Научная статья на тему 'Социальные и философские аспекты интеллектуальных робототехнических систем'

Социальные и философские аспекты интеллектуальных робототехнических систем Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

CC BY
820
137
Поделиться

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук , автор научной работы — Клепко Ю.А.,

Текст научной работы на тему «Социальные и философские аспекты интеллектуальных робототехнических систем»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 141.201

Ю.А.Клепко

студентка СФУ ИУБПиЭ г. Красноярск, РФ E-mail: jklepko@yandex.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В общественной культуре с древних времен развивается и эволюционирует идея искусственного слуги, восстающего против своего создателя. Представления об искусственных существах меняются вместе с мировоззрением исторических эпох и содержатся в древних мифологиях: древнегреческой, иудаистской и скандинавской. Так, например, в легендах иудаизма содержатся упоминания о существе, которое можно назвать роботом - о Големе. Позднее уже неоднократно предпринимались попытки создания механических людей с автоматическим управлением.

В современной же культуре слово «робот» возникло и получило распространение благодаря чешскому писателю К. Чапеку, который в своей научно-фантастической пьесе в 1920 г. написал об искусственных людях, служащих обществу и похожих на современных андроидов. Вполне очевидно, что роль интеллектуальных робототехнических систем в настоящее время с каждым годом возрастает. Они нашли свое применение в ряде сфер хозяйственной деятельности человека, автоматизируя выполнение тяжелой или опасной для людей работы. Робототехнические системы применяются и в таких областях, как освоение планет Солнечной системы, индустрия развлечений, медицина, промышленное производство и др.

Так, совсем недавно, подобные системы получили применение в автотранспортной сфере, а точнее в сфере пассажирских перевозок, напрямую связанной с миллиардами людей. Интеллектуальные системы транспортных средств позволяют адекватно оценить дорожную ситуацию и передвигаться в автоматическом режиме на сотни километров.

Довольно долгое время ведутся исследования в области антропоморфных (человекоподобных) роботов. Они отличаются своей возможностью выполнять широкий спектр задач в повседневной жизни человека. Например, роботы-андроиды используются для обучения детей, присмотра за престарелыми и проведения экскурсий. Однако, их стоимость слишком велика, а уровень интеллекта по сравнению с человеческим все еще низок, поэтому массового распространения этот вид роботов не получил.

Существенное влияние интеллектуальные системы оказывают в сфере здравоохранения. Большие успехи достигнуты в хирургии. За последние десять лет уже стали реальностью бионические протезы и системы искусственного зрения [1].

Но все же интеллект современных робототехнических систем, который построен на основе классических методов, по своим возможностям существенно отличается от интеллекта человеческого [2; с. 25]. Вопросы творчества, обобщения знаний, выявления закономерностей, планирования действий решены лишь для узкого круга задач. Однако ученые уже находят пути решения этих проблем с помощью применения нейросетевого подхода. В работах Джеффа Хокинса рассматривается многоуровневая нейросетевая структура, способная моделировать процессы восприятия, генерации образов и прогнозирование [3]. Это позволит без труда обрабатывать данные различной природы, например звук или тактильную информацию.

Очевидно, что интеллектуальные системы открывают человечеству множество перспектив, но, в то же

время, заключают в себе ряд потенциальных опасностей. Возьмем, например, политическую сторону нашей

жизни. Говоря о позитивных последствиях, можно представить автоматизированное управление государством,

устранение политических конфликтов, устранение коррупции, установление баланса сил на мировой арене. С

другой стороны, рано или поздно технические системы сами станут субъектами политических отношений,

128

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

которые смогут влиять на жизнь общества, а возможно даже заменить собой существующие структуры власти. И тогда человечество как более слабый вид будет близко к вымиранию.

Что касается духовной и социальной сфер, тут можно говорить о многократном усилении созидательных способностей людей на базе разнообразных технических устройств, интегрированных в мозг человека. Переложив работу на плечи техники, человек сможет больше времени уделять творческим занятиям и духовному росту. Также произойдет устранение социального расслоения за счет повышения общего благосостояния. Но, возможен и альтернативный вариант. Неправильное использование возможностей робототехнических систем, может привести к обострению социальных, политических и экономических проблем на земле. Это вызовет безработицу, социальное расслоение, отстраненность людей друг от друга. Роботы будут использованы в качестве нового вида оружия и нанесут непоправимый вред окружающей среде.

Но все же, по мере развития роботов, обладающих интеллектом, стала актуальной задача ограничения их деятельности законами. Айзек Азимов в 1942 г. сформулировал свои известные «Три закона робототехники»[4].

- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

- Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

По его мнению, эти законы должны стать неотъемлемой частью математической основы позитронного мозга [5]. Однако специалисты напротив считают, что законы хороши в его рассказах, но бесполезны на практике, так как развитие искусственного интеллекта - это бизнес, а бизнес не заинтересован в развитии коренных мер безопасности.

