Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ РИСК-ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСК-ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальные риски / цифровая экономика / информатизация общества / информационное неравенство / социальное неравенство / неравенство в цифровых компетенциях / Social risks / digital economy / informatization of society / information inequality / social inequality / inequality in digital competencies

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Святослав Станиславович Бразевич, Яков Аронович Маргулян

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов понятия «информационное неравенство», выявлению его сущностных характеристик и показателей функционирования. Основное внимание сосредоточено на анализе объективных и субъективных социальных риск-факторов информационного неравенства, усиливающих поляризацию населения и его стратификационное разделение в условиях формирования цифрового общества. Разработана факторная модель информационного неравенства, определяющая ключевые направления преодоления социальных рисков в цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Святослав Станиславович Бразевич, Яков Аронович Маргулян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RISKS-FACTORS OF INFORMATION INEQUALITY IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

The article is devoted to the consideration of the theoretical aspects of the concept of "information inequality”, the identification of its essential characteristics and indicators of functioning. The main attention is focused on the analysis of objective and subjective social risk factors of information inequality that increase the polarization of the population and its stratification division in the conditions of the formation of a digital society. A factorial model of information inequality has been developed that defines the key directions for overcoming social risks in the digital economy.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ РИСК-ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА»

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСК-ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов понятия «информационное неравенство», выявлению его сущностных характеристик и показателей функционирования. Основное внимание сосредоточено на анализе объективных и субъективных социальных риск-факторов информационного неравенства, усиливающих поляризацию населения и его стратификационное разделение в условиях формирования цифрового общества. Разработана факторная модель информационного неравенства, определяющая ключевые направления преодоления социальных рисков в цифровой экономике.

Ключевые слова. Социальные риски, цифровая экономика, информатизация общества, информационное неравенство, социальное неравенство, неравенство в цифровых компетенциях.

Brazevich S.S., MargulyanYa.A.

SOCIAL RISKS-FACTORS OF INFORMATION INEQUALITY IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

Abstract. The article is devoted to the consideration of the theoretical aspects of the concept of "information inequality", the identification of its essential characteristics and indicators offunctioning. The main attention is focused on the analysis of objective and subjective social risk factors of information inequality that increase the polarization of the population and its stratification division in the conditions of the formation of a digital society. A factorial model of information inequality has been developed that defines the key directions for overcoming social risks in the digital economy.

Keywords. Social risks, digital economy, informatization of society, information inequality, social inequality, inequality in digital competencies.

Введение

Стремительное развитие современной цифровизации существенно изменяет жизнедеятельность человека и социума, активизирует интеграционные процессы в экономической, социальной и духовной сферах общества. Информатизация позволяет качественно совершенствовать науку, развивать инновационную деятельность в экономике, преобразовывать политические и социальные институты, совершенствовать систему управления экономикой и социальной сферой, улучшать социальное благополучие и уровень жизни граждан. Вместе с тем, данный процесс порождает рост негативных социокультурных факторов, приводящих к возрастанию социальных рисков поляризации населения и стратификацион-

ГРНТИ 04.21.41 EDN RPBAOT

© Бразевич С.С., Маргулян Я.А., 2023

Святослав Станиславович Бразевич - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений и политологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Яков Аронович Маргулян - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Маргулян Я.А.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 3032 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Тел.: +7 911 22-62-680. Е-mail: Ymargulyn@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 03.10.2023.

ного разделения общества на противоположные страты по обладанию и использованию информационно-цифровыми ресурсами. Усиливается социальная разобщённость и социальная изоляция в цифровом пространстве, разделение общества на «информационную элиту», обладающую профессиональными компетенциями в области ИКТ, свободным доступом к ним и остальными слоями населения, оказавшимся в силу разнообразных причин в маргинальном положении по отношению к данным ресурсам. Такое положение М. Кастельс назвал «глобальным цифровым разрывом» [6, с. 260], способным вызвать крупномасштабные негативные последствия для мировой цивилизации.

Анализ публикационной активности по проблеме информационного неравенства показывает, что большинство исследований осуществляется в рамках экономического и технократического подходов [1; 2; 4; 8]. Использование социологического подхода позволяет выявить социостратификационные последствия информационного неравенства, проанализировать социальные риск-факторы дестабилизации новой социальной структуры общества, определить ключевые направления преодоления информационного неравенства в формирующейся цифровой экономике. Целью данной работы является определение социальных риск-факторов информационного неравенства и разработка ключевых направлений их преодоления в условиях становления цифрового общества. Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи: рассмотрение эволюции взглядов на проблему информационного неравенства; определение понятия «информационное неравенство»; выявление социальных риск-факторов информационного неравенства; разработка факторной модели преодоления информационного неравенства.

