Научная статья на тему 'Социальные риски в современной экономике'

Социальные риски в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИНСТИТУТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Водяненко Олег Игоревич

В статье обозначены основные социально-экономические цели и задачи государства в снижении социальных рисков. Государственная политика должна помочь населению приспособиться к отрицательным последствиям действия рыночных механизмов. Для этого необходимы эффективная система социальной поддержки, упрощенные и обновленные схемы трудоустройства, подготовки и переподготовки рабочей силы. Преодоление рисков социально-экономического характера в стране требует изменения управленческого курса путем усиления социальной направленности проводимых реформ. Так, например, для политики доходов это означает ускорение их реального роста, который должен быть сформирован путем использования всех имеющихся на данный момент экономических механизмов, поощряющих подъем общественного производства, оживление науки и образования. Выделены основные направления государственной политики регулирования доходов населения. Отмечено, что снижение рисков социального характера должно происходить путем развития социальных программ как федерального, так и регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные риски в современной экономике»

♦

Oleg Igorevich Vodyanenko,

PhD in Economics,

associate professor of the department of theory of economics, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 330

Олег Игоревич Водяненко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

ovodyanenko@gmail.com

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье обозначены основные социально-экономические цели и задачи государства в снижении социальных рисков. Государственная политика должна помочь населению приспособиться к отрицательным последствиям действия рыночных механизмов. Для этого необходимы эффективная система социальной поддержки, упрощенные и обновленные схемы трудоустройства, подготовки и переподготовки рабочей силы. Преодоление рисков социально-экономического характера в стране требует изменения управленческого курса путем усиления социальной направленности проводимых реформ. Так, например, для политики доходов это означает ускорение их реального роста, который должен быть сформирован путем использования всех имеющихся на данный момент экономических механизмов, поощряющих подъем общественного производства, оживление науки и образования. Выделены основные направления государственной политики регулирования доходов населения. Отмечено, что снижение рисков социального характера должно происходить путем развития социальных программ как федерального, так и регионального уровня.

Ключевые слова: социальные риски, рыночный механизм, социальная политика государства, социальная сфера, институты, социальная защита.

SOCIAL RISKS IN CURRENT ECONOMIC CLIMATE

The article identifies major socio-economic goals and objectives of the state in reducing social risks. State policy should help people adapt to the negative effects of market mechanisms. This requires an effective system of social welfare support, streamlined and modernized schemes of employment, training and retraining of labor. In order to overcome socio-economic risks in the country it is necessary to change the course of public governance by strengthening social welfare component of reforms. Thus, for example, for income policy this means accelerating real income growth, which should be achieved by using all currently available economic mechanisms that encourage public production, revitalization of science and education. The author suggests major directions of state policy to regulate income of the population and argues that reduction of social risks should occur through the development of social programs at both the federal and regional levels.

Keywords: social risks, market mechanism, social policy of the state, social sphere, institutions, social welfare.

В настоящее время Российская Федерация идет по пути диверсификации экономики [8]. Это может быть обусловлено тем, что данная экономика является системой основанной на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, а также принципах свободного предпринимательства, разработке высокотехнологичных предприятий, рыночного ценообразования и ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

У рыночного механизма можно выделить как преимущества, так и недостатки. К преимуществам в первую очередь стоит отнести:

1) экономическая демократия: свобода выбора и действий потребителя и покупателя;

2) эффективное распределение ресурсов;

3) приспособленность к меняющимся условиям, а также повышение качества товаров и услуг за счет быстрой корректировки неравновесия в удовлетворении разнообразных потребностей.

Однако нельзя идеализировать рыночную систему, так как и в ней присутствуют свои недостатки.

Во-первых, в условиях рыночной системы неизбежно появляются монополистические структуры, которые ограничивают свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды начинают формироваться и укрепляться монополии, следовательно, образовываются привилегии для монополистов.

Во-вторых, у рынка нет интереса, да он и не способен производить общественные товары и блага. Такие общественные товары рынок или вообще не производит, или они поставляются в малом количестве, вследствие чего страдает социальная сфера.

В-третьих, рынок не способен обеспечить социальные гарантии населению, а также устранить и дифференциацию в распределении доходов.

Естественно, перечень преимуществ и недостатков можно продолжать дальше, так как рыночная система не стоит на месте, а постоянно изменяется, следовательно, изменяются и все ее составляющие как в положительную, так и в отрицательную сторону [7, с. 52].

Несмотря на позитивное влияние проводимых экономических реформ за последние несколько лет, современное положение нашей страны можно характеризовать наличием обширного круга угроз и рисков, которые могут создавать серьезные препятствия дальнейшему экономическому росту страны в случае, если их своевременно не обнаруживать и не принимать рациональных мер по их минимизации [4, с. 63].

