Научная статья на тему 'Социальные функции театра'

Социальные функции театра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9693
1178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ / СУБЛИМАЦИЯ / COMMUNICATIONS / REGULATORY FUNCTION / COMPENSATE FUNCTION / SUBLIMATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Адрианова Татьяна Олеговна

В статье театр рассматривается как социальный институт. Театр не одно тысячелетие многогранно влияет на становление личности, выполняет воспитательную роль, поднимает различные философские вопросы. Посещение театра с юных лет является признаком включенности индивида в социальную систему, присоединения его к определённой интеллектуальной, духовно-нравственной, эстетической части населения города. В нашей работе перечислены и рассмотрены основные социальные функции театра.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the theater is considered as social institute. The theater not one millennium is many-sided influences formation of the person, carries out an educational role, brings up various philosophical questions. Visiting of theater since young years is a sign of an inclusiveness of the individual in social system, its joining to is defined the intellectual, spiritually-moral, esthetic part of the population of a city. In our work the basic social functions of theater are listed and considered.

Текст научной работы на тему «Социальные функции театра»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 28. С. 91-94.

Т. О. Адрианова

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕАТРА

В статье театр рассматривается как социальный институт. Театр не одно тысячелетие многогранно влияет на становление личности, выполняет воспитательную роль, поднимает различные философские вопросы. Посещение театра с юных лет является признаком включенности индивида в социальную систему, присоединения его к определённой интеллектуальной, духовно-нравственной, эстетической части населения города. В нашей работе перечислены и рассмотрены основные социальные функции театра.

Ключевые слова: коммуникация, регулятивная функция, компенсаторная функция, сублимация.

В современном высоко институциональном обществе театр работает в соответствии с особенностями и функциями социального института. Современная социологическая теория позволяет рассматривать театр как целостный социальный организм.

Свою историю театр начинает с религиозных поклонений божествам. Персонификация явлений природы в различных божествах требовала вести с ними диалог с помощью различных шаманских и религиозных обрядов. Все присутствующие и жрецы были вовлечены в единое действо, а первым зрителем, в чей адрес направлялось представление, был сам Бог. Тогда же возникает необходимость профессионализации искусства: чем лучше ведётся диалог с богами, тем скорее достигается их благосклонность. Здесь сформировалась первая социальная функция театра - идеологическая. Близость жрецов к богам даёт им неограниченную власть, а её силу необходимо поддерживать, значит, должна существовать идеологическая доктрина, формирующая необходимое общественное мнение и настроение. Идеальный - религиозная служба с высоким эмоциональным включением всех присутствующих делает их очень внушаемыми и легко управляемыми. Ответвлением от идеологической функции стало развлекательно-коммерческое направление зарождавшегося театрального искусства. Достаточно вспомнить лозунг римской черни «Хлеба и зрелищ!». Людям необходимо отвлекаться от повседневных забот. В свою очередь, представления приносят определённый доход. Функция развлечения социально необходима. В статье А. В. Захарова «Развлечение sub specia социологии» развлечение рассматривается в ряду таких понятий, как

досуг, отдых, свободное время. Развлечение определятся здесь как коммуникация, участники которой занимают противоположные стороны общения, в ходе которого происходит удовлетворение желаний и потребностей развлекающихся, при этом ими присваивается опыт и компетенция Другого. «Нормы традиционной культуры прямо вменялись в обязанность аристократии вести праздный образ жизни. Высшие классы и сословия были законодателями мод в области развлечений, создателями и хранителями изысканных форм игровой культуры... Т. Веблен термином «подставная праздность» характеризовал функциональное назначение слоя людей, обслуживающих «праздный класс»1.

Одна из самых важных функций театра -гносеологическая или познавательная. С первых лет жизни ребёнок попадает в волшебный мир театра. Здесь он узнаёт новых сказочных героев, учится понимать, где добро, а где зло, как нужно относиться к окружающим людям, животным. Театр даёт основы познания о мире и гармоничном существовании в нём. Маленький зритель уже стремится быть похожим на одного из сказочных героев, впитывает его лучшие качества: отвагу, ум, ловкость, доброту, терпение и верность. Взрослея, юные зрители узнают в театре о глубине чувств и умении любить. Благодаря тому, что на сцене осуществляются постановки зарубежных пьес, происходит обмен социальным опытом от одних стран и народов к другим. В школе театра люди учатся всю жизнь, примеряя на себя множество ролей, жизненных ситуаций, сопереживая, думая и познавая. Тем самым театр имманентно приобретает способность накапливать и транслировать богатейшие познания человечества о мире и че-

ловеческих взаимоотношениях. Из этого вытекает регулятивная функция театра. В сфере межличностных взаимоотношений театр, так или иначе, регулирует, влияет на поступки и поведение людей, их духовное состояние. Регулятивная функция театра опирается на мораль, нравственность, обычаи, этикет.

