Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 В КИТАЕ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
194
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / COVID-19 / КИТАЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ань Эньжуй

В статье рассматриваются последствия пандемии COVID-19, обнажившей социально-экономическое неравенство людей во всем мире. Данное исследование направлено на изучение влияния пандемии COVID-19 на множество аспектов социального благополучия, таких как занятость, бедность, положение мигрантов, продовольственная безопасность и мировая торговля на примере Китая. Предпринята попытка исследования перспектив развития социальной сферы Китая на фоне негативных последствий пандемии. Сделан вывод о том, что изучение социальных последствий ограничений, связанных с COVID-19, служат ориентиром в процессах восстановления экономически уязвимых слоев населения. Понимание изменений общественных настроений китайского общества может быть использовано для разработки соответствующей социальной политики, направленной на снижение негативного воздействия пандемии на жителей Китая. Очевиден тот факт, что вспышка COVID-19 оказала негативное влияние на общественные настроения, поэтому так важно изучать изменения в общественных настроениях именно на этапе восстановления после пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC IN CHINA

The article discusses the consequences of the COVID-19 pandemic, which exposed the socioeconomic inequality of people around the world. This study aims to explore the impact of the COVID-19 pandemic on many aspects of social well-being, such as employment, poverty, migrant status, food security and global trade, using the example of China. An attempt was made to study the prospects for the development of China’s social sphere against the backdrop of the negative consequences of the pandemic. It is concluded that the study of the social consequences of the restrictions associated with COVID-19 serve as a guide in the process of restoring the economically vulnerable segments of the population. Understanding the changing public sentiments of Chinese society can be used to develop appropriate social policies aimed at reducing the negative impact of the pandemic on Chinese people. It is clear that the COVID-19 outbreak has had a negative impact on public sentiment, which is why it is so important to study changes in public sentiment during the post-pandemic recovery phase.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 В КИТАЕ»

СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Социальные последствия пандемии СОШ-19 в Китае

Ань Эньжуй,

аспирант кафедры социальных технологий социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: enrui8585@gmail.com

В статье рассматриваются последствия пандемии COVID-19, обнажившей социально-экономическое неравенство людей во всем мире. Данное исследование направлено на изучение влияния пандемии COVID-19 на множество аспектов социального благополучия, таких как занятость, бедность, положение мигрантов, продовольственная безопасность и мировая торговля на примере Китая. Предпринята попытка исследования перспектив развития социальной сферы Китая на фоне негативных последствий пандемии. Сделан вывод о том, что изучение социальных последствий ограничений, связанных с COVID-19, служат ориентиром в процессах восстановления экономически уязвимых слоев населения. Понимание изменений общественных настроений китайского общества может быть использовано для разработки соответствующей социальной политики, направленной на снижение негативного воздействия пандемии на жителей Китая. Очевиден тот факт, что вспышка COVID-19 оказала негативное влияние на общественные настроения, поэтому так важно изучать изменения в общественных настроениях именно на этапе восстановления после пандемии.

Ключевые слова: пандемия, социальная изоляция, социальные последствия, COVID-19, Китай, социальное дистанцирование.

Пандемия COVID-19 внесла значительные коррективы в социальную жизнь Китая в начале 2020 г. Официальная статистика сообщала о снижении валового внутреннего продукта на 6,8% в первом квартале года, тогда как уровень безработицы в городах вырос с 5,3% в январе до 6,2% в феврале, а 6% работников по всей стране были вынуждены покинуть рынок труда. Мигранты стали одними из наиболее уязвимых социальных групп во время пандемии. Поскольку вспышка в Китае произошла во время праздника Весны, когда большинство мигрантов вернулись домой, строгие меры ограничения, принятые в городах с конца февраля 2020 г., значительно ограничили мобильность этих мигрантов [15]. Их неспособность вернуться на свое рабочее место в городе, усугубляемая высоким предполагаемым риском для здоровья, привела к тому, что значительная часть из них потеряла работу. Исследования показали, что более 90% сельских рабочих-мигрантов оказались в затруднительном положении после того, как они вернулись домой и не смогли найти работу по состоянию на конец февраля 2020 г. [6].

