Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ О БАРЬЕРАХ В КОММУНИКАЦИИ С ПАЦИЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ О БАРЬЕРАХ В КОММУНИКАЦИИ С ПАЦИЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ СЛУХА / ИНВАЛИДНОСТЬ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / МЕДИЦИНСКИЙ ПРИЕМ / БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ / СУРДОПЕРЕВОДЧИК / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ларина Мария Олеговна, Оськин Дмитрий Николаевич, Трушина Екатерина Алексеевна, Юданова Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются вопросы коммуникации врачей и пациентов с нарушениями слуха, в том числе методы коммуникации, барьеры общения, необходимость присутствия сурдопереводчиков на врачебном приеме и эффективность коммуникации с помощью альтернативных способов общения. Проблемы коммуникации рассматриваются с позиции отсутствия доступной среды, а также как понимание жестовой речи как отдельной лингвистической системы. Целью исследования является изучение существующих барьеров коммуникации с пациентами, имеющими инвалидизирующие нарушения слуха, в практической деятельности врачей-специалистов. Представлен теоретический обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных коммуникации пациентов, имеющих нарушения слуха, в рамках медицинского приема. Среди основных проблем людей с нарушениями слуха, связанных с медицинским обслуживанием были выделены следующие: сложность коммуникации с врачом сказывается на эффективности и качестве оказания медицинской помощи; доступ к услугам сурдопереводчика достаточно ограничен; недостаточное обеспечение лиц с нарушениями слуха приборами и устройствами для коммуникации «врач-пациент». Результаты, представленные в статье, были получены при помощи анкетирования 49 врачей различных специальностей. Анкетирование было направлено на изучение особенностей коммуникации медицинского персонала с пациентами, имеющими нарушения слуха. Вопросы анкеты были открытыми. Анализ ответов осуществлялся посредством контент-анализа. В результате были выделены проблемные места в вопросах коммуникации слабослышащих пациентов и врачей, а именно - недостаток индивидуального подхода к таким пациентам в рамках медицинского приема, ограниченное понимание конструкта «инвалидность», отсутствие достаточного количества сурдопереводчиков и потребность медицинских организаций в дополнительном специализированном обучении медицинского персонала. Определены дальнейшие направления исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ларина Мария Олеговна, Оськин Дмитрий Николаевич, Трушина Екатерина Алексеевна, Юданова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL IDEAS OF DOCTORS ABOUT BARRIERS IN COMMUNICATION WITH PATIENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS

The article discusses the issues of communication between doctors and patients with hearing impairments, including communication methods, communication barriers, the need for sign language interpreters to be present at a medical appointment and the effectiveness of communication using alternative communication methods. Communication problems are considered from the perspective of the lack of an accessible environment, as well as an understanding of sign language as a separate linguistic system. The aim of the study is to study the existing barriers of communication with patients with disabling hearing disorders in the practice of doctors. A theoretical review of domestic and foreign studies on the communication of patients with hearing impairments in the framework of medical admission is presented. Among the main problems of people with hearing impairments related to medical care the following ones were highlighted: the complexity of communication with a doctor affects the effectiveness and quality of medical care; access to sign language interpreter services is quite limited; insufficient provision of hearing disabled people with devices for doctor-patient communication is observed. The results presented in the article were obtained by means of a survey of 49 doctors of various specialties. The survey was aimed at studying the peculiarities of communication between medical personnel and patients with hearing impairments. The questionnaire questions were open. The analysis of the responses was carried out through content analysis. As a result, problematic areas in the communication of hearing-impaired patients and doctors were identified, these are: a lack of an individual approach to such patients within the medical care, a narrow understanding of disability, a lack of sufficient number of sign language interpreters and the need for medical organizations for additional specialized training of medical personnel. Further directions of research were also defined.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ О БАРЬЕРАХ В КОММУНИКАЦИИ С ПАЦИЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

DQI:lQ.23888/humJ2022103255-262

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ О БАРЬЕРАХ В КОММУНИКАЦИИ С ПАЦИЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

SOCIAL IDEAS OF DOCTORS ABOUT BARRIERS IN COMMUNICATION WITH PATIENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS

Ларина М. О., Оськин Д. Н., Трушина Е. А., Юданова Т. В.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация

Larina M. O., Oskin D. N., Trushina E. A., Yudanova T. V.

Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы коммуникации врачей и пациентов с нарушениями слуха, в том числе методы коммуникации, барьеры общения, необходимость присутствия сурдопереводчиков на врачебном приеме и эффективность коммуникации с помощью альтернативных способов общения. Проблемы коммуникации рассматриваются с позиции отсутствия доступной среды, а также как понимание жестовой речи как отдельной лингвистической системы. Целью исследования является изучение существующих барьеров коммуникации с пациентами, имеющими инвалидизирующие нарушения слуха, в практической деятельности врачей-специалистов. Представлен теоретический обзор отечественных и зарубежных

Abstract:

The article discusses the issues of communication between doctors and patients with hearing impairments, including communication methods, communication barriers, the need for sign language interpreters to be present at a medical appointment and the effectiveness of communication using alternative communication methods. Communication problems are considered from the perspective of the lack of an accessible environment, as well as an understanding of sign language as a separate linguistic system. The aim of the study is to study the existing barriers of communication with patients with disabling hearing disorders in the practice of doctors. A theoretical review of domestic and foreign studies on the communication of patients with hearing impairments in the

исследований, посвященных коммуникации пациентов, имеющих нарушения слуха, в рамках медицинского приема. Среди основных проблем людей с нарушениями слуха, связанных с медицинским обслуживанием были выделены следующие: сложность коммуникации с врачом сказывается на эффективности и качестве оказания медицинской помощи; доступ к услугам сурдопереводчика достаточно ограничен; недостаточное обеспечение лиц с нарушениями слуха приборами и устройствами для коммуникации «врач-пациент». Результаты, представленные в статье, были получены при помощи анкетирования 49 врачей различных специальностей. Анкетирование было направлено на изучение особенностей коммуникации медицинского персонала с пациентами, имеющими нарушения слуха. Вопросы анкеты были открытыми. Анализ ответов осуществлялся посредством контент-анализа. В результате были выделены проблемные места в вопросах коммуникации слабослышащих пациентов и врачей, а именно — недостаток индивидуального подхода к таким пациентам в рамках медицинского приема, ограниченное понимание конструкта «инвалидность», отсутствие достаточного количества сурдопереводчиков и потребность медицинских организаций в дополнительном специализированном обучении медицинского персонала. Определены дальнейшие направления исследований.

framework of medical admission is presented. Among the main problems of people with hearing impairments related to medical care the following ones were highlighted: the complexity of communication with a doctor affects the effectiveness and quality of medical care; access to sign language interpreter services is quite limited; insufficient provision of hearing disabled people with devices for doctor-patient communication is observed. The results presented in the article were obtained by means of a survey of 49 doctors of various specialties. The survey was aimed at studying the peculiarities of communication between medical personnel and patients with hearing impairments. The questionnaire questions were open. The analysis of the responses was carried out through content analysis. As a result, problematic areas in the communication of hearing-impaired patients and doctors were identified, these are: a lack of an individual approach to such patients within the medical care, a narrow understanding of disability, a lack of sufficient number of sign language interpreters and the need for medical organizations for additional specialized training of medical personnel. Further directions of research were also defined.

Ключевые слова:

нарушения слуха; инвалидность; доступная среда; медицинский прием; барьеры коммуникации; сурдопереводчик; анкетирование

Keywords:

hearing impairment; disability; accessible environment; medical reception; communication barriers; sign language interpreter; questionnaire

Актуальность

В современном мире одним из самых распространенных заболеваний является тугоухость. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 466 миллионов человек с инвалидизирующей потерей слуха, из которых 34 миллиона — дети [1].

В диаде врач-пациент коммуникативные барьеры возникают достаточно часто и среди слышащих пациентов. Чаще всего это бывают психологические барьеры, заключающиеся в отсутствии эмпатии со стороны медицинских работников, превалировании негативных эмоций у сторон взаимодействия, нежелание объяснять

256

суть медицинских манипуляций пациентам [2]. В работе с пациентами, имеющими нарушения слуха, медицинские работники встречаются с носителями другого языка, с абсолютно другой лингвистической системой, и таким образом мы можем увидеть как психологические, так и лингвистические, физические и организационные коммуникативные барьеры. При общении с такими пациентами важно понимать обособленность и низкую степень открытости людей с нарушениями слуха. Причиной такой обособленности чаще всего является тот факт, что между собой люди, имеющие нарушения слуха, общаются с помощью русского жестового языка (РЖЯ) или калькирующей жестовой речи (КЖЯ), что соответственно становится непонятным для слышащего человека, и эффективной коммуникации не происходит [3, 4].

