Научная статья на тему 'Социальные аспекты энергетической политики Германии'

Социальные аспекты энергетической политики Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ОТКАЗ ОТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / СУБСИДИИ НА ВОЗОБНОВЛЯЕМУЮ ЭНЕРГЕТИКУ / ЭНЕРГОКОНЦЕРНЫ / ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ENERGY POLICY / AFFORDABILITY OF ENERGY / NUCLEAR PHASE-OUT / PROMOTION OF RENEWABLE ENERGIES / ENERGY GROUP / DEINDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меден Наталия Кирилловна

Решение об отказе от атомной энергетики в Германии считают необратимым. Однако, несмотря на заверения политиков, вопрос о том, реалистично ли выполнить его к намеченному сроку – 2022 году, – остается открытым. К ответу на него позволяет приблизиться предпринятый на основе немецких источников анализ социальной составляющей энергетической политики федерального правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Aspects of German Energy Policy

The decision on nuclear phase-out in Germany is considered to be an irreversible one. But in spite of politicians’ declarations, in is not clear if it is possible to fulfill such an obligation by 2022, the target date. This article discusses the social dimension of the federal government’s energy policy and thus helps us answer this question. The majority of population is still ready to bear additional costs, induced by the transformation of energy industry, but the growth of pricing becomes more and more uncontrolled. The government tries to redistribute the coast loading: on one hand, to reduce subsidies for renewable power generation, thus restraining its quantitative growth, and on the other hand, to encourage balanced and reliable power supply.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты энергетической политики Германии»

УДК 338.2

Меден Н.К.

Социальные аспекты энергетической политики Германии

Меден Наталия Кирилловна, научный сотрудник Института экономики РАН

E-mail: [email protected]

Решение об отказе от атомной энергетики в Германии считают необратимым. Однако, несмотря на заверения политиков, вопрос о том, реалистично ли выполнить его к намеченному сроку - 2022 году, - остается открытым. К ответу на него позволяет приблизиться предпринятый на основе немецких источников анализ социальной составляющей энергетической политики федерального правительства.

Ключевые слова: энергетическая политика, ценовая доступность электроэнергии, отказ от атомной энергетики, субсидии на возобновляемую энергетику, энергоконцерны, деиндустриализация

Решение об отказе от атомной энергетики в Г ермании считают необратимым. Однако, несмотря на заверения политиков, вопрос о том, реалистично ли выполнить его к намеченному сроку (2022 г.), остается открытым. Большинство населения сохраняет готовность разделять дополнительные затраты, связанные с трансформацией энергетической отрасли. В то же время далека от разрешения проблема оптимального распределения финансовой нагрузки, тем более что Германия взяла на себя обязательства для преодоления финансового кризиса в еврозоне, сопоставимые по масштабу с потенциальными затратами на трансформацию энергетики1. Г о-тово ли общество нести дополнительное бремя расходов в таких условиях? Будет ли энергетическая политика выстраиваться по принципу реагирования на требования общества, игнорировать эти требования или активно формировать их? Способно ли федеральное правительство создать модель, в которой социальные аспекты энергетической политики станут не препятствием, а инструментом ее реализации? Чтобы приблизиться к ответам на эти вопросы, рассмотрим динамику энергетических тарифов и занятости, а также отношение населения к строительству энергетической инфраструктуры.

Вопросы ценовой доступности энергии

В Г ермании принято считать, что энергетическая политика имеет три равных по важности цели: экономическая эффективность, соответствие задачам по защите природы и климата, а также надежность снабжения энергией; «классический треугольник» целей отражен в законодательстве страны и в Энергетической концепции федерального правительства от 2010. Правительство признает своей обязанностью обеспечить населению ценовую доступность энергии. Но если цены на топливо формируются под влиянием мировых цен на энергоносители, то тарифы на электроэнергию во многом зависят от национальной политики. Поэтому ответственность государства за соблюдение ценовой доступности энергии, как правило, относят к тарифам на электроэнергию. Характерно, как А. Меркель в выступлении на съезде ХСС в федеральной земле Нижняя Саксония (13.10.2012) акцентировала внимание на том, что тарифы выросли «вдвое меньше» по сравнению с ростом цен на нефть и газ.

Официальные документы по энергетической политике не устанавливают четких критериев, на основании которых надлежит делать вывод о ценовой доступности энергии. Распространенная методика оценки ценовой доступности заключается в сравнении с ценами в других странах Евросоюза. В 2012 в Германии цена на электроэнергию для домашних хозяйств на 32% превышала средний показатель по Евросоюзу. Семья с годовым потреблением 3500 кВт-час расходовала за год на оплату электроэнергии 920 евро, что на 220 евро больше, чем в среднем по ЕС. Во всем мире только датчане и японцы платят за электричество по тарифам более высоким, чем немцы.

