Научная статья на тему 'Социальные представления абитуриентов и студентов о рисках образовательной среды современного вуза'

Социальные представления абитуриентов и студентов о рисках образовательной среды современного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РИСКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ТИПОЛОГИИ РИСКОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SECURITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / RISKS / RISK CATEGORIES / SOCIAL PERCEPTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лялюк Александр Викторович, Тучина Оксана Роальдовна

Образовательная система является значимым социальным институтом, в котором происходит личностное становление человека, формируется его картина мира и представление о субъективном благополучии. Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме психолого-педагогической безопасности образовательной среды, малоисследованной остаётся сфера высшего образования; имеющийся на сегодняшний день эмпирический материал не получил методологического обоснования и концептуализации. Цель статьи определение категории «риск образовательной среды вуза» и эмпирическое исследование представлений абитуриентов и студентов о рисках образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лялюк Александр Викторович, Тучина Оксана Роальдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' and Applicants' Social Perceptions of the Risks of Educational Environment at Higher Education Institution

Educational system is the most important social institution, which provides the development of a personality and frames higher worldview and the conception of subjective well-being. Despite the large number of studies on the issue of psychological and pedagogical security of educational environment, the sphere of higher education still remains underexplored. The available empiric material has not received sufficient methodological justification and conceptualization. This article aims to provide the conceptualization of the risk category as applied to the educational environment of a higher education institution, as well as empiric investigation of the risks within the educational environment as viewed by applicants and students.

Текст научной работы на тему «Социальные представления абитуриентов и студентов о рисках образовательной среды современного вуза»

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-11-56-67

Социальные представления абитуриентов и студентов о рисках образовательной среды современного вуза

Лялюк Александр Викторович - канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания и спорта. E-mail: [email protected]

Тучина Оксана Роальдовна - д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой истории, философии и психологии. E-mail: [email protected]

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия Адрес: 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2

Аннотация. Образовательная система является значимым, социальным институтом, в котором происходит личностное становление человека, формируется его картина мира и представление о субъективном благополучии. Несмотря на большое количество исследований, посвящённых проблеме психолого-педагогической безопасности образовательной среды, малоисследованной остаётся сфера высшего образования; имеющийся на сегодняшний день эмпирический материал не получил методологического обоснования и концептуализации. Цель статьи - определение категории «риск образовательной среды вуза» и эмпирическое исследование представлений абитуриентов и студентов о рисках образовательной среды.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 213 абитуриентов и 547 студентов Кубанского государственного технологического университета. В качестве методов исследования были использованы: метод экспертной оценки, интервью, анкетирование, контент-анализ, метод анализа среднего, кластерный анализ, факторный анализ.

Результаты исследования. Сравнительное исследование степени выраженности рисков образовательной среды с точки зрения абитуриентов и студентов вуза показало значимые различия в оценке рисков этими группами респондентов. В представлении абитуриентов наибольшие риски связаны с социально-психологическими аспектами образовательной среды вуза, отношениями внутри студенческого коллектива и взаимодействием с преподавателями, а также с проблемами, касающимися организации труда и отдыха. Основными источниками формирования представлений абитуриентов о рисках образовательной среды вуза послужили данные СМИ и рассказы родителей и ровесников. Представления студентов о рисках образовательной среды включают факторы внешних и социально-психологических рисков, мотивационных рисков и рисков, связанных с организацией учебного процесса и возникающими из-за этого проблемами.

Обсуждение и заключения. Получила подтверждение гипотеза, что представления абитуриентов о рисках образовательной среды вуза определяются влиянием лично знакомых людей и изменяются в процессе обучения в вузе, когда студенты приобретают повседневный опыт пребывания в данной среде. Результаты проведённого исследования позволяют создать модель психолого-педагогической безопасности образовательной среды вуза, с помощью которой можно прогнозировать основные риски образовательной среды, их формирование, развитие и разрешение.

Ключевые слова.: психолого-педагогическая безопасность, образовательная среда, риски образовательной среды, типологии рисков,

социальные представления

(сс)

Для цитирования: Лялюк А.В, Тучина О.Р. Социальные представления абитуриентов и студентов о рисках образовательной среды современного вуза // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 56-67. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-11-56-67

Введение

Важной проблемой современного общества стала психологическая безопасность, что породило новую область теоретических и прикладных исследований - психологию и педагогику безопасности. Проблема безопасности любой социальной системы рассматривается с двух позиций: как безопасность личности и безопасность среды. Психолого-педагогическая безопасность среды рассматривается как её состояние, «свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё участников» [1, с. 111]. Психологическая безопасность личности определяется как психическое состояние, которое способствует устойчивости личности в данной среде и отражается в переживании своей защищённости (незащищённости) в определённой жизненной ситуации [2]. Научное направление, связанное с изучением рисков среды, может стать точкой пересечения данных исследовательских позиций.

