Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ - ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ?'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ - ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
306
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маркосян Ани Аветиковна

В статье анализируется роль социальных сетей в политических процессах как во внешней, так и во внутренней политике. Рассматривая современный мир как некую модель сетевого общества, автор изучает место соцсетей в современной политической сфере, более подробно рассматривая его в контексте активизации инструментов дезинформации в рамках информационных войн. Используя метод OSINT, автор проводит фактчекинг ряда публикационных материалов. В статье изучается использование социальных сетей для создания определенных общественных настроений и побуждения к действиям для повышения политической активности. Кроме того, автор рассматривает роль социальных сетей в качестве одного из инструментов реализации цифровой дипломатии во внешнеполитической стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS: A TOOL FOR POLITICAL MANIPULATIONS?

The article analyzes the role of social networks in political processes, both in foreign and domestic policies. The author studies the place of social networks in the modern political sphere, considering it in more detail in the context of the activation of disinformation tools in the framework of information wars, paying special attention to the manipulation of information. The paper draws attention to the attempts to control the veracity of information undertaken by a number of media. Using the OSINT method, the author conducts fact checking of a number of publications devoted to the special military operation conducted by Russia. The paper uses the example of the US elections as well as how celebrities urge people to vote, and Russian example of how the celebrities shared the information about social payments. The author draws a conclusion about the serious importance of social networks in modern political life, and predicts a further increase in interest in the digital sphere and an increasing digitalization of politics. In turn, social networks, according to the author, are becoming a platform for multilateral dialogue and policy conductors and a tool for open feedback from the population.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ - ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ?»

УДК 323.23

МАРКОСЯН Ани Аветиковна, аспирант 3-го курса факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (191124, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3; [email protected]), eLibrary лш^огш: 1091030

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ - ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ?

Аннотация. В статье анализируется роль социальных сетей в политических процессах как во внешней, так и во внутренней политике. Рассматривая современный мир как некую модель сетевого общества, автор изучает место соцсетей в современной политической сфере, более подробно рассматривая его в контексте активизации инструментов дезинформации в рамках информационных войн. Используя метод OSINT, автор проводит фактчекинг ряда публикационных материалов. В статье изучается использование социальных сетей для создания определенных общественных настроений и побуждения к действиям для повышения политической активности. Кроме того, автор рассматривает роль социальных сетей в качестве одного из инструментов реализации цифровой дипломатии во внешнеполитической стратегии.

Ключевые слова: социальные сети, дезинформация, международные отношения, политические процессы, цифровая дипломатия

Введение

Роль социальных сетей в политическом процессе выросла как на местном, так и на глобальном уровне. Использование социальных сетей стало трендом, демонстрирующим открытость органов власти и их стремление быть ближе к людям, прислушиваться к мнению граждан, а также политическим манипу-лятивным инструментом, отвечающим интересам различных представителей общества.

Исследователи отмечают стремительные изменения социальной реальности и, как следствие, политической сферы. В конце ХХ в. появляется термин «сетевое общество», охарактеризованный Я. Ван Дейком как форма общества, которая организует социальные отношения с помощью медиасетей, постепенно замещая или, как минимум, дополняя ими социальные коммуникации [Курочкин, Антонов 2016]. В свою очередь, М. Кастельс характеризует социальное общество как принципиально новую социальную структуру, обусловленную возникновением нового способа функционирования производственной подсистемы экономики [Серкина 2019: 167].

Повышение роли сетевых структур, в частности социальных сетей и бло-госферы, являющихся новыми акторами публичной политики, характеризует современную публичную политику и ее особенности [Павлютенкова 2015: 75]. Конференция, организованная МИДом Италии в Турине, закрепила значение социальных сетей - как «новый общественный форум и новый политический инструмент в руках граждан для улучшения демократии» [Торреальба 2015], обратив особое внимание на возможность для граждан высказывать мнения в режиме реального времени.

Дезинформация и информационная война

В то же время с ростом интереса к социальным сетям растет и скорость распространения данных и, в связи с увеличением потока информации, неправды, или, как ее называют, дезинформации.

