ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
COMPUTER SCIENCE, COMPUTER ENGINEERING AND MANAGEMENT
УДК 007
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ В.П. Седякин SOCIAL MEDIA V.P. Sedyakin
Аннотация. В статье рассмотрены групповые и социальные информационные потребности. Введены новые типы информационные потребности. Рассмотрены условия изучения групповых и социальных информационных потребностей.
Ключевые слова: информация, социальные информационные сети, интернет, информационные потребности.
Abstract. Article focuses on the group and social information needs in internet. Introduce the new types of the information needs. The perspectives study of the group and social information needs is considers.
Keywords: social information net in internet, information needs, technological information needs, group and social information needs.
Для современного информационного общества особое значение имеют социальные информационные сети. В предлагаемой статье сделана попытка анализа информационных потребностей, которые мотивируют интерес в обществе к этим сетям и являются источником их развития. То есть речь будет идти об особых социальных информационно-коммуникационных потребностях, которые реализуются с помощью и через современные социальные информационные сети в интернет. Вполне очевидно, что в основе этих социальных информационно-коммуникационных потребностей лежат соответствующие индивидуальные информационные потребности. В отечественной литературе, за исключением [1; 2; 3] практически
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
нет специальных работ, посвященных рассмотрению их. В то же время вполне очевидно, что без анализа этих потребностей невозможно рассмотрение соответствующих социальных потребностей.
Рассмотрим групповые информационные потребности (далее ГИП). С одной стороны именно через них реализуются социальная коммуникация, а с другой - они образуются из индивидуальных информационных потребностей, а точнее их индивидуальных когнитивных потребностей (далее обозначим их как ИКП), которые подробно рассмотрены в [2, с. 56-57; 3]. Вопрос в том - каковы закономерности образования ГИП из ИКП. Групповые потребности - это потребности социальной группы. Американский социолог Р. Мертон определил социальную группу как совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающим свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Важно отметить, что наряду с «линейным» воспроизведением на уровне ГИП уже описанных выше ИКП образуются ГИП, напрямую не связанные с ИКП. Их можно назвать «эмерджетными» по примеру эмерджет-ных свойств у сложных систем в теории систем. У сложных систем появляются новые свойства относительно составляющих ее подсистем, которыми составляющие подсистемы не обладали. В частности в рамках социальных групп возникает некая групповая «история» и своя групповая «память». В рамках этой групповой «истории» существуют множество индивидуальных интерпретаций ее, которые объединяются в общегрупповую с помощью «единого контекста». То есть единого понимания значимых событий и эпизодов, которые совместно переживались участниками группы. За счет «единого контекста» формируется собственный групповой «язык». Наглядным примером социальных групп со своим групповым языком являются научные сообщества, в которых в рамках профессиональных интересов формируется зачастую не только «единый контекст», но и собственная научная терминология.
В классической работе К Юнга [4] отмечена мифологичность общественного сознания, также там вводится понятие «коллективное бессознательное». То есть принадлежащее всем членам социальной группы и неосознаваемое ими содержание подсознания. Иногда его называют «надсознанием», поскольку именно это особое содержание
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
подсознания объединяет людей, например, в этническое единство. Как считают антропологи, этнос, кроме языка, объединяет общая мифология. Чем выше развитие этноса, тем сложнее присущая ему мифологическая система. Некоторые народы, имеющие исторический опыт создания империй, обладают особыми мифологическими системами, отражающими этот опыт в особом «имперском сознании». Этот вид общественного сознания отличается от обычного «национального сознания». Не вдаваясь здесь в сложности рассмотрения этих видов общественного сознания, отметим лишь, что этим видам сознания, по всей видимости, можно сопоставить особые «эмерджентные» типы социальных информационных потребностей. Их следует называть «сверхкогнитивными», поскольку они отвечают уже на уровню сознания, а уровню «надсознания». Именно на этом уровне общественной мифологии предлагается рассматривать социальные информационные потребности (далее - СИП). До уровня общественной мифологии любые другие коллективные информационные потребности, по-видимому, можно относить к уровню ГИП.
