СОЦИАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ
УДК 387
В условиях становления информационного общества, внедрения новых технологий в различные виды деятельности роль высшего образования многократно возрастает. Ориентация управляющих субъектов на инновационные стратегии в социальной, экономической, культурной сферах предъявляет новые требования к подготовке специалистов, именно этим и обусловлен, в первую очередь, процесс реформаторских преобразований современной российской высшей школы.
Анализ реформ, проводимых государством в различных сферах социальной жизни, позволяет сделать вывод о том, что реформы - не что иное, как определенный тип управленческого решения, разработанного и принятого с целью решения актуальных социальных проблем [3, с. 35]. Актуальные проблемы применительно к предмету нашего исследования - это уже существующие проблемы, препятствующие функционированию ВПО, реализации государственной политики в этой сфере.
Таким образом, реформирование системы ВПО осуществляется с целью решения проблем, возникших в ней к настоящему времени. Наличие этих проблем не позволяет обеспечить устойчивое и эффективное функционирование высшего образования в настоящее время, создавая тем самым серьезные трудности для определения его стратегии и ее последующей реализации. Однако анализ преобразований, осуществляемых в процессе реализации реформ, свидетельствует о том, что возникли проблемы и при реализации реформ. Наиболее важными среди них нам представляются следующие:
- несоответствие целей реформ и достигаемых результатов;
- несоответствие нормативов и стандартов, закрепленных в правовых актах, их реальному практическому воплощению;
- отсутствие системности в реализации реформаторских планов.
Проблемы, характерные для процесса реформирования ВПО, по своему статусу
Н.Б. КОСТИНА, Д.П. ПОПОВ
являются уже возникшими, т.е. актуальными, причем при отсутствии необходимых действий по их решению масштаб этих проблем будет возрастать.
Социальные практики свидетельствуют о том, что если осуществляемые в рамках реформ мероприятия не приводят к запланированным показателям и результатам, существующие проблемы обостряются и углубляются, реальностью становится не действительное реформирование, а некая имитация реформ со стороны управляющих субъектов, что имеет серьезные негативные последствия - как социальные, так и экономические. Со стороны субъектов, которые должны реализовывать государственные решения по реформированию, формируется позиция негативного отношения к этим решениям, нежелание участвовать в их реализации, имеет место сопротивление изменениям.
В связи с этим необходимо определить, что не позволяет эффективно осуществлять реформирование российского высшего профессионального образования. Важной составляющей такого анализа выступает определение того, как оценивают проводимые реформы непосредственные акторы образовательного процесса - преподаватели и студенты высших учебных заведений, а также администрация вузов. Именно эти субъекты, во-первых, своими действиями должны реализовывать задачи, предусмотренные реформаторскими планами. Во-вторых, проводимые в рамках реформы мероприятия прежде всего затрагивают интересы данных субъектов. Оценки осуществляемого в настоящее время реформирования высшей школы названными социальными общностями представляют собой важную внеуправленческую информацию, которая может быть использована управляющими субъектами для разработки управленческих решений, корректировки уже принятых решений, если полученные от их реализации результаты не в полной мере соответствуют тому, что было «заложено» в реформаторских планах.
Данные, полученные при проведении эмпирического исследования одним из авторов данной статьи в высших учебных заведениях г.Екатеринбурга [6, с. 174-180] еще в 2010 г., показали, что у студентов и преподавателей преобладает отрицательное отношение к осуществляемому реформированию высшей школы, следствием которого выступает устойчивое противодействие этому процессу. В связи с этим исследовательской задачей становится разработка системы показателей для определения социальных оценок реформирования ВПО непосредственными участниками и «адресатами» этого процесса. Знание о социальных оценках проводимых в ВПО реформ представляет собой важную внеуп-равленческую информацию, позволяющую: 1) выявить уровень противодействия представителей образовательного сообщества осуществляемым преобразованиям, 2) на основе этого определить направления и варианты корректировки принятых управленческих решений.
В социально-философском и социологическом знании термин «оценка» используется для обозначения субъективного выражения значимости предметов окружающего мира для жизнедеятельности человека или социальной группы. Оценка - умственный акт (способность), в результате которого устанавливается отношение субъекта к объекту оценивания с целью определения значения оцениваемого объекта для жизнедеятельности оценивающего субъекта [7, с. 108].
