Научная статья на тему 'Социальные облигации как инструмент финансирования высшего образования'

Социальные облигации как инструмент финансирования высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОБЛИГАЦИИ / ИНВЕСТОРЫ / HIGHER EDUCATION / FINANCING / FINANCIAL INSTRUMENTS / BONDS / INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилин Александр Александрович, Глотова Ирина Ивановна, Томилина Елена Петровна

В статье рассматриваются вопросы использования финансовых инструментов для дополнительного финансирования высшего образования. Выявлены особенности и возможности SIB облигаций (social impact bonds) облигаций социального воздействия. Приводятся варианты выпуска SIB в пользу высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social impact bonds as a tool for financing higher education

The article deals with the use of financial instruments for additional financing of higher education. The features and opportunities of SIB bonds (social impact bonds) bonds of social impact are revealed. SIB versions for the benefit of higher education institutions are given.

Текст научной работы на тему «Социальные облигации как инструмент финансирования высшего образования»

- сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования строительного комплекса;

- сложный характер реализуемых мероприятий и их взаимозависимость между собой;

- большое количество лиц, привлекаемых к решению поставленных задач;

-сжатый временной график строительства определенных объектов и др.

В таких условиях решить проблему обеспечения устойчивого функционирования строительного комплекса возможно лишь с помощью использования программно-целевых технологий.

Для этого на уровне региона целесообразно принять комплексную целевую программу по развитию строительного комплекса [3]. Ее ключевая цель заключается в преобразовании строительного комплекса в динамично развивающуюся, высокотехничную, эффективную систему, ориентированную на снижение матери-ало-, энерго- и трудоемкости строительства, сокращение сроков возведения зданий и расходов, связанных с их эксплуатацией, а также значительное увеличение объемов строительства. Главными направлениями достижения цели являются: формирование достаточной производственной программы, организация снабжения материалами и изделиями, оперативное управление производством, организация реализации продукции, управление про-

ектами реструктурированного производства, управление инвестициями и т.д.

При программно-целевом подходе куправ-лению, реализация каждой поставленной цели обеспечивается путем выполнения соответствующими производственными и управленческими звеньями комплекса мероприятий, которые представляют собой программу, с заранее определенными параметрами качества, объема и сроков выполнения.

Примечания:

1. Бейбалаева Н.М. Управление строительной организацией на основе программно-целевых методов в современных условиях : автореф. ... канд. экон. н. / Н.М. Бейбалаева; Дагестанский государственный технический университет. - Махачкала, 2012.

2. Колиниченко А.Ф. Строительный комплекс на современном этапе // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - №1(107).

3. Магомедов P.M., Агаширинова Н.М. Использование программно-целевого метода для управления развитием строительного комплекса Республики Дагестан // Риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - №3.

4. Моисеенко М.А. Развитие программно-целевого бюджетного планирования как инструмента повышения эффективности расходов местного бюджета : автореф.... канд. эконом, н. / М.А. Моисеенко; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2013.

5. Хакет Р. Программно-целевой метод / Р. Ха-кет.- М.: Финансы и статистика, 1999. - С. 56.

SOCIAL IMPACT BONDS AS A TOOL FOR FINANCING HIGHER EDUCATION Gladilin Alexandr Alexandrovich, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: harderode@rambier.ru

Glotova irina Ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: irin-giotova@yandex.ru

Tomilina Elena Petrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Finance, Credit and insurance, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia E-mail: e.tomiiina@mail.ru

The article deals with the use of financial instruments for additional financing of higher education. The features and opportunities ofS/B bonds (social impact bonds) - bonds of social impact are revealed. SiB versions for the benefit of higher education institutions are given.

Keywords: higher education; financing; financial instruments; bonds; investors.

УДК 336.763.3:378 ВАК РФ 08.00.10

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Гладилин А.А., 2017 © Глотова ИМ, 2017 © Томилина Е.П., 2017

В статье рассматриваются вопросы использования финансовых инструментов для дополнительного финансирования высшего образования. Выявлены особенности и возможности SiB облигаций (social impact bonds) - облигаций социального воздействия. Приводятся варианты выпуска SiB в пользу высших учебных заведений.

Ключевые слова: высшее образование; финансирование; финансовые инструменты; облигации; инвесторы.

