УДК 378(091)
Dyakova D. V. SOCIAL CONTEXT AND CONDITIONS OF ORGANIZATION OF THE FIRST UNIVERSITY IN ALTAI.
The article deals with the social environment and conditions of organization of the first institution of higher education in Altai. On the analysis of the archival data the author describe the functioning and development of Barnaul Teachers' Training Institute in its first years.
Key words: teacher education, the first University in Altai, Barnaul Teachers' Training Institute.
Д.В. Дьякова, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВОГО ВУЗА НА АЛТАЕ*
В статье рассматриваются социальные предпосылки и условия организации первого высшего учебного заведения на Алтае. На основе анализа архивных материалов дается характеристика первого этапа функционирования и развития Барнаульского учительского института.
Ключевые слова: педагогическое образование, первый вуз Алтая, Барнаульский учительский институт.
В современных условиях система образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образования населения является обязательным условием прогресса общества. В контексте модернизации образования в России особое внимание уделяется вопросам подготовки и переподготовки учителей. Стране нужны высококвалифицированные педагогические кадры, призванные воспитать будущее поколение России. В этой связи ведется поиск путей совершенствования организации управления педагогическими учебными заведениями, аккредитации вузов, источников финансирования, повышения качества преподавания.
Модернизация образования предполагает существенное обновление образовательной деятельности, для которого необходимой является интеграция традиционных и инновационных образовательных процессов в организационном, методическом и прикладном аспектах. Осуществляя модернизацию российского образования, следует серьезное внимание уделить специфике культуры, менталитета, местных особенностей. Модернизация должна осуществляться в благоприятных условиях, учитывая предшествующие традиции и современное состояние общества. Именно педагогический опыт предыдущих поколений и ориентация на воспитание будущих, выступает в педагогической традиции как количественные модификации настоящего. Исследование прошлого дает возможность предвидеть основные тенденции развития в будущем, что в полной мере относится и к вопросам образования.
Система образования в Алтайском крае как субъекте Российской Федерации включает в себя как традиционные, так и инновационные образовательные процессы. Целью программы развития образования данного региона является обеспечение доступа жителей субъекта к качественному образованию, отвечающему требованиям современной экономики, запросам личности и общества. Одними из основных задач программы является повышение качества услуг, предоставляемых населению края в сфере образовании, а также развитие кадрового потенциала системы образовании.
Особого внимания в историко-педагогическом анализе образовательных процессов в Алтайском крае заслуживает начало ХХ века. Именно в это время на территории данного региона появляется первое высшее учебное заведение, профессионально готовившее учителей, о чем свидетельствует анализ архивных материалов и периодической печати того времени.
Систематизация и обобщение источников по истории высшего педагогического образования на территории Алтайского края дают основание для вывода о том, что ее проблемы привлекали внимание исследователей в различные эпохи. Так, например, при работе с фондами Государственного архива Алтайского края в деле «Постановления Президиума Зап. Сиб. Крайисполкома» обнаружена фамилия преподавателя БУИ А. А. Худякова, работавшего с этим источником в июне 1957 г., с пометкой «см. лист № 27», на котором расположено постановление Президиума исполкома Западно-Сибирского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов об организации вечернего пединститута в Барнауле от 1 декабря 1933 г. [1].
Не снижается интерес к этой проблеме и в современных условиях. Изучением истории Барнаульского учительского ин-
ститута (БУИ) занимались преподаватели и сотрудники данного вуза.
В 1983 году, в год 60-летия института, вышла книга «Барнаульский государственный педагогический институт», над которой работали В.Н. Гончаров, Ю.Г. Воров, Г.А. Калачев, З.С. Иони-на, А.П. Уманский и др. В этом издании освещены основные моменты этапа становления первого вуза на Алтае, его судьба в годы Великой Отечественной войны, а также история и деятельность факультетов.
Через 10 лет вышли очерки по истории Барнаульского государственного педагогического института «Путь длиной в 60 лет». В данной работе коллектив авторов: Г.А. Калачев, В.Н. Гончаров, В.М. Лопаткин, И.К. Шалаев и др. - сосредоточили свое внимание преимущественно на освещении вопросов деятельности и развития вуза в 1983 - 1993 годы.
