Научная статья на тему 'Социальные медиа в процессах политической социализации молодежи'

Социальные медиа в процессах политической социализации молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / политическое участие / политическая социализация / социальные медиа / социальные сети / youth / political participation / political socialization / social media / social networks

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Винокуров Н. В.

В статье автор рассматривает особенности становления процессов политической социализации молодежи через социальные медиа. Именно в молодежной среде социальные медиа имеют наибольшую популярность и в связи с этим являются основным источником информации. Развитие информационно-коммуникационных технологий предопределило и развитие социальных медиа, однако политико-правовое регулирование таких новых каналов политической социализации существенно запаздывает, что приводит к возможности их использования в деструктивном русле. Автор акцентирует внимание на сложности в использовании исключительно ограничительных инструментов использования молодежью социальных медиа, при этом обращает внимание на необходимость регулирования и управления данным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social media in the processes of political socialization of youth

In the article, the author examines the features of the formation of the processes of political socialization of youth through social media. It is in the youth environment that social media are most popular and, therefore, are the main source of information. The development of information and communication technologies predetermined the development of social media, however, the political and legal regulation of such new channels of political socialization is significantly delayed, which leads to the possibility of their use in a destructive way. The author focuses on the difficulty in using exclusively restrictive tools for the use of social media by young people, while drawing attention to the need to regulate and manage this process.

Текст научной работы на тему «Социальные медиа в процессах политической социализации молодежи»

Винокуров Н.В.

Аспирант кафедры политологии и политического управления, ИОН Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации.

Социальные медиа в процессах политической социализации молодежи

Наиболее полное, по нашему мнению, определение политической социализации дал американский исследователь Г. Хаймен, которое звучит так: «процесс, с помощью которого люди приобретают модели ориентации в политических вопросах и формируют свое отношение к ним»1.

Поскольку социализация относится к сознательному и бессознательному приобретению знаний и навыков, взглядов и ценностей, этот термин чрезвычайно сложен и его следует понимать в связке с политической культурой и образованием.

В более узком смысле политическая социализация ставит вопрос о том, как приобретаются и развиваются модели ориентации, содержание и результаты этого процесса можно рассматривать и в более широком смысле. Понятие политической социализации относится к развитию личных характеристик и соответствующих факторов в отношении людей как политических субъектов.

Мы полагаем, что политическая социализация предполагает с одной стороны, самостоятельный поиск знаний о политических событиях в прошлом и настоящем, а с другой стороны, семейную передачу политических предпочтений и поведения, и, прежде всего, в вопросе выборов.

Молодежь - особая социальная группа, и интерес к изучению ее особенностей растет с каждым годом. Привлечение молодежи к деятельности является необходимостью выживания во многих сферах общества, как для профсоюзов, так и для экономики, как для церквей, так и для политики. Знание о том, что молодые люди не существуют как однородная группа, не мешает массово привлекать подростков в организации, даже несмотря на то, что их интересы могут не совпадать с групповыми.

Средства массовой информации играют важную роль в этом социальном процессе. Они рассматриваются как важный фактор влияния, ко-

1 Hyman H. The psychology of status / H. Hyman. - New Jersey: Columbia University, 1942.

торый может служить как собственным интересам, так и быть помехой в зависимости от того, к каким предложениям СМИ обращается молодежь. Предположение о функции средств массовой информации, формирующей мнения и действия, является общим и бесспорным. С одной стороны, эта функция используется специально для воздействия на молодежь. Это очевидно в сфере коммерции, а также в различной степени в других социальных сегментах2.

Основываясь на исследованиях политических психологов, «годы ранней юности, от двенадцати до шестнадцати лет являются решающими годами для политического мышления»3. С другой стороны, влияние средств массовой информации также вызывает опасения и всегда озвучивается, и обсуждается в публичном дискурсе, когда устанавливаются — в основном монокаузальные — связи между деви-антным поведением молодых людей и средствами массовой информации. В последние годы это в основном было построено на связи между убийствами, совершенными молодыми людьми и использованием ими жестоких компьютерных игр4.