Социальные облигации или облигации социального воздействия (Social Impact Bonds или SIB) - один из динамично развивающихся, инновационных инструментов финансирования социальных проектов на основе государственно-частного партнерства. В последние годы интерес к этому инструменту быстро растет, что объясняется его потенциальными возможностями для привлечения долгосрочных капиталовложений в формирование ресурсной базы социальных проектов. Изучение инновационного международного опыта в области финансирования социальных проектов приобретает особое значение для российского некоммерческого сектора сегодня, когда он испытывает нехватку средств, а общественный запрос на участие некоммерческого сектора в решении социальных проблем возрастает [3].

Несмотря на проведенные реформы высшего образования, прежние методы финансирования в новых условиях не избавили российские вузы от сложных системных проблем, которые серьезно препятствуют развитию, мешают эффективно конкурировать на рынке образовательных услуг.

Такими проблемами являются:

- низкий уровень материально-технического обеспечение учебного процесса и износ основных фондов, особенно ведомственных вузов;

- снижение престижа научно-педагогической работы и социального статуса преподавателя;

- неудовлетворительный уровень развития научных исследований в вузах.

Это связано с тем, что высшие образовательные учреждения в значительной степени зависимы от бюджетного финансирования. Сложившаяся финансово-экономическая ситуация в стране и состояние бюджета государства не позволяют финансировать в полном объеме даже текущие затраты вузов.

Такая ситуация требует от руководителей высших учебных заведений привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования.

Возникает вопрос, как изменить принципы финансирования высшего образования и уйти от остаточного финансирования в пользу инвестирования образования.

Зарубежные вузы всегда существовали в рыночных условиях и поэтому можно обратиться к их огромному опыту сочетания бюджетного и финансирования из внебюджетных источников [1].

Большинство бюджетов университетов США формируются за счет следующих источников:

- средств бюджетов государства (около 30%);

- доходов от оплаты за обучение (около 25%);

- собственных доходов вузов (более 30%). В состав этой статьи доходов входят дополнительные образовательные услуги, инвестиционная деятельность, а так же продажа товаров и услуг. Значительная часть вузов предоставляет также услуги по проживанию, питанию, занятию спортом и т. д.

- фондов целевого капитала (эндаумент-фондов), а также различных социальных и благотворительных программ.

- облигаций университетов и SIB-облигации (social impact bonds) (социальные облигации) - облигации, которые выпускаются в пользу другого лица, но имеют определенные условия, так в случае если проект финансируемый таким способом будет реализован успешно, то затраты компенсируются государством [2].

О си

-О X

9

со

CU

си

S

119

ГЛАДИЛИН Александр Александрович, кандидат экономических наук, доцент

Иагс1егос1е@гатЫег. г и

ГЛОТОВА Ирина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент ¡пп-д1о1о уа@уапс!ех. г и

ТОМИЛИНА Елена Петровна, кандидат экономических наук, доцент

е. 1отШпа@таИ. ги

кафедра Финансов, кредита и страхового дела, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия

■ Тенденция на сокращение инвестирования высшего образования становится в последнее время все более очевидной не только в России, но и за рубежом и требует поиска для финансирования новых финансовых инструментов [4].

Именно этой потребностью было вызвано появление в англо-саксонских странах такого инструмента, как SIB. Интенсивное внедрение облигаций социального воздействия в повседневную практику инвестиционной и социальной деятельности преследует цель повысить их экономическую эффективность.

SIB представляет собой ценную бумагу, которая содержит в себе договор займа, основанный на оп редел ен н ых взаимовыгодн ыхуслови-ях взаимодействия нескольких организаций разного профиля деятельности, но стремящихся достигнуть определённого социально значимого результата. В своей простой изначальной форме SIB представляет собой облигационный заем, который организован инвестиционным банком и направлен на привлечение благотворительных средств. Деньги, которые будут получены в ходе этого займа, должны быть направлены на финансирование крупных

120

проектов вуза с участием государства или на реализацию определенной образовательной программы, которая осуществляется НКО [5]. Важным участником этого договора является

государство, которое берет на себя обязательства, что если финансируемая программа осуществляется успешного государство компенсирует инвесторам их затраты, а также выплатит премию.

Но если результаты достигнуты не будут, то и возврат средств не предусмотрен. Поэтому SIB-облигации имеют и другое название - "pay for success" ("плата за успех").

Таким образом, участниками рассматриваемого инвестиционного продукта являются: государство, объекты социального воздействия, инвестиционные банки, некоммерческие организации, инвесторы, социальные аудиторы и инвестиционные консультанты.

Эффективность инвестиций и достижение поставленных задач всеми участниками инвестиционной программы зависит от их слаженного взаимодействия.

