Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ПАНДЕМИИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
178
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / УДАЛЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЛОКДАУН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронина Н. А., Волох В. А.

Статья посвящена анализу широкого спектра рисков, привнесенных пандемией, которые уже проявились, которые миру еще предстоит осознать и оценить и с которыми предстоит бороться. Пандемия заставила государства в целях противодействия новой мировой инфекции оперативно принимать специальные меры: от объявления чрезвычайных ситуаций до введения различных ограничений, включая затрагивающие права человека. В условиях социальных ограничений наблюдается быстрая трансформация повседневного образа жизни и моделей поведения населения, отрицательно сказывающаяся на здоровье людей. Все это привело к тому, что правительства стран вынуждены обращать особое внимание на проблемы в области здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронина Н. А., Волох В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RISKS OF THE PANDEMIC

The article deals with the analysis of a wide range of risks introduced by the pandemic, which have already manifested themselves, and which the world has yet to realize and evaluate, and which have to be fought. The pandemic forced states to quickly take special measures in order to counter the new global infection: from declaring emergency situations to imposing various restrictions, including those affecting human rights. In the context of social restrictions, there is a rapid transformation of the daily lifestyle and behavior patterns of the population, which adversely affects people’s health. All this has led to the fact that governments are forced to pay special attention to health issues.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ПАНДЕМИИ»

Управление

УДК 005.342

DOI: 10.28995/2073-6304-2022-2-8-16

Социальные риски пандемии Наталия А. Воронина

Москва, Россия, v.volokh@yandex.ru

Владимир А. Волох

Государственный университет управления Москва, Россия, v.volokh@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу широкого спектра рисков, привнесенных пандемией, которые уже проявились, которые миру еще предстоит осознать и оценить и с которыми предстоит бороться. Пандемия заставила государства в целях противодействия новой мировой инфекции оперативно принимать специальные меры: от объявления чрезвычайных ситуаций до введения различных ограничений, включая затрагивающие права человека. В условиях социальных ограничений наблюдается быстрая трансформация повседневного образа жизни и моделей поведения населения, отрицательно сказывающаяся на здоровье людей. Все это привело к тому, что правительства стран вынуждены обращать особое внимание на проблемы в области здравоохранения.

Ключевые слова: риски, пандемия COVID-19, права человека, удаленная занятость, продолжительность жизни, чрезвычайная ситуация, локдаун

Для цитирования: Воронина Н.А., ВолохВ.А. Социальные риски пандемии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2022. № 2. С. 8-16. DOI: 10.28995/2073-6304-2022-2-8-16

Social risks of the pandemic Nataliya A. Voronina

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences Moscow, Russia, v.volokh@yandex.ru

Vladimir A. Volokh

State University of Management, Moscow, Russia, v.volokh@yandex.ru

Abstract. The article deals with the analysis of a wide range of risks introduced by the pandemic, which have already manifested themselves, and which the world has yet to realize and evaluate, and which have to be fought. The

© Воронина H.A., Волох В.А., 2022 ISSN 2073-6304 • RSUH/RGGU Bulletin: "Economics. Management. Law" Series, 2022, no. 2

pandemic forced states to quickly take special measures in order to counter the new global infection: from declaring emergency situations to imposing various restrictions, including those affecting human rights. In the context of social restrictions, there is a rapid transformation of the daily lifestyle and behavior patterns of the population, which adversely affects people's health. All this has led to the fact that governments are forced to pay special attention to health issues.

Keywords: risks, COVID-19 pandemic, human rights, remote employment, life expectancy, emergency, lockdown

For citation: Voronina, N.A. and Volokh, V.A. (2022), "Social risks of the pandemic", RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series, no. 2, pp. 8-16, DOI: 10.28995/2073-6304-2022-2-8-16

Обрушившаяся на мир пандемия с ее непредсказанностью, внезапностью, высокой заболеваемостью, неблагоприятными прогнозами свидетельствует о том, что современность чревата появлением новых видов социальных рисков - внезапно возникающих так называемых черных лебедей.