В политологическом дискурсе средства массовой информации неоднократно выступают в качестве важного фактора, влияющего на социализацию детей и молодежи. Особенно в сфере политики социальные медиа представляют собой очень важный источник информации о политических событиях. Эта функция передачи информации определяется медиаконтентом, который отобран, прокомментирован и отправлен в исправленном виде. Таким образом, помимо «чистой» информации также транслируются общественные ценности и нормы, которые доводятся до молодежи в специфичной, легко усвояемой форме.

Интернет крайне популярен среди российской молодежи, особенно ее подростковой группе. Так по данным ВЦИОМ 98% процентов пользуются интернетом ежедневно, а 89% заходят в социальные сети каждый день5.

Основным источником информации о политике для молодежи, согласно исследованию российского социолога Д.Е. Добринской, являются

2 Бодрунова С.С. Медиакратия: современные подходы к определению термина // Вестник СПбГУ Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 3. С. 203-215.

3 Adelson J. Handbook of Adolescent Psychology, 1st ed. John Wiley and Sons, New York, NY. 2012.

4 Вартанова Е.В., Засурский Я.Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ / Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, М.Л. Матвеевой, А.И. Подольского. М.: 2002. С. 7-18.

5 ВЦИОМ. Подросток в социальной сети: норма жизни - или сигнал опасности? // URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/podrostok-v-soczialnoj-seti-norma-zhizni-ili-signal-opasnosti-(Дата обращения: 11.10.2022).

интернет-средства массовой информации. Более того, за последние десятилетия интерес молодежи к политической информации вырос6.

Вывод, который кажется почти тривиальным, заключается в том, что молодые люди, которые больше используют СМИ также и приобретают больше политических знаний. Именно эти знания о политике воспринимаются молодыми людьми как важная часть политической и гражданской ориентации, поскольку установки в немалой степени основаны на знаниях, которые они получили самостоятельно.

Кроме того, Интернет играет положительную роль в политическом участии. Если посмотреть на традиционные политические организации, такие как партии и общественные организации, порог входа к ним довольно высок.

С одной стороны, подростки не во всех случаях воспринимаются всерьез как равные партнеры по обсуждению или воспринимаются негативно, а если молодежь и представлена, то ее представители полностью разделяют интересы организации и зачастую не сопротивляются «генеральной линии» объединения.

С другой стороны, организованные формы политического участия воспринимаются многими молодыми людьми негативно, поскольку они считают их несовременными, не отвечающими запросу времени.

Формы участия в Интернете являются низкопороговыми — любой желающий может присоединиться к интернет-форумам, открыть блог и т.д. Обмен идеями и мнениями происходит на равных, независимо от пола, возраста, расы и социального статуса. Такое участие в политической дискуссии в публичном пространстве поддерживают теоретики исследований политической социализации как чрезвычайно важные для дальнейшего участия в традиционных политических процессах7.

Таким образом, СМИ можно рассматривать как ключевой источник политической социализации для молодежи. Выбрав и обработав первичную информацию, они передают оценки и отношения к событиям. Результат социализации, однако, как мы считаем, в решающей степени зависит от последующего общения с членами семьи, под влиянием друзей и других партнеров по социальному взаимодействию.

Средства массовой информации играют важнейшую роль в нашей жизни и требуют пристального внимания. Они предлагают ориентацию

6 Добринская Д.Е. Социологическое осмысление интернета: теоретические подходы к исследованию сети // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. № 3. С. 21-38.

7 Youniss J., Bales S., Christmas-Best V., Diversi M., McLaughlin M. & Silbereisen R. Youth civic engagement in the twenty-first Century. Journal of Research on Adolescence, 2002. № 12 (1). Р. 121-148.

