Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромащенко Татьяна Дмитриевна, Кисова Анна Евгеньевна, Герсонская Ирина Валерьевна

Предмет. Для России в последние годы характерно обострение социальных проблем, таких как рост напряженности на рынке труда, ускорение темпов инфляции, падение доходов населения, снижение рождаемости и увеличение естественной убыли населения, недостаточное государственное социальное обслуживание, загрязнение окружающей среды и т. д. Одним из способов решения столь важных общественных проблем может стать внедрение социальных инноваций в практику функционирования хозяйствующих субъектов. В этой связи актуальность приобретают социальные инновации, формы которых зависят от целей, задач, потребностей и интересов субъектов экономики, а также общих условий и факторов их присутствия. Цели. Целью статьи являются исследование основных форм социальных инноваций, выявление проблем их реализации и тиражирования в современных условиях функционирования хозяйствующих субъектов. Методология. В процессе достижения поставленных целей использовались методы научного познания: диалектический, анализа и синтеза, обобщений, сравнения. Исследование построено на изучении актуальной научной и периодической экономической литературы. Выводы. В результате исследования установлено, что основными формами социальных инноваций являются социальное предприятие, социальное предпринимательство, социальная кооперация, социальное партнерство, социальный контракт. Однако процесс тиражирования и масштабирования социальных инноваций в России происходит медленно вследствие влияния негативных объективных и субъективных факторов. Основными из них являются отсутствие единой нормативно-правовой базы в области социальных инноваций, неравномерность развития отдельных территорий страны, недостаток ресурсов, дефицит многих региональных бюджетов и др. Поэтому в таких условиях определяющей детерминантой диффузии социальных инноваций станет эффективная социально-инновационная государственная политика, которая позволит с помощью альтернативных способов, методов и практик снизить напряженность в обществе, увеличить реальные доходы населения и повысить качество жизни, что в конечном счете должно привести к расширенному воспроизводству всех результатов и факторов экономического роста. Научная новизна работы заключается в обосновании содержания форм социальных инноваций, которые выступают эффективным инструментом государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ромащенко Татьяна Дмитриевна, Кисова Анна Евгеньевна, Герсонская Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INNOVATIONS: MAIN FORMS AND ISSUES OF THEIR IMPLEMENTATION AT THE PRESENT STAGE OF RUSSIA'S DEVELOPMENT

Subject. The aggravation of such social issues as increased tension in the labour market, an accelerated rate of inflation, a drop in people’s incomes, declining birth rates and increasing natural population decline, insufficient state social services, environmental pollution, and others has been typical for Russian during recent years. An introduction of social innovations in the operation of economic entities may serve as a solution for these social issues. Therefore, social innovations whose forms depend on the objectives, tasks, needs, and interests of economic entities as well as general conditions and factors of their presence become relevant. Objectives. The goal of the articles was to study the main forms of social innovations and to identify the issues of their implementation and propagation within the contemporary conditions of the operation of economic entities. Methodology. To achieve the set goals, the following scientific methods were used: dialectical, analysis and synthesis, generalisation, and comparison. The research was based on the study of relevant scientific literature and economic journals. Conclusions. As a result of the study, it was established that the main forms of social innovations are social enterprise, social entrepreneurship, social cooperation, social partnership, and social contract. However, the process of propagating and scaling up social innovations in Russia is taking a long time due to the negative influence of objective and subjective factors. Among these factors are the following: lack of a single regulatory framework in the field of social innovations, uneven development of some regions of the country, lack of resources, regional budget deficits, etc. Thus, under these conditions, an effective state social and innovative policy determines the diffusion of social innovations. Using alternative methods and practices, it will help to reduce social tension, increase people’s real income and life quality, which, as a result, should lead to an extended propagation of all results and factors of economic growth. The scientific novelty of this study is that it explains the content of the forms of social innovations that act as an efficient tool of state policy.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ»

Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2022. № 4. C. 19-31. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (4), 19-31.

Вестник Воронежского государственного университета

Серия: Экономика и управление

Экономическая теория

Научная статья УДК 330.34

Б01: https://doi.Org/10.17308/econ.2022.4/10599 }БЬ: А12; О35

Социальные инновации: основные формы и проблемы реализации на современном этапе развития России

Т. Д. Ромащенко1, А. Е. Кисова2н, И. В. Герсонская3

1 Воронежский государственный университет, Университетская пл., 1, 394018, Воронеж, Российская Федерация

2 Липецкий государственный технический университет, Московская ул., 30, 398055, Липецк, Российская Федерация

3 Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Интернациональная ул., 3, 398050, Липецк, Российская Федерация

Предмет. Для России в последние годы характерно обострение социальных проблем, таких как рост напряженности на рынке труда, ускорение темпов инфляции, падение доходов населения, снижение рождаемости и увеличение естественной убыли населения, недостаточное государственное социальное обслуживание, загрязнение окружающей среды и т. д. Одним из способов решения столь важных общественных проблем может стать внедрение социальных инноваций в практику функционирования хозяйствующих субъектов. В этой связи актуальность приобретают социальные инновации, формы которых зависят от целей, задач, потребностей и интересов субъектов экономики, а также общих условий и факторов их присутствия.

Цели. Целью статьи являются исследование основных форм социальных инноваций, выявление проблем их реализации и тиражирования в современных условиях функционирования хозяйствующих субъектов.

Методология. В процессе достижения поставленных целей использовались методы научного познания: диалектический, анализа и синтеза, обобщений, сравнения. Исследование построено на изучении актуальной научной и периодической экономической литературы.

