Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОБЫЧИ ИСКОПАЕМОЙ МАМОНТОВОЙ КОСТИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОБЫЧИ ИСКОПАЕМОЙ МАМОНТОВОЙ КОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКОПАЕМАЯ МАМОНТОВАЯ КОСТЬ / АРКТИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / "ЧЕРНЫЕ КОПАТЕЛИ" / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / АРКТИКА / МАМОНТОВЫЕ БИВНИ / ЛИЦЕНЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяконова Августа Петровна

Ископаемая мамонтовая кость является уникальным биогенным палеонтологическим ресурсом, имеющим научное, коллекционное, культурное и социально-экономическое значение, требующее правового регулирования всех аспектов его выявления, добычи, реализации и рационального использования. По экспертным оценкам более 80% ресурсов бивней мамонта в России сосредоточены на территории Республики Caxa (Якутия). Потенциал мамонтового бивня крупнейшей на Земле Северо-Якутской костеносной провинции оценивается примерно в 500 тыс. тонн [1]. Ежегодно добывается, в том числе нелегально, вывозится около 100 тон. мамонтовых бивней общей стоимостью более 1,5 млрд рублей [2].Население арктических районов Якутии, где добывается мамонтовая ископаемая кость, не получает соответствующих доходов от этого промысла, а доходы от недропользователей и добытчиков ископаемой мамонтовой кости в виде налогов не поступают в бюджет. При этом ископаемая мамонтовая кость продолжает пользоваться большим спросом на внутреннем и зарубежном рынках, бивни мамонта активно сбываются нелегально в страны Восточной Азии для косторезного и ювелирного производства.В статье рассматриваются социальные последствия проблемы правового регулирования сбора и добычи ископаемой мамонтовой кости.Даны различия между способами добычи ископаемой мамонтовой кости «черными копателями» и особенностями промысла коренным населением. Выявлены основные трудности для легального заработка местного населения, занятого добычей и реализацией ископаемой мамонтовой кости.Автором был использован метод включенного наблюдения в Усть-Янском, Оленекском, Верхоянском, Среднеколымском, Анабарском, Абыйском и Аллаиховском районах Якутии, интервью с 20 добытчиками останков мамонтовой фауны и с экспертами, анализ официальных документов и предложены ряд рекомендаций по разрешению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL ASPECT OF MAMMOTH IVORY FOSSIL PROBLEM REGULATION

Fossil mammoth ivory is a unique biogenic paleontological resource of scientific, collection, cultural and socio-economic importance that requires legal regulation of all aspects of its identification, extraction, realization and rational use. According to expert estimations more than 80% of resources of mammoth tusks in Russia are concentrated in territory of Republic Saxa (Yakutia). The potential of a mammoth tusk of the largest on the Earth the North-Yakutsky ossuary province is estimated approximately in 500 thousand tons [1]. About 100 tons of mammoth tusks are extracted annually, including illegally, with a total value of more than 1.5 billion rubles [2].The population of Arctic regions of Yakutia where mammoth fossil bone is extracted, does not receive the corresponding incomes from this craft, and incomes from subsoil users and miners of fossil mammoth bone in the form of taxes do not arrive in the budget. At the same time, fossil mammoth ivory continues to be in great demand in domestic and foreign markets, and mammoth tusks are actively marketed illegally to East Asian countries for bone carving and jewelry production.The article considers social consequences of the problem of legal regulation of collection and extraction of fossil mammoth ivory.Differences between ways of extraction of fossil mammoth bone by “black diggers” and features of craftsmanship of the indigenous population are given. The main difficulties for the legal earnings of the local population engaged in the extraction and sale of fossil mammoth bone are revealed.The author used the method of included observation in the Ust-Yansk, Olenek, Verkhoyansk, Srednekolymsk, Anabarsky, Abyisky and Allaihovsky districts of Yakutia, interviews with 20 miners of mammoth fauna remains and with experts, analysis of official documents and proposed a number of recommendations to resolve the identified problems.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОБЫЧИ ИСКОПАЕМОЙ МАМОНТОВОЙ КОСТИ»

