Научная статья на тему 'Социальные сети и их влияние на преступность несовершеннолетних в современной России'

Социальные сети и их влияние на преступность несовершеннолетних в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
702
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетний / преступность / опасный контент / предупреждение преступности / интернет пространство / социальная сеть / juvenile / crime / dangerous content / crime prevention / Internet space / social network

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демидова-Петрова Елизавета Викторовна

Введение: возникновение Интернета, онлайн-пространства, динамичное распространение и развитие новых взаимоотношений, общения в онлайн социальных сетях, дает основание предположить о формировании новой «жизни» в социальных сетях. Появление подобных социальных сетей оказало и продолжает оказывать значительное влияние на все сферы жизни современного человека. Категория граждан несовершеннолетнего возраста не становятся исключением. Одними из основных участников и потребителями социальных сетей являются именно лица, не достигшие своего совершеннолетия. Социальные сети, обладая значительным массивом информации различного содержания, становятся благоприятной средой для зарождения социально-негативной направленности, и в дальнейшем, формирования преступного поведения среди несовершеннолетних. Цель: исследование онлайн-социальных сетей и оказываемого ими влияния на преступность лиц несовершеннолетнего возраста. Методологической основой настоящей статьи явился диалектический метод научного познания. При написании данной работы, также применялись общенаучные методы познания: историко-правовой, моделирование, системно-структурный анализ, обобщение, сравнение, аналогия, а также частнонаучные методы познания: аналитическим обследованием, социологическим исследованием. Результаты: предложены результаты проведенного авторского исследования (опрос осужденных несовершеннолетних; лиц несовершеннолетнего возраста, проходящих обучение в учебных заведениях для получения общего образования (в школах) Российской Федерации; сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних МВД России. Выводы: отмечено, что социальные сети оказывают негативное влияние на формирование и развитие несовершеннолетних. Значительное количество современных детей проводят свое свободное время в интернет-пространстве, в социальных сетях. Основная причина пребывания несовершеннолетнего в соцсетях заложена в существующих проблемах в реальной (офлайн) жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Демидова-Петрова Елизавета Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Networks and Their Impact on Juvenile Delinquency in Modern Russia

Background: the emergence of the Internet, online space, the dynamic spread and development of new relationships, communication in online social networks, suggests the formation of a new “life” in social networks. The emergence of such social networks has had and continues to have a significant impact on all spheres of modern life. The category of citizens of minor age does not become an exception. One of the main participants and consumers of social networks are people who have not reached their maturity. Social networks, having a significant array of information of various contents, become a favorable environment for the emergence of a socially negative orientation, and in the future, the formation of criminal behavior among minors. Objective: to study online social networks and their impact on juvenile delinquency. Methodology: the dialectical method of scientific cognition. When writing this work, general scientific methods of cognition were also used: historical and legal, modeling, system-structural analysis, generalization, comparison, analogy, as well as private scientific methods of cognition: analytical survey, sociological research. Results: the results of the author’s research are proposed (a survey of convicted minors; persons of minor age who are studying in educational institutions for general education (in schools) of the Russian Federation; employees of juvenile affairs units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Conclusions: it is noted that social networks have a negative impact on the formation and development of minors. A significant number of modern children spend their free time in the Internet space, in social networks. The main reason for a minor’s stay in social networks lies in the existing problems in real (offline) life.