Выводы. В результате исследования установлено, что основными формами социальных инноваций являются социальное предприятие, социальное предпринимательство, социальная кооперация, социальное партнерство, социальный контракт. Однако процесс тиражирования и масштабирования социальных инноваций в России происходит медленно вследствие влияния негативных объективных и субъективных факторов. Основными из них являются отсутствие единой нормативно-правовой базы в области социальных инноваций, неравномерность развития отдельных территорий страны, недостаток ресурсов, дефицит многих региональных бюджетов и др. Поэтому в таких условиях определяющей детерминантой диффузии социальных инноваций станет эффективная социально-инновационная государственная политика, которая позволит с помощью альтернативных способов, методов и практик снизить напряженность в обществе, увеличить реальные доходы населения и повысить качество жизни, что в конечном счете должно привести к расширенному воспроизводству всех результатов и факторов экономического роста. Научная новизна работы заключается в обосновании содержания форм социальных инноваций, которые выступают эффективным инструментом государственной политики.

Ключевые слова: общественные проблемы, социально-экономическое развитие, формы социальных инноваций, социальная ответственность, общественное благосостояние.

© Ромащенко Т. Д., Кисова А. Е., Герсонская И. В., 2022 ©® Материал доступен на условиях лицензии CC BY 4.0

Для цитирования: Ромащенко Т. Д., Кисова А. Е., Герсонская И. В. Социальные инновации: основные формы и проблемы реализации на современном этапе развития России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 4. С. 19-31. Б01: Ьйр8:/Ш.о1£/10.17308/есоп.2022.4/10599

Введение

В современных условиях государственные структуры являются важным элементом функционирования социально-экономической системы общества, способствуют снижению влияния негативных эффектов в социальной сфере и обеспечению условий нормальной жизнедеятельности каждого человека, а также определяют основные направления устойчивого общественного развития. Однако последние годы характеризуются обострением социальных проблем во многих странах мирового сообщества, в том числе и в России. К ним можно отнести рост безработицы и инфляции, падение доходов населения, снижение рождаемости и увеличение естественной убыли населения, недостаточность социальных услуг, предоставляемых государством, загрязнение окружающей природной среды и др. Решению таких важных общественных проблем во многом способствует разработка действенной государственной политики, эффективная реализация которой связана с формированием условий для ускоренной трансформации, прежде всего в социальной сфере. Это требует внедрения современных методов в практику государственного и регионального управления, способствующих возникновению положительных эффектов для общества. Следовательно необходимо формирование инновационных целей общественного развития и новых направлений государственной социальной политики, связанных с повышением уровня развития человеческого капитала, поскольку именно человек является основным драйвером экономического роста в стране. На современном этапе развития происходит, как отмечают Н. А. Цветкова и И. Л. Туккель [18, с. 106], «...перевод экономики России на инновационный путь развития. и совершенствование государственной инновационной политики».

Теоретико-методологические аспекты и особенности социальных инноваций, а также проблемы их внедрения на современном этапе представлены в работах многих современных экономистов (см., напр.: С. М. Васин, Л. А. Гами-дуллаева [1], Б. Г. Ивановский [3], О. Г. Кантор и Ю. А. Кузнецова [4], К. И. Краенкова [6], Е. В. По-

пов и др. [8], А. В. Тагирова [14], С. В. Теребова и др. [16]).

Реализация социальных инноваций на территориальном уровне в России способствует устойчивому социально-экономическому развитию. Т. В. Ускова [17, с. 9] считает, что «. решение задач устойчивого развития страны и ее территорий требует активных действий со стороны органов власти и управления, осуществляемых в рамках социально-экономической политики.». Поэтому инновационными формами становятся организация в субъектах РФ социальных предприятий, расширение зоны социального предпринимательства и кооперирования, а также развитие социального партнерства и заключение социальных контрактов. В связи с вышеизложенным можно утверждать, что для достижения устойчивого экономического развития необходимо осуществлять реализацию государственной политики, основой которой становится процесс непрерывного социально-инновационного развития и реализации человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния населения, проживающего в отдельном регионе, с наименьшими рисками и потерями.

Рассмотрим определение социальных инноваций, исходя из текущей проработанности данной темы в научной литературе. Е. В. Попов, Ж. К. Омонов, И. В. Наумов и А. Ю. Веретенни-кова [8, с. 39] под социальными инновациями понимают «.новые идеи в социальном пространстве, воплощенные в виде продуктов или услуг и нацеленные на решение общественных проблем». О. Г. Кантор и Ю. А. Кузнецова [4, с. 17] полагают, что «социальные инновации представляют собой идеи, проекты, организации, направленные на удовлетворение потребностей общества и повышение качества жизни населения». Авторы выделяют следующие критерии социальных инноваций: новизна, развитие от идеи к реализации, эффективность, обеспечение социальной потребности, активизация общественного развития. Основными чертами социальных инноваций являются межотраслевой характер, открытость и сотрудничество, сетевой и всеохватывающий характер, совместное потребление и производство, взаимозависимость

организаций, создание новых ролей и отношений, лучшее использование активов и ресурсов, развитие возможностей и активизация ресурсов. Поэтому, например, С. М. Талерчик [15, с. 186] считает, что «социальные инновации во многом являют собой определение новых подходов и путей для использования уже имеющихся в обществе благ и ресурсов». Также он отмечает, что социальные инновации являются драйвером роста качества жизни. А. Шредер, М. Менапаче, А. А. Шабунова [19, с. 218] утверждают: «Инновация является социальной в той мере, в какой она меняет социальное действие и принимается и распространяется в обществе». Таким образом, социальные инновации являются объективным условием устойчивого социально-экономического развития, но в сегодняшних реалиях их формирование, реализация и масштабирование сопровождаются рядом проблем и барьеров.