Во введении к книге бывшего генерала Секуритате - тайной полиции Социалистической Республики Румынии - Иона Михая Пачепы приводятся слова Ю.В. Андропова, назвавшего дезинформацию кокаином [Расера, ЯусЫак 2013: 15]: «...если вы нюхнете один или два раза, это может не изменить вашу жизнь. Однако, если вы будете использовать его каждый день, это сделает вас наркоманом — другим человеком». Данный подход коррелирует с определением когнитивной войны. Так, профессор Г.Г. Почепцов считает когнитивную войну воздействием на высший уровень мышления человека, его смыслы и ценности, которые предопределяют его поведение [Почепцов 2019: 6]. Изменение интерпретаций физических событий, смыслов и ценностей приводит человека к иному типу поведения. При этом воздействие происходит на подсознательном уровне, практически незаметно, например, через средства массовой культуры, материалы СМИ и др.

Представляется, что дезинформация становится частью нового общественного порядка, а социальные сети - проводником и площадкой для их распространения. Учитывая постоянно растущее число пользователей различных социальных сетей, контроль за достоверностью информации представляется практически невозможным, несмотря на заявления и попытки платформ находить и обличать фейки. Серьезная роль принадлежит социальной сети YouTube, где размещается огромное число видеороликов. Привлекательность видеохостинга для зрителей определяется разнообразностью контента и возможностью просмотра видео на разных языках (более 70). Простота использования, бесплатная регистрация и высокое качество видео позволяют привлекать все большее число пользователей. Отмечается, что YouTube в России на 2022 г. -наиболее популярное социальное медиа с аудиторией 85,4% пользователей Рунета от 16 до 64 лет [Аймалова 2022: 14].

С повышением популярности платформа начинает замещать традиционные средства массовой информации, позволяя не просто читать информацию, но видеть, как это происходило. Однако нередко видео дезинформируют пользователей. Это дает возможность использовать видеохостинг в политических целях и распространять фейки. Так, например, на фоне обострения нагорнока-рабахского конфликта в армяноязычном сегменте активизировались фейковые аккаунты, которые от имени якобы армянских пользователей распространяли информацию, не соответствующую действительности1. Распространяемая информация была нацелена на создание негативного образа России в Армении, что должно было привести к антироссийским настроениям в армянском государстве и потере им союзника в лице Российской Федерации.

В то же время мы можем отметить, что хостинг пытается контролировать достоверность информации и удалять дезинформирующие публикации. Так, например, YouTube заявил о препятствовании распространению материалов с дезинформацией о вакцинах от коронавируса2, что позволило снизить уровень напряженности, вызванной видеороликами о введении микрочипов с помощью препарата, о летальном исходе использования вакцины и др.

Роль социальных сетей в контексте проведения СВО

Среди большого числа примеров вбросов (распространение короткой, но значимой информации) можно выделить ряд связанных с проводимой Россией

1 В Сети выявили кампанию по дезинформации о конфликте в Карабахе. - Взгляд. 17.12.2020. Доступ: https://yandex.rU/turbo/vz.ru/s/news/2020/11/17/1070961.html

2 YouTube будет удалять видео с дезинформацией о вакцинах от коронавируса. - ТАСС. 15.10.2020. Доступ: https://tass.ru/obschestvo/9727823

на Украине специальной военной операцией (СВО), в рамках которой предусмотрены помощь республикам Донбасса в демилитаризации Украины1, обеспечение национальной безопасности России. Непрофессиональные информационные вбросы - это зачастую резко преувеличенная информация с целью «привлечь внимание к проблеме», основанная на правде, но раздутая так, что перестает быть правдой [Кочешев 2016].

На протяжении нескольких дней проведения операции ежедневно в активно используемых пользователями социальных сетях, таких как Instagram, Facebook (здесь и далее - социальные сети, входящие в группу Meta Inc., запрещенную в РФ в связи с осуществлением экстремистской деятельности2), Telegram, Twitter и др. публиковались фото, новости, видео и многое другое, связанное с происходящими событиями.

Жители двух стран нередко публиковали противоречащие друг другу данные, ужасающие фотографии и видео и многое другое. Дмитрий Гордон, известный украинский журналист и ведущий, опубликовал в своем телеграмм-канале несколько фотографий, подписав «фото из Харькова от Алены Мозговой»3. На одной из фотографий был изображен окровавленный ребенок, по всей видимости, сидящий на больничной койке (на данный момент публикация удалена, но ее копия сохранилась в цифровом пространстве). То же фото было опубликовано издательством The Irish Sun в 2021 г.4 с подписью: «раненый ребенок в сирийском госпитале».