Социальные аспекты проблемы регулирования добычи ископаемой мамонтовой кости

Дьяконова Августа Петровна,

аспирант кафедры социологии и у правления персоналом Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected]

Ископаемая мамонтовая кость является уникальным биогенным палеонтологическим ресурсом, имеющим научное, коллекционное, культурное и социально-экономическое значение, требующее правового регулирования всех аспектов его выявления, добычи, реализации и рационального использования. По экспертным оценкам более 80% ресурсов бивней мамонта в России сосредоточены на территории Республики Caxa (Якутия). Потенциал мамонтового бивня крупнейшей на Земле Северо-Якутской костеносной провинции оценивается примерно в 500 тыс. тонн [1]. Ежегодно добывается, в том числе нелегально, вывозится около 100 тон. мамонтовых бивней общей стоимостью более 1,5 млрд рублей [2].

Население арктических районов Якутии, где добывается мамонтовая ископаемая кость, не получает соответствующих доходов от этого промысла, а доходы от недропользователей и добытчиков ископаемой мамонтовой кости в виде налогов не поступают в бюджет. При этом ископаемая мамонтовая кость продолжает пользоваться большим спросом на внутреннем и зарубежном рынках, бивни мамонта активно сбываются нелегально в страны Восточной Азии для косторезного и ювелирного производства.

В статье рассматриваются социальные последствия проблемы правового регулирования сбора и добычи ископаемой мамонтовой кости.

Даны различия между способами добычи ископаемой мамонтовой кости «черными копателями» и особенностями промысла коренным населением. Выявлены основные трудности для легального заработка местного населения, занятого добычей и реализацией ископаемой мамонтовой кости. Автором был использован метод включенного наблюдения в Усть-Янском, Оленекском, Верхоянском, Среднеколымском, Анабарском, Абыйском и Аллаиховском районах Якутии, интервью с 20 добытчиками останков мамонтовой фауны и с экспертами, анализ официальных документов и предложены ряд рекомендаций по разрешению выявленных проблем.

Ключевые слова: ископаемая мамонтовая кость, арктические территории, традиционный народный промысел, «черные копатели», Республика Саха (Якутия), Арктика, мамонтовые бивни, лицензия.

в и S

см см о см со

Введение

Перечень и статус природных ресурсов в Арктике определяются двумя специфическими особенностями: это многолетнемерзлые породы (вечная мерзлота) и ископаемая мамонтовая кость. Обе эти особенности не стали предметом специального правового регулирования в российском законодательстве. Ископаемая мамонтовая кость, как вид минерального сырья не включен в общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод [3].

Мамонтовая кость - ископаемый аналог современной слоновой кости, высоколиквидное сырье, пользующееся постоянным спросом на внутреннем и зарубежном рынках. Современные цены в зависимости от качества сырья составляют на внутреннем рынке 30-150 долларов за килограмм; цена на высокосортную коллекционную кость на зарубежных аукционах достигает 250280 долларов за килограмм [4].

Распространение в советское время геологоразведочных работ на северных территориях и развитие малой авиации сделало доступными самые удаленные участки Республики Саха (Якутия). Транспортная доступность удаленных островов и мест обитания мамонтов открыла возможность работникам разных предприятий заниматься попутными неорганизованными сборами мамонтовой кости. В связи с некоторым оживлением косторезного промысла в Якутии в 1970-х годах процесс заготовки ископаемой мамонтовой кости пошел более интенсивно, был упорядочен прием сырья и установлена заготовительная цена за 1 кг сортового бивня [5].

Ситуация принципиально изменилась в 1980-х годах в связи с ограничениями и последующим полным запретом на торговлю современной слоновой костью и ее обработку. Такие ограничения были введены в связи с принятием в 1973 г. Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), вступившей в силу 1 июля 1975 г. [6].