Целью исследования, представленного в статье, является рассмотрение форм социальных инноваций с позиции инструмента реализации государственной социально-экономической политики устойчивого развития на основе всестороннего анализа теоретических работ. Целесообразность использования данного подхода во многом определяется наличием достаточно большого количества социальных проблем, которые негативно отражаются на социально-экономическом развитии каждого региона в России. В связи с этим основными задачами исследования являлись изучение формы реализации социальных инноваций, выявление проблемы их масштабирования и тиражирования на региональном уровне, определение роли государственной политики в их распространении.

Методы исследования

Теоретико-методологической основой исследования служат научные достижения ученых в области развития социальных инноваций. В процессе исследования нами были использованы такие общенаучные методы, как формальной и диалектической логики, анализа и синтеза, обобщения, сравнения. В частности, диалектический метод позволил выявить основные признаки социальных предприятий, социального предпринимательства, социальных коопераций, социального партнерства, социального контракта. Анализ и обобщение научной литературы, периодических изда-

ний позволили нам определить проблемы в процессе реализации социальных инноваций, обосновать роль государственной политики в их масштабировании и тиражировании. Сравнительные методы нами были использованы для формулирования основной научной гипотезы и выводов по результатам проведенного исследования. Наше научное исследование базируется на публикациях ученых в монографической и периодической печати по изучаемым вопросам и проблемам.

Результаты исследования

Социальные инновации занимают важное место в обществе, поскольку любая инновационная деятельность является одним из приоритетных направлений территориального развития на современном этапе, так как она связана с социально-экономическими изменениями и процессами технологической трансформации, способными вызвать существенный общественный эффект. В целом социальные инновации рассматриваются в качестве новых технологий, которые используются в практике государственного управления с целью обеспечения позитивных изменений в общественной жизни, решения острых социальных проблем и развития объектов территориальной инфраструктуры. Повсеместное распространение передового опыта социальных инноваций и успешная практическая реализация государственных проектов в этой сфере приводят к положительному социально-экономическому эффекту в обществе.

Также внедрение социальных инноваций способствует снижению безработицы и общественного неравенства, развитию человеческого капитала, росту доходов домохозяйств и обеспечению комфортных условий для жизни, повышению социальной защиты населения и созданию доступной среды обитания для каждого человека, развитию общественной инфраструктуры, улучшению экологической обстановки и т. д.

Формы социальных инноваций весьма разнообразны, поскольку общественная жизнь отличается множеством социально-экономических явлений и процессов. К ним относят инновационные проекты, реализуемые в социальной сфере, которые позволяют осуществить регулирующее и положительное воздействие на общественное развитие определенной территории. На рисунке приведем основные из них.

Социальные инновации

Социальное предприятие

Субъект малого и среднего бизнеса, деятельность которого связана и направлена на

решение острых социальных проблем, а

также достижение общественно полезных целей

Социальное предпринимательство

Крупный хозяйствующий субъект, ориентированный на решение общественных проблем: трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья, образование, экология, здравоохранение, культура, благотворительность и оказание финансовой помощи нуждающимся

Социальное партнерство

Социальные кооперации

Сообщество или объединение лиц, имеющих социальные проблемы, которые путем собственных

усилий, решают вопросы и реализуют свои личностные цели

Социальный контракт

Политика взаимодействия бизнеса

и общества, которая способствует не только получению прибыли, но и учитывает важную роль

предприятий в обществе и социальные факторы, а также способствует взаимодействию предпринимателей и работников в процессе динамичного общественного развития

Заключаемое соглашение между

государственными структурами и домохозяйствами, доход которых по независящим от них причинам ниже установленного прожиточного минимума. В этом случае государство обязуется оказать социальную помощь гражданам для развития собственного бизнеса, обучения, трудоустройства и т.д.

Рисунок. Формы социальных инноваций

Сущность социального предпринимательства заключается в том, что бизнесмен осуществляет хозяйственную деятельность, направленную не только на получение прибыли, но и на решение общественных проблем, а также на достижение целей устойчивого социально-экономического развития. Современные ученые, в частности К. И. Краенкова, утверждают, что «социальное предпринимательство является одним из самых динамично развивающихся направлений деятельности во всем мире» [6, с. 141]. Можно утверждать, что такому бизнесу свойственны черты традиционного предпринимательства и осуществления благотворительной деятельности. При этом масштабы и

форма ведения хозяйственной деятельности не важны, но сам бизнес должен соответствовать основным критериям, установленным для социального предпринимательства. К ним можно отнести трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья, производство и реализацию общественно-значимых товаров, осуществление экологической деятельности, оказание помощи нуждающимся социальным группам населения и т. д.

Как правило, инициатором осуществления социального предпринимательства выступает представитель бизнес-сообщества, который реализует различные социально ориентированные инвестиционные проекты

(строительство очистных сооружений и других объектов экологического назначения, развитие общественной инфраструктуры на территории функционирования компании, предоставление дополнительных социальных гарантий своим работникам, вложения в развитие человеческого капитала и т. д.).

