Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ Г. СУРГУТА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ Г. СУРГУТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / SOCIAL ROLE / КОЛЛЕКЦИЯ / COLLECTION / ВЫСТАВКА / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куликова И.М.

В статье отмечена возрастающая социальная роль музеев г. Сургута в возрождении духовной жизни города, выработке целостного исторического сознания населения, распространении культуры среди горожан. Это общественное назначение музеев как институциональных образований реализуется в ходе выполнения ими своих социальных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ Г. СУРГУТА»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ г. СУРГУТА

Куликова И.М. ®

Доцент культурологии, кандидат филологических наук, БУ ВО «Сургутский государственный университет»

Аннотация

В статье отмечена возрастающая социальная роль музеев г. Сургута в возрождении духовной жизни города, выработке целостного исторического сознания населения, распространении культуры среди горожан. Это общественное назначение музеев как институциональных образований реализуется в ходе выполнения ими своих социальных функций.

Ключевые слова: музей, функция, социальная роль, коллекция, выставка. Keywords: museum, function, social role, collection, exhibition.

Сложные трансформационные процессы в современном обществе, кризис духовной культуры, ослабление идеологических установок потребовали пересмотра роли многих социальных институтов, в том числе и музейной деятельности. Возникновение музеев в г. Сургуте как особых институциональных образований было обусловлено формированием города не только как главного промышленного, но и культурного центра Югры, и вызвано стремлением осмыслить достижения и дух современности, историю региона, культуру древних народов, коренных этносов, старожильческого русскоязычного населения края. Музеи, представляя собой специально созданные институты, служат для удовлетворения потребностей общества в сохранении культурно-исторических ценностей, предметов реального мира, имеющих научную и эстетическую значимость. Эти задачи решаются в деятельности Сургутского краеведческого музея с его подразделениями, историко-культурного центра «Старый Сургут», Художественного музея, галереи «Стерх». Изменение социальной и политической ситуации в стране на рубеже XIX-XX вв. определили поиск музеями новых форм и направлений, расширение сферы деятельности, переосмысление ими своей роли в современном социуме.

Основные направления деятельности сургутских музеев определены функциями, которые они выполняют. Понимание музеев как «научно-исследовательских и научно-просветительских учреждений» предполагает осуществление ими функций «комплектования, хранения, изучения и популяризации памятников естественной истории, материальной и духовной культуры» [4, 599]. Сущностный признак музея - собирание предметов, создаваемое на научной основе и подлежащее хранению, и представление обществу наиболее ценных экспонатов. Музеи Сургута придают большое значение собиранию материалов, особенно в отношении уникальных артефактов, полученных в результате археологических раскопок на территории Сургутского Приобья. Начало Краеведческому музею было положено собранными заслуженным работником культуры России Ф.Я. Показаньевым сотнями экспонатов по истории города и края, ставшими основой первой экспозиции музея (1963). Фонды музея с тех пор постоянно пополняются. Так, в 1996 г. музей приобрел энтомологическую коллекцию из 1514 экземпляров [7]. В 2015 г. музейные фонды увеличились на 2933 предмета [5]. Функция документирования, которую Д. Равикович выделяет в качестве основных функций наравне с образованием и воспитанием [6, 223], позволяет отразить (через музейное собрание) процессы и явления в естественной, общественной и культурной жизни региона. По мнению Д. Бюрена, одной из первоначальных (технических) функций музея является хранение экспонатов [1]. Основой Сургутского краеведческого музея, как и любого другого, являются фонды, которые сегодня

® Куликова И.М., 2017 г.

насчитывают около 80 тысяч единиц хранения [7]. Наиболее многочисленными и уникальными являются собрания археологии, этнографии ханты, старопечатных книг, энтомологии. Археологическое собрание Художественного музея насчитывает более 11000 единиц [9], отражая культуру региона от железного века до средневековья. Абсолютную ценность представляют артефакты из Нивагальского клада Г-Ш вв. и Холмогорского клада Ш-ГУ вв. Собираются и хранятся в музеях материалы, связанные с относительно недавним прошлым и современностью края. Сотрудники Краеведческого музея изучают материалы, связанные с культурно-историческим и промышленным становлением Сургута в 60-90 гг. ХХ века, деятельностью сургутян в годы Великой Отечественной войны [5]. В центре «Старый Сургут» собраны материалы по истории народного образования в Сибири, школьного образования конца ХГХ-ХХ вв. в Сургуте и уезде, музыкального образования в городе в 50-90 гг. ХХ в. Там же собраны предметы, представляющие современный быт и праздники угорских народов. В Доме ремесел находятся мастерские художников, возрождающих народные традиции и развивающих прикладное творчество сегодняшнего дня [3]. В Художественном музее хранятся работы известных художников первой половины XX вв. (К.А. Коровина, К.С. Петрова-Водкина и других), армянского художника А. Петросяна. Современное искусство представлено картинами художников В.М. Владимирова, братьев Муратовых и других. Самым значительным является фонд графики, включающий 5500 единиц и состоящий из графических листов, эскизов, офортов известных художников (Е.Е. Лансере, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Ф.А. Бруни и др.) [8]. В фондах галереи «Стерх» насчитывается 695 экспонатов [2]. Галерейная коллекция современного искусства представлена живописью, графикой, фотографиями, скульптурой, инсталляциями, предметами декоративно-прикладного искусства. В этом плане музеи Сургута можно рассматривать как социальный институт познания исторических и культурных ценностей.

