Научная статья на тему 'Социальность как проблема социальной философии'

Социальность как проблема социальной философии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1081
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / ТИПЫ СОЦИАЛЬНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL PHILOSOPHY / SOCIAL / TYPES OF SOCIALITY / PUBLIC RELATIONS / SOCIO-CULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бакланова Ольга Александровна

В статье исследуется проблема социальности, выделяются ее типологические, структурно-функциональные, динамические и иные характеристики. Автор подчеркивает, что социальность может быть рассмотрена на основе единства четырех измерений, отражающих непреодолимые друг для друга биологические, социальные, культурные и психологические свойства развертывания социальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALITY AS A PROBLEM OF SOCIAL PHILOSOPHY

The paper investigates the problem of sociality, distinguishes its typological, structural-functional, dynamic, and other characteristics. The author emphasizes that sociality can be considered on the basis of the unity of the four dimensions that reflect each other insurmountable biological, social, cultural and psychological characteristics deployment of social processes.

Текст научной работы на тему «Социальность как проблема социальной философии»

Проблема исследования социальности, выделения ее типологических, структурно-функциональных, динамических и иных характеристик актуализируется острее всего в периоды кризисов, распада уже концептуализированной философией социальности, вытеснения старой социальности новой [6, с. 302-317]. То есть она выходит на первый план именно тогда, когда становится насущной ревизия самих методологических оснований исследования общества [3]. Различные дисциплинарные направления по-разному откликаются на это требование социальной теории, как в динамическом, так и в содержательном смысле, каждое из них предлагает собственную проекцию проблемы и свой инструментарий (с вариантами ее решения) [4, с. 54-58]. Как результат -диверсификация концепта «социальность», оформление различных подходов к его содержательному наполнению, среди которых можно выделить по меньшей мере четыре основных: философский, культурологический, социологический и психологический.

Философский подход предлагает отталкиваться от системы общей взаимосвязи людей [7, с. 5-21]. Социологические трактовки социальности, как правило, сконцентрированы на описании институциональной системы общества и функциональной составляющей входящих в него индивидов. Российские культурологические и социологические экспликации концепта социальности строятся чаще всего на ролевой реализации индивида в обществе. Именно маркер того, насколько детерминирован или, напротив, автономен индивид в рамках социальных связей, по большей части фундирует (или удостоверяет) типологизацию социальной системы, в которой он действует [2, с. 309315].

Чаще всего авторы выделяют такие универсальные характеристики социальности, как «взаимозависимость», «взаимообусловленность», «совместное бытие людей», т. е. признают в качестве основной детерминанты общий смысл совместного бытия некоторой социальной общности [18, с. 137-151]. Однако нужно признать, что эти определения не раскрывают содержательный смысл понятия «социальность» в полной мере. Чем выше уровень абстракции выводимого определения социальности, тем менее содержательным и отражающим (согласно логическому закону) оно становится, более номинальным и требующим дополнительного качественного анализа, раскрывающего его сущность.

Поэтому философский анализ чаще всего требует междисциплинарной поддержки и в своем развернутом виде опирается еще как минимум на три дополнительные характеристики социальности: культурную, социально-структурную и социально-психологическую (последняя, как нам видится, в большей степени релевантна для анализа специфики индивида, а две первые больше подходят в описаниях функциональной характеристики больших социальных общностей). Однако это деление очень условно - оно отражает не реальную демаркацию индивида от общества, а лишь относительность макро- и микроуровня социального исследования.

Результирующей такого «четырехстороннего» анализа социальности становится возникновение своеобразной социально-теоретической матрицы социальных связей и состояний, позволяющей давать адекватные и многомерные характеристики как самого общества, так и отдельных индивидов и социальных групп, входящих в него. В этих характеристиках с необходимостью учитывается не только наличное состояние развернутой «сегодняшней» социальности, но и те потенциальные характеристики («социокультурные программы»), которые находятся в латентном виде в сознании индивида и общества [10, с. 70-74], всегда коррелируют с прошлыми состояниями общества.