При этом в компании также могут быть разработаны программы корпоративной социальной ответственности, которые направлены на решение важных социальных проблем и способствуют достижению целей общественного развития. В таком случае предпринимательский сектор экономики добровольно принимает на себя дополнительные социальные обязательства, направленные на повышение качества жизни работников компании и членов их семей, а также развитие местного сообщества на территории нахождения такого предприятия.

Программы корпоративной социальной ответственности выходят далеко за рамки установленных на государственном уровне обязательных социальных нормативов и гарантий, предоставляемых работникам предприятий. Однако разработка таких программ свойственна в первую очередь крупному бизнесу, поскольку их реализация требует существенных объемов финансирования. Социальные компании малого и среднего бизнеса, как правило, осуществляют посильную общественную деятельность, связанную с решением одной или нескольких социальных проблем, например, трудоустройство инвалидов и детей-сирот, участие в благотворительных акциях, добровольчество и т. д. Социально ориентированным компаниям предпринимательского сектора государство оказывает всяческое содействие, предоставляя им разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты под невысокие проценты или же и вовсе беспроцентные займы, выделяя им целевую финансовую помощь и т. д.

Многие инновационные проекты в социальной сфере, связанные с решением важных общественных проблем и развитием инфраструктуры, осуществляются на принципах государственно-частного партнерства. Для их реализации привлекаются как средства предпринимательского сектора, так и государственные ресурсы. Такие проекты включают различные виды деятельности государства и бизнес-сообщества, направленные на устойчи-

вое и динамичное развитие современного общества, и характеризуют социальные инновации в качестве общественных благ или средство для их создания. А. А. Плюхина и В. А. Умнов [7, с. 155] подчеркивают: «во многих развитых странах предусмотрено упрощение процедуры регистрации новых социальных предприятий, а также некоторые льготы и субсидии».

Одним из важных направлений развития социальных инноваций является социальное партнерство, которое представляет собой особый механизм согласования интересов всех участников процесса общественного воспроизводства, основанный на принципах равенства взаимоотношений между ними, а также равноправном сотрудничестве. Субъектами социального партнерства выступают работающее по найму население, представители их работодателей и структуры государственного управления в лице органов исполнительной власти. В процессе реализации социального партнерства происходит согласование интересов различных групп в области социально-трудовых отношений и решения других общественных вопросов.

Целью социального партнерства является соблюдение интересов каждой из сторон существующих трудовых отношений. При этом государство выступает основным гарантом исполнения принятых социальных соглашений между представителями наемных работников (профсоюзами) и работодателей (союзами или ассоциациями предпринимателей). Развитие принципов социального партнерства является важным составным элементом в процессе повышения ответственности бизнеса перед обществом, а также усиления его социальной ориентации. В этом случае согласование интересов происходит путем переговоров и заключения соглашений в части организации условий безопасного труда со стороны работодателей и достойного уровня его оплаты, соблюдения прав и свобод наемных работников, предоставления им социальных гарантий и др. В современных условиях социальное партнерство является одним из инновационных инструментов, которые способствуют обеспечению совмещения в процессе предпринимательской деятельности принципов экономической эффективности с социальной справедливостью.

Еще одной формой социальных инноваций является заключение различных социальных контрактов между государственными структу-

рами и домохозяйствами, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации и не способны самостоятельно решить возникшие социальные проблемы. К ним в первую очередь относятся те домохозяйства, совокупный доход которых составляет меньше величины прожиточного минимума на каждого члена семьи по независящим от них причинам (потеря работы при сокращении штата сотрудников, рождение детей, наступление длительной нетрудоспособности, получение группы инвалидности и др.).

Социальный контракт является целевым и по существу представляет собой адресную социальную помощь со стороны государства нуждающимся в защите и поддержке гражданам. В этом случае происходит заключение соглашения между ними с целью повышения уровня благосостояния конкретного домохозяйства, а полученные средства должны быть израсходованы по целевому назначению (например, на поиск работы с последующим трудоустройством, переквалификацию и получение дополнительного образования, организацию собственного бизнеса, развитие личного подсобного хозяйства и т. д.). Данный вид социальных инноваций способствует преодолению отдельными категориями граждан тяжелой жизненной ситуации, сложившейся в определенных условиях.

Таким образом, распространение опыта социальных инноваций является основой увеличения благосостояния населения и повышения качества его жизни, способствует расширению экономических возможностей, снижению социальной напряженности и улучшению взаимоотношений в обществе.

Обсуждение результатов

Проведенное исследование академической литературы, периодических изданий в области существующих форм социальных инноваций, их роли в экономическом развитии России позволяет сделать ряд выводов:

1) в практике развитых мировых держав, а также многих развивающихся стран, социальные инновации прочно вошли в систему социально-экономических отношений и стали неотъемлемой составной частью процесса общественного воспроизводства. По мнению С. В. Теребовой, И. В. Кузьмина и С. В. Мухаче-вой [16, с. 61], «.инновации в социальной сфере представляют собой инструмент преодоления экономических, экологических и социальных

проблем». При этом, как отмечает О. Н. Пряж-никова [9, с. 103], внедрение социальных инноваций «.способствуют росту инклюзии и социальной справедливости, они становятся залогом устойчивости и адаптации социальных систем к внешним влияниям и экономическим кризисам, т. е. к меняющимся условиям среды».

