УДК 159.923.33
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 2
Е. С. Синельникова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРАТЕГИЯХ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ У СТУДЕНТОВ В НИДЕРЛАНДАХ
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
Статья описывает результаты исследования социальных представлений голландских студентов об эффективных стратегиях взаимодействия в конфликте. Актуальность выбора студентов как объекта исследования обусловлена глобализацией и интернализацией современного образования, выражающихся, в частности, в международных программах студенческого обмена. В исследовании было показано, что социально-психологические особенности ситуации оказывают влияние на выбор стратегий взаимодействия в конфликте. В частности, было выявлено, что голландские студенты предпочитают применять в деловом взаимодействии стратегии, направленные на решение проблемы. В то же время в личном взаимодействии голландские студенты предпочитают применять стратегии взаимодействия, направленные на личность партнера. В конфликтах голландские студенты считают необходимым проявлять больше уважения к вышестоящему партнеру, нежели к равному партнеру. Библиогр. 12 назв. Ил. 6. Табл. 2.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная регуляция, дистанция власти, социальные представления, личные отношения, деловые отношения.
SOCIAL REPRESENTATIONS OF CONFLICT INTERACTION STRATEGIES AMONG STUDENTS IN THE NETHERLANDS
E. S. Sinelnikova
St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The article describes the social representations of effective conflict interaction strategies among Dutch students. Radboud university students aged 17 to 37 years (mean age 21.15 years) participated in the study. The article includes literature review of the topic. The author explains term: "social representations", "culture differences", and "emotion regulation strategies in conflict". Modern education is getting more and more international. Radboud University and Saint-Petersburg University as well as other Russian and Dutch universities take part in international exchange programs. Different social representations of effective conflict interaction strategies may cause development of destructive conflict. The research has shown that type of relations: business relations or interpersonal relationship; and power distance: conflict with equal or high power partner influence on conflict interaction strategies choice. Dutch students choose problem-oriented strategies in business conflicts. In interpersonal relationship Dutch students prefer partner-oriented conflict interaction strategies. Dutch students show more respect to high power partners than to low power partners in conflict interaction. Also emotional intelligence is related to evaluation of conflict interaction strategies. Results of the study as well as developed and validated in the study conflict cases can be used in developing pre-exchange conflict interaction training programs and in developing training programs of efficient cross-cultural interaction. Refs 12. Figs 6. Tables 2.
Keywords: emotional intelligence, conflict interaction strategies, power distance, social representations, business relations, interpersonal relationship.
Россию и Нидерланды связывает многовековая история сотрудничества. Партнерские отношения между нашими странами развиваются и в сфере образования: университеты наших стран участвуют в программах международного обмена. Вместе с тем культуры России и Нидерландов значительно различаются по важнейшим измерениям, выделенным Г. Хофстеде [1] и Г. Триандисом [2]. В частности, согласно
данным Г. Хофстеде [1], культура Нидерландов отличается от российской меньшей дистанцией власти.
Мы предполагаем, что культурные различия между Россией и Нидерландами влияют и на представления голландских и российских студентов о стратегиях поведения в конфликте. Стратегии взаимодействия в конфликте, реализуемые представителями одной из культур и воспринимаемые ими как эффективные, могут интерпретироваться представителем другой культуры как неприемлемые и негативно характеризующие применяющего их человека, что может приводить к деструктивному развитию конфликта. При исследовании стратегий взаимодействия в конфликте на культурном уровне анализа представляется конструктивным применение концепции социальных представлений.
Теория социальных представлений была разработана французским психологом С. Московичи [3]. В отечественной социальной психологии исследовались социальные представления как о социально-психологических ситуациях (праздник, И. А. Джидарьян [4]), так и о морально-нравственных личностных качествах (эгоизм, В. Н. Куницына [5]). Также отечественными психологами исследовались социальные представления о понимании и доверии в семье (Куницына В. Н., Синельникова Е. С. [6]). В исследованиях Н. В. Гришиной было выявлено, что на социальные представления о профессиональных конфликтах влияет позиция личности в профессиональных отношениях [7]. В исследовании М. Дж. Джелфанд, К. И. Оубучи и др. [8] было показано, что американские и японские студенты по-разному понимают и интерпретируют предложенные исследователями конфликтные ситуации.
