УДК 316.422.42(378)
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
© 2009 А.В.Башарина
Современная гуманитарная академия, Москва
Статья поступила в редакцию 27.07.2009
В статье анализируются теоретические подходы к научному содержанию концепта «инновации», изучаются различные точки зрения отечественных ученных на содержательные компоненты данного понятия. Рассматриваются обобщенные классификации инноваций, особое внимание уделяется типологии инноваций в образовании в целом, и в высшем профессиональном образовании в частности. Исследуются концептуальные основы социальных инноваций, дается авторская интерпретация данного понятия и определяется его значение в системе образования.
Ключевые слова: Инновации социальные, компоненты содержательные, классификация социальная (инноваций), циклы инновационные (процессов), инновации социальные (в образовании), виды (типы) инновационные (в высшем образовании), инновации образовательные (в системе государственного управления), уровни социальные (формирования инноваций), интенсификация инновационная (процессов в социальных системах).
На протяжении последних десятилетий в системах образования различных стран происходят коренные изменения, основанные на инновировании образовательных технологий и внедрении социальных инновации в систему образования. Мировое образовательное пространство конца XX начала XXI века охарактеризовалось повышенным вниманием к вопросам инноваций и процессам управления ими, в рамках анализа трансформации социальных институтов в условиях глобализации. Внедрение инноваций в сферу образования диктуется в первую очередь изменениями, происходящими в мировой экономике и потребностями социума в трансформации и модернизации института образования на макроуровне, таким образом, интеграция образования и науки в настоящее время становится непременным условием и основополагающим правилом для всех современных высших учебных заведений. Реформирование и модернизация национальных институтов образования, основанная на интеграции инноваций во все уровни образования определяет необходимость осознания основных концептуальных основ социальных инноваций в рамках рассмотрения модернизации системы образования.
Термин «инновация» для российского общества является достаточно новым и вошел в обиход только в период рыночных преобразований. Вместе с тем в научную терминологию понятие «инновация» вошло в XIX веке через антропологию и этнографию, где использоваться при исследовании процессов изменений в культуре. Инновация (познелат. тпоуайо) -нововведение, явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание, то есть социализировались. Особое внимание в XIX веке было привлечено к проблеме культурных
новообразований в соответствующей среде, включая перенос некоторых их элементов в иные культуры, в частности, таких как инфильтрация европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества1. Более прочно термин «инновация» вошел в обиход еще в 30-е годы ХХ века благодаря известному американскому экономисту австрийского происхождения Й.Шумпетеру (1883 - 1950). В своих исследованиях он исходил из связи предпринимательства с так называемой динамической неопределенностью. В 1911 г. впервые увидела свет его работа «Теория экономического анализа», которая явилась основой учения о предпринимательстве как инновационной деятельности, в ней он определил инновацию как: «непостоянный процесс внедрения новых комбинаций в пяти следующих случаях: введение нового товара, внедрение нового метода производства продукции, открытие нового рынка, завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал ли он ранее вообще, внедрение новой организационной структуры» .
Экономические потрясения после кризиса 30-х гг. XX в. привели к популяризации среди менеджеров термина «инновационная политика фирмы» и динамичному развитию научных исследований в области инновирования экономических процессов. А уже в 50-70-х гг. широкий размах приобретают эмпирические исследования технических и организационно-управленческих инноваций, осуществляемые фирмами и другими деловыми организациями. При этом стали активно изучаться факторы, генерирующие инноваций в экономической сфере. Вместе с тем, в последние десятилетия теоретическое осмысление концепта «инновация» происходит преимущественно
Башарина Алла Викторовна, кандидат социологических наук, преподаватель, заместитель директора Ульяновского филиала. E-mail: simmha @mail.ru; alimona @mail.ru
1 Бездудный Ф.Ф., Смирнова ГА, Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. -1998. - №2 - 3. - С. 4.
2 Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: 1982.