Таким образом, актуальность исследования определяется важностью изучения представлений о рисках образовательной среды современного вуза как фактора, детерминирующего психолого-педагогическую безопасность образовательной среды.

Цель статьи - определение категории «риск образовательной среды вуза» и эмпирическое исследование представлений абитуриентов и студентов о рисках образовательной среды. В качестве рабочей гипотезы выступило предположение, что представления абитуриентов о рисках образовательной среды вуза определяются влиянием родителей и ровесников и существенно изменяются в процессе обучения в вузе.

Задачи эмпирического исследования:

1) сравнительное исследование степени выраженности рисков образовательной среды с точки зрения абитуриентов и студентов вуза;

2) анализ структуры рисков образовательной среды с позиции абитуриентов и студентов вуза;

3) выявление способов формирования представлений абитуриентов о рисках образовательной среды вуза.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании рисков образовательной среды на основе сочетания основных принципов социокультурного и субъектного, в частности, субъектно-бытийного, подхода, выявления социальных представлений об основных рисках образовательной среды современного вуза и факторов формирования данных представлений. Практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты позволяют создать модель психолого-педагогической безопасности образовательной среды вуза, с помощью которой можно прогнозировать основные риски образовательной среды, их формирование, развитие и разрешение.

Понятие «риск» является междисциплинарным, в сфере естественных наук исследователи делают акцент на количественной оценке риска и разработке точного инструмента для его измерения; для представителей социальных наук важной задачей является изучение того, какое место занимает риск в жизни человека.

В психологии и педагогике риск рассматривается как состояние, связанное с необходимостью совершать некоторые действия, поступки в ситуации с неоднозначным исходом, соответственно, чем выше риск, тем выше вероятность неудачного развития событий [3; 4]. Можно выделить два основных

направления исследования проблемы риска в современной психологии и педагогике [5]. В первом случае можно говорить о традиции изучения риска как когнитивной реальности: индивид, оценивающий риск, рассматривается как рациональный, просчитывающий вероятность события, избегающий ситуаций, связанных с риском, или минимизирующий воздействие риска. В рамках этой традиции существует много работ, связанных с принятием решений в ситуации неопределённости, с восприятием и оценкой риска [6-11]. Другое направление исследований феномена риска - рассмотрение его как социокультурной реальности, где риск является социальной и культурной конструкцией, а интерпретация риска личностью зависит от социальных норм и ожиданий, исторической эпохи и социального контекста [12; 13]. При этом изучение феномена риска в контексте социальных представлений не затрагивает личностных, бытийных оснований социальных представлений индивидов.

Для исследования проблем риска наиболее перспективным нам представляется сочетание основных принципов социокультурного и субъектного, в частности субъектно-бытийного, подхода. Данный подход к исследованию личности акцентирует внимание на способности человека «изменять внешнее по законам внутреннего», трансформировать бытие в соответствии со структурой сформированных личностных смыслов [14]. Категория «бытийное пространство личности» характеризует многомерность бытия человека, предполагает рассмотрение его как целостности, реализующей личностный смысл в создании и переустройстве бытия. Данный теоретико-методологический подход обращается к изучению потенциальных и реальных рисков, исходящих из нарушения направленности и оптимума активности личности как субъекта бытия и со-бытия.

Среди широкого круга вопросов, рассматриваемых в психолого-педагогических исследованиях в связи с проблемой риска, особое значение имеет понимание человеком

риска в условиях образовательной среды. Проблема безопасности образовательной системы стоит особенно остро, поскольку здесь формируется личность человека, его ценностные ориентиры и особенности бытия в мире. Образовательная среда в субъ-ектно-бытийном подходе выступает в качестве объективной предпосылки развития личности и в то же время создаётся самим индивидом. Соответственно, риски образовательной среды рассматриваются не только как объективный фактор, определяемый особенностями образовательной системы, но и как субъективные представления участников образовательного процесса, которые формируют предпосылки данных рисков. Возникает необходимость эмпирического исследования представлений о рисках образовательной среды субъектов образовательного процесса.

