Научная статья на тему 'Социальные проекты - часть международных обязательств Российской Федерации (на примере Конвенции о запрещении химического оружия)'

Социальные проекты - часть международных обязательств Российской Федерации (на примере Конвенции о запрещении химического оружия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / БОЕВЫЕ ОТРАВЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНВЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хизриев P. M.

В статье рассматривается проблема уничтожения запасов химического оружия как часть международных обязательств Российской Федерации, а также мероприятия по развитию социальной инфраструктуры в тех районах, где идет ликвидация боевых отравляющих веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хизриев P. M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные проекты - часть международных обязательств Российской Федерации (на примере Конвенции о запрещении химического оружия)»

УДК 341.675

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ - ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОНВЕНЦИИ О ЗАПРЕЩЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ)

Хизриев P.M., доцент кафедры международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: narodpravo@mail. ru

В статье рассматривается проблема уничтожения запасов химического оружия как часть международных обязательств Российской Федерации, а также мероприятия по развитию социальной инфраструктуры в тех районах, где идет ликвидация боевых отравляющих веществ.

Ключевые слова: химическое оружие, боевые отравляющие вещества, международный контроль, конвенция, международные организации.

SOCIAL PROJECTS - THE PART OF THE INTERNATIONAL OBLIGATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE CONVENTION ON PROHIBITION OF

THE CHEMICAL WEAPON)

Hisriev R.M., the senior lecturer of chair of international law of Daghestan State University, the candidate of jurisprudence

The problem of destruction of stocks of the chemical weapon as a part of the international obligations of the Russian Federation, and also action for development of a social infrastructure in those areas where there is a liquidation of fighting poison gases are considered in the article.

Key words: chemical weapon, fighting poison gases, international control, convention, international organizations.

Военное противостояние СССР и США в годы «холодной войны», военные доктрины сверхдержав, предполагавшие ведение военных действий с применением оружия массового поражения, привели к накоплению в середине 80-х годов в мире огромных запасов химического оружия. СССР был обладателем такого оружия. Средствами применения химического оружия являлись авиационные, артиллеристские боеприпасы и боевые части ракет. Все химическое оружие было сосредоточено в семи арсеналах, расположенных в шести регионах (Удмуртской Республике, Саратовской, Кировской, Пензенской, Брянской и Курганской областях).

Первым, кто действительно сказал: «Химическому оружию нет!», стал Советский Союз. В апреле 1987 года СССР в одностороннем порядке объявил о прекращении

производства боевых отравляющих веществ. Однако потребовались годы, чтобы это понимание реализовалось в виде многостороннего юридически обязывающего договора, предусматривающего уничтожение накопленных запасов химического оружия под строгим международным контролем, созданной для этой цели международной организации. В результате был создан уникальный документ, запрещающий целый класс оружия массового уничтожения и приводящий в действие беспрецедентный механизм контроля не только за военными, но и за гражданскими объектами.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении после одобрения её проекта на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была открыта к подписанию в январе 1993 года в г. Париже. 13 января того же

года Российская Федерация подписала

Конвенцию, войдя в состав её первоначальных участников.

Почти четыре года потребовалось для того, чтобы набрать необходимое для

вступления в силу количество ратификаций - 65, и Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 года. 31 октября 1997 года Государственная Дума ратифицировала Конвенцию, был принят соответствующий Федеральный закон №138-Ф3. Совет Федерации одобрил этот Закон 5 ноября этого же года, и 5 ноября считается

официальной датой присоединения Российской Федерации к Конвенции о химическом оружии.

На момент вступления Конвенции в силу в 1997 г. было объявлено, что в арсеналах имеется семьдесят одна тысяча тонн боевых отравляющих веществ (ОВ). Сорок тысяч находилось на территории РФ (из них нервнопаралитического действия - 32 тыс. тонн, кожно-нарывного действия - 8 тыс. тонн), двадцать семь тысяч тонн принадлежало США. Четыре тысячи тонн оказалось рассредоточено в других странах.

Первоначально планировалось

уничтожить все запасы в десятилетний срок до конца апреля 2007 года. Однако процесс

оказался настолько сложным и дорогостоящим, что даже США обратились в технический секретариат международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) с просьбой о продлении срока уничтожения до 29 апреля 2012 года. С аналогичной просьбой обратилась и Россия.