В то же время О. И. Кондрашова и И. Ф. Ко-лонтаевская [5, с. 85] полагают, что «социальные инновации могут быть реализованы в некоммерческих системах. коммерческих сферах. интегрированных структурах». Иными словами, данный инструмент является универсальным для всех типов и видов собственности организаций;

2) органы государственной и муниципальной власти в России разрабатывают различного рода программы для поддержки социально ориентированных предпринимателей и реализации эффективной социальной политики, направленной на снижение неравенства в обществе, повышение качества жизни населения и рост общественного благосостояния. С. М. Васин и Л. А. Гамидуллаева [1, с. 46] обращают внимание на то, что «в российском обществе в настоящее время осознание необходимости внедрения социальных инноваций постоянно возрастает»;

3) в России внедрение социальных инноваций только начинает свое распространение в регионах и находится еще на начальном этапе развития. Также в отечественной практике имеется ряд проблем, мешающих распространению социальных инноваций. При этом Б. Г. Ивановский [3, с. 123] пишет, что «основными трудностями на пути развития социальных инноваций в условиях России являются ограниченность финансовых возможностей и пониженная активность гражданского общества, усугубляемая консерватизмом и настороженным отношением людей к переменам». К возможным препятствиям распространения социальных инноваций в России А. В. Тагирова, О. А. Козлова и Ю. В. Копылова [14, с. 61] относят «высокий риск. длительный период времени от зарождения идеи до конечного продукта. отсутствие комплексной поддержки государства. финансовые затраты.». Также К. А. Пузанов [10, с. 83] отмечает: «особенно остро вопрос распространения инноваций стоит для России, где большие расстояния составляют преграду для распространения новшеств».

В то же время мы согласны с мнением А. В. Сидоровой и С. В. Петровой [12, с. 168],

что на современном этапе в России «...активное участие в развитие института социального предпринимательства должны принимать. органы государственной власти, бизнес-структуры и общественные организации»;

4) среди основных проблем, мешающих повсеместному распространению инновационных процессов в социальной сфере, можно выделить следующие:

- отсутствие в России единой нормативно-правовой базы для распространения практического опыта внедрения социальных инноваций и развития инновационной деятельности в социальной сфере. В частности, понятие «социальный контракт» вошло в деловой оборот при оказании государственной адресной помощи нуждающимся гражданам лишь в 2012 г., а интерпретация категории «социальное предпринимательство» только в 2019 г. была утверждена в законодательном порядке;

- до настоящего времени не создана система государственных органов, которая осуществляла бы общее руководство процессами развития социального предпринимательства, внедрения социальных инноваций в практическую деятельность экономических агентов, а также контролирующих своевременность выполнения бизнес-сообществом страны взятых на себя дополнительных обязательств перед обществом. При этом отсутствуют эффективные механизмы заключения долгосрочных контрактов и соглашений между государством и субъектами социального предпринимательства;

- современная государственная политика России имеет более выраженную экономическую составляющую, а не социальную, поскольку основной акцент государство делает на развитие приоритетных отраслей национальной экономики. В таких условиях решение общественных проблем, в том числе путем распространения передового опыта внедрения социальных инноваций, как бы отходит на второй план. При этом наблюдается недостаток средств для обеспечения нормального функционирования и развития в нашей стране всей социальной системы, а также невысокий уровень поддержки со стороны государства социально ориентированных предприятий;

- российские регионы имеют существенные различия по уровню общественного развития в силу отсутствия эффективной системы управления со стороны государства деятельностью компаний социального предпринимательства,

а также недостаточности собственных средств на эти цели и неравномерного распределения финансовой помощи субъектам РФ, предоставляемой из федерального центра. Это обстоятельство приводит к тому, что в нашей стране существуют не только преуспевающие регионы по уровню социального развития и повышению качества жизни населения, но и находящиеся в состоянии депрессии, общественного застоя;

- негативное влияние внешних эффектов, которые приводят к замедлению социально-экономического развития страны и, соответственно, общества в целом. В частности, факторы внешней среды, и прежде всего политическая обстановка в мире и введенные против России экономические санкции, не только оказывают негативное влияние на деятельность самого государства, но и отрицательно сказываются на развитии социальной сферы. Также на формирование государственной социальной политики могут оказывать влияние многие неинституциональные факторы. Например, сетевые структуры или отдельные заинтересованные лица, имеющие существенную политическую и экономическую власть, могут препятствовать развитию человеческого капитала, перераспределению общественных благ в пользу малообеспеченного населения и сокращению общественного неравенства.

Сравнивая полученные в исследовании результаты с опытом зарубежных стран (см., например, Уег^ег et а1. [22]), необходимо отметить, что инициативы в области социального обеспечения изменчивы в зависимости от степени сопротивления их необходимо рассматривать через призму радикальных и постепенных инноваций. Согласно мнению Р. П. Ли, Дж. Спаньол и С. Л. Сан [21] социальные инновации фокусируются на перераспределении знаний, открытиях и совместном создании социальной ценности.

Исследование иностранного опыта по возможным последствиям для социальных инноваций в городском контексте Б. БоташЫ, Howa1dt & С. Ка^ка [20] свидетельствует о целесообразности изучения экосистемы социальных инноваций как эвристической модели, что особенно актуально для социальных инноваций муниципального и регионального уровней.