Бурное развитие социальных информационных сетей в интернет непосредственно связано с реализацией ГИП. Проблема сложности ГИП прямо связана с многообразием классификации социальных групп. Следует также учитывать «современный» контекст проблемы, который связан с развитием гражданского общества в развитых странах, а также особенности российского общества, которое признается наименее социализированным в Европе. «Атоми-зированность», слабость реальных социальных связей в российском обществе стимулирует уход активных социальных групп в виртуальные социальные сети в интернет. Видимо этим объясняется широкое развитие их в России, выражающееся, например, в том, что Россия оказалась одной из немногих страной с собственными национальными системами социальных сетей - «Одноклассники» и «В контакте» и другими, которые используются в других странах. То есть значительная часть российских национальных социальных сетей, по существу, оказались и международными. Причем в полном смысле этого слова - они имеют пользователей по всему мировому интернет - пространству, а не только в России. Кроме США подобная интернациональность достигнута в лишь в некоторых странах с высоким уровнем развития информационных технологий, в частности,
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
в Южной Корее. Две южнокорейские информационные социальные сети активно используются в Японии и Китае. Попытки некоторых постсоветских республик развивать собственные информационные социальные сети при серьезной поддержке государства не привели к успеху. Например, в Узбекистане были созданы технически вполне совершенные аналоги российских и американских информационных социальных сетей в интернет, однако их аудитория не может сравниться с аудиторией «аналогов». Очевидно, для развития информационных социальных сетей в интернет недостаточно господдержки. Возможно, что господдержка для развития информационных социальных сетей даже противопоказана. «Контролируемое общение» лишает информационные социальные сети привлекательности для возможных пользователей. Это следует иметь в виду при попытках введения госконтроля за интернет - сферой.
Ограничимся далее рассмотрением только современных техногенных ГИП (и отчасти СИП), связанных с социальными сетями в интернет и с мобильной телефонией. Технические возможности социальных сетей в интернет позволяют объединение в группы по интересам. При этом объединение ничем, кроме морально-этических ограничений, не ограничивается. Это позволяет предполагать, что принципиально любые ИКП могут реализоваться в ГИП. Однако наибольшая часть групп в российских социальных сетях реализуют только собственные коммуникативные ИКП. Можно предположить, что в условиях слабого развития институтов гражданского общества в развивающихся странах активные социальные группы реализуют свою гражданскую активность именно (включая СИП) в социальных сетях в интернет. Это наглядно подтверждают недавние «цветные» революции в СНГ и в арабских странах. В закрытых обществах СИП традиционно являются объектом манипуляции со стороны государственных СМИ, но в эпоху интернета такие манипуляции приводят к падению общественного интереса к государственным СМИ и «уходу» в интернет. Указанная выше проблема сложности ГИП и СИП в настоящее время не позволяет перейти от приведенных выше общих соображений к более конкретным выводам относительно зависимости социальных и групповых информационных потребностей от ИКП. Для их получения необходимы социологические исследования, которые дадут основания для предметного анализа.
cjb
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
В настоящей статье была сделана попытка нового рассмотрения индивидуальных, групповых и социальных информационных потребностей Дальнейшее развитие теории индивидуальных и групповых информационных потребностей представляется значимым как для социологии современного информационного общества, так и для предметного анализа социальных информационных сетей в интернет.
Библиографический список
1. СоколовА.В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. СПб., 2002.
2. Седякин В.П., Керейбаева М.Н. Об информационных потребностях: сборник трудов научно-практической конференции МФЮА «Современные проблемы естествознания». М., 2012.
3. Седякин В.П., Разливинская С.В., Соловьев И.В. О теории информационных потребностей // Прикладная информатика». 2013. № 2 (44).
4. Юнг. К. Архетип и символ. М., 1991.
В.П. Седякин
кандидат технических наук, доцент профессор кафедры защиты информации Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]