Научная статья на тему 'Социальные аспекты развития профессионально-интеллектуальной компетентности молодёжи'

Социальные аспекты развития профессионально-интеллектуальной компетентности молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты развития профессионально-интеллектуальной компетентности молодёжи»

The next actual method in teaching foreign language is the activity method. The method of teaching, in which students do not receive knowledge in their final form but extract them themselves in the process of their own active educational and cognitive activity is called the activity method [1. P. 54]. According to A. Diesterweg, the activity method of teaching is universal. "Accordingly, he should have acted not only in primary schools, but in all schools, even in higher educational institutions." This method is appropriate everywhere where knowledge must be acquired, that is, for every student [3. P. 87].

Active learning is a way of organizing the learning process, in which the learner acquires knowledge over their transfer by the teacher, and the methods, forms and means used stimulate this process, take into account the individual characteristics of the student and provide the required level of motivation. With this form of organization of the educational process, the teacher needs to correctly orient the students' cognitive activity, orient them in the information space and provide the necessary methodological assistance in time.

References

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка, 2006. Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка, 2006. № 6. С. 49-54.

2. Kleymen N.M. The use of active training methods in the English lesson classes, 2011.

3. Dushenina Т.В. Project method in English language classes, 2010.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЁЖИ

Абдулхакимов С.У.

Абдулхакимов Салим Уралович - преподаватель социологии, кафедра гуманитарных наук, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Профессиональную социализацию можно рассматривать в двух значениях. В широком смысле слова она представляет собой процесс развития адаптационно--интегративных характеристик личности (составляющая социализационного процесса). При этом он формирует потенциал успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня профессиональной мобильности в течение всей жизни. В узком смысле слова профессиональная социализация может рассматриваться в рамках определенной социально-профессиональной группы и иметь определенную профессиональную направленность.

Профессиональная социализация - процесс интериоризации личностью базовой системы ценностей и нормативов поведения профессионального сообщества, составляющих основу социального поведения в профессиональной сфере. Данное определение отражает социальную сущность протекающего процесса - глубокое усвоение социальных принципов функционирования профессионального сообщества, которые становятся, таким образом, структурными элементами личности специалиста.

Эти принципы реализуются в поведенческих актах члена профессиональной группы как во время выполнения своих непосредственных трудовых обязанностей, так и в неформальных взаимодействиях (структура речи, манера одеваться, образ жизни в целом). Представляется важным, что предлагаемое определение не ограничивает процесс профессиональной социализации конкретным временным интервалом или жизненным этапом личности.

Профессиональная социализация осуществляется как целенаправленно в процессе обучения, так и спонтанно во взаимодействии людей, принадлежащих к одному профессиональному сообществу, в формальной и неформальной обстановке. Такое общение является необходимым элементом основного процесса социализации личности, влияние которого не прекращается с окончанием трудовой деятельности, но накладывает отпечаток на всю сознательную жизнь человека.

Включение процесса профессиональной социализации в сферу научных интересов социологов явилось ответом на потребность общества в восстановлении и развитии профессиональных сообществ как носителей и трансляторов специфической профессиональной субкультуры. Профессиональные сообщества объединяют людей, работающих в одной и той

же области, имеющих общие цели, единую систему ценностей и социальных нормативов, в команду единомышленников. На их основе формируются научные школы, исследовательские группы, инновационные команды [1. С. 331]. Поэтому управление профессиональной социализацией как процессом становления специалиста и полноценного включения его в профессиональную среду является важнейшей задачей системы высшего образования.

Образование - особый социальный институт, соединяющий в себе как чисто административные, так и творческие функции. Вуз - часть этого института, включающая в себя элементы административного управления и творческого содружества, объединяющего ученых, педагогов и студентов с целью получения нового знания и формирования нового поколения ученых и педагогов. Достижение этой цели возможно при условии, что образовательное учреждение является центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Сегодня существует необходимость организации глубокого и всестороннего взаимодействия культуры и образования, иными словами - "переориентации образования с модели научной на культурную".

Организационно-культурная миссия образовательного учреждения предполагает создание условий для свободного и творческого развития личности каждого студента в процессе обучения, пробуждение потребности в освоении культурных ценностей профессиональной среды и их глубокой интериоризации. Реализацию данной миссии осуществляют организационно-культурные механизмы профессиональной социализации, основным из которых является социокультурная среда вуза.

Социокультурная среда вуза формирует специфическое пространство, в котором проходит процесс профессиональной социализации студента, формируется личность будущего специалиста, осуществляется взаимодействие комплекса агентов, осуществляющих управление данным процессом, - профессорско-преподавательского состава, администрации, воспитательных, научных и других структур [2. С. 8].

Социокультурная среда вуза охватывает разнообразные канаты и формы обучения, формальную и неформальную иерархию агентов образовательного процесса, воспроизводит и трансформирует явные и латентные ценности вуза, контролирует на формальном и неформальном уровнях соблюдение нормативов коллективного поведения и выполняет целый комплекс других важных функций. Без глубокого понимания принципов функционирования этого механизма трудно осознать роль образования в социокультурном воспроизводстве, развитии экономики, политики и в других сферах [3. С. 333].