Вместе с тем, даже рамки, установленные для искусственного разума законами, наподобие Азимова, не снимают у людей страх перед роботами, ведь их, как известно, всегда можно обойти. Человек более склонен бояться эффектных и масштабных образов. Это заложено в его природе. Страх зачастую снижает продуктивность человека и это вынуждает его выбирать для себя менее выгодный путь.

Анализ социально-философского значения процессов информатизации предполагает обращение не только к философской традиции осмысления технической сферы, но и анализ ее представленности в современном мире. История человеческого общества — это одновременно и история техники, орудий и машин, то есть системы искусственно созданных средств человеческой деятельности. До появления человека организмы приспосабливались к окружающей среде в результате своего собственного изменения, превращения отдельных органов в специализированные «рабочие орудия». У человека принципиально иной путь развития. Человек дополняет свои биологические несовершенные органы внешними приспособлениями. [7, с. 36]

В настоящее время проблема взаимоотношений человека и интеллектуальных систем активно обсуждается на научных конференциях. Так, на международной конференции «Skolkovo Robotics 2014», которая проходила 1-2 марта 2014 г. в инновационном центре Сколково, состоялся круглый стол на тему «Великие нерешенные проблемы взаимодействия людей и роботов», где отмечалось, что во многих сферах деятельности роботы начинают заменять человека. Там же, К. Дарлинг, исследователь из Массачусетского технологического института, отметила необходимость правового и этического регулирования взаимодействия человека и антропоморфных роботов в быту, минимизации вреда, который может наноситься социально-бытовыми роботами и увеличения пользы, приносимой ими. [6]. Соответственно, сейчас философское переосмысление развития интеллектуальных робототехнических систем касательно проблем сосуществования людей и роботов приобретает особую актуальность.

В заключение, хотелось бы отметить, что не следует только лишь негативно воспринимать ненадежность

законов искусственного разума, ограничивающих деятельность робототехники в обществе. Законы не должны

создавать препятствия оптимальности действий искусственного интеллекта: они должны ее определять. Может

быть, стоит попытаться сформировать в нем такое же представление о законах, какое есть у человека. Суть

закона невыразима формулой, но интуитивно понятна разумному человеку, а значит и доступна разумной

129

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

машине. Необходимо развивать концепцию сильной, свободной, разумной и дружественной искусственной сущности, которая содержит в себе немало конструктивных и позитивных идей. Список использованной литературы:

1. Макаров И.М. Мультиагентные робототехнические системы: примеры и перспективы применения //Мехатроника, автоматизация, управление. — М.: Новые технологии. — 2012. — № 2.

2. Михайлов Д.В. Искусственный интеллект: два взгляда на проблему // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации Материалы III Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под ред. ДИ.Дубровского и Е.А.Никитиной. Москва, МИРЭА, 1-13 ноября 2009.. — М.: Связь;Принт, 2009 — с. 25

3. Искусственный интеллект от Джеффа Хоукинса/ электронный ресурс [http://myrobot.ru/articles/ai_hawkins.php]

4. Азимов А. Три закона робототехники. — М.: Мир, 1979. — 400 с

5. Азимов А. Хоровод [Электронный ресурс] // Лаборатория Фантастики. - URL: http://fantlab.ru/work893.

6. Skolkovo Robotics 2014 // Научное обозрение [электронный ресурс] Режим доступа: http://scientific.ics.org.ru/nashanauka/skolkovo robotics2014 свободный.

7. Рахинский Д.В. Информатизация системы народного образования (социально-философский анализ) // диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Красноярск, 2003 - 126 с.

© Ю.А. Клепко, 2015

УДК 101.1: 316 : 13 : 1: 001

Е.Н. Песоцкая

К.ф.н., доцент кафедры философии Историко-социологический институт ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва» г. Саранск, Республика Мордовия, Российская Федерация;

Е.Н. Ивлиева

К.м.н., доцент кафедры поликлинической терапии и функциональной диагностики Медицинский институт ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва» г. Саранск, Республика Мордовия, Российская Федерация.

АНТРОПОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ В НАСЛЕДИИ ЛУКИ ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО (СОЦИАЛЬНО-

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация

Основное внимание в статье сосредоточено на философской рефлексии наследия христианского антропологического знания в решении проблемы взаимоотношения души и тела - психофизической проблемы в современном человекознании через феномен духовности. Постижение человека и его духовной природы в истории философии опирается на традиции и открытия конкретного знания, что формирует собственные способы осмысления проблемы духовности.

Ключевые слова

Религиозное мировоззрение, традиция, духовные ценности, познание, вера, философская антропология. Процесс познания человека, его свойств и субстрата представляется интегративно, как еще один метод познания духовного плана, необходимый для полноты решения проблемы человека. В религиозной доктрине на

основе божественной модели выстраивается телеологичность естества человеческого организма. Религиозное

130