В разных источниках было опубликовано видео и фото разрушенной больницы № 3 в г. Харькове5. Внимательные пользователи социальных сетей обратили внимание на то, что представленное на фото здание двухэтажное и выложено красным кирпичом, тогда как на фотографиях информационно-справочного портала Харьков Инфо6 здание белого цвета (возможно, краска) и четырехэтажное. Также отличается территория вокруг больницы: на видео телегам-канала «Украина Сейчас: новости, война, Россия»7 видно, что недалеко от здания находится подземный переход, которого на фото портала нет.

Как сообщается, в результате расследования8 было выяснено, что огром-

1 Специальная операция России в Донбассе 24 февраля 2022 года: прямая онлайн-трансляция. - Комсомольская правда, 24.02.2022г. Доступ: https://www.kp.ru/daily/ 27368/4550160/

2 Решение Тверского районного суда г. Москва по делу № 02-2473/2022 от 21 марта 2022 г. Доступ: https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj/services/cases/civil/details/de7ea6a0-a3ab-11ec-8a7e-51b31fb55b35?participants=meta

3 Публикация в телеграмм-канале Дмитрия Гордона, 05.03.2022. Доступ: https://t. me/dmytrogordon_ official/460; https://sun9-43.userapi.com/impg/r-u2w_ x9AyU9Wp_ bTv9xLF5ldRpKUDAO2V8hUA/PTT6t mU7MYjpg?size=1018x850&quality=95&sign=62a464 2429fc78acfe1ac0c509b7296d&type=album

4 Cathy Kelly. 2021. Six million children born into war in Syria have borne the brunt of the bloody 10-year conflict. - The Irish Sun. 15.03.2021. URL: https://www.thesun.ie/news/6702543/ children-war-syria-brunt-bloody-conflict/ (accessed 17.07.2023).

5 В Харькове российские войска цинично ударили по больнице, ранения получили

6 человек: видео с места обстрела. - Politeka. 01.03.2022. Доступ: https://politeka.net/ incidents/370432-v-harkove-rossiyskie-voyska-cinichno-udarili-po-bolnice-raneniya-poluchili-6-chelovek-video-s-mesta-obstrela

6 Харьковская городская клиническая больница № 3. - Харьков.Инфо. Доступ: https:// kharkov.info/place/harkovskaya-gorodskaya-klinicheskaya-bolnica-no-3

7 Украина Сейчас: новости, война, Россия. 01.03.2022. Доступ: https://t.me/u_now/21648

8 Кто координировал и направлял антироссийскую кампанию в СМИ и соцсетях? Факты и доказательства. - Мракоборец. Telegra. Ph. 07.03.2022. Доступ: https://telegra. ph/Kto-koordiniroval-i-napravlyal-antirossijskuyu-kampaniyu-v-SMI-i-socsetyah-Fakty-i-dokazatelstva-03-07

ное число проукраинских сообщений, заполонивших за несколько дней российский сегмент Интернета, были частью единой кампании маркетологов и таргетологов из России и Украины. Антироссийская пропаганда в социальных сетях, по оценкам экспертов, обошлась ее авторам в несколько миллиардов1 в первые несколько дней, финансовый вопрос всей кампании остается открытым и точно не известным, но его масштабность уже очевидна.

Иностранные информационные агентства также периодически допускали публикацию непроверенных фактов или фотоматериалов, дезинформирующих читателей. Так, например, для публикации о беженцах из Украины в Польшу2 была выбрана фотография, на которой были изображены беженцы, как кажется по фото, арабского происхождения, вынужденные перемещаться в снежную и, судя по одежде, очень холодную погоду. Хотя отметим, что CNN3 и через определенный промежуток времени опубликовали опровержения по ряду фейковых новостей, выявленных в результате фак-тчекинга.

Помимо использования соцсетей и новостных изданий для распространения не всегда достоверной информации (а нередко - очевидной дезинформации), пользователей призывают к определенным действиям. Так, многие известные украинские ведущие и блогеры, популярные в т.ч. в России, записали обращение, в конце которого призывали россиян выйти на протест, указав время и место (ссылка на видео). В качестве такового предполагалось время 19:00 и главная площадь города (любого, т.к. указано было «вашего города»). Ряд российских оппозиционеров, например журналистка М.А. Литвинович5, также призвали выйти протестовать, указав то же время.

