Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
594
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Есипов Михаил Алексеевич

В статье рассмотрены теоретические основания, на которых базируется исследование социальных представлений о психологической помощи у молодежи. Социальное представление представляет собой ментальное образование, включающее различные формы знаний и взглядов, позволяющих взаимодействовать с другим индивидом или группой, а также строить коммуникацию и отношения внутри группы. Современный социум подвергает человека постоянному стрессу, что приводит к необходимости обращения за психологической помощью. Одной из наиболее уязвимых категорий населения, которой может потребоваться помощь специалиста, является молодежь. Чтобы расширить понимание того, какое отношение к психологической помощи существует у молодых юношей и девушек, необходимо изучить их социальные представления о данном феномене. Важно учесть, что в психике человека могут иметь место искажения в отражении окружающей действительности, поэтому в обществе сохраняются предубеждения, блокирующие возможность обращения индивида к специалисту-психологу и препятствующие обретению им психологического благополучия. Помимо рассмотрения теоретических аспектов, связанных с социальными представлениями, в статье также обозначаются границы молодежного возраста с опорой на отечественных и зарубежных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG PEOPLE’S SOCIAL REPRESENTATIONS ABOUT PSYCHOLOGICAL SUPPORT: THEORETICAL BASIS OF THE RESEARCH

Theoretical basis for the research of young people’s social representations about psychological support is considered in this article. Social representation is a mental structure that includes different forms of cognitions and attitudes, providing interaction with another individual or group as well as arranging communication and relations within the group. Modern society exposes man to permanent stress that leads to necessity of applying for psychological support. Young people are among most defenseless categories that may need psychological assistance. In order to broaden the understanding of young people’s attitudes to psychological support it is essential to investigate their social representations about the phenomenon. We should realize that human mind may have deformed reflection of the environment, resulting in prejudice that blocks the opportunity of applying for help and deprives the individual of the psychological well-being. Besides theoretical aspects of social representations, the boundaries of young age based on domestic and foreign authors are also specified in this article.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ»

YESIPOV Mikhail Alekseevich Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

YOUNG PEOPLE'S SOCIAL REPRESENTATIONS ... 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 159316 6 [7=\~7sTiÔr~lO2021 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.0

y A14 U'.JiO.O |(cc) ЯИS> №s is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 26140/anip-2021-1002-0089 ■^■3e^H(https://creaftvecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

© Автор(ы) 2021

ЕСИПОВ Михаил Алексеевич, доцент гуманитарно-прикладного института Национальный исследовательский университет «МЭИ» (111250, Россия, Москва, Красноказарменная улица, дом 14, e-mail: YesipovMA@mpei.ru)

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основания, на которых базируется исследование социальных представлений о психологической помощи у молодежи. Социальное представление представляет собой ментальное образование, включающее различные формы знаний и взглядов, позволяющих взаимодействовать с другим индивидом или группой, а также строить коммуникацию и отношения внутри группы. Современный социум подвергает человека постоянному стрессу, что приводит к необходимости обращения за психологической помощью. Одной из наиболее уязвимых категорий населения, которой может потребоваться помощь специалиста, является молодежь. Чтобы расширить понимание того, какое отношение к психологической помощи существует у молодых юношей и девушек, необходимо изучить их социальные представления о данном феномене. Важно учесть, что в психике человека могут иметь место искажения в отражении окружающей действительности, поэтому в обществе сохраняются предубеждения, блокирующие возможность обращения индивида к специалисту-психологу и препятствующие обретению им психологического благополучия. Помимо рассмотрения теоретических аспектов, связанных с социальными представлениями, в статье также обозначаются границы молодежного возраста с опорой на отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова: психологическая помощь; социальные представления; молодежь; молодежный возраст; теоретические основания исследования.

YOUNG PEOPLE'S SOCIAL REPRESENTATIONS ABOUT PSYCHOLOGICAL SUPPORT: THEORETICAL BASIS OF THE RESEARCH

© The Author(s) 2021

YESIPOV Mikhail Alekseevich, senior lecturer, Institute of Humanities and Applied Sciences National Research University "Moscow Power Engineering Institute " (111250, Russia, Moscow, Krasnokazarmennaya street, 14, e-mail: YesipovMA@mpei.ru)

Abstract. Theoretical basis for the research of young people's social representations about psychological support is considered in this article. Social representation is a mental structure that includes different forms of cognitions and attitudes, providing interaction with another individual or group as well as arranging communication and relations within the group. Modern society exposes man to permanent stress that leads to necessity of applying for psychological support. Young people are among most defenseless categories that may need psychological assistance. In order to broaden the understanding of young people's attitudes to psychological support it is essential to investigate their social representations about the phenomenon. We should realize that human mind may have deformed reflection of the environment, resulting in prejudice that blocks the opportunity of applying for help and deprives the individual of the psychological well-being. Besides theoretical aspects of social representations, the boundaries of young age based on domestic and foreign authors are also specified in this article.