Данные измерения составляют матрицу социальных связей, которая представляет собой систему вертикально и горизонтально выстроенных отношений. Интеграция, «сцепление» этих отношений в составе целого обеспечивается на основе действия принципа согласованного порядка [14, с. 26-29]. Данный принцип можно квалифицировать как состояние распределения связей между элементами системы, при котором усилия их взаимного отношения в составе целого обеспечивают ее устойчивость. Думается, что различные измерения социальности актуализированы неравномерно, в каждой социальной системе всегда есть доминирующие, имеющие самую высокую динамику. Остальные более зависимы от него и изменяют свои значения под влиянием доминанты экзогенных и эндогенных факторов, их взаимного системного взаимодействия в составе целого.

Социально-философский анализ социальности отличается от культурологического или социологического. Поэтому считаем необходимым уточнить, какие формы совместного существования с помощью каких понятийных рядов мы можем описать, применяя, скажем, социокультурный подход. Социальный аспект социокультурной реальности может быть представлен таким образом: во-первых, как вертикальная и горизонтальная упорядоченность общества (социальная структура, институциональная и стратификационная диспозиция, функциональность-дисфункциональность социальных структур); во-вторых, упорядоченность социальных отношений (тип и особенности социальной коммуникации, интенсивность и тип социального обмена); в-третьих, рефлексия социальных порядков (норм) в общественном сознании (характеристика социальной системы с точки зрения «развития-стабильности-нестабильности-кризиса-деконструкции»); в-четвертых, динамика изменений социальной системы (на макроуровне - интенсивность и частота структурных трансформаций, на микроуровне - изменения индивидуального взаимодействия, удлинение или укорачивание социальной дистанции между людьми, изменения частоты индивидуальных горизонтальных или вертикальных контактов) [12, с. 45-48].

Культурный аспект социокультурной реальности указывает на такие атрибуты совместного человеческого существования, которые составляют содержание общественной жизни [16, с. 759-763]. Во-первых, это упорядоченность культурного пространства (целостность культуры, ее специализированный и обыденный уровни, специфика освоения и воспроизводства культурного опыта. Специализированный уровень вмещает в себя предметную область, содержание деятельности, технологии, язык и пр. Обыденный уровень содержит в себе типичные повседневные ситуации, содержание и специфику человеческой активности, привычки, ценности и порядки в бытовых отношениях между людьми, обыденный язык повседневного взаимодействия [15, с. 32-36]); во-вторых, содержание коммуникации (символические формы кодификации сообщений, способы их передачи, особенности понимания и эффективности информационного обмена, культурные различия участников коммуникации [11, с. 270-273]); в-третьих, обобщенная иерархия культурных уровней (панкультура, культурообразующая идея, остальные культурные и субкультурные единицы, культурный ареал, системные характеристики культуры, организованные по степени сложности); в-четвертых, культурная макродинамика (смена культурных парадигм: диалектика традиций-инноваций, вариабельность локальных и базовых культурных конфигураций, процессы культурной диффузии на уровне обыденных практик, закрепление/отвержение культурных образцов).

С помощью культурного аспекта описывается культурная микродинамика социокультурного пространства, с помощью социального аспекта очерчивается упорядоченность социальных отношений данной социокультурной среды. И то и другое измерение очень важно для определения стратегии исследования проблемы обыденного сознания, поскольку эти аспекты становятся основными компонентами исследования, объединенными общей логикой.

Взаимодополнительность социального и культурного аспектов в философской репрезентации социальности очевидна: исследователи периодически, по мере необходимости, обращаются к культурным аспектам общества (в исследовании норм, ценностей, культурных измерений социальной структуры и пр.). Теоретики культуры, в свою очередь, вынуждены обращаться к социальным характеристикам общества (институциональные особенности, социальное действие, формы коммуникации и т. д.). Существует также ряд междисциплинарных проблем индивидуальной и групповой социации, которые оказываются шире дисциплинарных рамок культурологии или социальной теории, а соответственно, требуют для своего разрешения междисциплинарной поддержки (например, в социальной теории невозможно адекватно описать общественные изменения без обращения к культурным детерминантам, в культурологии нельзя понять механизмы культурной диффузии, не рассматривая их в плоскости структурирования и формообразования социального взаимодействия).

Подобное понимание социальности приводит к нескольким важным выводам.