Высокая доля налогов - особенность национальной системы формирования цены на электроэнергию для

1 Солидарная ответственность Германии в рамках Европейского стабилизационного механизма составляет 210 млрд евро. Инвестиции в связи с повышением доли ВИЭ в производстве электроэнергии на период до 2020 по разным оценкам составляют: 200 млрд евро (Langfristszenarien und Strategien fur den Ausbau der erneuerbaren Energien in Deutschland bei Berucksichtigung der Entwick-lung in Europa und global. Berlin, BMU, 2011), 235 млрд евро (Investitionen durch den Ausbau erneuerbarer Energien in Deutschland. Prog-nos. Berlin, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bee-ev.de/_downloads/publikationen/studien/2010/1005_Prognos-Stadie_Investitionen_BEE-Ausbauprognose_lang.pdf), 335 млрд евро (Kosten des Ausbaus erneuerbarer Energien. VBW-Studie, 2011. 16. November 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vbw-bayern.de/agv/vbw-Aktionsfelder-Standort-Energie-Neue Studie der vbw Kosten des Ausbaus der erneuerbaren Energien--45218,ArticleID 23055.htm) до триллиона евро (Altmaier warnt vor Billionen-Kosten der Energiewende // Reuters, 20.02.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://de.reuters.com/article/domesticNews/idDEBEE91J04A20130220).

населения. В структуре цены для домохозяйств на долю производства энергии и ее передачи потребителю приходится соответственно 33% и 23% - низкий уровень в сравнении с 15 западноевропейскими странами ЕС, зато по доле налогов Германия уступает лишь Дании (см. рис. 1).

Рис. 2. Структура цены на электроэнергию в 15 странах ЕС (на 01.11.2012)1: 1 - Дания, 2 - Германия, 3 - Бельгия, 4 - Австрия, 5 - Ирландия, 6 - Испания, 7 - Люксембург, 8 - Швеция, 9 - Португалия, 10 - Нидерланды, 11 -Италия, 12 - Великобритания, 13 - Франция, 14 - Финляндия, 15 - Греция, 16 - в среднем.

ШЙ®.

Производство

электроэнергии

распределение

НДС

Как и в других странах Евросоюза, цена электроэнергии для промышленности ниже, чем для домохозяйств которые потребляют 1А электроэнергии. Опираясь на общее требование к энергетической политике обеспечить конкурентоспособность экономики, государство создало систему льгот для крупных потребителей и энергоемких производств. При этом только льготы по налогу на электричество (экологический налог2) не влияют на цену для остальных потребителей. Другие виды льгот - по налогу по Закону о возобновляемой энергетике (ЗВЭ), налогу на теплофикацию, концессионным выплатам и сетевым сборам - повышают цену электроэнергии потребителей, не пользующихся этими льготами, включая домохозяйства. С точки зрения социальной политики, этот компенсационный механизм оправдан тем, что снижение затрат на энергию для промышленности предотвращает сокращение производства и, соответственно, рабочих мест.

Хотя в отношении предприятий государство проводит дифференцированную ценовую политику, домохозяйства находятся в равных условиях, независимо от уровня дохода. Считается, что льготы по оплате электроэнергии стали бы препятствовать экономии энергии в домохозяйствах-получателях, но не способствовали бы улучшению социальных перспектив для малообеспеченных слоев населения3.

Динамика тарифов в период после 2011

Расходы домохозяйств на электроэнергию постоянно растут, начиная с 2000, когда был достигнут минимальный уровень цен на электричество после либерализации рынка. При этом расходы на энергопотребление росли быстрее, чем доходы: соответственно, на 2,2% против 1,7%. Несмотря на такую динамику, низкая доля расходов на электроэнергию в общих доходах позволяла руководству страны называть тарифы приемлемыми. Оценка социальных последствий перестройки энергетики, представленная правительством в мониторинге «Энергия будущего» неоднозначна. Констатируется, что с одной стороны, удалось сохранить ценовую доступность энергии, но с другой - рост затрат на энергию ведет к нежелательному сокращению потребительского спроса4. В отличие от правительства, большинство независимых экспертов выражают обеспокоенность перспективами динамики цен и разделяют мнение о том, что сдерживание цен на электроэнергию представляет собой одну из главных трудностей энергетической политики.

Проблема цен на электричество оказалась в центре общественного внимания в конце 2012 г., когда более 700 сбытовых компаний объявили о предстоящем повышении тарифов в среднем на 12%5. В 2013 г. налоги увеличат-

1 Household Energy Prices Index for Europe. E-Control. Р. 5. 26.11.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-control.at/portal/page/portal/medienbibliothek/presse/dokumente/pdfs/HEPI_Press_Release_November2012.pdf

2 Введен в 1999 г. как часть экологической налоговой реформы, поэтому называется также экологическим налогом. Цель налога - побудить потребителей к экономии энергии. Перечисляется в пенсионные фонды.

3 Получатели социального пакета Гарц-IV пользуются льготами по оплате отопления: это единственный вид социальных льгот по энергообеспечению.

4 Erster Monitoring-Bericht „Energie der Zukunft”. Berlin, BMWi, BMU, 2012. S. 106-107.

5 В Г ермании сбытовые компании в случае изменения тарифов обязаны известить клиентов не позже, чем за полтора месяца до начала действия новых тарифов. В ноябре 2012 г. некоторые компании объявили, что предстоящее повышение тарифа составит 19% (Doschner J. Unter Strom. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tagesschau.de/wirtschaft/strompreis130.html)

ся абсолютно и относительно; введен новый налог на страхование для морской ветроэнергетики (см. табл. 1).