В целях реализации Конвенции в 1996 году Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП)

«Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». Согласно Конвенции «химическое оружие» означает в совокупности или по отдельности следующее:

«а) токсичные химикаты и их

прекурсоры, за исключением тех случаев, когда они предназначены для целей, не запрещаемых по настоящей Конвенции, при том условии, что виды и количества соответствуют таким целям;

б) боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств, указанных в подпункте а) токсичных химикатов, высвобождаемых в

результате применения таких боеприпасов и устройств;

в) любое оборудование, специально предназначенное для использования

непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств, указанных в подпункте б)» [1, с. 443].

В апреле 2003 года РФ выполнила первый этап взятых на себя международных обязательств в области уничтожения запасов химического оружия. На опытно-промышленном объекте в п. Горный Саратовской области было уничтожено 400 тонн отравляющих веществ, или 1% от общих запасов химического оружия.

С апреля 2003 года по апрель 2007 года основные усилия РФ в области уничтожения химического оружия были направлены на выполнение второго этапа обязательств по Конвенции.

С этой целью было завершено строительство и начата эксплуатация еще двух объектов по уничтожению запасов химического оружия - в г. Камбарка Удмурдской Республики (март, 2006) и п. Марадыковский Кировской области (август, 2006), что позволило в апреле 2007 года успешно завершить второй этап выполнения обязательств по Конвенции -уничтожить восемь тысяч тонн ОВ или 20% от общих запасов химического оружия.

Отправной точкой для работ, связанных с уничтожением химического оружия на территории Камбарского района Удмурдской Республики, послужило Постановление

Правительства РФ № 289 от 22.03.1995 г. «Об организации работ по уничтожению запасов люизита, хранящихся на территории Камбарского района УР».

В сентябре 2008 года работы по уничтожению основных запасов люизита (около 97 %) были завершены.

25 ноября 2009 года РФ досрочно выполнила третий этап обязательств по Конвенции. К этому времени было уничтожено 18 тысяч тонн ОВ, или 45% от общих запасов химического оружия.

Проведенный комплекс научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИ ОКР) позволил в крайне сжатые сроки принять научно обоснованные проектные решения по созданию объектов по уничтожению химического оружия, создать технологии

детоксикации ОВ и переработки продуктов, образующихся в процессе их уничтожения. «Начиная с 2001 года, выполнено более 100 научно-исследовательских и опытноконструкторских работ» [2].

30 мая 2011 года Российская Федерация подошла к очередному рубежу - было уничтожено 20018,087 тонн ОВ, что составило более 50 % от общих запасов, подлежащих уничтожению.

Выполнение четвертого,

заключительного этапа, началось с первого января 2010 года. Согласно Федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в РФ» боевые отравляющие вещества должны быть полностью утилизированы к 31 декабря 2015 года.

В период выполнения третьего этапа были созданы и введены в эксплуатацию два объекта по уничтожению химического оружия, расположенных в п. Леонидовка Пензенской области (сентябрь, 2008) и г. Щучье Курганской области (июнь, 2009). Процесс детоксикации отравляющих веществ идет полным ходом и, что самое главное, в штатном режиме. После того как на объекте «Почеп» в июне этого года запущена вторая технологическая линия, все четыре действующих российских объекта по УХО ведут полномасштабное уничтожение химического оружия. На объекте

«Марадыковский» уничтожено около 76 % запасов боевых отравляющих веществ, на

объектах «Леонидовка» и «Щучье» -

соответственно свыше 82 % и 41 %. На объекте «Почеп» реагент внесен в 7000 боеприпасов. За восемь месяцев работы объекта уничтожено 6% и 7,5 тысячи тонн хранящихся там боевых отравляющих веществ.

«На повестке дня у Федерального управления в настоящее время две

первоочередные задачи. Первая - пуск последнего седьмого по счету объекта в поселке Кизнер Удмуртии, в арсенале которого хранятся 5745 тонн отравляющих веществ. Вторая -непростая с технологической точки зрения задача - уничтожение боеприпасов сложной конструкции, хранящихся на ряде объектов по уничтожению химического оружия» [3]. Под этот процесс разработана специальная

технология, строятся отдельные корпуса и создается специальное оборудование.

В 2011 году завершено строительство и сдан в эксплуатацию еще один объект УХО - в г. Попеч Брянской области. Седьмой объект - в Кизнере (Удмуртия) находится на стадии строительства.

Наряду с созданием объектов по

уничтожению химоружия определены

мероприятия по развитию социальной инфраструктуры в тех районах, где идет ликвидация боевых ОВ. Программой

установлено развитие социальной

инфраструктуры на общую сумму до 10 % стоимости создания объектов по уничтожению ХО.

