Научная статья на тему 'Социальные медиа в политических связях с общественностью'

Социальные медиа в политических связях с общественностью Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ПРОТЕСТНЫЕ ГРУППЫ / ОППОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гришанин Никита Владимирович, Пак Виктория Викторовна, Вертелкина Алена Сергеевна

Снижение доверия к средствам массовой информации и к официальным спикерам среди потребителей политической информации при- водит к потере контроля над политической ситуацией. Роль неофициальных agenda-setters и gate-keepers в политических коммуникациях возрастает, и в связи с ростом популярности социальных медиакоммуникация переносится на страницы блогов и социальных сетей, как следствие, происходит рождение гражданской журналистики. Инициирование властью гражданской журналистики позволяет вернуть внимание и доверие к государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гришанин Никита Владимирович, Пак Виктория Викторовна, Вертелкина Алена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные медиа в политических связях с общественностью»

Н.В. Гришанин, В.П. Пак, А.С. Вертелкина

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация

Снижение доверия к средствам массовой информации и к официальным спикерам среди потребителей политической информации приводит к потере контроля над политической ситуацией. Роль неофициальных agenda-setters и gate-keepers в политических коммуникациях возрастает, и в связи с ростом популярности социальных медиа коммуникация переносится на страницы блогов и социальных сетей, как следствие, происходит рождение гражданской журналистики. Инициирование властью гражданской журналистики позволяет вернуть внимание и доверие к государственной власти.

Ключевые слова: социальные медиа, протестные группы, оппозиция, гражданская журналистика.

Появление термина «политические технологии» в политологической науке связано, прежде всего, с развитием процессов демократии, превращающих человека в активного участника политических процессов, протекающих в обществе. Российский исследователь М.Г. Анохин определяет политические технологии как «методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления практической политической деятельности»46. Иными словами, политические технологии можно определить как технологии реализации власти. Известный российский политолог А.И. Соловьев предлагает иное определение термина «политические технологии»: «совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время в опре-

46 Анохин М.Г. Политические технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. № 2 С. 101-114.

деленном месте»47. Однако, на наш взгляд, наиболее полно отражающее сущность данного понятия определение дает исследователь О.Ф. Шаб-ров: «Целенаправленно сконструированная совокупность приемов и способов достижения результата, использование которых затрагивает государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп. В конечном счете, политические технологии всегда представляют собой технологии борьбы за политическую власть и ее удержание, технологии распределения и применения политической власти»48. Политические технологии распространяются на все поле политической власти и государственного управления. Все многообразие приемов политических технологий можно самым широким образом разделить на три вида:

• приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе изменения нормативного, институционального порядка;

• приемы, обеспечивающие формирование в массовом сознании новых представлений, ценностей, установок и убеждений;

• приемы, дающие возможность манипулировать поведением людей.

Очевидно, что грамотное применение политических технологий повышает эффективность политической деятельности и позволяет достигать поставленной цели оптимальным образом. Именно поэтому политические технологии должны учитывать все последние достижения научно-технического прогресса. Некоторые исследователи считают, что современные политические технологии переживают кризис развития, так как их действенность снижается в результате превращения системы СМИ в систему информационной дезориентации населения. Вследствие этого наметилась тенденция деполитизации общества и утраты традиционными инструментами реализации политических технологий посредством СМИ своей эффективности. Именно поэтому сегодня политтехнологи все больше обращают свое внимание на использование информационных технологий в политике.

47 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. С.414.

48 Шабров О.Ф. Прикладная политология и политические технологии // Политология: учебник. -Издание второе, дополненное / под ред. В.И.Буренко. М.: Национальный институт бизнеса, 2009. С. 267-279.

На протяжении нескольких последних десятилетий в России стремительно развивается использование информационно-коммуникационной сети Интернет. Одной из важнейших политических технологий, безусловно, является политический PR. Новое виртуальное пространство дает возможность использовать в своих рамках не только традиционные методы политического PR, но и предоставляет принципиально новые, уникальные возможности коммуникации и воздействия, нацеленные на максимально соответствующий необходимым характеристикам объект. Итак, новым и наиболее перспективным направлением политических технологий сегодня можно считать политический web-PR. Под политическим web-PR следует понимать «процесс двусторонней коммуникации посредством сети Интернет между субъектом политики и пользователем сети, целью которого является

„ 49

популяризация и внедрение политических программ и идей» .

Несколько последних десятилетий динамичного развития информационного пространства, в частности, появление глобальной сети Интернет, привели к появлению и распространению социальных медиа, отвечающих основным требованиям современного общества -максимальной оперативности в распространении информации и интерактивности, которые начинают использоваться политиками на всех уровнях для непосредственной коммуникации с широкой общественностью и обеспечения максимальной открытости власти. Присутствие политиков в социальных медиа - эффективный способ совместить продвижение политика или партии и основную черту имиджа успешного политического субъекта - общедоступность. Политик, с одной стороны, должен быть уникален, а с другой - похож на своего избирателя. Социальные медиа являются идеальной сферой для реализации данного принципа. Именно поэтому они представляют интерес как для отечественных, так и для зарубежных политических сил.

