СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.454.2
Е.Г. Ефимов
канд. ист. наук, доцент, кафедра «История, культура
и социология»,
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический
университет»
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ FACEBOOK)
Аннотация. В статье рассматривается процесс образования социальной группы на основе соци-
альной интернет-сети. Анализируются базовые характеристики социальной группы на примере действий пользователей Facebook.
Ключевые слова: Facebook, аудитория, социальная сеть, ВКонтакте.
E.G. Efimov, Volgograd State Technical University
SOCIAL GROUPS IN STRUCTURE OF SOCIAL NETWORKS (ON THE EXAMPLE OF FACEBOOK)
Abstract. In article process formation of social group on the basis of a social Internet network is considered. Base characteristics of social group on an example of actions of users Facebook are analyzed.
Keywords: Facebook, audience, social network site, VKontakte.
Интернет и социальные сети играют колоссальную роль в современной американской культуре. В конце 2012 года по результатам исследований статистического агентства Pew Internet в сети находился 81% американцев от 18 лет и старше (N=2261). Среди всех интернет-пользователей 71% их имеют аккаунты в Facebook.
И не только в США, но и во всём мире среди социальных сетей сейчас лидирует Facebook - ресурс, преодолевший в октябре 2012 г. отметку в миллиард зарегистрированных пользователей, о чем 4 октября на своей странице в этой сети написал ее основатель М. Цу-керберг. Эта сеть вполне закономерно приковывает к себе интересы и научного сообщества во многих странах, среди которых лидируют США.
Наряду с техническими достижениями, одной из причин успеха Facebook стало создание особой социальной среды и социальной составляющей, позволяющей пользователям чувствовать свою причастность к чему-то большему, нежели простое объединение на базе использования очередного интернет-ресурса. Как мы полагаем, виртуальные сообщества, сложившиеся на базе социальных сетей, обладают всеми признаками социальной группы, выражая ее основные характеристики: границы, взаимодействие и социокультурная среда [2]. Далее мы приведем примеры воплощения этих характеристик на примере Facebook.
Говоря о границах социальной группы, мы опираемся на тезис, что формирование групп на какой-либо основе приводило их, как правило, к обособлению друг от друга. В качестве примера социологами указывалось на появление семей (О. Конт [9, p. 281-284], Б.Н. Чичерин [7, с. 76-87]), создание которых вело их к необходимости сохранения нравственных норм, иерархии, экономического неравенства и права. Также можно указать на теорию Л. Гумпловича [1, c. 129-36], согласно которой биологические различия приводят к борьбе между группами, которые, даже будучи вписанными в состав более крупных образований, пытаются обособится друг от друга на основе кровно-родственных связей.
В случае Facebook установление границ подтверждается следующими аргументами:
1. Эмпирическим. Как показали результаты исследования в Волгоградской области с 6 по 13 июля 2012 г., если пользователи российских сетей часто находятся одновременно в нескольких
сетях, то использование западных сетей слабо связано с использованием других сетей.
2. Статистическим. Несмотря на рекордное количество пользователей, Facebook, как и любая сеть, имеет свои пределы роста. Во многих странах, в том числе и в России, продолжают доминировать национальные проекты.
Под характеристикой «взаимодействие» мы понимаем, что социальная группа существует на основе контактов индивидов между собой, которые могут носить как личный, так и опосредованный характер (Э. Росс [8, р. 120-139]). Примером того, что пользователи Facebook имеют определенные социальные практики, являются так называемые Facebook-вечеринки (<^асеЬоок-раг1у»). Это - встречи молодежи, которые организовывались через социальную сеть для обеспечения конфиденциальности и возможности максимально избежать родительского контроля. Первые случаи организации подобных мероприятий совпадают с началом развития этой сети в американских колледжах, которые в последующем приобретают широкий размах. Несанкционированные мероприятия подобного рода вызывают большой общественный резонанс, сопровождающийся штрафами в отношении организаторов за нарушение общественного порядка, однако это совсем не сказывается на их популярности.
Социокультурная среда - это объединяющая членов группы система правил на основе общих ценностей. Под объединяющим началом могли пониматься различные вещи, например такие, как психологические характеристики индивидов, отражающиеся на их мотивации (П. Лавров [6, с. 50-51]), понятие «коллективного духа» (В. Зомбарт [4, с. 447-450]) и т.д.
Как показали результаты того же исследования в Волгоградской области, пользователи Facebook отличаются мотивами использования своей сети. Они чаще всего заходят в сеть несколько раз в неделю (43,5%) и используют их как аналог СМИ (51,4%) или для профессионального общения с коллегами (49,2%). Полученные в ходе исследования данные позволяют нам предположить, что востребованность в западных сетях связана с наличием у пользователей потребности в поддержании контактов с людьми, для которых эта сеть является базовой (т.е. преимущественно для иностранцев), а количество таких связей незначительно. Кроме того, следует учитывать, что для профессиональных связей сейчас функционирует целый ряд специализированных сетей, среди которых можно выделить LinkedIN.