Таким образом, вектор развития и совершенствования государственной политики должен быть направлен в сторону социальной

сферы. Для эффективно функционирующего социального сектора и общественного развития необходима разработка со стороны государства результативной инновационной политики, целью которой должно стать обеспечение технологического и социально-экономического развития страны на основе активизации инновационных процессов. Также Т. С. Соловьева и А. В. Попов [13, с. 66] обращают внимание на то, что «социальные инновации, в отличие от традиционных технических инноваций, как правило, обладают более широкой сферой применения, появляются в процессе коллективного творчества, и их эффект не проявляется так быстро». А инновационный путь общественного развития одновременно предполагает экономическое развитие и повышение качества жизни населения, которое во многом и определяется распространением социальных инноваций. Внедрение социальных инноваций способствует созданию новых общественных ценностей и улучшению социального климата на определенной территории страны или в регионе. Их внедрение, по мнению И. В. Герсонской [2, с. 198], также направлено «.на решение важных социально-экономических проблем и снятие социального напряжения в обществе, снижение безработицы и населения, проживающего за чертой бедности, повышение качества жизни всех членов общества, то есть оказывает положительное влияние на повышение уровня общественного благосостояния». Поэтому на современном этапе именно государство становится основным инициатором социальных нововведений, а государственная политика выступает тем общественным и деловым пространством, в котором наиболее эффективно происходит взаимодействие государственных институтов и бизнес-структур. При этом использование инновационных технологий в социальной сфере способствует не только устойчивому общественному развитию страны, но и росту эффективности процессов управления в политической, экономической, экологической и других важных областях жизнедеятельности общества.

Заключение

Социальные инновации представляют собой различные новые методы, практики, основной целью которых является повышение благосостояния человека с меньшими рисками и потерями по сравнению с существующими

способами. Раскрывая значение социальных инноваций с позиции их влияния на устойчивое региональное развитие, важно обратить внимание на ряд их специфических черт:

- во-первых, социальные инновации имеют высокий уровень новизны для конкретной территории;

- во-вторых, при их формировании и распространении происходит взаимодействие различных субъектов;

- в-третьих, они реализуются в общественном пространстве и ориентированы на решение многих социальных проблем.

Такие инновации обеспечивают необходимые условия для устойчивого экономического роста, поскольку человек является одновременно средством и фактором модернизации системы национальной экономики в целом и, соответственно, каждой территориальной единицы в частности. Кроме того, по нашему мнению, основным субъектом, который формирует и реализовывает социальные инновации, является государство: именно оно устанавливает для всех экономических субъектов «правила игры» и основные социальные нормативы; тогда как бизнес ставит главной целью извлечение прибыли, а не решение общественных проблем. Также в результате исследования, целью которого было рассмотрение форм социальных инноваций с позиции инструментария реализации государственной политики устойчивого развития отдельных территорий, были получены следующие результаты:

1) социальные инновации являются одним из важнейших современных инструментов государственного регулирования экономики, направленным на развитие потенциала человека, повышение уровня и качества его жизни, а также рост благосостояния в обществе через такие формы, как социальное предприятие, социальное предпринимательство, социальные корпорации, социальное партнерство, социальный контракт;

2) проблемами распространения и тиражирования социальных инноваций на региональном уровне в России являются отсутствие единой нормативно-правовой базы их внедрения, управленческих государственных органов в данной области, дифференциация экономических и социальных условий в разных регионах, низкий уровень социального капитала;

3) проведенный теоретический анализ привел к пониманию, что государственная соци-

ально-экономическая политика современного этапа должна включать в себя инновационную составляющую. Только при таких условиях будет достигаться устойчивое территориальное развитие.

Практическая значимость результатов исследования заключается в применимости их для дальнейшего анализа влияния социальных инноваций на устойчивое развитие территорий.

Библиографический список

1. Васин С. М., Гамидуллаева Л. А. Механизмы развития социальных инноваций: адаптация зарубежного опыта в России // Инновации. 2018. № 5 (235). С. 39-48.

2. Герсонская И. В. Государственный сектор российской экономики : эволюция и современные тенденции развития : монография. М. : Первое экономическое издательство, 2020. 250 с. Б01: 10.18334/9785912923456

3. Ивановский Б. Г. Социальные инновации как фактор достижения устойчивого социально-экономического развития // Экономические и социальные проблемы России. 2020. № 1 (41). С. 104126. Б01: 10.31249^рг/2020.01.05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кантор О. Г., Кузнецова Ю. А. Оценка характеристик процесса распространения социальных инноваций в Российской Федерации // Инновации. 2017. № 2 (220). С. 17-21.

5. Кондрашова О. И., Колонтаевская И. Ф. Социальные инновации в бизнесе: перспективы развития в России // Научно-техническое ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2013. № 4-2 (183). С. 83-88.

6. Краенкова К. И. Концепция управления социальным предпринимательством в Союзном государстве Беларуси и России // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2019. № 3. С. 140-147. Б01: 10.15211Д^тЫегап32019140147

7. Плюхина А. А., Умнов В. А. Анализ зарубежного опыта государственной поддержки социального предпринимательства // Государственное управление. 2018. № 71. С. 141-162.

8. Попов Е. В., Омонов Ж. К., Наумов И. В., Вере-тенникова А. Ю. Тенденции развития социальных инноваций // ТЕЯЯА ЕТОШМГСиБ. 2018. Т. 16, № 3. С. 35-59. Б01: 10.23683/2073-6606-2018-16-3-35-59

9. Пряжникова О. Н. Социальные инновации и практики социальной и солидарной экономики // Экономические и социальные проблемы России. 2019. № 1 (39). С. 99-118. Б01: 10.31249/ esprZ2019.01.05

10. Пузанов К. А. Современные модели распространения инноваций : критический анализ // Социология власти. 2012. № 6-7. С. 82-99.

Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших научных изысканий в области социальных инноваций, изучения роли государства в устойчивом развитии регионов.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи

11. Ромащенко Т. Д., Кисова А. Е. Социальные инновации : содержание, субъектные формы и классификация // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 3. С. 25-33. DOI: 10.17308/ econ.2020.3/3102

12. Сидорова А. В., Петрова С. В. Необходимость принятия закона о социальном предпринимательстве : опыт России и зарубежных стран // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2018. № 1 (20). С.167-172.

13. Соловьева Т. С., Попов А. В. Социальные инновации в сфере занятости : региональный опыт // ARS ADMINISTRANDI. 2015. № 2. С. 65-84.

14. Тагирова А. В., Козлова О. А., Копылова Ю. В. Возможности и ограничения развития инновационной активности социальных предпринимателей // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27). С. 59-64.

15. Талерчик С. М. Социальные инновации как фактор устойчивости социально-экономической системы региона // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 3. С. 185-191. DOI: 10.26163/GIEF.19.90.032

16. Теребова С. В., Кузьмин И. В., Мухачева С. В. Анализ отечественной и зарубежной практики реализации инноваций в социальной сфере // Дискуссия. 2015. № 7 (59). С. 59-65.

17. Ускова Т. В. Устойчивость развития территорий и современные методы управления // Проблемы развития территории. 2020. № 2 (106). С. 7-18. DOI: 10.15838/ptd.2020.2.106.1

18. Цветкова НА., Туккель И. Л. Модели распространения инноваций: от описания к управлению инновационными процессами // Инновации. 2017. № 11 (229). С. 106-111.

19. Шредер А., Менапаче М., Шабунова А. А. Социальные инновации: новая инновационная парадигма развития общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11, № 1. С. 216-222. DOI: 10.15838/ esc.2018.1.55.15.

20. Domanski D., Howaldt J., Kaletka C. A comprehensive concept of social innovation and its

implications for the local context - on the growing importance of social innovation ecosystems and infrastructures // European Planning Studies. 2020. Vol. 28:3. P. 454-474. DOI: 10.1080/09654313.2019. 1639397.

21. Lee R. P., Spanjol J., Sun S. L. Social Innovation in an Interconnected World: Introduction to the

Special Issue // Prod Innov Manag. 2019. Vol. 36. P. 662-670. DOI: 10.1111/jpim.12513.

22. VercherN., Bosworth G., Esparcia J. Developing a framework for radical and incremental social innovation in rural areas // Journal of Rural Studies. 2022. DOI: 10.1016/j.jrurstud.2022.01.007.

Ромащенко Татьяна Дмитриевна, д-р

экон. наук, профессор кафедры экономики, маркетинга и коммерции, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация

E-mail: taroma-vrn@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-1485-0244

Кисова Анна Евгеньевна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, Липецкий государственный технический университет, Липецк, Российская Федерация E-mail: zaumka84@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7921-6303

Герсонская Ирина Валерьевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал, Липецк, Российская Федерация E-mail: g3071971@ya.ru ORCID ID: 0000-0003-1099-0477

Поступила в редакцию: 26.01.2022 Подписана в печать: 31.05.2022

Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2022. Ns 4. C. 19-31. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (4), 19-31.

Proceedings of Voronezh State University

Series: Economics and Management

General Economics

Original article UDC 330.34

DOI: https://doi.org/10.17308/econ.2022.4Z10599 JEL: A12; 035

Social innovations: main forms and issues of their implementation at the present stage of Russia's development

T. D. Romashchenko1, A. E. Kisova2, I. V. Gersonskaya33

1 Voronezh State University, 1 University sq., Voronezh 394018, Russian Federation

2 Lipetsk State Technical University, 30 Moskovskaya str., Lipetsk 398055, Russian Federation

3 Lipetsk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, 3 Internatsionalnaya str., Lipetsk 398050, Russian Federation

Subject. The aggravation of such social issues as increased tension in the labour market, an accelerated rate of inflation, a drop in people's incomes, declining birth rates and increasing natural population decline, insufficient state social services, environmental pollution, and others has been typical for Russian during recent years. An introduction of social innovations in the operation of economic entities may serve as a solution for these social issues. Therefore, social innovations whose forms depend on the objectives, tasks, needs, and interests of economic entities as well as general conditions and factors of their presence become relevant.

Objectives. The goal of the articles was to study the main forms of social innovations and to identify the issues of their implementation and propagation within the contemporary conditions of the operation of economic entities.

Methodology. To achieve the set goals, the following scientific methods were used: dialectical, analysis and synthesis, generalisation, and comparison. The research was based on the study of relevant scientific literature and economic journals.

Conclusions. As a result of the study, it was established that the main forms of social innovations are social enterprise, social entrepreneurship, social cooperation, social partnership, and social contract. However, the process of propagating and scaling up social innovations in Russia is taking a long time due to the negative influence of objective and subjective factors. Among these factors are the following: lack of a single regulatory framework in the field of social innovations, uneven development of some regions of the country, lack of resources, regional budget deficits, etc. Thus, under these conditions, an effective state social and innovative policy determines the diffusion of social innovations. Using alternative methods and practices, it will help to reduce social tension, increase people's real income and life quality, which, as a result, should lead to an extended propagation of all results and factors of economic growth. The scientific novelty of this study is that it explains the content of the forms of social innovations that act as an efficient tool of state policy.

Keywords: social problems, social and economic development, forms of social innovations, social responsibility, public welfare.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

For citation: Romashchenko, T. D., Kisova, A. E. & Gersonskaya, I. V. (2022). Social innovations: main forms and issues of their implementation at the present stage of Russia's development. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (4), 19-31. DOI: https://doi.org/10.17308/econ.2022.4710599

Conflict of interest

The authors declare the absence of obvious and potential conflicts of interest related to the publication of this article.