Одна из ключевых проблем людей с нарушениями слуха заключается в проблемах коммуникации. Людям, имеющим инвалидность по слуху, достаточно тяжело установить продуктивное взаимодействие, присутствуют проблема стигматизации и коммуникативные барьеры [5].

Отсутствие адекватной коммуникации в диаде врач-пациент с нарушением слуха можно отнести к отсутствию доступности среды в учреждениях здравоохранения, что достаточно сильно снижает уровень жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья [6].

Отсутствие достаточно хорошей коммуникации оказывает влияние и на качество медицинской помощи. Коммуникативные барьеры между пациентом, имеющим нарушения слуха, и медицинским работником не позволяют пациентам правильно передать врачу информацию о себе и получить информацию от врача. Трудности коммуникации наблюдаются и в ситуациях присутствия сурдопереводчиков, что связано с сохранением врачебной тайны, некоторыми видами осмотров, а также с доступностью услуг сурдопереводчиков [7].

Медицинские работники часто ссылаются на проблемы коммуникации как на проблемы, препятствующие предоставлению высококачественной медицинской помощи. Общенациональный репрезентативный опрос, состоящий из самоотчетов людей с инвалидностью, показал, что люди с ограниченными возможностями отмечали проблемы недостаточной способности врачей прислушиваться к предпочтениям пациентов или в достаточной степени вовлекать их в процессы диагностики, постановки диагноза и лечения [8].

В статье А. А. Сидорова и Н. Н. Бондаренко «Вопросы коммуникации слабослышащих и глухих пациентов в медицине» рассмотрены способы коммуникации между врачом-стоматологом и пациентом с нарушением слуха, основные проблемы, которые возникают при общении слабослышащего пациента и врача, роль и необходимость присутствия сурдопереводчика в отношениях врач-пациент [9]. По мнению авторов, наличие переводчика с языка жестов при стоматологическом осмотре значительно улучшает качество медицинской помощи. Однако пациенты не всегда хотят прибегать к услугам третьих лиц, когда речь идет о медицинских услугах, в экстренных ситуациях переводчик может отсутствовать, а также услуги сурдопереводчика материально затратны. Опрос, проведенный среди пациентов,

имеющих нарушения слуха, показал: несмотря на то, что 78% опрошенных регулярно общаются со слышащими людьми, своих врачей полностью понимают только 59%. При более детальном изучении проблемы было установлено, что без переводчика очень хорошо понимают врача 41% пациентов, иногда понимают — 39%, совсем не понимают — 20%.

Регулярно проводятся исследования с целью опроса врачей на предмет общения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе — с людьми, имеющими инвалидизирующие нарушения слуха. Большинство из опрошенных врачей считают, что письменная речь — самый подходящий способ общения, но при этом достаточно медленный способ, который влечет за собой неэффективность коммуникации. Еще одним популярным способом коммуникации врачей с такими пациентами становится использование видеопереводчиков. Присутствие сурдопереводчиков большинству врачей не нравится по причине присутствия третьего лица на конфиденциальном приеме. Пациентам также было сложно найти сурдопереводчика, подстроиться под его свободное время, оплатить его и т. д. [8].

A. S. Santos и A. J. F. Portes провели исследование, направленное на анализ представления людей с инвалидизирующей потерей слуха о процессе общения с медицинскими работниками [10]. Был опрошен 121 человек, имеющий инвалидность по слуху. По результатам опроса, отсутствие переводчиков и недостаточное использование бразильского языка жестов профессионалами были восприняты как основные коммуникационные барьеры; в 63% случаев становились причиной отказа от обращения в медицинское учреждение. 72% опрошенных не чувствуют себя в безопасности на приеме у врача в присутствии сурдопереводчика. 66% пациентов с нарушениями слуха, участвовавших в исследовании, сообщили о ненадежности и неточности полученной от врача информации по поводу своего здоровья или заболевания [10].

