Научная статья на тему 'Конверсия объектов по уничтожению химического оружия: возможные перспективы и аспекты, требующие внимания'

Конверсия объектов по уничтожению химического оружия: возможные перспективы и аспекты, требующие внимания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕНЦИЯ О ХИМИЧЕСКОМ РАЗОРУЖЕНИИ / КОНВЕРСИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЯ / CHEMICAL WEAPONS CONVENTION / ECONOMIC EFFICIENCY / CONVERSION ENTERPRISES / CONVERSION PROBLEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баннов Игорь Анатольевич

В целях выполнения Российской Федерацией обязательств по конвенции о химическом разоружении были созданы заводы по уничтожению химического оружия, имеющие полную и автономную инфраструктуру. Конверсия этих имущественных комплексов позволит достичь социально-экономического эффекта. Названы аргументы за осуществление перепрофилирования и проблемы необходимые для решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баннов Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERSION OF CHEMICAL WEAPONS DESTRUCTION: PROSPECTS AND POSSIBLE ASPECTS''S ATTENTION

In order to fulfill the Russian Federation of its obligations under the convention on chemical disarmament plants were created for the destruction of chemical weapons, with full and autonomous infrastructure. Conversion of property complexes will achieve socio-economic effects. Named arguments for the implementation and conversion needed to solve problems.

Текст научной работы на тему «Конверсия объектов по уничтожению химического оружия: возможные перспективы и аспекты, требующие внимания»

УДК 621.039.75 И. А. Баннов

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 20 , корп. 1

igorbannov@ya.ru

КОНВЕРСИЯ ОБЪЕКТОВ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И АСПЕКТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ

В целях выполнения Российской Федерацией обязательств по конвенции о химическом разоружении были созданы заводы по уничтожению химического оружия, имеющие полную и автономную инфраструктуру. Конверсия этих имущественных комплексов позволит достичь социально-экономического эффекта. Названы аргументы за осуществление перепрофилирования и проблемы необходимые для решения.

Ключевые слова: конвенция о химическом разоружении; конверсия предприятий; экономическая эффективность; проблемы перепрофилирования.

Около двадцати лет назад мировое сообщество приняло Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 г. Заявленные запасы химического оружия (ХО) в мире на тот момент составили - 8,67 миллиона единиц, включая боеприпасы и контейнеры, содержащие в общей сложности 71195 метрических тонн высокотоксичных отравляющих веществ. Запасы ХО России составляли около 40 тыс. тонн отравляющих веществ (ОВ). В настоящее время более 180 стран являются участниками Конвенции.

Для выполнения международных

обязательств Россией в рамках президентской программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» предусмотрено строительство и эксплуатация семи объектов по уничтожению химического оружия (УХО) в районах расположения объектов по хранению химического оружия.

Весь процесс уничтожения был разделен на четыре этапа. Первый, второй и третий этапы завершены:

- первый этап - уничтожение 1 % запасов (400 тонн ОВ) - выполнен в апреле 2003 г;

- второй этап - уничтожение 20 % запасов (8 000 тонн ОВ) - выполнен в апреле 2007 г;

- третий этап - уничтожение 45 % запасов (18 000 тонн ОВ) - выполнен в ноябре 2009 г.

В настоящее время идет выполнение четвертого этапа обязательств по Конвенции. Ко дню празднования 69-й годовщины Великой Победы Россия ликвидировала 80% своих запасов ХО.

Общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 240,54 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). Объем средств, выделяемых иностранными государствами на реализацию задач химического разоружения в Российской Федерации, ежегодно уточняется по итогам реализации программы

глобального партнерства государств "группы восьми" и может составить 31,34 млрд. рублей.

Объекты в пос. Горный Саратовской области и в г. Камбарка Удмуртской Республики уже уничтожили хранившиеся там запасы химоружия. Остальные пять объектов в пос. Мирный Кировской области, пос. Леонидовка Пензенской области, г. Щучье Курганской области, г. Почеп Брянской области, пос. Кизнер Удмуртской Республики продолжают ликвидацию запасов.

