Научная статья на тему 'Социальные программы как инструмент социокультурной адаптации детей-инвалидов'

Социальные программы как инструмент социокультурной адаптации детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
477
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усова Л. В.

В статье описывается как социальные программы способствуют социокультурной адаптации детей-инвалидов в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные программы как инструмент социокультурной адаптации детей-инвалидов»

нила консолидирующую, этноинтегрирующую, а впоследствии и этнодифференцирующую функции [3].

Таким образом, универсальный характер буддийской культуры - ее способность формировать и сохранять единую культуру в условиях высокой полиэтничности и очень разнородной языковой среды. Благодаря историческим особенностям периода становления ламаизма и дальнейшее его развитие шло по линии многообразия школ, направлений и их взаимной терпимости, без претензий на особость и ортодоксальность. Целостность общества на основе социального и религиозного многообразия была сознательно преследуемой целью. Очень часто религия являлась гарантом сохранения этносоциального организма как этнокультурной индивидуальной целостности.

Литература

1. Арутюнян Ю.В. Многообразие культурной жизни народов[текст], / Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. / М. - 1989

2. Ермакова Т.В. Классический буддизм [текст], / Ермакова Т.В., Островская Е.П. / СПб -1999 С. 61- 93

3. Кочетов А. Н. Буддизм - социальное явление в России [текст] / А. Н. Кочетов / Наука. -М.: 1979. - №7 - С. 21-28

4. Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и государство [текст] / Т. Д. Скрынникова / Наука. - Новосибирск: 1988. - №7 - С. 43-51

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Усова Л.В.

Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Россия

В статье описывается как социальные программы способствуют социокультурной адаптации детей-инвалидов в современном обществе.

Значительный шаг в становлении государственной социальной политики в отношении детей-инвалидов, включая меры по повышению их социокультурного положения и включения их в общество, был сделан в 1994 году с принятием Федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», которая входила в состав Федеральной программы «Дети России». Программа «Дети-инвалиды» предусматривала формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и их семей, создание условий для их полноценной жизни, проведение мероприятий по профилактике детской инвалидности, создание системы реабилитации данной категории населения, включение их к занятию спорта и развитие творческих способностей и др. Принятая в 1995 году Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов» также ориентировалась на решение ряда проблем в сфере социальной защиты инвалидов.

Социокультурная адаптация и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями - важнейшее направление социокультурной политики.

Подготовка и вступление в действие федеральных целевых программ послужили стимулом к разработке субъектами РФ, в частности Краснодарский край, региональных социальных программ социальной защиты и социокультурной адаптации инвалидов, которые способствуют решению проблем развития и защиты интересов детей и подростков.

Мероприятия, которые предусмотрены социальными программами для улучшения положения детей-инвалидов, направлены на выполнение обязательств государства по отношению к детям-инвалидам, установление приоритета региональной политики с учетом нужд инвалидов, уменьшение негативных социально-экономических последствий экономики для данной категории населения, привлечение усилий общества для решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья.

Культурные мероприятия для инвалидов организует департамент культуры Краснодарского края. Наш регион является крупным культурным центром России. Принятые краевые целевые программы «Культура Кубани, «Библиотеки Кубани», «Дети Кубани» и другие обеспечивают значительное приумножение культурного потенциала региона.

В целевой краевой программе «Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам в Краснодарском крае на 2009-2010 годы» особое внимание уделяется созданию условий для повышения качества жизни детей-инвалидов, совершенствованию деятельности учреждений социального обслуживания, организацию медицинской помощи, обеспечению образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействию активному участию инвалидов в жизни общества.

Перед муниципальными образованиями ставится задача по реализации творческого потенциала детей с помощью фестивалей, конкурсов, выставок, которые способствуют общению детей-инвалидов и членов их семей. Ежегодно проводятся краевые фестивали жестовой песни среди инвалидов с нарушением слуха, фестивали художественного творчества инвалидов с нарушением зрения, также проходят абонементные концерты для учащихся Армавирской специализированной музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей и др.

В крае обслуживанием детей-инвалидов с нарушением зрения осуществляет два специализированных учреждения культуры - это специализированная музыкальная школа для слепых и слабовидящих детей г. Армавира и краевая специальная библиотека для слепых им. А.П. Чехова. Инвалиды по зрению имеют право на равный доступ к информации, получению библиотечных услуг, организацию культурных и досуговых мероприятий. Организуется бесплатная подписка на специализированные краевые издания для инвалидов «Рассвет» и «Солнышко».

Департамент культуры края гарантирует участие инвалидов краевой детско-юношеской общественной организации «Инва-студия» во всероссийских и зарубежных выставках, конкурсах, смотрах, фестивалях. «Инва-студия» создана для социальной реабилитации инвалидов средствами искусства. В центре дети развивают творческие способности, получают профессиональные навыки.

Работа в культурно-образовательной сфере способствует решению одной из самых острых проблем детей с ограниченными возможностями - это преодоление одиночества.