Текст научной работы на тему «Социальные сети и их влияние на преступность несовершеннолетних в современной России»

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

DOI 10.24412/2227-7315-2022-4-116-125 УДК 343.97

Е.В. Демидова-Петрова

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Введение: возникновение Интернета, онлайн-пространства, динамичное распространение и развитие новых взаимоотношений, общения в онлайн социальных сетях, дает основание предположить о формировании новой «жизни» в социальных сетях. Появление подобных социальных сетей оказало и продолжает оказывать значительное влияние на все сферы жизни современного человека. Категория граждан несовершеннолетнего возраста не становятся исключением. Одними из основных участников и потребителями социальных сетей являются именно лица, не достигшие своего совершеннолетия. Социальные сети, обладая значительным массивом информации различного содержания, становятся благоприятной средой для зарождения социально-негативной направленности, и в дальнейшем, формирования преступного поведения среди несовершеннолетних. Цель: исследование онлайн-социальных сетей и оказываемого ими влияния на преступность лиц несовершеннолетнего возраста. Методологической основой настоящей статьи явился диалектический метод научного познания. При написании данной работы, также применялись общенаучные методы познания: историко-правовой, моделирование, системно-структурный анализ, обобщение, сравнение, аналогия, а также част-нонаучные методы познания: аналитическим обследованием, социологическим исследованием. Результаты: предложены результаты проведенного авторского исследования (опрос осужденных несовершеннолетних; лиц несовершеннолетнего возраста, проходящих обучение в учебных заведениях для получения общего образования (в школах) Российской Федерации; сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних МВД России. Выводы: отмечено, что социальные сети оказывают негативное влияние на формирование и развитие несовершеннолетних. Значительное количество современных детей проводят свое свободное время в интернет-пространстве, в социальных сетях. Основная причина пребывания несовершеннолетнего в соцсетях заложена в существующих проблемах в реальной (офлайн) жизни.

Ключевые слова: несовершеннолетний, преступность, опасный контент, предупреждение преступности, интернет пространство, социальная сеть.

© Демидова-Петрова Елизавета Викторовна, 2022

Доктор юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Татарстан, начальник кафедры уголовного процесса (Казанский юридический институт Министерства внутренних дел России); е-mail: demidova.liza@gmail.com

© Demidova-Petrova Elizaveta Viktorovna, 2022

Doctor of Law, Associate Professor, Honored Lawyer of the Republic of Tatarstan, Head of the Department of 116 Criminal Procedure (Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

E.V. Demidova-Petrova

SOCIAL NETWORKS AND THEIR IMPACT ON JUVENILE DELINQUENCY IN MODERN RUSSIA

Background: the emergence of the Internet, online space, the dynamic spread and development of new relationships, communication in online social networks, suggests the formation of a new "life" in social networks. The emergence of such social networks has had and continues to have a significant impact on all spheres of modern life. The category of citizens of minor age does not become an exception. One of the main participants and consumers of social networks are people who have not reached their maturity. Social networks, having a significant array of information of various contents, become a favorable environment for the emergence of a socially negative orientation, and in the future, the formation of criminal behavior among minors. Objective: to study online social networks and their impact on juvenile delinquency. Methodology: the dialectical method of scientific cognition. When writing this work, general scientific methods of cognition were also used: historical and legal, modeling, system-structural analysis, generalization, comparison, analogy, as well as private scientific methods of cognition: analytical survey, sociological research. Results: the results of the author's research are proposed (a survey of convicted minors; persons of minor age who are studying in educational institutions for general education (in schools) of the Russian Federation; employees of juvenile affairs units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Conclusions: it is noted that social networks have a negative impact on the formation and development of minors. A significant number of modern children spend their free time in the Internet space, in social networks. The main reason for a minor's stay in social networks lies in the existing problems in real (offline) life.

Key-words: juvenile, crime, dangerous content, crime prevention, Internet space, social network.

Преступность лиц несовершеннолетнего возраста на всем протяжении развития отечественной науки криминологии привлекала и продолжает привлекать особое внимание ученых.