До настоящего времени в Российской Федерации облигационных займов такого рода не проводилось, при этом у вузов есть возможности в целях своего финансирования проводить выпуск корпоративных облигаций. Сложившаяся ситуация связана прежде всего с тем, что большинство вузов в нашей стране имеют нестабильное организационно-правовое положение, непрозрачность имущественных и финансовых отношений, а также сложность получения кредитного рейтинга.

Отраслевые исследовательские центры и лаборатории

строш-епьство

1ДЫОТ

четной деятельности

деньги

облигации

погашение

купоны

купоны

инвесторы

Рисунок 1 - Выпуск банком облигаций в пользу вуза

Другим направлением привлечения допол- ся выпуск облигаций, при этом облигационный нительных финансовых ресурсов вузов являет- заем выпускается в пользу образовательной

организации, например банком или другой финансовой структурой. В этом случае банк является гарантом для инвестора. Банк обязуется погасить облигационный заем и выплачивать купонный доход, в случае если вуз не сможет выполнить эти обязательства.

В данной ситуации решается комплекс проблем, которые могут возникнуть при выпуске облигаций образовательными организациями. В первую очередь решается вопрос об инвестиционном рейтинге облигаций. Банк, выпускающий облигации в пользу вуза, как правило, уже имеет инвестиционный рейтинг, а значит и рейтинг облигаций будет такой же как и рейтинг банка.

При этом банк берет на себя ряд проблем, представленных ранее, таких как неустойчивость финансового положения и нестабильностью организационно-правового положения. В данном случае получается, что облигационный заем банка покупает инвестор (см.: рис. 1).

Выпуск облигационного займа образовательными учреждениями так же может основываться на методологии SIB-облигаций и использоваться по таким направлениям как: финансирование вуза с участием государства при реализации крупных проектов или без государственной поддержки при реализации образовательных программ.

В изначальном своем понимании SIB - это договор между инвесторами и государством о реализации спонсорских программ. Проекты, предлагаемые для финансирования, как пра-

вило, являются высокорискованными и должны быть строго контролируемыми. В качестве субъекта контроля выступает непосредственно инвестор, который заинтересован в успехе программы, и может обеспечить возврат инвестированных средств. Такой подход ставит погашение займа в зависимость от эффективности реализованной инвестиционной программы и позволяет преодолеть сложившуюся в России практику крайне осторожного отношения государства к выдаче гарантий по облигационным займам.

Часть российских государственных вузов имеют отраслевой характер, например, Ставропольский государственный аграрный университет, поэтому и покупатели этих облигаций должны быть адресными. Ими могут выступать, в частности, представители агропромышленного комплекса, агрохолдинги, сельскохозяйственные предприятия и оказывать существенное влияние на образовательный, научно-исследовательский процессы и стратегию развития вуза. Перспективным является финансирование путем выпуска облигаций таких проектов как научно-исследовательские центры и лаборатории, которые будут самоокупаемыми и приносить доход от хозрасчетной деятельности. В результате эффективность использования денежных средств государства повыситься, поскольку инвестор, осуществляемый контроль за ходом реализации проекта преследует долгосрочные коммерческие цели (рис. 2).

Отраслевые исследовательские центры и лаборатории

государство

SIB -облигации

I

Щ*

развитие вуза подготовка и переподготовка кадров исследования доходы от хозрасчетной деятельности

Долгосрочные цели

инвесторы

Рисунок 2 - Выпуск БНЗ-облигаций с погашением займа в зависимости от реализации инвестиционной

программы

Таким образом, инвесторами в облигации социального воздействия (SIB) могут быть:

- отраслевые организации, которые заинтересованы в проводимых образовательным учреждением исследованиях;

- организации, которые заинтересованы в реализации долгосрочных программах подготовки и переподготовки кадров;

- инвестиционные компании, которые заинтересованы в успешном развитии образо-

вательного учреждения и реализующие социальные и спонсорские программы.

Другой вариант использования SIB-облига-ций - это создание SIB для финансирования долгосрочных образовательных программ, которые могут иметь большой социальный и экономический эффект без участия государства, где в роли государства выступает крупная компания, реализующая масштабные социально-экономические проекты (рис. 3).

ГТ\'7ПНТЬГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

малый бизнес

аудит

Рисунок 3 - Выпуск Б1В-облигаций для финансирования долгосрочных образовательных программ

Примером такой образовательной и в то же время социально-экономической программы может быть программа по обучению предпринимателей и созданию малых предприятий.

Итогом такого проекта дополнительного бизнес-образования, будет не только количество созданных компаний, но и социальный эффект в виде новых рабочих мест, услуг которые предоставляются вновь созданными коммерческими организациями и их качество.