Цель настоящего исследования — изучить влияние особенностей ситуации: тип отношений (личные или деловые отношения) и объективно заданная дистанция власти (конфликт с равным или вышестоящим партнером), на оценку голландскими студентами эффективности стратегий взаимодействия в конфликте. Также мы исследуем взаимосвязь личностных особенностей (эмоциональный интеллект) и культурных особенностей (дистанция по отношению к власти) голландских студентов с оценкой стратегий взаимодействия в конфликте.
Мы предполагаем, что, несмотря на заявленную Г. Хофстеде [1] низкую дистанцию власти, фактор «объективно заданная дистанция власти» оказывает влияние на выбор стратегий эмоциональной регуляции в конфликте. В соответствии с данными, полученными Шутте [9], мы выдвигаем гипотезу, что эмоциональный интеллект взаимосвязан с выбором более конструктивных стратегий взаимодействия в конфликте. Также мы предполагаем, что признание неравенства взаимосвязано у голландских студентов с выбором более деструктивных стратегий взаимодействия в конфликте.
В исследовании приняли участие 64 человека (50% мужчин, 50% женщин) — студенты университета Рэдбауд и жители города Неймегена в возрасте 17-37 лет. Средний возраст участников исследования — 21,15 лет. Все респонденты родились в Нидерландах и считают голландский язык своим родным языком.
В исследовании были использованы следующие методы: кейсы конфликтных ситуаций, опросник Шутте и др. «Эмоциональный интеллект» [2], Сценарный опросник Г. Триандиса и др. «Культурные измерения» [10].
Кейсы конфликтных ситуаций представляют собой краткие описания четырех конфликтных ситуаций, различающихся по двум параметрам: дистанция вла-
сти (конфликт с равным или вышестоящим партнером), тип отношений (конфликт в деловых или личных отношениях). В деловых отношениях респондентам были предъявлены следующие кейсы: конфликт с коллегой и конфликт с руководителем. В личных отношениях респондентам были предъявлены кейсы: конфликт с лучшим другом и конфликт с родителями. Испытуемых просили проанализировать кейсы и определить, насколько эффективными, на их взгляд, являются предлагаемые стратегии взаимодействия в конфликте.
В исследовании применялись следующие методы статистической обработки данных: дисперсионный анализ (ANOVA Repeated Measures, Multi-Factor ANOVA) и корреляционный анализ.
Результаты исследования. Голландские студенты оценивают стратегию взаимодействия в конфликте «признание чувств и целей партнера» как более эффективную в личных отношениях, нежели в деловых (F(1,62) = 63,9; p < 0,001, partial з2 = 0,508). Фактор «объективно заданная дистанция власти» оказывает позитивное влияние на оценку эффективности стратегии как в деловых, так и в личных отношениях (F(1,62) = 158,1, p < 0,001, partial з2 = 0,718). Установлено взаимодействие факторов «дистанция власти» и «тип отношений» (F(1,62) = 18,9, p < 0,001, partial з2 = 0,234): фактор «дистанция власти» сильнее влияет на оценку эффективности стратегии в личных отношениях, нежели в деловых. Таким образом, стратегия «признание чувств и целей партнера» оценивается голландскими студентами как более эффективная во взаимодействии с вышестоящими партнерами, особенно в личных отношениях (рис. 1).
Оцененные маргинальные средние признание_чувств_партнера
а> о.
а 4" х
£ 2-
=г о
отношения
-деловые
— личные
конфликт с равным партнером
конфликте вышестоящем партнером
Рис. 1. Средние оценки эффективности стратегии взаимодействия в конфликте «признание чувств и целей партнера» в деловых и личных отношениях с равными и вышестоящими партнерами.
