Научная статья на тему 'Социальные иллюзии как экзистенциальная ценность'

Социальные иллюзии как экзистенциальная ценность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1035
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЛЮЗИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНДИВИД / СОЦИУМ / ILLUSIONS / VALUES / EXISTENTIAL SPACE / AN INDIVIDUAL / SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шукшина Людмила Викторовна

В статье рассматривается феномен социальных иллюзий, и анализируются их возможности для развития личности и социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the phenomenon of social illusions, and their opportunities for personal development and society.

Текст научной работы на тему «Социальные иллюзии как экзистенциальная ценность»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 101.1:316

Л. В. Шукшина Социальные иллюзии как экзистенциальная ценность

В статье рассматривается феномен социальных иллюзий, и анализируются их возможности для развития личности и социума.

This article discusses the phenomenon of social illusions, and their opportunities for personal development and society.

Ключевые слова: иллюзия, ценность, экзистенциальное пространство, индивид, социум.

Key words: illusions, values, existential space, an individual, society.

Проблема социальных иллюзий на сегодняшний день является неразработанной, не раскрыты механизмы их формирования, факторы, влияющие на их развитие, истоки их возникновения, механизмы их преодоления, а также их влияние на отдельного человека и социум, нет ясности и в определении самого термина. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова «иллюзия» понимается как обман чувств, нечто кажущееся, нечто несбыточное, мечта [1: 354]. В Советском энциклопедическом словаре под иллюзией понимают «искаженное восприятие действительности, обман восприятия», а именно:

• иллюзия - это следствие несовершенства органов чувств, свойственное всем людям;

• иллюзии обусловлены особым состоянием психики (например, страхом), наличие ложно воспринимаемого реального объекта, отличает их от галлюцинаций;

• иллюзии как ложные представления, связанные с определенным социальными установками индивида;

• иллюзии как несбыточные надежды [2: 448].

Философский энциклопедический словарь дает нам следующие определение: «иллюзия (лат. Illusio - обман) - поверхностное

представление, чистая фантазия; в практической жизни - облегчающий самообман («предаваться иллюзиям») вместо трезвого взгляда на факты» [36: 431]. Иллюзии - это предмет постоянных непрекращающихся споров в различных областях знаний: философии, социологии, психологии и т. д.

Анализ научный литературы позволил нам выделить структуру социальных иллюзий, которая, на наш взгляд, включает в себя следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, волевой.

Когнитивный компонент представляет собой совокупность новых знаний, складывающихся из различных иллюзорных представлений человека о себе, своем месте в жизни, целях, жизненных задачах, проблемах бытия, смысле жизни и т. д. Человек посредством иллюзий стремится к осмыслению различных аспектов своего бытия, к выработке собственной жизненной позиции, осознанию себя как особого явления. Поэтому нами иллюзии рассматриваются не только как ложное представление о социуме, действительности, но и как концентрированная интеллектуальная активность, направленная на понимание различных сторон жизни.

Когнитивный компонент иллюзий отражает деятельность человеческого разума по осмыслению бытия зачастую через иррациональное знание. Таким образом, когнитивный компонент социальных иллюзий выступает в качестве содержательной основы размышлений человека в контексте экзистенциальных проблем бытия, социума, содержит указание на уникальную человеческую сущность, позволяет индивиду занимать позицию по отношению к миру и самому себе. Иллюзорное познание позволяет человеку создать собственный идеальный мир, который соответствует его ценностям, потребностям, желаниям. Деятельность человека «внутри» этого знания, «приложение» его к себе сопровождается переживаниями своих возможностей, формированием отношения к себе и к своей активности.

