86
3. Социология. - М.: Наука, 1991. - Т.З. - С.8.
4. Ядов В.А. Сб.: Социальная идентификация личности. - М.: ИСРАН, 1993. -С.9.
5. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига: Виеда, 1992. С. 109.
6. Шпак Л Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: Автореф. дис.докт. социол. наук.- М. 1992.-С. 12.
УДК 379.8.092
Социальные проблемы профилактики употребления наркотических средств.
Э.И. Волченков, доцент кафедры
психологии РГУТиС, Москва
В статье рассматривается проблема пропаганды здорового образа жизни, исключающего приобщение к употреблению наркотических веществ. В молодежной среде просто необходима серьезная профилактическая работа, направленная на формирование основ здорового образа жизни, в интересах обеспечения и сохранения социального здоровья нации.
Ключевые слова: наркомания, психоактивные вещества (ПАВ), профилактика, здоровый образ жизни.
Последствия асоциального образа жизни людей исторически известны во всех странах мира, - негативное отношение к обществу и другим людям, пренебрежительное отношение к созидательной деятельности нищенское побирательство проституция, сексуальные извращения, воровство, грабежи, убийства, обусловленные применением и злоупотреблением психоактивных и токсических веществ. Применение этих
психотропных средств связано с осознанием необходимости удовлетворения личностью своих интимных потребностей.
Распространено деление психотропных средств на психолептики - вещества, подавляющие и успокаивающие воздействующие на центральную нервную систему негативные объективные и субъективные факторы условий жизнедеятельности (аминазин, галопиридол, седуксен, и др.); психоаналептики - стимуляторы активности, настроения и работоспособности (фенамин, кофеин, синдокарб и др.); психодизлептики - вещества, дезорганизующие деятельность мышления и сознания, особенностей протекания эмоциональных и двигательно-волевых процессов (диэтиламид лизергиновой кислоты, бенактизин и др.).
87
В последнее время применяются новые психотропные средства, весьма дифференцированно воздействующих на психические функции, поведение и
деятельность человека, последствия применения которых носят антисоциальный характер и представляют угрозу для его жизни (нейропептиды, ноотропы, психоэнергизаторы и др.), деятельности и сохранению нормальных межличностных взаимоотношений в семье и в рабочем коллективе.
Результаты анализа опубликованных отечественных и зарубежных работ, а также собственных исследований, полученных на основании данных телевизионных и радио -передач, интервьюирования, опроса, бесед и изучения содержания контрольных работ студентов, обучаемых на кафедре “Психология “, дают основания для утверждения, что к наиболее действующим факторам, обуславливающим причины приобщения к применению наркотических и токсических психотропных средств относятся следующие детерминанты, определяющие закономерные зависимости психических познавательных, эмоциональных и деятельно-волевых процессов от порождающих их объективных и субъективных факторов:
• генетической и наследственной предрасположенности к антисоциальному образу жизни;
• негативных условий воспитания и развития в семье и в системах образовательных учреждений;
• осознания неудовлетворенности и невозможности реализации в конкретных условиях жизнедеятельности (семейных, социальных) потребностей личности (материальных, бытовых, физических, физиологических, образовательных, нравственных, трудоустройства и др.);
• жажды мести обидчикам, оскорбляющим и унижающим достоинство личности в условиях межличностных взаимоотношений;
• неудовлетворенности в социальной, медицинской и психологической реабилитации.
Можно рассматривать и другие более или менее значимые и осознаваемые личностью факторы, определяющие особенности протекания психических процессов организующих и управляющих поведением и жизнедеятельностью в конкретных условиях социальной среды.
Социально-ценностные и антисоциальные проявления людей всегда зависят от детерминирующих факторов, определяющих их мировоззрение, идеалы, направленность деятельности (созидательной, или разрушительной, или паразитической), убеждения, нравственность и этико-эстетические потребности.
88
Каждый человек подвержен воздействию на его сознание тем или иным политическим, социальным, семейным, производственным, религиозным и собственным
умозаключительным детерминантам, определяющим особенности поведения в конкретных условиях жизнедеятельности.
Детерминизм (от лат.-determinare - определитель),- включает понятие о причинности как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени проявляемой деятельности и ее последствиям.
Социальные детерминанты классифицируются по их формам как:
• зависимость проявления определяющих действия отдельных компонентов деятельности от свойств целой социальной системы;
• типы обратных связей, когда следствие воздействует на вызванную его причину;
• статические факторы на основе которых при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах и формах эффекты, подчиненные статической закономерности;
• целевой детерминизм, предваряющий результат исхода достижения цели деятельности.
