Научная статья на тему 'Социальные элементы на сайтах районных газет (на примере изданий Пермского края)'

Социальные элементы на сайтах районных газет (на примере изданий Пермского края) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
494
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ САЙТА / РАЙОННАЯ ГАЗЕТА / ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куличкина Галина Васильевна

Проблематика цифрового развития районных газет является одним из трендов современной журналистики. Идет поиск оптимальной модели местной газеты. Исследуются социальные элементы сайта районной газеты как проводники информационно-коммуникативной деятельности. На примере газет Пермского края анализируются социальные элементы их сайтов, которые способствуют активизации интерактивности текстов СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Куличкина Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные элементы на сайтах районных газет (на примере изданий Пермского края)»

УДК 070

Г. В. Куличкина

Пермский государственный национальный исследовательскийуниверситет,

Пермь

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НА САЙТАХ РАЙОННЫХ ГАЗЕТ (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект № 16-14-59007 «Локальный

медиадискурс: перспективы оптимизации информационно-коммуникативных процессов»)

Проблематика цифрового развития районных газет является одним из трендов современной журналистики. Идет поиск оптимальной модели местной газеты. Исследуются социальные элементы сайта районной газеты как проводники информационно- коммуникативной деятельности. На примере газет Пермского края анализируются социальные элементы их сайтов, которые способствуют активизации интерактивности текстов СМИ.

Ключевые слова: социальные элементы сайта, районная газета, Пермский край.

Актуальность исследования социальных элементов на сайтах районных газет обусловлена новизной как объекта, так и предмета исследования. В условиях интенсивного освоения виртуального медийного канала районными газетами возникает потребность осмыслить этот феномен и определить его роль наряду с газетой в передаче актуальной и социально значимой информации для местного сообщества. Помимо научной необходимости понимания конвергентных процессов, вовлекающих в свою сферу традиционную печать, изучение социальных элементов на сайтах районных газет обусловлено потребностями практики. До сих пор не преодолено кризисное состояние российской системы СМИ, связанное с упадком местной прессы. В регионах для реализации медийных проектов часто не хватает финансовых, людских и технических ресурсов. Местные СМИ нуждаются в серьезном реформировании [4. С. 55]

Выход в Интернет является, безусловно, одним из моментов коренного реформирования традиционной периодической печати. Он оказал заметное влияние на характер одного из фундаментальных принципов журналистики — обратной связи. Компьютерная коммуникация способна превратить глобальный мир в единое интерактивное сообщество [7. С. 341]. Выход районной газеты в Интернет стал закономерной необходимостью и поставил коммуникацию на сайте газеты наряду с информационной работой, на одно из главных мест в журналистской деятельности.

Сегодня имеется немало исследований по сетевой журналистике, частью которой является работа на сайте районной газеты. Теоретические основы глобальной конвергенции СМИ, в которую оказалась вовлечена и местная печать, заложены в трудах М. Кастельса, Е. Л. Вартановой, М. М. Лукиной, И. Д. Фомичевой, А. А. Калмыкова и Л. М. Кохановой. В исследовании интерактивности текстов сайтов мы опираемся на теоретико-методологические подходы Г. П. Бакулева и В. М. Березина. При изучении эффективности региональной интернет-журналистики и анализе проблем оптимизации информационно-коммуникативных процессов в локальном медиадискур-се были привлечены труды С. Г. Машковой, Л. К. Лободенко, И. В. Лазуткиной, Л. В. Экгардт, Д. Г. Ильиных.

Цель данного исследования - анализ роли социальных элементов сайта районной газеты при создании актуальной и социально значимой массовой периодической информации для локального сообщества. Были поставлены задачи: выявление социальных элементов в структуре сайта, особенностей их функционирования, роль в оптимизации информационного -коммуникативных процессов в локальном медиадискурсе. Материалом исследования послужили 70 сайтов районных газет Пермского края за 2014-2016 годы.