Кроме того, внезапное снижение спроса на группы товаров привело к огромному давлению на экономику Китая, ориентированную на экспорт. Многие трудоемкие отрасли испытали на себе основную тяжесть экономических трудностей пандемии, и увольнения стали неизбежными. Только за январь и февраль 2020 г. было закрыто 247 тыс. предприятий. Ожидалось, что страхование по безработице обеспечит чрезвычайную помощь, но в масштабах страны программа охватывала только 17% мигрантов. Среди общей массы лишь 8% лиц, уволенных к ноябрю 2020 г., были защищены страхованием по безработице, а 86% уволенных работников не получали никакой социальной помощи [15]. При этом нужно отметить, что во время пандемии были приняты необходимые программы социальной защиты в Китае, охватывающие широкий спектр областей политики, таких как медицинское страхование, страхование по безработице и страхование от несчастных случаев.

Несмотря на то, что китайское правительство проявляло гибкость, предлагая разовые денежные выплаты уволенным мигрантам, которые не были включены в программу страхования от безработицы, в действительности такое предоставление материальной помощи было ограничено небольшим количеством городов.

Кроме того, даже когда пособия предоставлялись, только безработные мигранты, работающие в формальном секторе, имели право на их получение. К сожалению, обширный неформальный сектор недостаточно охвачен национальными мерами социальной защиты. Это подтверждает версию о том, что разделение между местным населением и мигрантами стало основным источником социального неравенства во время пандемии.

В данной работе рассматриваются различные методы борьбы по сдерживанию роста заболеваемости в период пандемии, а также постковидная ситуация в Китае,

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

см со

где хорошо прослеживается грамотность в принятии решений, что касается организации мероприятий по недопущению распространения COVID-19. Очевидно, что в то время, как другие страны все еще боролись с разрастающейся пандемией, Китаю в значительной степени удалось ее укротить. Общенациональный подход, подкрепленный высоким мобилизационным потенциалом государства, создал особый стиль кризисного управления, который способствовал борьбе с пандемией.

На сегодняшний день социальное обеспечение Китая в основном сосредоточено на смягчении неблагоприятного воздействия, вызванного потрясениями на рынке труда и рисками на индивидуальном уровне. Однако, сама эта политика часто структурирована по профессиональным, этническим, возрастным и гендерным признакам, что может ограничивать необходимый доступ к социальной защите для уязвимых групп населения во время крупномасштабных кризисов, таких как пандемия коронавируса.

Многочисленные исследования говорят о том, что внешние потрясения, такие как пандемии, стимулируют потребность людей в социальной защите и побуждают их отдавать предпочтение краткосрочному социальному потреблению долгосрочным инвестициям. Изучение общественного мнения о реакции социальной политики на пандемию коронавируса в Китае показало значительные экономические трудности среди респондентов, выразивших явное желание модернизации существующего рынка труда и социальной помощи. Несмотря на это, будучи первой страной, охваченной пандемией COVID-19, Китай показал отличную способность управлять процессом адаптации более эффективно, чем большинство стран [14, с. 262].

В рамках исследования социальных последствий эпидемии коронавируса представляется важным изучить динамику появления эмоциональных состояний, психосоциальных факторов и стратегий выживания медицинского персонала во время пандемии COVID-19, чтобы впоследствии эти знания способствовали разработке грамотных инструментов психологической помощи и других видов поддержки, так как стресс для данной социальной группы, как правило, негативно влияет на общий эмоциональный фон и способность справляться с трудностями.

В то время как пациенты нуждались в психологической поддержке во время прохождения лечения, медицинский персонал нуждался в ней еще сильнее. Во время эпидемии атипичной пневмонии тревога и страх были обычным явлением для простых граждан. Как стало известно, во время эпидемии лихорадки Эбола, отсутствие систем психического надзора и психосоциальной поддержки увеличивало риск психологического стресса и прогрессирования психопатологии у медицинского персонала. Среди медицинских работников во время пандемии COVID-19 была обнаружена более высокая распространенность психологических симптомов, чем в предыдущие пандемии и эпидемии. Согласно многочисленным исследованиям, у значительной части медицинских работников были симптомы депрессии (50,4%), тревоги (44,6%), бессонницы (34,0%) и дистресса (71,5%) [10, с. 24].