Эволюция взглядов на проблему информационного неравенства

На протяжении длительного периода развития мировой цивилизации важнейшими критериальными показателями стратификации общества считались материальная собственность и финансовый капитал. Развитие цифровой экономики и сетевого общества приводит к появлению нового критерия, связанного с формированием информационного неравенства между социальными группами, имеющими доступ к современным цифровым коммуникационным технологиям и теми, кто лишён в силу определённых причин такой возможности. Разработка проблемы информационного неравенства получает своё развитие в конце ХХ века и первоначально основывается на идее информационного разрыва между богатыми и бедными странами (Global digital divide) по уровню развития коммуникационной инфраструктуры и доступности информационно-коммуникационных технологий [21].

В начале нового тысячелетия внимание учёных смещается на междисциплинарное исследование данной сложной и многогранной проблемы. Большинство зарубежных и российских исследователей отмечают ограниченность рассмотрения информационного неравенства только в контексте технологий и подчёркивают необходимость исследования «социальных преимуществ, которые пользователи получают при применении технологий и интернет-доступа» [19] и возникающих при этом проблем, связанных с формированием информационного неравенства в различных странах мира. Так, уже в 2010 году Дж. Витте и С. Маннон рассматривали неравенство в информационно-цифровом пространстве с точки зрения социально-стратификационных процессов [18]. Дж. ван Дейк анализировал следующие социальные группы, формирующиеся в цифровом обществе и усиливающие информационное неравенство: информационную элиту, участвующее большинство и исключённые из этого процесса [22, р. 227]. П. Норрис отдельно выделял демократическое цифровое неравенство, представляющее собой разницу между использующими и не использующими Интернет гражданами в контексте политических действий [20]. Й. де Хаан отмечал необходимость учёта характера использования Интернета при анализе цифрового неравенства [13].

Ряд работ учёных посвящён исследованию социальных факторов информационно-цифрового неравенства. Например, В. Харпер акцентирует внимание на формировании социального цифрового неравенства, выделяя при этом социальные, когнитивные и коммуникативные факторы разделения населения на группы [16]. О.В. Волченко анализирует цифровое неравенство с точки зрения возрастных, половых, территориальных различий, уровней дохода и образования, вовлеченности в цифровую жизнь [3]. И.А. Быков и Т.Э. Халл рассматривают корреляцию возраста и образования респондентов с их сетевой активностью [2]. Т.В. Александрова сосредотачивается на высоком уровне социального расслоения населения, качественных разрывах в региональной цифровой инфраструктуре и стоимости цифровых

продуктов и услуг [1]. Отдельное внимание уделяется территориальным различиям, связанным с особенностями жизнедеятельности населения регионов, уровнем развития цифровой инфраструктуры, скорости и масштабам проникновения Интернета, стоимости доступа и др. [14].

Анализ научных трудов позволяет рассматривать информационное неравенство как социальное расслоение общества по возможности получения и использования информации и знаниевых ресурсов в новой высокоавтоматизированной информационной среде. Данное явление обусловлено уровнем экономического и инновационного развития государства, реализуемой информационно-коммуникационной стратегией территориальной трансформации регионов, осуществляемой в стране социальной политикой, развитием уровня образования и культуры, качеством жизни населения, состоянием институтов гражданского общества, степенью развитости средств массовой информации. Информационное неравенство включает разнообразные социальные явления, связанные с высоким уровнем социального расслоения населения, социально-демографическим различиями социальных групп и слоёв населения, развитием региональной инфраструктуры и качества образования, доступностью цифровых технологий, высокой стоимостью цифровой инфраструктуры и цифровых продуктов и услуг, способностью людей конвертировать возможности владения ИКТ в трудовой и повседневной жизнедеятельности и др. Расширение масштабов информационного неравенства обуславливает социальное расслоение общества и приводит к снижению его социальной безопасности.

Следует подчеркнуть, что в научной литературе зачастую происходит отождествление понятий «информационное неравенство» и «цифровое неравенство». По мнению одних авторов, цифровое неравенство представляет собой неравенство в доступе к Интернету [17]. Другие авторы акцентируют внимание на диспропорциях в овладении цифровыми технологиями и подключении к цифровым ресурсам, позволяющим совершенствовать качество жизни (услугам связи, информационно-коммуникационной сети Интернет и др.) [4]. Существует также точка зрения, что это «новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий» [5]. Как правило, цифровое неравенство понимается не только как качество личности, а в большей степени как категориальные различия между социальными группами людей [12].