Существующие типологизации рисков образовательной среды, способов психологической защиты и совладания, а также критериев экспертизы психологической безопасности в основном базируются на материале исследований образовательной системы школ [1; 2]. Проблема психолого-педагогической безопасности образовательной среды вуза, несмотря на актуальность и социальную значимость данной темы, на сегодняшний день не получила должного освещения. Имеющийся на данный момент эмпирический материал исследований образовательной среды вуза с позиций психолого-педагогической безопасности характеризуется недостаточным уровнем методологического обоснования и концептуализации. Важной проблемой в области исследований психолого-педагогической безопасности образовательной среды вуза является изучение представлений о рисках образовательной среды самих участников образовательного процесса в вузе. В ряде исследований были выявлены представления о рисках образовательной среды студентов и преподавателей вуза и проанализированы их особенности [15; 16]. Один из наиболее важных вопро-

сов психолого-педагогической безопасности вуза, остающийся на сегодняшний день практически неисследованным, состоит в том, как формируются представления о рисках образовательной среды у тех, кто не имеет личного опыта обучения в вузе, - абитуриентов.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 213 абитуриентов Кубанского государственного технологического университета - 85 юношей и 128 девушек от 17 до 20 лет, а также 547 студентов КубГТУ - 257 юношей и 290 девушек от 18 до 25 лет, средний возраст - 19,6 лет. В качестве методов исследования были использованы метод экспертной оценки, интервью, анкетирование, контент-анализ, метод анализа среднего, кластерный анализ, факторный анализ.

Для выявления факторов риска образовательной среды респондентов просили перечислить факторы, негативно сказывающихся, на их взгляд, на личности студента и мешающих образовательному процессу. В качестве экспертов выступили 32 преподавателя КубГТУ, имеющих стаж работы в вузе от 12 до 36 лет. Их просили перечислить факторы, негативно отражающихся на личности студента и мешающих образовательному процессу. На основании результатов исследования с помощью метода контент-анализа были выделены следующие виды рисков образовательной среды современного вуза:

- внешние риски образовательной системы;

- риски, связанные с управлением и организационной культурой вуза;

- коррупционные;

- социально-психологические;

- риски, связанные со здоровьем и самочувствием студентов;

- собственно психологические [16].

Затем на основе результатов предыдущего этапа исследования была составлена анкета исследования рисков образовательной среды, в которой респондентов просили оце-

нить по пятибалльной системе, насколько каждый из данных факторов представляет опасность для учащихся. Методом анализа среднего были выявлены наиболее высоко-оцениваемые риски (средний балл - выше 3,7) и наименее высокооцениваемые (средний балл - ниже 3). Затем было проведено сравнение оценки рисков студентами и абитуриентами при помощи критерия Стьюдента.

На следующем этапе был проведён факторный анализ ответов респондентов для изучения и сравнения структуры рисков. В анкете, предназначенной для абитуриентов, был дополнительный вопрос об источниках информации, благодаря которым абитуриенты формировали представление о рисках образовательной среды вуза. Были выявлены основные способы формирования представлений о рисках образовательной среды и проведено сравнение данных способов в группах абитуриентов с низкой и высокой оценкой данных рисков.

Результаты исследования

Сравнение результатов исследования юношей и девушек при помощи критерия Стьюдента не выявило гендерных различий в оценке респондентами рисков образовательной среды, поэтому дальнейшая обработка результатов проводилась для каждой выборки целиком. Сравнительный анализ оценки факторов риска образовательной среды вуза с позиций абитуриентов и студентов при помощи критерия Стьюдента (р < 0,01) показал следующие результаты. Внешние риски образовательной среды, создающие предпосылки социальной напряжённости в обществе и способствующие формированию молодёжного экстремизма, являются важным фактором психолого-педагогической безопасности вуза. И абитуриенты, и студенты высоко оценивают риски, связанные с влиянием экстремистской идеологии через использование интернет-ресурсов, при этом студенты видят большую опасность зависимости от социальных сетей (Табл. 1).

Таблица 1

Оценка внешних рисков образовательной системы вуза студентами и абитуриентами

Риски образовательной среды высшего учебного заведения Абитуриенты Студенты Критерий Стьюдента Р

среднее значение станд. откл. среднее значение станд. откл.

Влияние экстремистской идеологии 3,87 3,87 3,62 1,30 2,39 0,01

Негативное влияние радикальных «сайтов ненависти» в сети Интернет , оо , ОО 3,62 1,26 1,57 0,11

Формирование негативных образцов агрессивного поведения 3,76 3,76 3,86 1,17 -1,03 0,30

Утрата культурных традиций и привычных социальных норм (в межличностных отношениях, манере поведения) 3,61 3,61 3,54 1,18 0,64 0,52

Загрязнение языка (использование сленга, ненормативной лексики, слов-паразитов и т.д.) 3,32 3,32 3,43 1,18 -1,12 0,25

Вовлечение в несанкционированные протестные акции 3,27 3,27 3,45 1,31 -1,76 0,07

Зависимость от соцсетей 3,08 3,08 3,58 1,19 -5,23 0,00

Формирование образцов поведения, чуждых нашей культуре 2,92 2,92 3,31 1,25 -3,92 0,00

Таблица 2

Оценка рисков, связанных с управлением и организационной культурой вуза, студентами и абитуриентами

Риски образовательной среды высшего учебного заведения Абитуриенты Студенты Критерий Стьюдента Р

среднее значение станд. откл. среднее значение станд. откл.