На данный момент не вызывает сомнения тот факт, что медицинские работники подвергаются высокому риску психических расстройств во время пандемии. Исследования, ориентированные на эту социальную группу населения, представляет собой удобный способ обобщить знания об их нуждах и проблемах и может служить отправной точкой для дальнейших более грамотных политико-социальных решений [1, с. 6]. Важно от-

метить, что пандемия COVID-19 стала началом кардинальных изменений в сфере улучшения систем психического здоровья и психосоциальной поддержки в Китае, например, таких, как предоставление психологических услуг онлайн. В данный момент мы можем наблюдать трансформацию психологической помощи в медицинской сфере Китая [5, с. 250-251].

Благодаря многочисленным исследованиям, выяснилось, что межличностное общение, затрудненное из-за медицинских масок и защитных костюмов, часто провоцирует плохое настроение или эмоциональное истощение. В этой связи грамотная социальная поддержка и эффективные стратегии реагирования необходимы для временного снижения стресса, а также для снижения риска психологических проблем в долгосрочной перспективе.

Таким образом, применение позитивных стратегий преодоления трудностей в такое непростое время, как пандемия, локдаун принципиально важно. Необходимо планирование времени и места отдыха для медицинского персонала, также нужно организовывать и другие сопутствующие формы государственной финансовой поддержки и психологической помощи.

Говоря о Китае, мы имеем возможность наблюдать в данный момент времени то, что существовавшее ранее неравенство людей в сфере получения социальных пособий привело к тому, что коренные жители и мигранты имеют явные различия в получении социальной поддержки от государства. Эта разнородность ярко иллюстрирует неравенство в китайской системе социального обеспечения, а также показывает динамику рынка труда, возникшую в результате массовой внутренней миграции и неформализации рабочей силы.

Нужно признать, что экономический спад, вызванный пандемией COVID-19, усугубил существующее социальное неравенство в большинстве стран. Внезапное и серьезное нарушение экономической деятельности, вызванное эпидемией, привело к массовой безработице, повсеместному сокращению заработной платы и резкому росту бедственного положения обычных граждан.

Как и предполагалось ранее, люди, наиболее сильно пострадавшие от пандемии, часто относились к социальным группам, которые уже были уязвимы до этого, что доказывает ранее существовавшее неравенство. Социальная политика Китая в данный момент является неотъемлемой частью скоординированных политических мер реагирования на кризис и ее модернизация необходима для поддержания достойного уровня жизни отдельных лиц и категорий граждан.

Нужно отметить, что большинство стран во время пандемии вводили краткосрочные меры социальной поддержки, часто используемые инструменты такой помощи включали в себя субсидирование заработной платы, оплачиваемые отпуска, программы сохранения рабочих мест; и тут важно подчеркнуть, что, как показала практика, уже существующие программы, такие как пособия по безработице и минимальная заработная плата нуждаются в дальнейшем повышении во многих странах, в том числе и в Китае.

Не секрет, что китайская система социального обеспечения давно известна как фрагментарная, дихотомия между городом и деревней и разрыв между формальным и неформальным секторами создали неравную систему благосостояния, несмотря на усилия правительства в последние годы по сокращению такого неравенства.

Анализируя пандемию во всем мире, мы видим, как вспышка COVID-19 застала большинство стран врасплох, китайское же правительство одним из первых сфо-

кусировалось на социальной защите, были изданы две директивы от 21 февраля и 6 марта 2020 г. соответственно, объявляющие о пакете социальной помощи [2].

Примечательно, что первоочередное внимание уделялось стабилизации занятости, а ключевым инструментом было существенное облегчение бремени предприятий по уплате взносов на социальное страхование. Только в феврале 2020 г. было отменено в общей сложности 123,8 млрд юаней взносов на социальное страхование. Малые и средние предприятия, которые воздерживались от массовых увольнений сотрудников, были вознаграждены максимальной компенсацией страховых взносов, которые они уплатили в систему страхования по безработице в 2019 г. [9].