Представляется, что информационное и цифровое неравенство выступают как однопорядковые, но не тождественные понятия. Цифровое неравенство характеризуется как показатель развития информационной инфраструктуры общества или его отдельных социальных групп, связанный с возможностями доступа к цифровым информационным технологиям. Информационное неравенство является более широким понятием, поскольку включает в себя не только уровень развития информационной инфраструктуры общества с учетом территориальных особенностей, но и отражает степень доступности знаний для различных социальных слоев населения, инкорпорированных информационными потребностями людей и их доступом к современным коммуникационным системам и технологиям, социально-экономическим и социокультурным благам.

Факторная модель преодоления информационного неравенства

Исследование информационного неравенства в контексте социальных процессов позволяет рассматривать данное состояние как ограничение возможностей доступа населения к современным знаниям и информационным ресурсам, средствам коммуникации и технологиям, обуславливающее социальное расслоение общества и создающее неравенство между различными социальными группами людей и отдельными странами. Социальное расслоение общества происходит по различным основаниям: уровню доходов, профессиональным компетенциям, образованию, характеру и содержанию труда, демографическим характеристикам, составу семьи и т.д. Информационное неравенство активизирует социальные риски, формирующиеся и развивающиеся в обществе в условиях неравномерного распределения и ограниченности социальных благ, информационных ресурсов и инфраструктурных объектов на различных уровнях: цивилизационном, межгосударственном, региональном, личностном. Усиливаются ограничения в информационных коммуникациях между государственными учреждениями и институтами гражданского общества, снижаются адаптационные возможности отдельных социальных групп населения в формирующейся новой информационной среде.

Глобализация процессов информатизации и цифровизации сетевого коммуникативного пространства существенно расширили спектр социальных рисков, обеспечивающих ситуационную потребность преодоления неопределенности при принятии управленческих решений в условиях социокультурных

коммуникаций. К числу основных форм проявления социальных рисков в цифровом обществе относятся: региональная и территориальная разобщённость и доступность информационных ресурсов в соответствии со степенью их информатизации; социально-стратификационные различия (социально-экономическая дифференциация и господствующая система социальных отношений, ценностей и культурных стандартов); возможности получения знаний и информации для разных социальных групп и слоев населения; трансформация характера трудовой деятельности; обеспечение возможностей для социальной мобильности; разнообразие использования информационно-компьютерных технологий в обществе.

Ключевыми показателями, определяющими масштабность распространения риск-факторов информационного неравенства в социальной среде, являются (табл. 1): доля домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры; удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет; численность активных абонентов широкополосного доступа в Интернет; количество абонентов мобильной сотовой связи на 100 человек населения; пропускная способность мобильной связи и Интернет; выделяемые семейные средства на покупку оборудования и средств связи; ежедневное использование абонентами сети Интернет; наличие в образовательных учреждениях учебных программ, сетевого оборудования и программного обеспечения для получения учащимися знаний и компетенций работы с информационно-компьютерными технологиями.

Таблица 1

Факторная модель преодоления информационного неравенства (составлено авторами)

Виды социальных рисков Факторы социального риска Показатели распространения риск-факторов Ключевые направления преодоления

Объективные Социальная поляризация населения; сетевой характер социальной структуры; рост безработицы, усиление социальной напряженности среди возрастного населения; состояние цифровой эксклю-зии; социально-демографические различия; образовательная дифференциация пользователей; территориальное разделение общества; отсутствие учёта адресной социальной поддержки; нарушения личной конфиденциальности граждан и мониторинг их деятельности Доля домашних хозяйств, использующих персональные компьютеры и сеть Интернет; наличие телекоммуникационного оборудования; количество абонентов мобильной сотовой связи на 100 человек населения; пропускная способность мобильной связи и Интернет; выделяемые семейные средства на покупку оборудования и средств связи Повышение качества и уровня жизни граждан; выравнивание условий доступа населения различных регионов к ИКТ; развитие системы непрерывного образования; расширение масштабов государственного финансирования 1Т-отрасли и соответствующей региональной инфраструктуры; повышение качества и уровня образовательных и медицинских услуг с использованием ИКТ; обеспечение социально-уязвимых слоёв населения бесплатными условиями доступа к современным ИКТ