Начиная с 1979 года были начаты активные геологоразведочные работы по оценке запасов и ресурсов ископаемой мамонтовой кости, по итогам которых и научных исследований было установлено, что основные ресурсы этого сырья расположены в арктической зоне Якутии.

Промысел мамонтовой кости производится сотни лет местным населением, в том числе коренными малочисленными народами Российской Фе-

дерации. Для коренного населения арктических территорий промысел мамонтовой кости является традиционным, производится сотни лет, останки мамонтовой фауны использовались человеком в строительстве жилища, в изготовлении орудий охоты, труда и быта, что имеет подтверждение в археологических исследованиях. В настоящее время, несмотря на рост показателей промышленного освоения Арктики, благосостояние местного населения не меняется, а состояние окружающей среды ухудшается.

Проблема рационального использования ресурсов ископаемой мамонтовой кости не изучена и отсутствуют практические, теоретические, методологические основы рационального использования [7].

Проблематика

С запретом охоты на слонов и на торговлю слоновой костью спрос на поставку бивней мамонта с российского Севера тут же вырос и остается высоким до сих пор: в Китай экспортируется порядка 90% всего объема добычи. Азиатские мастера изготавливают из ценного материала сувенирную продукцию и предметы искусства. Основной регион добычи - российская тундра на берегах Лены. В 2009 экспорт мамонтовой кости из России составил примерно 60 тонн в год при средней цене около 500 долл. США за килограмм. Основное направление экспорта - Гонконг [8].

Таким образом, добыча ископаемой мамонтовой кости стала достаточно экономически востребованной и котируемой отраслью.

В Федеральном законе «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 останки мамонтовой фауны названы «коллекционным палеонтологическим материалом» [9], а значит, добывать их в таких объемах, как полезные ископаемые, нельзя. Вместе с тем «теневая» добыча уже давно носит полноценный промышленный характер. В законе не до конца учитываются особенности ресурса, отсутствует четкая нормативная база по сбору, реализации, вывозу палеонтологических остатков мамонтовой фауны. В период 1991-2002 гг. промышленный сбор бивней на арктической территории Якутии не лицензировался. До этого вся отрасль была сферой деятельности Национального мамонтового фонда, регулировавшего сбор и переработку этих ресурсов.

В Республике Саха (Якутия) в 2000-х годах был разработан и опубликован ряд нормативных документов, объединяющих ископаемую мамонтовую кость с палеонтологическими остатками фауны мамонтового комплекса [10]. Также одной из форм контроля добычи и оборота ископаемой мамонтовой кости был Международный аукцион по продаже бивней мамонта, проводившийся в г. Якутске Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) с 2005 по 2009 г. (всего проведено шесть аукционов). Главной целью их про-

ведения являлась легализация оборота мамонтовой кости и других остатков мамонтовой фауны. Одним из основных требований для держателей лицензии на добычу ископаемой мамонтовой кости было обязательное представление недропользователями трети добытой мамонтовой кости на аукцион, но это требование практически не исполнялось [11].

Продажа ископаемой мамонтовой кости - одна из крупных статей экспорта в регионе, однако объемы продаж с «черного» рынка почти в 120 раз превышают официальные показатели [12].

Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию с 2003 года стали выдаваться лицензии на сбор с поверхности бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны.

Законом Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 250-З № 507-Ш «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны» определяются субъекты оборота бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны, в том числе устанавливается, что сбор и обработка бивней мамонта являются традиционным народным промыслом коренного населения северных районов Республики Саха (Якутия) в течение более чем двух веков [13].

Установлены следующие виды лицензий на добычу мамонтовой фауны.