Информационно-психологические перегрузки 3,45 1,06 3,76 1,08 -4,23 0,00

Нехватка времени 3,44 1,14 3,87 1,09 -3,08 0,00

Неудобное расписание, затрудняющее возможность студентов работать 3,37 1,09 3,82 1,07 -5,67 0,00

Большие учебные нагрузки 2,98 1,22 3,72 1,11 -8,05 0,00

Необходимость участвовать в неинтересных студенту внеучебных мероприятиях 2,73 1,29 3,59 1,20 -8,57 0,00

Организационная культура вуза является важным фактором, обусловливающим успешность системы управления научно-образовательным процессом и эффективность системы психолого-педагогической безопасности вуза. Организационная культура вуза формирует корпоративные стандарты, традиции и нормы отношений, напрямую влияет на ценности, нормы и стереотипы, связанные с господствующими в обществе представлениями о ценности высшего образования как такового и оптимальном функционировании вуза. Соответственно, орга-

низационная культура вуза может стать как ресурсом его развития, так и фактором риска. Результаты исследования показали, что студенты оценивают риски образовательной среды, связанные с организационной культурой вуза, значимо выше, чем абитуриенты (Табл. 2).

Значимо выше, чем студенты, абитуриенты оценивают опасность коррупционных рисков (Табл. 3).

Социально-психологические риски образовательной среды связаны с межличностными отношениями субъектов образо-

Таблица 3

Оценка коррупционных рисков студентами и абитуриентами

Риски образовательной среды высшего учебного заведения Абитуриенты Студенты Критерий Стьюдента Р

среднее значение станд. откл. среднее значение станд. откл.

Вымогательство 4,14 1,13 3,66 1,30 4,64 0,00

Создание в учебном заведении атмосферы, когда все вопросы можно решить за деньги 3,69 1,34 3,51 1,29 1,68 0,09

Таблица 4

Оценка социально-психологических рисков студентами и абитуриентами

Риски образовательной среды высшего учебного заведения Абитуриенты Студенты Критерий Стьюдента Р

среднее значение станд. откл. среднее значение станд. откл.

Наркомания 4,41 1,08 3,95 1,27 4,62 0,00

Вовлечение в криминальную деятельность (наркоторговля, проституция и т. д.) 4,30 1,14 3,74 1,29 5,49 0,00

Моббинг (травля) со стороны преподавателей, администрации 4,30 1,02 3,59 1,34 6,88 0,00

Нежелательная беременность 4,05 1,17 3,65 1,31 3,87 0,00

Алкоголизм 4,04 1,18 3,86 1,33 1,70 0,08

Негативное отношение по этническому, религиозному или идеологическому признаку 4,02 1,16 3,51 1,38 4,79 0,00

Предвзятое отношение преподавателей к студентам 3,97 1,15 3,59 1,19 3,94 0,00

Сексуальные домогательства 3,96 1,35 3,53 1,44 3,80 0,00

Сексизм (негативное отношение по половому признаку) 3,93 1,19 3,43 1,38 4,63 0,00

Моббинг (травля) со стороны студенческой группы 3,92 1,18 3,46 1,37 4,33 0,00

Необдуманный ранний брак 3,87 1,18 3,55 1,33 3,08 0,00

Преподаватели не объясняют непонятный материал 3,81 1,19 3,60 1,16 2,27 0,02

Беспорядочные половые связи 3,81 1,27 3,60 1,33 1,95 0,05

Негативное влияние социального окружения (плохая компания) 3,81 1,03 3,59 1,19 2,35 0,01

Недостаточная квалификация преподавателей 3,81 1,23 3,51 1,20 3,04 0,00

Необдуманное рискованное поведение, которое может угрожать жизни и здоровью (драки, экстремальный спорт, рискованные поступки и т. д.) 3,78 1,12 3,59 1,24 1,91 0,05

Неадекватная система контроля знаний 3,75 1,10 3,54 1,17 2,28 0,02

Негативные качества окружающих (агрессивность, глупость, хамство) 3,70 1,05 3,57 1,21 1,44 0,14

Негативные отношения в студенческой группе 3,67 1,09 3,44 1,21 2,40 0,01

Игромания 3,61 1,23 3,47 1,29 1,33 0,18

Недооценка преподавателями и однокурсниками способностей и возможностей студента 3,59 1,02 3,59 1,16 0,01 0,99