посредством синтеза социологических и педагогических наук, нацеленных на изучение инновационных процессов в социальных системах, представляющих собой «особый класс систем (наряду с техническими, биологическими, кибернетическими, экологическими и др.), элементарный состав которых представлен людьми, а так же возникающими между ними отношениями»3. Таким образом, социологи во второй половине ХХ в. стали рассматривать инновации как стадию общего процесса социального изменения, выделив в них четыре основных элемента: «новшество», «новаторы», «агенты диффузии», «оценивате-ли». Критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения «оценивателей» соот-
4
ветственно тем или иным инновациям .
Следует отметить, что терминология концепта «инновация» в трудах отечественных ученых представлена достаточно широко, что, несомненно, свидетельствует о междисциплинарности данного понятия, вместе с тем общепринятая трактовка данного термина до настоящего времени отсутствует. Ю.П.Морозов под инновацией предлагает понимать прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера5. Ряд авторов представляют инновацию как процесс внедрения новшеств. А.А.Трифилова и И.А.Коршунов под инновацией понимают процесс введения новых методов в организацию и осуществление хозяйственной деятельности6. Б.Санто считает, что инновация есть создание и реализация конкурентоспособ-
7
ного технологического преимущества .
М.В.Волынкина под инновацией понимает вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли . В целом, все существующие трактовки понятия «инновации» можно разделить на три группы: 1) инновации как нововведение, новшество; 2) инновации как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством; 3) инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предше-
3 Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. - М.: 2000.
- С. 170.
4 Маршак АЛ. Социология инноватики как прикладная наука: к постановке вопроса. Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор правления отечественной промышленностью / Сб. ст. - М.: 1996.
5 Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособ.
- М.: 2000. - С. 6.
6 Трифилова А А, Коршунов И А. Современный инновационный менеджмент // Инновации. - 2003. - № 2 - 3.
7 Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. - 2004. - № 2. - С. 6.
8 Волынкина М.В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий // Закон. - 2006. - № 4. - С. 33.
ствующего аналога.
Вместе с тем, несмотря на многообразие трактовок можно выделить общие черты характерные для всех понятий, в частности: 1) инновация является целесообразным и полезным изменением в предшествующем состоянии, предложенным человеком; 2) это изменение должно получить практическое применение, причем оно должно быть применено впервые в данной области; 3) предметом этих изменений является изделия, технологии, социальные, экономические, экологические процессы; 4) инновации являются средством реализации целей, развития предприятия, а также положительно воздействуют на повышение эффективности работы предприятия.
Не менее разнообразна и классификация инноваций. В частности, выделяют традиционную классификацию, которая базируется на группе типологий, основанных на классификационных признаках: по источникам идеи для инновации; по видам новшеств; по областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства; по областям применения в сферах обслуживания; по уровню новизны; по масштабы распространения; по широте воздействия; по темпам осуществления; по стадии жизненного цикла; по глубине вносимых изменений; по преемственности. Типологией данного явления активно занимаются отечественные ученные и в настоящее время, в целом выделяют несколько распространенных классификаций отличающихся по классификационному признаку, которые носят название их авторов. В частности выделяют классификации инноваций: по П.Н.Зав-лину и А.В.Васильеву; по В.В.Горшкову и Е.А.Кретовой; по Э.А.Уткину, Г.И.Морозовой, Н.И.Морозовой; по А.И.Пригожину.
В массе своей научная трактовка понятия «инновация» восходит к терминам определения технических изделий принципиально нового, не имеющего аналога, типа. Однако со временем термин стал использовать шире - не только в технике, но и для обозначения нововведений в социальной жизни. Таким образом, в настоящее время используются два основных понимания инноваций, различающихся функционально: технические и социальные инновации. Технические инновации как получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы, вместе с тем ин-новирование в области организации и управления производством не относятся к технологическим. Социальные инновации рассматриваются как процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса). Синонимом социальных инноваций выступают так же процессуальные инновации, олицетворяющие собой улучшение процесса организации деятельности, изменения в управлении, социально-организационные технологии, вместе с тем новшества в
распределении всех ресурсов фирмы относятся к аллокационным инновациям.
