Краснокутский Дмитрий Николаевич
Краснодарский университет МВД России (тел.: +78652391106)
Молодежь и социальные сети Интернета: теоретико-прикладной анализ
Рассматривается влияние социальных сетей Интернета на современное общество. Отмечается, что проникновение социальных сетей Интернета в жизнь общества предполагает их влияние на социализацию, воспитание молодежи, интегрирует их в соционормативную систему. Именно поэтому дисфункции социальных сетей Интернета могут рассматриваться как потенциальное пространство девиации, особенно применительно к молодому поколению.
Ключевые слова: трансформирующееся общество, информационно-компьютерные технологии, Интернет, социальные сети, социальные нормы, девиантное поведение, молодежь, соционорма-тивная система.
D.N. Krasnokutskiy, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78652391106.
Youth and social networks of the Internet: theoretical and applied analysis
The author considers influence of the social Internet network in modern society. He notes that penetration of the Internet social networks in society implies their effect on socialization, education of youth, and thus integrate them into socionormative system. That is why the social dysfunction of the Internet network can be considered as a potential deviation space, especially for the younger generation.
Key words: transforming society, information and computer technologies, the Internet, social networks, social norms, deviant behaviour, youth, socionormative system.
Общество начала XXI в. характеризуется масштабными трансформациями, обусловленными проникновением в социальные процессы новых информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий. Это актуализирует процесс научного анализа ряда проблем, связанных с глобализацией и становлением информационного общества. Особая роль в изменении социальной реальности принадлежит становлению и функционированию сети Интернет. Ее развитие приводит к возникновению новых социальных практик. Из механизма передачи информации Интернет превращается не только в структурирующую, объединяющую людей социальную технологию, но и в самостоятельную сферу жизни, функционирование которой приводит к трансформации современного социального пространства.
В отличие от традиционных массмедиа, Интернет воплощает в себе возможности не только массовой, но и групповой, а также межличностной коммуникации. Именно последняя является самой доверительной по сравнению с другими видами; здесь наблюдается определенная социально-психологическая, социокультурная, духовная близость коммуникаторов (в противном случае возникает эффект когнитивного диссонанса, так как люди в силу своих социально-психологических особенно-
стей в большинстве своем не стремятся комму-ницировать с теми , кто разрушает (оспаривает, высмеивает и т.п.) сложившиеся у них годами идеи, идеалы, представления, ценности и т.п.). Возможности интернет-среды позволяют ей «симулировать» (создавать правдоподобные копии) именно межличностное общение людей - безопасное, спокойное, доверительное. Зачастую данную функцию выполняют интернет-сообщества. Этим обстоятельством, в первую очередь, объясняется потребность людей в общении посредством социальных сетей.
По мнению Р.В. Кончаковского, технологические изменения приводят к появлению новых типов интернет-сообществ, выполняющих иные, чем прежде, функции, вызывая к жизни противоречия, с которыми еще не приходилось сталкиваться пользователям. Интернет-сообщества выводят на новый уровень процессы самоорганизации в социуме, с одной стороны, предоставляя качественно иные возможности для развития индивида, с другой - способствуя возникновению новых практик манипулирования им [1].
В силу вышеизложенного вполне закономерным является тот факт, что в современном обществе среди множества интернет-ресурсов выделяются сетевые интернет-сообщества. Их появление привело к существенным изменениям стиля и образа жизни, социальных практик,
196
особенностей общения и взаимодействия людей. Поэтому вполне логично рассматривать сетевые интернет-сообщества как социокультурное явление, феномен духовной жизни общества XXI в. Сетевые интернет-сообщества способствуют виртуализации повседневного общения, взаимодействия, опосредованию межличностных и групповых контактов людей.
Е.А. Лавренчук указывает, что в начале XXI в. с каждым годом растет популярность социальных сетей Интернета. Определяя содержательную суть понятия «социальная сеть Интернета», исследователь указывает, что это платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения , отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете [2].
Современные ученые обращают внимание на следующую проблему: информация, размещенная пользователями в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, не обязательно с благими намерениями. Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, родственники, сборщики долгов, преступники и т.д. Поэтому некоторые работодатели запрещают пользоваться социальными сетями - не только ради экономии, но и чтобы воспрепятствовать утечке информации. Также пользователи социальных сетей могут столкнуться с травлей, критикой, «нелестными отзывами» и необоснованными слухами [3, с. 144-145].
Особое беспокойство у исследователей вызывает пропаганда самоубийств в социальных сетях Интернета. Увеличивающаяся популярность социальных сетей ощутимо повлияла на рост подростковых суицидов. Более трети материалов, описывающих способы добровольного ухода из жизни и агитирующих к нему, собрано в социальной сети «ВКонтакте». Правоохранительные органы регулярно принимают меры по закрытию так называемых «групп смерти». При этом часто родители даже не догадываются, что на их детей действует пропаганда самоубийства: в социальных сетях для этого используются довольно изощренные методы [3, с. 144-145].
