, не принадлежит к рассматриваемой системе коммуникаций. Если в пределах системы науки мы обычно находим лишь коммуникации со ссылкой на код истинности, в системе социальных сетей Интернета существует возможность принимать что-либо за информативное и не информативное. Без этого она не могла бы отличать себя от внешнего мира. Отличительное свойство информации в том, что ее нельзя повторить, воплотившись в событии, она превращается в неинформативные данные. Новость, которая повторяется неоднократно, теряет свою информационную привлекательность. То есть информация перегоняется в неинформацию. Система сама делает устаревшим свой продукт и требует новых новостей.

В системе традиционных средств массовой информации (СМИ) - телевидение, радио, печать - системно исключено взаимодействие производителя и потребителя информации. Адресаты проявляют себя количественно: рейтингами, количеством просмотра и прослушивания, частотой пользования, но они не способны осуществлять обратное воздействие на масс-медиа [2]. В социальных сетях Интернета мы наблюдаем противоположную ситуацию. Производитель и получатель информации постоянно меняются местами и это обеспечивает продолжение коммуникации и развитие социальных сетей как социальной общности. Система социальных сетей Интернета в отличие от массовых коммуникаций существует за счет межличностных коммуникаций. Личная, персональная информация является ее языком и культурным кодом

По Луману связь традиционных массмедиа с внешней средой в рамках всего общества достигается путем использования социально значимых тем. Причем это не зависит от того позитивную или негативную позицию занимают СМИ по отношению к информации, смысловым интерпретациям, прорисовывающимся оценкам. Связь социальных сетей Интернета с внешней средой также достигается за счет социально значимых тем. Но эти темы носят более персонифицированный и индивидуальный характер. Они заполняют нишу, которую освободили другие масс-медиа. У индивида есть потребность в личностной эмоционально-окрашенной информации. Именно эту потребность удовлетворяют социальные сети Интернета.

Сетевые сообщества Интернета оказывают довольно сильное влияние на каждую личность, включенную в процесс общения. Они способствуют формированию гомогенной среды и выработки одинаковой позиции по многим жизненным вопросам. Система социальных сетей Интернета в отличие от массовых коммуникаций существует за счет межличностных коммуникаций. Личная, персо-

нальная информация является ее языком и культурным кодом. В сети циркулирует такое количество личной, эмоциональной окрашенной информации, что позволяет всем членам сети, знать обо всех. Мир действительно окончательно превратился в «глобальную деревню». Сетевой подход дает большой простор исследователям. Связывая микро- и макроуровень, он может дать убедительное объяснение устойчивости больших и малых социальных общностей в период разрушения или паралича институциональных образований перед лицом кризиса или общественных трансформаций.

Классическая теория социальных сетей представляет отношения внутри сообщества в виде набора различных связей между узлами (агентами социального пространства), которые интересуют ученых в пределах исследуемого объекта. Связи в сети могут иметь различные характеристики. Небольшие сети с жесткими, упорядоченными связями могут быть менее продуктивными, чем большие «открытые» сети, с достаточной коммуникативной свободой особенно с точки зрения поиска креативных решений и внедрения инновационных практик. В качестве основного фактора устойчивости социальной сети авторы выделяют реципроктность (взаимовыгодность), возможность рассчитывать на совокупные ресурсы этой сети. Что касается России, по мнению авторов статьи, социальная сеть является одним из основных видов социальной помощи и защиты для малоресурсных слоев населения. Люди, включенные в сетевые отношения, формируют не только благоприятную экономическую среду, страхуя друг друга от потерь, но и оказывают эмоциональную, психологическую поддержку друг другу, благодаря чему каждый член сети чувствует себя более социально защищенным, чем вне сетевых отношений. Страхуя отдельных людей, они оказывают стабилизирующее влияние на всю социальную структуру, что особенно важно в непростые, кризисные этапы жизни общества.

Мотивы интернет-коммуникаций и наиболее распространенные коммуникативные практики в студенческой среде выяснены в процессе анализа социологического исследования «Интернет в жизни студентов», предпринятого авторами в сентябре-ноябре 2015 г. В нем участвовали молодые люди, обучающиеся в гуманитарных вузах столицы. Исследование показало, что в той или иной мере Интернет активно используют все участники опроса. Они рассматривают его как необходимый жизненный ресурс, который можно использовать во многих сферах деятельности: в общении, учебе при получении новой информации, практической деятельности и т.п. В этом пространстве молодые люди, взросление которых происходило вместе с Интернетом, имеют существенные преимущества перед старшим поколением. Они прекрасно в нем ориентируются: знают его опасности и возможности. Новые каналы коммуникации в сети Интернет не только создают благоприятную информационную среду, но постоянно развиваясь, выводят межличностное общение на новый уровень, способствуя формированию солидарных групп и повышению общественной активности студентов. Социальные сети создают дополнительные возможности для социализации молодежи и успешного встраивания их в социальную структуру. Размещая в профилях социальных сетей информацию о своей жизни, молодые люди тем самым позиционируют себя среди сверстников, акцентируют внимание на своих достоинствах, рассказывают о своих интересах, увлечениях и многом другом, иными словами, позиционируют себя в социальном пространстве Интернета.