Потеря интереса к обучению из-за неинтересных, скучных занятия 3,53 1,14 3,63 1,12 -1,12 0,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкая доступность информационных ресурсов 3,50 1,15 3,47 1,15 0,25 0,80

События личной жизни (проблемы в отношениях с партнёром, с друзьями, однокурсниками, родителями) 3,46 1,03 3,62 1,19 -1,71 0,08

Оторванность обучения от реальной жизни 3,40 1,05 3,56 1,13 -1,77 0,07

Проблемы в отношениях с другими людьми (трудности общения, отверженность) 3,33 1,11 3,43 1,19 -1,09 0,27

Таблица 6

Оценка психологических рисков студентами и абитуриентами

Таблица 5

Оценка студентами и абитуриентами рисков, связанных со здоровьем и самочувствием

Риски образовательной среды высшего учебного заведения Абитуриенты Студенты Критерий Стьюдента Р

среднее значение станд. откл. среднее значение станд. откл.

Невозможность хорошо отдохнуть, хронические недосыпание и усталость 3,93 1,07 3,84 1,06 1,08 0,28

Несоблюдение режима труда и отдыха 3,66 1,08 3,74 1,08 -0,86 0,38

Стресс 3,65 1,03 3,77 1,07 -1,46 0,14

Эмоциональная напряжённость 3,51 1,05 3,71 1,05 -2,36 0,01

Нездоровое питание 3,31 1,15 3,57 1,11 -2,81 0,00

Низкая физическая нагрузка 3,15 1,14 3,46 1,18 -3,26 0,00

Риски образовательной среды высшего учебного заведения Абитуриенты Студенты Критерий Стьюдента Р

среднее значение станд. откл. среднее значение станд. откл.

Проблемы с самоопределением после окончания университета, с самореализацией в данной профессии и выбором дальнейшего рода деятельности 3,79 1,02 3,76 1,09 -0,37 0,70

Низкий уровень базовых интеллектуальных (в том числе общеучебных) умений 3,75 1,06 3,56 1,16 -2,08 0,03

Неумение самостоятельно решать свои проблемы и организовать свою жизнь в отрыве от семьи 3,69 1,13 3,53 1,21 -1,69 0,09

Низкий уровень общей культуры 3,66 1,04 3,56 1,10 -1,16 0,24

Отсутствие мотивации в выборе профессии 3,65 1,06 3,63 1,13 -0,29 0,76

Неясное представление о будущей профессии 3,63 1,03 3,68 1,12 0,50 0,61

Слабое знание своих способностей, склонностей и интересов 3,62 0,93 3,63 1,12 0,15 0,87

Неумение распределять время и организовать учебную работу 3,61 1,09 3,65 1,19 0,42 0,67

Низкий уровень познавательной активности 3,53 1,01 3,53 1,10 0,04 0,96

Недостаточная мотивация к личностно-профессио-нальной и творческой самореализации и самовыражению 3,51 1,03 3,57 1,08 0,69 0,48

Невозможность реализовать себя в рамках университета 3,45 1,07 3,61 1,14 1,78 0,07

Необоснованность мотивации в выборе учебного заведения 3,41 1,00 3,57 1,13 1,78 0,07

Отсутствие потребности в непрерывном образовании 3,32 1,03 3,49 1,13 1,86 0,06

вательной среды и включают такие факторы, как качество педагогического общения, компетентность вузовских преподавателей в выборе педагогических технологий и методов обучения, владение ими коммуникативными и контрольно-оценочными технологиями. Важными социально-психологическими факторами являются отношения в студенческой группе, влияние социально-

го окружения, психологический климат в группе и вузе в целом. Именно социально-психологические риски образовательной среды абитуриенты оценивают выше всего. Они опасаются негативного отношения со стороны преподавателей и администрации вуза, неблагоприятного социально-психологического климата в студенческой группе, влияния плохой компании и формирования

алкогольной и наркозависимости. Студенты же оценивают данные риски значимо ниже (Табл. 4).

Риски, связанные со здоровьем и самочувствием, наоборот, студенты оценивают значимо выше, чем абитуриенты (Табл. 5).

Важным критерием психологической безопасности является психологическая защищённость личности, которая проявляется в виде переживания человеком своей защищённости/незащищённости в конкретной жизненной ситуации. Это состояние характеризуется сопротивляемостью человека деструктивным внутренним и внешним воздействиям и зависит как от индивидуальных особенностей учащихся, так и от психологических рисков образовательной среды вуза. Согласно результатам проведённого исследования собственно психологические риски и абитуриенты, и студенты оценивают невысоко. У будущих студентов вызывает опасение уровень их учебных способностей и умений, от которого зависит успешность обучения. Значительной проблемой как абитуриенты, так и студенты считают ситуацию с самоопределением после окончания университета и самореализацией в профессии (Табл. 6).