Лицензия на добычу мамонтовой фауны разделяется на 5 видов, в зависимости от способа добычи и ее цели:

1. Лицензия на попутный сбор бивней мамонта, других остатков мамонтовой фауны;

2. Лицензия на право добычи бивней мамонта;

3. Лицензия на геологическое изучение и научно-изыскательские работы;

4. Лицензия для образования особо охраняемых участков недр;

5. Лицензия на сбор с поверхности коллекционных материалов;

Условиями пользования недрами в лицензиях установлена ежегодная отчетность недропользователей в виде предоставления информационных отчетов в Якутскнедра по количеству собранного материала, его качества. Лицензию могут получить родовые общины, индивидуальные предприниматели и юридические лица, изначально срок лицензии составлял 1 год, с 2016 года срок был увеличен до 5 лет. Лицензия выдается исключительно в городе Якутске, куда стоимость авиабилета с арктического района составляет для одного пассажира около 70-130 тысяч рублей, что становится непреодолимым финансовым ограничением для приобретения лицензии общинами и местным населением. Таким образом, местное население не может получить участки ископаемой мамонтовой кости в коммерческих целях и вынужденно быть посредником у крупных перекупщиков.

Систему предоставления лицензий все опрошенные считают излишне бюрократической и дли-

сз о

о Л о

о сз о в

тельной по времени разрешения. На практике, из-за ограничения количества собираемых образцов на одном участке, один заявитель обращается за лицензиями по 10-20 небольшим участкам, на которых не может быть гарантированно собран заявленный объем. В реальности, лицензии оформляются на одни участки, а сырье добывается на других участках, соответственно, нарушается законодательство, а отчеты по лицензиям искажаются. Это несоответствие правового регулирования и реальной ситуации в добыче ископаемой мамонтовой кости порождает такую социально-профессиональную группу добытчиков, названную в этой среде «черными копателями».

Данный вид деятельности добытчиков мамонтовой фауны помимо получения лицензии, требует наличия технических, финансовых и кадровых ресурсов, выполнение которых возможно лишь для юридических лиц, занятых промышленной добычей мамонтовой фауны. Физические лица из местного населения и члены родовых общин не имеют возможности выполнить эти требования, поскольку сбор мамонтовой кости осуществляют в местах своего традиционного природопользования, в арктических районах республики. Сбор производится, в основном, с поверхности ландшафта, без нарушения его целостности, при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 6 части первой статьи 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра предоставляются в пользование для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. При этом в соответствии с Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для указанных целей (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. № 711) сбор геологических коллекционных материалов, в том числе палеонтологических, означает извлечение единичных образцов горных пород, руд, минералов, окаменелых останков фауны и флоры из естественных обнажений, отвалов горных пород и продуктов их переработки, действующих и заброшенных горных выработок без проведения горных и других видов специальных работ, которые могут быть использованы для создания и пополнения коллекций научного, художественно-декоративного и иного назначения, в научно-исследовательских, учебных, познавательных целях [14].

На практике под сбором поделочных материалов в виде палеонтологических останков преимущественно подразумевается сбор бивня мамонта, который осуществляется в значительном количестве и используется в коммерческой деятельности (продажа косторезным мастерским), а также для е реализации его в России и на экспорт. В настоя-е щее время предоставление права пользования ней драми на сбор поделочных материалов в виде па° леонтологических останков в коммерческих целях ав законодательством не урегулировано.

С развалом СССР, арктические районы лишились государственной поддержки и вошли в «рыночные отношения», «черный копатель» мамонтовой кости оказался в неправовом поле. В группу «черных копателей» входят все те, кто осуществляет сбор ископаемой мамонтовой кости без разрешительных документов, что скрывает реальную картину за случайностью находки или намеренным сокрытием деятельности. Из неофициальных источников объемы нелегально добытых остатков мамонтовой фауны, по оценкам специалистов, доходят примерно до 50% от общего объема добытого материала в год.

Старательские артели и промышленные предприятия, геологоразведка с мощной техникой выворачивают целые пласты земли, нарушая целостность недр, используя мощные мотопомпы, разрушающие русло рек и берега озер, многолетний слой мерзлоты, пастбищ и охотугодий, создают очаги ландшафтных пожаров. Этот способ добычи называют «промышленным», так как осуществляется путем промывания грунтов большим количеством воды под давлением и применяется исключительно на склонах и ярах береговой полосы. После обнаружения части ископаемой мамонтовой кости на берегу в этом месте начинают размывать почву струёй воды мотопомпы. При размывании почвы начинаются появляться фрагменты бивней и костей мамонта. Дальнейший поиск и размывание грунтов ведется внутри шахт, под землей. Потребление большого количества воды под давлением приводит к обвалам и экологическому загрязнению водоёмов грязью, горючими смесями. Подобные манипуляции с арктической природой оказывают тяжелые последствия для экологической системы. Этот способ сопряжен с риском возникновения обвалов, падений и считается наиболее опасным для жизни людей и животных.