Таким образом, облигации социального воздействия исходят из логики развития современных идей спонсорства: когда не гранты, эффективность которых зачастую оказывается сомнительной, а инвестиционные программы развития социальных институтов и компенсация инвестированных средств, если эти социальные программы достигли поставленных результатов - не благотворительность, а инвестиционная деятельность.

Такой подход позволяет решать сразу две главные задачи современной благотворитель-

ности: первая - это привлечение новых участников к активной социальной деятельности за счет широкого круга инвесторов, вторая - это повышение качества и эффективности реализуемых социальных программ, так как появляется новый источник контроля за качеством социальных программ - инвестор. Кроме того, Б1В-финансирование открывает новые возможности для развития частно-государственного партнерства в социальной сфере, позволяя государству оплачивать только реально работающие социальные проекты и экономить средства для решения других не менее важных и сложных социальных задач. В полной мере идеология Б1В-облигаций применима и к финансированию высшей школы.

Примечания:

1. Иванова Н.В. Социальное инвестирование: обзор зарубежных практик // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 3136.

2. Макаров Л.Ю. Реализация функций государ- 4. Субанова О.С. Архитектура бизнес-процессов ственных финансов в рамках рынка муниципаль- эндаумент-фонда университета // Известия ЮФУ. ных облигаций на примере США // Российское Технические науки. - 2011. - № 11(124). - С. 78. предпринимательство.-2011.-№6.- Вып.2(186). 5. Университетские эндаументы /целевые капи-- С. 27-32. талы в США и России материалы семинара СРВ

3. Мерсиянова И.В. Влияние финансирования СПб и ЕУСПб [Электронный ресурс]: Режим досту-российских НКО на оценку их работы и эконо- па: http://pif.investfunds.ru/news/36941 (дата обра-мического положения // Гражданское общество щения:02/05/2017)

в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 25-31.

О си

-О X

9

INNOVATION AND INVESTMENT IN TOURISM AS ONE OF THE MOST IMPORTANT FACTORS INCREASING LEVELS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF CA UCASIAN MINERAL WA TERS) ^

Gladilin Vladimir Alexandrovich, PhD of Economics, Stavropol branch of the Moscow State Pedagogical University, CO Stavropol, Russia

E-mall: Giadiiin@ro.ru ^

Tourism affects every continent, state or city, as tourism is an interdisciplinary field of Economics, which covers not ^ only accommodation facilities, but also transport, communications and many more. Subject to successful development, tourism brings some advantages associated with its importance for the economies of different countries and our region in particular.

Keywords: innovation; investment; tourism; market; region; socio-economic development of the region; Caucasian Minerai Waters. ■ ^

KÀ >

E

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ В ТУРИЗМЕ КАК ОДИН УДК 338.48 ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВАК РФ 08.00.05 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД) 123

Сфера туризма влияет на любой континент, государство или город, поскольку © Гладилин В.А., 2017

туризм является межотраслевой сферой экономики, которая охватывает не

только средства размещения, но и транспорт, связь и многое другое. При

условии успешного развития, туризм приносит определенные преимущества,

с которыми связанно его значение для экономик разных стран и для нашего

региона в частности.

Ключевые слова: инновации; инвестиции; туризм; рынок; регион; социально-экономическое развитие региона; Кавказские Минеральные Воды.

Инновация - это внедрение, введение достижений отраслей экономики любой страны. Туризм - одна из ведущих отраслей экономики любой страны.Сфера туризма влияет на любой континент, государство или город, поскольку туризм является межотраслевой сферой экономики, которая охватывает не только средства размещения, но и транспорт, связь и многое другое. При условии успешного развития, туризм приносит определенные преимущества, с которыми связано его значение для экономик разных стран и для нашего региона в частности [4].

Наряду с минеральными водами курортные ресурсы КМВ составляют благоприятный климат центральной и юго-западной частей региона, используемый для климатотерапии. Климат района КМВ издавна высоко оценён курортологами и успешно используется как лечебный фактор. Основные достоинства здешнего климата связаны с большим числом солнечных дней - в Кисловодске только 37-40 дней в году бывает без солнца. Здесь сравнительно сухо, сюда не доходят влажные воздушные массы с Чёрного моря - они задерживаются Главным Кавказским хребтом.

ГЛАДИЛИН Владимир Александрович, кандидат экономических наук, Ставропольский филиал Московского педагогического государственного университе та, Ставрополь, Россия Giadiiin@ro.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.