Минпромторг России выступает

государственным заказчиком президентской программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В этом году Минпромторг намерен завершить создание мощностей для полного уничтожения химического оружия, в первую очередь боеприпасов сложной конструкции. Также предстоит подготовить исходные данные для разработки проектной документации на ликвидацию последствий деятельности объектов

УХО.

Результатом выполнения Программы, кроме достижения основных ее целей, стало создание производственной, инженерной и социальной инфраструктуры объектов уничтожения ХО в соответствующих субъектах Российской Федерации. После завершения работ по уничтожению химического оружия

имущественные комплексы объектов объектов по уничтожению химического оружия

предполагается использовать в интересах обеспечения обороны и безопасности государства и других государственных нужд, а в случае отсутствия такой потребности - вовлекать в хозяйственный оборот. Ожидается, что остаточный ресурс зданий и сооружений, отдельных единиц оборудования после вывода объектов по УХО из эксплуатации и проведения работ по ликвидации последствий их деятельности позволит организовать производство

востребованной продукции оборонного или гражданского назначения.

Согласно толкового словаря Ефремовой Т.Ф. перевод предприятий оборонной

промышленности на производство гражданской продукции и товаров народного потребления называется конверсией.

Основными аргументами за осуществление перепрофилирования объектов уничтожения ХО являются:

1)возможность использования имеющегося имущественного комплекса позволит снизить необходимые инвестиционные затраты для создания нового производства;

2)конверсия будет способствовать развитию положительного социального климата в регионах размещения объетов УХО, в т.ч. за счет смены профиля предприятия по степени опасности и создания дополнительных рабочих мест, в т.ч в смежных отраслях;

3)появляется возможность создания нового высокотехнологичного, конкурентоспособного производства, с рынком сбыта на территории субъекта Российской Федерации, за его пределами, а в отдельных случаях за пределами государства;

4)возможность быстро и эффективно интегрироваться в имеющуюся сеть производственных объектов региона, что будет способчтвовать развитию товарного рынка в целом;

5)увеличение налоговых поступлений в бюджеты местных административных образований.

Главной задачей и основной трудностью конверсии всегда считается оптимальный выбор альтернативной продукции, поскольку вариантов технологически совместимой и экономически рентабельной продукции мало

Региональные особенности и характер производственного процесса УХО на каждом из объектов определят возможные направления перепрофилирования.

Дальнейшее использование имущественных комплексов возможно только в случае их соответствия требованиям по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По этой причине ключевым аспектом всего процесса возможной конверсии является необходимый этап проведению работ по ликвидации последствий деятельности объекта уничтожения ХО.

Будет проведена разработка проектной документации на проведение работ по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия, организовано осуществление системы мер государственного надзора за соблюдением установленных законодательством норм, правил и стандартов безопасности при проведении работ по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия. Основными задачами самого процесса ликвидации последствий деятельности

объектов станет обезвреживание (уничтожение) загрязненных зданий, сооружений и технологического оборудования, захоронение различных видов отходов на специализированных полигонах, санацию загрязненных территорий.

Проблема ликвидации последствий деятельности объектов УХО носит комплексный характер и соответствует основными задачам государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, предусмотренным Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. № Пр-2194. Ее решение потребует осуществления взаимосвязанных по времени и ресурсам мероприятий и координации действий федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Проведение подобных работ требует привлечения значительных финансовых ресурсов. Однако в силу финансовых и временных ограничений выполнить мероприятия по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в полном объеме в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» невозможно.

Источниками привлечения инвестиций в процесс перепрофилирования может выступить федеральный бюджет Российской Федерации или капитал нового собственника, которому может быть предоставлена возможность самостоятельно и за свой счет выполнять все необходимые работы. Считаем наиболее перспективным и эффективным комбинированный метод финансирования.