Формирование общественного сознания - ещё одна важная социальная функция театра, так как он неотделим от истории страны, национальной культуры, жизни и интересов народа. Особого подъёма театральное искусство достигает тогда, когда отстаивает гуманистические идеи, глубоко и правдиво раскрывает духовные проблемы современного общества, помогает найти ответы на трудные жизненные вопросы. Художественное отражение бытия, утверждение определённых мировоззренческих идей, общественных норм происходит в театре посредством представления, в которое вовлечены и зрители и актёры, которых сближает наличие общих проблем и интересов. Театр имеет большое влияние на формирование эстетического вкуса, нравственности и политической зрелости народа.

М. М. Бахтин считает, что «ценностным центром событийной архитектоники эстетического видения является человек не как содержательное себе тождественное нечто, а как любовно утверждаемая конкретная действительность. При этом эстетическое видение отнюдь не отвлекается от возможных точек зрения ценностей, не стирает границу между добром-злом, красотой-безобразием, истиной-ложью; все эти различения знает и находит эстетическое видение внутри созерцаемого мира, но все эти различения не выносятся над ним как последние критерии, принцип рассмотрения и оформления видимого, они остаются внутри него как моменты архитектоники и всё равно объемлются всеприемлющим любовным утверждением человека»2.Театр во все времена, в каких бы формах он не проявлялся, каким бы он ни был, всегда должен приносить эстетическое наслаждение, которое связано с радостью восприятия и любованием. Театральное действо разыгрывают актёры, выступающие в роли Других по отношению к зрителю. Эти Другие красивы, пластичны, музыкальны, обаятельны, они обладают магнетизмом, они привлекают и удерживают внимание зрителя. Хороший актёр способен погрузить пар-

тнёров и зрителей в состояние очарованности миром игры, из которого можно выйти, но совсем не хочется. Они становятся центром притяжения, почитания, подражания и любви зрителей в театре. Всё, начиная с архитектуры здания театра и заканчивая последними аккордами музыки перед занавесом, должно приносить эстетическое удовольствие человеку, пришедшему в театр.

Игровая функция театра оказывает большое влияние на всех, кто соприкасается с театральным искусством. Сопереживая театральному действу, а иногда и становясь активным участником, того что происходит на сцене, зритель забывает о накопившихся проблемах, получает компенсацию за нереализованные в повседневной жизни устремления, возможность открыто проявлять свои эмоции и чувства, ощутить себя непосредственным, как в детстве. «Игровое удвоение мира предполагает сознательное принятие субъектом второго пласта реальности за условное бытие, которое легко может быть уничтожено простым отказом от него, без каких бы то ни было последствий для его жизненного мира. Иными словами, если «Я» не играет, то игрового мира для него не существует, но, вступая в игру, «Я» не отказывается от своего жизненного мира, постоянно осознавая его наличие»3.

Игровая функция театра тесно связана с компенсаторной. Главной целью игры является компенсация не использованной в борьбе за выживание энергии. Й. Хейзинга отмечал, что игра старше культуры, что животные играют точно так же, как люди. Он считал, что основные черты игры уже присутствуют в игре животных. В теории Зигмунда Фрейда одним из главных является понятие смещенной энергии. По его мнению, высвобождение энергии и ослабление напряжения может происходить в разных формах. В тех случаях, когда по каким-то причинам объект для удовлетворения инстинкта не достижим, внимание и желание человека может сместиться и сфокусироваться на каком-нибудь другом занятии или объекте. «При известных благоприятных условиях субъекту ещё удаётся найти, исходя из своих фантазий, другой путь в реальный мир вместо того, чтобы уйти от этого реального мира. Если враждебная действительности личность обладает психологически ещё загадочным для нас художественным дарованием, она может выражать

свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, избегая этим невроза и возвращаясь таким обходным путём к действительности. Там же, где при существующем несогласии с реальным миром нет этого драгоценного дарования, или оно недостаточно, там неизбежно либидо, следуя самому происхождению фантазии, приходит путём регрессии к воскрешению инфантильных желаний, а следовательно, к неврозу»4. По мнению Фрейда, вся современная цивилизация является результатом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Сублимация -это, по Фрейду, защитный механизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. «Историки культуры, по-видимому, согласны с предположением, что благодаря такому отклонению сексуальных сил влечений от сексуальных целей и направлению их на новые цели - процессу, заслуживающему название сублимации, освобождаются могучие компоненты для всех видов культурной деятельности; мы прибавили бы, что такой же процесс протекает в развитии отдельного индивида, и начало его переносим в сексуальный латентный период детства»5. Сублимация является здоровой, конструктивной стратегией обуздания нежелательных инстинктов.