для действий и нить для интеграции личности в общество, но они также имеют незаменимую задачу в функционирующей демократии. Являясь так называемой «четвертой властью», СМИ выполняют информационную функцию, формирующую общественное мнение, также и контрольную функцию и предоставляют информацию по всем вопросам общества. Таким образом, СМИ берут на себя роль посредников в процессе политической коммуникации8.

Но в последние годы произошли некоторые устойчивые сдвиги в использовании медиа-контента с учетом демографических различий. Молодые люди все чаще не прибегают к традиционным медиа, таким как газеты, журналы или радиостанции, а используют новые формы медиа, в частности социальные медиа для общения, а также для получения информации.

В результате на политические дискурсы и решения, в частности, влияют не только традиционные СМИ. Социальные сети играют все более важную роль в формировании общественного мнения. Недавние события, такие как избрание президента США Дональда Трампа, референдум по Brexit в Великобритании или общий рост русофобии в Европе на фоне проведения специальной военной операции Российской Федерации в Украине, поднимают вопрос о том, какую роль играют «социальные сети» в формировании общественного мнения. Такие платформы, как Facebook, Instagram (социальные сети принадлежат Meta Platforms, Inc., которая признана в России экстремистской организацией, их деятельность в России запрещена) могут быть нацелены на определенные целевые группы, предлагать платформу для политических кампаний и, таким образом, иметь огромное влияние на исход выборов, что подкрепляется такими изобретениями, как смартфон в качестве постоянного спутника людей.

Социальные сети, в частности Facebook (социальная сеть принадлежит Meta Platforms, Inc., которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена) и Twitter, называются так называемыми медийными посредниками. Согласно определению, медиа-посредники характеризуются тем, что делают доступным сторонний контент посредством его агрегации, отбора и представления. Для этого они используют самостоятельно выбранные алгоритмические механизмы. Это означает, что контент не создается сам по себе, как в обыч-

8 Самсонова Т.Н., Наумова Е.С. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. № 4.

ных медиа, а выполняет посредническую функцию между цифровым контентом и пользователем.

Благодаря использованию алгоритмов, которые работают в фоновом режиме на упомянутых выше платформах, информация отбирается на основе различных критериев, и пользователям предоставляется информация, адаптированная к «их потребностям», что ставит вопрос о разнообразии мнений в нашей демократии, можно ли таким образом сохранить нейтральность и прозрачность.

Несмотря на то, что социальные медиа, как мы выяснили, могут представлять определенный риск, важно понимать преимущества предоставления молодежи рекомендаций, необходимых для получения максимальной положительной отдачи от использования социальных сетей. Грамотное использование социальных медиа может сформировать гармонично развитую личность, обладающую необходимым набором политических знаний, полученных оттуда. Ниже приведен список преимуществ социальных медиа с точки зрения эффективной социализации индивида:

1. Совместное обучение, расширение связей и понимания мира

Подростки могут изучать и ценить различные точки зрения и мировоззрения, чтобы лучше понимать окружающую их социально-политическую реальность и расширять свои знания по целому ряду тем. С таким количеством идей, которыми обмениваются на разных платформах, они могут находить области интересов и использовать их в образовательных целях.

2. Цифровая грамотность, развитие коммуникативных и технических навыков

Поскольку социальные сети стали частью повседневной жизни, детям и молодым людям важно научиться общаться в Интернете, чтобы подготовить их к будущим возможностям на рабочем месте и поддержать их в общении с друзьями и семьей. Кроме того, основным трендом современных политических процессов является цифровая трансформация, и знание основных особенностей этого процесса даст возможность индивиду быть подготовленным к участию в политике нового, цифрового типа.

3. Психическое здоровье и благополучие

Социальные медиа стирают границы для совместной коммуникации людей, а также налаживания связей через границы. Для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья или нестабильным психоэмоциальным состоянием эти инструменты дают возможность

высказать свое мнение по политическим вопросам, привлечь к себе сторонников и общаться с другими членами своего сообщества. Это может быть отличным способом наладить связь с другими единомышленниками и интересами.