Таблица 1

Налоги, отчисления и сборы в цене на электроэнергию для домохозяйств (в центах на кВт-час)1

2012 2013

НДС 4,13 4,6

Сбор по ЗВЭ 3,39 5,3

Экологический налог 2,05 2,05

Концессионный сбор 1.79 1,79

Сбор по сетевым отчислениям 0,15 0,33

Налог на теплофикацию 0,002 0,1

Сбор на морскую ветроэнергетику - 0,25

ВСЕГО 11,7 14,4

Важнейшая причина увеличения налогов - расширение льгот промышленности. В Германии считают, что именно благодаря высокой доле реального сектора в создании ВВП (25% против 18% в среднем по ЕС) здесь удалось выйти из финансово-экономического кризиса быстрее, чем в других стран Евросоюза. Ради поддержания конкурентоспособности экономики правительство стремится максимально смягчить последствия роста цен для промышленности, в первую очередь для энергоемких отраслей2 и экспортных производств. Для энергоемких предприятий льготы расширились как по расчету налога ЗВЭ (поправки в § 40 ЗВЭ, вступили в силу с 1.1.20 1 23), так и по выплате сетевых отчислений (§ 19 Положения о сетевых отчислениях, поправки от 28.7.20114). Промышленность освобождена также от выплаты налога на электроэнергию (поправки в законы об энергетическом и экологическом налогах утверждены бундестагом 8.11.20125). По оценкам, ликвидация льгот по налогу ЗВЭ привела бы к снижению цены для домохозяйств на 1,6 центов/кВт-час, льгот по сетевым отчислениям - на 0,75-1 цент/кВт-час. С 2013 г. энергоемкая промышленность будет получать компенсацию на рост цен в связи с началом нового этапа торговли сертификатами на выбросы С02 (решение федерального правительства от 06.12.2012)6. Правда, в отличие от вышеперечисленных, последняя льгота будет предоставляться не за счет увеличения цен для прочих потребителей, а из федерального бюджета. По оценкам лоббистов, ликвидация льгот для энергоемких производств в полтора раза повысит для них цену на электроэнергию. Такая мера обернется 50%-ным сокращением прибыли, что, в свою очередь, угрожает сокращением производства и, соответственно, занятости. Делая ставку на поддержку реального сектора экономики, правительство не собирается сокращать льготы промышленности, хотя Генеральная дирекция по конкуренции Еврокомиссии в июне 2012 г. объявила о начале расследования в отношении предоставления субсидий энергоемким предприятиям ^А 22995 2011/СР). Указанная процедура начата по запросу со стороны Союза потребителей энергии, направленного в дирекцию в декабре 2011 г. Несмотря на предоставленные льготы, цены для промышленности в Германии на 20% выше средних по ЕС (2012). Со своей стороны, льготники считают принятые меры адекватными, при этом отношение бизнеса к трансформации энергетики в целом негативное, в первую очередь в связи с ухудшением качества энергоснабжения7, побуждающего предприятия переходить на генерацию энергии собственными силами.

Введение налога на страхование морской ветроэнергетики представляет собой первый опыт привлечения населения к решению задач трансформации энергетики не через субсидирование (как в случае с налогом по ЗВЭ), а через участие в страховании финансовых рисков. Подобный механизм может быть широко использован в дальнейшем для страхования инвестиций в инфраструктуру8. В ближайшее время новым источником повышения цен может стать выплата компенсаций владельцам электростанций, эксплуатация которых нерентабельна для владельцев, но необходима для поддержания стабильного энергоснабжения. Речь идет об электростанциях на угле и газе (только в земле Северный Рейн - Вестфалия под угрозой закрытия находятся 29

1 BDEW-Strompreisanalyse Oktober 2012. Haushalte und Industrie. Berlin, 23. Oktober 2012. (Update 26.10.2012). [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://bdew.de/internet.nsf/id/123176ABDD9ECE5DC1257AA20040E368/$file/121026_BDEW_

Strompreisanalyse_0ktober%202012_Update_26.10.2012.pdf

2 Энергоемкими считаются предприятия, потребляющие не менее 1 млн кВт-час электроэнергии в год, причем доля затрат на электроэнергию во вновь созданной стоимости превышает 14% (ЗВЭ, пар. 41, п.1). В отраслевом отношении сюда относятся 13 секторов, в т.ч. химические производства, целлюлозно-бумажная промышленность, производство стекла, стали, алюминия, металлообработка.

3 Предприятия, потребляющие свыше 100 тыс. кВт-час в год, а также те предприятия, на которых доля электроэнергии в себестоимости продукции превышает 20%, выплачивают налог по ставке 0,05 центов/кВт-час. По сравнению с 2011, в 2012 количество предприятий, имеющих льготы или освобождения по выплате налога, увеличилось с 813 до 2083.

4 От сетевых отчислений освобождены предприятия, которые потребляют в год не менее 10 млн кВт-час, работают не менее 7 тыс. часов в год. Снижение ставки налога применяется для предприятий, потребляющих более 100 тыс. кВт-час в год.

5 Получая освобождение на предстоящий 10-летний период, предприятия обязаны для повышения энергоэффективности внедрить систему энергетического и экологического менеджмента.