Понятие «социальные элементы сайта» опирается на коренные изменения в технологической сфере производства и потребления массовой информации, которые произошли за последние десятилетия в СМИ и медиаиндустрии. Интернет из сети, соединяющей техническим способом

множество компьютеров, превратился в особую инфокоммуникационную среду [3. С. 11]. Возникновение словосочетания «социальные элементы сайта» восходит к пониманию английского слова social в значении «общительный». Технологическая основа интернета как канала коммуникации позволяет структурировать коммуникацию на инструменты общения, которые иногда называют компонентами коммуникации в Интернете [9]. Словосочетание «социальные элементы» не стало пока общепринятым определением подобных инструментов-компонентов, но оно нам кажется удачным для обозначения, с одной стороны, определенных опций (элементов) на сайте, а с другой, их социальной природы. Оно отражает взаимозависимость и взаимопереплетение коммуникационных процессов в технологическом и медийном смыслах, о котором говорил Г. П. Бакулев [1. С. 130]. В нем реализуется инновационная природа коммуникативной функции журналистики: в интернете открываются «невиданные возможности для двустороннего общения», создаются условия, при которых все субъекты коммуникации участвуют в обмене информацией на равных [11. С. 20]. Вместе с тем технологические инструменты коммуникации сайта помогают потребителю оперативно выделить в предлагаемом контенте то перспективно новое, что делает качество информации в коммуникативном действии на сайте глубоко социальным [2. С. 147].

Среди социальных элементов сайта районных СМИ наиболее часто встречаются: комментарии, форумы, особые значки, указывающие на рейтинг и популярность публикации (звездочки, лайки и т. п.), опросы, конкурсы и викторины, акции, блоги журналистов, встроенность в структуру сайта социальных медиа (социальных сетей, подкастов, видеохостингов), электронная рассылка. Основными свойствами социальных элементов сайта, помимо интерактивности и коммуникативности, являются универсальность, доступность, мобильность. Их характерные черты: непосредственное участие пользователей в генерации и ретрансляции медийного контента, количество вовлеченных пользователей в процесс информационно-коммуникативных отношений, скорость обратной связи между пользователями и редакцией. По количеству социальных инструментов можно определять коммуникативный потенциал сайта; по статистике заходов -регулярность, интенсивность интерактивного общения в течении дня, недели, месяца, года; по количеству комментариев - степень востребованности предлагаемого контента.

Влияет ли территориальная принадлежность, форма собственности сайта на функционирование его социальных элементов? Анализ опыта цифровых медиа Астраханской области показал, что региональные интернет- СМИ на этой территории находятся в стадии сайтов-«клонов», поэтому там коммуникация сродни традиционной [7. С. 48]. Опыт сетевых изданий Тверской и Новосибирской областях свидетельствует о том, что активность коммуникации на сайтах может корректироваться политическими, финансовыми и административными факторами [12. С. 139]. В Уральском федеральном округе социальные элементы сайта недостаточно оживляются инициативой читателей [5. С. 22].

В результате проведенного анализа, осуществляемого в рамках проекта кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского университета (ПГНИУ) по изучению локального медиадискурса, выяснилось, что в Пермском крае из 70 районных газетных редакций имеют свой сайт 34, что составляет 47,2 % от общего числа районных газет. Выход на другие сайты со своим контентом осуществляют 10 редакций, что составляет 14 %. Имеют только страницу в сетях ( предпочтение отдается «УК») 47 редакций, что составляет 65 % от общего числа. Имею сайт и выход в социальные сети 25 редакций, или 34,7 %. Цифры свидетельствуют, что в большинстве районных газет Пермского края создана необходимая материально-техническая база для компьютеризации журналистского дела, есть знатоки новейших электронных технологий, организованы конвергентные редакции и запущены в жизнь оригинальные интернет-медиапроекты.