Голландские студенты оценили стратегию «разделение с партнером чувств, которые вызывает ситуация» как более эффективную в деловых отношениях, нежели в личных (F(1,62) = 117,4; p < 0,001; partial з2 = 0,654). Установлено взаимодействие факторов «объективно заданная дистанция власти» и «тип отношений»
(F(1,62) = 106,3, p < 0,001; partial з2 = 0,632). В деловых отношениях фактор «объективно заданная дистанция власти» позитивно влияет на оценку эффективности стратегии (F(1,63) = 9,4, p < 0,01, partial з2 = 0,13). В личных отношениях фактор «объективно заданная дистанция власти» негативно влияет на оценку эффективности стратегии (F(1.63) = 88,2, p < 0,001, partial з2 = 0,583). Таким образом, стратегия «разделение с партнером чувств, которые вызывает ситуация» оценивается голландскими студентами как более эффективная в деловых отношениях с равным и вышестоящим партнерами и в личных отношениях с равным партнером (рис. 2).
Голландские студенты оценили стратегию взаимодействия в конфликте «предложение конструктивного решения проблемы» как более эффективную в деловых отношениях, нежели в личных (F(1,62) = 7,5, p < 0,008, partial з2 = 0,108). Фактор «объективно заданная дистанция власти» позитивно влияет на оценку эффективности стратегии в деловых и личных отношениях (F(1,62) = 214,9, p < 0,001, partial з2 = 0,776). Таким образом, стратегия «предложение конструктивного решения проблемы» оценивается как более эффективная в конфликтах с вышестоящими партнерами, особенно в деловых отношениях (рис. 3).
Голландские студенты оценили стратегию взаимодействия в конфликте «уточнение позиции партнера» как более эффективную в деловых отношениях, нежели в личных (F(1,62) = 13,4, p < 0,001, partial з2 = 0,797). В исследовании выявлено взаимодействие факторов «дистанция власти» и «тип отношений» (F(1,62) = 62,3, p < 0,001, partial з2 = 0,501). В деловых отношениях фактор «объективно заданная дистанция власти» позитивно влияет на оценку эффективности стратегии (F(1,63) = 5,2, p < 0,05, partial з2 = 0,076). В личных отношениях фактор «объективно заданная дистанция власти» негативно влияет на оценку эффективности стратегии (F(1,63) = 50,7, p < 0,001, partial з2 = 0,446). Таким образом, стратегия «уточнение позиции партнера» оценивается голландскими студентами как более эффективная в деловых отношениях с равным и вышестоящим партнером и в личных отношениях с равным партнером (рис. 4).
Голландские студенты оценили стратегию взаимодействия в конфликте «обвинение партнера» как более эффективную в личных отношениях, нежели в деловых (F(1,62) = 11,9, p = 0,001, partial з2 = 0,162). Фактор «объективно заданная дистанция власти» негативно влияет на оценку эффективности стратегии в деловых и личных отношениях (F(1,62) = 231,8, p < 0,001, partial з2 = 0,789). Установлено взаимодействие факторов «объективно заданная дистанция власти» и «тип отношений»^(1,62) = 11,7, p = 0,001, partial з2 = 0,158). Фактор «объективно заданная дистанция власти» сильнее влияет на оценку эффективности стратегии в личных отношениях, нежели в деловых. Таким образом, стратегия «обвинение партнера» оценивается голландскими студентами как более эффективная в конфликтах с равным партнером, особенно в личных отношениях (рис. 5).
Установлено взаимодействие факторов «дистанция власти» и «тип отношений» (F(1,62) = 27,9, p < 0,001, partial з2 = 0,311): в личных отношениях стратегия «обвинение партнера» оценивается как более эффективная в конфликте с равным партнером, нежели в конфликте с родителями (F(1,63) = 29,4, p < 0,001, partial з2 = 0,318). Таким образом, стратегия взаимодействия «ирония» оценивается как наиболее эффективная в конфликте с равным партнером в личных отношениях, а как наименее эффективная — в конфликте с родителями (рис. 6).
