Научная статья на тему 'Социальные аспекты переселенческой политики в России конца XIX - начала XX века'

Социальные аспекты переселенческой политики в России конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
552
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты переселенческой политики в России конца XIX - начала XX века»

Примечания

1 Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф.271, оп. 1, кн.2549, л.10-23об.

2 Там же. Д.2990, л.42 об.43. 4 Там же. Л.35. об.46.

4 Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО), ф.И-225, оп. 1, д.2. л.22-23.

5 Там же. Л.23.

6 РГАДА, ф.271, оп. 1, д.2973.

7 Там же. Д.25-63-2566, л. 120.

8 ОГАЧО, ф.И-225, оп. 1, д.2, л.23.

9 ПСЗ. Т.20, №14878.

10 ОГАЧО, ф.И-225, оп. 1, д.20, л12-23.

11 Там же. Д.52, л.21-28.

12 Там же. Ф.И-172, оп.1, д.2, л.84.

13 Российский государственный военно-исторический архив, ф.ВУА, д. 18932, л.19об.

14 РГАДА, ф.16, оп.1, д.991, л. 152 ;д.934, л. 118.

15 ГАСО, ф.36, оп.1, д.21, л.606-607.

16 Государственный архив Пермской области, ф.36, оп.1., д.195, л. 121-123.

17 ОГАЧО, ф.И-36, оп.1, д.195, л. 121-123. °9 Там же. Ф.И-172, оп.1, д. 126, л.46-60.

19 Сутырин Б.А. «Железные караваны» казенных заводов Урала первой половины XIX века // Вопр. истории Урала. Сб.11. / Урал. гос. ун-т. Свердловск, 1970. С.102,107.

В.Е. Смирнова

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Проблемы переселенческой политики в России на рубеже XIX -XX веков широко освещены в научной и публицистической литературе, однако ее социальные аспекты не стали темой самостоятельного исследования. Вместе с тем они представляют не только научный, но и практический интерес. Обращение к накопленному историческому опыту, как позитивному, так и негативному, может оказать определенную помощь в решении практических вопросов, связанных с перемещением, расселением и устройством многочисленных беженцев и мигрантов, появившихся в последнее время на постсоветском пространстве.

В переселенческой политике царское правительство руководствовалось, с одной стороны, общегосударственными интересами заселения окраин и укрепления стратегических позиций России, с другой - узко классовыми интересами дворян-землевладельцев: в период обострения аграрного вопроса стремилось переместить на периферию революционно настроенных малоземельных крестьян. Вопросы социальной поддержки мигрантов в период их переезда и водворения играли в этой политике второстепенную роль и определялись ее целями.

Исходя из вышеназванных целей переселенческой политики, правительство то запрещало переселение, то ограничивало или объявляло его свободным, широко используя систему льгот.

«Положение 19 февраля 1861 г.» полностью исключало право бывших помещичьих крепостных на переезды. Согласно ст.946 Уложения о наказаниях, в уго-

ловном порядке преследовалось не только самовольное переселение, но даже и подготовка к нему . Такое отношение объясняется как боязнью потери помещиками дешевых рабочих рук, так и опасением, что и у остающихся крестьян могут возникнуть «несбыточные ожидания общего дополнительного наделения их землей». Мало того, вскоре после реформы были запрещены переезды и государственных крестьян, особенно активно практиковавшиеся в период реформаторской деятельности министра государственных имуществ П. Д. Киселева. В 1866 г. был окончательно закрыт государственный кредит на это мероприятие.