Выявив представления респондентов о наиболее выраженных рисках образовательной среды вуза, на следующем этапе мы провели факторный анализ их ответов для изучения структуры рисков. Как показали результаты анализа, факторная структура рисков с позиции студентов и абитуриентов существенно различается. В группе абитуриентов были выделены три основных фактора (Табл. 7).

Наиболее значимым является фактор, который можно охарактеризовать как «негативное социально-психологическое воздействие со стороны студентов и преподавателей»: наибольшие опасения абитуриентов связаны с социально-психологическими аспектами образовательной среды вуза, отношениями внутри студенческого коллектива и взаимодействием с

Таблица7

Факторная структура рисков образовательной среды с точки зрения абитуриентов

Риски образовательной среды Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Моббинг со стороны преподавателей, администрации 0,783

Моббинг со стороны студенческой группы 0,727

Сексуальные домогательства 0,713

Сексизм (негативное отноше- 0,700

ние по половому признаку)

Недостаточная квалификация 0,696

преподавателей

Вымогательство 0,685

Предвзятое отношение препо- 0,673

давателей к студентам

Негативное отношение по эт-

ническому, религиозному или 0,670

идеологическому признаку

Наркомания 0,645

Негативные отношения в студенческой группе 0,631

Преподаватели не объясняют 0,619

непонятный материал

Неадекватная система контроля знаний 0,602

Алкоголизм 0,565

Невозможность хорошо отдо-

хнуть, хронические недосыпа- 0,644

ние и усталость

Стресс 0,636

Неумение распределять время и организовать учебную работу 0,631

Несоблюдение режима труда 0,600

и отдыха

Эмоциональная напряжён- 0,584

ность

Неумение самостоятельно

решать свои проблемы и орга- 0,555

низовать свою жизнь в отрыве

от семьи

Слабое знание своих спо-

собностей, склонностей и 0,550

интересов

Низкий уровень познаватель- 0,534

ной активности

Загрязнение языка (использо-

вание сленга, ненормативной 0,542

лексики, слов-паразитов и т.д.)

Игромания 0,545

9,421 8,510 5,005

0,157 0,141 0,083

преподавателями. Второй по значимости фактор можно обозначить как «проблемы, связанные с организацией труда и отдыха». Абитуриенты опасаются, что не смогут самостоятельно решить учебные и бытовые проблемы, что отразится на их здоровье и самочувствии.

Сравнение факторной структуры рисков образовательной среды вуза с точки зрения абитуриентов и студентов показало значительную разницу. Структура рисков с точки зрения студентов включала три основных фактора. Первый включал внешние и социально-психологические риски (утрата культурных традиций и привычных социальных норм, формирование негативных образцов агрессивного поведения, экстремистской идеологии), связанные с такими социально-психологическими проблемами, как алкоголизм, наркомания, игромания, беспорядочные половые связи, необдуманное рискованное поведение, а также с негативными социальными установками и поведением. Второй фактор можно охарактеризовать как мотивационный (отсутствие мотивации в выборе профессии, неясное представление о ней, недостаточная мотивация к личностно-профессиональной самореализации, низкий уровень самопонимания), связанный с низкой познавательной активностью, слабой сформированностью учебных навыков, стрессом и эмоциональной напряжённостью, а также с проблемой профессиональной самореализации после окончания вуза. Третий фактор касается организации учебного процесса и сопутствующих проблем: оторванности обучения от реальной жизни, высоких учебных нагрузок, неудобного расписания [19].

На последнем этапе исследования были выявлены основные способы формирования представлений о рисках образовательной среды и проведено сравнение данных способов в группах абитуриентов с низкой и высокой оценкой данных рисков. В качестве основных источников информации о рисках образовательной среды вуза респонденты

выделили СМИ (телевидение и Интернет) (41,7 % ответов) и рассказы друзей, знакомых, родственников (36,3 % ответов).

Затем методом К-среднего выборка абитуриентов была разделена на две группы: с высоким уровнем оценки рисков (127 человек) и низким уровнем оценки (86 человек). В каждой группе были выявлены предпочитаемые источники информации о рисках образовательной среды. В группе респондентов с высокой оценкой рисков наиболее значимым оказался фактор опыта друзей, знакомых, родственников (47,6 % ответов); влияние СМИ отметили 38,8 % респондентов. В группе с низкой оценкой рисков фактор СМИ отметили 47,6 % респондентов, а влияние рассказов знакомых - 31,4 %.