Объяснительным принципам детерминизма посвящены работы:
Ч. Дарвина, открывшего своеобразие поведение живых систем (биологический детерминизм) в условиях естественного отбора и утвердившего взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию;
Вунда В., Гельмгольца Г., Дондерса Ф., Сеченова И,, и др. естествоиспытателей, основателей развивающейся в настоящее время психологического детерминизма и его новые формы, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни.
Это утверждение способствовало созданию методологической предпосылке для реализации принципа детерминизма на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности.
В комплекс мероприятий, связанных с профилактикой воздействия на сознание отрицательных психосоциальных факторов, детерминирующих проявление потребности применения наркотических средств и восстановления соматического и психического здоровья входит:
выявление причин применения наркотических веществ;
89
исследование патофизиологических и асоциальных последствий, обусловленных
злоупотреблением наркотических средств;
учет лиц с девиантным поведением;
медико-психологическая реабилитация наркоманов, нуждающихся в
восстановлении их психофизиологического здоровья и социального статуса;
профилактика воздействия на сознание психотравмирующих факторов социальной среды и психоактивных веществ;
пропаганда здорового образа жизни среди молодежи.
В число важнейших задач, требующих своего решения на уровнях правовых, образовательных, медицинских и социальных служб, входит активное и массовое применение методов, средств и способов, направленных на приобщение родителей и их детей к осознанию необходимости усвоения ими социально-ценностных характеристик личности, обуславливающих возможности развития индивидуальных способностей и самореализации в общественных отношениях на основах принципов нравственности поведения и здорового образа жизни.
Наиболее активно-действующими факторами, дезорганизующими познавательные, эмоциональные и двигательно-волевые процессы, являются не только отрицательно воздействующие на сознание негативные детерминанты социальной среды, но и собственные внутренние, психические установки, направленные на удовлетворение индивидуальных потребностей путем применения наркотических средств.
Вредные последствия злоупотребления психоактивных средств для здоровья, жизненного благополучия и взаимоотношений человека с законом хорошо известны. Однако, подрастающее поколение продолжает приобщаться к табаку, алкоголю и наркотикам. Некоторые подростки после сравнительного короткого периода экспериментирования приобретают психическую, а затем и физическую зависимость, пополняя число наркологических больных.
Наркомания ( от гр. -narke-страсть, мания )-привыкание, пристрастие к некоторым токсическим веществам действующим на центральную нервную систему, в потребности к повторным приемам этого вещества и стремлении к его получению различными способами и средствами. Со временем регулярное употребление привычных наркотических веществ (средств) приводит к развитию состояния абстиненции и к вынужденному увеличению принимаемых доз в целях повышения индивидуальной толерантности и « ухода « из этого состояния.
Количество веществ, вызывающих наркоманию, очень велико:
90
Опий и его препараты ( пантапон,омнапон);
Алкалоиды и дериванты (морфин, кодеин, дионин, героин и др.);
Синтетические вещества с морфиноподобным действием (промедол, феназол и др.);
Снотворные средства ( нембутал, мединал, люминал, барбамил );
Индийская конопля (гашиш, план, анаша, марихуана );
Кокаин и другие стимуляторы нервной системы.
Абстинентные расстройства возникают через нескольких часов после лишения наркомана привычных наркотиков. Эти расстройства резко выражены и проявляются в общем недомогании, расширении зрачков, тошноте, рвоте, поносах, слезо - и слюнотечении, потливости, ломящих болях в суставах, бессоннице, иллюзиях и галлюцинациях, опасных не только для наркомана , но и для общества.
Пропаганда здорового образа жизни, исключающего приобщение и употребление наркотических веществ, в молодежной среде просто необходима в интересах обеспечения и сохранения социального здоровья нации.
Социальные детерминанты должны способствовать обеспечению созидательной направленности деятельности, сохранению психофизиологического здоровья, нравственных норм ( правил ) и развития способностей ( интеллектуальных, творческих, художественных, музыкальных, логико-математических, спортивных и др.) в реальных условиях жизнедеятельности личности. В целях повышения эффективности комплексных мероприятий по профилактике применения наркотических веществ НИИ профилактики наркомании составлено соответствующее пособие по этой проблеме, рекомендованное для изучения Министерствами Здравоохранения и Образования РФ. Содержание пособия обосновано авторским коллективом под руководством директора этого НИИ Романовой
О.Л.(1996 г.) с позиций концептуальных принципов теорий социального научения Бандуры ( 1977 г.) и проблемного поведения Джессора и Джессер (1977 г. ). Широкое распространение методических материалов, изложенных в пособии, осуществляется в мировом масштабе под эгидой Международной Ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, на уровне которой признана эффективность практического применения подобных разработок. Теоретически и методологически обоснованное содержание пособия представляет собой образец профилактических программ последнего поколения, отличающихся от ранее традиционных тем, что они базируются на более полном понимании молодого поколения причин и последствий приобщения к употреблению психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков, токсических средств ).