Чтобы определить сайты-лидеры в информационно-коммуникативных процессах локального медиасообщества Пермского края, была разработана методика анализа социальных элементов сайта с опорой на определение сушности СМИ в Интернете как информационно-коммуникационного канала, который предоставляет потребителю максимальное разнообразие медиаконтента, свободу его выбора и коммуникации [9. С. 33]. Использовались методические рекомендации журналистов-практиков в сфере он-лайновых медиа, прежде всего Всеволода Пули, который провел в 2014 году ряд семинаров для журналистов российских районных газет, в том числе и в Пермском крае [10]. Изучению подверглись статистика просмотров и посещений сайта; рейтинг

цитируемости сайта среди интернет-ресурсов Пермского края; соотношение количества комментариев с тематикой информационного сообщения; соотношение количества участников форума и его тематики; количество просмотров и комментариев в блогах журналистов; отзывов на сайте его пользователей о местных учреждениях и организациях, перепосты журналистских текстов в социальные сети; количество пользовательских публикаций на сайте, востребованность справочных услуг. Особое внимание обращалось на дизайн интерфейса сайта с точки зрения его юзабилити.

В результате выявилось 8 сайтов, лидеров по включению на web-страницу количества социальных элементов и организации качества осуществления информационно-коммуникативных процессов. Это сайты газет «Искра» из Кунгура, «Зори плюс» из Добрянки, «Искра» из Лысьвы, «Верный путь» из Орды, «Медиакуб» из Кизеловского и Губахинского районов, газета «Тан» - «Рассвет» на татарском и русском языках, «Новости Кунгурского края», «Очерский край». Их в среднем ежедневно просматривают от 1000 до 5000 человек, число уникальных посетителей - от 1000 до 1500 человек. В рейтинге интернет-ресурсов Пермского края они занимают место во втором десятке.

Типичным примером сайта районной газеты, обладающего максимальным числом социальных элементов, служит сайт газеты «Искра» Кунгурского района. Здесь насчитывается 15 активно действующих социальных элементов. Информация на сайте регулярно обновляется независимо от праздничных и выходных дней, что привлекает посетителей. Поэтому во время «красных дат» календаря в редакции устанавливается дежурство по сайту. Дается разнообразный медиаконтент, который включает, помимо журналистской, деловую, коммерческую и развлекательную информацию. Посещаемость возрастает, если фото- и видеорепортажи с общегородских мероприятий ставятся на сайт в тот же день. К словесным текстам предъявляется требование коммуникативной «проводимости» в виде внятности, аргументированности, выразительности словесного текста, умелого использования мультимедийное™. В пространстве сайта особо выделены главные новости - они размещаются в слайдере, что сразу привлекает внимание посетителя. На главной странице сайта отображается такой социальный элемент, как комментарии, которые организуются в левой колонке сайта под рубрикой «Читательский рейтинг новостей». Они в рейтинге делятся на три категории: самые просматриваемые, самые комментируемые, и новости с самой высокой оценкой пользователей. Больше всего комментариев связано с обустройством дорог, дорожно-транспортными происшествиями, проблемами безопасности жизни населения, сменой представителей местной власти, достижениями и проблемами местных градообразующих предприятий. У пользователей есть возможность бесплатно поставить на сайт свои новости и фото. Среди информационных приложений на сайте можно прочитать «Народную газету», контент которой создается исключительно читателями. Среди социальных услуг для пользователей организованы онлайн-подписка на электронную версию газеты, просмотр номеров газеты в формате pdf, приложения, электронная Доска объявлений, «Городская справка», «Погода».

У сайта каждой районной газеты Пермского края газеты, как выяснилось, есть свои коммуникативные «изюминки». На сайте газеты «Зори плюс» Добрянского района в роли основного социального элемента выступают эксклюзивные локальные коммуникативные проекты, среди них: благотворительный «Дедморозим», историко-просветительный «Старинное фото», формирующий любовь к малой родине «Бессмертные подвиги добрянцев», укрепляющий родственные узы «Герой моей семьи», «Дача» и даже «Дневник редакции»» (о чем грустят и чему радуются журналисты).

На сайте газеты «Искра» Лысьвенского района активно используется такой социальный элемент, как «Голосование». Этот «ресурс» подключается журналистами, когда проблема, что называется, витает в воздухе или когда они работают над сложной темой, и могут таким образом проверить свои сомнения с помощью общественного мнения. Здесь заметно, что журналисты особо заботятся о коммуникации с молодыми читателями. На сайте присутствуют разделы «Детская редакция «Муравейник» и «Молодежная редакция «Мы», которые полностью представлены в печатной форме газеты. Даются логотип целевой страницы, фото юнкоров и их руководителей, самые интересные заметки из последних печатных выпусков, объявления, архив выпусков в pdf -формате.