Социальные функции музеев взаимосвязаны и изменяются в соответствии с характером общественных запросов. Осуществляя функцию хранения, музеи одновременно коллекционируют артефакты и предметы искусства, что усиливает их культурно-просветительскую, коммуникативную (способствующую удовлетворению духовных потребностей в общении с культурным наследием) и эстетическую роль. Собрание Краеведческого музея делится на семнадцать фондовых коллекций по материальным и тематическим признакам [5]. Наиболее уникальными и многочисленными являются коллекции археологии и этнографии Сургутского Приобья, рукописных и старопечатных книг. Значительный интерес представляют собрания православной иконы и Тобольской резной кости. В подразделении музея («Дом купца Г. С. Клепикова») собрано более пятисот уникальных экспонатов по купеческому быту Сибири. Художественный музей имеет значительные коллекции средневекового искусства: «Серебряное собрание ГХ-ХГУ вв.» (уникальное археологическое собрание), «Западносибирский звериный стиль ГХ-ХГУ вв.» (одна из самых значительных коллекций зооморфной художественной бронзовой пластики ГХ-ХП вв.), «Средневековое вооружение ГХ-ХУ вв.» (одна из самых представительных в Западной Сибири). Собраны небольшие коллекции русской живописи первой половины ХХ века, «наивной живописи» (полотна П.С. Бахлыкова и др.) Профессиональное искусство коренных народов представлено коллекцией из 55 полотен известнейшего художника ханты Г.С. Райшева [8].

Социальное назначение музея, его роль по отношению к обществу определяется также деятельностью по экспонированию собранных раритетов, воспитанию, обучению, организации свободного времени, предоставлению эстетического удовлетворения. Экспозиционно-выставочная деятельность сургутских музеев выстраивается по принципу презентации своих коллекций либо создания специальных экспозиций как инструмента познания мира, как средства интерпретации темы, выполняя одновременно просветительскую, воспитательную и рекреационную (досуговую) функцию. В Краеведческом музее создан ряд экспозиций и выставочных проектов: «Сургут на рубеже тысячелетий», «Сургут: Люди. События. Факты», «По улицам олень бегущий» [7].

Художественный музей реализовал значительное число проектов, из них наиболее успешными стали выставки «Огниво Одина? История одного предмета», «Видевшие лицо Тарн», «СреднеОБЬе в бронзе и металле. 1Х-Х1У вв.» [9]. Для демонстрации сменных выставок в Музейном центре (реорганизация, объединившая Краеведческий и Художественный музеи) выделено специальное пространство, что позволяет осуществить функцию предоставления доступа горожанам к лучшим образцам искусства и их популяризацию. Эти функции осуществляет и галерея «Стерх», которая, не имея постоянных экспозиций, ведет активную выставочную деятельность. Ежегодно в ее залах проводится около 20 временных выставок разного направления и уровня [2], реализуется план собственных арт-проектов. Так, Межрегиональный проект «Рельефы цвета» состоит из серии выставок и проектов, представляющих разные направления и жанры (в т. ч. тактильное искусство), творческих мастерских, семинаров, концертов и пр., проводимых для широкой аудитории и людей с ограничениями жизнедеятельности. Будучи доступной для восприятия разным группам посетителей, экспозиция фактически становится средством массовой коммуникации.