Обсуждение и заключение

Сравнительное исследование степени выраженности рисков образовательной среды с точки зрения абитуриентов и студентов вуза показало значимые различия в оценке рисков этими группами респондентов. Проблема рисков образовательной среды вуза может быть рассмотрена на основе сочетания принципов социокультурного и субъ-ектно-бытийного подходов, что позволяет исследовать проблему с разных позиций, создавая целостную картину состояния психолого-педагогической безопасности в современном вузе. Результаты проведённого исследования позволяют создать модель психолого-педагогической безопасности образовательной среды вуза, с помощью которой можно прогнозировать основные риски образовательной среды, их формирование, развитие и разрешение.

Литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

2. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки / Под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасовой. СПб.: ЛОИРО, 2014. 269 с.

3. Breakwell G.M. The psychology of risk. Cambridge: Cambridge University Press, 2009, 368 p.

4. Ильин Е.П. Психология риска. СПб.: Питер, 2012. 288 с.

5. Бовина И.Б. Риск: социально-психологический взгляд // Психология и право. 2011. № 4. С. 1-13. URL: http://psyjournals.ru/en/ psyandlaw/201l/n4/50563.shtml

6. Канеман Д., Сяовик П., Тверски А. Принятие решений в неопределённости: Правила и предубеждения. Харьков: Гуманитарный центр, 2005. 632 с.

7. Hastie R..K, Dawes R.M. Rational Choice in an Uncertain World: The Psychology of Judgment and Decision Making. 2nd ed. SAGE Publication, 2010. 393 p.

8. Mussel P., Goritx A.S, Hewig J. Which choice is the rational one? An investigation of need for cognition in the ultimatum game // Journal of Research in Personality. 2013. P. 588-591. DOI: 10.1016/j.jrp.2013.05.007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Bless H, Betsch T, Franzen A. Framing the framing effect: the impact of context cues on solutions to the 'Asian disease' problem // European journal of social psychology. 1998. Vol. 28. № 2. C. 287-291. URL: https://www. soz.unibe.ch/e39893/e48983/e127077/e127325/ e127458/Framing_1998_ger.pdf

10. Tversky A., Kahneman D. The framing of decisions and the psychology of choice // Science. 1981. № 211. Р. 453-458. DOI: 10.1126/ science.7455683

11. Doise W. Levels of explanation in social psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. 183 p.

12. Lorenzi-Cioldi F, Clémence A. Group process and the construction of social representations // Blackwell handbook of social psychology: group processes. / Eds: M.A. Hogg, R.S. Tindale, Malden: Blackwell Publishing, 2003. Р. 311-333.

13. Renn O. Three decades of risk research: accomplishments and new challenges // Risk I Research. 1998. Vol. 1. No. 1. Р. 49-71. DOI: 10.1080/136698798377321

14. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 78-87.

15. Лялюк А.В, Тучина О.Р. Исследование факторов риска образовательной среды современного вуза: позиции студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 3 (223). С. 57-65.

16. Лялюк А.В, Тучина О.Р. Риски образовательной среды в формировании концепции психолого-педагогической безопасности современного вуза: классификация и подходы к оценке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 147-151.

Статья поступила в редакцию 14.07.19 Принята к публикации 12.10.19

Students' and Applicants' Social Perceptions of the Risks of Educational Environment at Higher Education Institution

Aleksandr V. Lyalyuk - Cand. Sci. (Education), Head of the Department physical education and sports, e-mail: [email protected]

Oksana R. Tuchina - Dr. Sci. (Psychology), Head of the Department of history, philosophy and psychology, e-mail: [email protected]

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia Address: 2, Moskovskaya str., Krasnodar, 350072, Russian Federation

Abstract. Educational system is the most important social institution, which provides the development of a personality and frames his/her worldview and the conception of subjective well-being. Despite the large number of studies on the issue of psychological and pedagogical security of educational environment, the sphere of higher education still remains underexplored. The available empiric material has not received sufficient methodological justification and conceptualization. This article aims to provide the conceptualization of the risk category as applied to the educational en-

vironment of a higher education institution, as well as empiric investigation of the risks within the educational environment as viewed by applicants and students.

Materials and methods. 213 applicants and 547 students of the Kuban State Technological University took part in the survey. The following investigation methods were used: expert assessment, interview, questioning, content analysis, analysis ofmeans method, cluster analysis and factor analysis.

Investigation results. Comparative examination of the manifestation degree of risks within the educational environment as viewed by applicants and students of higher education institution showed significant differences in the assessment of risk by these groups of respondents. From the point of view of applicants, the main risks are connected with social and psychological aspects of the educational environment of a higher education institution, relations within student groups and interaction with teachers, as well as with the issues related to the educational management and leisure arrangement. As viewed by the students, the risks within the educational environment include external and social and psychological risk factors, motivating risks and risks arising from the learning process organization and management and the related issues. Applicants' notion of the risks within the educational environment of a higher education institution was mainly influenced by information they received from media and by the opinion of their relatives and age mates.