Кроме того, нужно отметить, что повсеместно велась активная политика на рынке труда, направленная на создание дополнительных рабочих мест за счет привлечения к общественным работам, а центральные власти призвали местные органы власти ускорить возобновление финансируемых государством проектов в области инфраструктуры, энергетики, энергетики и ИТ-сетей [16].

Таким образом, Китай гораздо меньше использовал прямые субсидии в отношении политики центрального правительства, чем другие страны Восточной Азии. Вместо этого местные органы власти выступали с различными финансовыми предложениями, такими как увеличение денежных пособий, продление периода выплаты пособий по безработице и выдача потребительских ваучеров. Например, в городе Сямэнь местным жителям, не имеющим права на получение пособия по безработице, предлагалось ежемесячное пособие в размере до 1000 юаней [16, р. 155].

В целом пакет ответных мер социальной политики китайского правительства был предпринят путем введения программ экстренного вмешательства, расширения существующих программ и ослабления критериев приемлемости для отдельных лиц. В то время как политики пытались использовать оба типа традиционных мер социальной защиты - краткосрочное социальное потребление и долгосрочные инвестиции, особенно посредством денежных переводов и активной политики на рынке труда, - последней уделялось особое внимание. Этот акцент частично отражает давнюю логику развития социальной политики в Китае [11, с. 44].

Учитывая вышесказанное, мы можем отметить тот факт, что текущая система социального обеспечения в городах Китая состоит из накопительных программ социального страхования и программ социальной помощи, финансируемых за счет налогов. Программы накопительного страхования в основном включают пенсионное страхование (пенсии по старости), медицинское страхование,страхование по безработице и страхование от несчастных случаев на производстве. Большинство городских программ социального страхования основаны на специфике рода занятий, работодатели и работники вносят совместные взносы по фиксированной ставке [6].

Также согласно новому закону трудового кодекса, принятому после начала эпидемии коронавируса, работодатели должны обеспечивать участие трудящихся-мигрантов в городских программах социального страхования при условии подписания официального трудового договора. Поэтому, местные органы власти мотивированы включать мигрантов в свои программы социального страхования, так как мигранты вносят весомый вклад в городскую систему социального страхования и, в конечном итоге, субсидируют местных жителей.

Таким образом, можно отметить, что значимые изменения в Китае за последнее время происходят в резуль-

тате того, что местные органы из-за растущей нехватки рабочей силы в прибрежных регионах, стали выделять социальные пособия квалифицированным рабочим-мигрантам, с целью усиления экономического роста государства.

Однако такая инклюзивная политика, не всегда приносит ожидаемый результат, поскольку уровень участия среди мигрантов остается намного ниже, чем ожидалось. Во-первых, многие работодатели обходят трудовое законодательство, предлагая работникам-мигрантам неофициальные контракты, не требующие отчислений на социальное страхование. Кроме того, многие трудящиеся-мигранты, по-видимому, соглашаются или даже поддерживают неучастие, потому что тогда они могут сэкономить зачастую значительную сумму своего страхового взноса. Во-вторых, мобильность социального страхования в Китае остается по-прежнему ограниченной.

Пандемия показала, что восприимчивость к главным социально-экономическим рискам и рискам для здоровья стимулирует потребность людей в социальной защите и увеличении расходов на социальное обеспечение, к таким рискам обычно относятся безработица, серьезные заболевания и инвалидность. Данные проблемы, с нашей точки зрения, рассматривается зачастую в индивидуальном порядке, тогда как крупномасштабные кризисы, такие как пандемия COVID-19 влияет на все сферы жизни общества.

Как было сказано ранее, масштабные потрясения или угрозы побуждают людей отдавать предпочтение немедленной, краткосрочной социальной защите за счет долгосрочных социальных инвестиций, таких, как программы образования и профессиональной подготовки. Это легко объяснимо, так как более сильные потрясения заставляют людей сосредоточиться на немедленной денежной компенсации [4, с. 78].

Пандемия COVID-19 в Китае вызвала огромную турбулентность на рынке труда, на ее фоне стал заметен значительный разрыв между растущими требованиями социального обеспечения и ограниченными мерами защиты в условиях масштабного кризиса.