Во-первых, социальность представляется как особое, специфическое качество связей, обменов и зависимостей между индивидами и социальными группами, которые создают и многократно

воспроизводят некую исторически обусловленную модель социальных отношений, каждый день и час сообщая ей этим устойчивость и своеобразную уникальность сложившегося социального порядка.

Во-вторых, характеристика типов социальности может даваться исходя из единства четырех измерений, характеризующих несводимые друг к другу биологические, социальные, культурные и психологические особенности протекания социальных процессов и формирования социальных явлений. Причем, мы предполагаем, что каждая из этих четырех составляющих имеет собственную структуру, однако может быть охарактеризована как по «вертикали», так и по «горизонтали» интеграции социальной системы (которые в целом коррелируют и задают основу социального порядка).

В-третьих, подобная методологическая модель исследования социальности должна включать в себя не только структурный и функциональный, но и динамический аспект, который лучше всего отражает особенности быстрого изменения современного общества, его «текучести», постоянной трансформации и возникающих в связи с этим рисков [8, с. 196-202].

В-четвертых, современному исследователю свойственно многовариантное, альтернативное представление социальности. Философский подход предполагает выявление сложной взаимосвязи различных типов социальных коммуникаций, а также интерсубъективной смысловой структуры, т. е. ценностей и жизненных смыслов, конституирующих изучаемый социальный организм. Он требует сложного сочетания как социально-структурного (социологического), так и культурологического и социально-психологического анализа, поскольку современная социальность представляет собой причудливую констелляцию различных типологических черт традиционного, индустриального и постиндустриального (или же информационного) общества [9, с. 43-46], в рамках которого появляется «особый искусственный мир виртуальной реальности, в свою очередь, конструирующий нового человека» [5, с. 14-18]). В результате образуется относительно устойчивая социальная целостность. Поэтому в основе социального мышления современного человека - причудливое сочетание традиционалистского, модернистского и постмодернистского архетипов восприятия социальной реальности [1, с. 67-73], изучение которого требует сложного междисциплинарного подхода. При этом фрагментарно-мозаичное, децентрированное социальное мышление современного человека проявляется в социально-гуманитарных науках (в экономике, например, это представления о кластерах [17, с. 64-71], а в педагогике - компетентностный подход [13, с. 102-106]).

Литература

1. Бакланов И. С. Тенденции социальной динамики и когнитивные процессы: на пути к обществу ультрамодерна // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2008. № 4.

2. Бакланов И. С., Яценко А. Л. Роль социальных сетей в процессах глобализации // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12. № 4.

3. Бакланова О. А. Тенденции социальной философии: западный и российский опыт осмысления постмодернизма // Философия права. 2011. № 5.

4. Бондаренко Н. Г. Новые образы взаимосвязи теоретического и практического в современной социальной философии // Вестник Ставропольского государственного университета. 2012. № 1.

5. Верещагин В. Ю. Русская культурная идентичность: инновационный традиционализм // Философия права. 2011. № 1.

6. Гречко П. К. Новая социальность: опыт интерпретации // Вопросы социальной теории. 2009. Т. 3.

7. Гречко П. К. Парадигмальная эвристика complexity в современном социально-гуманитарном познании // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Философия. 2012. № 1.

8. Душина Т. В., МикееваО. А. «Общество риска» как репрезентативная модель современного социума // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. № 4.

9. Гончаров В. Н. Концепция «информационного общества»: социально-философский анализ // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 1.

10. Камалова О. Н. Исследование эмоций и интуиции в современной философии и науке // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6.

11. Колосова О. Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2013. № 2.

12. Микеева О. А. Анализ парадигмальных оснований социокультурного подхода в социальном познании // Научная мысль Кавказа. 2009. № 1.

13. Плугина М. И., Шалагина В. А. Формирование психологической компетентности субъектов образовательного процесса // Интеграция образования. 2007. № 1.

14. Похилько А. Д. Основания социальной самодетерминации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010.№ 3.

15. Похилько А. Д. Топология встречи // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. Общественные науки. 2003. № 4.

16. Ромах О. В., Лапина Т. С. Социальность как качество культуры // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т. 104. № 12.

17. Татаринова И. П., Шевцова В. В., Говердовская Е. В. Кластер как интегративная категория // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 3.

18. Шмерлина И. А. Социальность и проблема смысла: к выработке междисциплинарного понятия // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. 21. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.