Различным является и образ социальных сетей в освещении государственного телеканала «Вести» [3]. Негативный образ Facebook в российских СМИ связан с акциями политического протеста. Сеть, размещенная на американских серверах, оказалась очень удобной для организации волнений на Ближнем Востоке, продолжая работать в условиях постоянных попыток блокирования и контроля традиционных СМИ и «местного» интернета. При этом сеть М. Цукерберга ни разу не упоминалась в связи с проблемами безопасности детей, что можно считать следствием адаптации к требованиям американской культуры.
Когда Facebook пришел в Россию в июне 2008 г. (открылась русскоязычная версия сайта), это была сеть, имеющая более 40 уровней безопасности для несовершеннолетних пользователей, модернизированную систему защиты частных данных и контента. Однако все эти опции, усложнив технические данные сети, включая интерфейс, в итоге оказались в России совершенно невостребованными, и вряд ли американский сервис в ближайшем будущем сможет составить серьезную конкуренцию доминирующим сетям России. В отличие от сети «В Контакте», Facebook не упоминался в связи с нарушением авторских прав. Как заметил М. Цукерберг на встрече с премьер-министром Д. Медведевым в октябре 2012 года, компания Facebook серьезно подходят к вопросу защиты прав, инвестируя в это направление большие средства [3].
Таким образом, исследование характеристик социальной группы, применительно к аудитории сети Facebook, позволяет нам считать обоснованным использование данной социологической категории для анализа процессов и структуры социальных сетей.
Список литературы:
1. Гумплович, Л. Основы социологии / Л. Гумплович. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 368 с.
2. Ефимов, Е.Г. Социальные группы как объект исследования социальных Интернет-сетей / Е.Г. Ефимов // Изв. ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 11: межвуз. сб. науч. ст. - Волгоград, 2012. - № 8 (95). - C. 63-66.
3. Ефимов, Е.Г. Культура как фактор конструирования образа социальных сетей в общественном мнении (опыт контент-анализа российских телеканалов 2011-2012 гг.) / Е.Г. Ефимов // Известия ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 13: межвуз. сб. науч. ст. - Волгоград, 2013. - № 9 (112). - C. 69-74.
4. Зомбарт В. Евреи и экономика / В. Зомбарт // Собр. соч.: в 3 т. - СПб.: Владимир Даль, 2008. - Т. 2. - С. 105-601.
5. Кузьмин В. Лицом к Facebook. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/2012/10/01/medvedev-site.html (дата обращения: 14.09.2013).
6. Лавров П.Л. Исторические письма / Лавров П.Л. // Избранные произведения: в 2 т. -М.: Мысль, 1995. - Т. 2. - С. 5-296.
7. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки / Б.Н. Чичерин. - Т. 2.: Социология. - М.: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1896. - 451 с.
8. Ross E.A. Foundations of Sociology / E.A. Ross. - L.: The Macmillan Company, 1905. -
434 p.
9. The positive philosophy of August Comte: In 3 vol. / Freely translated and condensed by Harriet Martineau with an introduction by Frederic Harrison. - V. II: Social Static. - L.: George Bell & Sons, 1896. - 386 p.
List of references:
1. Gumplowicz L. Foundation of sociology / L. Gumplowicz. - M.: LIBROKOM, 2010. - 368 p.
2. Efimov E.G. Social group as object of research of social network sites / E.G. Efimov // Izvestia Vstu: series «Problems of socially-humanitarian knowledge»: Vol. 11. - Volgograd, 2012. - № 8 (95). - P. 63-66.
3. Efimov E.G. Culture as the factor of designing of an image of social networks in public opinion (experience of the content-analysis of the Russian TV channels 2011-2012) // Izvestia Vstu: series «Problems of socially-humanitarian knowledge». Vol. 13. - Volgograd, 2013. - № 9 (112). - P. 69-74.
4. Sombart W. Jews and economy / W.Sombart // Works: In 3 vol. - Vol. 2. - Spb.: Vladimir Dahl, 2008. -P. 105-601.
5. Kuzmin V. Face to Facebook [Electronic resource]. - URL: http://www.rg.ru/2012/10/01/medvedev-site.html (reference date: 14.09.2013)
6. Lavrov P.L. Historical Letters / P.L. Lavrov // Works: In 2 vol. - Vol. 2. - M.: Misl, 1995. - P. 5-296.
7. Chicherin B.N. Course of the state science / B.N. Chicherin. - Vol. 2. Sociology. - M.: Kushnerev & C, 1896. - 451 P.
8. Ross E.A. Foundations of Sociology / E.A. Ross. - L.: The Macmillan Company, 1905. - 434 p.
9. The positive philosophy of August Comte: In 3 vol. / Freely translated and condensed by Harriet Martineau with an introduction by Frederic Harrison. - V. II.: Social Static. - L.: George Bell & Sons, 1896. - 386 p.