Политика Китая по борьбе с COVID-19 была отмечена постоянными блокировками городов, непрерывными требованиями о массовом тестировании в пострадавших районах и круглосуточным отслеживанием перемещений жителей и статуса тестов с помощью приложения для смартфонов Health Code. Не вызывает сомнения тот факт, что нынешняя политика нулевого распространения COVID (Zero-Covid) имеет тенденцию усугублять существующие социальные проблемы.

В данный момент Китай придерживается политики нулевого распространения COVID-19, пытаясь ликвидировать болезнь практически любой ценой. Крупный город в Китае Шанхай в марте 2022 г. был полностью заблокирован в течение полумесяца из-за вспышки высококонтагиозного вируса Omicron [3].

Логично было предположить, что Китай мог бы использовать эту вспышку как возможность пересмотреть свою политику нулевого распространения COVID-19, но вместо этого решил придерживаться массового тестирования и изоляции, несмотря на огромные социальные и экономические издержки. Нужно отметить, что смертность от COVID-19 была достаточно низкой, но драконовские меры изоляции привели к увеличению числа смертей, не связанных с COVID-19, включая серию инцидентов, когда тяжелобольные умирали после того, как им было отказано в неотложной стационарной помощи. Вследствии чего правительство Шанхая столкнулось не только с серьезным кризисом общественного

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

см со

здравоохранения за последние десятилетия, но и с беспрецедентным кризисом доверия [3].

Китай приходит в себя после пандемии коронавиру-са, правительство провозглашает цели «всеобщего процветания», избавления от абсолютной бедности и построения благополучного общества. Большой прогресс уже был достигнут в содействии зеленому развитию, охране окружающей среды. Тем временем политика Zero-Covid повлекла за собой высокие экономические, социальные и политические издержки за удивительно короткий период.

Широко распространенное народное недовольство, наиболее заметное в Шанхае, вылилось в открытые публичные протесты и повторяющиеся вспышки в социальных сетях по поводу жесткости контроля и ограничений для получения достаточного количества еды, предметов первой необходимости и доступа к систематическим медицинским услугам [3].

Zero-Covid нарушил производство, цепочки поставок и потребительские расходы. Китай является неотъемлемой частью мировой экономики, поэтому подобные меры и ограничения напрямую влияют на глобальный экономический спад во всем мире, а грамотные решения по борьбе с Covid-19 могут повысить глобальную экономическую стабильность и снизить риски для жизни миллионов людей.

Наконец, жесткие меры сдерживания коронавируса усилили общественное недоверие к властям, что привело к тщательному пересмотру отношений между государством и его гражданами. Те исследователи, которые изучает общественные настроения в Китае, часто упоминают большое количество статей и видеороликов, доказывающих негативное отношение общества к власти в связи с явно излишними ограничениями свободы, даже не смотря на социальную помощь и различные субсидии, получаемые от государства. Хотя, безусловно, правительство Китая, приняв ряд ключевых решений в области социального обеспечения, избавило пациентов, инфицированных Covid-19, и их семьи от финансового бремени медицинского лечения, а также полностью мобилизовало социальные ресурсы [7, с. 54].

Хочется отметить, что социальные кризисы часто изменяют «нормальное» состояние общества, усугубляя проблемы и пропасть между богатыми и бедными в обществе, провоцируя социальные протесты и социальные беспорядки, бросая вызов существующему общественно-политическому порядку и ставя под угрозу легитимность правительства.

На этом фоне многие государственные органы Китая были склонны к увеличению государственных доходов и государственных социальных инвестиций, чтобы тем самым исключить общественные беспорядки и резко обострившиеся социальные и экономические проблемы [13, с. 84].

Пандемию Covid-19 можно рассматривать как особый тип социальных конфликтов. В момент любого кризиса обостряются межличностные конфликты, возникают общественные недовольства, обостряется борьба между различными социальными классами за средства к существованию и ресурсы. Все это чрезвычайно подрывает социальную сплоченность; таким образом, социальные и политические меры необходимы для выживания государства. Если власть не будет действовать вовремя, социальное недовольство может перерасти в деструктивный протест.