Отношение является вторым, эмоциональным, компонентом социальных иллюзий. Оно выступает как совокупная характеристика переживаемых человеком эмоций и чувств. Любое переживание человеком отношения к действительности и самому себе выступает как отношение субъектное, выражающее пристрастность или холодность, предпочтение или игнорирование чего-либо. Е.П. Ильин выделяет в структуре субъективных отношений три стороны: оценочную, экспрессивную и побудительную [4: 131]. Нам представляется, что феномен социальных иллюзий включает в себя все три компонента отношений. Оценивающая сторона связана с размышлениями человека о степени удовлетворенности своей жизнью, о себе в связи с проблемами жизни, смерти, социума и оценку этих явлений в приложении к собственной жизни, судьбе. Экспрессивная сторона включает в себя отношение к проблеме иллюзий, иллюзорное сознание и к себе как субъекту иллюзий. Побудительная сторона выступает в стремлении понять смысл и содержание иллюзорности в различных аспектах бытия и посредством иллюзий изменить, приспособить, улучшить свою жизнь и социум. Отношение, таким образом, включает в себя переживания личности, совокупность эмоций и чувств, связанных с осмыслением феномена иллюзий. При этом преобладание эмоций или чувств или того и другого одновременно отражают особенности развития социальных иллюзий, а также личностные особенности индивида.

Третьим структурным компонентом иллюзий выступает воля как способность к произвольному самоуправлению. Это динамический аспект иллюзий, обеспечивающий возможность саморазвития индивида в связи с его реальными возможностями, потребностями, ценностями и т. п. Воля отражает две важнейшие сущностные характеристики человека:

произвольность и опосредованность, которые проявляются не только в процессе активного взаимодействия человека с окружающим миром, но и в процессе его конструктивного диалога с самим собой, т. е. когда объектом и предметом рефлексии и преобразования становится собственный внутренний мир, собственная субъективная реальность, зачастую иллюзорная. Познавательные потребности человека в этом случае направлены на познание бытия, а также самопознание, требующие от человека определенных усилий. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «личность в высших своих проявлениях связана со сложной внутренней работой, переносом центра тяжести от внешней стороны к внутренней» [5: 121]. Следовательно, осознание собственных иллюзий, умение находить в них как положительные, так и отрицательные стороны, умение их преодолевать связано с волевыми усилиями индивида. Таким образом, социальные иллюзии - это не изначальная данность, а результат реального социально-психологического развития человека, в ходе которого, осмысливая различные стороны социальной жизни, человек сталкивается с необходимостью пополнять свой опыт и извлекать из него уроки.

Социальные иллюзии — феномен неоднозначный. Большинство исследователей отводят иллюзии негативную роль и считают, что иллюзии тормозят общественное, социальное развитие, мешают человеку добиться успеха. Мы же придерживаемся точки зрения о том, что иллюзия — это одна из важнейших жизненных ценностей человека, выражающая его устремления и чаяния. Социальные иллюзии способны не только тормозить развитие как личностное, так и социальное, но и свидетельствуют о человеческом потенциале, расширении границ возможного, преодолении пределов нынешней ситуации, сотворении своего будущего.

Мы определяем иллюзию как ложное восприятие, как некое желание осуществить, воплотить в жизнь то, что пока невозможно, как желание успеха и позитивного результата, как личностную позицию, как элемент жизненной структуры и состояние бытия. Иллюзии во многом определяют поведение человека и его личность, так как именно уровень воспринимаемой индивидом вероятности достижения той или иной цели определяет эмоциональное состояние личности и ее поведенческие усилия. Социальные иллюзии - это целенаправленное желание блага, успеха, которое во многом характеризует эмоциональную составляющую, поведенческие усилия, силу воли и желания человека. Они позволяют индивиду концентрировать свои желания, генерировать собственные планы и способы достижения цели.

Иллюзия есть внутренний ресурс человека, она - в центре его бытия, это шаг к будущему, к поставленной цели, к выходу из трудной ситуации. Это своеобразное чувство возможного. Мы выделяем следующие признаки, характеризующие социальные иллюзии: это ложное восприятие индивидом той действительности, в которой он находится; желание некоего блага, позитива; уверенность человека в достижении данного блага; отсутствие объекта желания (т. е. того, чего еще не имею); ее достижение связано с определенной трудностью; иллюзия обращена на будущее; иллюзию всегда сопровождает надежда и вера.

Трактуя понятие иллюзии как процесса эмоционального переживания, можно обратить внимание на более острые и драматические ситуации, вовлекающие потенциальное бессилие и потенциальную безнадежность, вызываемые неспособностью индивида изменить обстоятельства своей жизни. Иллюзия принимает подобные человеческие испытания в качестве интегральной части бытия, в то же время открывает возможность креативному процессу. Вот почему для человека, переживающего иллюзии, границы возможного всегда шире. Иллюзия - это не растраченная активность человека, она утверждает бытие, придает ему смысл, отрицает абсурдность жизни, отвергает неплодотворность и пораженчество.