6 В 2013-2015 гг. будет компенсировано 85% роста цен, в 2016-2018 гг. - 80%, 2018-2020 гг. - 75%.

7 Энергетика Германии считается одной из самых надежных в мире: SAIDI составляет 15,31 мин. (2011). Но этот показатель не учитывает перебоев в энергоснабжении продолжительностью менее 3 минут, участившихся из-за технических проблем с приемкой электричества от нестабильных солнечных и ветровых установок. Такая нестабильность отрицательно сказывается на технологических процессах производств непрерывного цикла.

8 Эксперты Германского института экономических исследований DIW полагают, что для финансирования энергетической инфраструктуры целесообразно привлекать частные акционерные фонды, а страхование рисков переложить на государство. (Kemfert C., Schafer D. Finanzierung der Energiewende in Zeiten groBer Finanzmarktinstabilitat // DIW Wochenbericht. 2012. Nr.31. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diw.de/documents/publikationen/73/diw_01.c.406561.de/12-31-1.pdf).

электростанций), а в перспективе - гидроаккумулирующих станций. Пока обсуждается такая опция для электростанций на угле и газе, а в перспективе - и для гидроаккумулирующих станций.

Усилия правительства по сдерживанию цен направлены на сокращение в рамках ЗВЭ субсидий возобновляемой энергетике через сокращение прироста новых генерирующих мощностей. Эта задача была особенно актуальна в случае с фотовольтаникой. Так, в 2011 г. отрасль получила 47% субсидий, а произвела лишь 3% электроэнергии. При этом доминирование на рынке дешевого оборудования из стран Юго-Восточной Азии привело к банкротству нескольких немецких фирм-производителей и одновременно провоцировало резкий прирост избыточных генерирующих мощностей. Решением правительства (апрель 2012 г.) снижен размер гарантированных выплат владельцам фотовольтанических установок и определен порог установленной мощности (52 ГВт), по достижении которого система гарантированных выплат будет отменена. Ввод в строй новых установок с осени замедлился, но по итогам года достигнут исторический максимум (7600 МВт). В дальнейшем аналогичные меры будут приняты по отношению к ветроэнергетике. Предпринимая усилия по сдерживанию темпов ввода мощностей возобновляемой энергетики, правительство ожидает, что доля ВИЭ, заложенная в Энергетической концепции (35% к 2020 г.) будет превышена. В настоящее время этот показатель составляет 25%.

Лимит на новые генерирующие мощности знаменует собой шаг к реформированию принципов, заложенных в ЗВЭ. В отличие от СвДП, которая настаивает на скорейшем пересмотре национальной системы поддержки альтернативной энергетики, христианские демократы предпочитают отложить решение на период после проведения выборов в бундестаг. Бесспорно, такая осторожность оправдана: если СвДП не пройдет в бундестаг, блоку ХДС/ХСС придется вступать в коалицию либо с СДПГ, либо с зелёными, а обе эти партии сохраняют приверженность принципам ЗВЭ.

Цены на энергию в предвыборной стратегии политических партий

Принимая во внимание, что рост энерготарифов оставляет равнодушным только 5% населения, политические партии активно используют эту тему в предвыборной борьбе, в том числе на земельном уровне. Обычно друг другу противостоят оппозиция и партии правящей коалиции, хотя внутри нее по многим вопросам энергетической политики единство отсутствует. Видимо, именно стремление канцлера к сохранению коалиции с либеральными демократами побуждает ее отвергать неоднократно высказывавшееся предложение о создании министерства энергетики.

Оппозиционные зеленые и социал-демократы небезосновательно приписывают себе авторство самой идеи перестройки энергетики: первый закон о выходе из атомной энергетики и ЗВЭ были приняты в период нахождения у власти красно-зелёной коалиции. Зелёные делают ставку на дальнейшее развитие возобновляемой энергетики, предсказывая снижение энерготарифов из-за снижения себестоимости электричества, произведенного возобновляемой энергетикой. В настоящее время сетевые операторы платят владельцам фотовольтанических установок в среднем по 17 центов за 1 кВт-час, продают на бирже в среднем по 4-5 центов. В свою очередь, низкие биржевые цены увеличивают налог по ЗВЭ (по разным оценкам, на этот фактор можно отнести 6-15% прироста налога в 2013 г.). Имеются прогнозы, по которым к 2030 г. себестоимость электроэнергии от возобновляемых источников будет ниже, чем от традиционных. Пока зелёные и социал-демократы намерены сдерживать рост цен сокращением льгот для промышленности, причем СДПГ соглашается реформировать некоторые положения ЗВЭ, в частности,

об обязательной приемке в сети возобновляемой электроэнергии. СДПГ отказалась от предложения о создании за счет федерального бюджета фонда для выплаты компенсаций владельцам земельных участков, стоимость которых снижает строительство энергетической инфраструктуры (такая идея озвучивалась в середине 2011 г.). Также предано забвению предложение о введении социальных тарифов, на чем СДПГ настаивала в прежние годы.

К настоящему времени такое требование выдвигает только Левая партия, представители которой делают акцент на защите малоимущих и называют рост энерготарифов «социальной проблемой десятилетия». Левые политики предложили ввести компенсационные выплаты при замене старой бытовой техники на более энергоэкономную. Высказывалось предложение по примеру некоторых административных единиц Швейцарии и Бельгии предоставлять каждому жителю бесплатно минимальный объем электроэнергии (примерно У общего потребления), одновременно повысив тарифы.