Consideration and conclusions. It was proved that the applicants' idea of the risks within the educational environment of a higher education institution is determined by the opinion of people they know personally, however it changes during the process of studying in higher education institution and acquiring their own experience of being within the environment. The investigation results allow creating a model of psychological and pedagogical security within the educational environment of a higher education institution. This model makes it possible to forecast main risks of the educational environment, their development, and evolvement and find solution to them.

Keywords: psychological and pedagogical security, educational environment, risks, risk categories, social perceptions

Cite as: Lyalyuk, A.V., Tuchina, O.R. (2019). Students' and Applicants' Social Perceptions of the Risks of Educational Environment at Higher Education Institution. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 11. pp. 56-67. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-56-67

References

1. Baeva, I.A. (2002). Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii [Psychological Safety in Education]. St. Petersburg: Union Publ., 271 p. (In Russ.)

2. Baeva, I.A., Tarasova, S.V. (Eds) (2014). Bezopasnaya obrazovatel'naya sreda: psikhologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya, soprovozhdeniya i otsenki [Safe Educational Environment: Psychological and Pedagogical Bases of Formation, Maintenance and Evaluation]. St. Petersburg: LOIRO Publ., 269 p. (In Russ.)

3. Breakwell, G.M. (2009). The Psychology of Risk. Cambridge University Press. 368 p.

4. Ilyin, E.P. (2012). Psikhologiya riska [Psychology of Risk]. St. Petersburg: Piter Publ., 288 p. (In Russ.)

5. Bovina, I.B. (2011). Risk: A Socio-Psychological Perspective. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law. No. 4, pp. 1-13. Available at: http://psyjournals.ru/en/psyandlaw/2011/n4/50563. shtml (In Russ., abstract in Eng.)

6. Kahneman, D., Slovic, P., Tversky, A. (Eds). (1982). Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. Cambridge University Press, 544 p. (Russian translation: Kharkov: Humanitarian Center Publ., 2005, 632 p.)

7. Hastie, R.K., Dawes, R.M. (2010). Rational Choice in an Uncertain World: The Psychology of Judgment and Decision Making. 2nd ed., SAGE Publication, 393 p.

8. Mussel, P., Göritz, A. S., Hewig, J. (2013). Which Choice is the Rational One? An Investigation of Need for Cognition in the Ultimatum Game. Journal of Research in Personality. No. 47 (5), pp. 588-591. Available at: https://doi:10.1016/j.jrp.2013.05.007

9. Bless, H., Betsch, T., Franzen, A. (1998). Framing the Framing Effect: The Impact of Context Cues on Solutions to the "Asian Disease" Problem. European Journal of Social Psychology. Vol. 28, no. 2, pp. 287-291. Available at: https://www.soz.unibe.ch/e39893/e48983/e127077/ e127325/e127458/Framing_1998_ger.pdf

10. Tversky, A, Kahneman, D. (1981). The Framing of Decisions and the Psychology of Choice. Science. No. 211, pp. 453-458. Available at: https://doi: 10.1126/science.7455683

11. Doise, W. (1986). Levels of Explanation in Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 183 p.

12. Lorenzi-Cioldi, F., Clémence, A. (2003). Group Process and the Construction of Social Representations. In: Hogg, M.A., Tindale, R.S. (Eds). Blackwell Handbook of Social Psychology: Group Processes. Malden: Blackwell Publishing, pp. 311-333.

13. Renn, O. (1998). Three Decades of Risk Research: Accomplishments and New Challenges. Risk Research. Vol. 1, no. 1, pp. 49-71. Available at: https://doi: 10.1080/136698798377321

14. Ryabikina, Z.I. (2008). [Subject-Existence Approach to Developing Personality Contradictions Study]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological Journal. No. 2, pp. 78-87. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Lyalyuk, A.V., Tuchina, O.R. (2018). [Investigation of Risk Factors of the Educational Environment of Modern Higher Education Institution: Students' Positions]. Vestnik Adygeiskogo go-sudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. [The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology»]. No. 3 (223), pp. 57-65. Available at: (In Russ., abstract in Eng.)

16. Lyalyuk, A.V., Tuchina, O.R. (2018). [Risks of Educational Environment in Forming the Concept of Psychological and Pedagogical Safety of Modern Higher School: Classification and Approaches to Estimation]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya = ASR: Pedagogy and Psychology. No. 3 (24), pp. 147-151. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 14.07.19 Accepted for publication 12.10.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.