По-своему уникальный сайт газеты»Тан» - «Рассвет», которая выпускается на двух языках (татарском и русском) в Бардинском районе, территории с компактным проживанием татар. Би-

лингвизм - очень важный социальный элемент сайта, он олицетворяет мирное сосуществование этносов в полиэтничном районе. На сайте много этнокультурной информации из жизни татарского сообщества, что помогает этносу укрепляться и развиваться. Она привлекает к сайту посетителей татарской национальности из других районов Пермского края, а также зарубежных представителей этого этноса.

Таким образом, сайты районных газет имеют достаточно большой информационно-коммуникативный потенциал, крайне необходимый редакциям газет в современных социально-экономических условиях. Среди средств его реализации можно назвать социальные элементы сайтов в виде комментариев, форумов, коммуникативных проектов, перепостов, расширения информации сайта в социальные сети, предоставлениея социальных услуг, расширения удобств юзабили-ти. Социальные элементы сайта способствуют укреплению связей с пользователями сайта, среди которых есть постоянные и потенциальные подписчики газеты. Социальные элементы сайтов районных газет укрепляют репутацию районной газеты в общественном мнении местного сообщества, ее позиции на региональном медийном рынке.

Список литературы

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст] / Г. П. Бакулев. - М.: Аспект Пресс, 2010 - 192 с.

2. Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия [Текст] / В. М. Бере-зин. - Серия: Практическая журналистика. - М. : РИП-холдинг, 2004. - 174 с.

3. Вартанова, Е. Л. Медиаиндустрия и конвергенция [Текст] / Е.Л. Вартанова // Интернет-СМИ: Теория и практика : учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, - 2010 - 348

4. Ершов, Ю. М. Местная пресса выпадает из национальной медиасистемы [Текст] / Ю. М. Ершов // Журналист. Социальные коммуникации. - 2014. -№2 (14). - С. 55-59.

5. Ильиных, Д. Г. Информационный потенциал и диалоговые возможности региональных СМИ и сетевых версий изданий (на примере СМИ Уральского федерального округа) : автореферат дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Д. Г. Ильиных. - Екатеринбург, 2014. - 24 с.

6. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс ; Под науч. ред. О. И. Шкаратана. -М.:ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

7. Лазуткина, Е. В. Интернет-СМИ Астраханской области: состояние и перспективы развития [Текст] / Е. В. Лазуткина // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2008. - № 2. -С. 46-51.

8. Лободенко, Л. К. Медиаконтент Интернет-СМИ в информационно-коммуникативной системе региона [Текст] / Л. К. Лободенко - Вестник ЮурГУ. Серия «Лингвистика». - 2015. -Т. 12, № 2. - С. 33-38.

9. Машкова, С. Г. Сетевые СМИ: факторы эффективности : автореферат дис. ... канд. филол. наук [Текст] / С. Г. Машкова. - Воронеж, 2006 - URL: http://cheloveknauka.com/setevye-smi-faktory-effektivnosti (дата обращения 06.02.2017).

10. Пуля, Вс. Семь слагаемых успеха: Как сделать аудиторию сайта лояльной [Текст] / Вс. Пуля II Журналист. - 2014. -№6,- С. 40-41.

11. Фомичева, И. Д. Социология интернет-СМИ : учебное пособие [Текст] / И. Д. Фомичева. -М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 79 с.

12. Экгардт, Л. В. Особенности региональной интернет-журналистики [Текст] / Л. В. Экгардт II Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 34 (215). - Филология. Искусствоведение. Выпуск 49.-С. 137-140.