Рис. 2. Средние оценки эффективности стратегии взаимодействия в конфликте «разделение с партнером чувств, которые вызывает ситуация» в деловых и межличностных отношениях с равными и вышестоящими партнерами.
Рис. 3. Средние оценки эффективности стратегии взаимодействия в конфликте «предложение конструктивного решения проблемы» в деловых и личных отношениях с равными и вышестоящими партнерами.
Рис. 4. Средние оценки эффективности стратегии регуляции конфликта «уточнение позиции партнера» в деловых и личных отношениях с равными и вышестоящими партнерами.
Рис. 5. Средние оценки эффективности стратегии взаимодействия в конфликте «обвинение партнера» в деловых и личных отношениях с равными и вышестоящими партнерами.
Рис. 6. Средние оценки эффективности стратегии взаимодействия в конфликте «обвинение партнера» в деловых и личных отношениях с равными и вышестоящими партнерами.
В исследовании были выявлены взаимосвязи эмоционального интеллекта и представлений голландских студентов об эффективности стратегий взаимодействия в конфликтах (табл. 1).
Таблица 1. Эмоциональный интеллект и взаимодействие в конфликте
----^^Тип отношений Статус партнера ' -—^^^^ Конфликт с равным партнером Конфликт с вышестоящим партнером
Профессиональные отношения — 1. Разделение чувств, которые вызывает ситуация 0,306*, 2. Предложение конструктивного решения проблемы 0,307**, 3. Обвинение партнера -0,247*
Межличностные отношения 1. Разделение чувств, которые вызывает ситуация 0,251* 1. Признание чувств и целей парт нера 0,375**
Примечание: * — уровень значимостир < 0,05, ** — р < 0,01.
В исследовании были выявлены взаимосвязи признания неравенства и оценки эффективности стратегий взаимодействия в конфликте (табл. 2).
Таблица 2. Взаимосвязь признания неравенства и взаимодействия в конфликте
■—-—-______Тип отношений Статус партнера " " -——^^^^ Конфликт с равными партнерами Конфликт с вышестоящими партнерами
Деловые отношения — —
Межличностные отношения 1. Ирония 0,293* 1. Обвинение 0,256* 2. Ирония г = 0,256*
Примечание:* — уровень значимостир < 0,05, ** — р < 0,01.
Таким образом, в исследовании подтвердились выдвинутые нами гипотезы. При оценке эффективности стратегий, направленных на партнера: «признание чувств и целей партнера», «обвинение партнера», было выявлено, что фактор «дистанция власти» сильнее влияет на оценку эффективности стратегии в личных отношениях, нежели в деловых. При оценке эффективности стратегий, направленных на прояснение конфликтной ситуации, выявлено противоположное влияние фактора «дистанция власти» в деловых и личных отношениях. В деловых отношениях фактор «объективно заданная дистанция власти позитивно влияет на оценку эффективности стратегий «разделение с партнером чувств, которые вызывает ситуация» и «уточнение позиции партнера». В личных отношениях фактор «объективно заданная дистанция власти» негативно влияет на оценку эффективности данных стратегий. При оценке эффективности стратегии «предложение конструктивного решения проблемы» выявлено независимое действие факторов «объективно заданная дистанция власти» и «тип отношений».
В личных отношениях голландские студенты оценивают как более эффективные стратегии взаимодействия, направленные на личность партнера. При этом в конфликте с вышестоящими партнерами (родителями) голландские студенты более склонны признавать и уважать чувства партнеров по взаимодействию. В то же время в конфликте с равным партнером (другом) голландские студенты больше склонны прибегать к обвинениям.
