Научная статья на тему 'Социальные отличии детско-юношеских спортивных школ, учрежденных в различных организационно-правовых формах'

Социальные отличии детско-юношеских спортивных школ, учрежденных в различных организационно-правовых формах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ / ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА / YOUTH SPORT SCHOOLS / SPORT RESERVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстов А. Д.

В статье рассматривается социальные преимущества детско-юношеских спортивных школ России, учрежденных в организационно правовой форме автономной некоммерческой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиверстов А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DIFFERENCE YOUTH SPORT SCHOOLS, ESTABLISHED IN DIFFERENT LAW FORMS

The article devoted to social advantages of youth sport schools in Russia, established in the independent non-profit law form.

Текст научной работы на тему «Социальные отличии детско-юношеских спортивных школ, учрежденных в различных организационно-правовых формах»

Control over the reaction is carried out before executing the body of motor tasks and thereafter by measuring the pulse rate, and visual observation. The main body also uses elements moving ball games, which improves emotional tone involved .

In the final part of the relaxation exercises are used . Need for relaxation exercises due to the fact that swimming is mainly disabled by hand movements , thus causing a natural muscle tension of the shoulder girdle . Exercises are performed with the support of the rail side of the pool using a special swimming facilities in the supine position . If people with disabilities can freely float , muscle relaxation is performed in a horizontal position or unsupported by balancing light limb movements of small amplitude .

Oreshkina Y.A. (2001), offers at the initial stage of learning to swim to solve the problems of acquaintance with the physical properties of water: resistance , viscosity , buoyancy , movement carried out along side of the pool with the support of handrails , basic hand movements and cults . For the duration of the first session should not exceed 20-25 minutes because of fatigue involved . Following the procedure Oreshkina Y.A., further training should immersion with breath , opening eyes underwater, exhale into the water, slip . In the course of employment with children of primary school age are used game " Count how many toys" - for training dive and opening eyes under water, " Medusa ", " float " - for training and familiarization with the float to ejector properties of water , "Swing" - for training exhalation into water. First, all of these exercises are performed in support , and then in the unsupported position.

In the process of learning disabled children to swim to increase motivation and interest in activities to consolidate and improve the studied elements used different subject-role-playing games .

In studies Oreshkina YA (2001) were identified patterns of elementary education of disabled children to swim. The author believes that the preparatory training exercises is advantageously carried out in the hall with a dry swimming followed by fixation studied movements in the water. The author recommends that each exercise study as follows: the study of the movements on land; consolidation movements in the water at the fixed support; consolidation movements in the water with mobile support; consolidation movements without support. Principal sequence of problems with the initial set of swimming training is: learning the movements of the arms and legs in different planes, dive training with breath; surfacing training, training retention horizontal position on the chest, back, side, slip on training the chest and back.

Due to the fact that children with disabilities have limitations in motor activity and violations related to playback of examining motor actions , a more detailed study of the individual elements . In the first phase of training focuses on the development of lead and simulation exercises on land. Exercises are performed from different starting positions : sitting on the floor or on a gym bench , standing at the gym wall or other support . The second step is training agreement with the phases of respiration swimming. Particular attention is given to prevent possible errors. Exercises are performed in the prone position with the movements of the arms and legs .

References

1. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. Investigation of biomechanical factors of walking of disabled and healthy people //2nd International Scientific Conference “European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches”: Volume 2. Papers of 1st International Scientific Conference (Volume 1). February 18-19, 2013, Stuttgart, Germany. P. 120-121.

2. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina The basic technology of psycho-social adaptation of disabled people through individual swimming exercises // Europaische Fachhochschule, European Applied Sciences, #2 - 2013., ORT Publishing. Stuttgart, Germany, Р.99-100

3. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. The basic technology of psychosocial adaptation of disabled people through individual swimming exercises: monograph / 1st edition. - Vienna: “East West” Association for Advances Studies and Higher Education GmbH, 2014.

Селиверстов А.Д.

Аспирант, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ, УЧРЕЖДЕННЫХ В РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ

Аннотация

В статье рассматривается социальные преимущества детско-юношеских спортивных школ России, учрежденных в организационно правовой форме автономной некоммерческой организации.

Ключевые слова: спортивные школы, подготовка спортивного резерва.

Seliverstov A.D.

Postgraduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism SOCIAL DIFFERENCE YOUTH SPORT SCHOOLS, ESTABLISHED IN DIFFERENT LAW FORMS

Abstracts

The article devoted to social advantages of youth sport schools in Russia, established in the independent non-profit law form.

Keywords: youth sport schools, sport reserve training.

Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года предусматривается модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава; совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом, отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений; разработка учебнотренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных спортивных технологий

Подготовка спортивного резерва в нашей стране в подавляющем большинстве видов спорта осуществляется в детскоюношеских спортивных школах (ДЮСШ).

Данная форма организации занятий физической культурой и спортом в рамках дополнительного образования детей возникла в 30-е годы прошлого столетия.

Большинство олимпийских чемпионов нашей страны являются воспитанниками данных спортивных школ.

За годы развития данной формы она получила правовую и научную основу своей деятельности.

Как и любая организация, ДЮСШ может учреждаться в организационно-правовых формах, установленных законодательством Российской Федерации.

Детские спортивные школы унаследовали с советского периода не только организационную структуру и программы подготовки, но и основные черты правоспособности и правосубъектности. Поэтому большинство спортивных школ в России учреждены в форме бюджетного учреждения.

Однако, существует практика перевода спортивных школ и учреждений культуры в форму автономной некоммерческой организации (АНО).

Данная правовая форма закреплена в отечественном законодательстве сравнительно недавно.

Фактически, организационная структура, педагогический процесс, система подготовки остаются неизменными, но имеются ряд преимуществ формы АНО над бюджетной формой.

Рассмотрим ряд социальных и педагогических отличий ДЮСШ, учрежденных в форме АНО и бюджетного учреждения.

В г. Обнинске, Калужской области функционирует ДЮСШ «Квант», которая до сентября 2009 года существовала в форме бюджетного учреждения, а после в форме АНО. В связи с тем, что ДЮСШ в форме бюджетного учреждения руководствуются в своей работе Положением о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского

63

резерва, специализированных классах по видам спорта, утвержденной Приказом Госкомспорта СССР от 09.04.1987 N 228, не имеют возможности заниматься в спортивной школе значительное количество спортсменов. Все потому, что вышеуказанное положение устанавливает предельный возраст занимающихся.

Таким образом, устанавливается ограничение на занятие в спортивной школе избранным видом спорта, если по достижению определенного возраста спортсмен так и не достиг установленного спортивного разряда или звания.

Данная ситуация возникает в тех регионах, где вид спорта не развит или нормативы единой всероссийской спортивной классификации одинаковы для спортсменов всех возрастов, а присвоение происходит на основании показанного количественного результата, вне зависимости от возраста (пулевая стрельба).

По результатам анализа контингента занимающихся ДЮСШ «Квант» до и после перехода в правовую форму АНО, установлено, что 21 процент занимающихся в 2010 году был старше установленного максимального возраста занимающихся согласно Положения о детско-юношеской спортивной школе. В форма бюджетного учреждения, данная категория лиц попросту не имела бы возможности заниматься спортом.

График 1. Возрастная структура занимающихся ДЮСШ «Квант», 2010 год.

Переход в форму АНО позволил принять собственное положение о спортивной школе, позволив тем самым продолжить занятия спортсменам, старше установленного максимального возраста.

Это особенно актуально для так называемых «возрастных» видов спорта, где расцвет спортивной карьеры может прийтись на возраст после 20 лет.

Другая отличительная особенность ДЮСШ в форме АНО это возможность организации групп занимающихся из числа работающего населения и людей пенсионного возраста.

После перехода в форму АНО ДЮСШ «Квант» организовало группу для занятий лиц старше 30 лет и не являющихся Мастерами спорта.

В данных группах по различным видам спорта в 2010 году занималось 130 человек, что составляло 7 процентов от общего количества занимающихся.

Предоставление возможности занятия спортом под руководством тренеров спортивной школы для работающей части населения является огромным плюсом формы АНО спортивной школы.

Краеугольным камнем бюджетной формы ДЮСШ является прямая зависимость заработной платы тренера от наполняемости учебных групп. Таким образом получается следующая формула: много детей - больше зарплата. А установленные требования по наполняемости учебных групп приводят к тому, что на одного тренера начальной группы приходится от 14 (лыжный спорт) до 20 занимающихся.

Однако нет возможности обеспечить безопасность одному тренеру сразу восьми юным пловцам, одновременно находящимся в воде. К сожалению, это приводит к трагичным последствиям, как, например, случай смерти шестилетнего мальчика на тренировке по плаванию в Иркутске в 2008 году.