СвДП выступает за переход от ЗВЭ к квотированию возобновляемой энергетики; согласно подсчетам института RWI, лоббирующего интересы традиционной энергетики, замена ЗВЭ на квотирование позволила бы снизить объем субсидий на период 2012-2020 гг. с 59 до 7 млрд евро. В качестве временной меры лидер фракции в бундестаге Р. Брюдерле (федеральный министр экономики в 2009-2011 гг.) предлагал заморозить рост налога по ЗВЭ или ввести мораторий на увеличение мощностей фотовольтаники1. ХДС/ХСС также предлагает варианты решения проблемы. В частности, пересмотреть порядок взимания налога на электроэнергию (эту идею отстаивает еврокомиссар по энергетике Г. Эттингер и премьер-министр Нижней Саксонии Д. Макаллистер) и НДС. Генеральный секретарь ХСС Г. Грёэ высказался за то, чтобы зафиксировать налог по ВЗЭ на уровне 4,5 центов/квт-ч. Одновременно предлагается создать в банке К^ (банк находится под правовым контролем министерства финансов) фонд размером 46 млрд евро, из которого вплоть до 2026 г. будут производиться выплаты, если налог по ЗВЭ будет превосходить 4,5 центов/квт-ч. Если расчетный уровень налога будет ниже 4,5 центов, средства пойдут на финансирование указанного фонда. Таким способом предполагается обеспечить поддержку возобновляемой энергетики и одновременно избежать чрезмерной нагрузки на потребителей. П. Альтмайер (с мая 2012 г. федеральный министр по охране окружающей среды) считает целесообразным обеспечить для малоимущих бесплатные консультации по снижению энергопотребления.

Хотя правительство не сумело выполнить данного в июне 2011 г. обещания о том, чтобы налог по ЗВЭ не будет превышать 3,5 центов/кВт-час, определенные меры по сдерживанию цен предприняты: упомянутое вы-

1 Brocker M. FDP will Ausbau der Solarenergie stoppen // Rheinischer Post. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rp-online.de/politik/deutschland/fdp-will-ausbau-der-solarenergie-stoppen-1.3048944

ше снижение субсидий на фотовольтанику и лимит для налога на морскую ветроэнергетику на уровне 0,25 центов кВт/час. Впрочем, низкий лимит ставит под вопрос целесообразность такого порядка страхования; симптоматично, что после учреждения налога отложено несколько проектов по строительству морских ветро-парков. Можно ожидать, что после выборов налог будет повышен. И все же это первый прецедент, когда в проект закона были внесены поправки под давлением министерства по защите потребителей.

Чтобы противостоять повышению тарифов, правительство призывает немцев пользоваться преимуществами либерализации и менять сбытовую компанию; приняты законодательные меры по ускорению соответствующих процедур (апрель 2012). По данным интернет-порталов, предоставляющих услуги по смене тарифов, к настоящему времени около четверти населения когда-либо меняли сбытовую компанию. Утверждается, что таким способом можно уменьшить расходы на электроэнергию примерно на 10%. Скептическое отношение немцев к этим призывам усилилось после резонансного банкротства компании-дискаунтера ТеЮаРах, которая работала по принципу финансовой пирамиды. Принципы работы дискаутеров вызывают обоснованное недоверие потребителей. Со своей стороны, правительство могло бы принять меры по повышению прозрачности финансового положения таких фирм; в случае ТеЮаРах пресса сообщала, что налоговые органы были осведомлены о возможном банкротстве фирмы, однако не разглашали эту информацию. В 2012 г. Союз потребителей энергии потребовал от Федерального сетевого агентства провести проверку дискаунтера Flexstrom и связанных с ним компаний.

Отношение населения к энергетической политике

Опросы общественного мнения показывают, что пока большинство населения терпимо относится к повышению энерготарифов. Анализируя настроения в обществе, социологи констатируют «фаталистическую уверенность» большинства населения в грядущем росте цен на топливо и электроэнергию1. Таким образом, рост тарифов соответствует ожиданиям населения, причем руководство страны не создает почву для иллюзий, повторяя, что перестройку энергетики нельзя осуществить «по нулевому тарифу». Решение о выходе из ядерной энергетики было интерпретировано как ответная реакция на общественные требования, что позволяет правительству А. Меркель ожидать от населения встречной готовности разделить ответственность за потенциальные негативные социальные последствия этого шага. В правительственном заявлении по случаю представления пакета законов, связанных с выходом из атомной энергетики, подчеркнуто, что поддержка общества является необходимым условием успеха (п. 10)2.

