Научная статья на тему 'Публика театра как эстетическая категория'

Публика театра как эстетическая категория Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2459
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куличков Илья Львович

Статья посвящена исследованию одного из аспектов духовной культуры общества, а именно культуры театральной. В статье рассматривается содержание понятия «публика театра», анализируется его структура, выявляется качественное отличие театральной публики от аудитории других видов искусства и средств массовой коммуникации. В исследовании делается попытка дифференциации общего понятия «публика театра», в связи с чем автор вводит в научный оборот такие дефиниции, как «публика спектакля», «публика театрального жанра», «публика актёра» и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theatre public as aesthetical category

In this article the author made an attempt to analyze such concept as "Public in theatre". He is pointing out it structure and revealing difference between, public in theatres and audience in other types of art and means of mass information.

Текст научной работы на тему «Публика театра как эстетическая категория»

ББК Ю81 + Ю621 + ЩЗЗО + С55.564

И. Л. Куличков

ПУБЛИКА ТЕАТРА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Философия, эстетика, психология и социология искусства уделяют большое внимание не только изучению творческой деятельности создателей художественных произведений, но и тех, кому эти произведения адресованы.

Особенно такого рода исследования необходимы в сфере театра, где спектакль живёт ровно столько времени, сколько его может воспринимать находящийся в зале зритель. (О записанных на плёнку версиях спектакля речь не идёт, поскольку в данном случае возникает по существу иной вид искусства).

Но при всей их очевидной необходимости, такого рода исследования наталкиваются на некоторые теоретические и методологические трудности, одной из которых является неразработанность ряда исходных понятий и, в первую очередь, понятия «публика».

Во многих справочных изданиях этот термин служит синонимом слов «общество», «народ», «люди».

Иногда его употребляют для обозначения кинозрителей, радиослушателей, посетителей каких-ни-будь зрелищных мероприятий или иных групп лиц.

Отсутствует единое понимание рассматриваемого термина и в науке. В какой-то мере это объясняется тем, что публика является весьма сложным и многогранным образованием и может рассматриваться с разных сторон: социальной, эстетической, психологической и других.

Попытки с научных позиций осмыслить понятие «публика» предпринимались ещё ранними представителями европейской социальной психологии. В работах Г. Тарда, Г. Лебона, М. Нордау публика рассматривалась прежде всего как психологический феномен, образованный взаимодействием ряда индивидов, а понятие отражающее его приобретало характер прежде всего психологического термина.

Некоторые социальные психологи напрямую отождествляли публику с толпой, которая, в свою очередь, представлялась им в качестве некой иррациональной целостности, деформирующей психику составляющих её индивидов и образующейся, главным образом на основе элементарных эмоций и идей.

В частности, Г. Лебон в работе «Психология народов и масс» указывал на следующие признаки толпы: господство в её среде бессознательных элементов, утрата людьми независимости в идеях и чувствах, импульсивность, изменчивость, раздражительность, податливость внушениям и легковерность, стирание различий между интелллектом людей, нетерпимость и консерватизм, преувеличение и односторонность чувств, склонность впадать в крайность и недоступность тонких эмоциональных нюансов.

Именно этими свойствами толпы и обусловлены, по мнению Лебона, требования театральной публики показывать ей такие зрелища, которые толкают искусство театра на путь, не имеющий ничего общего со здравым смыслом и логикой.

Более поздние исследования потребителей так называемой «массовой культуры» привели к определённой эволюции представлений о публике.

Обращалось внимание на бесформенность, обособленность, случайность социального положения тех, кто в данный момент выступает в качестве публики. Подчёркивалась аморфность, расплывчатость контуров этого образования, безразличие людей друг к другу.

Однако и в этих исследованиях сохранилась традиция рассматривать публику как своеобразную разновидность толпы.

Впрочем подобный подход легко объясним, если принять во внимание действительно совершенно подчас иррациональное поведение участников различного рода зрелищных мероприятий и в первую очередь—музыкальных шоу, предназначенных для молодёжи.

Думается, что при всех отмеченных спорных моментах изучение публики как определённой психологической целостности, усваивающей предлагаемую ей художественную информацию в соответствии с законами колллективного восприятия имеет большое значение и сегодня.

Другое дело, что полное отождествление публики с толпой во всех без исключения случаях вряд ли оправданно.

Публику и толпу сближает следующее:

1) возможность при определённых условиях превращения публики в толпу и наоборот;

2) наличие у них единого коллективного настроения;

3) совместность реакции на те события, которые являются объектом внимания толпы или публики;

4) межличностная связь среди незнакомых ранее людей, сохраняющаяся до тех пор, пока существует событие, по поводу которого они собрались

Однако сходство между публикой и толпой всё же весьма относительно.