Субъективные Способность к социальной адаптации в цифровой среде; интернет-активность граждан; мотивация социальных групп к овладению ИКТ, получению дополнительного образования; навыки освоения и использования информационных и телекоммуникационных ресурсов Уровень цифровой грамотности населения; умение пользователей эффективно использовать онлайн-ресурсы в деловых и личных целях Создание мотивационных механизмов для овладения гражданами ИКТ; разработка и внедрение социальных технологий адаптации населения к ИКТ

Анализ показывает, что за последние годы сложились положительные тенденции роста показателей наличия персональных компьютеров в домашних хозяйствах, использования гражданами сети Интернет, активного применения абонентами широкополосного доступа в Интернет (табл. 2). Так, например, к концу 2021 года персональные компьютеры имелись в 72,6% домашних хозяйств, доступ в Интернет -84,0%, широкополосный доступ к сети Интернет - 82,6% [7, с. 904]. Формирование данных тенденций связано с расширением масштабов экономических, демографических, социальных, культурных, преобразований в стране, общей направленностью к информационной открытости общества, совершенствованием качественных параметров жизнедеятельности людей.

Таблица 2

Основные показатели использования мобильной связи сети Интернет, %

Федеральный округ Доля домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет Численность активных абонентов широкополосного доступа в Интернет Ежедневное использование абонентами сети Интернет

2020 2021 2020 2021 2020 2021 2020 2021

Центральный 76,2 79,0 81,7 85,8 79,6 84,7 78,1 82,9

Северо -Западный 77,7 77,7 81,3 83,6 79,3 82,4 77,0 82,6

Южный 72,4 75,4 80,0 86,5 76,6 85,3 75,5 81,8

Северо -Кавказский 63,5 63,4 82,4 85,7 75,8 83,2 83,0 87,0

Приволжский 69,4 67,2 77,7 81,1 75,1 79,7 73,7 78,8

Уральский 72,7 74,3 80,8 83,7 78,3 82,4 80,0 82,4

Сибирский 67,3 66,0 77,4 81,5 72,8 80,4 73,7 78,4

Дальневосточный 67,3 66,8 81,3 86,2 75,7 83,1 76,5 81,8

Российская Федерация - всего 72,1 72,6 80,0 84,0 77,0 82,6 76,7 81,5

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: стат. сб. / Росстат. М., 2022. С. 904-908.

Вместе с тем, ускоренная информатизация общества сохраняет значительные масштабы информационного неравенства, выступающего важнейшим показателем стратификационного разделения общества, трансформации его социальной структуры. Общие размеры и глубина информационного неравенства связаны с совокупностью объективных и субъективных социальных риск-факторов, функционирующих в условиях цифровой реальности. К числу объективных факторов социального риска относятся:

• социальная поляризации населения на противоположные страты по уровню получения и использования разнообразных информационных услуг и знаниевых ресурсов, использованию их на рынке труда;

• трансформация социальной структуры общества, приобретающей «сетевой» характер;

• рост безработицы, усиление социальной напряженности среди возрастного населения в связи с сокращением низко- и среднеквалифицированных рабочих мест;

• увеличение социальных групп населения в состоянии цифровой эксклюзии: малообеспеченных слоёв населения, не имеющих средств для покупки компьютерной техники и подключения к Интернету, граждан, не владеющих навыками применения информационно-компьютерных технологий в трудовой, образовательной и повседневной жизнедеятельности, людей с медицинскими противопоказаниями и физическими ограничениями, определённых социальных групп этнических и языковых меньшинств;

• социально-демографические различия, вызванные межпоколенческим, гендерным, семейно-быто-вым неравенством в освоении технических систем;

• образовательная дифференциация пользователей, способствующая более активному применению многообразных возможностей ИКТ обладателями высшего образования за счёт существенного разрыва в цифровых навыках;

• неравенство использования цифровых возможностей городским и сельским населением, связанное с наличием или отсутствием компьютерной техники, доступностью сети Интернет, образовательными возможностями и цифровыми навыками пользователей;

• отсутствие учёта адресной социальной поддержки различных социальных групп населения, тормозящее стремление граждан к овладению современными информационными системами;

• увеличение возможностей нарушения личной конфиденциальности граждан и мониторинга их деятельности.