SOCIAL ELEMENTS ON THE SITE OF THE REGIONAL NEWSPAPER (ON THE EXAMPLE OF EDITIONS IN PERM REGION)

Kulichkina G. V, Perm State National Research University, Perm, [email protected]

The problems of digital development in regional Newspapers is one of the trends of modern journalism. In terms of the Internet creates new opportunities for communication of all with all on equal terms, the role of interactivity in texts of regional Newspapers. The objective of this study is the analysis of the role of social elements of the website of the regional newspaper. Set goals: identify the social elements in the site structure, peculiarities of their functioning, the role to optimize the information -communicative processes in the local media discourse. Material of the study consists of 70 sites, regional Newspapers of the Perm region for 2014 -2016. the sites of regional Newspapers has a large enough informational-communicative potential, it is necessary the Newspapers in the modern socio-economic conditions. Among the means of its implementation can be called a social site elements in the form of comments, forums, communicative projects, the census, information of the social networking site, predostavleniya social services, expansion of facilities usability. The social elements of sites of regional Newspapers strengthen the reputation of the local newspaper in the public opinion of the local community , ukreplyayut its position on the regional media market.

Keywords: regional newspaper, the social elements of the site, the information and communication processes, local media discourse.

References

1. Bakulev, G. P. (2010) Massovaya kommunikatsiya [=Mass Communication: Western theories and concepts], Moscow, Izd-vo Aspekt Press, 192 p. (In Russ.).

2. Berezin, V. M. (2004) Massovaya kommunikatsiya: sushnost', kanali, deystviya [=Mass communication: the essence, channels, actions], Moscow, Izd-vo RIP-holdimg, 174 p. (In Russ.).

3. Vartanova, E. L. (2010) Mediaindustria i konvergentsia [= The media industry and convergence], in: Internet-SMI: teoria ipraktika [=Internet media: Theory and practice], Moscow, Isd-vo Aspekt Press, pp. 10-39. (In Russ.).

4. Ershov, Y. M. (2014) Mestnaya pressa vipadaet is nacional'noy mediasistemi [=The local press falls from the national media systems], in: Jurnalist. Sosial'nie kommunikacii [=Journalist. social communication], No.2(14),pp. 55-59. (In Russ.).

5. Il'inih, I. D. (2014) Informasionniy potensial i dialogovie vozmojnosti regional'nih SMIi setevih izdaniy (na primere SMI Uralskogo Federalnogo okruga) [=Information capacity and interactive capabilities of the regional media and online publications of Federal Urals District], Ekaterininburg, 24 p. (In Russ.).

6. Kastel's, M. (2000) Infomacionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kul 'turn [=The Information Age: Economy, Society and Culture], Moscow, 608 p. (In Russ.).

7. Lazutkina, E. V. (2008) Internet -SMI Astrahanskoi oblasti: sostoyani'e i perspektivi razvitiya [=Internet media Astrakhan Region: state and prospects], in: Kaspiyskiy region: politics, economics, culture [=The Caspian region], № 2, pp. 46-51. (In Russ.).

8. Lobodenko, L.K. (2015) Mediakontent Internet-SMI v infomacionno-kommunikativnoi sisteme regiona [=Media content online media in the region's media system], in: Vestnik YurGU. Seriya «Lingvistika» [=Bulletin SUSU series Linguistics], Vol. 12, No. 2, pp. 33-38. (In Russ.).

9. Mashkova, S. G. (2006) Setevi 'e faktori effektivnosti [=Network media:efficiency factors] available at: http://cheloveknauka.com/setevye-smi-faktory-effektivnosti, accessed 23.02.2017. (In Russ.).

10. Pulya. Vs. (2014) Sem' slagaemih uspeha: kak sdelat' auditorieu sayta loyal'noi [=The seven components of success: How do you loyal audience site], in: Jurnalist [=Journalist], No. 6, pp. 40-41. (In Russ.).

11. Fomicheva, I. D. (2005) Sosialogiya Internet-SMI [=Sociology of online media], Moscow, Izd-vo fakul'tetjurnalisniki MSU, 79 p. (In Russ.).

12. Ekgardt, L. V. (2010) Osobennosti regional'noi internet-jurnalistiki [=Features regional online journalism] in: Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Filologiya. Iskusstvovedeniye [=Bulletin of the Chelyabinsk state University. - Philology. The history of art. Release], No. 34 (215), Issue 49, pp. 137-140. (In Russ.).

Куличкина Галина Васильевна - кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.