В своей книге «Государство и право в период кризиса современной цивилизации» член-корреспондент РАН А.Н. Савенков привел слова академика РАН В.Н. Кудрявцева, отметившего неизменные базовые ценности: человеческую жизнь, свободу, общение с другими людьми, семью, работу, благополучие человека1. По всем этим ценностям пандемия нанесла мощнейший удар.

Гуманитарные последствия, вызываемые различными факторами природных и иных кризисов, усугубляемые политическими и социальными конфликтами, приводят к массовым нарушениям в странах прав человека, требуют совместных действий международного сообщества.

Главное из каталога прав человека - это право на жизнь и здоровье. С точки зрения медицины здоровье человека лишь на 15% определяется генетическими факторами. Государство должно создавать необходимые условия, чтобы граждане могли вести здоровый образ жизни, а также с помощью современной медицины способствовать сохранению и обеспечению здоровья людей.

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах каждый имеет право на «наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Правительства обязаны принимать эффективные меры для «профилактики, лечения и контроля эпидемических, эндемических, профессиональных и других заболеваний».

1 Цит. по: Савенков А.Н. Государство и право в период кризиса современной цивилизации: монография. М.: Проспект, 2020. С. 312.

Во время пандемии 2020 г. Российская Федерация вступила в демографическую катастрофу, отмечает академик РАН А. Аганбе-гян [Аганбегян 2021]. Впервые за последние 15 лет в России резко выросла в кризис смертность: в 2020 г. смертность увеличилась до более 300 тыс. человек по сравнению с 2019 г. Из-за этого депопуляция населения превысит 600 тыс. человек.

Увеличение смертности привело к сокращению ожидаемой продолжительности жизни в России. Если еще в 2019 г. продолжительность жизни россиян составляла 73,6 года, то в 2020 г. этот показатель опустился до 72 лет.

Мы являемся одной из немногих стран, где продолжительность жизни ниже возраста выхода на пенсию. Уровень смертности в трудоспособном возрасте в Российской Федерации в три раза выше, чем в развитых странах2.

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что вспышка вирусного заболевания COVID-19 достигла уровня глобальной пандемии. В прозвучавших заявлениях руководителей международных организаций (верховного комиссара ООН по правам человека, генсека Совета Европы, председателя ЕСПЧ и других) отмечалась главная идея о том, что хотя пандемия неизбежно накладывает определенные ограничения, она не должна повлечь отступления от основ демократии, гражданских и политических свобод.

В докладе Совета Европы (СЕ) «Соблюдение принципов демократии, верховенства права и прав человека в период кризиса» (2020) указывается, что ограничения допустимы лишь в том случае, если они «строго необходимы» для борьбы с пандемией и не приводят к произволу на местах. В документе также отмечается, что дополнительные законодательные нормы, принятые в режиме ЧС, должны соответствовать конституциям и международным стандартам, «а также включать в себя четкие временные ограничения на продолжительность этих исключительных мер»3.

Полномочия правительств издавать чрезвычайные декреты не должны приводить к тому, что законодатель дает карт-бланш исполнительной власти. При этом в документе указано, что некото-

2 Цит. по: Соловьева О. Чиновники довольны тем, как они исполняют президентские Послания // Экономика. 2021. 8 апреля.

3 Соблюдение принципов демократии, верховенства права и прав человека в период кризиса: Доклад СЕ (2020) [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/sg-inf-2020-11-toolkit-for-member-states-during-the-covid-19-sanitary-/16809e3992 (дата обращения 23 января 2020).

рые права граждан все же не могут ограничиваться даже в чрезвычайных ситуациях. Например, право на жизнь и здоровье, на справедливое судебное разбирательство.

Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам (осуществляющий контроль за выполнением положений МПЭСКП) заявил, что право на здоровье предусматривает, что медицинские учреждения, товары и услуги должны быть: в наличии, в достаточном количестве; хорошего качества; доступными для всех без дискриминации; отвечающими медицинской этике; приемлемыми с научной и медицинской точек зрения.

Существующие в правовой доктрине и на практике подходы к правам человека требуют соблюдения высокой степени равенства в ситуациях противопоставления интересов человека и общества, человека и государства, применения к общественным отношениям критериев пропорциональности, соразмерности и других базовых правовых концепций.