Таким образом, среди основных проблем людей с нарушениями слуха, связанных с медицинским обслуживанием, необходимо выделить следующие: сложность коммуникации с врачом сказывается на эффективности и качестве оказания медицинской помощи, доступ к услугам сурдопереводчика достаточно ограничен, а также существует проблема недостаточного обеспечения лиц с нарушениями слуха приборами и устройствами для коммуникации в диаде врач-пациент. Различия в выборе средств коммуникации врачей и пациентов, имеющих инвалидность по слуху, приводит к отсутствию эффективности в общении.

Цель

Изучение существующих барьеров коммуникации с пациентами, имеющими инвалидизирующие нарушения слуха, в практической деятельности врачей-специалистов.

Задачи

Исследование коммуникативных барьеров между врачами и пациентами с нарушениями слуха направлено на решение следующих теоретических и практических задач: - теоретический анализ проблемы, соответствующей заявленной теме;

258

- разработка плана и составление программы эмпирического исследования врачей-специалистов различного профиля;

- проведение эмпирического исследования (анкетирования);

- анализ результатов, полученных в ходе исследования;

- формулирование выводов на основании полученных результатов.

Материалы и методы

В рамках исследования было проведено анкетирование 49 практикующих врачей-терапевтов, фтизиатров, пульмонологов, онкологов, врачей функциональной диагностики и паллиативной помощи в возрасте от 25 лет до 71 года (средний возраст опрошенных — 43 года), средний стаж работы по специальности — 19 лет. Анкетирование было направлено на изучение особенностей коммуникации медицинского персонала с пациентами, имеющими инвалидность, в том числе инвалидность по слуху. Вопросы анкеты были открытыми. Анализ ответов был выполнен с помощью контент-анализа.

Результаты и их обсуждение

Всего 4% (2 человека) анкетируемых знают русский жестовый язык и проходили дополнительное обучение по уходу за людьми с инвалидностью, 90% (44 человека) врачей хотя бы один раз встречали в своей практике пациентов с нарушениями слуха, 10% (5 человек) никогда не встречались в работе с такими пациентами.

Среди категорий контент-анализа были выделены следующие: способы коммуникации с пациентами, имеющими нарушения слуха; инвалидность; человек с инвалидностью; барьеры доступности медицинской помощи людям с инвалидностью; изменения в организации медицинской помощи инвалидам.

Среди способов коммуникации с пациентами, имеющими нарушения слуха, врачи в 80% случаев указали, что общались через родственников пациентов или с помощью письменной речи. В практике врачей редко использовались услуги сурдопереводчиков. Крайне редко использовалось общение посредством жестов и специальных приспособлений для лиц с нарушениями слуха.

Большинство анкетируемых определяют инвалидность как ограничение трудоспособности, жизнедеятельности, самообслуживания, социальных контактов и т. д. Также в определении инвалидности большинство ограничивается внешними проявлениями инвалидности и официально признанными критериями инвалидности. Некоторые врачи под инвалидностью понимают какое-либо состояние, при котором человек утрачивает определенные функции, или нарушение различных функций и здоровья. Достаточно редко встречались определения инвалидности как ущерба и как состояния нужды в специализированном уходе или другой помощи.

На вопрос анкеты «Когда Вы слышите фразу «человек с инвалидностью», что приходит на ум?» большинство врачей отвечали следующим образом: «ограничение физических и психических возможностей», «ограничение в самообслуживании», «человек с ограниченными функциями», «человек, имеющий стойкие проблемы со

здоровьем», «человек с серьезными заболеваниями». Меньше половины анкетируемых (34%) определяли человека с инвалидностью как человека слабого, беспомощного, маломобильного, нуждающегося в постороннем уходе, как больного человека или человека в инвалидном кресле. Крайне редко можно было встретить ответы, содержащие отношение милосердия и сострадания таким пациентам.

В анкете врачам было предложено предположить, какие существуют барьеры в оказании медицинской помощи людям с инвалидностью. Больше половины (80 % анкетируемых) медицинских работников говорили о больших материальных затратах, об ограничении физического пространства в медицинских учреждениях и недостатке персонала больниц, в частности — специально обученного персонала. Среди барьеров были выделены и проблемы транспортировки, и большая ответственность перед такими пациентами.

