Научная статья на тему 'Социальные игры в практике воспитательной работы'

Социальные игры в практике воспитательной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2602
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИГРА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / GAME / SOCIAL GAME / UPBRINGING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибалов Евгений Юрьевич

В статье изложены особенности социальных игр, дается краткая история изучения данного вида игр, освещены воспитательные потенциалы. На основании всего изложенного автор доказывает целесообразность использования социальных игр в качестве средства социального воспитания учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social games in upbringing work practice

Social games peculiarities are stated in the article, brief history of this game type research is given, upbringing potentials are enlightened. On the basis of all the aforesaid, the author proves efficiency of social games' usage as students' social upbringing means

Текст научной работы на тему «Социальные игры в практике воспитательной работы»

Таким образом, подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего иностранным языком и умеющего грамотно его использовать в своей профессиональной деятельности, требует особого подхода к выбору методов обучения. Предметом преподавания является иностранный язык, формирующий профессиональные знания, умения, навыки, поскольку для современного инженера иностранный язык - это не только средство международного общения и экономической деятельности, но и действующий фактор профессионально-личностного развития, саморазвития, профессионально творческой реализации.

Система подготовки инженеров по английскому языку с использованием ролевых игр носит коммуникативный, профессионально-ориентированный характер и ставит целью развитие у студентов способности обмена информацией в сфере бытовой и профессиональной деятельности. В техническом вузе ролевые игры являются наиболее эффективным способом имитации ситуаций общения и направлены на развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, а также на формирование психологической готовности к реальному иноязычному общению. Чтобы игра оказалась более эффективной в аудитории технического вуза, где иностранный язык не является основным предметом, целесообразно создавать дополнительную мотивацию путем введения в игру ролей, связанных с профессиональной деятельностью студентов.

Использование ролевой игры позволяет формировать и развивать не только языковую коммуника-

тивную компетенцию, но и общенаучные и профессиональные компетенции студентов, что создает условия для подготовки конкурентоспособного инженера и таким образом обеспечить широкую профессиональную мобильность выпускника, его открытость профессиональному росту.

Библиографический список

1. Барышникова Н.Г. Психологическая характеристика эффективности игровых форм и методов при обучении взрослых иностранному языку // Проблемы обучения иностранным языкам дипломированных специалистов. - М., 2000. - Вып. 368. - С. 106110.

2. КузнецоваМ.Н. Лингвометодические основы использования ролевой игры как средства формирования навыков межкультурного общения на иностранном языке (на материале преподавания английского языка в неязыковом вузе): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 28 с.

3. Нуриев Н.К. Оценка уровня конкурентоспособности специалиста // Высшее образование в России. - 2005. - №° 12. - С. 109-113.

4. Федорова Л.И. Игра в обучении: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. - С. 94-138.

5. Халтагарова О.Д Формирование у студента интереса к учебе посредством игровых технологий // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: Материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. - С. 314-319.

УДК 378

Шибалов Евгений Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

evgenshib@rambler.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В статье изложены особенности социальных игр, дается краткая история изучения данного вида игр, освещены воспитательные потенциалы. На основании всего изложенного автор доказывает целесообразность использования социальных игр в качестве средства социального воспитания учащихся.

Ключевые слова: игра, социальная игра, воспитательная работа.

Социальные игры используются преимущественно в социальном воспитании подростков и старшеклассников. Об этом свидетельствует анализ диссертационных исследований последних лет. К основным направлениям использования социальных игр можно отнести следующие: наиболее общие задачи воспитания (формирование социально ценного опыта, адаптации к социальной среде; развитие самосознания (формирование самопознания, развитие социальной активности); развитие коммуникативной сферы (воспитание эмпатической культуры, регулирования соци-

альных ожиданий, формирования толерантности); ценностная ориентация (военно-патриотическое, гражданское и экологическое воспитание).

Обратимся к анализу ряда теоретических походов к изучению социальных игр. Впервые, такая категория игр как социальные была выделена С.А. Шмаковым. К ним автор относит сюжетно-ролевые и деловые игры. Сюжетно-ролевая игра - это форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Под деловыми же играми С.А. Шмаков предлагает по-

© Шибалов Е.Ю., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

177

нимать форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека. В системе деловых игр различаются организационно-деятельностные игры, организационно-коммуникативные игры, организационно-мыслительные игры, ролевые игры, имитационные игры.

В работах Н.П. Аникеевой мы находим утверждение, что среди игр, которые влияют на духовное, нравственное развитие личности, следует выделить ролевые игры. Наличие роли, двух планов самочувствия (игрового и реального), сюжета обеспечивает этой игре многообразные воспитательные возможности. Говоря о функциях ролевой игры, автор уделяет большое внимание психотерапевтической функции (изменение отношения человека к самому себе и другим; изменение психического самочувствия, социального статуса, способов общения в коллективе). В классификацию ролевых игр Н.П. Аникеевой вошли следующие игры: игры-драматизации, игры «на преодоление этапов», игровой тренинг (обучение общению).