Театральная игра становится одной из форм смещения активности - сублимации. Театральное действо выступает как форма сублимации потенциально опасных для общества личностных ресурсов. Значительная часть личностного потенциала, если позволить ей реализоваться, может иметь разрушительные последствия (например, агрессивность). Театральное представление, ограничивая потенциально опасные виды деятельности жесткими правилами, сценическими условностями, позволяет не только дать выход энергии, но и нейтрализовать ее опасные последствия. В то же время энергия, не получающая выхода, разрушает личность. Сценическая игра, непосредственное участие зрителя в ней, таким образом, выступает компромиссом между природой человека и обществом. Театральное искусство даёт возможность человеку компенсировать недостаток выплеска энергии, агрессии, желаний, эмоций в повседневной жизни, найти душевное равновесие человека с самим собой.

Знаковая или семиотическая функция театра представляет собой определённую знаковую систему театра, которую каждый раз, попадая на спектакль, осваивает зритель. Без изучения языка театра не возможно во всей глубине наслаждаться достижениями сценического искусства. Декорация, театральный свет, костюмы, музыка, игра актёров - всё несёт эмоциональный и философский настрой создателей спектакля. В театре нет мелочей, настоящий театральный зритель должен научиться понимать все тонкости сценического языка.

Коммуникативная функция театра предусматривает то, что в ходе театрального действия актёры и зрители обмениваются различными настроениями, чувствами, идеями и представлениями. Это и есть человеческая коммуникация, когда информация передаётся, уточняется, преобразуется между двумя субъектами, в данном случае представителями сцены и зрительного зала. Ю. М. Лотман утверждает, что «спектакль, с одной стороны, ведёт диалог с пьесой, но с другой - со зрителем. Это два разных диалога, и спектакль раскрывается в них по-разному. Ни одно из искусств не связано так непосредственно с реакцией аудитории, не реагирует на эту реакцию столь немедленно и активно, как театр. Сама возможность диалога - одно из важнейших и труднейших завоеваний культуры, и потеря диалога со зрителем - гибель театральной культуры»6. Общение - это не только обмен информацией, оно предполагает взаимное воздействие на поведение партнёра с целью его изменения. В театре такой взаимообмен налицо: все сценические средства воздействуют на зрителя, его мировоззрение, зритель, в свою очередь, является тоже создателем спектакля, своими реакциями, сопереживанием он вступает в диалог с создателями театрального действа, расставляет свои акценты в спектакле. Коммуникация возникает тогда, когда субъекты обладают единой языковой и знаковой или схожей системой кодирования и декодирования информации. В театре общение происходит на родном для зрителя языке, актёр, сценограф и режиссёр должны стремиться к максимальной выразительности сценического оформления, пластической и речевой яркости театральных персонажей.

Посещение театра с юных лет является признаком включенности индивида в социальную систему, присоединение его к

определённой интеллектуальной, духовнонравственной, эстетической части населения города. В этом заключается стратифицирующая функция театра.

«Социализация (лат. socialis «общественный») - присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности»7. Театр является незаменимым социализирующим инструментом. Посещая театральные постановки, человек осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Благодаря этому происходит становление личности. Социализация в то же время является и интериоризацией, то есть переходом внешних для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир.

Аксиологическая или ценностная, оценочная функция театра обусловлена вопросом, поставленным ещё Сократом: «Что есть благо?». На протяжении развития человечества понятия о добре и зле, полезности и вредности менялись неоднократно, но общечеловеческое «ядро» ценностей оставалось неизменным, и чем сложнее и более развитым становилось общество, тем шире становился круг жизненных ценностей. Театр, ежедневно ведя диалог со зрителем, не может оставаться в стороне от утверждения личностных и общественных ценностей, тем самым он

воспитывает и направляет, утверждает и защищает такие общечеловеческие богатства, как нравственность, патриотизм, верность, сострадание, справедливость, любовь. «Театр есть общий канал, по которому от мыслящей, лучшей части народа струится свет истины, мягкими лучами она распространяется затем по всему государству. Более верные понятия, более высокие правила поведения, более чистые чувства растекаются отсюда по всем жилам народа; туман варварства и мрачного суеверия рассеивается, мрак уступает победоносному свету»8.

Примечания

1 Захаров, А. В. Развлечение sub specia социологии // Социолог. исслед. 2008. № 1. С. 106114.

2 Бахтин, М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники : ежегодник : 1984-1985. М., 1986. С. 129-130.

3 Ретюнских, Л. Т. Игра как она есть, или Онтология игры. М., 1997. С. 57.

4 Фрейд, З. Психология бессознательного. Проблемы метапсихологии. М., 1989. С. 378.

5 Там же. С. 153.

6 Лотман, Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 607.

7 Дюркгейм, Э. Социология : её предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 153.

8 Шиллер, Ф. Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение // Шиллер, Ф. Собр. соч. : в 7 т. Т. 6. М., 1957. С. 21-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.