До конца не определена правовая база для осуществления перехода права собственности новым собственникам и осуществления приватизации. В соответствии с федеральным законом от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия являются объектами, изъятыми из хозяйственного оборота, находятся в исключительном ведении Российской Федерации и в федеральной собственности, управление которой осуществляется

Правительством Российской Федерации в установленном порядке.

Приватизация предприятий военно-промышленного комплекса требует особого государственного регулирования, в первую очередь в решении вопросов управления собственностью тех предприятий, которые должны находиться в прямом государственном управлении. Кроме того, принципиальное значение имеет представление государственных

интересов в акционерных обществах путем закрепления за государством пакетов акций или владения «золотой акцией». Это соответствует мировой практике сочетания государственных и частных интересов при реализации оборонных программ

Определенную сложность в процессе конверсии для всех объектов уничтожения ХО представляет тот факт, что в период с момента начала строительства объектов до завершения выполнения их основной задачи по уничтожению ХО имущественный комплекс учитывался как незавершенной строительство за Министерством Промышленности и Торговли Российской Федерации. Это в первую очередь было связано с тем, что фактическую функцию государственно заказчика выполняло Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпроторге России. Для успешного строительства в ограниченные сроки и оперативного решения возникающих сопутствующих задач Федеральное управление было наделено всей полнотой необходимых полномочий, в том числе функции финансирования. Передача имущественных прав на имущество до завершения процесса уничтожения на объектах не осуществлялась. Такая централизация полномочий во многом определила успех реализации Программы в целом. Кроме того, такой порядок учета построенных объектов позволил существенно сократить налоговые платежи на имущество.

В процессе передачи прав на имущественный комплексы созданные в рамках реализации программы, которые включают в себя объекты социальной, транспортной, энергетической, производственной и других инфраструктур, выявились сложности. По причине временной растянутости выполнения этапов Программы передача права собственности от Российской Федерации к принимающей стороне (муниципальные образования, иные министерства и ведомства) сопровождалась проблемой определения текущей стоимости передаваемого имущества. Федеральным агентство по управлению государственным имуществом было принято решение о занесении имущества в соответствующие реестры по первоначальной стоимости строительства.

Часть оборудования выслужила сроки полезного использования. В целях обеспечения выполнения международных обязательств осуществлялось перемещение производственных единиц между объектами УХО. Сложность представляет определение стоимости

оборудования поставляемого этапами в качестве международной технической помощи. Особые условия определяет наличие установленного порядка учета, хранения и списания материальных ценностей, проходящих

таможенный контроль.

Первым объектом, который закончил уничтожение запасов ХО стал объект в пос. Горный Саратовской области. В соответствии с решением принятым на межведомственном совещании по вопросу использования имущественного комплекса объекта "Горный" от 12 марта 2013г под председательством заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Каламанова Г.В. компания ООО "НПП "Платекс" подготовила план мероприятий по перепрофилированию объекта в завод минеральных удобрений.

Привлекательность имущественного

комплекса объекта ФКП «Горный» определяется следующими факторами:

- наличием развитой производственной инфраструктуры, пригодной для организации высокотехнологичных химических производств, при этом коэффициент использования существующего оборудования может достигать 80 %;

- организацией надежной системы безопасности для обеспечения защиты работников и объектов окружающей среды от вредного воздействия последствий эксплуатации химических производств;

- наличием высокоразвитой системой инженерных сетей и коммуникаций, обеспечивающей производственную инфраструктуру. Особая значимость инженерной инфраструктуры для объекта ФКП «Горный» обусловлена значительной удаленностью его от крупных населенных пунктов;

- обеспеченность объекта энергетическими и транспортными магистралями позволяет организовать высокорентабельное производство минеральных удобрений;

- наличием высококвалифицированного персонала, имеющего навыки безопасного обращения с высокотоксичными веществами в условиях.