Рассмотрим опыт использования социальных медиа в отечественных практиках: партии власти и оппозиции. Главной целью партии власти при использовании данного интерактивного ресурса было поддержание и укрепление своего статуса в глазах электората. Активная работа власти с социальными медиа началась с 2008 г.: создание партийного электронного ресурса и социальной сети «Берлога».

49 Головин Ю.А., Григорьев П.В., Щенников М.А. Новые политические технологии в современной России: монография. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2009. С. 24.

Новизна проекта («Берлога» - первая партийная социальная сеть в России) и широкое использование видеоблогинга, несомненно, были оценены общественностью как преимущества. Однако отсутствие эффективного организационного и пропагандистского ресурсов, механизмов мобилизации сторонников на поддержку партии, в том числе на выборах, заведомо неудачная попытка создать на площадке дискуссионный клуб для представителей различных взглядов послужили тому, что проект не оправдал себя.

Общая политика партии «Единая Россия» впоследствии была направлена на активизацию деятельности политиков на независимых неспециализированных площадках социальных медиа. Осознав, что социальные сети стали более эффективным каналом коммуникации, было принято решение сделать интернет-активными все партийные массы.

И примером здесь служит премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Среди положительных характеристик его профилей: активность, оперативность, провоцирование диалогов с аудиторией для выяснения отношения к проблемам. Отрицательные характеристики объясняются, во-первых, мнением о несамостоятельности ведения профилей в социальных сетях, во-вторых, мнением о том, что активность в социальных сетях занимает слишком много рабочего времени, в-третьих, скупость и формальность публикаций. На сегодняшний день партия власти использует социальные медиа как инструмент обратной связи с населением страны, в то же время потенциал социальных медиа как средства политической рекламы остается практически нераскрытым.

2011 г. стал для российской оппозиции годом резкой активизации и фактического объединения.

«Согласно наблюдениям центра Pew, Интернет всегда играет более серьезную роль для той партии, которая в данный момент не располагает властью, именно в силу большей ограниченности ресур-сов»50.

И хотя вопрос о существовании в России реальной оппозиции сегодня остается открытым, нельзя недооценивать эффективность деятельности представителей протестных групп в социальных медиа. Среди наиболее активных протестных пользователей социальных ме-

диа: Алексей Навальный, Борис Немцов, Дмитрий Яшин, Сергей Удальцов, Дмитрий Быков.

Деятельность протестных групп на платформах LiveJournal, Twitter, Facebook, ВКонтакте уже осенью 2011 г., когда были организованы акции против фальсификации думских выборов, показала реальность мобилизации крупных масс населения на протестные действия. Митинг на Триумфальной площади в Москве 6 декабря был организован и проведен благодаря использованию организаторами социальных медиа. Одним из основных нововведений послужило использование видеоблогинга, который служит для внесистемной оппозиции альтернативой традиционному телевидению.

Кроме того, оппозиционные силы продемонстрировали дополнительные возможности использования ресурсов сети Интернет и на выборах в Координационный совет 20-22 октября 2012 г. Принципиальной особенностью является то, что они проходили в режиме онлайн на базе интернет-платформы «Демократия-2». Таким образом, электорату, привлеченному посредством социальных медиа, была предоставлена возможность проголосовать в привычной интернет-среде и быть уверенными в отсутствии фальсификации. «Демократия-2» - действующее политизированное социальное медиа Рунета, в котором сконцентрированы оппозиционные силы сети Интернет, на базе которого происходит непосредственное общение между оппозиционерами и их частью электората, проходят голосования по важным политическим вопросам, а также вырабатываются совместные решения. Использование самых популярных социальных сетей - естественное решение для оппозиции, ведь в сложившейся ситуации (особенно для внесистемной части оппозиции), социальные сервисы используются как альтернатива общенациональным СМИ, так как свободный доступ к ним ограничен. Представители внесистемной оппозиции используют свои профили в социальных медиа как инструмент полуформальной коммуникации. Если язык представителей партии власти в большинстве случаев достаточно сухой и формальный, то оппозиционные деятели используют в своей письменной речи большое количество ярких эпитетов, неологизмов, окказионализмов, саркастических характеристик правящего режима, таких как «кадровый голодомор» (Борис Немцов), «звериный оскал трясущегося от страха режима» (Борис Немцов), «покажем Путину и всей шайке» (Борис Немцов), «Чудны уголовные

дела твои, Господи!» (Алексей Навальный), «Государственные телеканалы с энтузиазмом сообщают, что в казне Зимбабве осталось 217 $, как бы намекая, что Медведев не такой уж и #жалкий» (Илья Яшин).