Другими словами, возникающие проблемы в период пандемии должны быть преобразованы в положительные активы для увеличения всеобщего благосостояния государства и комфортного существования социума [8, с. 248].

В свою очередь, государство должно постоянно выделять значительные ресурсы обществу в виде субсидий и льгот, в противном случае, широко распространенное недовольство и разорение многих малых и средних предприятий, скорее всего, поставят под угрозу базовое функционирование государства, вызвав огромные потери человеческих ресурсов и финансовые потери.

Пандемия Covid-19 в Китае вынудила правительство взять на себя роль главного гаранта общественных благ для своих граждан. При этом очевидно, что система социального обеспечения в Китае подверглась серьезным испытаниям, были выявлены серьезные проблемы системы социальной помощи, требующие дальнейшей ее модернизации [8, с. 249].

Представляется важным обозначить тот факт, что во время пандемии социальная помощь не должна быть ограничена пособиями и услугами, также должна оказываться помощь в трудоустройстве, а при правильном использовании технологий и цифровизации государственных услуг можно существенно повысить эффективность и действенность социального обеспечения [7, с. 55].

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что усилия по продвижению онлайн-деятельности не только повысили эффективность услуг, но и снизили риск распространения пандемии. Часть бизнеса была переведена в онлайн, а эффективность и качество таких услуг также были усовершенствованы. К примеру, в настоящий момент онлайн-обучение и рабочие конференции переживают настоящий подъем, доставка товаров вместо посещения магазинов превратилась в мейн-стрим, экономика сделала еще один шаг к модернизации [4, с. 78].

Тем не менее, оглядываясь назад на улучшение работы системы социального обеспечения, можно обнаружить некоторые неотложные и необходимые корректировки. Чем масштабнее и шире воздействие чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, тем больше субъектов вовлечено в реагирование и требуется более эффективное сотрудничество между различными сторонами [9].

Среди них наиболее важной можно отметить совместную деятельность между правительством и благотворительными организациями. В качестве третьего сектора благотворительные организации могут предоставлять более точные, дифференцированные и качественные услуги. Необходимо усилить роль благотворительных организаций и использовать их в качестве связующего звена для координации социальных ресурсов в период общенационального кризиса [6, с. 290].

В частности, важна прозрачность в сфере информирования населения о сборе средств и распределении ресурсов по различным каналам. Только так общественность сможет сохранить доверие к благотворительным организациям.

В настоящий момент в Китае мы можем наблюдать новые разработки социальных услуг для пожилых людей в домах престарелых и социальных учреждениях, которые составляют одну из наиболее уязвимых групп, подвергающихся воздействию вируса; существенное снижение налогового бремени и предоставление кредитов малым и средним предприятиям, которые сталкиваются с проблемами из-за приостановления экономической и коммерческой деятельности [12, с. 35].

Таким образом, беспрецедентный кризис Covid-19 в Китае стимулировал государственные расходы и узаконил общенациональную политику вмешательства, с целью уменьшения напряжённости нарастающих социальных проблем и эскалации социальных конфликтов. Безусловно, остались и нерешенными многие про-

блемы, например, вопрос о лечении китайцев, живущих за границей, и иностранцев, возвращающихся на территорию Китая.

Очевиден тот факт, что за обеспечение материальной и социальной безопасности отвечает не только область социальной политики и в дальнейшем потребуется гораздо более скоординированного политического вмешательства из различных областей государственного управления.

Пандемия COVID-19 коснулась системы образования во всем мире, массовое закрытие школ и университетов привело к ухудшению качества образования в Китае. Одним из основных социальных последствий COVID-19 можно обозначить его влияние на здравоохранение и оказание медицинской помощи. Увеличение стресса, усугубляемого социальной изоляцией из-за карантина и правил социального дистанцирования, страха, безработицы и финансовых факторов повлекло за собой ухудшение психологического состояния большого количества людей во всем мире. В особенности травматичным опыт пандемии стал для низкоресурсных групп - для пожилых и малообеспеченных граждан Китая [1, с. 6].