Пандемия прямо или опосредованно создает для государства, общества и каждого человека множество и других - помимо здоровья и демографии - рисков, опасностей и угроз с точки зрения социальных, экономических, политических и культурных сфер жизни/областей. Пандемия привела к множеству социальных конфликтов, ждущих своего разрешения. При этом не менее значимыми являются и множество иных проблем: возрастающие угрозы глобального потепления, экономических кризисов, киберпресту-ности и др., сложность разрешения которых связана с непредсказуемостью их дальнейшего развития, а также отсутствием эффективных средств их пресечения.

Поэтому существует настоятельная необходимость дать анализ тех вызовов и угроз, с которыми столкнулся современный мир/общество, а также определить тенденции развития ситуации. При этом если вызовы мы понимаем как проблемы, то угрозами они становятся, если относительно длительное время не решаются [Ашавский 2020].

Так, из-за нехватки иностранной рабочей силы вследствие сократившегося притока мигрантов в Россию оказалась под угрозой продовольственная безопасность страны - страдает российское сельское хозяйство. Дефицит рабочих рук особенно остро наблюдается в Ростовской и Воронежской областях, а также и в Сибири: например, в Томской области не хватает агрономов, механизаторов, сборщиков овощей и сортировщиков. Во многих хозяйствах для привлечения работников готовы удвоить заработную плату по сравнению с 2020 г., но это не помогает исправить ситуацию. Во многих случаях придется сокращать производство, вследствие чего

на рынок поступит меньше продукции, что, в свою очередь, приведет к росту цен.

Через какое-то время после массового повсеместного внедрения удаленной занятости стали очевидными ее отрицательные моменты. Как показали недавние исследования, дистанционная работа вызывает у сотрудников стресс, эмоциональное истощение и выгорание сотрудников и приводит к желанию сменить работодателя. Треть дистанционных сотрудников мечтают вернуться в офис.

В России, по данным Минтруда, официально в режиме удаленной работы на конец марта 2021 г. было занято около 3 млн человек. Но фактически масштабы «удаленки» скорее всего значительно шире.

До пандемии в Российской Федерации официально числилось удаленными работниками лишь около 30 тыс. человек. А на пике карантинных мер на дистанционном режиме государство сосчитало 3,7 млн работников.

В Великобритании, где в феврале 2021 г. 96% офисных работников работало из дома, государство обязало проверять условия работы таких сотрудников. К неподходящим условиям работы принято относить, в первую очередь, ненадлежащее оформление рабочего места.

Данные глобального сервиса о времени подключения и отключения от интернета показали, что переход на дистанционную работу из дома значительно удлинил рабочий день. В США - на 3 часа, во Франции, Испании и Великобритании - на два часа. Исследование Гарвардской бизнес-школы показал, что в среднем рабочий день в новой реальности достиг почти 11 часов в сутки. При этом производительность снижалась.

Как выявили зарубежные исследователи, пандемия корона-вируса способствовала усилению различных проявлений ксенофобии, в частности, антисемитских предрассудков4. Как отмечал президент Европейского еврейского конгресса В. Кантор, в про-тестных движениях против мер сдерживания пандемии коронави-руса зачастую участвовало большое число ультраправых элементов, и из-за этого они представляют все более серьезную угрозу безопасности. Как отмечается в Докладе о ситуации с антисемитизмом в мире Центра Кантора при Университете Тель-Авива, «обвинение евреев и израильтян в разработке и распространении коронавируса стало главным мотивом проявлений антисемитизма в этом году».

4 Мельников А. Антисемизм распространяется коронавирусным способом // Независимая газета. 2021. 8 апреля.

Рост числа проявлений антисемитизма был зарегистрирован в Украине. При этом, как отмечает известный российский правозащитник Александр Брод,

...несмотря на тяготы вирусного года, падение доходов, серьезного всплеска в России нетерпимости не было, что подтверждается данными мониторинга и социологических опросов. Проявления радикализма за рубежом на российскую почву не срезонировали5.