Исключение составляли лишь районы, заселение которых было особенно важно в военно-стратегическом отношении: Амурская и южная часть Приморской области (Уссурийский край). Правила для поселения русских и иностранцев в этих районах были приняты в 1861 г. Переселявшимся туда предоставлялись следующие льготы: бесплатное наделение землей (до 100 десятин на семью), освобождение навсегда от подушной подати, от воинской повинности на 10 лет, от платы за пользование землей на 20 лет. Закон был пересмотрен в 1882 и 1892 гг. и действовал с небольшими изменениями до 1901 г. Ввиду затруднительности сухопутного пути в Южно-Уссурийский край, с 1 июня 1882 г. устанавливался новый порядок организации переселения. Было решено отправлять туда ежегодно в течение трех лет по 250 семей из Европейской России с оплатой за счет казны всех расходов по перевозке, обеспечению продовольствием (в течение 1,5 лет), рабочим скотом, земледельческими орудиями, материалом для постройки жилищ, семенами для посева и сеном для скота. Для устройства их на местах было учреждено ЮжноУссурийское переселенческое управление. В 1883-1885 гг. было доставлено во Владивосток за казенный счет 4683 души обоего пола. Поощрение колонизации данного района вызвало рост переселения состоятельных крестьян за свой счет. Таким переселенцам с 1886г. предоставлялись ссуды до 600 рублей на семью «на водворение». С 1901 г. на эти районы были распространены общие правила переселения, действующие на территории Сибири2.

Заметный сдвиг в общем отношении правительства к переселенческому вопросу, характеризовавшийся переходом от политики запрещения к регулированию миграционного движения, наметился в начале 1880-х гг. Причиной тому послужил ряд взаимосвязанных факторов: рост самовольных переселений, обострение социальных противоречий в деревне, железнодорожное строительство, значительно приблизившее Урал и Зауралье к «коренным» губерниям. В результате 10 июля 1881 г. были приняты (но не опубликованы, чтобы не давать лишних поводов для возбуждения крестьян) «Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли». Согласно этому документу, по взаимному согласию министров внутренних дел и государственных имуществ разрешалось переселение на незанятые казенные земли тех крестьян, «чье экономическое положение того требовало», то есть в основном малоземельных. Правила не устанавливали для переселенцев никаких льгот, но положили начало их информации о землях Юго-Востока и Западной Сибири. Для этого в с. Батраки Симбирской губернии, на переправе через Волгу, была открыта первая переселенческая контора, к которой прикомандированы по одному чиновнику от Министерства внутренних дел и Министерства государственных имуществ. На контору возлагалось информирование переселенцев о свободных участках и ценах на землю, «посредничество между переселенцами и частными землевладельцами, которые хотели предоставить свои земли под заселение согласно указаниям министерства внутренних дел», и помощь больным переселенцам.

13 июля 1889г. был издан закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных

сословий, переселившихся в прежнее время». Закон впервые устанавливал ряд гарантированных льгот и мер государственной помощи «законным» переселенцам. Они освобождались от казенных сборов и арендных платежей: в Европейской России на 2 года, в Азиатской на 3 года полностью, а в последующее трехлетие на 50%. Новоселы получали отсрочку от воинской повинности также соответственно на 2 и 3 года. На новом месте они пользовались продовольственными и семенными ссудами. О выдаче же путевых и «домообзаводственных» ссуд говорилось лишь в неопубликованной официально части закона, так как правительство боялось массового ухода крестьян из районов помещичьего землевладения. Правда, циркуляр Министерства внутренних дел губернаторам от 22 февраля 1890 г. о порядке применения этого закона требовал разъяснения переселенцам перечисленных льгот. В то же время циркуляр еще раз предупреждал губернаторов о решительном пресечении самовольного переселения, вплоть до возвращения самоволь-цев с новых мест на старые в административном порядке. Кредиты, отпускаемые правительством на переселенческое дело в 1880-е гг., были ничтожны (по 20 тыс. р.)3. Из-за недостатка средств на главном направлении движения мигрантов в Сибирь -тюменском - до начала 1890-х гг. не было ни помещений для остановки, ни медицинской помощи, что приводило к высокой смертности. В 1892 г. в Томской губернии умерло в пути или в первый год после водворения до 6% переселенцев, детская же смертность достигала 11, а в отдельных партиях 30 %4.