Экологически щадящая технология используется местным населением. Коренные жители в основном рыбаки, охотники и оленеводы, попутно добывают ископаемую мамонтовую кость, которая находится на поверхности земли или на дне реки. Они вовлекаются в эту трудовую занятость в целях содержания семей и сохраняют традиционное бережное и опасливое отношение к палеостан-кам мамонта и других древних обитателей тундры. Этим промыслом занимаются преимущественно молодые люди, подростки из бедных семей, стремясь сбыть найденные останки мамонтовой фауны по заниженной цене скупщику и на полученные деньги оказать помощь своей семье, купить себе билет в г. Якутск, оплатить учебу в профессиональном образовательным учреждении и т.д.

Таким образом, добыча ископаемой мамонтовой кости стала одним из видом трудовой занятости в Арктике. Определились действующие лица этой производственной отрасли. Назревает конфликтная ситуация между местным населением и «черными копателями». Нарастает угроза экологии Арктики. Актуализируется необходимость

правового регулирования данного вида предпринимательства.

Выводы и рекомендации

Выявлены противоречивые тенденции:

• между повышающимся интересом к добыче мамонтовой фауны и отставанием правового ее регулирования;

• напряженность между местным населением, активно вовлекающегося в добычу мамонтовой кости, и «черными копателями» за производственную нишу рыночных отношений;

• между местным населением, опасающимся ухудшением среды обитания в связи с добычей ископаемых костей, и добытчиками, использующими нещадные способы добычи.

В целях сохранения уникального ископаемого ресурса, установления равновесия между оборотами добытой ископаемой мамонтовой кости и благосостоянием населения, проживающего на территориях добычи, необходимо предпринять следующие действия:

• обеспечить рациональное пользование недрами и систематический и

эффективный региональный государственный геологический надзор за сбором поделочных материалов в виде палеонтологических останков;

• стимулировать развитие традиционных промыслов местного населения и производство сувенирной продукции из останков мамонтовой фауны;

• сократить бюрократические барьеры и сроки выдачи лицензий;

• Определить единого оператора по сбору, переработке и экспорту мамонтовой кости;

• Организовать государственно-частное партнерство с правом выкупа мамонтовой кости у коренного населения, с предоставлением криохранилища, цехов по обработке мамонтовой кости, что позволит регулировать объемы добычи и стоимости мамонтовой кости. Реализация предложенных рекомендаций позволит увеличить объем легальной лицензированной добычи и создать сезонные рабочие места в поселениях арктической зоны Российской Федерации.

Современная мамонтовая лихорадка - это ажиотажная добыча ископаемой мамонтовой кости, нередко на грани действующего законодательства, с риском для жизни, для удовлетворения в основном иностранного спроса в условиях активизации природного процесса разморозки косте-носных лёссово-ледовых формаций в центральной Арктике.

Научная, культурная и политическая ценность останков мамонтовой фауны в Российской Арктике должна быть признана на государственном уровне. Ископаемая мамонтовая кость является особым геокриогенным природным ресурсом Российской Арктики.

Литература

1. Сергеев М (2021) Добычу бивней мамонтов предлагают вывести из тени. Парламентская газета. URL: https://iltumen.ru/news/21026 (дата обращения: 11.05.2021)

2. Николаев А.С. (2021) Глава Якутии надеется скоро увидеть клонов мамонта в тундре. Наука и образование. URL: https://1sn.ru/glava-yakutii-nadeetsya-skoro-uvidet-klonov-mamonta-v-tundre (дата обращения: 11.05.2021)

3. Кириллин Н.Д. (2018) Федерализм и недра. Якутск: Бичик, 2012. С. 38.