В последней категории — «Изменения в организации медицинской помощи инвалидам» — были выделены следующие единицы: обучение медицинских работников навыкам коммуникации и ухода за такими пациентами; выделение специализированных отделений или учреждений со специализированным медицинским персоналом для патронажа; выделение специализированного транспорта; увеличение материальных возможностей; индивидуальный подход и дифференциация таких пациентов.

Выводы

Большинство врачей под инвалидностью понимают какое-либо нарушение функций жизнедеятельности, их ограничение, и ориентируются на конкретные критерии инвалидности. В понимании инвалидности отсутствует индивидуальный подход к таким пациентам. Инвалидность без внешних признаков, например, нарушения слуха, часто не относится к инвалидности в понимании врачей. Чаще всего врачи общаются с пациентами с нарушениями слуха посредством родственников или письменной речи, сурдопереводчики во врачебной практике встречаются редко. Для увеличения доступности медицинской помощи людям с инвалидностью, в том числе — пациентам, имеющим инвалидность по слуху, вероятно, есть потребность в специализированном обучении медицинского персонала, специализированном транспорте и увеличении материальных затрат на создание условий для медицинской помощи людям с инвалидностью.

Таким образом, дальнейшие направления исследования коммуникации с пациентами, имеющими инвалидизирующие нарушения слуха, на наш взгляд, должны быть направлены на оценку распространенности барьеров коммуникации, организации доступной среды для таких пациентов, наличия специальных технических средств и сурдопереводчиков в медицинских учреждениях, а также на развитие индивидуализированного подхода в оказании медицинской помощи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Глухота и потеря слуха [Интернет]. Доступно по: https://www.who.int/ru/news-room/facts-in-pictures/detail/gluhota-i-poterja-sluha. Ссылка активна на 20.06.2022.

2. Моторина И.В. Формирование эффективной профессиональной коммуникации медицинских сестер на этапе получения среднего профессионального образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, № 4. С. 623-635. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=404. Ссылка активна на 20.06.2022. doi: 10.23888/humT20194623-635

3. Шамсутдинова Ю.Ф. Коммуникация с участием слышащих и глухих/слабослышщих людей: потенциал социальных медиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2020. № 5. С. 54-76. doi: 10.30547/vestnik.journ.5.2020.5476

4. Пенин Г.Н., Красильникова О.А. Особенности коммуникации детей со сложными сенсорными нарушениями // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 55-63.

5. Кошелева Е.А. Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 2 (3). С. 672-675.

6. Оськин Д.Н., Крестьянинова О.А. Безбарьерная среда в учреждениях здравоохранения как объект рассмотрения проекта отраслевого стандарта. В сб.: Всероссийская научно-практическая конференции «Инклюзивное здравоохранение, образование и здоровье личности в современном мире»; Рязань, 23 июня 2020. Рязань; 2020. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=44881521. Ссылка активна на 20.06.2022.

7. Сикорская Ю.В., Гудкова А.А., Гусейнова Э.А. Проблема коммуникации со слабослышащими и глухими пациентами в медицине // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2019. Т. 9, № 10. С. 490.

8. Agaronnik N., Campbell E.G., Ressalam J., et al. Communicating with Patients with Disability: Perspectives of Practicing Physicians // Journal of General Internal Medicine. 2019. Vol. 34, № 7. P. 1139-1145. doi: 10.1007/s11606-019-04911-0

9. Сидоров А.А., Бондаренко Н.Н. Вопросы коммуникации слабослышащих и глухих пациентов в медицине // Кубанский научный

REFERENCES:

1. Glukhota i poterya slukha [Internet]. Available at: https://www.who.int/ru/news-room/facts-in-pictures/detail/gluhota-i-poterja-sluha. Accessed: 2022 June 20. (In Russ).

2. Motorina IV. Formation of the effective professional communication of medical nurses at the stage of obtaining secondary vocational education. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(4):623-35. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=404. Accessed: 2022 June 20. (In Russ). doi: 10.23888/humT20194623-635

3. Shamsutdinova YuF. Communication with the involvement of hearing and deaf/hard of hearing people: social media opportunities. Vestnik Moskovs-kogo Universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2020;(5):54-76. (In Russ). doi: 10.30547/vestnik.journ.5.2020.5476

4. Penin G, Krasil'nikova O. Communication peculiarities in children with severe sensor impairment. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2018;(190):55-63. (In Russ).