Дальнейшие изменения переселенческой политики правительства были связаны с активным железнодорожным строительством на Востоке страны. В 1892 г. началось строительство Сибирской ж.д. Затраты на ее сооружение могли окупиться лишь при условии заселения и промышленного развития Сибири. 10 декабря 1892 г. был создан Комитет по постройке Сибирской ж. д. из числа высших государственных чиновников во главе с будущим императором Николаем Александровичем. В качестве исполнительного и координационного учреждения при нем 2 декабря 1896 г. образовано Переселенческое управление, целью которого было упорядочение организации переселения, в частности, упрощение выдачи разрешений на переселение и правительственных пособий переселявшимся. Были приняты постановления, несколько облегчавшие заселение прилегающих к Сибирской ж. д. районов. Получившие разрешение могли посылать ходоков для выбора подходящих участков и имели право на льготный проезд и провоз багажа по железной дороге. В 1890-е гг. складывается система государственной поддержки переселенцев. Государственные расходы на переселенческое дело выросли с 2 млн р. в 1893-м до 4, 9 млн р. в 1904 г.4

Одним из главных экономических рычагов регулирования переселенческого движения стали льготные железнодорожные тарифы, действовавшие с некоторыми изменениями до 1917 г. По введенному еще в 1894 г. единому тарифу легальные переселенцы получали право льготного проезда и провоза багажа, как по государственным, так и по частным железным дорогам. Дети в возрасте до 9 лет включительно перевозились бесплатно. К тому же российские железнодорожные тарифы были самыми низкими в мире: в среднем вдвое ниже самых низких австрийских и впятеро ниже самых высоких английских. Однако дешевизна диктовалась не столько заботой об интересах пассажиров, сколько бедностью населения. Соответственно низким оставалось и качество путевых условий. Комитет выделял средства для фрахтования барж в тех местах (например, Тюмень, Омск), где недостаток их вызывал чрезмерное скопление переселенцев, организовывал закупку телег и лошадей для следования на участки, поскольку в период наплыва переселяющихся приобретение их становилось недоступным из-за высоких цен, занимался заготовкой плотов в Забайкальске для направляющихся в низовья Амура. В

1894 г. для руководства переселенческим делом вдоль линии Сибирской ж. д. была учреждена должность особого чиновника, который командировался в места наибольшего скопления переселенцев. В 1895 г. их было двое, а в 1902 - уже четыр-надцать3. В их функции входило заведование устроенными на линии врачебно-продовольственными пунктами, выдача нуждающимся переселенцам путевых ссуд. С самого начала врачебная помощь была бесплатной, а питание отпускалось по заниженной цене. Тогда же было организовано сопровождение переселенческих партий, следовавших по железным дорогам и водным путем, фельдшерским персоналом. Главными центрами санитарного надзора, медицинской и продовольственной помощи переселенцам в период их переезда стали линейные (железнодорожные) пункты. Расходы на врачебно-продовольственную помощь в пути выросли с 76 тыс. в 1894-м до 565 тыс. в 1904 г. Следствием этого стало заметное снижение смертности.

Для устройства переселенцев на местах в период деятельности Комитета Сибирской ж. д. (1892-1905 гг.) было сделано меньше, прежде всего, из-за отсутствия в районах водворения местной администрации Переселенческого управления. Не существовало агрономической помощи, первые ассигнования на медицинскую помощь сделаны в 1903 г.(79 тыс. р.) и 1904 г.(105 тыс. р.). На эти средства образовано 11 поселковых пунктов, что никак не могло существенно улучшить ситуа-

цию5.