Естественно, отдельному рассмотрению подлежали свойственные данному виду преступности особенности:

1) теоретико-методологические подходы к исследованию данного вида преступности;

2) специфика ее проявлений;

3) особенности, связанные с возрастом;

4) свойства и характеристики личности несовершеннолетних преступников;

5) комплекс причин и условий, основные факторы, оказывающие влияние на преступность лиц несовершеннолетнего возраста;

6) особенности и характеристики существующих общественных отношений, одними из участников которых являются лица несовершеннолетнего возраста (общественные отношения, которые подлежат охране);

7) особенности реализуемых мер и основных субъектов предупреждения преступности лиц несовершеннолетнего возраста;

8) иные значимые характеристики преступности лиц несовершеннолетнего возраста, отражающие важные, в части криминологического познания рассматриваемого вида преступности данные.

Важно отметить, что в учебно-теоретическом направлении одним из первых, кто отметил важность и актуальность, а также представил теоретико-методологическое видение проблемных аспектов познания предупреждения преступности несовершеннолетних, был профессор Г.М. Миньковский [1, с. 124-164; 2, с. 163-176; 3, с. 212-226]. Он изложил свою позицию в главе «Преступность несовершеннолетних и молодежи» в учебнике «Криминология», [4] что особенно подчеркнуло остроту и неоспоримую актуальность подобной темы познания.

Ученым Н.С. Фатхуллиным были выделены ряд значимых направлений среди преступности лиц несовершеннолетнего возраста. Так, было отмечено, что совершенные преступные деяния среди рассматриваемой категории граждан, характеризуются не только количественным ростом, но и жестокостью к жертве, проявлением цинизма, аморальность. Все это свидетельствовало о появлении нового типа личности, основной чертой которого становится бездуховность [5, с. 43]. Так, в качестве одного из подходов к исследуемой проблеме обратимся и к точке зрения профессора Л.М. Прозументова, который говорил, о том что преступность несовершеннолетних это не только насущная государственная и общественная проблема, но и стратегическая угроза безопасности страны в будущем. Также, по мнению ученого, эта социальная проблема указывает на существование негативных тенденций совокупность которых усугубляет неблагоприятные социальные последствия. Отмечено и то, что при нынешних мерах противодействия возможно рассматривать данный вид преступности в качестве одной из важнейших социально-правовых проблем всего российского общества [6, с. 3].

Криминологи В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева, в свою очередь, характеризовали преступность следующим образом: «Преступность несовершеннолетних представляет собой сложную, многоэлементную систему, которая включает в себя количественные и качественные характеристики, имеет территориальные особенности. Также преступность несовершеннолетних является частью других видов преступности, а именно: умышленной и неосторожной, женской и пенитенциарной, корыстной и насильственной. Данный вид преступности является своеобразной кадровой базой развития организованной и профессиональной преступности» [7, с. 159]. Нам представляется, что указанную позицию нужно дополнить и тем, что преступность лиц несовершеннолетнего возраста является также и частью рецидивной преступности. Характеризуя рассматриваемой вид преступности В.В. Попандопуло писал: «Преступность несовершеннолетних представляет не только насущную государственную и общественную проблему, но и стратегическую угрозу безопасности России в будущем» [8, с. 3]. Автором А.В. Лысенко еще более 10 лет назад были отмечены происходящие процессы увеличения масштабов преступности лиц несовершеннолетнего возраста, возрастание степени общественной опасности, а также возникновение новых форм преступного поведения [9, с. 3].

Сегодня рассуждая об особенностях присущих современной преступности несовершеннолетних, Е.Е. Панфилов, в контексте исследования криминализации лиц несовершеннолетнего возраста, выявил и описал в своем диссертационном исследовании: «Новое криминологическое звучание приобретает массовое распространение в молодежной среде криминальной субкультуры, включение подростков в деструктивные интернет-сообщества, влияющие на выработку у

несовершеннолетних стоиких антисоциальных установок, нередко приводящих к совершению преступлении» [10, с. 4].

Так, по своим масштабам прослеживается внедрение информационно-коммуникационных технологии во все сферы жизни современного человека. Подобное распространение оказывает значительное влияние на социальную адаптацию всех категории граждан, при этом значимая роль подобных технологии усматривается именно в процессе социализации, формирования личности, развития лиц несовершеннолетнего возраста.

