УДК 159.99
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА
Гаджиева Айтач Фейруз кызы.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», студент, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается феномен подросткового буллинга. Проводится анализ социальных предикторов буллинга среди подростков. Акцентируется внимание на таких социальных факторах риска возникновения подросткового буллинга, как семья, учебный класс и другие.
Ключевые слова. буллинг, травля, подросток, подростковый буллинг, социальные предикторы буллинга.
SOCIAL PREDICTORS OF ADOLESCENT BULLYING
Gadzhieva Aitach Feyruz kyzy.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, student, aytach.gadzhieva@mail .ru.
Abstract. The article is devoted to the phenomenon of teenage bullying. Social predictors of bullying among adolescents are being analyzed. Attention is focused on such social risk factors for adolescent bullying as family, classroom and others.
Keywords. bullying, persecution, teen, teen bullying, social predictors of bullying
Исследование подросткового буллинга насчитывает более четырех десятилетий, собраны обширные материалы, посвященные изучению различных аспектов данного феномена: основных характеристик, механизмов, буллинг-структуры, его влияния на становление подрастающей личности и так далее. Одним из важнейших вопросов исследования буллинга был и остается анализ предикторов, лежащих в его основе. Именно понимание детерминации подросткового буллинга позволит разрабатывать и эффективно реализовывать психологические программы буллинг-профилактики в школах, вести работу, направленную на сохранение и укрепление психологического здоровья подростков. В качестве основных социальных детерминант подросткового буллинга исследователями выделяются такие, как: семья, школьный класс, педагогические аспекты становления личности подростка и другие.
Семья, являясь первооочередным институтом социализации для ребенка, выступает основным предиктором его психологического благополучия. Среди семейных аспектов, «спасающих» подростков от попадания в буллинг-ситуации, исследователями называются родительская поддержка, эмоционально-теплые и доверительные отношения родителей с ребенком, эффективная внутрисемейная коммуникация, «здоровая» доля предоставляемой
79
подростку свободы выбора, родительская включенность в жизнь подростка, демократический стиль воспитания, благоприятный психологический климат в семье и другие [1], [5], [6].
Многочисленные исследования показывают, что подростки, реализующие виктимные стратегии в межличностных и групповых отношениях со сверстниками, нередко подвергались насилию в семье, воспитывались в условиях тотальной гиперопеки, провоцирующей формирование у них выученной беспомощности [5]. Живя в таких условиях, подростки не имеют другого выбора, кроме как пассивно воспринимать происходящий с ними произвол, боясь своими действиями усугубить и без того сложную жизненную ситуацию. Часто встречаемыми характеристиками семьи, в которой растет подросток, несущий роль жертвы, также является дистантность и формализм семейных взаимоотношений. Объяснением пассивной позиции виктимного подростка, по мнению А.А.Реана и М.А.Новиковой может выступать тот факт, что «жертва часто рассматривается окружающими (в том числе и близкими людьми) как виновник насилия, осуществляемого в ее адрес», что приводит к нежеланию и осознанию бессмысленности делиться своими переживаниями с окружением [5, с. 115].
Подростки, выступающие в буллинг-структуре в роли агрессоров, имеют опыт жестокого обращения со стороны членов своей семьи [1], [5], [7]. Среди подростков-инициаторов травли гораздо чаще встречаются случаи, в которых они или наблюдали физическую агрессию в семье, или сами ей подвергались. Триггером агрессивности подростков по отношению к более слабым сверстникам нередко выступает и такой феномен семейной системы, как дисбаланс власти, при котором старшие (родители или сиблинги) злоупотребляют своим статусом и угрожают безопасности более младших членов семьи.
В качестве одного из предикторов возникновения ситуаций травли в подростковой среде выступают и социально-экономические характеристики семей, в которых они воспитываются. Так, исследователями было выяснено, что низкий уровень дохода семьи может выступать фактором риска виктимизации подростка в ситуации буллинга [7]. Подростки из малообеспеченных семей гораздо чаще оказываются вовлеченными в буллинг. Интересным представляется и тот факт, что обозначенная взаимосвязь может быть опосредована и более широким социально-экономическим контекстом существования социальных институтов.
В качестве характеристики семьи, выступающей детерминационным аспектом буллинга в подростковом возрасте, исследователи называют и уровень образования родителей. Так, согласно исследованиям В.С.Собкина и М.М.Смысловой, дети, воспитывающиеся в семьях, где родители имеют среднее образование, более подвержены риску вовлечения в буллинг [7]. Подростки из семей, в которых родители получили высшее образование, чувствуют себя в школьной среде более комфортно и в гораздо меньшей степени оказываются участниками ситуаций психического и физического насилия в учебном классе.