Толерантность общества к росту затрат, обусловленному переходом на возобновляемые источники энергии, является следствием высокого уровня экологической сознательности на фоне относительно низких расходов на электроэнергию. Современная энергетическая политика направлена на удовлетворение потребностей класса люкс в обществе всеобщего благоденствия. Например, среди представителей среднего класса устанавливать фотовольтанические батареи в своем доме считается проявлением гражданского долга. Значительная часть населения считает повышение налога по ЗВЭ в 2013 г. приемлемым и даже незначительным. Характерно, что в восточных землях, где уровень жизни ниже, а безработица выше, таких людей меньше. Популярность экологических тарифов3 подтверждает данные социологических опросов, показывающих, что почти 2/3 населения согласны переплачивать за электроэнергию, если она выработана в соответствии с требованиями по охране климата и окружающей среды. Наблюдается прямая зависимость от уровня доходов: среди лиц с доходом свыше 3 тыс. евро в месяц дополнительные траты готовы нести 71%, в группе с доходами ниже 1,5 тыс. евро - 57%4. Впрочем, эти результаты свидетельствуют не о распространении «экологического бескорыстия» с ростом доходов, а о том, что малообеспеченные семьи5 тратят на энергию относительно большую часть своего дохода, поскольку объем энергопотребления зависит главным образом от количественного состава семьи. По расчетам кёльнского Института немецкой экономики (^), для 10% семей с наименьшими доходами налог по ЗВЭ составляет 1,3% доходов, а в 10% семей с самыми высокими доходами - соответственно 0,17%6. В качестве критерия ценовой доступности электроэнергии иногда применяют данные о количестве домохозяйств, в которых сбытовые компании отключали электричество из-за задолженностей7. По сравнению с предшествующим годом, в 2012 г. количество таких домохозяйств не выросло - 300 тысяч. Следует оговориться, что для оценки ценовой доступности такая методика не вполне корректна, поскольку зачастую семьи и низкими доходами, испытывающие трудности с оплатой счетов, являются добросовестными плательщиками. Различные опросы свидетельствуют, что трудности с оплатой электроэнергии испытывают малообеспеченные семьи - 1416% домохозяйств. Но и вне этой категории проблема постепенно обостряется: увеличилось количество людей, которые точно знают, сколько им приходится тратить на оплату электричества: в 2010 г. таких было 14%,

1 Kocher R. Energiewende ist nicht im Bewusstsein angekommen // Wirtschaftswoche. 17.03.2012. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://www.wiwo.de/politik/deutschland/denkfabrik-energiewende-ist-nicht-im-bewusstsein-angekommen/6333918.html Der Weg zur Energie der Zukunft- sicher, bezahlbar und umweltfreundlich. Berlin, 06.06.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fdp-fraktion.de/files/982/Energie_Papier.pdf

3 Специальные тарифы, но которым население получает электроэнергию, выработанную от возобновляемых источников. Созданы сбытовые компании, которые работают только с такими тарифами.

4 Meinungen zum Thema Energiewende 8. bis 12 // VKU: Verband kommunaler Unternehler. Dezember 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vku.de/service-navigation/presse/pressemitteilungen/liste-pressemitteilung/pressemitteilung-0312.html

5 В немецкой статистике малообеспеченными считаются домохозяйства, в которых доход на человека ниже 60% среднего (в 2010 г. - 952 евро в месяц). В последние годы 14-16% общего количества домохозяйств относятся к указанной категории (Verbande - Armut in Deutschland politisch verordnet // Reuters, 29.10.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://de.reuters.com/article/domesticNews/idDEBEE8BH02I20121218).

6 Das EEG belastet vor allem Geringverdiener // Institut der deutschen Wirtschaft Koln. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iwkoeln.de/de/presse/gastbeitraege/beitrag/90809

7 Согласно распространенной практике, сбытовые компании заблаговременно отправляют предупреждение о возможном отключении, если сумма задолженности превышает установленную в договоре. Примерно в половине подобных случаев стороны приходят к соглашению, избегая отключений электроэнергии.

Число

занятых

в 2012 г. - уже 40% опрошенных1. 95% немцев постоянно экономят электричество в быту.

Обобщение данных опросов приводит к выводу, что 15%-ный рост затрат на электроэнергию представляет собой пороговую величину, превышение которой способно поколебать положительное отношение к перестройке энергетики. Повышение тарифов в начале 2013 г. приблизилось к этой отметке, в связи с чем социологи предупредили об угрозе смены общественных настроений. Последние опросы показывают, что хотя 2/3 населения продолжают поддерживать идею перестройки энергетики, четверть немцев считают принятое в 2011 г. решение ошибочным. В то же время рост цен население связывает в первую очередь не с перестройкой энергетики или с отказом от АЭС (так считают 60% опрошенных), а с ориентированной на прибыль политикой энергоконцернов (80%).

Вопросы занятости

Заметное влияние на отношение населения к энергетической политике оказывают общая экономическая ситуация в стране, в том числе в сравнении с другими странами ЕС, а также положение в сфере занятости. В 2012 г. безработица в Германии была вдвое ниже, чем в среднем по ЕС2. Как указывалось выше, льготы по оплате электроэнергии для реального сектора введены для того, чтобы предотвратить деиндустриализацию Г ермании и сохранить рабочие места. По энергоемким производствам эта цель решается удовлетворительно (см. рис. 2).