Нужно сказать, что на фоне возможностеи интернет-пространства, как в одном из основных современных институтов социализации личности, в разы возрастают негативные влияния оказываемых на лиц несовершеннолетнего возраста (психологическое самочувствие, эмоциональную стабильность, а также формирование противоправных, криминогенных взглядов и установок, избира-емои модели поведения). В данном контексте следует указать и на то, что особую тревогу вызывают риски, связанные с использованием интернет-пространства, в частности, социальных сетеи для вовлечения лиц несовершеннолетнего возраста в организации, носящие экстремистскии характер [11, с. 476-486; 12, с. 26-28; 13, с. 19-26].

В криминологическои литературе, по справедливои оценке ряда авторов, затрагивая такои аспект, как информационное взаимодеиствие внутри социума, человечество за всю историю своего развития, прошло несколько этапов, которые возможно описать как «информационные революции»:

1) возникновение письменности;

2) эпоха книгопечатания; ш

77 с

3) дистанционная доставка информации (телеграф, телефон, телерадиове- и щание); р

4) формирование интернет-пространства, онлаин-социальнои среды и, как о следствие — глобальных информационных сетеи. о

Естественно, что каждыи из приведенных этапов привносил качественно-ко- о

с

личественные изменения социальнои реальности практически всех категории | граждан. в

н

При этом следует подчеркнуть, что только с возникновением и развитием о интернет-пространства, онлаин-среды, социальных сетеи — все человечество ю

столкнулось с новои, ранее не существовавшеи проблемои формирование со- |

циальных связеи для которых стало не важно где находится территориально К индивид, географическое место его расположения, социальные связи не имеют а

территориальных границ, не контролируются, возможно и анонимное распро- | странение информации различного содержания. При этом также и не утрачивают ии

свою актуальность и те факторы, обусловливающие противоправное, преступное ¡§

поведение, которые играли значительную роль и до распространения глобаль- 1

ных информационных сетеи, а с их появлением только усилившиеся [14, 66 с.]. )

Говоря о социальных сетях, и значительном коммуникативном потенциале, в 2 них заложенном, хочется привести следующую цитату: «Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодеиствия с людьми» [15, с. 6]. Таким образом, феномен социальных сетеи уже давно вызывает интерес у исследователеи, представителеи разных отраслеи науки: юристов-правоведов, экономистов, социологов, педагогов, психологов, философов,

культурологов. 119

Если рассмотреть термин «социальная сеть», то история его возникновения уходит в 1954 г., еще до возникновения интернет-пространства и социальных сетей. Данный термин был введен в оборот Джеймсом Барнсом социологом из «Манчестерской школы». На тот момент подобное явление, было, растолковано следующим образом: «Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты и социальные взаимоотношения между ними»1. В 1969 г., с возникновением интернет-пространства, указанная научная концепция стала набирать популярность, что явилось одним из основ развития социальных сетей во всемирной сети. Так, М.М. Данина и А.А. Шаляпин предложили следующий подход к определению социальных сетей:

1) социальные сети выступают в качестве объекта исследования таких наук, как социология, социальная психология, философия, а также ряда разделов математики;

2) возникший в интернет-пространстве новый «мир», который оказал значительное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, включенного в процесс развития информационно-коммуникационных технологий [16, с. 16].

Поддерживая мысль, высказанную М.М. Даниной и А.А. Шаляпиным, автор С.В. Кураева писала о социальных сетях (сообществах) как об объекте социологического исследования. С.В. Кураева определила социальные сети как сложное и многоуровневое явление. Указанное справедливо определяет множество предметных свойств характерных феномену социальных сетей. Таким образом, становится возможным выделить:

1) цели и мотивы присутствия лица в социальных сетях;

2) самовыражение, самопрезентация в них индивида;

3) избираемые способы и частота коммуникации (формирующаяся «зависимость» от общественного мнения в онлайн социальных сетях (мнений «друзей», мнений «друзей друзей»);

4) характер, качественно-количественные характеристики устанавливаемых связей, норм, ценностей, правил внутри онлайн групп, формирующихся в социальных сетях [17, с. 39].