Одной из «групп риска» подобного негативного воздействия в пространстве социальных сетей является молодежь как особая социально-демографическая и социально-статусная группа. Обращаясь к теоретическим представлениям о социальной сущности данной группы, считаем необходимым отметить следующее.
Существует несколько классических концепций социологического анализа молодежи
как особой социально-возрастной группы в составе общества. В частности, И.М. Ильинский рассматривал молодежь как часть общества, объективное общественное явление, определяемое возрастными рамками. Специфика ее состоит в том, что она зависима и живет как бы в кредит, ее самостоятельность в принятии важных решений ограничена, в то же время перед ней стоит проблема выбора работы, профессии, нравственного и социального самоопределения. Ильинский акцентирует внимание на переходности молодежи, социальный статус которой во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь - это и объект и субъект социализации [4, с. 108-120].
Один из основателей советской социологии молодежи - В.Т. Лисовский - позиционировал молодежь как «поколение людей, переходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [5, с. 8].
Исследователи, характеризуя специфику молодежи как особой социально-демографической группы, указывают, что ее сущностные свойства связаны с ролью, которую играет эта социальная группа в общественном воспроизводстве. Становление субъектности молодежи в процессе реализации ею основных социальных функций - воспроизводственной и инновационной - сопряжено с преодолением как внутренних, так и внешних противоречий. В стремлении обрести самостоятельность и независимость от взрослых молодым людям, особенно подросткам, приходится преодолевать внутренние противоречия, являющиеся порождением амбивалентных проявлений. На групповом и индивидуально-личностном уровнях нередко имеют место дискриминация молодежи по возрастному признаку, нарушение ее прав в образовании, труде, профессиональной деятельности, сфере культуры, семейных отношениях, ограничение возможностей ее физического и духовного развития, ущемление прав личности [1, с. 37-39].
При рассмотрении социально-возрастной и социально-психологической специфики молодежи становятся очевидными детерминанты ее глубокой интеграции в пространство социальных сетей. Молодое поколение является носителем новаторского потенциала, который реализуется здесь в полной мере. Для молодежи характерно стремление к использованию
197
социальных сетей Интернета в максимально широком варианте: от досуговых практик, знакомств, самореализации до деловой активности, выражения своей гражданской позиции, политических и культурных предпочтений. В связи с этим стоит обратить внимание, в том числе, и на негативные стороны сложившейся ситуации.
Следует подчеркнуть, что интеграция молодежи в пространство социальных сетей Интернета несет в себе ряд противоречивых последствий, которые должны стать предметом теоретического и эмпирического социологического анализа. На наш взгляд, в настоящее время необходимо обратить внимание на опасные последствия роста значимости в обществе социальных сетей Интернета, так как в целом ряде случаев возникают угрозы информационной безопасности как личности, так и социальной группы, а также государства в целом. При этом адекватных механизмов противодействия, в частности, угрозам нарушения конфиденциальности персональных данных в социальных сетях пока нет. Именно этот факт вызывает серьезную обеспокоенность у ученых и практиков.
Необходимо отметить, что социологический анализ предполагает, в том числе, исследование социальных сетей в контексте слабо прогнозируемых социальных последствий, возникающих вследствие роста их значимости в социуме. Для указанных целей нами было проведено эмпирическое исследование молодежи, проживающей в Краснодарском крае. Общий объем выборки - 733 человека, метод -раздаточное индивидуальное анкетирование; срок проведения исследования - сентябрь 2016 г. По результатам проведенного анализа можно заключить следующее.
Респонденты, принимавшие участие в исследовании, отличаются достаточно интенсивной погруженностью в интернет-среду. Так, большинство респондентов - 57,3% - проводят в Интернете более 5 часов. Кроме того, 23,6% респондентов проводят в Интернете 3-5 часов. Лишь 10,2% участников исследования относительно немного времени проводят в Интернете -1-3 часа, а 8,9% респондентов - менее часа. Таким образом, исследуемая совокупность характеризуется интенсивным потреблением интернет-услуг, что позволяет сделать заключение об их погруженности в виртуальную реальность.
Как показал проведенный анализ, большинство опрошенных обладают немалым «стажем» нахождения в социальных сетях. Так,
стаж от 2 до 4 лет имеют 46,8% респондентов. Из них 8,5% участников исследования в социальной сети уже более 4 лет. Весьма значительная группа участников исследования -25,9% - имеют стаж нахождения в сети 1-2 года, их можно причислить к «средним» пользователям. Лишь 18,4% в социальной сети менее 6 месяцев, а 9,4% - от полугода до года.
