Section 16. Economics and management
возраст, пол застрахованного. Актуарные расчеты, использующиеся для определения страховых тарифов, базируется на таблице смертности. На стоимость страхования влияют факторы: период, периодичность (рассрочка взносов) и размер внесения взносов, период, периодичность и размер получения страхового обеспечения.
Взносы по накопительному страхованию оплачиваются не единовременно, а в рассрочку, исходя из условий заключаемого договора. В случае если страхователь не смог уплатить очередной взнос, то можно переоформить договор и установить новые, соответствующие реальным возможностям страхователя условия.
Рассмотрим договор дополнительного пенсионного страхования, состоящий из двух этапов.
Первый этап — накопление. Накопление охватывает период времени, в течение которого формируется фонд для будущих страховых выплат. Пока человек находится в активной фазе жизни от 20 до 55 (60) лет,
он может делать регулярные отчисления от заработанных денег на свой личный счет в страховой компании или это осуществляет работодатель. Небольшие отчисления за 40 лет превращаются в капитал. Средства хранятся в страховой компании и на них начисляются проценты. Страховая компания, не взимая дополнительных взносов, может предоставить дополнительные полисы. Например, страхование на случай смерти, частичной или полной нетрудоспособности.
Второй этап — пенсионные выплаты. При наступлении пенсионного возраста накопленные средства выплачиваются пожизненно в виде ежемесячной пенсии. В идеальном случае всех накопленных средств, в течение трудовой деятельности, должно хватать на выплаты пенсионеру. Может возникать ситуация когда, равенство накопленных и выплачиваемых средств не соблюдается, потому что момент смерти застрахованного отличается от расчетного. Компенсация таких отклонений осуществляется в соответствии с общими принципами страхования.
Popova Tatiana Leonidovna, National Academy for Public Administration under the President of Ukraine, postgraduate student, the department of social and humanitarian policy
E-mail: popovat.l@mail.ru
Social determinants of social inclusion of the population in Ukraine
Abstract: In the article the social determinants of social inclusion and their influence on its process is investigated. The main tasks of social sphere development as a factor of stable social development are determined and the conditions of social inclusion process dynamization are defined.
Key words: social inclusion, social exclusion, social sphere, social relations, social development, society.
Попова Татьяна Леонидовна, Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, аспирант, кафедра социальной и гуманитарной политики
E-mail: popovat.l@mail.ru
Социальные детерминанты социального вовлечения населения в Украине
Аннотация: В статье рассматриваются социальные детерминанты социального вовлечения и исследовано их влияние на процесс последнего. Определены основные задачи развития социальной сферы как фактора стабильного социального развития и условия динамизации процесса социального вовлечения.
Ключевые слова: социальное вовлечение, социальное отторжение, социальная сфера, социальные отношения, социальное развитие, общество.
Существенное влияние на социальное вовлечение населения оказывает социальная сфера жизнедеятельности общества, основой которой являются социальные отношения. Составляющие социальной
сферы — социально-классовые, социально-трудовые, семейно-брачные, территориально-поселенческие отношения, а также составляющие социальной сферы, направленные на обеспечение социальной без-
218
Секция 16. Экономика и управление
опасности общества — система оплаты труда, система здравоохранения, социальная защита, социальная помощь и т. д. — способны в значительной степени детерминировать процессы социального развития [1, 45], а главное — формирование соответствующих условий для реализации социальных прав людей, что является плацдармом для социального вовлечения каждого человека в общественную жизнь.
Однако, социально-экономические трансформации, происходящие с момента утверждения независимости Украины, сопровождаются негативными последствиями во всех сферах общественной жизни, которые отразились на всей системе социальных отношений. Сегодня процесс формирования социальных отношений слишком противоречив, развитие социальной сферы очень нестабильно, происходят многочисленные нарушения законодательства по защите социальных прав граждан. Низкая эффективность социально-экономических преобразований, непрозрачный процесс разгосударствления и приватизации, бессистемность и непоследовательность законодательства социальной направленности привели к чрезмерной дифференциации в доходах и обнищанию значительной части населения, обесценивания человеческого капитала, углубления социального неравенства и несправедливости в украинском обществе, что обусловило развитие наихудших форм социального отторжения. Это ограничивает свободу выбора человека, нарушает его социальные права и сопровождается снижением социально-экономической активности, которая является необходимым условием социального вовлечения человека в жизнедеятельность общества.
