Социальные предпосылки и перспективы современных процессов урбанизации
Гарнага Анастасия Филипповна,
старший преподаватель кафедры «Архитектура и урбанистика» Института архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет,
Дорофеева Наталья Николаевна,
доцент кафедры «Архитектура и урбанистика» Института архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, [email protected]
Дорофеев Егор Павлович,
старший преподаватель кафедры «Архитектура и урбанистика» Института архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, [email protected]
В статье рассматривается урбанизация как глобальный процесс. Сегодня он характеризуется разрастанием крупных городов и мегаполисов за счет развития пригородных территорий - субурбанизацией, при которой горожане организованно или стихийно образуют локальные поселения. Отличительной чертой таких субурбий является запоздалое развитие инфраструктуры - обеспечивать жителей рабочими местами, учебными заведениями, учреждениями сферы услуг продолжают другие районы города. При этом жители субурбий не становятся сельскими жителями, хотя им присущи некоторые особенности организации жизни в селе - застройка частными домами на одну семью или таунха-усами, наличие частной дворовой территории, возможность ведения натурального хозяйства - работать и учиться они продолжают в городе. Часто и сами поселения располагаются непосредственно в черте города. Процесс субурбанизации связан также с возрастанием городской транспортной нагрузки, автомобилизация населения при формировании субурбии значительно возрастает, так как жителям необходимо самостоятельно добираться до других районов города к месту приложения труда, а общественный транспорт в стихийно-организованных районах, как правило, недоступен. Ключевые слова: урбанизация, субурбанизация, рурбанизация, субурбия.
Под субурбанизацией принято понимать один из этапов урбанизации. Процесс субурбанизации связан с ростом благосостояния населения, когда люди стремятся возводить жилье или приобретать уже готовое в городских предместьях. В первую очередь такое стремление вызвано тем, что жители пригородов избавлены от многочисленных проблем, связанных с загрязнением воздуха, сильным шумом и т. п. Так как пригороды обычно еще не обладают развитой социальной инфраструктурой в виде школ, детских садов, магазинов, учреждений сферы услуг и т. д., процесс субурбанизации сопровождается массовой автомобилизацией населения. К тому же перед населением пригородов встает вопрос: «Как добираться до места своей работы?». Ведь большинство жителей городских предместий работают на предприятиях и в организациях, расположенных непосредственно в городе, поэтому сельскими жителями они ни коим образом не становятся.
Впервые о процессе субурбанизации заговорили в середине XX века в странах Северной Америки и Западной Европы. С течением времени признаки субурбанизации стало возможным наблюдать и на территории России. В первую очередь данный процесс присущ для российской столицы [1, 2]. Однако здесь он приобрел свою очень интересную отличительную особенность. Она связана с тем, что москвичи охотно строят или приобретают загородные дома и коттеджи и проводят в них значительную долю времени. Но в то же время жители Москвы не хотят отказываться и от квартир в черте мегаполиса.
Субурбанизация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Одна из проблем связана с тем, что качество жизни населения предместий
находится в прямой зависимости от факта наличия в пользовании автомобиля. Без личного автотранспорта вовремя добраться на работу в город из пригорода, который во многих случаях не обладает развитой транспортной инфраструктурой, становится практически непосильной задачей. Еще одна проблема обусловлена тем, что город не может полностью обеспечить рабочими местами всех желающих из городских предместий. Это становится причиной роста числа безработных и обострения различных проблем социально-экономического плана. Следующая проблема, присущая процессу субурбанизации, связана с тем, что стремительно растущие городские предместья отрицательно сказываются на природном ландшафте. Прежде всего, этот вопрос актуален для небольших по территории государств, имеющих высокую плотность населения, например, для Нидерландов, Бельгии и других [5, с. 250-253].
Процесс субурбанизации в большинстве случаев сопровождается так называемой часовой миграцией, то есть массовым притоком жителей предместий в черту города во время их пути к месту работы и столь же резким оттоком при их следовании домой. Такие массовые перемещения населения, происходящие в определенные часы суток, становятся причиной образования заторов, потерь рабочего времени, чрезмерного загрязнения воздуха выхлопными газами и т. д. Одним из способов решения вышеперечисленных проблем может стать реализация проектов по развитию пригородного общественного транспорта.
Также решению транспортной проблемы может способствовать стремительное развитие интернет-коммуникаций и 1Т-технологий, и, как итог, рост числа так называемых удаленных вакансий. Сегодня у некоторых сотрудников нет надобности ежедневно посещать свое рабочее место в офисе, и они могут выполнять свои непосредственные обязанности за персональным ком-
пьютером, не выходя из дома или находясь в любой точке мира. В научных кругах даже появилась весьма оригинальная теория возникновения всемирной деревни. Ее сторонники говорят о том, что рано или поздно стремительный рост мегаполисов должен замедлиться и даже прекратиться из-за того, что постепенно все виды работ в информационно-коммуникативной сфере будут выполняться исключительно удаленно.
Еще одной производной урбанизации является процесс рурбанизации. Под ним следует понимать явления, связанные с распространением условий и форм жизни, присущих для города, в сельских населенных пунктах. В том числе, в ходе рурбанизации может происходить перемещение в пригороды и сельские районы различных экономико-хозяйственных объектов, типичных для города, и, как следствие, миграция жителей мегаполиса в предместья или поселения сельского типа.