Проведенное исследование показало значительный разброс мнений относительно рисков вмешательства злоумышленников в их личную жизнь посредством социальной сети. Большинство участников опроса - 48,9% - опасаются, но действуют под влиянием стереотипов «все так делают». Также 20,3% признались, что «немного опасаются», в результате выкладывают на своей страничке только не личные материалы. При этом 14,1% респондентов не размещают в Интернете материалы о своей личной жизни. Лишь около четверти респондентов -16,7% - ничего не опасаются и выкладывают все, что захотят. Таким образом, большая часть опрошенных в той или иной мере испытывают опасения по поводу общедоступности личных материалов в социальных сетях.
В ходе исследования выяснилось, что большинство опрошенных - 61,1% - не испытывают никаких проблем при переходе из виртуальной реальности в сферу повседневного общения. Противоположной точки зрения придерживаются 22,3%. Еще 16,6% предпочли уклончивую формулировку ответа «когда как».
Исследование показало, что нахождение часами в виртуальной реальности не проходит бесследно для респондентов. Об этом, в частности, свидетельствуют признания о регулярных отклонениях от моральных норм (39,8% -весьма часто, 32,7% - скорее часто). Лишь 6,1% респондентов указали, что никогда не нарушали даже моральных норм, а 21,4% - в очень редких случаях.
Таким образом, можно отметить, что генезис и рост общественной значимости социальных сетей Интернета является закономерным итогом прогрессивного развития социума в технико-технологическом аспекте; речь идет о поступательном движении общества, особенно его коммуникационной системы, от традиционных форм и способов общения, обмена информацией к более совершенным. Последние создают особый виртуальный мир, в который погружаются наиболее интенсивные пользователи интернет-ресурсов. Именно к числу современных, инновационных форм и способов коммуникации относятся социальные сети Интернета. Однако в росте популярности, обще-
198
ственной значимости социальных сетей необходимо выделять не только позитивные, но и негативные аспекты.
В частности, социальные сети Интернета могут быть позиционированы как обладающие определенным девиантным потенциалом, причем не только в отношении моральных норм, традиций, но и норм права. В социальных сетях Интернета нередко происходит нарушение конфиденциальности информации, распространяется дезинформация; исследования показывают, что имеет место пропаганда самоубийств, алкоголизма, наркомании, половой распущенности. По нашему мнению, данная ситуация диктует необходимость более подробного анализа девиантного потенциала социальных сетей Интернета как в теоретическом, так и в эмпирическом аспектах научной оценки.
Особую обеспокоенность вызывает глубокая интеграция в пространство социальных сетей
подрастающего поколения. В силу лабильного сознания, нестабильной системы ценностей, иррациональности, юношеского максимализма молодежь зачастую действует непредсказуемо. Именно поэтому молодые люди нередко «погружаются» в пространство социальных сетей, не задумываясь о возможных негативных последствиях таких действий. При этом круг социальных последствий интенсивной коммуникации в социальных сетях применительно к молодежи варьируется от аддикции до нарушения конфиденциальности личных данных и угроз информационной безопасности. В такой ситуации становится очевидным, что в настоящее время необходима координация науки и системы государственного управления в целях поиска эффективных решений системного социального противоречия, детерминированного переходом к постиндустриальному информационному обществу.
1. Кончаковский Р.В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2010.
2. Лавренчук Е.А. Аутопойезис социальных сетей в интернет-пространстве: дис. . канд. филос. наук. М., 2011.
3. Ефимов Е.Г., Кузнецов А.А. Виды кризисного потенциала социальных сетей как региональных социально-экономических систем // Инновационный потенциал современного региона: проблемы региональной безопасности и внутрирегиональной интеграции на постсоветском пространстве: всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 2011.
4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001.
5. Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи: дис. ... канд. филос. наук. М., 1968.
6. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социс. 2008. № 5.
1. Konchakovskiy R.V. Network internet society as sociocultural phenomenon: diss. ... Candidate of Sociology. Yekaterinburg, 2010.
2. Lavrenchuk E.A. Autopoiesis of social networks in cyberspace: diss. . Candidate of Philosophy. Moscow, 2011.
3. Efimov E.G., Kuznetsov A.A. Types of crisis potential of social networks as regional social and economical systems // Innovational potential of the modern region: problems of regional safety and intra-regional integration in the post-Soviet space: proc. of All-Russian sci. and pract. conf. Volgograd, 2011.
4. Ilinskiy I.M. Youth and youth policy. Moscow, 2001.
5. Lisovskiy V.T. Methodology and methods of study ideals and life plans of youth: diss. . Candidate of Philosophy. Moscow, 1968.
6. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Youth extremism: nature and features // Socis. 2008. № 5.
199