Физическая культура и спорт являются универсальным средством физической, психической и социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов. Система физкультурно-спортивных мероприятий среди детей с ограниченными возможностями предусматривает проведение соревнований на всех уровнях среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, с нарушением слуха и зрения.

В настоящее время в крае действует тринадцать физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, регулярно проводятся муниципальные и краевые мероприятия по реабилитации детей-инвалидов методами физической культуры и спорта. За прошедший год проведены краевые специальные спартакиады и фестивали в Армавирском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, Северском психоневрологическом интернате, Чамлыкском психоневрологическом интернате, Армавирском реабилитационном центре для лиц с умственной отсталостью, Ейском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, для детей-инвалидов с нарушением слуха в г.Краснодаре проводился спортивный фестиваль и многие другие. В указанных спортивных мероприятиях принимали участие не только дети-инвалиды, но и члены их семей.

В рамках Международного дня инвалида, который отмечается третьего декабря, в крае на протяжении многих лет проводится декада инвалида, которая объединяет различные мероприятия для людей с различными нарушениями. Проведение такого мероприятия дает возможность власти и обществу обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями, оказать возможную поддержку и содействие. Проводятся разнообразные мероприятия: организационные, культурно-массовые, адресные, участниками которых являются инвалиды. В учреждениях социального обслуживания населения проводятся такие мероприятия как вечера отдыха, «огоньки», выставки творчества, встречи со специалистами социальной защиты населения по интересующим граждан вопросам.

Большое внимание социальная защита населения уделяет реабилитации детей с ограниченными возможностями. В Крае действует 10 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и 20 отделений реабилитации особых детей в структуре других типов государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В рамках краевой целевой программы «Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам в Краснодарском крае на 2009-2010 годы» проводилась передвижная краевая выставка «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Технические средства реабилитации».

Во всех городах и районах Краснодарского края органы социальной защиты помогают людям с ограниченными возможностями, по возможности обеспечивая техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляют субсидии на оплату коммунальных услуг и другие пособия и компенсации.

Проводимые выставки, фестивали, спортивные мероприятия, международные встречи способствуют привлечению общественного внимания к культурному потенциалу детей с ограниченными возможностями. Наиболее интересные мероприятия из жизни инвалидов отражаются в выпусках краевых телевизионных каналах и периодических печатных изданиях. В 2009 году администрацией города Краснодара был проведен благотворительный телемарафон «Мы у тебя есть, Краснодар» на МТРК «Краснодар», целью которого являлось привлечение общества к проблемам людей с инвалидностью, а также показать, как они реализуют себя в науке, творчестве и спорте.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующие выводы, что социальные программы на региональном уровне предусматривают широкий спектр мероприятий в социально-культурной сфере, что помогает детям-инвалидам улучшить свое физическое и морально-психологическое состояние и способствует социокультурной адаптации особых детей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ В ТУРИЗМЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Шпикалова Н.М.

Российская международная академия туризма г. Химки, Россия

В статье рассматривается вопрос значимости образовательного франчайзинга в жизни студентов. Даются определения понятиям франчайзинг и образовательный франчайзинг, приводятся примеры институтов, работающих по схеме франчайзнга. И на конкретном примере рассматривается значимость франчайзинга в социуме и влияние его на познание культуры других народов.

Франчайзинг относительно быстро и качественно стал внедряться в различные сферы услуг, в том числе и в туризм и в туристское образование.

Что же такое франчайзинг? Это организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.[1] Образовательный франчайзинг же представляет собой совместную деятельность учебных заведений по формированию предложений, производству (оказанию) и продвижению образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынок. [2]

В образовательную франшизу включены: правила формирования контингента абитуриентов, правила организации приема обучающихся, правила организации учебного процесса (передачи, усвоения и контроля знаний), учебно-методическая литература, видеокурсы, мультимедийные курсы, CD-курсы, система оценок, формы и порядок проведения промежуточной аттестации. [2]

Самыми красочными примерами применения франчайзинга в обучении становится Международный институт менеджмента ЛИНК и Государственный университет «Высшая школа экономики».

Совсем недавно в 2005 году Российская Международная Академия Туризма подписала договор с французской Высшей Школой Управления Гостиничным и Туристским Бизнесом - Ва-тель. В процессе обучения студенты углубленно изучают английский и французский языки, занятия ведут преподаватели из Франции, преподаватели РМАТ, прошедшие стажировку во Франции, а также привлекаются опытные специалисты гостиничной, ресторанной и туристической сферы. Студенты проходят практику в лучших гостиничных, ресторанных и туристических комплексах Франции, России и других стран Европы. Партнерами Институт VATEL - РМАТ являются такие гостиницы как Marriott, Novotel, Ararat Park Hyatt, Savoy, Sas Radisson, Holiday Inn. [3]

Каждая страна славится своими традициями, обычаями и своими языками. Национальная культура проявляет себя в различных явлениях и процессах, таких как деятельность массовых и специализированных учреждений. Это могут быть библиотеки, клубы, музеи, кино, театры, художественные выставки и филармонии. Высшие учебные заведения также относятся к таким учреж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.