В феномене иллюзии соединены чувства и когнитивные установки, диспозиция личности и реальное ее поведение. Таким образом, иллюзия представляет собой чувство возможного, возникающего при ожидании человеком достижения какого-то важного и труднодоступного блага, и является необходимым условием для активного действия. Вместе с тем иллюзия может проявляться и как психологическое состояние человека, общности и даже нации.

Утешается ли человек иллюзией, лелеет ли он ее, живет ли он только ею - он открыт будущим возможностям. Он доверяет процессу созревания временной последовательности, понимая: реальность складывается таким образам, что рост, развитие и достижение целей возможно. Ведь ростки, элементы будущего всегда содержатся в настоящем. Вот почему иллюзия способна переориентировать существующее положение дел, чтобы превзойти пределы нынешней ситуации и создать будущее уже сегодня. Недаром в иллюзии можно видеть готовность личности к тому, чего еще нет, что еще не родилось. Человек, утративший или лишенный иллюзии, чувствует, что его время израсходовано, не движется, а если и идет, то бесплодно, и настоящее не несет никаких элементов развития будущего. Закрытость времени не позволяет проектировать будущее.

Адаптивная способность во временной протяженности выражается в терпении человека. Ибо нетерпеливая личность пытается принудить время, взорвать его или поменять временной порядок насильственно, а надеющаяся же личность не пытается изменить протяженность времени. Между тем как раз наличие терпения, этой формы моральной энергии, в структуре иллюзии способствует креативным процессам. Однако если терпение, равно как и иллюзия, не вовлечены в созидательный процесс, то они могут быть приведены в упадок.

Иллюзия помогает подготовить будущее, поэтому она не может быть только пассивным ожиданием. Говорить об инертной, вялой, неактивной иллюзии означало бы вносить противоречие в само ее определение. Будучи динамической составляющей человеческой жизненной структуры, иллюзия представляет собой внутреннюю активность. Именно иллюзия зажигает дух человека, сообщает ему энергию, подстегивая даже обстоятельства, она является активным ожиданием будущего, которое открывается перед человеком.

Иллюзия противостоит небытию. Имеющиеся иллюзии позволяют человеку не принимать безысходность, фатальность ситуации, поэтому такой отказ от капитуляции можно считать позитивным. Такой смелый

переход в неопределенность и решительное неприятие капитуляции перед безвыходными ситуациями базируются на вере и надежде человека, на убежденности его, что выход есть, и возможности в реальности существуют.

Иллюзии очень часто возникают в процессе межличностной привязанности и доверия, объясняемой дружбой, солидарностью, групповыми интересами, родством, а не на объективном знании и критериях. Люди рассчитывают чаще всего на тех, с кем близки, кто им симпатичен, кому доверяют, а надо бы рассчитывать на себя, на тех, кто в реальности способен исправить положение дел. Поэтому личностные моменты веры усиливают аффективный, иррациональный характер иллюзии.

Входящие в структуру иллюзии вера и надежда, их устремленность в будущее, нацеленность на преодоление status quo были бы невозможны, если бы и вера, и надежда не были сродни с волей, которая тоже обращена в будущее. Именно благодаря наличию воли в структуре иллюзии она обретает энергию и динамику, чувство контроля и уверенность. Но и сама иллюзия способна укреплять волю, сообщать ей твердость и стабильность, терпение и самоконтроль.

Иллюзии могут быть условно разделены на множество групп: осознанные и неосознанные иллюзии, пассивные и активные, реальные и недостижимые, групповые и индивидуальные иллюзии.

Деление иллюзий на осознаваемые и неосознаваемые чрезвычайно важно, поскольку и та, и другая группа оказывают серьезное влияние на реальное поведение человека. Мир осознаваемых иллюзий - это скорее мир рациональный, осмысленно запланированный, в значительной мере предсказуемый. В мире же неосознаваемых иллюзий желания индивида чаще всего подавлены, перспектива удовлетворения их сомнительна, тревога или даже страх сковывает деятельность. Таким формам иллюзий неоткуда черпать энергию и поэтому они пассивны.