О первом вузе как части системы педагогического образования на Алтае в обобщенном виде рассказано в «Энциклопедии развития образования в Западной Сибири», изданной в 3-х томах под редакцией В.М. Лопаткина, В.Н. Гончарова, П.П. Кос-тенкова и др. 1 и 2 том энциклопедии дублируют информацию о первом вузе Алтая, дополняя ее историей развития и деятельностью учебного заведения на рубеже ХХ и XXI веков. 3 том содержит биографический материал о выдающихся педагогах, сыгравших важную роль в развитии народного образования в прошлом, а также о видных работниках образовательных учреждений региона на современном этапе их истории. Данные работы освещают некоторые аспекты социальных предпосылок, условий и форм организации педагогического образования на Алтае, но не введены в научный оборот архивные материалы Алтайской государственной педагогической академии, что позволяет шире и глубже изучить процесс становления первого высшего учебного заведения на Алтае.
В данной статье используются ранее неопубликованные архивные материалы АлтГПА, воспоминания первого ректора (директора) БУИ Алексея Павловича Щекотинского, написанные на тетрадке в клеточку и хранящиеся в музейном центре педагогической академии.
Необходимость создания на территории Алтая именно высшего педагогического учебного заведения в 1930-е годы связана с проблемой школы, призванной ликвидировать неграмотность населения региона и отсутствие педагогических кадров.
30-е годы ХХ века занимают особое место в истории народного образования как страны в целом, так и Алтайского края. В первой половине этого десятилетия, в 1930 году, было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей. В постановлениях ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 года и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 года было указано на коренной недостаток школы, который заключался в том, что школьное обучение не давало должного объема общеобразовательных знаний и не обеспечивало подготовку вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук. Предпринятые руководством меры привели к тому, что к концу 1932 года произошло значительное расширение сети школ, возросла численность учащихся. Количество общеобразовательных школ на 1932 - 1933 учебный год составляло 2 858 , а учащихся - 367, 9 тыс. человек, что в 2,5 раза больше, чем в конце 1920-х годов [2, с. 108, 284].
Рост количества школ и учащихся в них требовали увеличения и высококвалифицированных педагогических кадров. Хотя численность учителей по краю за 1927 - 1940 годы возросла с 4,2 до 18,2 тысяч человек, или больше, чем в 4 раза, во многих неполных средних школах две трети педагогов не имели даже общего среднего образования [2, с. 118].
Анализ источников и литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что на Алтае в начале ХХ века ощущалась острая потребность в учительских кадрах. В ряде начальных школ работали выпускники омской и других учительских семинарий страны. К педагогической работе привлекались священнослужители, выпускники средних школ. В начале ХХ века из числа преподавателей Алтая соответствующее их должности образование имели немногим более 20%. Следовательно, в данном регионе давно назрела потребность в открытии специальных педагогических учебных заведений и в подготовке учителей для начальных учебных заведений, что отражало общую картину в России [2, с. 92].
Однако до начала 30-х годов ХХ века высших учебных заведений на Алтае не было. Оканчивающие средние учебные заведения поступали на учебу в вузы Томска, Петербурга, Москвы [2, с. 117].
Таким образом, главную роль, как в развитии школы, так и в работе по преодолению неграмотности населения, призвано было сыграть учительство, а конкретнее, педагогические институты. На Алтае «хронически не хватало педагогов с университетским образованием» [2, с. 102].
Среди социальных предпосылок открытия учительского института в Барнауле наряду с общей тенденцией - острая нехватка педагогических кадров - выделяется и такая специфическая черта, как территориальное положение Алтайского края. С 1930 года и до 1937 года территория Алтая входила в Западно-Сибирский край с центром в городе Новосибирск. В 1937 году был образован Алтайский край (центр - город Барнаул), который граничил на юге и западе с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Казахстана, на севере и северо-востоке -с Новосибирской и Кемеровской областями, на юго-востоке -с Республикой Алтай. Алтайский край - большой по своему масштабу (167 996 кв. км.) и значительный по количеству учебных заведений.