Опираясь на отмеченные данным автором свойства, особенности, присущие онлайн-социальным сетям, и в частности, социальным нормам, которые формируются именно в подобных социальных сетях, становится актуальной позиция, описанная еще в 80-ых годах прошлого столетия, в своих научных трудах профессором В.Н. Кудрявцевым.

Так, В.Н. Кудрявцев говорил об особенностях и важности социальных норм: «Социальная норма закрепляет большей частью такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения, характерно для большинства представителей данного класса или социальной группы, одобряется ими и встречается наиболее часто» [18, с. 14]. Данная точка зрения затрагивала на тот момент жизнь индивидов офлайн. На сегодняшний же день, это воззрение обладает не меньшей актуальностью, также и в отношении «жизни» лиц в сети Интернет.

Вне всякого сомнения, что на нынешнем этапе развития общества достаточно сложно в полном объеме характеризовать роль и значение интернет-простран-

1 История социальных сетей: появление и развитие. SciencePop. URL: https://sciencepop.ru/ istoriya-sotsialnyhsetej-poyavlenie-i-razvitie/ (дата обращения: 24.10.2020).

ства, онлайн сетей в жизни человека. Подобные сложности возникают исходя из того, что это явление относительно новое и недостаточно изученное. При этом важно подчеркнуть, что современные соцсети являются неотъемлемой частью жизни современного человека, в частности лиц несовершеннолетнего возраста.

Есть мнение, что наличие соцсетей способствует социализации несовершеннолетних. При этом по мнению Е.С. Абрадовой и Е.В. Кисловской: «Интернет-эра открыла перед человеком не только новые возможности, но и новые угрозы. Многие террористические и экстремистские организации используют интернет-пространство, чтобы распространить радикальные взгляды и завербовать новых сторонников из числа молодежи» [19, с. 150-153]. Отметим, что возникновение различных видов экстремизма среди лиц несовершеннолетнего и молодого возраста, на сегодняшний день, приобретает значительные масштабы, продуцируя опасные последствия, становится одной из основных угроз национальной безопасности современной России. Так, в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года1 выделяются наиболее опасные виды экстремизма. В настоящей Стратегии также обращено внимание, что распространение призывов к насильственным действиям, вовлечение отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, проведение несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершение террористических актов осуществляется, прежде всего, посредством онлайн-пространства и социальных сетей. Таким образом, интернет-пространство становится одним из основных мест коммуникации для экстремистских организаций, которое используется ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии2.

Рассматривая проблему влияния социальных сетей на преступность лиц несовершеннолетнего возраста интересно привести высказывание эксперта в области информационных технологий И.С. Ашманова, который обратил внимание на оказываемое влияние, и на так называемую «тренировку на массовое поведение» в онлайн-социальных сетей: «В соцсетях происходит постоянное натаскивание пользователей на определенный тип поведения, навязывание новых рефлексов. Так, флешмобы вырабатывают привычку к массовой автоматической реакции. Участие в эстафетах, тестах, играх тренирует массово следовать призывам. В результате пользователи, сами того не замечая, становятся участниками пропаганды и информационных войн»3.

В подтверждении приведенных выше точек зрения о влиянии социальных сетей на лиц несовершеннолетнего возраста, и в частности на совершение ими преступных деяний, хочется привести полученные результаты авторского исследования. Так, проведенный конкретно-социологический опрос затронул фактор влияния социальных сетей на лиц несовершеннолетнего возраста, а также на совершение данной категорией граждан преступлений. В качестве респондентов

1 См.: Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28 ноября 2014 г. Пр-2753) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 22, ст. 3475.

