Таким образом, подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего иностранным языком и умеющего грамотно его использовать в своей профессиональной деятельности, требует особого подхода к выбору методов обучения. Предметом преподавания является иностранный язык, формирующий профессиональные знания, умения, навыки, поскольку для современного инженера иностранный язык - это не только средство международного общения и экономической деятельности, но и действующий фактор профессионально-личностного развития, саморазвития, профессионально творческой реализации.
Система подготовки инженеров по английскому языку с использованием ролевых игр носит коммуникативный, профессионально-ориентированный характер и ставит целью развитие у студентов способности обмена информацией в сфере бытовой и профессиональной деятельности. В техническом вузе ролевые игры являются наиболее эффективным способом имитации ситуаций общения и направлены на развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, а также на формирование психологической готовности к реальному иноязычному общению. Чтобы игра оказалась более эффективной в аудитории технического вуза, где иностранный язык не является основным предметом, целесообразно создавать дополнительную мотивацию путем введения в игру ролей, связанных с профессиональной деятельностью студентов.
Использование ролевой игры позволяет формировать и развивать не только языковую коммуника-
тивную компетенцию, но и общенаучные и профессиональные компетенции студентов, что создает условия для подготовки конкурентоспособного инженера и таким образом обеспечить широкую профессиональную мобильность выпускника, его открытость профессиональному росту.
Библиографический список
1. Барышникова Н.Г. Психологическая характеристика эффективности игровых форм и методов при обучении взрослых иностранному языку // Проблемы обучения иностранным языкам дипломированных специалистов. - М., 2000. - Вып. 368. - С. 106110.
2. КузнецоваМ.Н. Лингвометодические основы использования ролевой игры как средства формирования навыков межкультурного общения на иностранном языке (на материале преподавания английского языка в неязыковом вузе): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 28 с.
3. Нуриев Н.К. Оценка уровня конкурентоспособности специалиста // Высшее образование в России. - 2005. - №° 12. - С. 109-113.
4. Федорова Л.И. Игра в обучении: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. - С. 94-138.
5. Халтагарова О.Д Формирование у студента интереса к учебе посредством игровых технологий // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: Материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. - С. 314-319.
УДК 378
Шибалов Евгений Юрьевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
evgenshib@rambler.ru
СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье изложены особенности социальных игр, дается краткая история изучения данного вида игр, освещены воспитательные потенциалы. На основании всего изложенного автор доказывает целесообразность использования социальных игр в качестве средства социального воспитания учащихся.
Ключевые слова: игра, социальная игра, воспитательная работа.
Социальные игры используются преимущественно в социальном воспитании подростков и старшеклассников. Об этом свидетельствует анализ диссертационных исследований последних лет. К основным направлениям использования социальных игр можно отнести следующие: наиболее общие задачи воспитания (формирование социально ценного опыта, адаптации к социальной среде; развитие самосознания (формирование самопознания, развитие социальной активности); развитие коммуникативной сферы (воспитание эмпатической культуры, регулирования соци-
альных ожиданий, формирования толерантности); ценностная ориентация (военно-патриотическое, гражданское и экологическое воспитание).
Обратимся к анализу ряда теоретических походов к изучению социальных игр. Впервые, такая категория игр как социальные была выделена С.А. Шмаковым. К ним автор относит сюжетно-ролевые и деловые игры. Сюжетно-ролевая игра - это форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Под деловыми же играми С.А. Шмаков предлагает по-
© Шибалов Е.Ю., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
177
нимать форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека. В системе деловых игр различаются организационно-деятельностные игры, организационно-коммуникативные игры, организационно-мыслительные игры, ролевые игры, имитационные игры.
В работах Н.П. Аникеевой мы находим утверждение, что среди игр, которые влияют на духовное, нравственное развитие личности, следует выделить ролевые игры. Наличие роли, двух планов самочувствия (игрового и реального), сюжета обеспечивает этой игре многообразные воспитательные возможности. Говоря о функциях ролевой игры, автор уделяет большое внимание психотерапевтической функции (изменение отношения человека к самому себе и другим; изменение психического самочувствия, социального статуса, способов общения в коллективе). В классификацию ролевых игр Н.П. Аникеевой вошли следующие игры: игры-драматизации, игры «на преодоление этапов», игровой тренинг (обучение общению).
В середине семидесятых годов Н.Н. Богомоловой введен в научный оборот термин «ситуационно-ролевая игра». Начиная с этого времени по сегодняшний день данная разновидность игр изучалась в новосибирской, казанской, костромской педагогических школах (Л.А. Аухадеева, Н.Н. Богомолова, Б.В. Куприянов, З.И. Лаврентьева).