Ситуация в самой энергетике неоднозначна. За период после либерализации энергетического рынка в 1998 г. численность занятых уменьшилась на 100 тыс. человек, прежде всего в связи с сокращением нерентабельной уг-ледобычи4. Вывод из строя АЭС внушает угольной отрасли некоторый оптимизм, который не распространяется на занятость. В самом деле, концерны RWE и Vattenfall строят свою стратегию исходя из того, что именно угольная энергетика способна обеспечить надежное энергоснабжение на период перехода к энергетике, основанной на ВИЭ. По сравнению с предшествующим годом, в 2012 г. увеличилось использование каменного и бурого угля в производстве электроэнергии. Но несмотря на прирост добычи (сопоставление статистики за первое полугодие 2011 и 2012 гг.), численность занятость в угледобыче снизилась. В электроэнергетике также трудно рассчитывать на прирост занятости, поскольку по сравнению со старыми, на угольных электростанциях нового поколения численность занятых на 40% ниже. Кроме того, остро стоит вопрос о вводе новых генерирующих мощностей: в 2012 г. были введены три электростанции, но к концу года закрылись угольные электростанции большей мощности. Острый вопрос о том, каким образом избежать закрытия ставших нерентабельными угольных (а также газовых) электростанций пока не решен.

Энергетические концерны из-за финансовых потерь, вызванных мораторием на работу 7 АЭС, приняли программы экономии, включающие сокращение 20 тысяч рабочих мест. Согласованы с профсоюзами (или находятся в стадии согласования) сокращения 6 тысяч мест в E.on, которое позволит концерну сэкономить до 2015 г. 9,5 млрд евро. RWE сокращает 2,4 тысячи мест, EnBW - 1,4 тысячи, Vattenfall - 0,5 тысяч. Концерн STEAG ожидает сокращение 600 рабочих мест, которое председатель правления И. Румштадт объясняет «сложными рыночными условиями», а именно внеочередной приемкой в сети энергии по ЗВЭ и введением для электростанций платы на сертификаты по выбросам CO2.

Рост занятости ожидается в фотовольтанике, на блочных теплоэлектроцентралях и установках теплофикации, в связи с проектами по энергоэкффективности, а также в структурах, оказывающих консультации по вопросам энергоснабжения.

Выводы

В ходе перестройки энергетики усилилось давление на непромышленных потребителей, на которых перекладывается часть прироста энерготарифов. Ввиду отсутствия четких критериев для определения ценовой доступности энергии, эта тематика все шире используется в предвыборной борьбе политическими партиям, особенно Левой партией. Поскольку правительство рассчитывает на снижение энергопотребления в домохозяйствах, оно не будет проводить решительных мер по сдерживанию цен на электроэнергию. Правящие партии пока отвергают даже введение льгот для малообеспеченных домохозяйств, хотя те находятся в наиболее уязвимом положении. Стратегия правительства заключается в перераспределении финансовой нагрузки с субсидирования возобновляемой энергетики на решение проблем сбалансированного и надежного энергоснабжения. Предстоит форсировать развитие энергосетей и предотвратить закрытие электростанций, эксплуатация которых необходима по соображениям энергобезопасности. Высока вероятность реформирования Закона о возоб-

Рис. 2. Численность занятых в энергоемких отраслях3

1 DEKRA Umfrage zu steigenden Energiekosten // DEKRA. 02.01.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dekra-arbeit.de/presse/newsdetails/article/dekra-umfrage-zu-steigenden-energiekosten-die-deutschen-ziehen-sich-warm-an.html

2 По данным Eurostat, в среднем по ЕС уровень безработицы составлял в 2012 г. 10,5% трудоспособного населения, а в

Германии - 5,5% (Harmonised unemployment rate // Eurostat. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&language=en&pcode=teilm020&tableSelection=1&plugm=1).

3 Energiewende-Index Deutschland 2020 // McKinsey&Company, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mckinsey. de/html/kompetenz/ industry_practice s/gem/gem_energiewende -index. asp

4 Erster Monitoring-Bericht „Energie der Zukunft”. Berlin, BMWi, BMU, 2012. S. 106.

новляемой энергетики при одновременном введении механизма, обеспечивающего финансирование инвестиций в энергетику за счет цен для частных потребителей. Толерантность населения к росту цен объясняется относительной дешевизной электроэнергии, готовностью нести дополнительные расходы для переходя на экологически чистую возобновляемую энергетику, убежденностью в неизбежном росте цен при любом сценарии развития энергетики. Важно, что правительство уделяет внимание вопросам ценообразования (как в случае с принятием закона о новом налоге на морские ветропарки). Низкий в сравнении с другими странами ЕС уровень безработицы создает благоприятный фон, на котором даже сокращение рабочих мест в энергетической отрасли проходит без острых социальных конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Altmaier warnt vor Billionen-Kosten der Energiewende // Reuters, 20.02.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://de.reuters.com/article/domesticNews/idDEBEE91J04A20130220

2. Ausbau erneuerbarer Energien im Strombereich. EEG-VergUtungen. Differenzkosten undUmlage sowie ausge-wahlte Nutzeneffekte bis zum Jahr 2030. Berlin, BMU, 2008.