Уделить внимание сразу 15 спортсменам начальной группы плавания, как установлено в типовом положении для бюджетных ДЮСШЮ одному тренеру просто невозможно.

Данный норматив не обязателен для ДЮСШ, учрежденных в форме АНО. Руководство спортивной школы самостоятельно определяет минимальное количество занимающихся в группах различных этапов подготовки. При этом размер заработной платы может так же зависеть от наполняемости учебной группы, которая будет состоять, например, из 4-6 юных спортсменов. Однако в виду установленного меньшего количества занимающихся в ней, тренер может уделить больше внимания каждому ученику. Это непосредственно влияет на повышение безопасности при проведении занятий.

Подводя итог, следует подчеркнуть преимущества организации ДЮСШ в форме АНО по сравнению с бюджетной формой:

Предоставление возможности занятия спортом лицам, в возрасте старше установленного типовым положением для ДЮСШ;

Предоставление возможности занятия спортом трудящейся части населения;

Повышение безопасности при проведении занятий.

Важно отметить, что представленные в настоящей статье преимущества одной организационно-правовой формы над другой не являются исчерпывающими. Существует целый ряд преимуществ формы АНО в части экономической и административной составляющей.

Авторы считают, что в современных условиях следует обратить внимание на более эффективную правовую форму для ДЮСШ, как на следующий этап развития системы подготовки спортивного резерва.

Литература

1. Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: ЮНИТИ закон и право, 2005. - 319 с.

2. Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. - 432 с.

3. Малинин А.Б., Малинин В.А. Менеджмент деятельности спортивных школ : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101- Физ. культура и спорт. М.: Физическая культура, 2008. - 233 с.

64

4. Солодов В.С. Гиревой спорт: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2009. - 105 с.

5. Столов И.И. Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации: метод. рекомендации. М.: Советский спорт, 2008. - 146 с.

Турчик И.Х.

Доцент, кандидат наук физического воспитания и спорта, Дрогобычский государственный педагогический университет

имени Ивана Франко

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ШКОЛЬНОГО СПОРТУ, КАК ДЕЙСТВЕННОЙ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛ УКРАИНЫ

Аннотоция

Подтверждено, что современный урок физической культуры не позволяет использовать в полном объеме основного метода физического воспитания - метода тренировки. Обосновано необходимость объединения в единую целостную систему уроков физической культуры и школьного спорта. Такое организационно - методическое решение будет обеспечивать не только спортивный резерв и эффективную селекцию в видах спорта, но и формировать здоровье и интерес детей к систематическим занятиям двигательной деятельностью. Охарактеризовано важность в качественной организации школьного спорта - школьного клуба. Утверждается, что занятия школьным спортом является важной здоровьесохраняющей технологией, внедрение которой будет способствовать сохранению основной человеческой ценности - ценности здоровья.

Ключевые слова: здоровьесохраняющая технология, школьный спорт, физическое воспитание, ценность.

Turchyk I.

Phd in Physical education and sport, associate professor, Drogobych State Pedagogical university of Ivan Franko THE PROBLEM OF IMPLEMENTATION OF SCHOOL SPORT AS AN EFFECTIVE HEALTH TECHNOLOGY IN THE

EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOLS IN UKRAINE

Abstract

Education and training system developed in Ukraine, does not create the necessary motivation in students and is not conducive to the preservation and strengthening of their health and the health of others. Implemented domestic projects to increase the efficiency ofphysical education as one of the health-technology found no positive extension. Therefore, it is important to determine the main ways of solving problems by developing programs, new forms. It is confirmed that the current lesson of physical culture does not allow the full primary method ofphysical training - training methods. The necessity of combining in a single integrated system of lessons ofphysical education and school sport. Such organizational and methodological solutions will provide not only a sports reserve and efficient selection of sports, but also form the health and interests of children to regular classes moving activity. Described the importance in quality of school sports -school club. Argued that training school sports is an important health- technology, implementation of which will help preserve the basic human values - the value of health .

Keywords: health technology , school sport , physical education, value.