Как справедливо замечает Т. В. Чубарова, «социальные проблемы все чаще понимаются в категории социальных рисков, прежде всего так называемых новых социальных рисков, возникающих в связи с

модернизацией. Они могут быть сгруппированы по трем основным направлениям:

- сочетание семьи и работы, особенно уход за детьми и престарелыми;

- недостаток знаний и умений, необходимых для получения устойчивой и адекватно оплачиваемой работы;

- потеря доступа к удовлетворительной социальной защите в ходе реструктуризации государства благосостояния, в том числе в результате расширения индивидуальной ответственности за удовлетворение социальных потребностей» [12, с. 17].

Процитировав данное высказывание, мы можем констатировать, что задача государства - эффективная защита населения от всевозможных рисков социального характера.

Проанализировав результаты проводимых реформ в социальной сфере, можно сделать вывод, что часть положительных моментов была достигнута. Но зачастую бывает и так, что реформы ограничиваются лишь разработкой, а их практическая реализация оставляет желать лучшего.

Некоторые сферы экономики являются приоритетом для развития общества, прежде всего образование и здравоохранение. Данные сферы относятся к социальной политике. Российская Федерация, согласно действующей Конституции РФ (ст. 7), является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Учитывая ценностное значение принципов социального государства для человека и гражданского общества, ученые делают обоснованный вывод о необходимости дальнейшего развития его институтов в современной России [9]. Главное конкурентное преимущество в современной высокоразвитой стране непосредственно связано с социальной сферой. Элементами социальной сферы являются образование, здравоохранение, жилье и т.д. В этих секторах находится ключ к обеспечению высокого и устойчивого экономического роста за счет увеличения качества человеческого капитала, что является одним из факторов развития на современном этапе [10; 11].

При проведении любых реформ не должен подрываться достигнутый уровень макроэкономической стабильности. Ведь денежная и финансовая стабильная ситуация является одним из достижений правительства за последние несколько лет, а также важнейшим фактором формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.

В настоящее время основными факторами обеспечения макроэкономической стабильности являются проведение правительством РФ сбалансированной бюджетной политики, последовательное снижение инфляции, наличие золотовалютных резервов, а также стабилизационного фонда РФ [5, с. 311]. Так как институты имеют первостепенное значение для экономической ситуации в стране, они должны строиться таким образом, чтобы уровень доверия всех субъектов экономической и политической жизни друг к другу был на максимальном уровне. Конечно же, ключевая роль для решения данной задачи будет принадлежать государству. Те правила игры, которые предлагаются и принимаются властью, должны быть

понятными большинству субъектов хозяйственной жизни.

Несмотря на то что некоторые страны прошли похожий путь развития, можно было предположить возможность дублирования опыта других стран, для того чтобы не повторить их ошибок. Теперь ситуация становится гораздо более сложной, желательно вырабатывать собственные и оригинальные подходы к решению, стоящих перед страной проблем. Прежде всего, это относится к проблемам системы здравоохранения, образования, пенсионной и социальной системы, а также демографической ситуации в стране. Достаточно важным условием для этого является прогнозирование. Однако нельзя не преувеличивать прогностические возможности государства.

К основным стратегическим целям социальной политики государства на всех уровнях хозяйствования следует отнести:

- улучшение демографической ситуации в стране;

- снижение социального и имущественного неравенства;

- стабилизацию численности населения [2, с. 87].

Следует отметить, что для повышения уровня

жизни граждан необходимо обеспечить личную безопасность каждого субъекта Российской Федерации, в первую очередь достойную оплату труда, а также социальные выплаты. Не следует забывать и об угрозах, которых существуют в социальной сфере. К ним следует отнести такие факторы, как кризисы, отставание от технологических укладов, дефицит ресурсной базы. Для того чтобы повысить безопасность в области повышения качества жизни, необходимо снизить уровень преступности и наркомании, уровень коррупции в стране, укрепить социально-политическую стабильность страны, улучшить доступ к получению современного образования и здравоохранения [3, с. 169].

Основными стратегическими целями социальной политики в области здравоохранения являются:

1) увеличение продолжительности жизни;

2) снижение смертности и инвалидности в стране;

3) совершенствование профилактических медицинских действий и медицинской высококвалифицированной помощи;

4) улучшение качества лекарственных средств;

5) повышение стандартов медицинской помощи.

Как и в других сферах, здесь тоже присутствует ряд

различных угроз. К ним следует отнести массовое распространение ВИЧ-инфекции, различные масштабные эпидемии, наркоманию и алкоголизм, туберкулез, доступность психотропных веществ и др.

Помимо всего прочего, негативное воздействие на здравоохранение оказывают и такие моменты, как: слабый уровень подготовки специалистов данной сферы, низкая эффективность медицинского страхования, недостаточный уровень финансирования медицины и оплаты труда медицинских работников.