Пассивное упование присутствует сплошь и рядом, характеризуя либо бессилие и неспособность личности, либо ее робость и неуверенность. Слабость личностных и социальных ресурсов может вынуждать человека к созданию иллюзии. Однако не оправдана ли иллюзия в этой ситуации, хотя бы пассивная и выжидательная, поддерживающая человеческий дух и саму жизнь? Иллюзия не должна выступать в качестве основной жизненной философии, так как она может прикрывать личность человека, его нежелание брать на себя ответственность или его способ освободить себя от определенных обязанностей, т. е. игнорировать ожидания других. Зачастую как раз ожидания других придают смысл действиям человека, его жизни, именно оно помогает человеку перебороть лень, преодолеть преграды. Порой только ожидание других не позволяет человеку остановиться. Очевидно, по этой причине Франкл заявляет: «Реально значимым является не то, что мы ожидаем от жизни, но скорее то, чего жизнь ожидает от нас». Люди с активной иллюзией - это люди с мощными социальными и личностными ресурсами, что позволяет им преодолевать различные препятствия, брать на себя ответственность, трансформировать обстоятельства.

Иллюзия бывает реально достижимой или недостижимой. Реальная иллюзия подразумевает ожидание объективно возможного и соответствие ресурсов и усилий человека этому возможному. Нельзя желать, надеяться на то, что совершенно нереально. Но нельзя напрасно ожидать осуществления реальных иллюзий, если не предпринять соответствующих шагов для их достижения. Истоки недостижимой иллюзии находятся в искаженном восприятии действительности. Этот вид иллюзий основан исключительно на обмане чувств, на предубежденности людей, на сознательной или бессознательной подмене критериев оценки.

Как реальная, так и недостижимая иллюзия могут охватить как отдельного человека, так и группу людей, нацию. В зависимости от того, кто является субъектом иллюзии, выделяют индивидуальные и групповые ее формы, народную или социальную, возможны и коллективные иллюзии. В такой систематизации иллюзий есть свой резон, так как не только индивид может жить иллюзией, но и социальные институты и народы живы ею. Мы полагаем, что если человек теряет иллюзию или же у него ее разрушают, то он утрачивает потенциал жизнестойкости. Если же у человека есть иллюзии, то у него есть и созидательный ресурс, обеспечивающий обновление и развитие.

Мы выделяем также эзотерические формы иллюзий, для которых свойственна особая область ожидания, которая простирается в таинственный, сверхъестественный или магический миры; мессианские иллюзии, основанием которых является фигура мессии, спасителя, способного избавить от земных невзгод; апокалипсические иллюзии, рассчитанные на преодоление разочарования и отчаяния через катастрофу и последующее глобальное обновление; утопические иллюзии относительно построения идеального общественного устройства.

На наш взгляд, иллюзия лежит в основе человеческой жизни, без которой нет роста, нет развития. Без иллюзии жизнь становится вялой, тусклой, бессмысленной и бесцельной, она теряет свою способность к обновлению, росту и развитию. Иллюзии регулируют основные элементы жизненной структуры индивида и общества в целом, они организуют ценности общества, переориентируют повседневные желания и намерения людей. Они направляют временные параметры жизненных процессов, элементы будущего становятся частью настоящего. Иллюзии возвращают человеку чувство контроля над обстоятельствами собственной жизни, укрепляют его волю, вселяют в него стойкость, способность терпеть, придают его действиям смысл. Иллюзии дают людям возможность увидеть совершенно новую перспективу в их жизни. Эта перспектива может быть связана как с возможностью добиться более высоких результатов, так и с обозначением новых эталонов для роста, с обладанием чего-то заветного или со способами преодоления жестоких стрессовых обстоятельств. Так или иначе подобная перспектива сообщает человеку новую энергию, воодушевляет его, побуждая мобилизовать все ресурсы, чтобы добиться желаемой поставленной цели. В трудных жизненных ситуациях иллюзия помогает переносить тягчайшие испытания судьбы. Именно она делает жизнь сносной в трудных жизненных обстоятельствах. Именно упование на

позитивные перспективы зачастую оказывается единственным утешением в экстремальные моменты жизни.