Характерной особенностью политики правительства в период деятельности Комитета Сибирской ж. д. являлось изменение отношения к самовольным переселенцам. В 1896 г., на основании выводов подготовительной комиссии Комитета, правительство пришло к заключению о нецелесообразности их принудительного возвращения и наказания, которые были заменены лишением самовольцев переселенческих льгот. Причем, определяя правила оказания помощи «законным» мигрантам, Комитет исходил из принципа «заинтересованности правительства в ускоренном превращении переселенцев в исправных домохозяев и плательщиков податей». Объем ее «должен быть достаточным для поддержки среднего по состоятельности переселенца, но отнюдь не столь значительным, чтобы выходцы из Европейской России могли рассчитывать устроить свое благосостояние лишь благодаря этим ссудам». Таким образом, переезд сельской бедноты не стимулировался. Вместе с тем, по данным советских ученых, в течение всего пореформенного периода вплоть до 1917 г. в составе переселенцев в пределах Европейской части России преобладала беднота, в Азиатской - среднесостоятельные слои преобладали только до конца 1880-х гг. Позднее 9/10 всех переселенцев не располагали необходимыми средствами для заведения хозяйства на новом месте и поэтому вынуждены были прибегать к ростовщическому кредиту у старожилов и батрачить6. В этих условиях действенным регулятором переселений правительство сделало ссудную помощь. Она использовалась для отбора нужного состава переселенцев, рассосредоточения новоселов по районам Азиатской России, насаждения здесь индивидуального землепользования. Поэтому подготовка каких -либо принципиальных изменений в переселенческом курсе сопровождалась переменами в организации ссудной помощи.

Временными правилами от 25 июня 1903 г. устанавливалось три вида ссуд: путевые, на хозяйственное устройство («домообзаводство») и на общественные («общеполезные») надобности. Последние не имели большого распространения ввиду чрезвычайно ограниченных размеров ссудного кредита и покрывались в основном за счет ссуд на хозяйственное устройство. Несомненно, что эти ссуды имели для новоселов наибольшее практическое значение. Всего за 1894 - 1903 гг. было отпущено на ссуды 12,3 млн р. Их предельные нормы были установлены в

1 50 р. для Приамурья и 1 00 р. для остальных районов. Практиковавшаяся выдача по частям препятствовала их производительному использованию. По ссудным правилам 1903 г. и смете 1904 г. предельная норма повышена до 165 р., первоначальный размер с 30 до 50 р. Однако в полном объеме они никогда не выдавались. Погубернские средние размеры ссуд колебались вне зависимости от трудности водворения: минимальная ссуда была по Енисейской губернии в среднем 77 р. на семью, максимальная - по Тобольской губернии и Семипалатинской области - 113 р. на семью7. Вместе с тем, по опубликованным Переселенческим управлением в 1903 г. данным стоимость хозяйственного устройства в Сибири колебалась от 250 до 500 р.8 Следовательно, ссуды не покрывали и половины издержек.

Массовые аграрные волнения начала ХХ века заставили правительство ускорить подготовку нового законодательства, а революция 1905-1907 гг. обусловила крутой поворот в переселенческой политике. Главной ее целью становится решение аграрного вопроса в центре страны за счет переселения на окраины малоземельных, недовольных крестьян. Переселенческий закон от 6 июня 1904 г. и дополнения к нему от 10 марта 1906 г., официально открывшие свободу переселения, вместе с указом о свободном выходе из общины положили начало новому периоду в истории переселенческого движения. Теперь льготы предоставлялись всем переселенцам, зачислившим землю через ходоков. В районы поощряемого переселения (Приамурский край) предварительной посылки ходоков не требовалось.

