Научная статья на тему 'Социальные предпосылки формирования V «Золотого века» культуры в Армении'

Социальные предпосылки формирования V «Золотого века» культуры в Армении Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / культура / Золотой век / письменность / culture / Golden Age / Armenian writing

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорян Тамара Гагиковна

В статье анализируются социальные факторы, которые стали решающими предпосылками национально-освободительной войны и формирования V «Золотого века» культуры в Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social prerequisites for the formation of the V "Golden Age" of culture in Armenia

The article analyzes the social factors that were decisive prerequisites for the national liberation war and the formation of the V "Golden Age" of culture in Armenia.

Текст научной работы на тему «Социальные предпосылки формирования V «Золотого века» культуры в Армении»

УДК 1(091)

DOI 10.34823/SGZ.2021.6.517738

Т.Г. ЕГОРЯН

аспирант кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета*

Социальные предпосылки формирования V «Золотого века» культуры в Армении

В статье анализируются социальные факторы, которые стали решающими предпосылками национально-освободительной войны и формирования V «Золотого века» культуры в Армении.

Ключевые слова: общество, культура, Золотой век, письменность.

T.G. YEGORYAN Postgraduate student of the Department of Philosophical science of the Moscow State Linguistic University

Social prerequisites for the formation of the V "Golden Age" of culture in Armenia

The article analyzes the social factors that were decisive prerequisites for the national liberation war and the formation of the V "Golden Age" of culture in Armenia.

Keywords: culture, Golden Age, Armenian writing.

В истории армянской нации выделяются три периода её качественного культурного подъёма: период начала формирования феодального строя («Золотой век»), период развитого феодализма («Серебряный век») и период Возрождения. Формирование «Золотого века» определили следующие крупнейшие для Армении события, происходившие с начала IV до середины V века: социально-классовые преобразования, принятие православия и религиозно-духовная революция, изоб-

* Егорян Тамара Гагиковна, e-mail: tamaraegoryangag@gmail.com

ретение письменности. Данные преобразования активизировали этно-защитные функции армянского народа, повлияли на его объединение, осознание своей идентичности и дали шанс представить миру свой национальный духовно-культурный потенциал.

Армянская цивилизация своими истоками уходит в глубокие слои человеческой истории. Географическое расположение Армении всегда являлось своего рода буферной зоной для могущественных империй Запада и Востока. Её территория представляла собой некую крепость, обнесённая со всех сторон недоступными стенами. Владея ею, можно было господствовать над долиной Куры, Месопотамией и, наконец, над равнинами и плоскогорьями Анатолии. Жизнь армянского народа была связана с историей мировых держав, и была полна борьбы за национальное выживание. На протяжении всей долгой и героической истории армянский народ боролся за свободу, создавая и сохраняя свою уникальную и самобытную культуру.

Уже с II-III вв. в Армении начали формироваться феодальные отношения, товарное производство заменялось натуральным хозяйством. Перестали чеканить монеты и денежные налоги были заменены натуральными поземельными. В III-IV вв. небольшое городское население, как и крестьяне-шинаканы, занималось хлебопашеством, садоводством и ремеслом. Торговля, развивающаяся в городах, носила транзитный характер, обусловленный их расположением на северном пути мировой торговли (от Китая и Средней Азии в южные и восточные порты Черного моря). Армения была связана с Ираном, Месопотамией, Малой Азией, портами Чёрного моря, с Картли. Торговля, однако, не затрагивала основной массы населения и не влияла на общий уровень жизни в стране. Со второй половины IV в. начался упадок городов и торговли. Усобицы и иноземные нашествия препятствовали торговым сношениям, усиливалась разобщённость отдельных провинций.

К IV веку в Армении образовалась феодальная монархия, главой которой являлся царь, с подчинёнными ему крупными феодалами (нахарарами), политическая власть которых год за годом возрастала. Важными государственными документами считались Гахнамак («Государственная грамота», которая представляет социальную пирамиду армянской знати) и Зоранамак («Воинская грамота», упорядочивающая количест-

во и распорядок воинских сил в древней Армении). С углублением феодальных отношений земли в государстве стали расчленяться за счёт дарственных имений (наград). Существовала сложная иерархическая лестница среди землевладельцев. Армянское общество делилось на три сословия: «свободных», «несвободных» и духовенство. Крестьяне-общинники были основным податным населением страны, которое платило оброк и отбывало барщину. Крестьяне считались имуществом феодалов и были прикреплены к земле. По правилам Шаапиванского собора (443 г.) «свободные» подвергались лишь денежным взысканиям. В последствии стремительного расчленения земель к IV веку Армения состояла из 190-195 провинций (гавар). Со временем земельные временные награды, как и государственные должности, стали превращаться в наследственные. Таким образом завершилось формирование правящего класса - феодалов.

Наряду с внутренними социальными факторами следует обратить внимание на внешние, то есть на отношение Армении с другими государствами. Родство между царями Арша-кидской Армении и Парфянского Ирана давали возможность сохранить независимость. Но после переворота в Иране, с приходом к власти Сасанидской династии изменилась вся политическая картина региона. Сасаниды начали упорную борьбу с Римом за Месопотамию, в которой Армения также стала объектом противоборства между ними. Начавшаяся в 296 г. война закончилась Нисибинским 40 летним мирным договором, в котором персы признали римский протекторат над Арменией. Развивающаяся внешнеполитическая и внутриполитическая обстановка страны принудили задуматься об обеспечивающих независимость Армении политических шагах.