В государствах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки сегодня можно наблюдать еще один тип урбанизации -так называемую ложную урбанизацию. Причиной возникновения данного процесса стал демографический взрыв. Ложная урбанизация характеризуется стремительным ростом числа жителей мегаполисов на фоне недостаточного количества рабочих мест. Население городов крайне быстро увеличивается за счет миграции жителей из страдающих от перенаселения сельских районов страны [8, с. 231-232]. В большинстве своем такие мигранты обречены на безработицу, так как производственная и непроизводственная сферы города не могут дать достаточное количество вакансий для трудоустройства всех желающих. Еще одна проблема связана с недостатком жилья. В результате на окраинах мегаполиса образуются целые районы трущоб с антисанитарными условиями для жизни.
Если говорить об урбанизации как о глобальном процессе, то сегодня можно выделить два противоположных мнения относительно дальнейших перспектив
ц Гп::а 1
его протекания. Одни специалисты говорят о том, что урбанизация практически достигла максимально возможных пределов, поэтому в скором будущем возможно начало другого глобального процесса, связанного с деконцентра-цией. Вторая группа исследователей уверена в том, что процесс урбанизации продолжится и в дальнейшем. Тем не менее урбанизация с течением времени будет эволюционировать, меняясь по форме, содержанию и пространственной структуре в зависимости от особенностей того или иного государства.
Литература
1. Park R., Burgess E. W., McKenzie R. D. The City. Chicago, 1925.
2. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Социологические прогулки. Город ногами социолога. 2009. URL: http://www.urban %club.ru/?p=99 (дата обращения: 11.01.2019)
3. Лефевр А. Социальное пространство // Неприкосновенный запас. 2010. №2 (70). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/le1.ht ml (дата обращения: 03.05.2019)
4. Фуко М. Другие пространства. Ге-теротопии // Проект International. 2007. № 19. C. 170-179
5. Социальное пространство большого города / Под ред. Г. В. Еремиче-вой. СПб.: СИ РАН филиал ФНИСЦ РАН, 2018. С. 392
6. Budenbender M. The Evolution of Neoliberal Urbanism in Moscow, 19922015 // Antipod. 2017. Vol. 49(2). Р. 294313.
7. Golubchikov O. Urban planning in Russia: towards the market // European Planning Studies. 2004. Vol. 12. Р. 229247
8. ВильковскийМ.Б. Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», 2010. С. 590
Social background and prospects of modern
urbanization processes Garnaga A.F., Dorofeeva N.N., Dorofeev E.P.
Pacific National University
The article considers urbanization as a global process.
Today, it is characterized by the growth of large
cities and megacities due to the development of
suburban territories-suburbanization, in which citizens form local settlements in an organized or spontaneous manner. A distinctive feature of such suburbs is the belated development of infrastructure-to provide residents with jobs, educational institutions, service institutions and other areas of the city. At the same time, residents of suburbia do not become rural residents, although they have some features of the organization of life in the village - development of private single - family homes or townhouses, the presence of a private yard, the possibility of subsistence farming-they continue to work and study in the city. Often the settlements themselves are located directly within the city limits. The process of suburbanization is also associated with an increase in urban transport load, motorization of the population during the formation of suburbia increases significantly, since residents need to independently get to other areas of the city to the place of employment, and public transport in spontaneously organized areas is usually unavailable.
Another derivative of the modern process of urbanization is rurbanization. Unlike suburbanization, this process is characterized by the perception of rural areas and urban life. At the same time, it is not the residential function that moves to the suburbs and rural areas, but the production function. Areas of residence are also formed based on the location of economic and economic objects.
A dangerous process of urbanization today is the so-called "false urbanization". It is characterized by a large flow of migrants from rural areas and suburbs to cities that are not able to provide the necessary amount of housing and jobs. As a result, the formation of disadvantaged areas and even segregation within large cities.
Keywords: urbanization, suburbanization, rurbanization, suburbia.
References
1. Park R., Burgess E. W., McKenzie R. D. The City.
Chicago, 1925.
2. Virt L. Urbanizm kak obraz zhizni // Sociologicheskie
progulki. Gorod nogami sociologa. 2009. URL: http://www.urban %club.ru/?p=99 (data obrashcheniya: 11.01.2019)
3. Lefevr A. Social'noe prostranstvo // Neprikosnovennyj zapas. 2010. №2 (70). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/le1 .html (data obrashcheniya: 03.05.2019)
4. Fuko M. Drugie prostranstva. Geterotopii // Proekt
International. 2007. № 19. C. 170-179
5. Social'noe prostranstvo bol'shogo goroda / Pod red.
G. V. Eremichevoj. SPb.: SI RAN filial FNISC RAN, 2018. S. 392
6. Budenbender M. The Evolution of Neoliberal Urbanism in Moscow, 1992-2015 // Antipod. 2017. Vol. 49(2). P. 294-313.
7. Golubchikov O. Urban planning in Russia: towards
the market // European Planning Studies. 2004. Vol. 12. P. 229-247.
8. Vil'kovskijM.B. Sociologiya arhitektury. M.: Fond
«Russkij avangard», 2010. P. 590.