М. Вебер, использовавший понятие «практическая оценка», рассматривал оценку доступного влиянию наших действий явления как достойного порицания или одобрения, исследовал проблему субъективных оценок при интерпретации как чисто эмпирических проблем, так и доступных логическому пониманию [1, с. 557].
В теории ценности, которую развивали М. Шелер, Э. Гуссерль, Н. Гартман и др., оценка (как ценностная ситуация) предполагает наличие трех необходимых компонентов: субъекта («оценивающего»), объекта («оцениваемое») и некоторого отношения между ними («оценивания») [8, с. 49]. При этом «оценивание» - формирование оценки - осуществляется посредством сравнения того, что оценивается, с каким-либо образцом, нормативом, стандартом (они могут существовать в виде желаемых образов, как нормативно закрепленных, так и субъективных). Именно такие оценки являются
предметом социологического анализа, когда различным социально-демографическим, профессиональным, каким-то иным общностям и группам предлагается оценить какое-то социальное явление или процесс.
В структуре оценки, как правило, выделяются следующие элементы: субъект, объект, основание и характер [9, с. 12]. При этом субъектами оценки выступают личность или социальная группа, объектом оценки - предметы, другие люди, социальные группы, социальные факты, осуществляемые действия, реализуемые решения. Информация о мнениях, суждениях представителей социальных групп и общностей по поводу социальных процессов, взаимодействий, соответствий (несоответствий) и выступает основанием для выводов о тех или иных социальных оценках.
На этом основании мы предлагаем понимать под социальной оценкой мнение, позицию определенной социальной группы ( или общности) о том или ином социальном процессе, явлении, проблеме. Социологический анализ реформирования высшего профессионального образования предполагает оценку участниками образовательного процесса необходимости и своевременности осуществления реформы, ее содержания, достигнутых результатов, их соответствия декларируемым целям.
Для определения показателей, позволяющих выявить социальные оценки реформирования ВПО непосредственными участниками реализации реформ, имеет смысл выделить в рамках этого процесса два аспекта запланированных и осуществляемых мероприятий: содержательный и организационный. Первый предполагает кардинальное изменение качества, доступности, содержания высшего профессионального образования и взаимосвязи его названных свойств. Второй находит выражение в закреплении посредством нормативных актов мероприятий по структурному преобразованию высшей школы, контролю за достижением определенного уровня содержания и качества образования.
Ключевыми мероприятиями реформирования высшего профессионального образования, содержание и формы реализации которых нормативно закреплены, являются: поступление в вузы по результатам ЕГЭ, разделение высшего образования на две ступени - бакалавриат и магистратуру; введение балльно-рейтинговой системы и изменение на ее основе оценки знаний студентов; укрупнение вузов и появление новых форм (Федеральные университеты); перераспределение
количества бюджетных мест «в пользу» технических специальностей; внедрение в вузах системы менеджмента качества.
В структуре мероприятий по реализации реформы, исходя из ее целей, следует выделить три этапа: 1) окончание школы и поступления в вуз, 2) обучение в вузе, 3) окончание вуза, устройство на работу, «выстраивание» жизненной стратегии выпускников. Однако, как показывает приведенный выше перечень ключевых мероприятий, среди них отсутствуют те, что направлены на трудоустройство выпускников вузов, взаимосвязь окончания вуза с «выходом» выпускников на рынок труда. Это является косвенным свидетельством того, что достижение промежуточных целей при реформировании высшего профессионального образования не приводит к достижению планируемых конечных результатов и находит выражение в оценках со стороны общностей студентов, преподавателей осуществляемых перемен.
Для выявления социальных оценок реформирования высшего профессионального образования его акторами необходимо представить их структуру, которая, по нашему мнению, включает в себя: оценку наличия и параметров проблем высшего профессионального образования; оценку содержания реформы, проводимых мероприятий; оценку хода реформы, возникающих в процессе реформирования проблем; оценку достижения промежуточных и конечных результатов.
Авторами современных социологических исследований предлагаются различные подходы к определению критериев оценки определенных аспектов реформирования высшего профессионального образования: качества образования [2; 10], включенности отечественных вузов в Болонский процесс [4], профессиональных траекторий выпускников вузов [11; 12], состояния и характера социального партнерства в сфере образования [5] и др. Наиболее полным и обоснованным является определение критериев и показателей оценки качества высшего профессионального образования.