С самого начала пандемии государства стали принимать меры по ограничению распространения инфекции. Так, в Германии с марта 2020 г. были закрыты учебные заведения, предприятия общественного питания, универмаги, введен индивидуальный карантин (дифференцированный для разных земель). В земле Гес-сен введен запрет на посещение церквей и других религиозных заведений, что вызвало обвинение властей в ограничении свободы вероисповедания.

Федеральный министр юстиции, член СДПГ Кристина Лам-брехт признала, что введенные ограничения затрагивали гарантированные Конституцией основные права граждан Германии: на свободу передвижения, неприкосновенность жилища и пр. Введенные властями ограничения опирались на вступивший в силу в начале 2001 г. специальный Закон о предохранении от инфекций, позволяющий в ряде случаев ограничивать основные права граждан, гарантированные Конституцией. Пандемия отнесена к случаям, когда данный закон разрешено применять.

По мнению немецкого социолога Вильгельма Хайт Мейера, «главной проблемой в случае ограничения конституционных прав является срок их применения»6.

Практически во всех странах одной из мер противодействия распространению коронавируса было введение (полное или частичное) так называемого локдауна. Следует отметить, что европейские страны действовали достаточно разрозненно - сказывалась несогласованность действий международных регуляторов. Во Франции режим чрезвычайного положения (ЧП) продлили сразу до июня 2021 г. Режим ЧП до весны был введен в Португалии, Черногории и Чехии. Германия неоднократно продлевала карантин; Нидерланды продлевали комендантский час.

В апреле 2021 г. Казахстан накрыла вторая волна пандемии, в разы увеличилась смертность и заболеваемость во всех регионах

5 Брод А.С. Ненависть на самоизоляции // Независимая газета. 2021. 14 апреля.

6 Независимая газета. 2020. 16 апреля.

страны. По всей стране принимались ограничительные меры, однако локдаун, как это было в первую волну пандемии, власти не спешили вводить: кроме социального напряжения и экономических потерь для страны, он больше ничего не принес.

Значительное число зараженных коронавирусом фиксировалось в Германии, где, как и в ряде других стран Европы, на первом этапе не хватало медицинских препаратов для проведения вакцинации подавляющего большинства населения. А имеющиеся вакцины оказались недостаточно качественными. Ошибка Меркель не в недооценке причин и последствий пандемии, а в ошибочном политическом выборе: налаживание не общемирового сотрудничества, а ограничение европейским подходом, что привело к созданию бюрократических препятствий. Было практически исключено сотрудничество в этой области с Россией.

В настоящее время ковид не отступает. В январе 2022 г. в Китае было зафиксировано наибольшее число заболевших ковидом по сравнению с июнем 2020 г. Во Франции на 27 января 2022 г. за сутки зарегистрировано более 400 тысяч новых случаев заражения7.

Вызывает удивление непоследовательная и противоречивая политика европейских государств по борьбе с ковидом. На фоне повсеместного распространения нового, высоко контагиозного штамма - омикрона, Великобритания, например, снимает все ограничения, Италия значительно снижает их для путешественников.

В ответ на социально-экономические сбои, которые принесла с собой пандемия, правительства стран всего мира приняли меры по социальной защите населения в условиях пандемии СОУГО-19. Они включали создание различных социальных программ, предоставление внеплановых оплачиваемых отпусков, оказание финансовой помощи семьям и др.

В 2020 г. наиболее масштабные меры реагирования были предприняты правительствами экономически развитых стран. Так, бюджет плана восстановления Европейского союза был утвержден в размере 750 млрд евро (6% от его ВВП), на восстановление экономики Японии страна выделила 1,1 трлн долл. (22% от ВВП страны). В развивающихся странах с низким уровнем доходов принятые финансовые меры в среднем составили 1,2% ВВП. Минимизация последствий пандемии ковида обошлась России в 4,5% ВВП.

Принимаемые государствами меры являются временными, краткосрочными решениями - на время карантина или до восстановления экономики. Они не способны повлиять на причины, из-за

7 Le Figaro. 2022. 27 janvier. ISSN 2073-6304 • RSUH/RGGU Bulletin: "Economics. Management. Law" Series, 2022, no. 2

которых миллионы людей находятся в уязвимом положении. Даже до пандемии 69% мирового населения либо не имело доступа к социальной защите, либо такой доступ был ограничен. Только 22% безработных получают денежные пособия по безработице.