В деловых отношениях голландские студенты, напротив, оценивают как более эффективные стратегии, направленные на решение проблемы. То есть голландским студентам как представителям индивидуалистической, универсалистской и специфической [11] моноактивной [12] культуры присуще представление о недопустимости смешения деловых и личных отношений. Эффективное взаимодействие в деловых отношениях, по мнению голландцев, сосредоточено прежде всего на решении проблемы.
В конфликтах с вышестоящими партнерами голландские студенты считают необходимым проявить больше уважения к партнеру, нежели в конфликтах с равными партнерами. Данная закономерность, возможно, объясняется тем, что, согласно данным Г. Хофстеде [10], в странах с низкой дистанцией власти вышестоящий партнер воспринимается как более компетентный, обладающий знаниями и навыками, которых нет у нижестоящего партнера. Также в конфликтах с вышестоящими партнерами голландские студенты в большей степени ориентированы на решение проблемы, нежели в конфликтах с равными партнерами.
Стратегии, сосредоточенные на создании у партнеров единого понимания ситуации, оцениваются голландскими студентами как более эффективные в конфликте
с вышестоящими партнерами в деловых отношениях и в конфликте с равными партнерами в личных отношениях. Мы можем предположить, что голландские студенты в большей степени вовлечены в отношения с вышестоящими партнерами в деловых отношениях и с равными партнерами в личных отношениях.
Также в исследовании были выявлены взаимосвязи эмоционального интеллекта и стратегий, ориентированных как на партнера, так и на решение проблемы. Голландские студенты, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, более высоко оценивают стратегии взаимодействия, направленные на проявление уважения к партнеру и конструктивное решения проблемы. Голландские студенты, ориентированные на равенство в отношениях, менее высоко оценивают агрессивные стратегии взаимодействия в личных отношениях. Таким образом, высокий эмоциональный интеллект и низкая дистанция по отношению к власти связаны у голландских студентов с предпочтением более конструктивных стратегий взаимодействия в конфликте.
Результаты исследования и конфликтные кейсы, созданные в исследовании, могут быть использованы при создании программы подготовки российских студентов к поездке в голландские вузы по программам международного обмена, а также при создании тренингов эффективного кросс-культурного взаимодействия.
Литература
1. Hofstede G. Culture's consequences. Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations (2nd ed). CA: Sage Publications. California: Thousand Oaks, 2001. 596 c.
2. Triandis H. S. Culture and conflict // International Journal of Psychology. 2000. Vol. 35(2). P. 145-152.
3. Социальная психология / под ред. С. Московичи. 7-е изд. СПб.: Питер, 2007. 592 с.
4. Мустафина Л. Ш. Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести: авто-реф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2012. 23 с.
5. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
6. Куницына В. Н, Синельникова Е. С. Понимание и доверие в семье: феномен, функции, критерии // Вестник ЯрГУ Ярославль, 2012. Вып. 24. С. 36-40.
7. Гришина Н. В. Психология конфликта СПб.: Питер, 2000. 464 с.
8. Gelfand M. J., Nishii L. H., Holcombe K. M., Dyer N., Ohbuchi K.-I., Fukuno M. Cultural Influences on Cognitive Representations of Conflict: Interpretations of Conflict Episodes in the United States and Japan // Journal of Applied Psychology. 2001. Vol. 86, N 6. P. 1059-1074.
9. Schutte N. S., MalouffJ. M., Bobik C. et. al Emotional Intelligence and Interpersonal Relations // The Journal of Social Psychology. 2001. Vol. 141, N 4. P. 523-536.
10. Kaushal R., Kwantes C. T. The role of culture and personality in choice of conflict management strategy // International Journal of Intercultural Relations. 2006. Vol. 30. P. 579-603.
11. Triandis H. C., Gelfand M. J. Converging measurement of horizontal and vertical individualismand collectivism // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74, N 1. P. 118-128.
12. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. 208 с.
Статья поступила в редакцию 19 декабря 2013 г.
Контактная информация
Синельникова Елена Семеновна — аспирант; [email protected]
Sinelnikova Elena Semenovna — post-graduate student; [email protected]