Keywords: psychological support; social representations; youth; young age; theoretical basis of the research.

ВВЕДЕНИЕ

Человек постоянно сталкивается со стрессогенны-ми факторами в разных сферах своей жизнедеятельности, что не проходит бесследно для психики, особенно если ее обладатель является человеком чувствительным, эмоциональным, склонным к переживаниям и подверженным самоанализу и рефлексии. Соответственно, возникает объективная необходимость в обращении за психологической помощью, однако в российском и постсоветском обществе нередко существует предубеждение даже против того, чтобы своевременно обратиться за медицинской помощью, не говоря уже о том, чтобы пойти к психологу для разрешения психологических проблем. Это является результатом низкой психологической грамотности значительной части взрослого населения, которое, в свою очередь, транслирует следующим поколениям такое же деструктивное, неэкологичное отношение к собственному физическому и психологическому благополучию [1].

Тем не менее, в современном социуме, все более охваченном процессами глобализации, происходят постепенные изменения социального взаимодействия. Результаты преобразования общественных отношений находят отражение в социальных представлениях, которые являются сложными ментальными образованиями и соотносятся с многообразием психических явлений, таких как память, верования, идеологии, убеждения и др. Социальное представление выступает в качестве фактора, который позволяет конструировать окружающую реальность не просто для отдельного индивида, оно выражает мнение человека как члена группы, класса, культуры, при этом мнения разных социальных групп касательно одного и того же феномена могут различаться. 334

Социальные представления являются одним из важнейших предметов социально-психологических исследований, они охватывают все сферы человеческого сознания, затрагивают различные социальные и психические процессы. Так, изучение представлений молодежи, касающихся феномена психологической помощи, позволило бы определить возможность, а также пути и способы изменения этих представлений, чтобы интегрировать молодых людей в систему оказания психологической помощи и тем самым улучшить их психологическое состояние [2]. Подобные исследования требуют комплексного подхода, поэтому представляется необходимым рассмотреть теоретические основания, которые составили бы основу для изучения социальных представлений молодежи о психологической помощи.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель настоящей статьи - провести анализ теоретических оснований для исследования социальных представлений молодежи о психологической помощи, а именно изучить литературные источники, необходимые для осмысления проблемы, и попутно рассмотреть такие ключевые понятия как «социальное представление» и «молодежь».

В ходе работы над статьей нами были использованы следующие методы: анализ и синтез, сравнение, обобщение литературных источников.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Поскольку данная статья носит теоретический характер и в ней анализируются основания для изучения социальных представлений молодежи, представим результаты исследования в виде обзора литературы по проблеме.

Социальное представление, по Г.М. Андреевой [3],

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-Ш8Ы: 2712-8474

ЕСИПОВ Михаил Алексеевич СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ...

это ментальное образование, которое включает в себя любые формы знаний, взглядов и воззрений, позволяющие взаимодействовать с другим индивидом или группой, строить коммуникацию и отношения внутри группы. Под группой может подразумеваться как большая (например, этнос), так и малая (семья, класс), при этом источниками для конструирования социальных представлений выступают различные психические явления, которые возникают в ходе межличностного взаимодействия.

Сформированные социальные представления не только структурно встраиваются в коллективное сознание, но также вкрапляются и в индивидуальное сознание, отражая при этом представления индивида о мире, о самом себе и окружающей его действительности [4]. Л.Г. Почебут отмечает сложность указанного феномена и указывает на необходимость изучения связей социальных представлений с различными психическими функциями и явлениями (памятью, убеждениями, идеологией и т.п.) [5].

Следует отметить, что в отечественной психологии разрабатывались такие категории как «понятие», «житейское понятие» и «суждение», при этом под житейскими (или спонтанными) понятиями Л.С. Выготский понимал определенный набор знаний и представлений, которые естественным путем формируются в обществе. С данной категорией соотносилось «научное понятие» - феномен, формулируемый в результате исследований, транслируемый впоследствии индивидам в ходе получения ими образования [6, с. 192].

В зарубежной литературе научное понятие «коллективные представления» можно встретить уже в работах социолога Эмиля Дюркгейма, который подчеркивал отличие коллективных представлений от обычаев и традиций: по его мнению, оно состоит в том, что представления включены в коллективное сознание и, действуя изнутри, влияют на социальную жизнь человека [7].