Влияние социальной сферы, социальных отношений на полноценное участие людей в общественной жизни осуществляется, прежде всего, с помощью социально направленной деятельности государства, обеспечения социальных прав и свобод граждан, создания условий для реализации социального потенциала человека. Одновременно социальное вовлечение, как главная составляющая стабильного социального развития, и его регулятивный потенциал — это фундамент для упорядочения и развития социальных отношений, так как основывается на правах человека и направлено на создание условий для удовлетворения людьми своих социальных ценностей, которые и составляют содержательную сущность социальных отношений. Политика социального вовлечения исходит из того, что высшей ценностью современного общественного прогресса является человек, его права
и свободы, которые формируют условия человеческого развития, в частности те, которые он должен реализовать в процессе включения его в социальные отношения. Поэтому базисом социального вовлечения выступает идея социально-правового государства, ведь только в таком государстве человек признается высшей ценностью, а обеспечение его прав — приоритетной функцией государства.
Именно социальное государство, становление которого возможно в органичном единстве с формированием правового государства, является гарантом реализации социально-экономических прав и свобод человека, его социального потенциала и статуса, возможности беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, и способно установить социальную справедливость в обществе, что является ключевым принципом социального вовлечения.
Влияние социального государства на процесс социального вовлечения населения выражается через выполнение государством своей социальной функции, которая должна направляться на сглаживание социальных неравенств для всех слоев населения и предусматривать создание условий для реализации социального потенциала человека и обеспечения возможностей для удовлетворения потребностей в социальной защите, охране здоровья, общении с окружающими, воплощения в жизнь социальных прав путем осуществления активной политики в сфере социального вовлечения, что обогащает содержание социальной культуры, которая является существенным признаком цивилизованности любого государства. Именно социальная культура, сформировавшись, определяет способ деятельности социальной общности и личности в сфере социальных отношений, а это воспроизводит достигнутый уровень социальной активности и зрелости граждан, как необходимого условия социального вовлечения. Социокультурный потенциал социального, правового государства проявляется, прежде всего, в том, что государство призвано реализовать комплекс социально-экономических прав и свобод человека, которые имеют конституционный статус [1, 47].
В Основном Законе Украины задекларировано, что наше государство является социальным, правовым государством (ст. 1 Конституции Украины), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и обеспечения социальной безопасности на основе социальной справедливости. На прак-
219
Section 16. Economics and management
тике же наблюдаются значительные противоречия между декларируемыми в Конституции положениями и их реализацией. Многие из задекларированных социально-экономических прав и свобод нарушаются. Более того, права граждан стали сегодня предметом политического манипулирования. Украинские реалии свидетельствуют о несостоятельности государственных органов власти и управления привести провозглашенные права граждан в соответствие с реальными возможностями страны.
Реформы в Украине в основном ориентировались на внедрение рыночной экономики без должного внимания к углублению социальных рисков. Резкое сокращение социальных обязательств современного украинского государства породило новые аспекты социального неравенства, что проявляется в чрезмерной дифференциации общества на богатых и бедных, усилении маргинализации, «размывании» среднего класса. В современной социальной структуре украинского общества преобладают малообеспеченные слои населения, основная часть которых живет за официальной чертой бедности. Низкий уровень жизни большинства населения в сочетании с чрезмерным имущественным расслоением является одной из основных социальных проблем Украины, что приводит к отторжению значительной части населения от важных процессов в государстве и препятствует социальному вовлечению.
Так, украинский учёный Э. Либанова справедливо отмечает, что чрезмерная, экономически необоснованная дифференциация населения по доходам, по доступу к базовым социальным услугам порождает не просто социальное недовольство, а провоцирует разрушение моральных ценностей, коррупцию и криминализацию общества, препятствует развитию экономики и демократизации. Значительные массы населения оказываются отторгнутыми от общественной жизни, от возможностей реализации своих прав [2, 13-14].
Уровень жизни населения характеризует структура его доходов, основной составляющей которых считается заработная плата. Сегодня заработная плата для большинства работающих украинцев фактически превратилась в один из вариантов социальной помощи, который мало зависит от результатов труда. Так, за годы независимости оплата труда в структуре доходов украинского населения стабильно удерживается на низком уровне, но растет доля социальной помощи и других текущих трансфертов. По данным Госкомстата Украины за 2013 год в структуре доходов населения доля заработной платы составляла лишь 41,4%, зато стабильно высокой в доходах на-
селения остается доля социальной помощи и других полученных текущих трансфертов — 37,7%, тогда как доходы от прибыли и смешанные доходы составили 15,7%, а доходы от собственности — лишь5,2% [3]. Такая структура дает основание утверждать, что для занятого населения низкий уровень оплаты труда является первопричиной бедности и проявлением социального отторжения. Сегодня заработок значительной части занятого населения не удовлетворяет потребности самого работающего человека, не говоря уже о потребностях его семьи. В Украине 79% бедных составляют домохозяйства, в которых проживает хотя бы один работающий человек.