Музейная экспозиция как предметно-пространственная среда является универсальным средством для процесса восприятия благодаря визуализации сообщаемой информации. Визуализируя восприятие информации с помощью оснащенного специализированным (мультимедийным, компьютерным, экспозиционным) оборудованием выставочного комплекса, Музейный центр выполняет важную социальную функцию взаимодействия музея с посетителями. Визуализация информации осуществляется с помощью создания специальных комплексов. Так, в рамках Краеведческого музея создан дом-экспозиция «Купеческая усадьба. Дом купца Г.С. Клепикова», демонстрирующая материальную и духовную культуру зажиточного населения Сургута к. Х1Х-н. XX вв. Подразделение «Дом Ф.К. Салманова» - Мемориальный комплекс геологов-первопроходцев - отражает историю Сургута 50-60-х годов ХХ века. Историко-культурный центр «Старый Сургут» - музей под открытым небом, включающий 14 деревянных домов, которые являются реконструкцией старых зданий, дающих наглядное представление об облике Сургута на рубеже Х1Х-ХХ вв. На территории «Старого Сургута» находится Дом коренных народов Севера, где можно ознакомиться с этническими строениями (чум, хлебная печь, лабаз). Функциональны Дома казачества, природы, краеведа, журналиста и другие [3]. Сегодня музейная коммуникация является комплексной системой, в рамках которой воплощаются практически все функции музеев, особенно их образовательная и воспитательная роль.

Постепенно музеи Сургута стали площадкой и для экспериментов в области археологии и искусства: мультимедийный археологический проект, не имеющий аналогов в музейной практике и основанный на уникальных артефактах, полученных в результате раскопок на территории Сургутского Приобья (Краеведческий музей); Международный форум визуального юмора КАРИКАТУРУМ (Художественный музей). Экспериментален фестиваль современного искусства «СтерхФест», ставший площадкой для демонстрации синтетической природы современного искусства. Новой формой работы в Краеведческом музее стал проект «КАРТОН», ориентированный на различные группы молодежи (показ некассовых фильмов, выставки молодых художников, выступления ди-джеев и музыкальных групп). Проект «Музей - территория равных: от стиляг до эмо» стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» [7].

Социально-культурное пространство сургутских музеев оформилось как образовательный и воспитательный центр. Краеведческий музей разработал образовательные программы и лектории с использованием новых методов и технологий: «Вечная память» (по истории Великой Отечественной войны); «Наш край - Югра» (по краеведению^; «Музейный класс» (мультимедийные уроки с использованием фондового материала); «Знакомьтесь, музей» (ролевые игры по культуре и природе региона) [7]. В рамках музея создана «Детская гостиная», где проводятся разнообразные мероприятия для детей, связанные с историей и культурой края. Деятельность «Центра патриотического наследия» направлена на

воспитание гражданского самосознания среди молодежи. В сфере деятельности галереи «Стерх» оказались регулярно проводимые экскурсии для школьников; в фестивальных программах часто присутствует детский раздел (авторская игрушка, мастер-классы и др.) [2]. С 2014 г. стала действовать еженедельная семейная творческая мастерская «Стершонок».

Обобщая сделанные наблюдения, отметим следующее. Социальные парадигмы деятельности музеев г. Сургута осуществляются через их функции, носящие взаимодополняющий характер. Реализация этих функций определяет роль музеев в социально-культурном пространстве города, их общественное назначение. Комплектуя фонд музейных раритетов, памятников природы, истории и культуры, музеи способствуют не только познанию исторических и культурных ценностей, но и восстановлению исторической преемственности в развития общества. Демонстрируя фондовые собрания, музеи распространяют знания, удовлетворяют культурные и эстетические потребности горожан, духовную потребность в общении с культурным наследием. Визуализируя восприятие информации в процессе музейной коммуникации с использованием как традиционных, так и новых форм деятельности, музеи расширяют сферу просветительских знаний, вовлекая в культурное общение разные слои населения. Разрабатывая образовательные программы и лектории для детей и молодежи, музеи усиливают патриотическое, этическое, мировоззренческое формирование нового поколения. Музеи г. Сургута в сложившихся социально-политических и культурных условиях развития общества играют все большую роль в возрождении духовной жизни города, выработке целостного исторического сознания населения, культурного образования горожан.

Литература

1. Бюрен Даниель. Функция Музея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xz.gif.ru/ numbers/73-74/museum-function

2. Галерея современного искусства «Стерх» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sterh-art.ru

3. Историко-культурный центр «Старый Сургут» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// stariy-surgut.ru/

4. Культура и культурология: Словарь /Сост. и ред. А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 928 с.

5. МБУК «Сургутский краеведческий музей»: [web-сайт] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //skmuseum. ru/

6. Равикович Д. А. Социальные функции музея // Российская музейная энциклопедия. - М.: Изд-во РИК, 2001. - С. 223-224.

7. Сургутский краеведческий музей - Музеи России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.museum. ru/M 1783

8. Сургутский Художественный музей: Коллекции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shm-surgut.ru/kollektsii

9. Сургутский Художественный музей: О Музее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shm-surgut.ru/o-muzee

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.