Люсьен Леви-Брюль отмечает, что коллективное сознание состоит из элементов, которые являются общими для всех членов группы. Так, в первобытных обществах поведение членов группы регулировалось с помощью коллективных представлений, состоящих из мифов и идеологии [8].

О проблеме связи представлений, сформированных в коллективном сознании и сознании индивида, писали многие исследователи. Так, Г.М. Андреева описала, как индивидуальное мировоззрение и представления личности встраиваются в общественную познавательную систему. Процесс формирования представлений может быть рассмотрен как непрерывный цикл, где индивидуальные представления встраиваются в коллективные (социальные) представления, которые, в свою очередь, воздействуют на структуру индивидуальных убеждений, знаний, мировоззрения [3].

К.А. Абульханова рассматривает социальные представления как часть социального мышления индивида, при этом изучение социального мышления позволяет раскрыть как проблемы сознания, так и тенденции развития индивида и общества.

Кратко рассмотрим 4 этапа формирования социальных представлений (по К.А. Абульхановой). На этапе проблематизации индивид анализирует и структурирует окружающую его действительность, а также выделяет проблему, которую необходимо рассмотреть, чтобы сформировать отношение к этой действительности. На этапе интерпретации субъект формирует отношение к объекту на основе имеющегося у него опыта, а также проверенных гипотез и выводов, полученных в ходе индивидуального исследования. Последующий этап, репрезентация, заключается в том, что уже сформировавшиеся социальные представления транслируются в общество. И наконец, на основании предшествующих этапов происходит категоризация понятий. Она заключается в построении четких формулировок, объясняю-

щих смысл представлений, и формировании понимания соотношения и связи социальных представлений об изучаемой проблеме с другими, ранее сформированными представлениями [9].

Анализируя процесс формирования социальных представлений, важно учитывать, что в психике человека могут иметь место искажения в отражении окружающей действительности. Серж Московичи подробно рассматривает три фактора искажений: когнитивный, групповой и культурный. Когнитивный фактор состоит в стереотипизации мышления, желании индивида упростить картину мира и привести ее к привычным для него схемам. Влияние группового фактора искажения представлений проявляется в совместном взаимодействии индивидов. Культурный фактор искажения отражения окружающей действительности представляет собой ограниченность интерпретации воспринимаемых стимулов с учетом культурных норм.

Московичи рассматривает социальное представление в качестве промежуточного звена между понятием и восприятием и выделяет два аспекта социальных представлений, которые отражают их проявление в сознании. Иконический аспект характеризует образ объекта, построенного на основе системы знаний, которые, в свою очередь, являют собой концептуальный аспект представлений [10].

Следует упомянуть о различии между коллективными представлениями, описанными Э. Дюркгеймом, и социальными представлениями С. Московичи. Оно состоит в том, что коллективные представления являются стабильными интеллектуальными структурами и формами - такими как, например, наука или религия. Социальные представления, напротив, соотносятся с тем или иным этапом развития общества и оказывают влияние на формирование реальности [11, с. 33].

Московичи выделяет два этапа в формировании и распространении социальных представлений. На этапе объективации осуществляется сбор данных об объекте, а также отбор информации о том или ином феномене (или элементе) действительности, которой располагает большинство представителей социальной группы. Так выделяется обладающее относительной устойчивостью ядро социальных представлений (представляет собой центральную систему), а информация, приобретенная индивидом в процессе получения им опыта, встраивается в гибкую и изменчивую периферическую систему. На этапе внедрения проходит соотнесение смыслового ядра с другими социальными представлениями, и в результате они корректируют и дополняют друг друга [11].

В рамках исследования проблемы социальных представлений можно прийти к выводу, что некоторые из них распространяются на малые группы, в то время как другие являются общими для таких больших групп как этносы.

Вообще, С. Московичи выделил три типа социальных представлений. Наиболее распространенными в обществе являются руководящие представления, которые разделяют все члены большой группы. Эти представления принудительны, они могут навязываться в процессе социализации, а также оказывать влияние на убеждения индивида. Эмансипированные социальные представления свойственны подгруппам. Они могут отличаться даже в малых группах, которые близки по происхождению, интересам, целям и т.п. И наконец, полемические социальные представления - это представления, которые сформировались и вошли в общественное сознание в результате полемики, в ходе конфликта восприятий и мнений. Зачастую эти представления разделяют не все члены общества и они, таким образом, носят полемический характер.

Анализируя исследования, выполненные в рамках теории социальных представлений, следует обратить внимание на три зарубежных подхода (школы). Первая из них, школа Экс-ан-Прованса, представляет структур-

YESIPOV Mikhail Alekseevich

YOUNG PEOPLE'S SOCIAL REPRESENTATIONS ...