Следует отметить, что размеры заработной платы влияют на налоговые поступления в бюджеты, которые перераспределяются на выплату социальной помощи малообеспеченным и нетрудоспособным лицам, на стипендии, пенсии и т. п. Все это обуславливает социальную несправедливость, проявляется в нарушениях основных прав человека — права на жизнь, здоровье, безопасность, оплату труда и т. д., препятствуя тем самым полноценному участию граждан в жизнедеятельности общества.
Итак, в условиях построения социально-правового государства в Украине наблюдается недостаточное стратегическое осмысление роли и функций социальной политики [4, 101].
В таких условиях основной задачей государства становится формирование и реализация социальной политики, главным инструментом которой должно стать социальное вовлечение, т. е. воплощение социальной политики, направленной на решение проблем каждого человека и изменение стратегии государственного патроната на стратегию экономического стимулирования. Главными векторами, которые будут способствовать реализации этой задачи, являются:
— укрепление конституционно-правового механизма регулирования социальных отношений, направленного на формирование социальной безопасности общества, реализацию социальных прав граждан;
— усовершенствование нормативно-правовой базы по формированию социальной безопасности в обществе, направленной на повышение благосостояния населения, увеличения его реальных доходов;
— дальнейшее формирование законодательной основы социальной политики по усовершенствованию системы оплаты труда, увеличения денежных доходов населения, повышения реальной заработной платы;
220
Секция 16. Экономика и управление
— дальнейшее усовершенствование налогового и бюджетного законодательства с целью обеспечения социальной справедливости, стимулирования экономического роста и оптимизации процессов социального развития;
— создание стабильного правового поля для утверждения эффективной системы государственного управления социально-экономическими отношениями и обеспечения необратимости стратегии социально-экономической трансформации общества.
Список литературы:
1. Управление социальным и гуманитарным развитием: учебн. пособ./[авт. кол. В. А. Скуратовский, В. П. Тро-щинский, Э. М. Либанова и др.]; под общ. ред. В. А. Скуратовского, В. П. Трощинского: в 2 ч. - К.: НАДУ 2009. - Ч. 1. - 456 с.
2. Либанова Э. М. Социальные проблемы модернизации украинской економики/Либанова Э. М.//Демогра-фия и социальная экономика. - 2012. - № 1 (17). - С. 5-22.
3. Доходы и расходы населения Украины за 2013 год [Электронный ресурс]//Государственная служба статистики. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua.
4. Реформирование социальной политики в Украине: проблемы и перспективы: учеб.-науч. изд./авт. кол.: В. А. Скуратовский, В. П. Трощинский, П. К. Сытник и др.; под общ. ред. В. А. Скуратовского, В. П. Трощинского - К.; Львов: НАДУ 2012. - 368 с.
Sereda Nadezhda Alexandrovna, Kostroma State Agricultural Academy, PhD, associate professor, head department the Economics and management of technical services, the Faculty of Engineering Technology
E-mail: sereda_n@mail.ru
Essence and evaluation methodology of the technical potential in agriculture
Publication has been prepared according to studies, executed with the support of the «Russian foundation for humanities» and Kostroma region, research project No.14-12-44001 Absrtact: Proposed by an unconventional approach to the definition of technical potential as an aggregate means of labor and human resources. Presents a methodology for integrated assessment of the technical potential, characterized by a complex reflection of its basic elements; close interrelation of with indicators of socio-economic development of agriculture.
Keywords: technical potential, agriculture, integrated assessment
Середа Надежда Александровна, Костромская государственная сельскохозяйственная академия,
кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и управления техническим сервисом, инженерно-технологический факультет E-mail: sereda_n@mail.ru
Сущность технического потенциала сельского хозяйства и методологические подходы к его оценке
Публикация подготовлена по материалам исследования, выполненного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Костромской области в рамках научного проекта № 14-12-44001 Аннотация: Предложен нетрадиционный подход к определению технического потенциала как совокупности взаимосвязанных средств труда и человеческих ресурсов. Представлена методика интегральной оценки технического потенциала сельского хозяйства, характеризующаяся комплексным отражением его основных
221