Стоит отметить эффективность такого инструмента, выведшего на улицы разных городов России определенное число людей. Сообщается, что спустя примерно полтора часа после запланированного начала протестов были задержаны 917 чел. в 44 городах России6. Таким образом, социальные сети позволяют управлять массами и, при соблюдении определенных условий, достигать поставленных целей.

Социальные сети как инструмент повышения политической активности

Роль социальных сетей в современном мире далеко не ограничивается их использованием с целью обмана, дезинформации и запугивания. Интернет характеризуют в качестве коммуникационной площадки, на которой применяются методы и реализуются механизмы управления массовым политическим сознанием и поведением [Суворов, Коновалов 2017: 211].

1 Эксперты оценили в несколько миллиардов антироссийскую кампанию в соцсетях. -Regnum. 07.03.2022. Доступ: https://regnum.ru/news/society/3526645.htmI

2 Guy J. 2022. Hundreds of thousands flee Putin's assault on Ukraine as temperatures drop. - CNN. 28.02.2022. URL: https://edition.cnn.com/2022/02/28/europe/ukraine-refugee-movement-special-scli-intl/index.html (accessed 17.07.2023).

3 Dale D. 2022. Fact Check: Phony Images Masquerading as CNN Coverage Go Viral Amid War in Ukraine. - CNN. 06.03.2022. URL: https://edition.cnn.com/2022/03/05/politics/fact-check-fake-cnn-ukraine/index.html (accessed 11.04.2022).

4 Coleman A. 2022. Ukraine conflict: Further false images shared online. - BBC. 25.02.2022. URL: https://www.bbc.com/news/60528276 (accessed 17.07.2023).

5 Российская оппозиция созывает антивоенные митинги на главных площадях городов. -The Insider. 24.02.2022. Доступ: https://theins.ru/news/248845

6 Остановите войну! По всей России люди вышли на акции против вторжения России в Украину. Сотни задержанных. - Медуза. 24.02.2022. Доступ: https://meduza.io/ feature/2022/02/24/ostanovite-voynu

Так, социальные сети могут быть использованы для стимулирования «целенаправленных гражданских действий в отношении выработки или принятия каких-либо решений, участия в социально-значимых событиях» [Киняшева 2018: 3]. Гражданский активизм с использованием ИКТ как основного средства осуществления коллективных мыслительных и административных процессов определяют в качестве реализации так называемой электронной демократии [Кокоулина 2015: 66]. В качестве примера использования социальных сетей как инструмента реализации политических действий можно привести кампанию в поддержку принятого указа о выплатах для школьников1. Ряд известных российских блогеров, в т.ч. телеведущая К. Бородина2, опубликовали в своих соцсетях информацию о том, что, несмотря на их высокие доходы, выделенная выплата становится для них «подстраховкой» при подготовке ребенка к школе. Публикации вызвали много негативных комментариев.

Несмотря на это, общение посредством диалога «блогер - аудитория» можно использовать как инструмент «мягкой силы» с целью повышения авторитета власти и доверия ей, а также создания и поддержания позитивного образа внутри государства. Важно использовать «мягкую силу» не только во внешней политике, но и во внутренней. Примерами использования блогов известных личностей для повышения вовлеченности граждан в политическую жизнь (за рубежом) могут служить публикации актрис Дженифер Энистон3, Риз Уизерспун4, певца Джастина Бибера5 и других публичных личностей о президентских выборах в США. В своих постах американские селебрити призывали граждан выразить свое мнение, отметив, что они либо планируют проголосовать, либо уже сделали это [Маркосян 2020а]. Кроме того, был введен хэштег #IVoted, по которому можно было найти большое число публикаций граждан, воспользовавшихся своим избирательным правом. С целью вовлечения большего числа избирателей авторы публикаций призывали делиться фотографиями с избирательных участков (Риз Уизерспун даже указала телефон, на который можно было направить фотографии с стикерами/наклей-ками I Voted).