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ный подход к изучению социальных представлений, в рамках которого рассматривается формирование ядра и периферической системы, а также их соотношение [10].

В рамках Парижской школы социальные представления определяют как форму социального мышления, которое включает в себя бытовые, «натуральные» знания, отделенные от научного знания и сформированные в обществе на основе традиций и человеческого опыта [12].

Динамический подход, представленный в Женевской школе, подразумевает необходимость акцентировать внимание на том влиянии, которое оказывает социальная структура на процесс формирования социальных представлений. Описаны механизмы, участвующие в этом процессе. Так, механизм объектификации определяется как переход от распространенных в общественном сознании абстрактных образов к конкретным социальным представлениям. Что касается механизмов анкеровки и социального позиционирования, то здесь наблюдается процесс, в ходе которого происходит присвоение знаний, суждений и мнений различными общественными структурами и группами [13].

И.Б. Бовина [10] выделяет три уровня в ходе развития и трансформации социальных представлений. На уровне онтогенеза происходит формирование у индивида представления о мире и окружающих его явлениях. В ходе межличностных отношений, на уровне микрогене-за, формируются представления о партнере и о предмете взаимодействия. И наконец, на уровне социогенеза формируются и трансформируются социальные представления в обществе.

Формирование социальных представлений происходит в общем культурно-историческом контексте развития общества, а сами представления оказывают влияние на реальные отношения, выполняя при этом коммуникативную функцию: они позволяют разрешить проблемы при отсутствии взаимопонимания, а также могут предсказать возможные действия другого члена группы. По мнению Т.П. Емельяновой [14], социальные представления способствуют достижению эмоциональной стабильности во взаимоотношениях между людьми в ходе их внутригруппового и межгруппового взаимодействия.

Таким образом, можно сказать, что социальные представления представляют собой знания, взгляды, убеждения, распространенные в той или иной группе, и что они играют важную роль в формировании общественных отношений на всех уровнях: от межличностного до межэтнического.

Поскольку объектом нашего исследования выступают социальные представления молодежи, следует кратко остановиться и на этом понятии. «Молодежь» - это не только слово, которое активно используется в повседневной жизни; этот термин также обозначает предмет исследований целого ряда наук о человеке и обществе: философии, политологии, социологии, антропологии, психологии, педагогики.

Надо отметить, что интерес к анализу жизни различных поколений появился еще в XIX веке. Согласно теории Маркса и Энгельса, молодежь рассматривали как класс, выделенный на основании общих социально-психологических характеристик, таких как, например, юношеский энтузиазм и отсутствие стабильных убеждений [15].

Особую значимость молодежи как объекта отечественных социально-психологических исследований подчеркивает социолог А.В. Шуляева. Она отмечает, что в российском обществе, которое столкнулось с разрушением советской системы образования и воспитания, крахом ценностей и традиций, формировавшихся на протяжении десятилетий, происходит деформация механизмов социализации молодежи, нивелируется соотношение опыта взрослого населения страны и потребностей современного социума [16].

Важно учитывать, что молодежь как демографи-356-OECD.

ческая группа занимает особое положение. Так, О.В. Курышева считает, что молодой возраст обладает определенными привилегиями по сравнению с другими возрастными группами: у молодежи имеется больше возможностей для самореализации, поскольку в целях оказания поддержки представителям этой возрастной категории специально разрабатывается молодежная политика. Кроме того, к молодежи предъявляются высокие социальные требования касательно их физического состояния, уровня работоспособности и успешности [17].

Несмотря на то, что молодежь как социально-демографическая группа выделяется исходя из возрастных характеристик, в настоящее время не существует единого и универсального представления о ее возрастных границах. А.В. Шуляева полагает, что возрастная дифференциация данного периода представляет собой особую задачу современных наук о человеке. Важно отметить, что определение возрастных границ во многом зависит от индивидуальных особенностей развития личности: физического, эмоционального, социального.

Шарлотта Бюлер выделила два этапа психологического развития молодежи. Первый из них (от 10-12 до 17 лет) - это этап отрочества (пубертации), который связан, в первую очередь, со становлением первичных и вторичных половых признаков. Второй период (от 17 до 24 лет) - этап юности, его основной задачей является культурное созревание, усвоение основных представлений и формирование мировоззрения, а также развитие отношений с противоположным полом [18].