4. Смирнов, А. Н. (2005) Ископаемая мамонтовая кость: проблемы и перспективы изучения и освоения ресурсного потенциала в российской Арктике. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Т. 5, № 13. С. 256.

5. Потравный И. М., Протопопов А.В., Гассий В.В. (2020) Добыча бивней мамонта как вид традиционного природопользования. Арктика: экология и экономика. № 1 (37). С. 112. DOI: 10.25283/2223-4594-2020-1-109-121

6. (1973) Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения URL: https://base.ga-rant.ru/2560936/ (дата обращения: 11.05.2021)

7. Ковалев Л.Н., Кириллин Н.Д. (2007) Региональное нормативное правовое регулирование рационального пользования остатками мамонтовой фауны в Республике Саха (Якутия): Тезисы докладов IV Международной мамонтовой конференции. Якутск: Изд-во АН РС(Я), Институт прикладной экологии Севера АН РС(Я). С. 86-88.

8. BBC World Service - News - Is the trade in mammoth ivory good or bad for the elephant? (англ.). www.bbc.co.uk. (2010). URL: https://www. bbc.co.uk/worldservice/news/2010/09/100928_ mammoth_ivory_nh_sl.shtml (дата обращения: 11.05.2021)

9. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» / http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/ (дата обращения 11.05.2022)

10. Смирнов А.Н., Кириллин Н.Д., Иванова Ю.В. (2016) Забытое полезное ископаемое российской Арктики - мамонтовая кость. Арктика: экология и экономика. № 1 (21). С. 71.

11. Потравный И. М., Протопопов А.В., Гассий В.В. (2020) Добыча бивней мамонта как вид традиционного природопользования. Арктика: экология и экономика. № 1 (37). С. 117. DOI: 10.25283/2223-4594-2020-1-109-121.

12. (2018) Якутск. Якутия охотится на «черных» копателей мамонтовой кости. URL: https://reg-num.ru/news/2438046.html (дата обращения: 11.05.2021)

13. Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 250-З N 507-III «О регулировании пользования и распоряжения осо-

сз о

о Л о

о сз о в

бым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны» /https:// www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&-source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2a-hUKEwjpw978msz2AhVioosKHQchB7kQFnoE-CAUQAQ&url=http%3A%2F%2Fwww.consult-ant.ru%2Fregbase%2Fcgi%2Fonline.cgi%3Fre-q%3Ddoc%26base%3DRLAW249%26n%3D75 51&usg=AOvVaw3NBMYFf518sxUbp8oVbPSQ (Дата обращения: 17.03.2022) 14. Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. № 711.

The social aspect of mammoth ivory fossil problem regulation

D'iakonova A.P.

Ammosov North-Eastern Federal University

Fossil mammoth ivory is a unique biogenic paleontological resource of scientific, collection, cultural and socio-economic importance that requires legal regulation of all aspects of its identification, extraction, realization and rational use. According to expert estimations more than 80% of resources of mammoth tusks in Russia are concentrated in territory of Republic Saxa (Yakutia). The potential of a mammoth tusk of the largest on the Earth the North-Yakutsky ossuary province is estimated approximately in 500 thousand tons [1]. About 100 tons of mammoth tusks are extracted annually, including illegally, with a total value of more than 1.5 billion rubles [2]. The population of Arctic regions of Yakutia where mammoth fossil bone is extracted, does not receive the corresponding incomes from this craft, and incomes from subsoil users and miners of fossil mammoth bone in the form of taxes do not arrive in the budget. At the same time, fossil mammoth ivory continues to be in great demand in domestic and foreign markets, and mammoth tusks are actively marketed illegally to East Asian countries for bone carving and jewelry production.