3. BDEW-Strompreisanalyse Oktober 2012. Haushalte und Industrie. Berlin, 23. Oktober 2012. (Update 26.10.2012).

URL: http://bdew.de/internet.nsfid/123176ABDD9ECE5DC1257AA20040E368/$file/121026_BDEW_Strom-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

preisanalyse_Oktober%202012_Update_26.10.2012. pdf

4. Brauninger M.; Schulze S. Konsequenzen der Energiewende. Studie im Auftrag der UniCredit Bank, MUnchen, 2012.

5. DEKRA Umfrage zu steigenden Energiekosten // DEKRA. 02.01.2013. URL: http://www.dekra-

arbeit.de/presse/newsdetails/article/dekra-umfrage-zu-steigenden-energiekosten-die-deutschen-ziehen-sich-waim-anh1ml

6. Das EEG belastet vor allem Geringverdiener // Institut der deutschen Wirtschaft Koln. URL: http://www.iwkoeln.de/de/presse/gastbeitraege/beitrag/90809

7. Der Weg zur Energie der Zukunft- sicher, bezahlbar und umweltfreundlich. Berlin, 06.06.2011. URL:

http://www.fdp-fraktion.de/files/982/Energie_Papier.pdf

8. Deutsche Energie-Agentur in Kooperation mit Ernst&Young. 3. Quartal 2012. URL: http://www.dena.de/fileadmin/user_upload/Publikationen/Energiesysteme/Dokumente/Ergebnisse_DEX_3_Quart al_2012.pdf

9. Doschner J. Unter Strom. URL: http://www.tagesschau.de/wirtschaft/strompreis130.html

10. Energiewende-Index Deutschland 2020 // McKinsey&Company, 2012. URL:

http://www.mckinsey.de/html/kompetenz/industry_practices/gem/gem_energiewende-index.asp

11. Energiewende-Navigator 2012 des BDI. BDI - Interessenvertretung der Industrie. Kompetenzinitiative Energie Berlin, 31.10.2012. URL: www.energiewende-richtig.de/.../file/.../232

12. Erneuerbare Energien und das EEG: Zahlen, Fakten, Grafiken. BDEW. Berlin, 15. Dezember 2011 (korrigierte Fassung vom 23. Januar 2012). URL: http://nein-zu-neuen-akw.ch/wp-content/uploads/2012/02/BDEW-Energie-Info_EE-und-das-EEG-2011_23012012.pdf

13. Erster Monitoring-Bericht „Energie der Zukunft”. Berlin, BMWi, BMU, 2012.

14. Harmonised unemployment rate // Eurostat. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab= ta-ble&language=en&pcode=teilm020&tableSelection= 1&plugin= 1

15. Household Energy Prices Index for Europe. E-Control. Р. 5. 26.11.2012. URL: http://www.e-

control.at/portal/page/portal/medienbibliothek/presse/dokumente/pdfs/HEPI_Press_Release_November2012.pdf

16. IHK-Energiewende-Barometer 2012. DIHK, Berlin. URL: www.dihk.de/.../ihk-energiewende-baromet...

17. Investitionen durch den Ausbau erneuerbarer Energien in Deutschland. Prognos. Berlin, 2010. URL: http://www.bee-ev.de/_downloads/publikationen/studien/2010/1005_Prognos-Studie_Investitionen_BEE-Ausbauprognose_lang.pdf

18. Kemfert C., Schafer D. Finanzierung der Energiewende in Zeiten groBer Finanzmarktinstabilitat // DIW Wochenbe-richt. 2012. Nr. 31. URL: http://www.diw.de/documents/publikationen/73/diw_01.c.406561.de/12-31-1.pdf

19. Kocher R. Energiewende ist nicht im Bewusstsein angekommen // Wirtschaftswoche. 17.03.2012. URL: http://www.wiwo.de/politik/deutschland/denkfabrik-energiewende-ist-nicht-in-bewusstsein-angekonnen/6333918.htnl

20. Kosten des Ausbaus erneuerbarer Energien. VBW-Studie, 2011. 16. November 2012. URL: http://www.vbw-

bayern.de/agv/vbw-Aktionsfelder-Standort-Energie-Neue_Studie_der_vbw_Kosten_des_Ausbaus_der_erneuerbaren_ Energien--45218,ArticleID__23055.htm

21. Langfristszenarien und Strategien fur den Ausbau der erneuerbaren Energien in Deutschland bei BerUcksichtigung der Entwicklung in Europa und global. Berlin, BMU, 2011.

22. Meinungen zum Thema Energiewende 8. bis 12 // VKU: Verband kommunaler Unternehler. Dezember 2011. URL: http://www.vku.de/service-navigation/presse/pressemitteilungen/liste-pressemitteilung/pressemitteilung-0312.htnl

23. Positionspapier zur Reform der Forderung erneuerbarer Energien. Beschluss des Presidiums der FDP. Berlin, 24.09.2012. URL: http://www.fdp.de/files/408/P-St_rkung_der_erneuerbaren_Energien.pdf

24. Verbande - Armut in Deutschland politisch verordnet // Reuters, 29.10.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://de.reuters.com/article/domesticNews/idDEBEE8BH02I20121218

25. Was kostet uns der Strom? Bundesverband Informationswirtschaft, Telekommunikation und neue Medien e.V.

Berlin, 15.10.2012. URL: http://www.pressebox.de/pressemitteilung/bitkom-bundesverband-

informationswirtschaft-telekommunikation-und-neue-medien-ev/Was-kostet-uns-der-StromOE/boxid/546829

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.