2 Игорь Ашманов: социальные медиа как поле боя: Режим доступа: https://vc.ru/ тагкеи^/261921^ог-а8Итапс>у-80с1а1пуе-те^а-как-ро1е-Ьоуа (дата обращения: 04.05.2022).

3 Там же. 121

были избраны 692 сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних МВД России.

Исследование показало, что 68% респондентов полагают, что лица несовершеннолетнего возраста используют интернет-пространство менее 4 часов в день (ежедневно); 14% экспертов уверены, что лица несовершеннолетнего возраста пользуются возможностями, заложенными в интернете несколько раз в неделю, и только 9% респондентов отметили, что представители рассматриваемой категории граждан проводят в сети более 4 часов ежедневно.

Важно отметить, что 37% опрошенных экспертов указали, что лица несовершеннолетнего возраста проводят время в социальных сетях всего несколько раз в неделю. 23% опрошенных уверены, что именно лица несовершеннолетнего возраста прибывают в онлайн-пространстве каждый день.

73% респондентов уверены, что сети оказывают резко негативное влияние на несовершеннолетних. В том, что соцсети не оказывают на лиц несовершеннолетнего возраста существенного (какого-либо) влияния убеждены 18% респондентов. Позитивное влияние социальных сетей на лиц несовершеннолетнего возраста усматривают 9% экспертов.

Результаты проведенного исследования наглядно демонстрируют, что 97% опрошенных экспертов встречали в онлайн-социальных сетях более двух сюжетов опасной тематики, «опасный контент».

Всего 1% опрошенных отметили, что встречали всего один сюжет опасной тематики и не встречали ни одного сюжета «опасного контента».

Подавляющее большинство (94%) респондентов уверены, в том, что прея бывание, либо участие лиц несовершеннолетнего возраста в таких группах/

0

? сообществах является следующим шагом имеющихся сложностей, проблем несо-а вершеннолетних в «реальном» мире (в жизни офлайн). Эксперты (6%) испытали | сложность при ответе на данный вопрос (затруднились ответить).

1 Также автором было проведено анкетирование 347 осужденных лиц несо-|| вершеннолетнего возраста, состоящих на учете в ФКУ УИИ УФСИН России и I 275 лиц несовершеннолетнего возраста (от 10 до 17 лет), проходящих обучение § в учебных заведениях для получения общего образования (в школах) России.

| Так, 73% опрошенных лиц несовершеннолетнего возраста проходящих об-

§ учение в учебных заведениях для получения общего образования (в школах) России, свое свободное время, досуг посвящают именно общению в социальных Ц сетях, а также различным компьютерным играм.

| При этом свободное время (досуг) 95% опрошенных осужденных лиц несо-

& вершеннолетнего возраста, до совершения ими преступных деяний, также за-| ключался в «пребывании» в социальных сетях и в компьютерных играх. ё Осужденные лица в количестве 58% опрошенных из числа несовершеннолет-

§ него возраста главным источником получения различных знаний, в том числе, и | правовых, указали именно интернет-пространство. Подавляющее большинство | «благополучных» сверстников (78%), также в качестве основного источника получения знаний отметили именно интернет-пространство. [20, с. 56]

Указанные данные наглядно свидетельствуют о том, что современные теоретико-методологические подходы познания преступности несовершеннолетних уже невозможны без учета исследования влияния социальных сетей.

Так, социальные сети оказывают негативное влияние на формирование и 122 развитие лиц несовершеннолетнего возраста. Исследование показало, что зна-

чительное количество несовершеннолетних в современной России проводят свое свободное время в интернет-пространстве, в онлайн-социальных сетях. Основными причинами этого усматриваются существующие проблемы несовершеннолетних в реальной (офлайн) жизни. Исходя из чего, превентивная функция видится именно в главном институте социализации личности — семье. Таким образом, основная роль в процессе становления, формирования, развития и воспитания несовершеннолетнего, а также и контрольно-надзорная функция отводятся именно семье.