Проблема впровадження шкшьного спорту, як дieвоl здоровязберпаючо!' технолога у навчальний процес шкш Укра'ши

Постановка проблеми. Як вказано у Нащональнш доктрин розвитку освгги у XXI ст. прюритетним завданням системи освгги е навчання людини вГдповщальному ставленню до власного здоров'я i здоров'я оточуючих як до найвищих шдивГдуальних i суспшьних щнностей та формування через освггу здорового способу життя [5]. Проте, доводиться констатувати, враховуючи сучасний стан здоров’я учшв, що система освгги й виховання, яка склалася в Украшу не формуе у школярiв необхдао! мотивацп та не сприяе збереженню i змшненню свого здоров’я i здоров’я оточуючих. Тому важливим е визначення основних шляхiв розв’язання проблеми, через розробку програм, впровадження нових форм, яю складуть цшсну систему оргашзаци педагопчних технологи, зокрема й здоров’язберйаючих. РеалГзащя uiei мети сприятиме створенню сприятливих умов для всебiчного розвитку особистосту свщомого розумшня нею щнност власного здоров’я та здоров’я людей, що ii оточують.

Для формування вГдповГдного здоров’язберггаючого освгшього середовища необхГдно розв’язати низку завдань [4]:

- дотримання саттарно-гплешчних норм;

- забезпечення учшв яюсними оздоровчими програмами;

- зменшення навчального навантаження, що веде до перевтоми школярiв;

- забезпечення правильного харчування у школу

- формування культури здоров’я та здоров’язберiгаючоi компетенци учшв;

- оргашзащя спгвпращ з батьками школярiв у питаннях здоров’язбереження.

- яюсна оргашзащя фiзичного виховання учшв.

Однак впроваджеш вгтчизняш проекти щодо збгльшення ефективност фiзичного виховання, як однiеi зi здоров’язбершаючих технологш не знаходять позитивного продовження. Регламентоване шкшьними програмами фiзичне виховання не виршуе проблеми формування у дгтей мотивiв i потреб у систематичнш фiзичноi акraвностi як найважлившому чиннику здорового способу життя. Спортивною дiяльнiстю охоплена лише незначна частина дгтей, тдлгтюв i юнаюв. Масовi фiзкультурнi заходи типу здачi нормативгв комплексу ГПО, участi у «Козацькому Гартп> також не виршували завдання залучення дгтей та молодГ до систематичноi тренувальноi дГяльносту оскшьки носили формальний характер i виконували часто роль одного з шструменпв адмiнiстрування у сферi фiзичноi культури [6].

Аналiз спецiальноi науково-методичноi лгтератури свГдчить, що в загальноосвгттх навчальних закладах практично вщсутня вГдповГдна тдготовка позаурочноi роботи з органiзацii спорту в школу яка не враховуе новГ форми фГзкультурно-спортивних заходiв, не задовольняе потреб учшв, не забезпечуе необхГдного рГвня фГзичного розвитку й фГзичжл пiдготовленостi, оздоровлення i спортивного виховання дгтей.

Бшьшють школярГв, навпъ т у яких е бажання i потреба у руховш активносту мають мало шансгв проявити себе та отримати можливють займатися у дитячш юнацькш спортивнш школу оскшьки цей навчальний заклад в основному защкавлений у пошуку спортивних таланлв, при тому часто лише у тому видГ спорту, який культивуеться у ii вщдшеннях.

Зв’язок роботи з науковими програмами, планами, темами. Робота виконана за планом НДР Дрогобицького державного педагопчного ушверситету Гм. 1.Франка.

Метою даноi роботи е вивчення перспектив необхГдност актуалГзаци впровадження у навчальний процес шкш Украши -шкшьного спорту, як важливоi здоров’язберiгаючоi технологii.

Результати дослiдження. Оптимальний рГвень фiзичноi шдготовленосту на думку вщомого росшського фахГвця Бальсевича В., як характеристики здоров’я, може бути досягнутий лише шляхом тренування, використовуючи ефект цшеспрямованого оргашзованого процесу адаптаци оргашзму школяра до фГзичних навантажень необхГдного обсягу та достатньоi штенсивностг НеобхГдним е диференщаци змюту, обсягу та штенсивност навантаження школярГв у зв’язку з iх бюлопчним, а не паспортним вжом, шдивГдуальними руховими здГбностями i можливостями. Зазначене завдання неможливо виршити в умовах традицшного 45 хвилинного уроку [1].

ОкрГм того, тдкреслимо, що оргашзащя занять у позаурочний час, а саме занять шкгльним спортом дозволить сформувати групп учшв не по класах, як це вщбуваеться тд час уроюв, а за трупами, укомплектованими на основГ загальних типолопчних

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.