91
Логической предпосылкой создания эффективных профилактических программ является понимание того, когда и почему начинается употребление психоактивных веществ, начиная с табака и алкоголя, экспериментирование с которыми весьма доступно и считается в молодежной среде обычным явлением. Употребление большинства психоактивных веществ первоначально связано с неадекватным
восприятием социальных ситуаций. Употребление наркотиков в одиночку является редким явлением. Это привело ученых к убеждению, что оно важно для для социального взаимодействия и идентификации подростков. Несмотря на многочисленные предостережения взрослых, большинство подростков, употребляющих наркотические вещества, обнаруживают примечательное отсутствие озабоченности проявления у них наркологических заболеваний, переоценивая свои возможности и способности.
Одни подростки приобщаются, так как ищут общения со сверстниками, которые пьют, курят, употребляют наркотики. Другие вовлекаются к приобщению, используя психоактивные средства как альтернативный способ достижения некоторых целей (двоечники стремятся стать популярными, приобрести социальный статус, повысить самооценку и признание в коллективе. У третьих употребление употребление табака, алкоголя и наркотиков является попыткой справиться с тревожностью, провоцируемой негативными социальными ситуациями. Четвертые начинают приобщаться в результате подражательного рефлекса и социального научения, под влиянием воздействия на сознание телевизионных передач (фильмов, реклам) и аргументов сверстников. Различия подростков в восприимчивости негативных социальных влияний связаны с индивидуальными особенностями личности. Те, кто имеет низкую самооценку и неуверенны в своей самореализации при низком локусе самоконтроля, с большей долей вероятности попадают под влияние зависимости от употребления наркотиков.
Социальные детерминанты, определяющие методы и средства борьбы с наркоманией и наркобизнесом исторически эвалюционировались. На первых этапах применялись методы и средства запугивания и пропаганды информационных программ, которые оказались неэффективными, так как утверждения о том что, например,»капля
никотина убивает лошадь», или «Минздрав предупреждает.........» воспринимаются с
полным безразличием.
В связи с этим, по данным МАБНН, применение тактики запугивания во многих зарубежных странах запрещена.
Начиная с 80-х годов, получили признание поведенческие программы формирования жизненных социально-значимых навыков созидательной деятельности и создания альтернатив потреблению психоактивных веществ. Большую активность стала
92
проявлять Государственная политика по борьбе с наркоманией и наркобизнесом с вовлечением к решению задач этой важной социальной проблемы местных властей и организаций.
В РГУТиС проводятся ежегодные акции по: профилактике употребления
наркотических средств, приобщению студентов к здоровому образу жизни и освоению ими этических норм и правил поведения, так необходимых в практике дальнейшей профессиональной деятельности в различных сферах сервиса.
Список литературы.
1. Медицинская энциклопедия (том 5), Москва 1967.
2. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А. В. и Ярошевского М.Г.
3. Медицинская психология. Москва 2006г.
4. Общая гигиена. Учебное пособие. Москва 2005г.
5. Основы социально-медицинской работы. Учебное пособие. Вып. 1, под редакцией Е. А. Сигида. 1998г.
УДК 379.8.092
Психолого - педагогические основы внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательный процесс вуза
Г.В. Ганьшина, доцент кафедры психологии РГУТиС, Москва
В статье раскрывается содержание деятельности преподавателей кафедры психологии по успешному внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно -образовательный процесс вуза. Приводится список мероприятий, проведенных профессорско - преподавательским составом кафедры по профилактике наркозависимости среди студентов в стенах Российском государственном университете туризма и сервиса.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, формирование здорового образа жизни, здоровье, антинаркотическая акция.
Российские учёные отмечают, что, решая проблему здорового образа жизни, следует исходить из того, что набор компонентов, определяющих состояние здоровья человека, в значительной мере зависит от уровня развития и степени зрелости общества. Поэтому правомерно ставить вопрос о том, готово ли общество обеспечить здоровый