Социальные инновации представляют собой явления в социальной системе общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом, либо введены по инициативе субъектов управления - государства, церкви и других социальных институтов. Формализация социальных инноваций в виде регламентирующих документов обычно завершает процесс их интеграции в социальную структуру. Как правило, формальные процедуры предшествуют началу реальных инновационных процессов в социальных системах. Естественные социальные инновации обеспечивают развитие социальной структуры и взаимную адаптацию ее компонентов и выступают необходимой предпосылкой общественного прогресса и являются ключевым элементом социального управления. Социальные инновации классифицируются следующим образом: 1) органичные - внутренне обусловленные присущим этому обществу содержанием; 2) заимствованные - внутренне обусловленные внешним содержательным источником; 3) стимулированные - внешне обусловленные с внутренним содержательным источником; 4) экспансивные -внешне обусловленные внешним содержательным источником.
Для всех видов и типов инноваций характерна цикличность инновационных процессов, значительный вклад в изучение данного процесса внес Н.Д.Кондратьев, который обосновал теорию больших инновационных циклов продолжительностью 50 - 60 лет и разработал модели циклов конъюнктуры. Н.Д.Кондратьев доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия для массового внедрения накопившихся нововведений, кроме того он связывал цикличность инновационных процессов с техническим прогрессом и научно-техническим инновациям. Цикличность развития инновационных процессов в обществе характерна и для социальных инноваций, в ходе своей институционализации они обычно проходят три стадии, и логическая последовательность различных стадий процесса позволяет сохранить, а при необходимости выделить в виде подсистем, три основных блока жизненного цикла инновации (возникновение (зарождение) - освоение (внедрение) -распространение (диффузия)). Каждый из них имеет свою специфическую предметность организации действия и свой промежуточный результат, единство которых обеспечивает качество инновации в целом. На первой стадии предметностью, которого выступает логика движения от идеи «нового» к модели её оптимальной реализации в виде «новшества» как содержания и «нововведения» как определённого способа воздействия на системные качества объекта инновации осуществляется преимущественно неформализованный отбор среди собственных социальных новшеств и заимствованных культурных образцов. Второй этап наиболее сложный, поскольку
происходит реальная встреча уже существующего и устоявшегося содержания функционирующей системы с воздействующим содержанием нововведения, смешение которых дестабилизирует систему и придаёт ей импульс развития. Возникающие при этом напряжения в сложных, динамических социальных системах уникальны и неповторимы. Социальные инновации, которые прошли через «общественный фильтр», адаптируются на второй стадии к специфике существующей социальной структуры, становясь с течением времени ее органичными компонентами и в итоге превращаются в традиционные для данного социума явления. На данном этапе - непосредственной реализации нововведения в полной мере проявляет себя полифункциональность как характерологическая черта инновации. Любое отработанное технологически и апробированное в содержательном воздействии на систему нововведение становится существенно зависимым от состояния такого многофакторного компонента социума, как социально-психологический климат. Наиболее показательным критерием зрелости здесь может служить уровень вовлечённости членов организации во все стадии инновационного изменения.
В рамках рассмотрения обозначенной темы особый интерес представляет анализ социальных инноваций в образовательной системе, как определенной разновидности социальной системы. Образовательная система это - объединенное в единое целое, упорядоченное множество взаимодействующих элементов, специально - созданных для реализации социальных функций образования9. Таким образом, под инновацией в образовании следует понимать нововведение, предназначенное для разрешения сложившейся проблемной ситуации с целью оптимизации учебного процесса, повышения его качества или организации благоприятных условий для усвоения материала учащимися10. Понятие «инновация» и «новшество» зачастую используются в системе образования как синонимы, вместе с тем они имеют различное значение, в частности А.В.Хуторской в своей книге «Педагогическая инноватика» указывает на то, что новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - реализованное изменение, ставшее из возможного действитель-ным11. Источником инноваций в обществе является именно система образования, несмотря на то, что она наиболее статична и не подвержена преобразованием, она является источником новых знаний и новых
9 Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: опыт описания инновационных проектов школ для участия в приоритетном национальном проекте «Образование» / Авт.-сост. Е.В.Воронина. - М.: 2008. - С. 8.