В 20 - 40-е годы XX века развитие Барнаула определялось процессами индустриализации и коллективизации. В это время в город переселяются жители деревень и малых посёлков, а сам Барнаул приобретает статус центра агропромышленного региона. Данная тенденция, в свою очередь, повлияла на снижение процента грамотных людей города, который составил 17, 9 [2, с. 122].
Действующие педагогические техникумы г. Барнаула и г. Бийска, открытые 1 октября 1921 года и в 1923 году соответственно, а также высшие педагогические курсы, действующие в Барнауле с 1932 года, и учрежденный в начале 1933 года Барнаульский вечерний педагогический институт не могли решить проблему подготовки учителей для семилетних и средних школ. В итоге, согласно постановлению комиссии исполнения при Совнаркоме РСФСР от 13 июня 1933 г. № 34 «О выполнении директив партии и правительства по переподготовке и повышению квалификации учителей» и постановлению коллегии НКП от 23 августа 1933 г. «О системе повышения квалификации учительства» в Барнауле 1 сентября 1933 года был открыт Барнаульский учительский институт с двухлетним сроком обучения [1].
Таким образом, к началу 30-х годов ХХ века сформировались следующие предпосылки, повлиявшие на открытие в крае Барнаульского учительского института: масштаб и сельскохозяйственная направленность региона, рост количества неграмотных людей, следствием чего стало открытие новых школ, нуждающихся в высококвалифицированных специалистах.
История Барнаульского педагогического института началась с открытия в 1933 г. учительского института с двухлетним обучением, на основе которого был образован институт. В него влился вечерний педагогический, преобразованный в заочный сектор обучения согласно приказа № 49 от 16 мая 1937 года по БУИ на основании сметы Наркомпроса. Заведующим учебной частью по заочному обучению был назначен И.С. Сергеев, секретарем - О. Ф. Уляшева [3]. В помощь заочному сектору приказом от 5 ноября 1937 года за счет средств, отпущенных Нркомп-росом, содержались консультационные пункты в г. Барнауле, Бийске, Рубцовске и планировалось открыть такой пункт
в г. Ойрот-Туре (сейчас - г. Горно-Алтайск Республики Алтай) [4]. С открытием Барнаульского государственного педагогического института в июне 1941 года Барнаульский учительский институт продолжал выпускать специалистов с неполным высшим образованием, имеющих право преподавания в школе-семилетке. В 1952 году БУИ был закрыт, его выпускники при желании могли завершить образование в БГПИ, где их принимали на 3-й курс обучения [5, с. 10].
Из объявлений газеты «Красный Алтай» от 17 февраля и 30 мая 1933 года следует, что набор студентов производился на следующие отделения института: историческое, литературноязыковедческое, физическое, математическое и биологическое. В институт принимались лица из посещающих высшие вечерние педкурсы, заочники, сдавшие зачеты за 1-ый семестр, лица, имеющие незаконченное высшее предобразование, и учителя-практики. В объявлении также указано, что «институт укомплектован новыми профессорско-преподавательскими силами» [6].
Отделения БУИ выполняли характерные для вузов функции факультетов. С 1 сентября 1939 года согласно утвержденного устава Комитета высшей школы от 5 сентября 1939 года за № У/472 заведующие отделениями именуются деканами факультетов со ставкой 650 рублей [7].
Институт располагался в небольшом здании на улице Мало-Олонской, 5 [8, с. 4]. Вход в учебное здание и общежития осуществлялся по специальным пропускам [9].
Первым ректором (тогда - директором) стал уроженец Павловского района Алтайского края Алексей Павлович Щекотинс-кий. После Гражданской войны он работал сельским учителем, затем директором Барнаульского педагогического техникума. Закончив курсы при академии коммунистического воспитания при содействии Н.К. Крупской в 1933 году, стал руководителем учительского института.
По воспоминаниям А. П. Щекотинского, занятия в институте проводились 4 раза в неделю по 4 часа в день. С помощью преподавателей были приспособлены программы педагогических курсов к программам 1 курса вуза. Занятия на дневном отделении проводились 5 раз в неделю по 6 часов в день.