В сетевых отношениях в Интернете циркулирует личная, персонифицированная информация. В пространстве социальных сетей практически отсутствует разделение между производителем и получателем информации. Социальные сети восполнили родовой недостаток, который существует в традиционных СМИ. Они преодолели барьер во взаимном обмене информацией между людьми. Фактически можно говорить о социально-психологическом феномене XXI в., когда огромное количество людей испытывают потребность сделать публичными события своей частной, приватной жизни. Несмотря на определенный риск представления личной информации в Интернете большинство пользователей идут на это. Как нам кажется, это происходит не потому, что они не осознают опасности публичного представления личных данных, а потому, что открываясь, они хотят найти людей со схо-

жими интересами, живущих с ними на одной «ментальной волне» и приобрести определенный статус в той среде, которая им близка по образу жизни. Социальная сеть в общественном измерении противостоит процессу атомизации людей в постиндустриальном обществе.

В системе государственного управления интернет-технологии могут рассматриваться как механизм обратной связи между органами власти и населением. Обратная связь чрезвычайно важна в самоорганизации системы. Механизм обратной связи делает систему принципиально иной, повышая степень ее внутренней организованности и давая возможность говорить о самоорганизации в данной системе, что позволяет заключить: система преследует какие-то цели, т.е. что ее поведение целесообразно. Авторы считают, что проявление политической активности тесно коррелирует с обратной связью. Обратная связь может колебаться, быть активной, пассивной, приобретать различные характеристики, такие как достоверность, оперативность, рациональность и иррациональность.

При этом московское правительство признано лучшим в мире по обратной связи с жителями города. Проект «Активный гражданин» («АГ») помогает гражданам столицы, проявляя соучастие, решать, жизненно-значимые задачи для жителей города. Голосование проходит по четырем рубрикам, представляющим собой наиболее чувствительные точки соприкосновения со средой города: облик столицы, социальные услуги, образование и транспорт. На фоне изученных моделей сегодня выделяется проект «АГ», созданный московским правительством и не имеющий аналогов в мире. Данный проект является ярким примером сетевого взаимодействия исполнительной власти и граждан. Проект имеет особое техническое оснащение. Он основан на программном приложении, которое можно скачать на электронный носитель: ноутбук, планшет либо телефон и начинать участвовать в решениях значимых проблем города.

Целью исследования было выявить эффективность сетевого взаимодействия региональных властей и граждан (пользователей приложения «АГ») посредством изучения обратной связи пользователей и не пользователей приложения «АГ», а также показать их реакцию на события и изменения, происходящие вокруг них благодаря проекту, год спустя. (Проект «АГ» был запущен в мае 2014 г., а исследование проведено в мае 2015 г.) Анализ данных показывает, что предлагаемые для решения проблемы в проекте «АГ» актуальны и востребованы населением, людям важен внешний вид города, в котором они живут, а также социальная политика, проводимая государством. Но данные опроса имеют существенную гендерную специфику. Женщинам важно то, что непосредственно касается их семьи и детей, а мужчин больше волнует то, что происходит во внесемейной сфере. Рассматривая образование респондентов, надо отметить, что участники опроса в большинстве своем люди либо с высшим, либо с неоконченным высшим образованием. Приведенные данные положительно характеризует население Москвы и подчеркивает, достаточно высокий уровень образования социально-активного населения.

Исследование показало, что аудитория, вовлеченная в гражданский краудсорсинг, является также примером особой социальной общности. Ее характеристики пока мало изучены, но уже сейчас можно выделить ряд особенностей: преимущественно молодой возраст, доминирование женщин и лиц с высоким уровнем образования, неопределенность социальных границ. Участники проекта не знакомы между собой, но они влияют не только на решения властей города, но и на решения друг друга, высвечивая болевые точки городских проблем, которые требуют дополнительного осмысления. Опосредованность коммуникации электронным порталом придают публичный характер взаимодействию и накладывают на него определенные обязательства, которые формируют социальные нормы, обязательные для всех членов сложившийся сети общения.

В рамках проведенного исследования по порталу «АГ» выявлено, что, несмотря на активное участие москвичей в работе над социально-значимыми вопросами, касающимися города, наблюдается отсутствие в некоторых случаях доверия у граждан к органам власти; отсутствие интереса к уча-

стию в проблемах города; недостаточно продуманная материальная мотивация для пользователей приложения «АГ» (об этом свидетельствует позиция тех респондентов, которые не начали пользоваться приложением «АГ»).

Авторы предлагают определение краудсорсинга как особой технологии решения аутсорсин-говых задач, поставленных группе или сообществу людей, в публичном призыве к участию. Сегодня эти технологии являются особым общественным явлением или движением, которое способно сформировать особую экосистему, существенно сокращающую время решения сложных социальных и научных проблем. Краудсорсинг создает новые возможности для проявления гражданской активности жителей столицы, формирует особую креативную среду, которая втягивает в себя молодых неравнодушных, хорошо образованных граждан, имеющих ярко выраженную социальную позицию, позволяя им активно участвовать в жизни города. Поэтому краудсорсинг формирует почву для сетевой демократии, когда участники взаимодействия, не зная друг друга, лично формируют общественное мнение по многим актуальным вопросам жизни города. В результате создаются возможности для повышения социальной активности личности и продуцирования новаторских идей. В любом случае проявляется синергетический эффект от совместного обсуждения проблемы и интеграции разнообразных точек зрения.

Библиографический список

1. Добреньков, В. И. Социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 640 с.

2. Луман, Никлас. Реальность массмедиа / Никлас Луман. - М. : Праксис, 2005. - 300 с.

3. Энциклопедический социологический словарь. Российская Академия наук. Институт социально-политических исследований / Под общ. ред. Г. В. Осипова. - 1993. - 700 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.