Немаловажное значение в контексте социальной детерминации буллинга имеют и педагогические предикторы. Педагогический аспект определяет атмосферу, в которой подростки находятся достаточно большую долю своего времени, в связи чем он может выступать как детерминантой психологического благополучия школьников, так и являться риск-предиктором возникновения буллинг-процессов. Среди педагогических предикторов можно назвать такие, как формируемая педагогами «нездоровая» конкуренция в учебной среде, выражение неуважительного отношения к учащимся, публичное порицание в воспитательных целях, предвзятое отношение, неконструктивная критика, высказывание оскорблений в адрес школьников и толерантное отношение к таким явлениям в межличностных отношениях подростков. Кроме того, отношения внутри педагогического коллектива, построенные на дисбалансе власти, травля в отношении отдельных своих коллег со стороны педагогов или представителей школьной администрации, низкий авторитет учителя в глазах учащихся и их родителей, также являются теми социальными факторами, которые провоцируют процветание буллинга среди подростков в образовательной среде.
Значимым предиктором, определяющим риск проявления буллинга в подростковой среде, являются социально-психологические характеристики группы (уровень развития группового субъекта деятельности) [2]. Ключевым аспектом, характеризующим группу, учебный класс, выступает ощущение безопасности либо, напротив, небезопасности каждого члена, включенного в данный микросоциум. В случае переживания подростком тревоги, дискомфорта, обусловленных отсутствием ощущения безопасности пребывания в группе, нередко возникает риск дезадаптивных стратегий совладания с этими состояниями, что может приводить к формированию буллинг-ситуации. Тем более, как точно подмечает М.И.Кошенова, «современная российская реальность активно тиражирует именно агрессивные модели и канализации тревоги, и разрешения проблемных ситуаций» [4, с.63].
Одним из показателей низкого уровня развития группового субъекта является негармоничная статусная иерархия в структуре группы, а именно наличие членов группы, занимающих позиции «изолированных» и «отверженных». Жесткая стратификация в группе подростков является благодатной почвой для возникновения ситуаций травли и насилия. Согласно результатам эмпирического исследования, проведенного Е.М. Кочневой, И.Е. Емелиной и А.А. Симаниной, статус подростка в социометрической иерархии тесно взаимосвязан с его ролью в буллинг-структуре [3]. Наиболее часто инициаторами травли в среде тинейджеров становятся те учащиеся, которые занимают крайние статусные позиции в классном коллективе: позицию «отверженного» или позицию «высокостатусного» члена группы. Роль жертвы в преимущественном большинстве случаев принадлежит подросткам с низким социометрическим статусом - «изолированным» и «отверженным». Наличие данной тенденции подтверждается и наблюдениями В.С. Собкина и М.М. Смысловой, которые на основе анализа масштабных эмпирических исследований пришли к выводу о том, что «подростки с низким социально -
групповым статусом, чувствующие себя в классе одиноко, значительно чаще сталкиваются с различными формами насилия» [7, с.78].
Учет социальных предикторов буллинга в подростковой среде должен выступать одной из отправных точек для реализации психопрофилактической работы в школе. Специалистам, работающим в данном направлении, важно принимать во внимание не просто разрозненные социальные факторы, способные послужить почвой для возникновения буллинг-процессов, а рассматривать их в целостной картине взаимосвязи и взаимовлияния.
Библиографический список.
1. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2013. - Т.10. - № 3. - С. 149-159.
2. Гудзовская А.А., Манухина А.М., Проскурина А.А. Школьный буллинг как отражение развития группового субъекта деятельности // Социальные явления. - 2017. - №1 (7). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-bulling-kak-otrazhenie-razvitiya-gruppovogo-subekta-deyatelnosti (дата обращения: 11.03.2021).
3. Кочнева Е.М., Емелина И.Е., Симанина А.А. Социометрическая позиция школьника и его роль в структуре буллинга // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiometricheskaya-pozitsiya-shkolnika-i-ego-rol-v-strukture-bullinga (дата обращения: 10.03.2021).
4. Кошенова М.И. Моббинг как маркер системного неблагополучия современного российского общества? // Социально-психологическая оценка рисков современной реальности: очевидное и вероятное: монография / Под научн. Ред. О.А. Белобрыкиной. - Новосибирск: НГПУ, 2017. - С. 53-69.
5. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 4. - C. 112—120.
6. Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 2019. - Том 97. - № 1. - С. 165177.
7. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. - 2014. - Том 5. - № 2. - С. 71-86.