К субъективным риск-факторам, активно воздействующим на информационное неравенство общества, относятся: способность человека к социальной адаптации в формирующейся цифровой среде; интернет-активность граждан по освоению интерактивного пространства цифровой экосистемы; мотивация социальных групп к использованию ИКТ, получению дополнительного образования и повышению уровня квалификации; готовность к овладению информационными и телекоммуникационными ресурсами, формированию потребностей их использования в производственной, образовательной, бытовой, досуговой деятельности. Ключевые задачи и выводы

Рассмотрение социальных риск-факторов информационного неравенства позволяет сформулировать ключевые направления их преодоления в условиях становления цифрового общества: во-первых, повышение качества и уровня жизни граждан, снижающее социальные риски межпоколенческого разрыва и позволяющее не только обеспечивать доступ старших поколений к информационным ресурсам, но и возможности родителям создавать условия для получения детьми соответствующего образования и профессиональных компетенций, необходимых в цифровой экономике; во-вторых, выравнивание условий доступа населения различных регионов к ИКТ для динамичного и качественного развития граждан; в-третьих, развитие системы непрерывного образования, обеспечивающего преемственность и организацию процесса обучения различных социальных групп и слоёв населения; в-четвёртых, расширение масштабов государственного финансирования 1Т-отрасли и соответствующей инфраструктуры во всех регионах страны; в-пятых, создание условий для качественного обслуживания граждан при предоставлении услуг в электронном виде; в-шестых, повышение качества и уровня образовательных и медицинских услуг для различных социальных групп населения, организация дистанционного образования и телемедицины; в-седьмых, обеспечение социально-уязвимых слоёв населения бесплатными условиями доступа к современным ИКТ; в-восьмых, создание мотивационных механизмов для овладения гражданами ИКТ; в-девятых, разработка и внедрение социальных технологий адаптации населения к ИКТ.

Цифровизация экономических и социальных условий жизнедеятельности российского социума является важным фактором, не только позитивно влияющим на качество жизни граждан, но и усиливающим информационное неравенство в обществе по доступу и владению различными слоями населения информационно-компьютерными технологиями и интернет-ресурсами. Анализ формирующихся социальных риск-факторов информационного неравенства позволяет систематизировать важнейшие направления деятельности социальных институтов по выработке компенсаторных условий, обеспечивающих снижение социального расслоения общества, ликвидацию компьютерной неграмотности и пассивности людей.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Александрова Т.В. Цифровое неравенство регионов России: причины, оценка, способы преодоления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 8. С. 9-12.

2. Быков И.А., Халл Т.Э. Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей в России // Полис. Политические исследования. 2011. № 5. С. 151-163.

3. Волченко О.В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 163-182.

4. Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108-120.

5. Иванов А.Ю. Контроль монополизации в условиях цифровой экономики: первая часть дискуссии о пятом антимонопольном пакете // Закон. 2018. № 2. С. 106-119.

6. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: стат. сб. / Росстат. М., 2022.

8. СухаревМ.В. Типы цифрового неравенства // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 12. С. 2361-2370.

9. Торопова Н.В., Соколова Е.С., Гусейнов Ш.Г. Тенденции цифрового неравенства в цифровой экономике: особенности международной дискриминации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Том 10. № 8А. С. 456463.

10. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Информационно-цифровое неравенство населения и способы его преодоления в регионе. Ульяновск: УлГТУ, 2020. 201 с.

11. Щербакова Л.Н. Социальное неравенство как препятствие на пути становления информационного общества // Вестн. ВУиТ. 2013. № 2 (28).

12. Юдина М.А. Влияние цифровизации на социальное неравенство // Уровень жизни населения в регионах России. 2020. Том 16. № 1. С. 97-108.

13. De Haan J. A multifaceted dynamic model of the digital divide // IT & Society. 2004. Vol. 1. № 7. P. 66-88.

14. Deviatko I. Digitizing Russia. The uneven pace of progress towards ICT equality. 2013.

15. Hargittai E. Second-Level Digital Divide: Mapping Differences in People's Online Skills // First Monday. 2002. Vol. 7, № 4.

16. Harper V. The Digital Divide (DD): A Reconceptualization for Educators // Educational Technology Review. 2003. Vol. 11 (1). P. 96-103.

17. The digital divide. The internet and social inequality in international perspective. NY: Routledge, 2013.

18. Witte J.C., Mannon S.E. The Internet and Social Inequalities (Contemporary Sociological Perspectives). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=1073820 (датао бращения 28.09.2023).

19. Ragnedda M., Kreitem H. The three levels of digital divide in East EU countries // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2018. № 4. Р. 5-27.

20. NorrisP. Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide. Cambridge University Press: Cambridge, 2001. 320 p.

21. Servaes J., Carpentier N. Towards a sustainable information society: Deconstructing WSIS. Bristol, UK: Intellect, 2006.

22. Van Dijk Jan. The Network Society. Social Aspects of New Media. SAGE Publications Ltd. London, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.