Для того чтобы улучшить положение в здравоохранении, в первую очередь следует повысить качество и доступность медицинских услуг, использовать перспективные информационные технологии, обеспечить государственную поддержку в вопросах новшеств и различного рода разработок. Хотя надо отметить, что государство в последнее время проводит много реформ в этой очень важной сфере [1, с. 18].

Ввод в действие мощностей по охране водных ресурсов и атмосферного воздуха от загрязнения

1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014

Станции для очистки сточных вод, тыс. куб. м в сутки 2,0 0,2 1,3 0,5 0,7 0,7 1,9 2,8

Системы оборотного водоснабжения, тыс. куб. м в сутки 8,4 0,1 1,1 1,1 1,5 1,2 2,9 0,5

Установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, тыс. куб. м в час 16,4 3,1 4,2 4,6 9,7 2,0 11,1 5,3

Составлено по: Россия в цифрах: крат. стат. сб. М., 2015. С. 63.

Также к данной сфере многие ученые относят политику социальной поддержки. Данная политика имеет приоритетные направления, к которым относят:

1) улучшение социального климата в обществе путем снижения бедности. Основными факторами борьбы с бедностью являются экономический рост, а именно его высокие темпы, и позитивные изменения в системе образования и здравоохранения;

2) повышение государственной поддержки семьи, как института;

3) помощь в реабилитации инвалидам;

4) качественное социальное обслуживание возрастного поколения;

5) развитие негосударственных некоммерческих структур в сфере социального обеспечения;

6) эффективная социальная поддержка лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Говоря о социальной сфере невозможно не упомянуть проблемы экологии и природопользования. Следует отметить, что здоровье населения страны в первую очередь зависит от экологических показателей [6, с. 404].

Следовательно, необходимо совершенствовать данную сферу и основными направлениями здесь являются:

• сохранение и защита окружающей среды;

• ликвидация негативных последствий хозяйственных действий.

Так, по данным Госстата, ввод в действие мощностей по охране водных ресурсов и атмосферного воздуха от загрязнения начиная с 1990 г. можно проанализировать с помощью следующих данных (таблица).

Говоря о преобразованиях в социальной сфере, стоит помнить о том, что только комплексные меры помогут достигнуть лучшего результата. Невозможно улучшить систему в полной мере, улучшив только одну ее составляющую.

Следует заметить, что разработка ключевых задач социальной защиты, которые должны быть рассчитаны на долгосрочную перспективу, различаются в разных странах. Это зависит, прежде всего, от определенных потребностей страны, социальной инфраструктуры, а также от технологических и материальных возможностей страны.

В заключение отметим, что каждая страна сама для себя решает, по какой схеме осуществлять социальную защиту своего населения, откуда брать средства финансирования для осуществления тех или иных способов и методов социальной защиты. Также государство может выбрать удачную практику любой другой страны в качестве примера для подражания, а при

возможности и объединить свои ресурсы с той или иной страной для повышения эффективности и качества задуманных программ социальной защиты граждан [13, с. 53].

1. Водяненко О.И. Безопасность социальной сферы: теория и практика // Информационная безопасность регионов. 2016. № 2 (23). С. 16-21.

2. Жадан И.Э. Количественной и качественной характеристики экономики благосостояния // Институциональное развитие современной экономики: сб. науч. тр. / под ред. Л.Н. Мамаевой. Саратов: СГСЭУ, 2010.

3. Капустин Е.И. Социальная защита и социальная помощь населению // Уровень, качество и образ жизни населения России / Рос. акад. наук, Ин-т экономики. М.: Наука, 2013. С. 169-215.

4. Мамаева Л.Н. Поведенческий конфликт в экономике // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2010. № 8. С. 61-68.

5. Мамаева Л.Н. Экономическая теория: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2015.

6. Организация и управление социальной защитой населения в регионе // Социальная политика региона: теория и практика: учеб. пособие для вузов / под ред. И.П. Скворцо-ва. М.: КноРус, 2013. С. 404-437.

7. Плешаков А.П., Шаповалов А.С. Социальное государство как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности / под ред. С.Ю. Наумова, Б.В. Чернышева. Саратов, 2016.

8. Русановский В.А. Теоретические основы исследования диверсификации экономики и структурных сдвигов на постиндустриальной стадии развития / В.А. Русановский, И.К. Бабай-цева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3 (52). С. 30-35.

9. Русановский В.А., Бабайцева И.К. Государственные институты развития диверсификации экономики в условиях долгосрочных глобальных изменений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 22-26.

10. Русановский В.А., Никитов А.В. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5 (44). С. 63-71.

11. Русановский В.А., Федорова Ю.В. Использование принципов распределительной справедливости при формировании рынка медицинских услуг в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2 (). С. 36-40.

12. Чубарова Т.В. Государство социальных инвестиций -новый поворот в социальной политике // Общественные науки и современность. 2015. № 6. С. 17-18.

13. Экономические основы социальной работы: учеб. пособие для вузов / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. 2-е изд. М.: Академия, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.