Английский социолог Саймон Фрис в поисках ответа на вопрос о том, где провести нижнюю границу молодого возраста, отмечает, что некоторые подростки уже в возрасте 12 лет демонстрируют признаки взросления, в то время как другие проявляют их лишь в 16-20 лет. Фрис описывает период молодости как процесс перехода от детства к взрослости, когда зависимость трансформируется в независимость, а безответственность - в ответственность. Таким образом, молодость рассматривается им как социальный конструкт, при этом возрастные границы данной социальной группы Фрис определяет достаточно широко, в диапазоне от 11 до 30 лет [19].

В современной психологии активно изучаются социально-психологические явления и проблемы, так или иначе связанные с молодежью. Среди них особый интерес представляют работы, посвященные исследованию социальных представлений молодых людей о различных феноменах окружающей действительности [20; 21 и мн. др.].

Тем не менее, далеко не все аспекты, касающиеся молодежного возраста, в должной мере исследованы авторами. Так, несмотря на наличие ряда зарубежных публикаций [22; 23; 24 и др.], недостаточно изученной в отечественной психологии остается проблема отношения молодежи к психологической помощи. Поэтому, поставив перед собой задачу всесторонне ее исследовать, мы и рассмотрели в настоящей статье теоретические аспекты, связанные с понятиями «социальное представление» и «молодежь».

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-психологические исследования позволяют получить данные о проявлении изучаемых явлений в современном обществе и предсказать их динамику в будущем, поэтому важным направлением является изучение молодежи - как для расширения научного познания, так и для развития практической психологии.

Проблема отношения молодежи к психологической помощи, хотя и рассматривается некоторыми авторами, преимущественно зарубежными, все же представляется недостаточно исследованной.

Изучение социальных представлений молодежи о психологической помощи с опорой на теоретические основания, изложенные в настоящей статье, позволит расширить текущее понимание данного феномена и на основе анализа эмпирических данных установить, каким : 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

в целом является отношение молодых людей к данному феномену и как возможно его изменить. Коррекция представлений может быть необходима для включения молодых юношей и девушек в систему оказания психологической помощи в целях улучшения их психологического благополучия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Есипов М.А. Представления молодых россиян о психологической и медицинской помощи: проблема разграничения понятий // Социальная психология: вопросы теории и практики: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М. Ю. Кондратьева. М.: МГППУ, 2020. С. 215—217.

2. Есипов М.А. Социальные представления студенческой молодежи о психологической помощи: актуальность исследования // Социальная психология и общество: история и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А. В. Петровского. М.: МГППУ, 2019. С. 41-43.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / 3-е изд. перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2005. 303 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.

5. Почебут Л.Г. Социальная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2017. 400 с.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь /5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

7. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 352 с.

8. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.

9. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88-103.

10. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал, 2010. № 3. С. 5-20.

11. Moscovici S. Social representations: Explorations in social psychology / Ed. by G. Duveen. New York: New York University Press, 2000. 328 p.

12. Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология /Под ред. С. Московичи. М.; СПб.: Питер, 2007. С. 372-394.

13. Doise W. Human rights studied as normative social representations // Representations of the social: bridging theoretical traditions / Ed. by K. Deaux, G. Philogene. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. Pp. 96-112.

14. Емельянова Т.П. Социальные представления - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал, 2001. № 6. С. 39-47.

15. Маркс К., Энгельс Ф. К. Маркс и Ф. Энгельс о молодежи //М.: Молодая Гвардия, 1972. 462 c.

16. Шуляева А.В. Особенности возрастной дифференциации молодежи в системе социально-структурных отношений общества: на примере Хабаровского края: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Хабаровск, 2008. 26 с.

17. Курышева О.В. Социально-психологическое исследование возрастных стереотипов молодежи // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2010. № 2 (12). С. 105-116.

18. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. 351 с.

19. Frith S. The Sociology of Youth. London: Open University Press, 1984. 286p.

20. Борисова М.М. Социальные представления молодежи о доверии: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 2018. 219 с.

21. Морозова О.В. Семья в представлении современной студенческой молодежи // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики Серия: Познание. 2019. № 7. С. 88-91.

22. Cebi E. University students' attitudes toward seeking psychological help: effects of perceived social support: MS Thesis. Ankara: Middle East Technical University Publ., 2009. 82 p.

23. Gulliver А., Griffiths K.M., Christensen H. Perceived barriers and facilitators to mental health help-seeking in young people: a systematic review //BMC Psychiatry. 2010. 10. Pp. 113-121.

24. Wilson C.J., Deane F.P. Adolescent opinions about reducing help-seeking barriers and increasing engagement // Journal of Educational and Psychological Consultation. 2001. 12(4). Pp. 345-364.

Статья поступила в редакцию 13.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

ЕСИПОВ Михаил Алексеевич СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.