10 Инновации в образовании. Выступления участников У11-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Интернет-журнал «Эйдос». -2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/iournal/2005/0910-26.htm (11.05.2009)
11 Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. - М.: 2005.
технологий, генерирующих нововведения и инновации во всех социальных системах. Следует отметить, что сама современная трактовка понятия «образование» ассоциируется с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие». Словарное значение термина «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое, определяется способностью создавать новое. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Вместе с тем специфика рассматриваемой проблематики заключается в том, что речь идёт о взаимодействии, с одной стороны, социальных инноваций и с другой, образования как социального института и процесса, который, в свою очередь, рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития, так как если «... нет развития человека, его способностей и его творческих сил без образования, то понятно, что и образование (наряду с наукой или вместе с ней) становится важнейшим ресурсом развития»12. Кроме того, в начале XX века С.И.Гессен сформулировал концептуальное положение об университетах: «Университет есть преподавание через производимое на глазах учащихся исследование... Единство исследования и преподавания означает, прежде всего, что наука в университетском преподавании всегда рассматривается как еще не совсем разрешенная проблема, как нечто находящееся в процессе исследования, тогда как школа учит готовыми и законченными познаниями»13. Исходя из выше сказанного, понимание сущности инновационных преобразований в системе образования является основополагающим элементом в формировании инновационного пространства России в условиях становления глобальной экономики и единого образовательного пространства. Таким образом, высказывание Г.А.Арутюновой, считающей, что: «... именно инновационная деятельность вуза выступает в виде новшества, в том числе в виде новых организационных форм учебной, научной и финансовой деятельности вуза, открытия новых направлений, программ, технологий» становиться основополагающим элементом инновационного процесса в современной системе высшего профессионального образования 14
Социальные инновации в образовании обретают уникальное качество социального механизма, обеспечивающего развитие ресурса развития, тем самым, моделируя облик будущего общественного устройства и всего диапазона взаимоотношений человека с природой, обществом и себе подобными, формируя, при этом, субъектность личности как её системооб-
12 Князев Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое миро-видение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. -1992. - №12.
13 Корольков В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы // Высшее образование в России. - 2000. - № 6. - С. 13.
14 Арутюнова Г.И. Два аспекта инновационной деятельно-
сти вузов: рынок и миссия // Инновации. - 2001. - № 6. - С. 35.
разующее качество. Многоаспектность данного понятия, его междисциплинарность и противоречивость понятийных трактовок, провоцируют создание различных типологий. Некоторые их них были рассмотрены ранее и относятся к социальной системе в целом. В рамках рассмотрения социальных инноваций непосредственно в образовательной системе, целесообразно остановиться на классификации социальных инноваций в системе образования более подробно. Социальные инновации в системе образования, в целом, можно классифицировать на: 1) статусные изменения - выражающиеся в изменении положения учебного заведения на рынке образовательных услуг; 2) изменения содержания образовательной программы; 3) нововведениях в системе управления образованием; 4) изменения форм и методов обучения, технологизация процесса обучения; 5) изменения форм организации образовательного процесса. В системе высшего профессионального образования виды инноваций так же варьируют15: o Внутрипредметные инновации - нововведения, заключенные «внутри» предмета или способа его преподавания. Например, внедрение авторских методик преподавания и создание учебно-методических комиссий (УМК) по разным направлениям подготовки. o Общеметодические инновации - внедрение в преподавание нетрадиционных технологий, универсальных по своей сути, что дает возможность применять их в любой предметной отрасли. Например, разработка творческих заданий для студентов и ориентация преподавания в высших учебных заведениях главным образом на самостоятельную работу студентов, а также использование дистанционных форм обучения. o Идеологические инновации - изменения, обусловленные обновлением сознания и веяньями времени. Например, обучение студентов всех специальностей навыкам работы с компьютером, поскольку сейчас трудно представить специалиста, претендующего на какую-либо работу и не имеющего этого навыка. o Административные инновации - решения, которые принимают руководители разных уровней, ведущие к повышению эффективности управления учреждением высшего профессионального образования. Самой ярким нововведением в этой области можно считать повсеместное внедрение систем менеджмента качества (СМК) и принципов Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM) в систему управления высшим учебным заведением. Наличие систем менеджмента качества у учреждения высшего профессионального образования является обязательным аккредитационным показателем.