Иллюзия влияет на восприятие человеком критических ситуаций как вызова, а не как угрозы. Благодаря такому восприятию трудностей начинается креативный процесс. Ведь смысл иллюзии и заключается в преодолении существующего положения как в индивидуальном, так и в социальном плане. Иллюзии в таких ситуациях расширяют границы возможного. Рациональный расчет может показать тщетность усилий, а неприятие капитуляции и вера в существование выхода из затруднительного положения вселяют в человека уверенность, помогают ему переориентировать и мобилизовать свои ресурсы.

Позитивная роль иллюзий и их ценность в жизни человека и общества, как мы полагаем, ясна. Следует, однако, отметить ее возможные дисфункции. Предостережения по поводу ущербности иллюзий не беспочвенны. Так, нереализованные иллюзии приносят как отдельному индивиду, так и целым сообществам огромные бедствия и разрушения. Причины могут быть самыми разными: это и неадекватность восприятия реальной ситуации, и ошибочность ориентации на деструктивные силы, неадекватность средств для решения существующих проблем.

Мы считаем, что иллюзия представляет собой феномен, связанный со способностью личности контролировать и управлять обстоятельствами собственной жизни. И эта способность в первую очередь зависит от располагаемых ею ресурсов: личностных, межличностных и социальных. Ресурсы эти действуют в сочетании, то усиливая потенциал друг друга, то ослабляя. Способность человека преодолевать трудности не является врожденным качеством, а приобретается в процессе становления личности. Уровень иллюзии во многом зависит от прежних успехов, поло-возрастных характеристик, социального и материального статуса личности, так как возможности личности - это то, что она успела накопить в процессе развития, и то, чем располагает ее социальная среда и общество.

Итак, на сегодняшний день нет единой разработанной концепции, объясняющей феномен социальных иллюзий. Это связано с тем, что большинство ученых вкладывают в его понимание такие составляющие, как миф, заблуждение, утопию, что закономерно порождает появление новых научных категорий и определений. Не претендуя на законченность, под иллюзорным мировосприятием мы понимаем социально-психологический феномен, в основе которого лежит «ложное» сознание индивида на те или иные социальные или психические процессы и явления. Это особый вид общественного сознания индивида, который активно воздействует и преобразует социум и реальность в целом. Социальные иллюзии вырастают из действительности и воздействуют на нее.

Социальная иллюзия - это одна из составляющих «множественности миров», посредством которой человек может познать окружающий мир, действительность и самого себя. Существующая реальность не может быть понята однозначно. Без плюрализма подобной «множественности» -иллюзий личности и социума - не может быть подлинной «встречи» с окружающим миром, социумом, познать который только рациональными способами невозможно. Феномен социальных иллюзий включает в себя

следующие основные компоненты: когнитивный эмоциональный и волевой, терапевтический, которые, выступая в единстве, дополняют и обогащают друг друга. Удельный вес каждого компонента определяет особенности проявления иллюзий у различных субъектов и их личностные особенности. Выявление сущности социальных иллюзий и их структурных компонентов позволяет сделать следующие выводы:

• развитие социальных иллюзий осуществляется в контексте общего развития индивида в социуме, человек сам является предметом иллюзий, создает и разрушает их;

• движущими силами развития иллюзий выступают несоответствие между реальным и идеальным, между возможностями, желаниями и потребностями индивида;

• возникновение социальных иллюзий, их разновидностей во многом зависит от того, что вкладывает человек в понятие «смысл жизни». Поиск «смыслов» происходит в диалектике наделения смыслом социума, окружающего мира и поиски собственного смысла. При этом в разных сферах общественной жизни человек осмысливает бытие разными средствами: в искусстве через образы, нравственные понятия, в науке через систему понятий и приемы мышления.

Список литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986.

2. Советский энциклопедический словарь / пред. А.М. Прохоров. - М., 1981.

3. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. - М.,

1 983.

4. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.

Рубинштейн С.Л. Избр. филос.-психолог. тр. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.