4. Место, где можно найти поддержку

Это может дать возможность предложить поддержку друзьям и членам семьи, которые могут столкнуться с конкретной проблемой. С другой стороны, для некоторых молодых людей это может быть место, куда они могут обратиться за помощью, если они переживают что-то, о чем они не могут рассказать своим близким.

5. Агитация за общественное благо

Социальные сети могут помочь молодым людям повысить осведомленность о важнейших политических событиях или, например, оказать реальное влияние на изменения в своем районе, городе, стране.

Однако не все ученые разделяют точку зрения о безусловном благе социальных медиа в процессе политической социализации молодежи. Доктор политических наук Ян Остойский из Польши полагает, что роль СМИ в процессе политической социализации раскрывается через:

1. Предоставление образцов поведения;

Представление детям через средства массовой информации различных моделей поведения, вызывающих у них желание подражать.

2. Придание эмоционального значения сообщениям;

Подражание является сильным механизмом развития, важным в процессе развития личности и само по себе доставляет детям положительное удовлетворение. Нередко таким образом происходит отождествление, являющееся следствием социальных воздействий, вызванных стремлением индивида быть похожим на человека, от которого исходит воздействие. Как следствие, это может привести к интернализации, т.е. принятию и внедрению реципиентами системы ценностей «медиамоделей». В средствах массовой информации много людей-моделей с агрессивными чертами, чье агрессивное поведение заставляет реципиента подражать, осваивать новые способы агрессивного поведения и усваивать (интерна-лизовать) антисоциальные системы ценностей. Как следствие, это часто побуждает его к совершению преступных действий. Чем сильнее будет подражание, тем агрессивнее модель будет вознаграждена или не наказана за свои действия.

3. Подготовка к реальной жизни;

Убеждение в том, что определенные модели поведения являются ре-

альными, связано со значительной возможностью их появления в повседневном поведении индивида. Исследования также показали, что просмотр жестоких программ снижает количество игр, в которых используются воображение и творческие способности ребенка.

4. Ситуационные провокации.

Придание смыслов заключается в связывании тех или иных эмоций с различными событиями, например, сочувствие в связи со смертью или, наоборот, равнодушие, с образами печали или, наоборот, радости в связи с убийством виртуальных «врагов». Частый просмотр сцен насилия может привести к десенсибилизации, т. е. эмоциональному равнодушию. При стимуляции эмоциональной реакции организм начинает замечать воздействующие на него посторонние раздражители, в результате чего подавляется сильная эмоциональная реакция - процесс привыкания9.

Чтобы предотвратить явление десенсибилизации, профессиональные сотрудники соревнуются в создании все более сильных и ужасающих сцен насилия. Механизм десенсибилизации включает отключение чувствительности к наблюдаемым актам насилия и, следовательно, ведет к терпимости и принятию агрессии в реальной жизни, в том числе и в дальнейшем политическом действии или бездействии индивидов10.

Существует четкая связь между просмотром сцен насилия в СМИ и повышением агрессивности в поведении. Это предпочтение выше у мальчиков.

Недавние исследования доказали, что под влиянием телевидения дети менялись не в сторону большей возбудимости и нервозности, а, наоборот, в бесчувственность и безразличие11. Это говорит о том, что дети становятся менее чувствительными под влиянием более быстро следующих ощущений, которые они не успевают усвоить. С точки зрения политической социализации, это может повлиять на восприимчивость молодежи к призывам, лозунгам и сообщениям из средств массовой информации. Люди перестают реагировать на новости, проявлять энтузиазм, они теряют способность быть эмоциональными и критическими, становятся поверхностными и равнодушными. Данное обстоятельство требует адек-

9 Jan Ostojski. Wplyw muzyki na wychowanie i obyczajowosc mlodziezy. // URL: www.notatek.pl/informacje/ Socjalizacja-polityczna (Дата обращения: 11.10.2022).

10 Станевич А.Ю. Политические настроения российской молодежи: состояние и особенности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. № 4. C. 254-272.

