Научная статья на тему 'Социальные медиа как инструмент реализации гражданской активности'

Социальные медиа как инструмент реализации гражданской активности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
791
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / МАССМЕДИА / MASS MEDIA / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / SOCIAL MEDIA / "НОВЫЕ СМИ" / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / БЛОГИ / BLOGS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ / POLITICAL PROTEST / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / NEW MEDIA / CIVIL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белова Н. Е.

В статье анализируются оценки влияния социальных медиа на политический процесс и гражданскую активность, приводятся примеры использования «новых СМИ» в мировой политической практике. Делается вывод о том, что социальные медиа, обладающие выраженными интерактивными свойствами, могут являться эффективным инструментом реализации гражданской активности и налаживания диалога между обществом и властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MEDIA AS A TOOL OF IMPLEMENTATION OF CIVIL ACTIVITY

The article analyzes the assessment of the impact of social media on the political process and civil activity, and herein are given examples of using the «new media» in the world political practice. The article concludes that social media, having pronounced interactive properties, can be an effective tool in the implementation of civil activity and developing dialogue between society and the authorities.

Текст научной работы на тему «Социальные медиа как инструмент реализации гражданской активности»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 32.019.5

Н.Е. Белова

канд. полит. наук, доцент, кафедра философии и социально-экономической теории, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация. В статье анализируются оценки влияния социальных медиа на политический процесс и

гражданскую активность, приводятся примеры использования «новых СМИ» в мировой политической практике. Делается вывод о том, что социальные медиа, обладающие выраженными интерактивными свойствами, могут являться эффективным инструментом реализации гражданской активности и налаживания диалога между обществом и властью.

Ключевые слова: интернет-технологии, массмедиа, социальные медиа, «новые СМИ», социальные сети, блоги, политическая коммуникация, политический протест, гражданское общество, гражданская активность.

N.Ye. Belova, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch

SOCIAL MEDIA AS A TOOL OF IMPLEMENTATION OF CIVIL ACTIVITY

Abstract. The article analyzes the assessment of the impact of social media on the political process and civil activity, and herein are given examples of using the «new media» in the world political practice. The article concludes that social media, having pronounced interactive properties, can be an effective tool in the implementation of civil activity and developing dialogue between society and the authorities.

Keywords: internet technologies, mass media, social media, new media, social networks, blogs, political communication, political protest, civil society, civil activity.

Современная Россия ориентирована на развитие открытого, свободного, демократического гражданского общества. Базовыми ценностями такого общества могли бы стать свобода и ответственность, равенство граждан перед законом, достоинство, толерантность, патриотизм. В контексте этого возрастает роль новых информационно-коммуникационных технологий, интернет-технологий и в т.ч. социальных медиа - разного рода блогов, интернет-форумов и социальных сетей. Новые массмедиа определяются, в частности, как «динамичное сетевое образование, предполагающее сбор, обработку и распространение информации, функцию удобной обратной связи между аудиторией и автором, способность связывать людей друг с другом и обмен огромным массивом данных» [1, c. 307].

В данной статье предпринимается попытка выяснить, чем являются социальные медиа: новым средством социальной и политической коммуникации, альтернативой традиционным СМИ, очередным инструментом политтехнологов, механизмом аккумуляции политического протеста, угрозой для государственной безопасности или, быть может, единственной возможностью для общественности достучаться до власти и оказать влияние на процессы принятия политических решений?

В научной литературе воздействие новых медиа на политический процесс, политическую и гражданскую активность оценивается по-разному. В русле положительных оценок интернет-технологии часто характеризуются как один из механизмов формирования гражданского общества. Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, - политологи, социологи, эксперты в области компьютерных коммуникаций (Э. Тоффлер, Г. Рейнгольд и др.) считают, что Интернет представляет собой качественно новую инфраструктуру, которая делает возможным функционирование прямой демократии [2]. Сторонники этой позиции полагают, что использование Интернета повышает политическую и гражданскую активность, количество контак-

тов граждан с представителями власти, делает политическую информацию более доступной для общества и дает возможность использовать новые массмедиа для развития диалога между гражданами и элитой.

Действительно, социальные медиа обладают выраженными интерактивными свойствами и являются простым и эффективным средством создания всевозможных групп, сообществ, площадок для дискуссий в интернет-пространстве. Они увеличивают возможности граждан создавать независимые от государства каналы коммуникации, формируют новые механизмы политического участия, новые способы выражения гражданами своих позиций. Новые массмедиа в сравнении с традиционными способами артикуляции интересов через политические партии или СМИ позволяют значительно увеличить интенсивность и количество участников политических коммуникаций. Такие особенности социальных медиа, как открытость, доступность и высокая скорость передачи информации, возможность реагирования в режиме реального времени, свобода и независимость участников, а также значительный мобилизационный потенциал, безусловно, демократизируют политические коммуникации и делают интернет-пространство дискуссионной площадкой для обсуждения актуальных общественных проблем. Социальные медиа создают горизонтальные связи структур гражданского общества, без которых невозможна современная демократия.

Как показывает мировая политическая практика, новые технологии способны оказывать существенное, но при этом неоднозначное влияние на политический процесс. Начиная с 2000-х гг. социальные медиа широко использовались в ряде стран как эффективное средство достижения поставленных политических целей. Они использовались прорежимными и, в большей степени, оппозиционными силами для организации различных политических акций, и в первую очередь массовых акций протеста, и антиправительственных выступлений. Одним из первых подобных примеров стали события в филиппинской столице в январе 2001 г., где под давлением массовых протестов, организованных с помощью смс-сообщений, был свергнут президент страны Дж. Эстрада.