В середине семидесятых годов Н.Н. Богомоловой введен в научный оборот термин «ситуационно-ролевая игра». Начиная с этого времени по сегодняшний день данная разновидность игр изучалась в новосибирской, казанской, костромской педагогических школах (Л.А. Аухадеева, Н.Н. Богомолова, Б.В. Куприянов, З.И. Лаврентьева).

Как отмечает З.И. Лаврентьева, суть метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ее участниками заданной проблемной ситуации, в ходе которой они исполняют роли персонажей ситуации. Игра, как пишет исследователь, увеличивает представление о социальных ролях в обществе и создает условия для познания социально-психологических закономерностей взаимодействия между людьми.

Описание методики ситуационно-ролевой игры, представленное Н.Н. Богомоловой и З.И. Лаврентьевой, характеризует данный вид игр следующим образом: игровая ситуация состоит из одного эпизода (отдельного происшествия, события); разыгрывание ситуации производят несколько человек, остальные являются зрителями игры.

В костромской педагогической школе под ситуационно-ролевой игрой (Б.В. Куприянов, О.В. Ми-новская) понимают специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации и регламентированное правилами игры. Вышеуказанными авторами разработана идея анализа педагогических потенциалов игры в развитии личности играющего, которая раскрывается в ряде положений:

- педагогические потенциалы игры - результаты педагогической деятельности;

- игра имеет основные возможности - развитие качеств и сфер личности - и дополнительные, облегчающие процесс личностного развития, обеспечивая мотивацию участия в игровом взаимодействии;

- игра имеет потенциалы двух уровней: первый -достижение состояния включенности в деятельность, а второй - развития (саморазвития) в данном виде деятельности.

Представители новосибирской научно-педагогической школы исследования игры (Н.П. Аникеева,

Н.Ю. Гаврилова, Е.В. Киселева, З.И. Лаврентьева, И.В. Хромова, Т.Е. Орлова, В.П. Пивченко) рассматривали другой вид социальных игр - социально-ори-ентирующие игры в контексте развития коммуникативной сферы: средство разрешения конфликтов, реализация терапевтической и ориентационной функции игры применительно к формированию социально-психологических механизмов регуляции поведения.

В исследовании В.М. Бейлина под определение социально-ориентирующей игры попадают практически все типы игр, имеющие в своей структуре некую модель социальных отношений (ролевые, сюжетно-ролевые, ситуационно-ролевые, деловые). На основе анализа традиционно сложившихся подходов автор определяет, что в социально-ориенти-рующей игре моделируются социальные институты, оформляющие отношения в различных сферах жизни общества (экономической, общественно-политической, правовой и культурной). К воспитательным функциям социально-ориентирующих игр автор относит: ценностно-ориентационную, индивидуально-ориентационную, инструментально-ориентационную, функцию самореализации, стимулирующая, конструирующая.

Основываясь на анализе теоретических подходов к пониманию места социальных игр в практике воспитательной работы, на разработках костромской научной группы (В.М. Бейлин, Б.В. Куприянов,

О.В. Миновская, А.Е. Подобин, О.Б. Скрябина), мы выделяем такую категорию игр как социально-мо-делирующие игры. На наш взгляд, при соблюдении ряда педагогических условий социально-моделиру-ющие игры могут стать эффективным средством социального воспитания не только подростков и старшеклассников, но и студентов вуза. Под соци-ально-моделирующими играми мы понимаем игры, в которых воспроизводится (моделируется) поли-субъектное социальное взаимодействие в пространстве экономических, общественно-политических, правовых, моральных отношений. Существенное отличие СМИ от других видов игр заключается в масштабном комплексном моделировании (создание модели) социальных институтов и имитации ее участниками всевозможных вариантов социальных

178

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

отношений между субъектами и их предметно-практических действий.

СМИ как средство социального воспитания не только обеспечивает приобретение участником опыта социального взаимодействия на разных социальных уровнях, но и актуализирует наиболее существенные проблемы бытия (экзистенциального характера) и позволяет стимулировать процессы самопознания, самоопределение, социальной идентификации и индивидуализации.

Анализ вышеописанных подходов к пониманию сущности социальных игр позволяет сделать вывод о том, что данный тип игры является эффективным средством социального воспитания молодежи. К наиболее важным педагогическим потенциалам социальных игр можно отнести следующие:

- диагностика участниками своих возможностей в использовании различных социальных ролей, в том числе профессиональных;

- овладение участниками различными способами взаимодействия;

- развитие качеств и сфер личности, формирование морально-нравственных ценностей.

В методическом плане необходимо выделить ряд основных признаков социальных игр: моделирование исторической, фантастической, реальной ситуации; моделирование социальных отношений в раз-

личных сферах жизни общества; наличие ролей, для которых определены их игровой статус, игровые цели, набор игровых средств; предполагают практическую реализацию модели взаимодействия в конкретных заданных условиях.

Библиографический список

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

2. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростка субъектности во взаимодействии. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.

3. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационноролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. - Кострома: КГПУ, 1998.

4. Куприянов Б.В., РожковМ.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Лаврентьева З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников // Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 1985.

6. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях. - Ярославль: Издательский дом «Медиум-Пресс», 2000.

7. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.