11 Лелекова А.В., Мальцева С.М., Митюхина В.Н. Исследование влияния занятий за компьютером на физическое и психическое состояние детей среднего и старшего дошкольного возраста // Образование и проблемы развития общества. 2020. №1 (10).

ватного ответа со стороны акторов политической системы, в противном случае, процесс политической коммуникации может быть нарушен из-за десенсибилизации реципиентов информации.

Можно сказать, что ввиду междисциплинарного характера исследований политической социализации в них применяются различные теоретические концепции и это усложняет попытки однозначно определить в данном процессе роль социальных медиа.

Последние годы влияние СМИ в процессе политической социализации стало изучаться более пристально, подрывая тем самым бесспорный ранее тезис о наибольшей прочности политических ценностей, установок и предпочтений, приобретенных в раннем детстве. На более поздних стадиях человеческого развития часто преувеличивают влияние старения на изменение политической ориентации пожилых людей, недооценивая значение поколенческого опыта и преобразований окружающей среды и социально-исторического контекста.

Следствием может быть чрезмерный акцент на важности политической социализации как процесса, который должен продолжаться только в перспективе между поколениями. Для того чтобы оценить потенциал преемственности и изменения в процессе политической социализации, представляется необходимым осознавать, что конфликт, уравновешивающий стабилизационные тенденции, хотя и редко ведет к радикальному изменению, но приносит с собой модификации, необходимые как для сохранения индивидуальной и поколенческой целостности, так и для выживания существующей политической системы.

Подводя итог главе, посвященной анализу особенностей политической коммуникации в социальных сетях в современной России, мы пришли к выводу о значимой роли социальных медиа в политическом процессе Российской Федерации. Непосредственно социальные медиа как инструменты политической коммуникации различаются по охвату целевой аудитории, преобладающему отношению к власти, источникам финансирования и типу продвижения публикаций. В России основными социальными сетями являются VK, Telegram, Одноклассники, Facebook, Instagram (социальные сети принадлежат Meta Platforms, Inc., которая признана в России экстремистской организацией, их деятельность в России запрещена) и Twitter. Специалисты по связям с общественностью активно создают страницы органов государственной власти и политиков, продвигают инициативы и мероприятия через скрытую рекламу, отслеживают комментарии и обсуждения с целью

получения более объективной обратной связи от населения. Дифференциация социальных медиа по типу политической принадлежности ее участников, по нашему мнению, является актуальным вопросом и заслуживает отдельного исследования.

В этой связи возникает вопрос об установлении единых правил игры для участников и администраторов площадок социальных медиа. Государства регулируют их деятельность законодательным путем. Характер взаимоотношений органов власти и социальных медиа, в первую очередь, зависит от типа политического режима, установленного в государстве. В демократических государствах социальные медиа являются отдельным субъектом политической жизни общества, часто определяющим ее основные тенденции и направления.

Основной тенденцией регулирования деятельности социальных медиа в Российской Федерации является усиление контрольно-надзорной деятельности со стороны органов государственной власти. Современное российское законодательство в целом отвечает требованиям универсальности и релевантности. В подтверждение данного тезиса можно привести попытки законодательного регулирования деятельности бло-геров, чего раньше не было в отечественном законодательстве. Помимо законодательного регулирования деятельности средств массовой информации, активно применяется и т.н. саморегулирование, например, путем принятия Кодекса профессиональной этики журналистов.

Еще одним значимым аспектом является то, что социальные сети могут оказать как положительное (расширение круга общения, возможность разговора на равных, низкий порог входа), так и негативное (десенсибилизация, разочарование в традиционных формах участия, попадание под влияние экстремистских сетевых сообществ) влияние на процесс политической социализации молодежи. Таким образом, некритическое и бесконтрольное использование средств массовой информации может нанести большой ущерб процессу социализации и воспитания молодых людей. Распространение средств массовой информации никак нельзя остановить, даже запретительными методами, акторам политической системы в этой связи важно научиться этим влиянием управлять.