Большое число сообщений распространяют популярные источники (известные медийные личности, имеющие большое число подписчиков). Эти источники рассчитаны на массовую аудиторию и ее максимальный охват, но не предусматривают наличия определенных знаний и опыта в сфере, о которой они говорят (например, музыканты, распространяющие информацию о политике). Использование хэштегов упрощает создание, распространение и укрепление в интернет-аудитории определенных смыслов [Лемэр и др. 2020], которые заданы авторами первоначальных публикаций и нацелены на получение соответствующих результатов.

1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 396 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей». Доступ: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1472122/

2 Публикация К. Бородиной. - Instagram. 30.07.2021г. Доступ: https://www.instagram. com/p/CR7QAjULWn5/?utm_ medium=copy_ link

3 Публикация Дженифер Энистон. - Instagram. 23.10.2020. Доступ: https://www.instagram. com/p/CGskEr_jE5d/?utm_ medium=copy_ link

4 Публикация Риз Уизерспун. - Instagram. 16.10.2020. Доступ: https://www.instagram. com/p/CGahyGfg7U-/?utm_ medium=copy_ link

5 Публикация Джастина Бибера. - Instagram. 24.10.2020. Доступ: https://www.instagram. com/p/CGs8cztnpdG/?utm_medium=copy_link

Социальные сети как инструмент продвижения цифровой дипломатии

Распространяя демократические ценности в мире, США, помимо прочего, используют один из инструментов публичной дипломатии - цифровую дипломатию [Маркосян 2020б]. Н.А. Цветкова определяет ее как «механизм влияния на зарубежную аудиторию посредством таких методов, как размещение радио и телепередач в сети Интернет, распространение в открытом доступе литературы о США в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блог-пространстве, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылка информации через мобильные телефоны» [Цветкова 2011: 110].

В рамках инициативы Growth in the Americas /America Crece технический опыт Соединенных Штатов и целевое финансирование стимулируют цифровую трансформацию в западном полушарии, в т.ч. за счет 10 млн долл., выделенных в рамках Партнерства по цифровой связи и кибербезопасности (DCCP), включившего все усилия правительства США по внедрению расширенных возможностей подключения и продвижения открытого, совместимого, надежного и безопасного Интернета.

Наиболее активно «цифровой инструмент» использовал 45-й президент США Д. Трамп, что в начале 2021 г. привело к блокировке его аккаунтов рядом социальных сетей, среди которых был и Twitter. Причиной стало мнение о том, что твиты Трампа создают риск насилия, которое связывают со штурмом Капитолия1.

Становясь инструментом создания молодежного протестного движения, социальные сети не только обретают все б0льшую популярность среди населения, но и вызывают серьезный интерес правительственных структур. Так, например, США удалось снизить вдвое численность молодежи, входящей в повстанческую группировку «Революционные вооруженные силы Колумбии» (ФАРК), признанную в США террористической [Цветкова 2011: 111]. Используя социальные сети, Штаты стали распространять информацию о террористических действиях партизан, создали интернет-группу в Facebook и сайт, призывавшие к уличным демонстрациям против экстремистов и авторитарных правительств.

Поддержка активистов в социальных сетях для изменения политической ситуации в стране стала целью создания Альянса молодежных движений, который собрал активистов и сторонников, заинтересованных в том, как социальные сети и технологии связи помогают бороться с насилием, причем особое внимание стало уделяться Латинской Америке. В 2011 г. был запущен онлайн-центр цифровой активности Movement.org2, объединивший диссидентов в закрытых обществах с людьми в открытых обществах, имеющими опыт в таких областях, как юриспруденция, права человека, журналистика и др. Посредством использования платформы активисты отправляют запросы о помощи, кратко описывая свои проекты и потребности, и получают помощь от экспертов в соответствии с их навыками.

Заключение

Представляется, что социальные сети сегодня играют достаточно важную роль не только в процессе общения, но и при принятии политических решений,

1 Barry D.; McIntire M.; Rosenberg M. 2021. Our President Wants Us Here: The Mob that Stormed the Capitol. - The New York Times. 09.01.2021. URL: https://www.nytimes. com/2021/01/09/us/capitol-rioters.html (accessed 17.07.2023).