Подводя итоги, следует отметить, что исследования, подобные этому, показывают значительные изменения социального общества после пандемии COVID-19, и то, насколько важен тщательный анализ ошибок, допущенных в процессах организации социальной помощи. В этой связи очень важно быстро реагировать на возникающие вызовы и на государственном уровне применять различные меры социальной поддержки; действия правительства Китая показывают, что принятие конкретного комплекса многоуровневых мер позволяет остановить распространение эпидемии COVID-19 и обеспечить достойный уровень жизни населения в постковидный период.

Литература

1. Анализ психического состояния населения Китая и России в период пандемии COVID-19 / Ц. Фан, В. Ли, Ц. У [и др.] // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 4 (25). - С. 6-13.

2. Власти Китая выпустили директиву об усовершенствовании системы социального обеспечения 26.09.2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://news.myseldon.com/ru/news/in-dex/236389508 (дата обращения: 27.11.2022).

3. Власти Китая заблокировали Шанхай из-за вспышки коронавируса / Российская газета [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://rg.ru/2022/03/28/ vlasti-kitaia-zablokirovali-shanhaj-iz-za-vspyshki-koronavirusa.html (дата обращения: 27.11.2022).

4. Ерофеева И.В., Толстокулакова Ю.В., Муравьев А.В. Пандемия коронавируса в концептуальной сфере медиадискурса России и Китая: стратегия выживания // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. T. 10. № 1. - С. 78-93.

5. Каракетова, Л.Т. Социально-экономические последствия пандемии COVID-19 // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2021. № 2. - С. 290-294.

6. Китай усиливает финансовую поддержку предприятий путем снижения налогов и сборов 18 июня 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://finance.rambler.ru/markets/44365877-kitay-usilivaet-finansovuyu-podderzhku-predpriyatiy-putem-snizheniya-nalogov-i-sborov/ (дата обращения: 25.11.2022).

7. Кумылганова И.А., Ма К. Особенности формирования повестки дня в социальных сетях России и Китая в период пандемии COVID-19 // Медиальманах. 2022. № 2(109). - С. 50-60.

8. Ли Ц. Роль Китая в преодолении бедности и социально-экономическом развитии Африки во время пандемии COVID-19 // Вопросы истории. 2022. № 5-1. - С. 248-255.

9. Политические меры реагирования на COVID-19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: 1 (дата обращения: 23.11.2022).

10. Табеева Г.Р. Тревожные и депрессивные расстройства в период эпидемии // Поведенческая неврология. 2021. № 2. - С. 24-32.

11. Талаквадзе Г. Социальные, экономические и мировоззренческие последствия пандемии COVID-19 // Sciences of Europe. 2020. № 60-3 (60). - С. 44-50.

12. Федосенко Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. № 1. -С. 34-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Хаустова Н.А. Социально-политические проблемы и последствия глобальной пандемии COVID-19 // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2021. № 1. - С. 81-84.

14. Щербакова А.С., Босов М.С., Борисова О.В. Социально-психологические последствия социальной изоляции населения в период пандемии (COVID-19) // Социальная интеграция и развитие эт-нокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 3. № 9. - С. 262-265.

15. Экономика Китая сократилась на 6,8% в первом квартале. 17.04.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.finversia.ru/publica-tion/ekonomika-kitaya-sokratilas-na-6-8-v-pervom-kvartale-73749 (дата обращения: 25.11.2022).

16. Chen Z., Xu X. COVID-19 News Reporting and Engaging in the Age of Social Media: Comparing Xinhua News Agency and The Paper. Global Media and China № 6 (2). 2021. - P. 152-170.

THE SOCIAL IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC IN CHINA

An E.

Lomonosov Moscow State University

The article discusses the consequences of the COVID-19 pandemic, which exposed the socio-economic inequality of people around the world. This study aims to explore the impact of the COVID-19 pandemic on many aspects of social well-being, such as employment, poverty, migrant status, food security and global trade, using the example of China. An attempt was made to study the prospects for the development of China's social sphere against the backdrop of the negative consequences of the pandemic. It is concluded that the study of the social consequences of the restrictions associated with COVID-19 serve as a guide in the process of restoring the economically vulnerable segments of the population. Understanding the changing public sentiments of Chinese society can be used to develop appropriate social policies aimed at reducing the negative impact of the pandemic on Chinese people. It is clear that the COVID-19 outbreak has had a negative impact on public sentiment, which is why it is so important to study changes in public sentiment during the post-pandemic recovery phase.