В интересах жителей пос. Горный и Краснопартизанского муниципального района построены и введены в эксплуатацию 77 жилых домов в поселке учителей и врачей, два 18квартирных жилых дома, три 21-квартирных и жилых дома, выполнены реконструкция центральной районной больницы, реконструкция с благоустройством внутриплощадочных автодорог, реконструкция газовых сетей с переводом на индивидуальное отопление муниципальных жилых домов, реконструкция существующего спортивного комплекса.

Проведены уличные сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения. Ведется

строительство 4 жилых домов для пенсионеров и ветеранов.

Строительство социальных объектов в Камбарском районе по программе ведется с 1997 года. Построены и сданы в эксплуатацию внеплощадочные сети водоснабжения центральной и запрудной частей города (дюкер), общежитие на 96 мест, три 60-квартирных и один 35-квартирный жилых дома. За счет средств Программы построены и объекты двойного назначения: газопровод-отвод,

канализационно-очистные сооружения,

подстанция «Камбарка», автодорога «Камбарка-Михайловка-Пермский край», автодорога «Камбарка-паромная переправа Тарасово» с мостом через р. Камбарка, комплекс пожарного депо в г. Камбарка.

В период с 1999 года в Оричевском районе Кировской области построено и введено в эксплуатацию 16 объектов социальной инфраструктуры: жилые дома в пос. Оричи и пос. Мирный, школа на 504 учащихся в пос. Оричи, реконструкция тепловых сетей в пос.

Стрижи, котельная ПКДЦ в интересах в пос. Оричи, реконструкция тепловых сетей в пос. Мирный Оричевского района, очистные сооружения в пос. Мирный, газопровод-отвод пос. Кумены - пос. Нижнеивкино - пос. Мирный и газораспределительная станция в пос. Мирный, реконструкция средней школы в пос. Мирный, водозаборные сооружения в пос. Оричи.

В «Леонидовке» ведутся работы на пятнадцати объектах. К ним относятся: строительство газопроводов высокого и низкого давления в пос. Золотаревка, очистных сооружений канализации в пос. Золотаревка, газификация пос. Леонидовка, Золотаревка и Возрождение Пензенского района Пензенской области, водоснабжение пос. Леонидовка, телефонизация пос. Леонидовка, пос. Золотаревка, реконструкция областного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями с. Кичкилейка, строительство и реконструкция систем водоснабжения пос. Золотаревка, реконструкция дома культуры пос. Золотаревка, Дворец водного спорта в г. Пензе.

В Щучанском районе Курганской области в рамках реализации программы построены и введены в эксплуатацию: центральная районная больница в г. Щучье, средняя школа на 590 учащихся в г. Щучье, средняя школа на 190 учащихся и детский сад на 90 мест в пос. Плановый, 24-квартирный жилой дом для медицинских работников в г. Щучье, газопровод «Песчано-Каледино-Шумиха-

Щучье», газораспределительная станция г. Щучье, 3 газовые котельные, водовод «Чумляк-Щучье», сети водоснабжения в г. Щучье.

В 2007 году в г. Почеп был сдан 60квартирный жилой дом для медицинского персонала. На средства, выделяемые

программой, было газифицировано около 70 населенных пунктов в Почепском районе, реконструирована районная ветеринарная станция. В 2009 году в г. Почеп состоялось торжественное открытие школы на 768 учащихся и поликлиники на 680 поселений в смену.

К уже построенным районному дому культуры (пос. Кизнер) и Бемыжскому больничному комплексу добавилось новое здание районного отдела внутренних дел. Продолжаются газификация поселка, реконструкция уличного водопровода, благоустройство улиц, построено 8 км объездной дороги. На территории больничного городка начато строительство поликлинического консультативно-диагностического центра,

услугами которого будет пользоваться население всего Кизнерского района.

И это далеко не полный перечень того, что сделано в интересах жителей районов, где находятся объекты по уничтожению химоружия.

Объем международной финансовой помощи на 31 декабря 2010 г., оказанной Российской Федерации иностранными государствами в интересах реализации программы, составил примерно 30,8 млрд. рублей, или 1,1 млрд. долл. США. Это - порядка 11 % от всего объема затрат на программу, что значительно ниже первоначально ожидаемой цифры содействия - на уровне 20 %.

Литература

1. Действующее международное право / сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

2. Российская газета. 2008. 22 октября.

3. Российская газета. 2011. 19 августа

Поступила в редакцию 28 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.