Общая стоимость проекта (ориентировочная)

- не менее 1000 млн. долларов США. Срок исполнения - 4 г. Срок окупаемости составит 4-4,5 г. Ежегодный оборот - около 650 млн. долларов США. Ежегодная операционная прибыль будет 3540%.

Приведенные характеристики объекта ФКП «Горный» дают веские основания для рассмотрения его как высокорентабельное предприятие по выпуску востребованной продукции, имеющего значительные перспективы на долгие годы эксплуатации.

По остальным объектам уничтожения ХО решение о проекте перепрофилирования еще предстоит принять. Рассматриваются различные варианты.

Объект уничтожения ХО в г. Камбарка Удмуртской Республики может быть реструктуризирован в предприятие по утилизации твердых отходов промышленного и бытового

назначения или производства бытовой химии и лакокрасочной продукции, производства строительных материалов или производства полиэтиленов, мышьяка, трет-бутилэтилового эфира, редких сплавов и металлов, медицинских препаратов и прочих вспомогательных материалов, применяемых в других отраслях промышленности и народного хозяйства.

Объект уничтожения ХО в г. Щучье Курганской области может быть перепрофилировано в предприятие по производству товарного свинца из первичного сырья.

Объект уничтожения ХО в пос. Мирный Кировской области, согласно письма заместителя Председателя Правительства Кировской области, после завершения своей основной деятельности может быть использован в качестве промышленной площадки для реализации крупного инвестиционного проекта по строительству целлюлозно-бумажного комбината. Реализация проекта обеспечит комплексное решение по использованию и дальнейшему развитию созданного инфраструктурного и социально-экономического потенциала

территории размещения объекта УХО в сочетании

с задачами Российской Федерации и Кировской области в рамках "Стратегии развития лесного хозяйства страны на период до 2020 года".

В качестве механизма выбора лучшего проекта конверсии конкретного объекта уничтожения ХО предлагается проведение открытого конкурса инвестиционных проектов. Предварительно в целях полноценного участия возможных инвесторов в конкурсе необходимо предоставить им возможность подробно изучить технические требования, характеристики и описание соответствующего имущественного комплекса объектов уничтожения ХО.

Созданные имущественные комплексы объектов по уничтожению химического оружия представляют собой развитые во всех необходимых отношениях стартовые площадки для большого количества вариантов крупных инвестиционных проектов. После решения необходимых вопросов, связанных с особенностями создания и деятельности объектов УХО, реализация инвестиционных проектов станет возможна на практике. При этом комплекс решаемых задач нуждается в дальнейших исследованиях.

Баннов Игорь Анатольевич, аспирант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. «Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении». Международная конференция по подписанию Конвенции. ОБ.92-61926, Париж, 1993

2. Постановление Правительства РФ от 21.03.1996 N 305 (ред. от 27.12.2012) "Об утверждении Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

3. http://www.minpromtorg.gov.ru/#/ru/?id_30=8481&modal_w_30=1

4. http://platech.ru/pereprofilirovanie-ob_ektov-fcp-un

5. http://glossword.info/index.php/term/75-ekonomika-upravlenie-predpriyatiem,137-organizatsionnye-problemy-konversii.xhtml

6. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2000

7. Концепция федеральной целевой программы "Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в РФ на 2015-2023 годы"

Bannov Igor Antol'evich

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: igorbannov@yal.ru

CONVERSION OF CHEMICAL WEAPONS DESTRUCTION: PROSPECTS AND POSSIBLE ASPECTS'S ATTENTION

Abstract

In order to fulfill the Russian Federation of its obligations under the convention on chemical disarmament plants were created for the destruction of chemical weapons, with full and autonomous infrastructure. Conversion of property complexes will achieve socio-economic effects. Named arguments for the implementation and conversion needed to solve problems.

Keywords: The Chemical Weapons Convention; conversion enterprises; economic efficiency; conversion problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.