Во-первых, толпа—это как правило случайное скопление людей, в отличие от которого публика формируется более или менее сознательно, имеет свою структуру и подчиняется принятым стандартам и образцам поведения.

Во вторых, если толпа собирается по поводу любого факта (митинг, пожар, уличное происшествие и т. д.), то публика это всё же явление эстетического порядка и образуется она для совместного восприятия произведений искусства.

В третьих, в отличие от толпы, которая живёт сиюминутным реальным событием, публику связывает восприятие нереального факта, а наблюдение-за жизнью вымышленных сценических героев и персонажей.

В четвёртых, для толпы не обязательно наличие обратной связи между ней и объектом внимания. Публика же без такой связи не существует. Можно утверждать, что не только публика является реципиентом по отношению к игре актёра, но и сам актёр вне меньшей мере выступает как реципиент по отношению к восприятию публики. По крайней мере, не учитывать реакцию зрительного зала он не может по самой сути своего творчества.

В современной литературе по эстетике понятие «публика» подчас растворяется в термине «субъект эстетической деятельности».

Думается, что понятие «субъект эстетической деятельности» шире по своему содержанию, чем понятие «публика», и является соотносительным, так как имеет смысл лишь в противопоставлении с понятием «объект эстетической деятельности». Сближает его с понятием «публика» то, что последняя действительно всегда выступает как субъект эстетической деятельности, воспринимающий данное произведение искусства.

Однако рамки понятия «субъект эстетической деятельности» не ограничивается одной лишь публикой.

Во-первых, потому что таким субъектом может быть конкретный отдельно взятый человек, воспринимающий художественное произведение и следовательно, это понятие не отражает факта совместности восприятия.

Во-вторых, в качестве субъекта эстетической деятельности могут выступать представители художественной критики, искусствоведения, истории искусств и другие люди, выполняющие в системе художественно-эстетической коммуникации специфические функции.

Наконец, субъектом эстетической деятельности является и сам художник.

Отсюда следует, что понятие «субъект эстетической деятельности» не может быть отождествлено с понятием «публика».

Сложнее выглядит соотношение понятий «публика» и «аудитория».

Некоторые авторы вообще склонны заменить понятие «публика» более точным на их взгляд понятием «аудитория». Такая точка зрения, например, изложена в книге Л. А. Зеленова «Процесс эстетического отражения», вышедшей в издательстве «Искусство» ещё в 1963 году.

Отождествлются публика и аудитория и в вызвавшей большой интерес в нашей стране работе польского учёного Яна Щепаньского «Элементарные понятия социологии».

Думается, что понятие «аудитория» может употребляться как в узком, так и в широком смысле.

В первом случае под аудиторией следует понимать совокупность индивидов, собравшихся в определённом месте с целью получения какой-либо информации (например, студенческая аудитория или же аудитория докладчика, выступающего по линии общества «Знание»).

В широком же смысле «аудитория»—это некоторая рассредоточенная в пространстве часть населения, воспринимающая какую-либо информацию (аудитория телевидения, радио, подписчики газет и журналов и т. д.)

В обоих случаях это понятие отличается от понятия «публика»

Очевидно справедливым было бы утверждение, что всякая аудитория—публика, но не всякая аудитория —публика.

Аудитория может воспринимать любой материал (учебный, научный, политический и т. д,), в то время как специфика публики заключается в потреблении именно художественной информации.

Публикой становится та аудитория, которая не вообще участвует в акте духовного потребления, а выступает потребителем произведения искусства.

Другой признак, отличающий публику от аудитории, заключается в том, что последняя не всегда предполагает обратную связь с объектом внимания.

На этом основании, например, телезрителей или же радиослушателей точнее было бы рассматривать как аудиторию, но не как публику, поскольку они не имеют непосредственной связи с источником информации.

В итоге публикой можно называть ту аудиторию, которая воспринимает произведения искусства, имеет непосредственную обратную связь с исполнителями, живёт обстоятельствами, предлагаемыми сценическими образами.

Не вполне правомерно рассматривать в качестве публики и совокупность индивидов, воспринимающих в данный момент произведения изобразительного искусства.

С публикой их сближает наличие конкретной социально-демографической структуры, определённый уровень художественной культуры, участие в акте потребления художественной информации.

Но в связи с тем, что это потребление особым образом индивидуализировано, то само по себе межличностное общение или вообще отсутствие такового сравнительно мало влияет на процесс художественного восприятия, и соответственно, здесь нет того особого психологического климата, который свойственен публике.