The article considers social consequences of the problem of legal regulation of collection and extraction of fossil mammoth ivory. Differences between ways of extraction of fossil mammoth bone by "black diggers" and features of craftsmanship of the indigenous population are given. The main difficulties for the legal earnings of the local population engaged in the extraction and sale of fossil mammoth bone are revealed.

The author used the method of included observation in the Ust-Yansk, Olenek, Verkhoyansk, Srednekolymsk, Anabarsky, Abyisky and Allaihovsky districts of Yakutia, interviews with 20 miners of mammoth fauna remains and with experts, analysis of official documents and proposed a number of recommendations to resolve the identified problems.

Keywords: fossil mammoth ivory, Arctic territories, traditional ethno-cultural crafts, "black diggers", Republic of Sakha (Yakutia), Arctic, mammoth tusks, license.

References

1. Sergeev M (2021) It is proposed to remove the extraction of mammoth tusks from the shadows. Parliamentary news-paper.URL: https://iltumen.ru/news/21026 (date of access: 05/11/2021)

2. Nikolaev A.S. (2021) The head of Yakutia hopes to see mammoth clones in the tundra soon. Science and education.URL: https://1sn.ru/glava-yakutii-nadeetsya-skoro-uvidet-klonov-mamonta-v-tundre (date of access: 05/11/2021)

3. Kirillin N.D. (2018) Federalism and subsoil. Yakutsk: Bichik, 2012. P. 38.

4. Smirnov, A. N. (2005) Fossil mammoth bone: problems and prospects for the study and development of resource potential in the Russian Arctic. Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. T. 5, No. 13. S. 256.

5. I. M. Potravny, A.V. Protopopov, and V.V. Gassy, J. Appl. (2020) Extraction of mammoth tusks as a type of traditional nature management. Arctic: ecology and economy. No. 1 (37). P. 112. DOI: 10.25283/2223-4594-2020-1-109-121

6. (1973) Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora URL: https://base.garant. ru/2560936/ (date of access: 05/11/2021)

7. Kovalev L.N., Kirillin N.D. (2007) Regional normative legal regulation of the rational use of the remains of the mammoth fauna in the Republic of Sakha (Yakutia): Abstracts of the IV International Mammoth Conference. Yakutsk: Publishing House of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), Institute of Applied Ecology of the North of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia). pp.86-88.

8. BBC World Service - News - Is the trade in mammoth ivory good or bad for the elephant? (English). www.bbc.co.uk. (2010). URL: https://www.bbc.co.uk/worldservice/news/2010/09/100928_ mammoth_ivory_nh_sl.shtml (accessed 11/05/2021)

9. Law of the Russian Federation of February 21, 1992 No. 23951 "On Subsoil" / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_343/ (accessed 11.05.2022)

10. Smirnov A.N., Kirillin N.D., Ivanova Yu.V. (2016) Forgotten mineral of the Russian Arctic - mammoth bone. Arctic: ecology and economy. No. 1 (21). S. 71.

11. Potravny I. M., Protopopov A.V., Gassy V.V. (2020) Extraction of mammoth tusks as a type of traditional nature management. Arctic: ecology and economy. No. 1 (37). P. 117. DOI: 10.25283/2223-4594-2020-1-109-121.

12. (2018) Yakutsk. Yakutia preys on "black" mammoth bone diggers. URL: https://regnum.ru/news/2438046.html (date of access: 05/11/2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated June 16, 2005 250-Z N 507-III "On the regulation of the use and disposal of a special natural resource - the fossil remains of the mammoth fauna" /https://www.google.com/url?sa= t&rct=-j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2a-hUKEwjpw978msz2AhVioosKHQchB7kQFnoECAU-QAQ&url=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Freg-base%2Fcgi%2Fonline.cgi%3Freq%3Ddoc%22base%3D-doc%22base%3DRW%3DRW5 AOvVaw3NBMYFf518sxUb-p8oVbPSQ (Date of access: 03/17/2022)

14. On approval of the procedure for considering applications for obtaining the right to use subsoil for the purpose of collecting mineralogical, paleontological and other geological collection materials. Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation dated November 29, 2004 No. 711.

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.