Библиографический список

1. Миньковский Г.М. Некоторые данные о современном состоянии преступности несовершеннолетних в основных капиталистических государствах // Вопросы криминалистики. 1962. № 3 (18). С. 125-164.

2. Миньковский Г.М. Актуальные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в социалистическом обществе // Вопросы предупреждения преступности. 1965. Вып. 2. С. 163-176.

3. Миньковский Г.М. Анализ состояния преступности несовершеннолетних и вопросы внедрения научных методов в работу органов охраны общественного порядка // Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних и задачи органов охраны общественного порядка СССР: материалы научно-практической конференции. М.: Высшая школа МООП СССР, 1967. С. 212-226.

4. Криминология: учебник / Герцензон А.А., Звирбуль В.К., Зотов Б.Л., Карпец И.И., и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юридическая литература, 1968. 472 с.

5. Фатхуллин Н.С. Защита прав несовершеннолетних и иных лиц, требующих социальной защиты, профилактики их безнадзорности и правонарушений. Казань, 1995. 224 с.

6. Прозументов Л.М. Уголовная ответственность по законодательству Российской Федерации. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. С. 3.

7. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Ювенальная криминология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 312 с.

8. Попандопуло В.В. Преступность несовершеннолетних: состояние, функции, последствия, социальный контроль: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. 24 с.

9. Лысенко A.B. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение уголовно-правовыми мерами (на примере Краснодарского края): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. 24 с.

10. Панфилов Е.Е. Предупреждение делинквентного поведения несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества: уголовно-правовые и криминологические аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Курск, 2020. С. 4.

11. Демидова-Петрова Е.В. Криминогенность несовершеннолетних в призме криминологически значимых проявлений экстремизма // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. Т. 160. Кн. 2. С. 476-486.

12. Демидова-Петрова Е.В. Особенности молодежного экстремизма в России в условиях информационной глобализации // Современные криминологические проблемы и пути их решения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках Саратовского Международного юридического форума, посвященного 90-летию Саратовской государственной юридической академии (8 июня 2021 г., Саратов). Саратов: Изд-во Саратовской государственной юридической академии, 2021. С. 26-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Демидова-Петрова Е.В. Молодежные субкультуры криминальной и экстремистской направленности в современной России // Вестник Могилевского института МВД. 2021. № 2 (4). С. 19-26.

14. Абитов И.Р., Василенко А.Г., Козлов А.Е. и др. Методические рекомендации по профилактике вовлечения молодежи и несовершеннолетних в общественно опасную и экстремистскую деятельность. Новосибирск: 2019. 66 с.

15. Столяренко Л.Д. Социальная психология. Ростов-н/Д: Феникс, 2009. 548 с.

16. Данина М.М. Социально-психологический аспект исследования социальных сетей в интернете // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 3. С. 16.

17. Кураева С.В. К методологии исследования социальных сетей // Научные труды Московского гуманитарного ун-та. 2017. № 5. С. 39.

18. Кудрявцев В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение // Советское государство и право. 1980. № 2. С. 14.

19. Абрадова Е.С. Молодежь в социальных сетях // Власть. 2018. Т. 26. № 3. С. 150-153.

20. Демидова-Петрова Е.В. Преступность несовершеннолетних в современной России: теоретико-методологические и прикладные проблемы ее познания и предупреждения: дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2019. С. 56.

References

1. Minkovsky G.M. Some data on the current state of juvenile delinquency in the main capitalist states // Questions of criminalistics. 1962. No. 3 (18). Р. 125-164.

2. Minkovsky G.M. Actual problems of combating juvenile delinquency in socialist society // Issues of crime prevention. 1965. Issue. 2. Р. 163-176.