В частности, Е.Н. Заборова и Н.В. Щипа-чева предлагают использовать для оценки качества образования внешние и внутренние, субъективные и объективные показатели. Внешние субъективные показатели: оценка вышестоящих структур (наличие лицензии, аттестации, аккредитации); мнение работодателей о конкурентоспособности выпускников; имидж вуза в городе, стране, за рубежом (мнение горожан, роди-
телей; образ вуза в СМИ; имидж вуза за рубежом). Внешние объективные показатели: положение во внешней среде (срок существования на рынке образовательных услуг; приток (отток) преподавателей и студентов и др.). Внутренние субъективные показатели: мнения администрации, преподавателей, студентов о количестве и качестве материально-технического обеспечения, его доступности, режиме работы и др. Внутренние объективные показатели: материальные условия и научно-информационная база образовательного процесса; профессорско-преподавательский состав; методическое обеспечение образовательного процесса и др. [2, с. 80].
И.В. Цветкова, в свою очередь, для оценки содержательных результатов образовательного процесса выделяет 5 групп критериев, охватывающих этап окончания школы и поступления в вуз. Первая группа критериев охватывает возможности приобретения выпускниками новых социальных статусов: поступление на бюджетное отделение или в престижный столичный вуз, результаты ЕГЭ. Вторая группа фиксирует развитие навыков адаптации для продолжения обучения на последующей ступени: умение учиться самостоятельно, навыки общения в коллективе. Третья группа позволяет оценить умения и навыки, приобретенные в школе, характеризующие потенциал развития личности: свободное владение иностранным языком, широкий кругозор и др. Четвертая группа выражает социальные качества, необходимые личности для успешной адаптации к социуму: способности преодолевать проблемы, жизненные трудности; умения ставить цели и др. Пятую группу составляют показатели, характеризующие творческий потенциал личности: умение осуществлять информационный поиск, находить нужную информацию и др. [10, с. 138].
Достижение определенного качества как свойства высшего профессионального образования является одной из конечных целей, на достижение которой и направлено его реформирование. В связи с этим оценка данного процесса его участниками, как нам представляется, должна проводиться по выделенным выше аспектам и ключевым мероприятиям, в соответствии с предложенной структурой социальных оценок. Предлагаемая система показателей социальных оценок реформирования высшего профессионального образования в современной России представлена в приведенной ниже таблице.
Таблица 1
Показатели социальных оценок реформирования высшего профессионального образования
Предмет социальной оценки Критерии оценки
Проблемы в системе высшего профессионального образования Финансирование • уровень оплаты труда преподавателей; • уровень платы за обучение; • коррупция в высшей школе. Качество образования • уровень соответствия школьных знаний вузовским требованиям; • соответствие (несоответствие) программ обучения запросам рынка труда, обучающихся; • несоответствие квалификации выпускников требованиям работодателей. Доступность • на уровне региона; • национальная доступность. Ресурсное обеспечение образовательного процесса • кадровый состав преподавательского корпуса (количественные и качественные показатели); • материально-техническое обеспечение образовательного процесса; • информационное обеспечение образовательного процесса.
Содержание реформы, проводимые мероприятия в рамках реформирования • ЕГЭ как основание поступления в вуз; • перераспределение бюджетных мест в сторону технических специальностей; • разделение образовательного процесса на две ступени (бакалавриат - магистратура); • введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний; • укрупнение вузов; • внедрение в вузах систем менеджмента качества.
Проблемы, возникающие при реализации реформ Проблемы при использовании результатов ЕГЭ • несовершенство контрольно-измерительных материалов; • несоответствие процессов организации сдачи экзамена и поступления в вуз; • трансформация формы коррупционных действий; • несоответствие качества подготовки школьников с введением ЕГЭ уровню требований, предъявляемых к абитуриентам высшей школой. Перераспределение бюджетных мест в сторону технических специальностей: • недостаток бюджетных мест на естественнонаучных и гуманитарных направлениях подготовки; • просчеты в профориентационной работе; • несоответствие получаемой подготовки и запросам рынка труда. Разделение образовательного процесса на две ступени • проблемы в организации учебного процесса; • проблемы концептуального и нормативного обеспечения двухуровневой подготовки; • проблемы соотношения бакалавриата и магистратуры, бакалавриата и среднего профессионального образования, бакалавриата и специалитета.