Первый ректор БУИ вспоминал, что сложной была проблема с педагогическими кадрами. По просьбе А.П. Щекотинского и решению Наркомпроса в институт приехали «А.И. Духанов, И.Г. Парилов, О.А. Шестакова, А.И. Комочков, Н.Я. Иванов,
A.П. Юферов. Из местных учителей средних школ и техникумов: Перминов, Никифоров, П.Г. Егоров, А.П. Смоленский, Соколов, Казин, П.М. Иванов, Степочкин, Г.И. Прадедов, К.Д. Журжина,
B.А. Круглова». Эти специалисты стали первыми преподавателями вуза [10].
Первоначально в институте было шесть специальных кафедр: физики и математики (зав. И. Г. Соколов), языка и литературы (зав. П.Ф. Русанов), химии (зав. П.М. Иванов), марксистско-ленинской философии (зав. А.П. Юферов), педагогики (зав. О.А.Шестакова). На кафедре русского языка и литературы работали Л.Ф. Русанов, И.Т.Гомонов, К.А. Гомонова, В.И. Иванов, И.И. Мельников; на кафедре марксизма-ленинизма - А.П. Юферов, В.И. Свиряков, М.И. Яицкая; на кафедре истории - Э.А. Рафиков, З.А. Зайончковская, А.А. Худяков; на кафедре педологии (педагогики) О.А. Шестакова, М.И. Певченко; на кафедре естествознания и географии - Л.А. Хачумова, И.С. Лабурдова; на кафедре физики и математики - И.Г. Соколов, И.О. Касавина, Е.В. Перминов, В.И. Иванов, Г.И. Арсеньев, Л.И. Сторчак; грамматику немецкого языка преподавал Д.М. Калинин [11, с. 54-55].
Анализ приказов по учебной работе вуза показывает, что в целях повышения качества работы кафедр «их то разукрупняли, то объединяли». Обычно это происходило в конце старого и начале нового учебного года. Так, например, 1 апреля 1936 года из социально-экономической кафедры образовались социально-экономическая и историческая, а в октябре того же года социально-экономическую кафедру, реорганизовав в социально-экономическую группу, присоединили к исторической [12].
С 1 сентября 1934 года должность преподавателя была упразднена и заменена на ассистента и доцента [13]. Однако многие преподаватели вуза не имели высшего образования. Для решения данной проблемы в целях повышения квалификации педагогических работников, приказом от 5 июня 1936 года был открыт экстернат учительского института. Для приема экзамена была создана первая комиссия. Согласно приказу в состав комиссии вошли следующие преподаватели: «Пчелкин (биолог), Дергачев (матем.), Соколов (физик), Токмачев (метод. матем.),
Парилов (литер.), Кришталь (рус. яз.). председателем комиссии утвердили тов. Тарасенко» [14].
Расширение курса педагогических дисциплин говорит о том, что педагогическому образованию в данном учебном заведении уделялось большое внимание. Будущие учителя согласно штатному расписанию от 20 июня 1934 года изучали: диалектический материализм, русский язык и литературу, языковедческие дисциплины историю партии, историю и теорию педагогики, физику, среднюю и высшую математику, биологию и ботанику, химию, зоологию, физиологию животных и человека, политэкономию и экономическую политику [15].
Как свидетельствуют источники, вуз на начальном этапе становления характеризовала направленность на создание максимально благоприятных для того периода времени условий и для учебы студентов. Так, в лекционных аудиториях для преподавателя устанавливали микрофон, организовывали буфет по установленным государством ценам, при сдаче экзаменов учитывали пожелания студентов по срокам сдачи тех или иных дисциплин, на заседаниях кафедр решались вопросы организации и проведения конкретных мероприятий в помощи студентам в подготовке их к сдаче экзаменов и зачетов, в период сессии в аудиториях для самостоятельной работы студентов организовывались специальные выставки дополнительной литературы и т.д. [16; 17].
За успехи, проявленные в учебной, спортивной и культурно-массовой работе, студентов поощряли персональной стипендией, денежной премией, музыкальными инструментами, собранием сочинений В.И. Ленина [18].
Библиографический список
1. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф.Р-312. Оп. 3. Д. 320. Л. 27.
2. Энциклопедия образования в Западной Сибири: в 3 т. - Барнаул, 2003. - Т.1.
3. Текущий архив Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА). Оп. 10л. Д. 4. Л. 3.
4. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д. 6. Л. 8об.
5. Барнаульский государственный педагогический институт. - Барнаул, 1983.
6. Красный Алтай. - 1933. - 17 февраля, 30 мая.
7. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д. 7. Л. 77.
8. Путь длиной в шестьдесят лет. Очерки истории Барнаульского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института. - Барнаул, 1993.
9. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д. 4. Л. 85об.-86.
10. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д. 1. Л. 52об.-62.
11. Энциклопедия образования в Западной Сибири: в 3 т. - Барнаул, 2003. - Т. 2.
12. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д. 3. Л. 42.
13. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д. 1. Л. 28-30.
14. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д. 3. Л. 22об.-23.
15. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д. 1. Л. 19-20.
16. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д. 4. Л. 182.
17. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д.7. Л. 30об.
18. Текущий архив АлтГПА. Оп. 10л. Д. 7. Л. 317.
Bibliography
1. Gosudarstvennihyj arkhiv Altayjskogo kraya (GAAK). F.R-312. Op. 3. D. 320. L. 27.
2. Ehnciklopediya obrazovaniya v Zapadnoyj Sibiri: v 3 t. - Barnaul, 2003. - T.1.
3. Tekuthiyj arkhiv Altayjskoyj gosudarstvennoyj pedagogicheskoyj akademii (AltGPA). Op. 10l. D. 4. L. 3.
4. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D. 6. L. 8ob.
5. Barnauljskiyj gosudarstvennihyj pedagogicheskiyj institut. - Barnaul, 1983.
6. Krasnihyj Altayj. - 1933. - 17 fevralya, 30 maya.
7. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D. 7. L. 77.
8. Putj dlinoyj v shestjdesyat let. Ocherki istorii Barnauljskogo ordena Trudovogo Krasnogo Znameni gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - Barnaul, 1993.
9. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D. 4. L. 85ob.-86.
10. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D. 1. L. 52ob.-62.
11. Ehnciklopediya obrazovaniya v Zapadnoyj Sibiri: v 3 t. - Barnaul, 2003. - T. 2.
12. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D. 3. L. 42.
13. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D. 1. L. 28-30.
14. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D. 3. L. 22ob.-23.
15. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D. 1. L. 19-20.
16. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D. 4. L. 182.
17. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D.7. L. 30ob.
18. Tekuthiyj arkhiv AltGPA. Op. 10l. D. 7. L. 317.
Статья поступила в редакцию 20.11.13
УДК 37.013.21
Kolesova S.V. POSITIVE PEDAGOGICS: RAISING THE PROBLEM. The paper presents the concept of positive pedagogics, its peculiarity and relation to other pedagogical concepts, as well as the aim and estimated effects of positive pedagogics - such as raising positive individuals. The article reasons for the necessity of building a positive framework within pedagogics as an alternative to negative pedagogics.
В 1935 году состоялся первый выпуск БУИ. Его окончили 17 историков, 22 словесника, 30 физиков-математиков. Начало 1936 года было отмечено выпуском 45 учителей химии и биологии. К 1947 году 720 учителей стали выпускниками дневного отделения института, заочное отделение подготовило 409 человек. К этим цифрам следует добавить и 39 учителей, получивших высшее образование в вечернем пединституте.
Таким образом, первый вуз Алтая на начальном этапе своего развития имел характеристики, присущие современным высшим учебным заведениям: дневное, вечернее, заочное отделения, консультпункты (сейчас - представительства), экстернат, отделения, выполняющие функции факультетов и т.д.
Опыт организации первого высшего педагогического заведения в городе Барнауле стал основой для развития системы высшего образования в регионе. В начале 1940-х годов открылся учительский институт в г. Бийске [5, с. 13].
Изучение состояния алтайской высшей школы на примере Барнаульского учительского института в первой трети ХХ века показало, что она активизировала поиск путей усовершенствования подготовки учительских кадров. Наметившаяся тенденция была связана с усложнением роли учителя в обществе и выдвигаемыми новыми повышенными требованиями к нему как профессиональному деятелю.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках государственного задания Алтайской государственной педагогической академии проект № 6.8369.2013 «Социально-исторический контекст становления и развития педагогического образования на Алтае».