Процесс профессиональной социализации является двунаправленным. С одной стороны, это субъекты обучающего воздействия (преподавательский коллектив, социокультурная среда вуза, организация учебного процесса и сокурсники), которые в процессе обучения воздействуют на студента, тем самым помогая входить в профессию. Сам студент (объект обучающего воздействия) усваивает и интегрирует предоставляемые знания и практические навыки. С другой стороны, становление профессионала происходит в творческом воспроизведении усвоенных норм и ценностей, культуры и знаний, опыта и навыков в практике. Данный процесс можно определить как обратное социализирующее влияние объекта социализации (студента) на обучающую среду [4. С. 231]. Эти две составляющих одного процесса невозможно разделить без ущерба для формирования полноценного профессионала.

Только одновременное усвоение системы профессиональных знаний в процессе обучения (выполнение функций объекта обучающего воздействия) и субъекта творческого осознания содержания этих знаний (выполнение функций обучающегося субъекта) позволяет студенту в полной мере включаться в освоение профессионального пространства и активно искать в нем свое место.

Спецификой современного рынка труда высококвалифицированных кадров является отказ от специалистов узкого профиля [5. С. 20]. Для успешной профессиональной карьеры выпускник вуза должен обладать такими качествами и навыками, которые позволяют применять профессиональные знания в широком диапазоне и могут быть востребованы не только в области базовой подготовки.

В состоянии современной системы высшего образования в Узбекистане выделяются три уровня проблем. Первый уровень проблем связан с выходом на новую парадигму образования в условиях глобализации мирового образовательного пространства; второй - с кризисом традиционной, сформированной в советский период, системы образования в целом и ее главным элементом - системы управления подготовкой высококвалифицированных специалистов; третий - с неготовностью высшей школы в полной мере осуществлять свою организационно-культурную миссию - создание условий для свободного и творческого

72

развития личности каждого студента в процессе обучения, пробуждение потребности в освоении культурных ценностей профессиональной среды и их глубокая интериоризация.

Реализацию данной миссии осуществляют организационно-культурные механизмы управления профессиональной социализацией студентов, действующие на всех этапах обучения в вузе.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

2. Авдеева H.H. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр. Психологии, 1996. № 4. С. 5-13.

3. Азаров Ю.П. Радость учиться и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. 333 с.

4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Политиздат, 1993. 231 с.

5. Азимова Д.Х. Воспитание у старших дошкольников эмоционально-положительного отношения к сверстникам: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992. 20 с.

ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ИСЛАМЕ

Якубов Ю.М.

Якубов Юсуф Мингишевич - преподаватель философии, кафедра гуманитарных наук, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Сегодня практически во всех сферах жизни нашего общества - внутренней и внешней политике - присутствует т.н. «религиозный фактор». Значение ислама особенно возросло в последние десятилетия, характеризующиеся рядом кардинальных перемен в Узбекистане в области политического и национально-государственного устройства, социально-экономической и общественной жизни. Изменения претерпела также духовно-религиозная сфера, что связано с общим демократическим процессом, затронувшим и область государственно-религиозных отношений.

Учеными отмечаются возрастающая социальная значимость мусульманской религии, политизация ислама и исламизация общественной жизни ряда народов, традиционно исповедующих ислам. Возрождение морально-этических, нравственных норм религии вообще и ислама, в частности, может, на наш взгляд, заметно повлиять на духовно-нравственное оздоровление общества.

Кроме того, ислам является существенным фактором сохранения национального самосознания тюркских народов, а также остальных этносов, придерживающихся исламского вероисповедания.

В связи с этим важно отметить, что в средствах массовой информации (печатные издания, телевидение, радио) можно столкнуться с абсолютно разными оценками по поводу одного и того же события или происшествия, так или иначе связанного с исламом [1. С. 125]. Смысл, значение, вкладываемое в понятие «ислам», а так же мнения, возникающие в связи с этим понятием, совершенно разнообразны, а иногда и вовсе противоречивы. Отношение и взгляды часто и самих религиозных деятелей и руководителей к тем или иным событиям бывают неоднозначными.

Важно иметь в виду и то обстоятельство, что ситуация вокруг ислама на сегодняшний день во многом разноречива и общественное мнение о нем часто разнятся.

Исследования проблемы воздействия ислама на общество появились, видимо, с того момента, как эта религия сформировалась, и первыми источниками, определяющими влияние ислама на общество, можно считать Коран, а также предания первого проповедника данной религии и основателя - Мухаммеда. До нас дошло множество работ знаменитых мусульманских теологов и исламских богословов, в частности «Китаб ара ахл аль-мадинат аль фадила» (Аль-Фараби), «Ихьяу улюми-ддин» (Аль-Газали), «Мукаддима» (Ибн-Халдуна) и т.д. Разумеется, это были богословские труды. Несмотря на это они были проникнуты социальными мотивами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.