Социальные сети, блоги и смс-рассылки сыграли значительную роль в организации «цветных» революций на постсоветском пространстве, а также революционных действий в арабских странах в 2011-2013 гг. Сторонники смены власти использовали социальные медиа как катализатор социального недовольства и инструмент координации действий протестующих. Facebook, Twitter и интернет-блоги стали инструментами свержения прежних режимов и разжигания общественных беспорядков.

Одним из ярких примеров использования «новых СМИ» стал конфликт в Ливии. Интернет и мобильная связь оказали существенное влияние на течение этого конфликта. Они использовались, в частности, для сбора разведданных, для проведения воздушных операций НАТО (наведения воздушных сил Альянса на наземные объекты правительства Каддафи) [3, с. 26-31].

Революции «арабской весны» могут рассматриваться как примеры неконвенциональных действий, которые могут генерировать социальные медиа. Учитывая это, а также некоторые другие моменты, связанные со способностью социальных медиа быть мощным политическим оружием и эффективным инструментом манипулирования общественным сознанием и политическим поведением, ряд исследователей с осторожностью и даже скептически оценивают влияние интернет-технологий на политический процесс. Эти исследователи отрицают способность социальных медиа вести серьёзное рациональное обсуждение актуальных общественных проблем и обращают внимание на то, что новые технологии используются, в первую очередь, для пропаганды популистских и экстремистских идей. Более того, «сетевой индивидуализм», характеризующий новые масс-медиа, может оцениваться как свидетельство социальной фрагментации, подрывающей коллективные действия и социальную ответственность [3, с. 38].

Социальные медиа действительно несут с собой известные риски. Грязные информаци-

онные технологии способны спровоцировать масштабные противоправные действия, экстремистские акции, стать инструментом разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, несущих реальную угрозу обществу. Современные технологии организации «цветных» революций, основанные на доктрине «управляемого хаоса», предполагают создание в интернет-пространстве критической массы недовольных существующей политической системой и правящим режимом с последующим переходом к организации протестных действий и массовых беспорядков с привлечением криминальных элементов на улицах и площадях городов.

Социальные медиа стали атрибутом образа жизни миллионов россиян. И численность российской интернет-аудитории постоянно растет. Если в 2007 г. в стране насчитывалось около 26 млн пользователей, то по данным на февраль 2013 г. их доля возросла до 76,5 млн (53% от всего населения страны) [4]. Только в сети Facebook зарегистрировано более 5 млн россиян. При этом российский сегмент социальных медиа в значительной степени политизирован. Новости политической жизни и политическая аналитика, как правило, сопровождаются обширными комментариями и дискуссиями. Влияние новых медиа на политическую жизнь в России было особенно заметным в декабре 2011 г., когда на митинги «За честные выборы» приходили тысячи людей, мобилизованные в социальных сетях.

Впрочем энергия политического протеста «рассерженных горожан» не вылилась в радикальную трансформацию политического режима в стране. И можно согласиться с мнением тех российских исследователей, которые считают маловероятной возможность реализации сценария «Твиттер-революции»в современной России. Это можно объяснить, в первую очередь, тем, что значительная часть граждан, испытывая недоверие к власти, правящему режиму, одновременно не доверяет и представителям основных оппозиционных сил. Таким образом, социальные медиа в России скорее являются своеобразными площадками для выпуска пара и критики действующей власти, снижая тем самымы уровень реального социального протеста [5]. И более того, гражданский потенциал в соцсетях чаще всего не выходит за пределы так называемых «лайков».

Наиболее популярной формой проявления гражданской активности в русскоязычном интернет-пространстве, по данным исследований, является сбор подписей с целью привлечения внимания общественности и власти к решению определенных общественно-значимых проблем. Предметом обсуждения часто становятся изменения в законодательстве, правонарушения, расследования и суды [6].

В блогах и социальных сетях преобладает критическое отношение к власти и ее действиям. Активные интернет-пользователи чаще всего противопоставляют свою позицию официальной точке зрения. Особенно остро авторы блогов реагируют на возможность цензуры и ограничения свободы в интернет-пространстве.

Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что социальные медиа в России во многом являются лишь катализатором определенной гражданской активности, которая пока еще не трансформируется в конструктивную политическую деятельность и продуктивный диалог с властью. Отсутствие же такого диалога является одной из причин роста неконвенциональных форм политического участия и, более того, возможной причиной вытеснения политического протеста за рамки правового поля.

Социальные медиа - это всего лишь инструмент, который может использоваться в различных целях. Однако такие особенности социальных медиа, как открытость, доступность и высокая скорость передачи информации, свобода и независимость участников, а также значительный мобилизационный потенциал, способствующий высокой социальной самоорганизации граждан, могут позволить эффективно использовать интернет-пространство для реализации гражданской активности и поиска тех механизмов взаимодействия власти и общества, которые бы в наибольшей степени устраивали каждую из этих сторон.

Список литературы:

1. Балуев Д.Г., Каминченко Д.И. Политическая роль «новых» СМИ в ливийском конфликте // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2012, № 2 (1). С. 307-313.

2. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI в./ Пер. с англ., предисл. П.С.Гуревича. - М.: «Издательство АСТ», 2002. - 670 с.

3. Роль «новых СМИ» в современных политических процессах. Балуев Д.Г., Новоселов А.А. Электронное учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. -40 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unn.ru/books/met_files/textbook.pdf (дата обращения: 24.11.2013).

4. Интернет в России и в мире [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 24.11.2013).

5. Павлютенкова М.Ю. Социальные медиа в реализации диалога общества и власти [Электронный ресурс]. - URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=659122&soch=1 (дата обращения: 24.11.2013).

6. Ежегодный доклад Общественной палаты «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oprf.ru/documents/1151/1256/ (дата обращения: 24.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.