Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / BODY / EFFICIENCY / MANAGEMENT / RUSSIAN FEDERATION / RATIONAL USE / ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпачёва О.А.

В данной статье проведен анализ процесса управления в таможенных органах. Изучены особенности, преимущества и недостатки организационной структуры управления таможенными органами, рассмотрены требования к организационным структурам управления таможенными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпачёва О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS IN THE MANAGEMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES

This article analyzes the management process in the customs authorities. The features, advantages and disadvantages of the organizational structure of customs administration are studied, the requirements to the organizational structures of customs management are considered

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ»

УДК 658.3

Карпачёва О.А. студент магистратуры 1 курса факультет «Экономика» Российская таможенная академия научный руководитель: Громенко О.А.,

доцент кафедры Российская таможенная академия Россия, г. Люберцы СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ

ОРГАНАМИ

Аннотация: В данной статье проведен анализ процесса управления в таможенных органах. Изучены особенности, преимущества и недостатки организационной структуры управления таможенными органами, рассмотрены требования к организационным структурам управления таможенными органами.

Ключевые слова: орган, эффективность, управления, Российская Федерация, рациональное использование, организационная структура.

Karpacheva O.A. master's degree student 1 course, faculty of Economics» Russian customs Academy Russia, Lyubertsy Supervisor: Gromenko O.A. candidate of economic Sciences, associate Professor

Russian customs Academy SOCIAL ASPECTS IN THE MANAGEMENT OF CUSTOMS

AUTHORITIES

Abstract: this article analyzes the management process in the customs authorities. The features, advantages and disadvantages of the organizational structure of customs administration are studied, the requirements to the organizational structures of customs management are considered

Key words: body, efficiency, management, Russian Federation, rational use, organizational structure

Управление представляет собой сложную интеллектуальную деятельность человека, требующую определенных знаний, умения и опыта.

Понятие управление широко используется в различных науках. Существует множество позиций и подходов, отражающих разнообразное отношение к процессу управления.

Так, Тейлор Ф. определил управление как искусство знать, что предстоит сделать и как это сделать наилучшим способом.

Питер Друкер под социальными аспектами в управлении определил

особый вид деятельности, который позволяет превратить неорганизованную толпу в эффективную и работоспособную группу.

Согласно исследованиям Слепенкова И.М. управление - представляет процесс воздействие на общество и его отдельные структуры для упорядочения их деятельности, сохранения качественной спецификации, совершенствования и развития.

Иванова В.Н. считает, что социальные аспекты управления определяют вид профессиональной деятельности, который не сводится к определению одной цели системы, но и представляет собой средство поддержания целостности сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

По мнению Куценко В.И. социальные аспекты управления представляют собой процесс осознания и организацию решения проблемы.

В процессе управления основными конкурентами являются люди, которые являются членами организации, либо организационного подразделения, которые представлены в сложной системе управленческих взаимоотношений.

Субъект управления - это источник управленческой активности, направленный на определенный объект управления.

Объект управления - это часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие.

Между субъектом и объектами в процессе взаимоотношения существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние.

В рамках структуры управления происходит процесс, между участниками которого распределяются функции и задачи, а, следовательно, распределяются права и ответственность за их выполнением. С такой позиции организационная структура рассматривается как форма разделения и кооперации.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных структурах формируются следующие виды взаимоотношений:

Вертикальные отношения (ФТС-РТУ, РТУ-таможня, таможня-отделы, таможня -таможенный пост, ФТС -таможня);

Горизонтальные отношения (РТУ-РТУ, отдел таможни-отдел таможни, таможенный пост-таможенный пост, таможня-таможня);

Диагональные управленческие отношения (пост-таможня, таможня -РТУ другого региона).

Вертикальные отношения представляют собой процесс отношений между руководителями и его подчиненными, в таком случае проявляется линейная субординация между всеми участниками процесса: все звенья цепи управления, которые стоят ниже находятся в подчинении у руководителя, находящегося на уровне управления выше. Такие отношения называются линейными.