15 Леонтьева А.О. Инновации как новая философия высшего образования http://
www.rae.ru/fs/pdf/2006/07/2006 07 51.pdf (28.04.2009)
Следует отметь, что это далеко не единственная классификация инноваций в высшей школе, так же выделяют: экономические инновации в сфере продуктов и услуг в образовательной системе; технологические инновации в сфере организации учебного процесса в высшей школе; организационно-структурные инновации, связанные с изменением общей организационной структуры системы высшего профессионального образования; управленческие инновации, затрагивающие коренное преобразование устоявшейся структуры управления высшей школой на территории России. Экономические инновации в сфере высшего профессионального образования определяются в первую очередь тем, столько видов образовательных продуктов университет производит и предлагает. Таким образом, выделяют: о однопродуктовый университет (сконцентрирован на образовательной деятельности, инновации будут заключаться в целенаправленной деятельности профессорско-препо-давательского состава по диверсификации предлагаемых образовательных и научных продуктов, результаты которой представляются в виде создания новых факультетов, открытия новых специальностей, направлений подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов, а также создания образовательных курсов); о двухпродуктовый университет (осуществляет образовательную и научно-исследова-тельскую деятельность); о трехпродуктовый университет (осуществляет образовательную, научно-исследова-тельскую и сервисную деятельность, которая представлена в виде юридической, планово-экономической, библиотечной и других служб).
Технологические инновации выражаются во внедрении новых методик и технологий реализации образовательного процесса, которые динамично внедряются в систему высшего профессионального образования на протяжении последних десятилетий в связи с развитием негосударственного сектора образовательной системы. В частности, примером подобных инноваций являются: кейс - технологии, которая подразумевала структурирование учебно-методического материала соответствующим образом в специальные наборы («кейсы»), которые пересылались обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у специальных преподавателей-консультантов - тьюторов или инструкторов в созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах (РЦ) или пунктах; ТУ-технология; интернет-технологии в системе образования; ИТ-технологии, которые подразумевают использование широких возможностей интернет-технологий и последних достижений в области мультимедиа, масштабное внедрение Интернет-технологий в мировое образовательное пространство обусловило развитие сетевых технологий обучения.
Организационные инновации связаны с изменением общей организационной структуры универси-
тетов и их подразделений, с внедрением новых моделей структурной организации и системы управления. Данный тип инноваций направлен на формирование наиболее эффективной организационной структуры инновационного университетского комплекса, на развитие технологических парков, инкубаторов малого технологического бизнеса, центров сертификации и управления качеством, лизинга, защиты и оценки интеллектуальной собственности, маркетинга и рекламы, технологического трансферта и выставочных центров, других инновационных структур, приносящих прибыль. Особую актуальность данный вид вузовских инноваций приобретает в связи с проведение административной реформы государственного управления, когда организационная структура большинства вузов подверглась реорганизации из-за внесенных поправок в закон «Об образовании», регламентирующих деятельность представительств учебных заведений.