Таким образом, в отличие от представителей партии власти, представители внесистемной оппозиции выстраивают горизонтальную коммуникацию с общественностью, чем привлекают ее для диалога. Кроме того, их сообщения более просты для восприятия, что тоже влияет на поддержку общественности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что и партия власти, и внесистемная оппозиция еще не в полной мере используют перспективный инструментарий социальных медиа. Их деятельность направлена в основном на информирование общественности и на завоевание ее расположения, хоть и различными методами. Практически не используются возможности политической рекламы в социальных медиа.

Как показывает практика, в зарубежных политических кампаниях более активно используется потенциал социальных медиа. Здесь они являются не просто источником информирования электората, но и способом налаживания эффективной двухсторонней коммуникации с общественными группами. «Социальные медиа - прекрасная возможность для нас не только делиться новостями, но и узнавать, что именно хотят от нас избиратели», - утверждает представитель штаба президента США Барака Обамы51.

Помимо этого отметим, что здесь охват аудитории намного шире. Если в России основная масса, использующая новые платформы коммуникации, является молодежь в возрасте от 14 до 35 лет, то в США, согласно исследованиям центра Pew Research, аудитория не имеет возрастных ограничений, и даже люди старше 65 лет активно используют соответствующие интернет-платформы.

Отдельное внимание стоит уделить инструментарию, используемому в работе с соцмедиа. Так, в последней предвыборной кампании Барака Обамы, использовались не только традиционные платформы, такие как Twitter, Facebook, Youtube, Google+, LinkedIn, Tumblr, но и активно запускались мобильные приложения, которые стали популярны среди электората и побили все рекорды по количеству скачиваний.

Впоследствии президентскую предвыборную гонку 2012 г. в США назвали «мобильной войной».

Однако исходя из российской действительности главной целевой аудиторией при работе политтехнологов с социальными медиа является молодежь, которая представляет собой наиболее активных пользователей интернет-пространства.

Все же молодежь на сегодняшний день выступает в большинстве своем пассивным получателем информации. Кроме того, относится к политике не просто весьма индифферентно, но и с недоверием. Для активизации молодежи и повышения уровня доверия самой перспективной части электората мы разработали комплекс мероприятий, ключевой идеей которого является создание инициативной группы гражданских журналистов в возрасте от 18 до 25 лет, объединенных через сеть блогов на платформах социальных медиа. Гражданские журналисты - лица, которым интересно вживую наблюдать за деятельностью политических институтов - органов государственной власти, политических партий и объединений.

Для получения статуса гражданского журналиста необходимо подать заявку, пройти тестирование и онлайн-собеседование. После этого он получает свидетельство гражданского журналиста, а вместе с ним - открытый доступ к деятельности политических институтов с правом трансляции их в собственных блогах. Основным условием деятельности гражданского журналиста является систематическое ведение блога, собственный анализ деятельности политических институтов. Важно отметить, что информация может предоставляться в любой удобной форме: видео, фото, текст, аудиозаписи. Структура проста - основной сайт и сетки блогов на платформах различных социальных сетей. В дополнение к данному проекту возможно создание приложений для гаджетов, в которых будут транслироваться записи гражданских журналистов-блоггеров.

Таким образом, мы получаем развитый институт гражданского общества, критическую, а главное, разностороннюю оценку функционирования политических институтов, и активную молодежь, имеющую возможность открыто высказывать свое мнение.

Grishanin Nikita V., Pak Victoria P., Vertelkina Alena S. Social Media in Political PR

Abstract

The decline of confidence among consumers of political information in the media and in the official speakers leads to the loss of control over the political situation. The role of the informal agenda-setters and gate-keepers in political communication increases and due to the increasing popularity of social media, communication is transferred to the pages of blogs and social networks, which brings to birth citizen journalism. Citizen journalism authorized by the government permits to recover attention and trust for the government.

Key words: social media, protest groups, opposition, citizen journalism.

К.В. Елистратова, И.А. Манахова

Ульяновский государственный технический университет lertz@yandex. ru

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования электронных коммуникаций власти и населения г. Ульяновска. Выявлены основные барьеры для развития электронной демократии.

Ключевые слова: электронное правительство, органы власти, Ульяновск, регион.

Современное общество требовательно относится к действиям государственных органов, выражая желание вести с ними постоянный диалог. Такую возможность способно предоставить развитие системы электронного правительства, которая позволяет использовать виртуальное пространство «для совершенствования моделей оказания услуг и повышения эффективности функционирования органов власти и государственных учреждений»52. Электронное правительство обеспечивает открытость, гибкость, оперативность и экономичность деятельности государственных органов.

52 Дрожжинов В., Штрик А. Электронное правительство информационного общества // PCWeek. 2000. № 15. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.