Основными видами социальной помощи в пути являлись: организация перевозок по льготным тарифам в особых поездах, оборудованных санитарными вагонами, денежные путевые ссуды и пособия, дешевое или бесплатное питание для отдельных категорий переселенцев, врачебно-санитарное и информационно -справочное обслуживание. По-прежнему выделялись ссуды на домообзаведение, выдаваемые после прибытия и зачисления земли. На основании правил 1908 г. о переселении высший размер хозяйственной ссуды, установленный для Сибири, составлял 1 65 р. на семью, для Дальнего Востока - 200 р. Но и теперь в таком объеме денежная помощь не выдавалась. В 1906-1910 гг. в Сибири средний размер ссуды никогда не превышал 66 р., а в 1906 г., когда были приняты правила о свободе переселений, он снизился до 57 р. на семью9. Таким образом, для переселения нужны были собственные сбережения, которых крестьяне не имели. Так, главноуправляющий землеустройством и земледелием Б.А. Васильчаков в представленной П. А. Столыпину в 1907 г. записке отмечал, что «при современном уровне крестьянского благосостояния и полном отсутствии у масс не только сбережений, но и оборотных средств, крестьянин не может сделать на пути прогресса и шага, связанного с каким-либо расходом, без содействия правительства в форме ссуды или пособия»9. В 1909 г. на хозяйственные ссуды было ассигновано 8 млн р. Постоянное обеднение состава переселенцев, усложнение условий заселения новых земель заставили переселенческое ведомство ввести практику, при которой ссудная помощь делилась поровну между семьями, вне зависимости их имущественного положения. В 1906-1910 гг. ссуду получили около 90 % водворившихся новоселов.

Новый период переселенческой политики совпал с проведением второго этапа столыпинской аграрной реформы. Поворотным пунктом явилась поездка председателя Совета Министров П. А. Столыпина и главноуправляющего землеустройством и земледелием А.В. Кривошеина по Сибири (1910 г.), положившая начало распространению реформы на Азиатскую Россию. Переселенческая политика рассматривалась теперь не как средство разрешения земельного вопроса в центральных губерниях, а как заселение окраин экономически сильными русскими людьми. Центр тяжести был перенесен на качественную сторону организации пересе-

ления: прочность устройства новоселов, улучшение общекультурной обстановки в колонизуемых районов. В целях освоения труднодоступных районов Совет Министров (1911 г.) постановил сделать бесплатным железнодорожный проезд туда семей переселенцев. Первоначально эта мера вводилась только на 1911 г., а затем была продлена. Законом от 5 июля 1912 г. была изменена ссудная политика. Размеры ссуды ставились в зависимость от района переселения. Вся территория Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии была разделена на районы (разряды) в соответствии со степенью их населенности, близости к железной дороге, торгово-промышленным рынкам, наличия горных, лесных, рыбных и других промыслов, а также качества почв. В районах поощряемого земледелия (Приамурье, Сахалин) земля давалась в аренду сроком на 1 2 лет, а затем продавалась в собственность. Ссуда составляла 400 р. на семью, причем половина ее была безвозвратной. Для других поощряемых районов ссуда составляла 250 р. на семью.

Для непоощряемых районов Сибири ссуды не выдавались, а земля продавалась в частную собственность. Таким образом, по закону от 5 июля 1912 г. ссуды выдавались всем переселенческим семьям независимо от степени обеспеченности, их размеры варьировались по районам заселения, в каждом отдельном районе новоселы обеспечивались равными ссудами. В целом закон несколько повышал ссудную помощь переселенцам. Однако в полном объеме он не применялся. Размер хозяйственных ссуд для переселившихся в 1912 г. в среднем составил 73 р., в

1913 г. - 127 р., в 1914 - 103 р. 1 В то же время установленный закон порядок выдачи ссуд постоянно нарушался. Так, большинство крестьянских начальников и заведующих переселенческими районами Тобольской губернии выдавали водворяющимся переселенцам по 25 р. вместо 100-125, что связано было как с нехваткой ссудных кредитов, так и элементарным казнокрадством1 2.

Воинские призывы в годы Первой мировой войны ограничили хозяйственные возможности переселенческих хозяйств, повысили трудности обзаведения хозяйством на новом месте. Это заставило правительство прибегнуть к выдаче ссуд семьям призванных в армию. Во время уборки урожая 1914 г. таким семьям было отпущено около 200 тыс. р. в качестве безвозвратного пособия1 3.