Управленческие инновации затрагивают персонал организации, они определяют и изменяют объемы компетенции работников, корпоративную культуру высших учебных заведений. Вместе с тем, следует отметить, что отдельные виды социальных инноваций одновременно могут принадлежать к различным группам. В частности, речь идет о проявлениях таких инноваций, как создание факультетов, открытие новых специальностей и т.д., при предложенной классификации они одновременно могут быть к экономическим и организационным инновациям. Интересной так же представляется классификация образовательных инновации, по разному влияющих на продуктово-технологические и рыночные возможности вузов: архитектурные, революционные, нише-создающие и регулярные. Архитектурные образовательные инновации приводят к устареванию существующих учебных процессов и образовательных продуктов, а также отмиранию традиционных рыночных связей. Такие нововведения возникли в результате крушения социалистической системы, что привело к введению принципиально новых учебных дисциплин, отмиранию традиционных образовательных рынков. Революционные образовательные инновации определяют изменение продуктово-технологических возможностей, но сохранение ры-ночно-продуктовые связей. В частности, многие крупные вузы при переходе к рыночным взаимоотношениям, коренным образом изменили учебные планы, ввели новые курсы, но сохранили при этом филиальную сеть и структуру региональных рынков. Нишесоздающие образовательные инновации сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают рыночно-потребительские связи. При этом возникают новые ниши на образовательных рынках. Регулярные образовательные инновации стабилизируют как продуктовые возможности, так и рыночные связи.
Рассмотренные типологии инноваций в сфере образования обнажают потребности современного общества в инновировании всей системы образования и
особую роль в данном процессе обретают именно социальные инновации. Вместе с тем, для того чтобы осознать, в каких именно социальных инновациях нуждается высшая школа необходимо оценить состояние рынка образовательных услуг. Рынок образовательных услуг развивается параллельно трансформации экономической и социальной инфраструктуры страны для удовлетворения спроса на образовательные услуги в условиях глобализации и информатизации мирового сообщества. За последние годы система высшего профессионального образования претерпела значительные изменения, связанные с разрушением монополии государства на предоставление образовательных услуг и ростом конкуренции в данном сегменте и на данном этапе развития рынок образовательных услуг характеризуется следующими особенностями'. 1) ликвидация государственного регулирования рынка труда и мощной системы распределения выпускников; 2) усиление конкуренции на рынке образовательных услуг за счет возникновения множества негосударственных учебных заведений и развития платного образования в государственных образовательных учреждениях; 3) быстро меняющаяся конъюнктура на рынке труда, постоянно возникающий дефицит в специалистах отдельных специальностей; 4) неустойчивый спрос на специалистов со стороны работодателей, прогнозированием которого в учебных заведениях никто не занимается; 5) низкая эффективность самих образовательных процессов из-за недостаточного финансирования системы высшего образования и как следствие этого, невозможности применения самых современных методик обучения.
Существующие проблемы указывают на необходимость внедрения крупномасштабных социальных инноваций, которые должны в первую очередь обеспечить высокий уровень развития высшего образования. В целом инновации на образовательном рынке формируются на трех основных уровнях. макроуровне, региональном и на уровне образовательной организации.
Инновации макроуровня связаны с двумя основными факторами. степенью охвата образовательной сферы государственным регулированием и характером государственного воздействия на эту сферу. Узкий охват предполагает низкую интенсивность воздействий государства на сферу образования и большую самостоятельность образовательных учреждений, тогда как широкий охват означает противоположную ситуацию. По характеру меры государственного воздействия так же варьируют и могут быть как прямыми, так и косвенными. В первом случае преобладает в основном воздействие посредством планово-директивных и административных рычагов, во втором случае доминирующими становиться экономические меры. На макроуровне особое место занимает государственная инновационная политика, направленная на создание инновационной инфраструктуры, развитие инновационного потенциала и целевые инвестиции в инновационный процесс. Осо-
бенности инновационного процесса на макроуровне заключается в том, что даже если он выстраивается на технико-технологических или научно-технических нововведениях, он оказывает влияние на экономические и социальные сферы общества, поскольку изменяет ценность и потребительские качества продукта или услуги, что меняет совокупность отношений потребителя. Таким образом, воздействуя на социоэкономические и социокультурные компоненты, инновационная политика создает общий благоприятный инновационный фон, который вместе со структурными изменениями организации общества (децентрализация, деиерархизация и т.п.) формирует необходимые условия инновационного развития.
На региональном уровне задача регионов во многом сводится к созданию благоприятного образовательного климата, оказанию поддержки организациям, осуществляющим эту деятельность. Поддержка может быть направлена по адресу региональных организаций или всех дислоцированных в других регионах.