Вертикальные отношения существуют только между функциональными звеньями, связанными с отношениями субординации.

Управленческое воздействие со стороны этих линейных руководителей на начальника отдела кадров таможни является выражением линейной субординации, их решения для него носят обязательный характер.

В функциональном подчинении начальник отдела кадров таможни находится у начальника отдела кадров РТУ, а также у начальника Управления кадров и учебных заведений ФТС России. В таком же случае управленческое воздействие больше носит рекомендательный характер.

Горизонтальные отношения могут быть двух категорий:

Во-первых, коллегиальные - это отношения между сотрудниками одного отдела, которые находятся в подчинении у одного начальника;

Во-вторых, параллельные - это отношения между сотрудниками разных отделов, которые занимают одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями.

Диагональные отношения - это такие отношения, которые возникают между звеньями управления, которые находятся на различных уровнях системы управления, которые не состоят в отношениях прямого подчинения, но взаимодействуют между собой во исполнение решений вышестоящих уровней.

Линейная и функциональная организационная структура управления наиболее характерны для вертикальных управленческих взаимоотношений.

Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений чаще приводит к программно-целевым организационным структурам управления.

Сочетание рассмотренных структур управления порождает так называемую смешанную организационную структуру управления, которая характерна для единой системы таможенных органов РФ.

Анализ сложившихся в системе таможенных органов организационных структур позволяет сформировать основные требования, которые предъявляются к ним:

1. Простота и экономичность. Довольно сложная организационная структура усложняет работу органов управления и приводит к увеличению расходов на содержание. Организационная структура управления должна способствовать самоконтролю и наличию у сотрудников внутренней мотивации;

2. Ясность. Каждое подразделение таможенного органа должно четко понимать свою позицию;

3. Определенность. Организационная структура должна помогать каждому сотруднику понимать свою цель и задачу;

4. Управляемость. Организационная структура должна облегчать процесс принятия решений (плохой - «сверху-вниз», хороший - «снизу-вверх»);

5. Устойчивость. Организационная структура должна иметь стабильный характер. То есть она должна обладать устойчивостью во

времени и способностью к самообновлению и саморазвитию.

6. Передача полномочий. Начальник таможни отвечает за деятельностью всего таможенного органа. Однако в некоторых случаях он вынужден передавать часть функций заместителям начальника таможни, начальниками отделом таможни и начальникам таможенных постов.

7. Координация. Чем большее число сотрудников участвуют в выполнении поставленной задачи, тем более согласованными должны бить их усилия.

8. Компетентность. Круг ответственности каждого сотрудника таможенного органа может быть строго определен. Компетентность руководителя проявляется в том, каким образом он может организовать работу своего подразделения или таможенного органа в целом.

9. Централизация. Чем больше функций и специалистов находятся в управлении начальника таможенного органа, тем больше степень централизации его управленческой деятельности. Каждый сотрудник совместно с нижестоящими звеньями структуры управления должен определять для себя, какой объем полномочий остается за ним.

Задача руководства таможенного органа заключается в организации грамотно выстроенной политики управления персоналом таможенных служб.

Таким образом, можно отметить, что управление - это сложный социальный процесс сознательного, основанного на достоверном знании обоснованного систематического воздействия субъекта управления на социальный объект посредством принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования, контроллинга, которые необходимы для обеспечения эффективного функционирования и развития организации как социальной системы.

Использованные источники:

1. Бекляжев М.А. Таможенное право. Учебник. М.: Норма, 2015 .-с. 311

2. Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования./ М.В. Бойкова; под общ. ред. В.В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.

3. Габричидхе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. М.: Норма, 2014.-448

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2014. 464 с.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2016.

6. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. М.: РИО РТА, 2016, С. 80.

7. Макрусев В.В., Черных В.А. Управление таможенным делом. М. Издательство Российской таможенной академии, 2013. 96с.

8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Режим доступа: http: //www.customs .ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.