References

1. Vasin, S. M. & Gamidullayeva, L.A. (2018) [Mechanisms of development of social innovations: adaptation of foreign experience in Russia]. Innovation. 5 (235), 39-48. (In Russian)

2. Gersonskaya, I. V. (2020) [The state sector of the Russian economy: evolution and modern development trends]. Moscow, LLC «First Economic Publishing House», DOI: 10.18334/9785912923456. (In Russian)

3. Ivanovskiy, B. G. (2020) [Social innovations as a factor in achieving sustainable socio-economic development]. Economic and social problems of Russia. 1 (41), 104-126, DOI: 10.31249/espr/2020.01.05. (In Russian)

4. Kantor, O. G. & Kuznetsova, Yu. A. (2017) [Evaluation of the characteristics of the process of spreading social innovations in the Russian Federation]. Innovations. 2 (220), 17-21. (In Russian)

5. Kondrashova, O. I. & Kolontaevskaya, I. F. (2013) [Social innovations in business: prospects for development in Russia]. Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. 4-2 (183), 83-88. (In Russian)

6. Krenkova, K. I. (2019) [The Concept of social en-trepreneurship in the Union state of Belarus and Russia]. Scientific and Analytical Bulletin of IE RAS. 3, 140-147, DOI: 10.15211/vestnikieran32019140147. (In Russian)

7. Plyukhina, A. A. & Umnov, V. A. (2018) [The Analysis of foreign experience of state support for social entrepreneurship]. Public administration. 71, 141-162. (In Russian)

8. Popov, E. V., Omonov, Zh. K., Naumov, I. V. & Veretennikova, A. Yu. (2018) [Trends in the development of social innovations]. TERRA ECONOMICUS. 16-3, 35-59, DOI: 10.23683/2073-6606-2018-16-3-3559. (In Russian)

9. Pryazhnikova, O. N. (2019) [Social innovations and practices of social and solidarity economy]. Economic and social problems ofRussia. 1 (39), 99-118, DOI: 10.31249/espr/2019.01.05. (In Russian)

10. Puzanov, K. A. (2012) [Modern models of the spread of innovations: a critical analysis]. Sociology of Power. 6-7, 82-99. (In Russian)

11. Romashchenko, T. D. & Kisova, A. E. (2020) [Social innovations: content, subject forms and classification]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 3, 25-33, DOI: 10.17308/econ.2020.3/3102. (In Russian)

12. Sidorova, A. V. & Petrova, S. V. (2018) [The need to adopt a law on social entrepreneurship: the experience of Russia and foreign countries]. Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. 1 (20), 167-172. (In Russian)

13. Solovyova, T. S. & Popov, A. V. (2015) [Social innovations in employment: regional experience]. ARS ADMINISTRANDI. 2, 65-84. (In Russian)

14. Tagirova, A. V., Kozlova, O. A. & Kopylova, Yu. V. (2018) [Opportunities and limitations of the development of innovative activity of social entrepreneurs]. Bulletin of the Siberian Institute of Business andInforma-tion Technologies. 3 (27), 59-64. (In Russian)

15. Talerchik, S. M. (2019) [Social innovations as a factor of stability of the socio-economic system of the region]. Journal of Legal and Economic Research. 3, 185-191, DOI: 10.26163/GIEF.19.90.032. (In Russian)

16. Terebova, S. V., Kuzmin, I. V. & Mukhacheva, S. V. (2015) [Analysis of domestic and foreign practice of implementing innovations in the social sphere]. Discussion. 7 (59), 59-65. (In Russian)

17. Uskova, T. V. (2020) [Sustainability of territorial development and modern management methods]. Problems of territorial development. 2 (106), 7-18, DOI: 10.15838/ptd.2020.2.106.1. (In Russian).

18. Tsvetkova, N. A. & Tukkel, I. L. (2017) [Models of innovation dissemination: from description to management of innovation processes]. Innovations. 11 (229), 106-111. (In Russian)

19. Schroeder, A., Menapache, M. & Shabunova A. A. (2018) [Social innovations: a new innovative paradigm of society development]. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 11-1, 216-222, DOI: 10.15838/esc.2018.1.55.15. (In Russian)

20. Domanski, D., Howaldt, J. & Kaletka, C. (2020). A comprehensive concept of social innovation and its implications for the local context - on the growing importance of social innovation ecosystems and infrastructures. European Planning Studies. 28:3, 454474. DOI: 10.1080/09654313.2019.1639397.

21. Lee, R.P., Spanjol, J. and Sun, S.L. (2019). Social Innovation in an Interconnected World: Introduction to the Special Issue. Prod Innov Manag. 36, 662670. DOI: 10.1111/jpim.12513.

22. Vercher, N., Bosworth, G., and Esparcia, J. (2022). Developing a framework for radical and incremental social innovation in rural areas. Journal of Rural Studies. DOI: 10.1016/j.jrurstud.2022.01.007.

Tatiana D. Romashchenko, Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Economics, Marketing and Commerce, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation

E-mail: taroma-vrn@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-1485-0244

Anna E. Kisova, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Economics, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russian Federation E-mail: zaumka84@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7921-6303

Irina V. Gersonskaya, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Economics and finance, Russian presidential Academy of national economy and public administration, Lipetsk branch, Lipetsk, Russian Federation E-mail: g3071971@ya.ru ORCID ID: 0000-0003-1099-0477

Received: 26.01.2022 Accepted: 31.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.