В 301 г. Трдат III Великий (287-330гг) провёл религиозную реформу. Это было своего рода провозглашением и проведением «национально-государственной политики на идеологическом обосновании»1. Принятие христианства создавало предпосылки для идеологического обособления от Ирана и Рима и укрепление национальной государственности на единой духовной основе, что повлекло за собой коренные изменения в развитии внешней политической истории и в общественной духовной мысли Армении. Христианство резко пов-

1 Мирумян К. Из истории армянской политической мысли. Ереван. Лингва. 2002, с. 44 (на армянском языке).

лияло на напряженные отношения с маздеистким Ираном, который стал осуществлять политику экономического угнетения армянского народа. Подобное экономическое давление являлось прямым посягательством на право свободного вероисповедания.

Христианская церковь стала одним из крупных феодалов страны, которой платили дань. Однако, в течении столетия она не смогла раскрыть свой потенциал, стать защитником интересов народа. Национализации церкви, конечно, препятствовали множество обстоятельств: жизнеспособное языческое мировоззрение и традиции, служба в церквях, христианизация и духовное образование на совершенно чужом языке. В такой ситуации не могло быть и речи о духовной общности народа.

Вскоре экономические и политические амбиции церкви и феодалов, неумение Аршакидов вести гибкую внутреннюю политику привели к конфликтной внутриполитической ситуации в стране, которая переросла в гражданскую войну при царе Аршаке II (350-368гг.), который пытался упрочить положение царской власти, но сам стал жертвой аристократических заговоров. Приказ царя о построении города и предоставления права убежища всем беглым и крестьянам, поднял против его власти всех феодалов, в том числе и церковь, и послужил началом ожесточённой и кровопролитной борьбы между ними. Борьба продолжалась и в первые годы правления его приемника Папа (369-374гг.), который продолжал земельную политику отца. Он провёл секуляризацию церковных земель. Добился обособления армянской церкви от византийской. Несмотря на все попытки упрочить царскую власть, социальная база государства была ослаблена и Аршакиды лишились опоры среди народа, нахараров и церкви. В последствии заговора царь был убит во время пиршества. Жертвой раздоров становились как цари, так и нахарарские роды1.

Таким образом, новые общественные отношения, затяжной социально-политический кризис страны, недостаток дипломатичности во внутренней политике Аршакидов, привели к крушению царства. Начатая междоусобица стала своего рода рычагом в руках сильных держав Римской Империи и Са-санидского Ирана. В последствии (387г.) Армения была разделена на две части. После раздела Армении соседние силь-

1 См.: Мовсес Хоренаци. История Армении: В 3 кн. / Пер. с древнеарм. (грабара) Г.Х. Саркисян. Ереван. Айастан. 1990, кн. III, гл. 2.

ные державы стали вести новую языковую политику, которая стала прямой угрозой духовно-культурному единству армянского народа. В персидской части Армении был запрещен греческий язык, который был официальным языком армянской церкви, учебно-образовательной системы, культуры, внутренних и внешних отношений, а в Римской части - использование ассирийского и фарси, которые выполняли аналогичные функции. После раздела Армении политическая проблема обеспечения независимости государства, фактически, переросла в проблему физического существования нации и духовной её самозащиты. Эту важнейшую историческую миссию возложила на себя Армянская церковь и христианская религия превратилась в духовную объединяющую силу нации, сохранения её идентичности.

Для решения проблемы национальной самообороны, в первую очередь, нужно было создать идеологическую, духовную, культурную основу. Единственным выходом из этой ситуации царь Врамшапух (388-414гг) и католикос Саак Парфянин (387-439гг) видели в культурном перевороте страны, что возможно было при наличии национальной письменности. Её создание являлось единственным фундаментом для развития армянской духовной культуры, как главнейшего механизма самозащиты нации.

В 405 году выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маш-тоц (361-440 гг.) создал армянский алфавит и национальную письменность. Корюн в своём труде «Житие Маштоца» сообщает достоверные сведения о своем учителе и о его культурной деятельности. Сразу после создания письменности акцент был сделан на распространение грамотности во всей Армении. При монастырях стали открываться школы, где обучение проходило на родном языке. В школах изучали богословие, математику, философию, риторику и другие науки. Как пишет Корюн: «Три дела должны были сделать - переводить, писать и обучать», что и принялись делать Маштоц и его со-ратники1. Усилиями первых переводчиков были переведены важнейшие труды античных философов. Появилась наступательная апологетическая литература в лице трудов Езника Кохбаци. Параллельно с распространением грамотности в Армении развернулось уникального размера литературное, куль-

1 Корюн. Житие Маштоца. Ереван. Изд. ЕГУ. 1980, с. 61 (на армянском языке).

турное движение века. Появились первые памятники армянской самостоятельной литературы: произведения историографии, (Корюна, Агатангелоса. Егише, Мовсеса Хоренаци и другие. Политико-философские идеи Егише («О Вардане и армянской войне») и Мовсеса Хоренаци («История Армении») актуальны и по сей день. В них на первый план выдвигаются вопросы религиозной свободы, независимости армянского народа в рамках национальной государственности.

На протяжении своей истории армянский народ в условиях ожесточённой борьбы с внешним противником терял и вновь приобретал свою независимость. Армянский этнос вынужден был приложить максимальные усилия для сохранения своей национальной целостности и самобытности. Важнейшими решениями этих общенациональных задач являлись коренные социальные преобразования, культурная революция, связанная с принятием христианства, созданием письменности, распространением в массах грамотности и т. д. Данные качественные преобразования позднее получили название «Золотой век» армянской культуры. Таким образом, «Золотой век» был подготовлен как социальными преобразованиями, так и духовными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.