С этой точки зрения более уместно говорить о «посетителях», об «аудитории» художественной выставки, но не о её публике поскольку в данном случае восприятие произведен ий искусства не объединяет людей в единый целостный организм.

То же самое можно сказать и о посетителях музеев.

Философия

Определённые трудности возникают в связи с уточнением различий между публикой театра и зри-телями кино.

С одной стороны, у них есть общие существенные признаки.

Как для публики театра, так и для кинозрителей характерны: коллективность восприятия, разнообразие социально-демографического состава, более или менее осознанное стремление получить отвос-приятия фильма или спектакля эстетическое удовольствие.

Но с точки зрения специфики художественноэстетической коммуникации и своеобразия социального состава они отличаются друг от друга.

Если в театре осуществляется непосредственное восприятие игры актёров и публика становится участницей уникального творческого акта, то кинозрители воспринимают игру актёров опосредованно. Зрительская реакция «безразлична» для кинофильма, существующего независимо от неё, в то время как в театре без связи с сопереживающей публикой творческий процесс был бы невозможен.

Крометого, характерным признаком аудитории кинотеатра является большее разнообразие социаль-но-демографического состава по сравнению с театральной публикой. Это связано с неравномерностью приобщения к театральному искусству разных социальных групп, с невозможностью в силу известных причин, сложившихся в современной России, д ля малообеспеченных слоев населения, а также для жителей малых городов и отдалённых сёл регулярно посещать театр.

Киноискусство в современных условиях оказалось более доступным и более устойчивым элементом культурной среды некоторых регионов.

Выявление сходства и различия между публикой театра и другими родственными с ней группами позволяет предложить своё понимание понятия «публика».

Обычно понятие публика фигурирует в двух смыслах.

В широком смысле его употребляли ещё русские революционные демократы, говорившие о «читающей публике», имея в виду ту часть населения России, которая проявляла устойчивый интерес к литературному творчеству.

В отношении к театру подобный подход также применим.

Можно дифференцировать понятия «публика театра» и «публика спектакля». Необходимость такого разделения обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, публика театра может рассматриваться как более или менее устойчивая совокупность людей. которые испытывают потребность в общении с театральным искусством, посещают театр, читают соответствующую литературу, бывают на различного рода творческих встречах с актёрами, режиссёрами, драматургами и т. д. Это — потенци-

альный зритель, устойчивый резерв театра. Если же брать публику конкретного спектакля, то здесь легко обнаружить некоторое количество людей, попавших на спектакль в силу случайных обстоятельств (пригласили друзья, оказался лишний билет, выдался свободный вечер, культпоход в театр всей учебной группы и т. д.).

Во-вторых, смысл выделения понятия «публика театра» заключается и в том, что оно является своеобразным показателем театральной культуры в данном регионе. Несомненно, город, имеющий стабильную публику театра, следует считать «театральным» и наоборот. Наконец, выделение понятия «публикатеатра» связана с необходимостью социологического изучения потенциальных посетителей театра, что, в свою очередь, может оказать практическую помощь тем государственным и общественным учреждениям, которые занимаются организацией культурной жизни в стране или конкретном регионе.

Публику театра характеризуют некоторые признаки.

1. Относительная целостность. Публика состоит из совокупности индивидов, интегративным качеством которых является наличие потребностей и интересов, определяющих общую ориентацию на искусство театра. Эта ориентация по сути и служит основой выделения публики как особой группы и придаёт ей относительную самостоятельность.

2. Структурная упорядоченность. Данные социологического анализа, проведённого автором, позволяют выделить публику конкретного театра, публику, ориентирующуюся на жанровое своеобразие спектакля (комедии, драмы, оперетты, балета и т. д.), публику отдельных актёров, режиссёров, драматургов.

Ъ.Устойчивая связь с театром. Связующим звеном между театральным искусством и обществом является в первую очередь публика. Именно она влияет на развитие театра. Но поскольку публика театра включает в себя разных по своим ориентациям, пристрастиям и предпочтениям людей, то это влияние приобретает сложный и противоречивый характер.

Пересечение множества вкусов и ориентаций дает некоторый вектор, под влиянием которого формируются особенности «театрального производства», формулируются идейно-эстетические принципы театра.

Впрочем, взаимосвязь театра и публики имеет двусторонний характер. Не только публика влияет на театр, но прежде всего и сам театр ответственен за формирование художественных вкусов своей публики.