Я 3. Minkovsky G.M. Analysis of the state of juvenile delinquency and issues of the intro-

? duction of scientific methods into the work of public order protection bodies // Problems of 3 combating juvenile delinquency and tasks of public order protection bodies of the USSR: materials of a scientific and practical conference. Moscow: Higher School of the Ministry I of Education and Science of the USSR, 1967. Р. 212-226.

| 4 Criminology: textbook / Herzenzon A.A., Zvirbul V.K., Zotov B.L., Karpets I.I., et

I al. 2nd ed., ispr. and add. M.: Legal Literature, 1968. 472 p.

'g 5. Fatkhullin NS. Protection of the rights of minors and other persons requiring social

IP protection, prevention of their neglect and legal violations. Kazan, 1995. 224 p

1 6. Prozumentov L.M. Criminal liability under the legislation of the Russian Federation.

2 Tomsk: Publishing House Vol. unita, 2015. Р. 3.

g 7. Lelekov V.A., Kosheleva E.V. Juvenile criminology. 2nd ed., reprint. and additional

I M.: UNITY-DANA, 2015. 312 p.

I 8. Popandopulo VV Juvenile delinquency: state, functions, consequences, social control:

| abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. Krasnodar, 2007. 24 p.

!| 9. Lysenko A.V. Juvenile delinquency and its prevention by criminal law measures (on

g the example of the Krasnodar Territory): av-toref. dis. ... cand. jurid. sciences'. Krasno-S. dar, 2008. 24 p.

ro 7 L

I 10. Panfilov E.E. Prevention of delinquent behavior of minors convicted without isola-

й tion from society: criminal-legal and criminological aspects): autoref. dis. ... cand. jurid. S sciences'. Kursk, 2020. Р. 4.

11. Demidova-Petrova E.V. Criminogenicity of minors in the prism of criminologically significant manifestations of extremism // Scientists of the Kazan University. Ser.: Humanities. 2018. Vol. 160. Book 2. Р. 476-486.

12. Demidova-Petrova E.V. Features of youth extremism in Russia in the context of information globalization // Modern criminological problems and ways to solve them: a

124 collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with interna-

tional participation in the framework of the Saratov International Legal Forum dedicated to the 90th anniversary of the Saratov State Law Academy (June 8 2021, Saratov). Saratov: Publishing House of the Saratov State Law Academy, 2021. P. 26-28.

13. Demidova-Petrova E.V. Youth subcultures of criminal and extremist orientation in modern Russia // Bulletin of the Moscow Institute of the Ministry of Internal Affairs. 2021. No. 2 (4). P. 19-26.

14. Abitov I.R., Vasilenko A.G., Kozlov A.E. and others. Methodological recommendations for the prevention of involvement young people and minors in socially dangerous and extremist activities. Novosibirsk: 2019. 66 p.

15. Stolyarenko L.D. Social psychology. Rostov-n/A: Phoenix, 2009. 548 p.

16. Danina M.M. Socio-psychological aspect of the study of social networks on the Internet // Bulletin of the Moscow University. Ser. 10. Journalism. 2012. No. 3. P. 16.

17. Kuraeva S.V. To the methodology of research of social networks // Scientific works of the Moscow Humanitarian University. 2017. No. 5. P. 39.

18. Kudryavtsev V.N. Legal norms and actual behavior // Soviet State and law. 1980. No. 2. P. 14.

19. Abradova E.S. Youth in social networks // Power. 2018. Vol. 26. No. 3. P. 150-153.

20. Demidova-Petrova E.V. Juvenile delinquency in modern Russia: theoretical, methodological and applied problems of its cognition and prevention: dis. ...Dr. yurid. sciences'. Kazan, 2019. p. 56.

о

го

о

X

О

Sc о

о

S

QJ

тз

0 —I

го ф

1

1

о

Sc

5

тз

S

д

х ф о

X

О Sc а ж

ш д

ф §

ю —

4

)

2 О N) N)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.