Инновации в образовательных учреждения отождествляются с инновациями на микроуровне. Центральным параметром на данном этапе является используемый образовательный продукт, лежащий в основе предоставляемых образовательных услуг. Обновление этого продукта и используемые при этом инновации являются базисом. Другим немаловажным параметром является область учебных специальностей и специализаций, так как переход в новые области является важной инновацией для образовательной организации, приводящей к системным изменениям в деятельности соответствующего учреждения. Третий параметр инноваций микроуровня это - региональный рынок, на котором работает образовательное учреждение. Поиск новых рынков определяется двумя основными факторами. повышением уровня конкуренции на старых рынка и их насыщением и стремлением расширить поля деятельности образовательной организации.
В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает задача интенсификации инновационных процессов в социальных системах, которая требует широкого развития комплексных, в том числе социологических, исследований инноваций. Эти исследования предполагают выявление основных качеств инноваций. Для интенсификации инноваций необходимо проектировать технико-экономические, социально-организационные и социокультурные параметры, развивать профессиональное управленческое консультирование относительно инновационных процессов, осуществлять специализированное обучение персонала трудовых организаций восприимчивости к инновациям, развитию инновационных способностей. Инновации представляют собой определенный социальный механизм, который интегрирует развитие социальной системы в связи, с чем необходимо полнее изучить закономерности взаимодейст-
вия социальных инноваций с различными социальными системами.
Социальная инновация - это результат создания и внедрения нового, оригинального интеллектуального продукта (методики, системы, преобразования какого-либо из процессов организации деятельности сообществ, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений), позволяющий качественно улучшить как сам процесс, так и положение сообщества (общества в целом) и, в конечном итоге, улучшающий качество жизни людей. Разработка нового учебного процесса, новой системы управления, эффективной информированности (информатизации), новшества в организации экономики, искусств, бизнеса, органов власти, благотворительных организаций и т.д. - суть социальных (процессных) инноваций в образовательной системе. Вместе с тем, особое значение в данном аспекте приобретают социальные инновации именно в области организации деятельности вузов и управлении вузовской системой. Таким образом, в современных условиях неоспоримым является необходимость внедрения административных инноваций в систему образования на макроуровне и их активная интеграция на всех уровнях
системы. Основными направлениями интеграции социальных инноваций в сфере высшего профессионального образования должны явиться инновации в учебном процессе в вузе, среди которых основное внимание должно быть уделено инновационным процессам в педагогических технологиях. В частности, внедрение системы многоуровневого образования с внедрением междисциплинарных образовательных программ на основе либерального образования и высокого качества предоставляемых образовательных услуг. Так же следует отметить необходимость инновирования и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе с созданием электронных информационных образовательных ресурсов, внедрение технологий сетевого обучения и сохранение многоязычия в информационном образовательном пространстве высшей школы. Инновирование системы управления высшим образованием, в рамках интеграции во всемирное образовательное пространство при поддержке национальных духовных и культурных ценностей, с учетом интернационализации высшего образования является приоритетной задачей социального управления системой образования.
SOCIAL INNOVATIONS IN EDUCATION: THE NATURE AND CLASSIFICATION
© 2009 A.V.Basharina°
Modern Humanitarian Academy, Moscow
The article analyzes the theoretical approaches to the scientific content of the «innovation» concept, explores different viewpoints of national scientists to a substantial component of the concept. We consider the generalized classification of innovations, with particular emphasis on the typology of innovation in education in general and higher professional education in particular. We analyze the conceptual foundations of social innovation, provide with the author's interpretation of the concept and define its importance in the education system.
Keywords: social innovation, content components, classification of social (innovations), cycle of innovation (processes), innovation, social (education), types (s) of innovation (in higher education), educational innovations (in government), social levels ( of innovation formation), intensification of innovation (processes in social systems).
Basharina Alla Viktorovna, Cand.Sc. in Sociology, Lecturer, Deputy Director of Ulyanovsk Branch E-mail: simmha @mail.ru: alimona @mail.ru