Будучи в определённом смысле зависимым от публики, театр всё же осуществляет сознательный выбор среди множества предъявляемых к нему требований. Ориентация театра на «своего зрителя»

приводит к тому, что, принимая его взгляды и предпочтения, выражая их в конкретных спектаклях, он по существу становится проводником влияния одних слоев публики на другие,

В итоге публику театра можно рассматривать как исторически конкретную по своей социальной структуре и уровню художественной культуры часть общества, характеризующуюся устойчивым интересом к театру и выступающую культурной средой его развития.

От понятия «публика театра» необходимо отличать понятие «публика спектакля», означающее вполне конкретную группу людей, главные признаки которой —совместное восприятие данного спектакля, прямая и обратная связь с исполнителями, а также особая эмоциональная атмосфера, вызванная как влиянием получаемой художественной информации,так и межличностными контактами в зрительном зале.

Рассматривая публику спектакля как специфическое объединение людей, можно выделить ряд особенностей, её характеризующих.

Процесс восприятия спектакля образует ситуацию, когда между отдельными зрителями возникает особая психологическая связь, своеобразное «эмоциональное заражение», инерция сопереживания, объединяющая ранее незнакомых людей в единое целое. Именно этой связи как раз и лишен индивидуальный просмотр телеспектаклей или кинофильмов по телевидению. Впрочем, такого рода связь достаточно кратковременна. С окончанием спектакля она прекращается, люди возвращаются в обыденную повседневную жизнь, но ради этого праздника они вновь рано или поздно придутв театр.

Характерной особенностью сценического действия является, как уже здесь отмечалось наличие, «живого» контакта актёров и публики. Публика становится участницей спектакля, испытывает ощущение сиюминутности происходящего на сцене. Между актёрами и публикой устанавливается тесная связь.

Своеобразие этой связи в том, что в одних случаях она позволяет обнаружить расхождение фактического воздействия на публику (вплоть до полного неприятия зрителем данного спектакля) с тем воздействием на неё, которое планировалось на репетициях. В других более благоприятных случаях обратная связь, наоборот, указывает на то, что восприятие публикой сценического действия вполне адекватно замыслу его создателей.

Существенным признаком публики спектакля является «жизнь в предлагаемых образами обстоятельствах». Дело в том, что освоение художественной информации представляет своеобразный акт идентификации, в ходе которого происходит перевоплощение публики, включение её в сюжет пьесы. Создаётся игровая ситуация, когда зритель мысленно проигрывает всё то, что происходит с персонажем.

Характеризуют публику спектакля и некоторые фактически выполняемые ею функции.

В связи с тем, что в процессе восприятия спектакля значительную роль играет активность зрителя, его творческое воображение, на долю публики приходится необходимость дополнять сценическое действие своим интеллектуально-эмоциональным потенциалом.

Чем выше уровень художественной культуры публики, тем успешнее выполняется эта функции, тем глубже постигается смысл драматического произведения и замысел тех, кто воплощает его на сцене. Не случайно актёры любят выступать перед «своим» зрителем и явно в массе своей недолюбливают так называемого «организованного зрителя», попавшего на спектакль в результате какого-нибудь воспитательного мероприятия.

Выполняется публикой спектакля и функция определённой коррекции игры актёров. По признанию многих крупных мастеров сцены исполнение ролей «на публике» существенно отличается от репетиционного периода. Подчёркивая значение реакции зрительного зала, некоторые актёры даже рассматривают выступление перед публикой в качестве особой стадии работы над ролью. Не является редкостью в актёрской среде и взгляд перед началом спектакля в щёлку занавеса на сегодняшнего зрителя, перед которым через несколько минут придётся выступать.

Таким образом, публику спектакля нельзя рассматривать как простую совокупность никак не связанных между собой индивидов. Наличие рассмотренных признаков и функций придают ей характер некоторой целостности, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих её индивидов.

Между публикой спектакля и публикой театра существуют как общие черты, так и различия.

Объединяет их то, что реальная публика данного спектакля в значительной мере создаётся за счёт потенциальной публики,т. е. публики театра. Именно из публики театра образуется основа, своеобразное ядро публики спектакля.

Различия же между ними обусловлены тем, что как уже указывалось на каждом спектакле всегда есть «случайные» люди». С другой стороны, даже самые завзятые театралы посещают далеко не каждый спектакль и не всякий театр.

Предлагаемая дифференциация понятий, обозначающих оба вида публики, имеет определённый методологический смысл, поскольку ориентирует исследователей театра не только на изучение и социологические опросы тех, кто уже пришёл на сегодняшний спектакль, но и на изучение публики потенциальной.

Только с учётом такого подхода может быть действительно плодотворной социология театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.