Необходима поддержка и солидарность всех стран в создании надежного минимального уровня социальной защиты. Согласно нормам международного права в области защиты прав человека, экономически развитые страны обязаны помогать осуществлению социальных прав в странах с ограниченным объемом ресурсов. В 2012 г. МОТ - правительства, трудящиеся и работодатели из 185 стран - поддержали идею всесторонней социальной защиты, приняв обязательства «обеспечить и поддержать... минимальный уровень социальной защиты как основополагающий компонент национальных систем социального обеспечения8». Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г. содержит обещание «никого не оставить за бортом».

Действующие механизмы международно-правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций опираются на большой массив международных правовых актов (конвенций, резолюций, программных документов международных организаций). Однако нельзя не отметить различный удельный вес договорных актов в разных сферах международного сотрудничества по предупреждению и преодолению чрезвычайных рисков и кризисных ситуаций, а также разновекторность целей международно-правового регулирования, его фрагментарность и зачастую рассогласованность между его отдельными элементами9. Борьба с пандемией, не выходящая за рамки усилий отдельных крупных развитых государств на фоне определенного бессилия компетентных международных структур, явилась наглядным примером дефицита верховенства права.

8 Стратегия Международной организации труда. Социальное обеспечение для всех. Создание минимальных уровней социальной защиты и всеобщих систем социального обеспечения [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_344691.pdf (дата обращения 23 января 2022).

9 Чрезвычайные ситуации: проблемы правового регулирования в современном обществе: XI Междунар. конгресс сравнительного правоведения / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Чрезвычайные и кризисные ситуации в фокусе международного права: современные вызовы и ответы: Круглый стол 1. 1 декабря 2021 г. / Европейская комиссия за демократию через права (венецианская комиссия).

Таким образом, современное международное сотрудничество государств по предупреждению и преодолению рисков и последствий пандемии ставит ряд важнейших задач и перед правовой наукой, среди которых: систематизация правовых знаний в этой области; разработка и уточнение категориального аппарата; совершенствование международно-правового инструментария.

Литература

Аганбегян 2021 - Аганбегян А.Г. О катастрофическом увеличении смертности и мерах по сбережению народа в России // Экономические стратегии. 2021. Т. 23. № 4 (178). С. 6-13. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.6-13 Ашавский 2020 - Ашавский Б.М. Современное международное право: вызовы, угрозы и тенденции развития // Государство и право XXI века: современные тенденции и новые вызовы: Сб. материалов Междунар. научно-практич. конф. / Отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2020. С. 20-27.

References

Aganbegyan A.G. (2021), "On catastrophic increase in mortality and measures to save the people in Russia", Economic strategies, vol. 23, no. 4 (178), pp. 6-13.

Ashavskii, B.M. (2020), "Modern international law: challenges, threats and development trends", Soshnikova, T.A. (ed.), Gosudarstvo i pravo XXI veka: sovremennye tendentsii i novye vyzovy: Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya [State and law of the 21st century. Modern and new challenges, Proceedings of the 10th International Scientific conference], Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, Moscow, Russia, pp. 20-27.

Информация об авторах

Наталия А. Воронина, кандидат юридических наук, Институт государства и права РАН, Москва, Россия; 119019, Россия, Москва, ул. Знаменка, д. 10; v.volokh@yandex.ru

Владимир А. Волох, доктор политических наук, профессор, Государственный университет управления, Москва, Россия; 109542, Россия, Москва, Рязанский пр-т, д. 99; v.volokh@yandex.ru

Information about the authors

Nataliya A. Voronina, Cand. of Sci. (Law), Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; bld. 10, Znamenka Street, Moscow, Russia, 119019; v.volokh@yandex.ru

Vladimir A. Volokh, Dr. of Sci. (Political Science), professor, State University of Management, Moscow, Russia; bld. 99, Ryazansky Avenue, Moscow, Russia, 109542; v.volokh@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.