Введение балльно-рейтинговой системы • несоответствие получаемых результатов запланированных целям при использовании соответствующих методов оценки знаний; • проблема трудозатрат студентов и преподавателей для достижения качества образования; • проблема критериев оценки знаний, умений и навыков, получаемых студентами.
Окончание таблицы 1
Предмет социальной оценки Критерии оценки
Достижение запланированных результатов • повышение интереса у выпускников школ к получению технических специальностей; • совершенствование организации учебного процесса; • вовлечение в преподавательский состав профессионально подготовленной молодежи; • обеспечение доступности ВПО для представителей всех социальных групп и слоев; • создание условий для развития науки в рамках высшей школы; • сохранение конкурентоспособности российского ВПО в сравнении с зарубежным; • обеспечение трудоустройства выпускников в соответствии с содержанием, уровнем профессиональной подготовки; • достижение качества подготовки в вузах, ориентированного на будущее.
Представленные показатели используются авторами при проведении эмпирического исследования с целью получения информации о социальных оценках реформирования высшей школы социальными общностями, непосредственно включенными в этот процесс. Использование данных показателей позволит определить субъективное восприятие акторами, выявить, какие проблемы представляются им наиболее острыми и глубокими, сформулировать на базе этой информации рекомендации в адрес управляющих субъектов.
Оценки соответствия поставленных задач и промежуточных результатов проводимых реформ, с одной стороны, представителями власти, с другой - преподавателями, студентами, общественностью, в
настоящее время значительно расходятся. Именно поэтому возрастает роль глубокого изучения социальных оценок реформирования высшего профессионального образования представителями разных социальных групп, и прежде всего - тех, чьи интересы эти реформы затрагивают больше всего. Предлагаемая структура социальных оценок (оценка проблем, существующих в высшем образовании, оценка осуществляемых мероприятий реформы, оценка проблем процесса реформирования, оценка промежуточных и конечных результатов) и система показателей позволит выявить не только имеющиеся проблемы, но и объяснить факторы сопротивления тем или иным аспектам и мероприятиям реформы.
1. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
2. Заборова, Е.Н. Качество образования в системе высшей школы: опыт социологического анализа [Текст] / Е.Н. Заборова, Н.В. Щипачева // Известия Уральского государственного экономического университета. 2004. № 9. С. 76-83.
3.Костин, В.А. Реформаторское и стратегическое планирование в государственном управлении [Текст] / В.А. Костин, Н.Б. Костина // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2012. № 2 (19). С.34-38.
4. Муратова, Ю.Р. На полдороге к будущему: оценка включенности группы российских вузов в Бо-лонский процесс [Текст] / Ю.Р. Муратова, Р.Р. Радаев // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 84-114.
5. Осипов А.Е. О социальном партнерстве в сфере образования [Текст] / А.Е. Осипов, П. Карстанье, В.В. Тумалев, В.Г. Зарубин // СОЦИС. 2008. № 11. 108-115.
6. Попов, Д.П. Реформа высшего образования глазами преподавателей и студентов уральских вузов: социологический анализ [Текст] / Д.П. Попов // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2011. № 2. С. 174-180.
7. Сутужко, В.В. Структура, принципы и классификация понятия «оценка» [Текст] / В.В. Сутужко // Эпистемология и философия науки. 2008. № 4. С. 108-124.
8.Сутужко, В.В. Проблема оценки в философии и науке XX века [Текст] / В.В. Сутужко // Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4. С. 49.
9. Сутужко, В.В. Основания оценки в различных сферах бытия и сознания [Текст] / В.В. Сутужко // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. №. 28. С. 12-19.
10. Цветкова, И.В. Критерии качества образования (на материалах в оценках респондентов г.Тольятти) [Текст] / И.В. Цветкова // СОЦИС. 2008. № 5. С. 137-140.
11.Чередниченко, Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи [Текст] / Г.А. Чередниченко // СОЦИС. 2009. № 7. С. 119-125.
12.Эфендиев, А.Г., Балабанова Е.С. Профессиональная карьера выпускника факультета менеджмента [Текст] / А.Г. Эфендиев // СОЦИС. 2010. № 2. С.100-110.