2 https://movements.org/en/

а также ведении дипломатической деятельности и распространении информации. Несмотря на ограничения, с которыми они сталкиваются, их роль нельзя недооценивать. Они являются проводниками диалога между властью и населением, показателем открытости правительства, а также площадкой ведения как внешней, так и внутренней политики. Постоянное совершенствование соцсетей дает возможность ожидать продолжения тенденции к увеличению их роли и значения, а также изменения их места в политической сфере и сфере государственного управления. Стоит отметить, что социальные сети могут быть использованы в качестве инструментов политической манипуляции, в т.ч. по той причине, что вопрос о достоверности публикуемой и распространяемой информации все еще остается открытым, хотя работа в этом направлении уже активно ведется.

Список литературы

Аймалова Ю.А. 2022. YouTube как канал влияния на общественное мнение. -Вестник науки. Т. 1. № 3(48). С. 10-22.

Киняшева Ю.Б. 2018. Социальные сети как инструмент политической мобилизации граждан в современной России. - Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. № 3. С. 3-10.

Кокоулина М.А. 2015. Роль социальных медиа в развитии гражданских инициатив. - Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. № 7(150). С. 65-72.

Кочешев П.А. 2016. Информационные «вбросы». Методы минимизации последствий. - Проблемы науки. № 6(7). С. 24-25.

Курочкин А.В., Антонов Г.К. 2016. Концепция сетевого общества в системе социального знания. - Общество: социология, психология, педагогика. № 2. С. 14-17.

Лемэр Л.Г., Курицын А.Н., Семеновых К.О., Меликов Э.Э. 2020. Информационная война против России. Часть 1. Конструирование образа врага. М.: Первое экономическое издательство. 28 с.

Маркосян А. А. 2020a. Социальные сети как инструмент участия в политическом процессе. - Молодежь в условиях цифровизации общества: международный, национальный и региональный аспекты: сборник статей всероссийской научно-практической конференции. Кемерово: Изд-во КемГУ. С. 99-103.

Маркосян А.А. 2020б. Концепт демократии во внешней политике США на примере Венесуэлы. - Информационные войны. № 4(56). С. 75-78. EDN ICLKQZ.

Павлютенкова М.Ю. 2015. Роль и место социальных сетей в публичной политике. - Вестник РУДН. Сер. Политология. № 3. С. 71-81.

Почепцов Г. 2019. Когнитивные войны в соцмедиа, массовой культуре и массовых коммуникациях. CF FOLIO. LitRes. 390 с.

Серкина Н. Е. 2019. Понятие сетевого общества М. Кастельса. - Вестник Майкопского государственного технологического университета. № 2(41). С. 161169. DOI 10.24411/2078-1024-2019-12017. EDN XMZCQZ.

Суровов С.Б., Коновалов И.Н. 2017. Сетевая коммуникация как политический мобилизационный ресурс (опыт анализа социальных сетей на региональном уровне). - Вестник СГЮА. № 1(114). С. 209-213.

Торреальба А.А. 2015. Твитпломатия: влияние социальной сети Твиттер на дипломатию. - Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. № 3. С.152-166.

Цветкова Н.А. 2011. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США. -США и Канада: экономика, политика, культура. № 3(495). С. 109-122.

Pacepa I.M., Rychlak R.J. 2013. Disinformation: Former Spy Chief Reveals Secret Strategies for Undermining Freedom, Attacking Religion, and Promoting Terrorism. WND Books. 428 p.

MARKOSYAN Ani Avetikovna, postgraduate student at the School of International Relations, Saint-Petersburg State University (1/3 Smolnogo St, St. Petersburg, Russia, 191124; [email protected])

SOCIAL NETWORKS:

A TOOL FOR POLITICAL MANIPULATIONS?

Abstract. The article analyzes the role of social networks in political processes, both in foreign and domestic policies. The author studies the place of social networks in the modern political sphere, considering it in more detail in the context of the activation of disinformation tools in the framework of information wars, paying special attention to the manipulation of information. The paper draws attention to the attempts to control the veracity of information undertaken by a number of media. Using the OSINT method, the author conducts fact checking of a number of publications devoted to the special military operation conducted by Russia. The paper uses the example of the US elections as well as how celebrities urge people to vote, and Russian example of how the celebrities shared the information about social payments. The author draws a conclusion about the serious importance of social networks in modern political life, and predicts a further increase in interest in the digital sphere and an increasing digitalization of politics. In turn, social networks, according to the author, are becoming a platform for multilateral dialogue and policy conductors and a tool for open feedback from the population. Keywords: social networks, disinformation, international relations, political processes, digital diplomacy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.