В эти годы увеличиваются ассигнования на медицинскую помощь. Если в 1906 г. они не превышали 443 тыс. р., число врачебных пунктов - 84, то по смете

1914 г. доходили до 5 млн , число пунктов до 48114. В 1912 г. на переселенческим пунктах было 1 27 врачей, значительное же большинство пунктов возглавлялось фельдшерским персоналом. Начиная с 1910 г. правительственные документы подчеркивают необходимость усиления врачебной помощи переселенцам не столько на линиях железных дорог, сколько в местах водворения. В соответствии с этим были увеличены кредиты на врачебную помощь, возросло число постоянных больниц в районах заселения15.

Большим вниманием правительства пользовалось дело церковного и школьного строительства и организация церковного служения. В 1912 г. на церковно-школьное строительство было отпущено Переселенческим управлением 1 090 тыс. р., Синодом и Министерством народного просвещения 661 тыс. р. За пятилетие (1909-1913 гг.) было открыто 565 православных приходов, отпущены средства на сооружение более 200 церквей, построено около 500 школ16.

Другие расходы правительства, связанные с водворением переселенцев, занимали незначительное место. Так, ассигнования на агрономическую помощь в Сибири были меньшими по сравнению с земскими губерниями России с их относительно устойчивыми земледельческими порядками. В период с 1912-го по 1915 г. правительство ассигновало на данные нужды во всей Азиатской России около 270 тыс. р., т.е. примерно 68 тыс. р. в год. Для сравнения: ежегодные расходы на аг1р7ономиче-скую помощь в черноземной Полтавской губернии составили 279 тыс. р. 7

Таким образом, при всех колебаниях политики, которые обусловливались как напором «снизу», так и осознаваемым государственным интересом заселения окраин, меры правительства, направленные на социальную поддержку переселенцев, отставали от потребностей, слабо регулировали переселенческие потоки. Как отмечал главноуправляющий землеустройством и земледелием А.В. Криво шеин в записке, не предназначенной для печати, « правительство только следит за сложившимся переселенческим движением, но не руководит ... не направляет»18. По мнению крупного специалиста по переселенческому движению А.Кауфмана, государственная поддержка мигрантов носила «попечительный» характер, при котором она рассматривалась не как прямая обязанность государства, а как благотворительный акт.

Примечания

1 Полный свод уголовных законов. Уложение о наказаниях. СПб., 1879. С.344-345. Ст. 947, 948.

2 Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. СПб., 1903. С.350-353. 3

3 См.: Кауфман А. А. Переселения и переселенческий вопрос в России // Эн-цикл. слов. Гранат. Т.31. С.533.

4 Там же. С.534.

5 Там же. С. 535.

6 Брусникин Е.М. Переселенческая политика царизма в конце XIX века // Вопр. истории. 1965. № 1. С.34.

7 См.: Кауфман А. А. Указ соч. С.536.

8 См.: Островский И.В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. С. 169.

9 Сидельников С.М. Аграраная реформа Столыпина: Учеб. пособие. М., 1973. С. 182.

1() См.: Кауфман А.А. Указ соч. С.543.

11 Сидельников С. М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. М., 1980, С.262.

12 Островский И.В. Указ соч. С. 175.

13 Известия ГУЗиЗ. 1914. № 36. С.871.

14 Кауфман. Указ. соч. С.545.

РГИА, ф. 1291, оп.84, д.310, л.64.

16 См.: Кауфман. Указ. соч. С.545.

17 РГИА, ф. 1276, оп.5, д.478, л.6.

18 Там же. Ф.1571, оп.1, д.5, л.3.

Ю. Н. Мануйлова МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РАНЕНЫХ

В ЭВАКОГОСПИТАЛЯХ ЮЖНОГО УРАЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В годы войны перед медициной Южного Урала встали новые сложные задачи: направить часть врачей и средних медицинских работников на фронт, обеспечить медицинские учреждения тыла кадрами, сформировать сеть госпиталей, оказывать квалифицированную помощь раненым и больным фронтовикам, инвалидам войны, гарантировать санитарное благополучие и медицинское обслуживание населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.