Как отмечает З.И. Лаврентьева, суть метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ее участниками заданной проблемной ситуации, в ходе которой они исполняют роли персонажей ситуации. Игра, как пишет исследователь, увеличивает представление о социальных ролях в обществе и создает условия для познания социально-психологических закономерностей взаимодействия между людьми.
Описание методики ситуационно-ролевой игры, представленное Н.Н. Богомоловой и З.И. Лаврентьевой, характеризует данный вид игр следующим образом: игровая ситуация состоит из одного эпизода (отдельного происшествия, события); разыгрывание ситуации производят несколько человек, остальные являются зрителями игры.
В костромской педагогической школе под ситуационно-ролевой игрой (Б.В. Куприянов, О.В. Ми-новская) понимают специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации и регламентированное правилами игры. Вышеуказанными авторами разработана идея анализа педагогических потенциалов игры в развитии личности играющего, которая раскрывается в ряде положений:
- педагогические потенциалы игры - результаты педагогической деятельности;
- игра имеет основные возможности - развитие качеств и сфер личности - и дополнительные, облегчающие процесс личностного развития, обеспечивая мотивацию участия в игровом взаимодействии;
- игра имеет потенциалы двух уровней: первый -достижение состояния включенности в деятельность, а второй - развития (саморазвития) в данном виде деятельности.
Представители новосибирской научно-педагогической школы исследования игры (Н.П. Аникеева,
Н.Ю. Гаврилова, Е.В. Киселева, З.И. Лаврентьева, И.В. Хромова, Т.Е. Орлова, В.П. Пивченко) рассматривали другой вид социальных игр - социально-ори-ентирующие игры в контексте развития коммуникативной сферы: средство разрешения конфликтов, реализация терапевтической и ориентационной функции игры применительно к формированию социально-психологических механизмов регуляции поведения.
В исследовании В.М. Бейлина под определение социально-ориентирующей игры попадают практически все типы игр, имеющие в своей структуре некую модель социальных отношений (ролевые, сюжетно-ролевые, ситуационно-ролевые, деловые). На основе анализа традиционно сложившихся подходов автор определяет, что в социально-ориенти-рующей игре моделируются социальные институты, оформляющие отношения в различных сферах жизни общества (экономической, общественно-политической, правовой и культурной). К воспитательным функциям социально-ориентирующих игр автор относит: ценностно-ориентационную, индивидуально-ориентационную, инструментально-ориентационную, функцию самореализации, стимулирующая, конструирующая.
Основываясь на анализе теоретических подходов к пониманию места социальных игр в практике воспитательной работы, на разработках костромской научной группы (В.М. Бейлин, Б.В. Куприянов,
О.В. Миновская, А.Е. Подобин, О.Б. Скрябина), мы выделяем такую категорию игр как социально-мо-делирующие игры. На наш взгляд, при соблюдении ряда педагогических условий социально-моделиру-ющие игры могут стать эффективным средством социального воспитания не только подростков и старшеклассников, но и студентов вуза. Под соци-ально-моделирующими играми мы понимаем игры, в которых воспроизводится (моделируется) поли-субъектное социальное взаимодействие в пространстве экономических, общественно-политических, правовых, моральных отношений. Существенное отличие СМИ от других видов игр заключается в масштабном комплексном моделировании (создание модели) социальных институтов и имитации ее участниками всевозможных вариантов социальных
178
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
отношений между субъектами и их предметно-практических действий.
СМИ как средство социального воспитания не только обеспечивает приобретение участником опыта социального взаимодействия на разных социальных уровнях, но и актуализирует наиболее существенные проблемы бытия (экзистенциального характера) и позволяет стимулировать процессы самопознания, самоопределение, социальной идентификации и индивидуализации.
Анализ вышеописанных подходов к пониманию сущности социальных игр позволяет сделать вывод о том, что данный тип игры является эффективным средством социального воспитания молодежи. К наиболее важным педагогическим потенциалам социальных игр можно отнести следующие:
- диагностика участниками своих возможностей в использовании различных социальных ролей, в том числе профессиональных;
- овладение участниками различными способами взаимодействия;
- развитие качеств и сфер личности, формирование морально-нравственных ценностей.
В методическом плане необходимо выделить ряд основных признаков социальных игр: моделирование исторической, фантастической, реальной ситуации; моделирование социальных отношений в раз-
личных сферах жизни общества; наличие ролей, для которых определены их игровой статус, игровые цели, набор игровых средств; предполагают практическую реализацию модели взаимодействия в конкретных заданных условиях.
Библиографический список
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
2. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростка субъектности во взаимодействии. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.
3. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационноролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. - Кострома: КГПУ, 1998.
4. Куприянов Б.В., РожковМ.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. - М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Лаврентьева З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников // Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 1985.
6. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях. - Ярославль: Издательский дом «Медиум-Пресс», 2000.
7. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
179