Список литературы:

1. Hyman H. The psychology of status / H. Hyman. - New Jersey: Columbia University, 1942.

2. Бодрунова С.С. Медиакратия: современные подходы к определению термина // Вестник СПбГУ Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 3. С. 203-215.

3. Adelson J. Handbook of Adolescent Psychology, 1st ed. John Wiley and Sons, New York, NY. 2012.

4. Вартанова Е.В., Засурский Я.Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ / Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, М.Л. Матвеевой, А.И. Подольского. М.: 2002. С. 7-18.

5. ВЦИОМ. Подросток в социальной сети: норма жизни - или сигнал опасности? // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/podrostok-v-soczialnoj-seti-norma-zhizni-ili-signal-opasnosti- (Дата обращения: 11.10.2022).

6. Добринская Д.Е. Социологическое осмысление интернета: теоретические подходы к исследованию сети // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. № 3. С. 21-38.

7. Youniss J., Bales S., Christmas-Best V., Diversi M., McLaughlin M. & Silbereisen R. Youth civic engagement in the twenty-first century. Journal of Research on Adolescence, 2002. № 12 (1). Р. 121-148.

8. Самсонова Т.Н., Наумова Е.С. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. № 4.

9. Jan Ostojski. Wplyw muzyki na wychowanie i obyczajowosc mlodziezy. // URL: www.notatek.pl/informacje/Socjalizacja-polityczna (Дата обращения: 11.10.2022).

10. Станевич А.Ю. Политические настроения российской молодежи: состояние и особенности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. № 4. C. 254-272.

11. Лелекова А.В., Мальцева С.М., Митюхина В.Н. Исследование влияния занятий за компьютером на физическое и психическое состояние детей среднего и старшего дошкольного возраста // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 1 (10).

Bibliography

1. Hyman H. The psychology of status / H. Hyman. - New Jersey: Columbia University, 1942.

2. Bodrunova S.S. Mediacracy: modern approaches to the definition of the term // Bulletin of St. Petersburg State University Series 9. Philology. Oriental studies. Journalism. 2012. № 3. Р. 203-215.

3. Adelson J. Handbook of Adolescent Psychology, 1st ed. John Wiley and Sons, New York, NY. 2012.

4. Vartanova E.V., Zasursky Ya.N. Media Education as a Means of Forming the Information Security of Youth // Information and Psychological Security in the Media / Ed. A.I. Dontsova, Ya.N. Zasursky, M.L. Matveeva, A.I. Podolsky. M.: 2002. Р. 7-18.

5. VCIOM. A teenager in a social network: the norm of life - or a signal of danger? // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/anali-ticheskii-obzor/podrostok-v-soczialnoj-seti-norma-zhizni-ili-signal-opasnosti- (10.11.2022).

6. Dobrinskaya D.E. Sociological understanding of the Internet: theoretical approaches to the study of the network // Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and political science. 2016. № 3. Р. 21-38.

7. Youniss J., Bales S., Christmas-Best V., Diversi M., McLaughlin M. & Silbereisen R. Youth civic engagement in the twenty-first century. Journal of Research on Adolescence, 2002. № 12 (1). R. 121-148.

8. Samsonova T.N., Naumova E.S. The role of the media in the political socialization of modern Russian youth // Moscow University Bulletin. Series 18. Sociology and political science. 2019. № 4.

9. Jan Ostojski. Wplyw muzyki na wychowanie i obyczajowosc mlodziezy. // URL: www.notatek.pl/informacje/Socjalizacja-polityczna (10.11.2022).

10. Stanevich A.Yu. Political moods of the Russian youth: condition and features // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and political science. 2018. № 4. Р. 254-272.

11. Lelekova A.V., Maltseva S.M., Mityukhina V.N. Study of the influence of computer classes on the physical and mental state of children of middle and senior preschool age // Education and problems of society development. 2020. № 1 (10).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.