Keywords: pandemic, social isolation, social impact, COVID-19, China, social distancing.

References

1. Analysis of the mental state of the population of China and Russia during the COVID-19 pandemic / C. Fang, V. Li, C. Wu

C3

о

er

IE

0

1

-1 У

IE U~

[et al.] // Collection of Humanitarian Research. 2020. № 4 (25). pp. 6-13.

2. The Chinese authorities issued a directive on the improvement of the social security system on 26.09.2020 g. [Electronic resource] - Access mode: URL: https://news.myseldon.com/ru/ news/index/236389508 (date of access: 27.11.2022).

3. The Chinese authorities blocked Shanghai because of the outbreak of coronavirus / Rossiyskaya Gazeta [Electronic resource] - Access mode: URL: https://rg.ru/2022/03/28/vlasti-kitaia-zablokirovali-shanhaj-iz-za-vspyshki-koronavirusa.html (date of access: 27.11.2022).

4. Erofeeva I.V., Tolstokulakova Yu.V., Murav'ev A.V. Coronavi-rus pandemic in the conceptual sphere of media discourse of Russia and China: survival strategy // Voprosy theory i praktika zhurnalistii. 2021. T. 10. № 1. - S. 78-93.

5. Karaketova, L.T. Socio-economic consequences of the COV-ID-19 pandemic // Bulletin of the Kazakh National Medical University. 2021. № 2. - S. 290-294.

6. China strengthens financial support for enterprises by reducing taxes and fees 18 June 2020 [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://finance.rambler.ru/markets/44365877-kitay-usilivaet-finansovuyu-podderzhku-predpriyatiy-putem-snizheniya-nalogov-i-sborov/ (date of access: 2022.11.25).

7. Kumylganova I.A., Ma K. Features of the formation of the agenda in social networks of Russia and China during the COVID-19 pandemic // Medialmanakh. 2022. № 2(109). - S. 50-60.

8. Li Ts. The Role of China in Overcoming Poverty and SocioEconomic Development of Africa during the COVID-19 Pandemic // Questions of History. 2022. № 5-1. - S. 248-255.

9. Political measures of response to COVID-19 [Electronic resource]. - Access mode: URL: 1 (date of access: 2022.11.23).

10. Tabeeva G.R. Anxiety and depressive disorders during the epidemic // Behavioral neurology. 2021. № 2. - S. 24-32.

11. Talakvadze G. Social, economic and ideological consequences of the COVID-19 pandemic // Sciences of Europe. 2020. № 603 (60). - S. 44-50.

12. Fedosenko E.V. Life after quarantine: psychology of meanings and coronavirus COVID-19 // Psychological problems of the meaning of life and acme. 2020. № 1. - S. 34-47.

13. Khaustova N.A. Socio-political problems and consequences of the global pandemic COVID-19 // Vestnik Polesskogo gosu-darstvennogo universiteta. A series of social sciences and humanities. 2021. № 1. - S. 81-84.

14. Shcherbakova A.S., Bosov M.S., Borisova O.V. Socio-psycho-logical consequences of social isolation of the population during the pandemic (COVID-19) // Social integration and development of ethnic cultures in the Eurasian space. 2020. T. 3. № 9. - S. 262-265.

15. China's economy shrank by 6.8% in the first quarter. 17.04.2020 [Elektronnyi resurs]. - Access mode: URL: https://www.fin-versia.ru/publication/ekonomika-kitaya-sokratilas-na-6-8-v-pervom-kvartale-73749 (date of access: 2022.11.25).

16. Chen Z., Xu X. COVID-19 News Reporting and Engaging in the Age of Social Media: Comparing Xinhua News Agency and The Paper. Global Media and China № 6 (2). 2021. - P. 152-170.

<n ■_

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.