5. Kosheleva EA. Psychological features of the deaf and people hard of hearing and their displays in dialogue. Izvestiya Samarskogo Nauchnogo Tsentra Rossiyskoy Akademii Nauk. 2012;14(2):672-5. (In Russ).

6. Os'kin DN, Krest'yaninova OA. Bezbar'yernaya sreda v uchrezhdeniyakh zdravookhraneniya kak ob"yekt rassmotreniya proyekta otraslevogo standarta. In: Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsii «Inklyuzivnoye zdravookhraneniye, obrazovaniye i zdorov'ye lichnosti v sovremennom mire»; Ryazan, 23 June 2020. Ryazan; 2020. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=44881521. Accessed: 2022 June 20. (In Russ).

7. Sikorskaya YuV, Gudkova AA, Guseynova EA. Problema kommunikatsii so slaboslyshashchimi i glukhimi patsiyentami v meditsine. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2019;9(10):490. (In Russ).

8. Agaronnik N, Campbell EG, Ressalam J, et al. Communicating with Patients with Disability: Perspectives of Practicing Physicians. Journal of General Internal Medicine. 2019;34(7):1139-45. doi: 10.1007/s11606-019-04911-0

9. Sidorov AA, Bondarenko NN. Questions of communication between hearing impaired and deaf patients in medicine. Kuban Scientific Medical

261

медицинский вестник. 2014. № 5. С. 108-112. doi: 10.25207/1608-6228-2014-5-108-112 10. Santos A.S., Portes A.J.F. Perceptions of deaf subjects about communication in Primary Health Care // Revista Latino-Americana de Enfermagem. 2019. Vol. 27. P. e3127. doi: 10.1590/15188345.2612.3127

Bulletin. 2014;(5):108-12. (In Russ). doi:

10.25207/1608-6228-2014-5-108-112

10. Santos AS, Portes AJF. Perceptions of deaf

subjects about communication in Primary Health

Care. Revista Latino-Americana de Enfermagem.

2019;27:e3127. doi: 10.1590/1518-8345.2612.3127

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ларина Мария Олеговна — специалист ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-75 69-9755. E-mail: tunbergiya@yandex.ru

Оськин Дмитрий Николаевич — кандидат медицинских наук, доцент, начальник ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8966-2702. E-mail: doctor.oskin@yandex.ru

Трушина Екатерина Алексеевна — специалист деканата факультета дополнительного профессионального образования. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6006-7026. E-mail: trush2179@yandex.ru

Юданова Татьяна Викторовна — специалист ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6336-8 764. E-mail: tiudanova@yandex.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 20.06.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 01.08.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.09.2022.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Ларина М.О., Оськин Д.Н., Трушина Е.А., и др. Социальные представления врачей о барьерах в коммуникации с пациентами, имеющими нарушения слуха // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 255-262. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=537. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022103255-262

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Mariya O. Larina — Specialist of the Resource Educational and Methodological Center for Teaching Disabled People and Persons with Disabilities. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7569-9755. E-mail: tunbergiya@yandex.ru

Dmitriy N. Oskin — MD, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Head of the Resource Educational and Methodological Center for Teaching Disabled People and Persons with Disabilities. ORCID: https://orcid.org/0 000-0001-8966-2702. E-mail: doctor.oskin@yandex.ru

Ekaterina A. Trushina — Specialist of the Dean's Office of the Faculty of Additional Professional Education. ORCID: https://orcid.org/0 000-0002-6006-7026. E-mail: trush2179@yandex.ru

Tat'yana V. Yudanova — Specialist of the rResource Educational and Methodological Center for Teaching Disabled People and Persons with Disabilities. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6336-8764. E-mail: tiudanova@yandex.ru

PAPER RECEIVED: 20.06.2022. PAPER REVISED: 01.08.2022. PAPER ACCEPTED: 01.09.2022.

FOR CITATION:

Larina MO, Oskin DN, Trushina EA, et al. Social ideas of doctors about barriers in communication with patients with hearing impairments. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 20 22; 1 0 ( 3 ) : 25 5-262. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=537. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022103255-262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.